Научная статья на тему 'Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании'

Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1110
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
дошкольное образование / предметно-развивающая среда / полифункциональность / игровое пространство / развивающее обучение / педагогические принципы / preschool education / subject-developing environment / polyfunctionality / game space / developing learning / pedagogical principles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бетанова С. С., Сухова А. А.

Статья посвящена оптимизации одного из важнейших компонентов дошкольного образованияпредметно-развивающей среды, являющейся основой формирования компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бетанова С. С., Сухова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT-DEVELOPING ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATION

the Article is devoted to the optimization of one of the most important components of preschool education – the subject-developing environment, which is the basis for the formation of a competence approach

Текст научной работы на тему «Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании»

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

SUBJECT-DEVELOPING ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATION

УДК 373.2

Бетанова С.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет». Россия, Московская область, г.о. Мытищи

Сухова А.А., магистрант 2 курс, факультет специальной педагогики и психологии ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет». Россия, Московская область, г.о. Мытищи Betanova S.S., candidate of psychological sciences, Associate Professor, Department of Special Pedagogy and Inclusive Education GOU VO MO "Moscow State Regional University". Russia, Moscow region, g.o. Mytishchi Sukhova A.A., undergraduate 2 year, faculty of special pedagogy and psychology GOU VO MO "Moscow State Regional University". Russia, Moscow region, g.o. Mytishchi

Аннотация: Статья посвящена оптимизации одного из важнейших компонентов дошкольного образования - предметно-развивающей среды, являющейся основой формирования компетентностного подхода.

Abstract: the Article is devoted to the optimization of one of the most important components of preschool education - the subject-developing environment, which is the basis for the formation of a competence approach.

Ключевые слова: дошкольное образование, предметно-развивающая среда, полифункциональность, игровое пространство, развивающее обучение, педагогические принципы.

Keywords: preschool education, subject-developing environment, polyfunctionality, game space, developing learning, pedagogical principles.

1. Роль предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных

организациях

В отечественной педагогике одним из главных направлений является осознание роли предметно-развивающей среды в дошкольных организациях. Это отразили в своих трудах такие известные деятели психологии и педагогики, как: Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. В настоящее время широко

используется следующее определение: развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Именно в таком пространстве происходит гармоничное развитие ребенка. Как точно выразил В. Сухомлинский, «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка».

[7]

Известно, что развивающее обучение успешно там, где созданы оптимальные условия для ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста - игровой. Создание условий для игровой деятельности воспитанников является одной из основных задач дошкольного учреждения. При организации игрового пространства обязательно соблюдение определенных требований. Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Задача дошкольного учреждения - организация предметно-развивающей, игровой среды так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. [2]

Выполнить такую важную задачу позволит размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования, что способствует объединению детей в подгруппы по интересам. Игровая среда должна быть построена так, чтобы дети могли полноценно участвовать сюжетно-ролевых, строительно-конструкторских, театральных играх. Исходя из этого, мебель, игровое оборудование являются ключевыми для организации развивающего и игрового пространства. В правильно организованной предметно-развивающей среде каждый дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его воображение, любознательность, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, развивается речь. Развивающая среда - залог проявления ребенком самостоятельности, инициативности, творчества. Она способствует установлению, утверждению чувства уверенности детей в себе, дает им возможность испытывать и применять свои способности. [3]

Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому

человеку. Предметно-развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей. Все это определяет предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении как первое звено в системе непрерывного образования человека. [1]

Конкретно в условиях ДОУ предметно-развивающая среда раскрывается через организацию пространства в каждой возрастной группе -это разделение на зоны (обучающую, игровую, спортивную, экспериментальную, эстетическую, литературную, театральную). Это и внешнее оформление интерьера, дизайн группы в едином стиле, концепции. Это игровые материалы, атрибуты для осуществления самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками игры. Среда содержит и учебно-методические пособия, используемые воспитателями в процессе обучения, и оборудование для осуществления детьми разнообразных типов деятельности.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда - это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.

2. Педагогические требования к созданию развивающей среды

Одним из главных требований методисты дошкольного образования считают достижение полифункциональности использования пространства группового помещения. Максимальный эффект достигается, когда пространство разделяется на 3 части: [2]

1. Зону для спокойной деятельности

2. Зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.)

3. Рабочую зону.

Все части пространства, в зависимости от конкретных воспитательных задач, должны обладать возможностью изменяться по объему -увеличиваться, уменьшаться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы. Для детей все зоны должны быть обозначены семантическими (смысловыми) метками.

Материалы и оборудование должны создавать насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать

реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Предметно - развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. [4]

Практически доказано, что наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами: полифункциональностью (возможностью применения игрушки в совместной деятельности), дидактическими свойствами, принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством. [5]

Безусловно, что в современном мегаполисе при организации предметно - развивающей среды нельзя допускать появление в ДОУ игрушек, которые:

> провоцируют ребенка на агрессивные действия;

> вызывают проявление жестокости по отношению к участникам и персонажам игры;

> провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

> выходят за компетенцию детского возраста.

Поскольку развивающая среда должна способствовать полной

реализации образовательных задач ДОУ, то необходимо, чтобы она включала пространство как для совместной партнерской деятельности детей и взрослых, так и модель свободной самостоятельной деятельности детей.

Доказано, что одним из важных механизмов развития дошкольных образовательных учреждений является создание условий для осуществления совместной игровой деятельности воспитанников и педагогов в рамках единого игрового пространства. Такой подход позволяет реализовать педагогические инновации в области проектирования и разработки игровой деятельности в условиях ДОУ. [5]

З.Принципы построения развивающей среды

В каждом дошкольном образовательном учреждении развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса. [6]

Для организации эффективной предметно-развивающей среды в ДОУ необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Принцип информативности. Он предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования, а также активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

2. Принцип соответствия. Он обеспечивают уровень развития детей и их возрастные особенности.

3. Принцип вариативности. Определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

4. Принцип полифункциональности. Предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса, дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

5. Принцип педагогической целесообразности. Он позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

6. Принцип трансформируемости. Обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.

Понятно, что само по себе соблюдение принципов не гарантирует успешного функционирования среды, поэтому необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Взрослые при создании среды должны понимать, что она должна не только помогать ребенку познавать окружающий мир, но и выступать в роли естественного фона его жизни ребенка. При этом развивающая среда призвана положительно влиять на эмоциональное состояние детей, снимать утомляемость, иметь привлекательный вид.

Педагоги при построении концепции среды придерживаются приоритетного направления воспитательно-образовательной деятельности в группе, они учитывают особенности реализуемой программы и педагогических технологий. Существует известная практика, когда педагоги используют детские работы в оформлении интерьера, что повышает эстетическую ценность среды и делает ее родной для обитателей.

Нужно выделить и ведущие характеристики развивающей среды в дошкольном учреждении:

• Это, прежде всего, сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой, что придает ей комфортность и безопасность.

• Богатство сенсорных впечатлений. Предметы обстановки

групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы

они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Это преимущественно естественный природный, бросовый материал, разнообразные бытовые предметы.

• Постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни.

• Обеспечение возможности для экспериментирования.

• Нахождение в помещении только тех материалов, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.

4. Особенности организации предметно-развивающей среды в ДОУ разных типов и видов

В своих исследованиях С.Л. Новоселова описывает предметно-развивающую среду в ДОУ разных типов и видов "как систему условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности". [1] В связи с этим наибольшую значимость в настоящее время имеет решение проблемы организации предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях различного статуса и контингента. Так, например, среда специализированного дошкольного учреждения для детей с отклонениями в развитии имеет особу, коррекционную, направленность. В этом случае мы говорим о коррекционно-развивающей среде, отличающейся тем от предметно-развивающей, тем, что она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как утверждают Л.И. Плаксина и Л.С. Сековец, «коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный,

вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм

непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности». [2].

Особенностью указанной среды является, прежде всего, превентивная направленность всех видов ее средств, что помогает решать вопросы предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка. Для этого служат специальные дидактические, игровые и бытовые материалы. Необходимо обеспечить и пропедевтическую направленность коррекционно-развивающей среды, что позволит обеспечить ребенку поэтапное и постепенное введение его в информационное поле, в котором организовано безбарьерное пространство, подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки и социальной ориентировки.

Подобная среда призвана обеспечивать формирование у детей с проблемами развития компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти. Правильно выстроенная коррекционно-развивающая среда нацелена на максимальное восстановление связи между ребенком и его окружением.

Развивающая среда ДОУ - это ценность традиций не только с точки зрения домашнего уюта, но и собственного выбора коллектива в зависимости от вида учреждения. Педагоги имеют широкие возможности для полноценного удовлетворения всех потребностей ребенка, его желания двигаться, творить, исследовать. Создаются «уголки творчества», зоны эмоциональной и индивидуальной комфортности, дизайн-студии, ландшафтные уголки. Развивающая игровая среда включает в себя не только оборудование, атрибуты к игре, но и бросовый материал. Творчески настроенный педагог поддерживает развивающую роль среды тем, что побуждает детей принимать участие в изготовлении атрибутов для игр, предлагает им дополнить имеющиеся материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками.

Исследователи В.Н. Бондарева, А.О. Зобнина и другие определяют общие критерии оценки эффективности развивающей среды в ДОУ различных типов и видов. [6] Это:

• положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;

• отсутствие конфликтов среди детей;

• наличие продуктов детской деятельности;

• динамика развития ребенка;

• невысокий уровень шума.

5. Специальные и гигиенические требования к созданию предметно-развивающей среды. Требования СанПиН.

Педагоги и методисты современных ДОУ единодушны во мнении, что среда должна быть организована рационально, логично и удобно для детей. Так, например, библиотеку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где находится столик, кресла или диванчик, рядом есть растения. Также обстановка должна иметь отличительные признаки. Так, для детей 2-3 лет - это большое пространство для активного движения. Для детей 3-4 лет - широко развернутый центр сюжетно-ролевых игр. Для детей 4-5 лет предназначены уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполнение разным содержанием и рассчитанные на игру компании из двоих-троих детей.

Опытные педагоги знают, что среда должна включать не только стационарную, но и мобильную мебель: «открытые» ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий; «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, платки, «бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки. [4]

Необходимо соблюдать требования безопасности предметной развивающей среды: помещение и участок должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, правилам и нормативам работы ДОУ, СанПин 2.4.1 3049-13 (с изменениями 2020г.), нормам и правилам пожарной безопасности. В этой связи в среде поддерживается:

• нужный уровень освещенности в игровой комнате,

• наличие маркировки мебели и рассаживание детей за столы и стулья в соответствии с ростом;

• соблюдение питьевого режима;

• соблюдение температурного режима и режима проветривания;

• соблюдение гигиенических требований к проведению занятий физкультурой, закаливанию;

Необходимо, чтобы расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде отвечало требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве. Игровые поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением предметно-развивающей среды определялось положение тела ребенка, и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и т.д. [2]

Таким образом, в результате в каждом дошкольном образовательном учреждении должна быть создана такая развивающая образовательная среда, которая сможет:

^ определить духовно-нравственное развитие и воспитание детей; ^ обеспечить высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей;

^ гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

^ быть комфортной, удобной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Литература:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. № 5. 99. С. 32-38.

2. Артамонова О. Предметно-пространственная развивающая среда в жизнедеятельности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования>>, 2009.

3. Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2012. № 3. С. 97-107. Бо1:10.18384/2224-0209-2012-3-218

4. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - Спб., "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2006.

5. Приложение № 3 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек>>

(методические указания для работников дошкольных образовательных учреждений.

6. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

7. Сухомлинский В.А. Избр. пед.соч., т.2 - М.: Просвещение, 2001.

Literature:

1. Anokhina T. How to organize a modern subject-developing environment // Preschool education. No. 5. 99. S. 32-38.

2. Artamonova O. The subject-spatial developing environment in the life of children of preschool age: Methodological recommendations / Tambov: TOGAAU DPO "Institute for Advanced Training of Education Workers", 2009.

3. Betanova S.S. The development of communicative skills of children of primary school age with a slight degree of mental retardation // Bulletin of Moscow State Regional University (Electronic Journal). 2012. No 3. S. 97-107. Doi: 10.18384 / 2224-0209-2012-3-218

4. Nischeva N.V. Subject-spatial developmental environment in kindergarten. The principles of construction, advice, recommendations / Comp. N.V. Nischeva. - St. Petersburg, "CHILDHOOD-PRESS", 2006.

5. Appendix No. 3 to the letter of the Ministry of Education of Russia dated May 17, 1995 No. 61 / 19-12 "On the Psychological and Pedagogical Value of Games and Toys" (guidelines for employees of preschool educational institutions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ryzhova N.A. Developing environment of preschool institutions (From work experience). M., LINK-PRESS, 2003.

7. Sukhomlinsky V.A. Fav. ped.soch., t.2 - M .: Education, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.