Научная статья на тему 'Предметная деятельность как парадигма в современных исследованиях психики человека'

Предметная деятельность как парадигма в современных исследованиях психики человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
536
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ПАРАДИГМА / ПСИХИКА / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИДЕАЛЬНОЕ / ACTITVITY / SUBJECT ACTIVITY / HOLOGRAPHICAL PRINCIPLE / PARADIGM / PSYCHE / REPRESENTATION / IDEAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коптелов Александр Олегович

Основным предметом анализа в данной работе выступает проблема психики человека, рассматриваемая через призму предметной деятельности как одна из парадигм в объяснении идеальных феноменов в ее философско-критическом осмыслении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject activity as psychic modern investigations

The basic subject of analysis in this work is the problem of mans psyche considering in the light of subject activity as one of paradigms in explanation of ideal phenomena in philosophical and critical comprehension.

Текст научной работы на тему «Предметная деятельность как парадигма в современных исследованиях психики человека»

9. Михайлова О. Ю. Изучение психологических мотивов преступлений, сопряжённых с особой жестокостью // Юридическая психология: материалы симпозиума на 6-м Всесоюзном съезде общества психологов. М., 1983. С 53.

10. Фрейд 3. Я и Оно. М., 1998. С. 431.

11. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1. С. 365-367.

12. Юлов В. Ф. Мышление в контексте сознания. М., 2005; Юлов В. Ф. Научное мышление. Киров, 2007.

УДК 159.922

А. О. Коптелов

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПАРАДИГМА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Основным предметом анализа в данной работе выступает проблема психики человека, рассматриваемая через призму предметной деятельности как одна из парадигм в объяснении идеальных феноменов в её философско-критическом осмыслении.

The basic subject of analysis in this work is the problem of man's psyche considering in the light of subject activity as one of paradigms in explanation of ideal phenomena in philosophical and critical comprehension.

Ключевые слова: деятельность, предметная деятельность, голографический принцип, парадигма, психика, репрезентация, идеальное.

Keywords: actitvity, subject activity, holographical principle, paradigm, psyche, representation, ideal.

Начиная с эпохи великих промышленных революций западная наука не только добилась поразительных успехов на поприще совершенствования производительных технологий, но и стала мощной материальной силой, влияющей на судьбы миллионов людей. Вместе с тем, несмотря на весьма показательные успехи в различных областях знаний, сегодня всё чаще приходится констатировать, что не всегда те или иные выявленные закономерности в процессе научных исследований приближают нас к более точному описанию реальности. Во второй половине XX в. историк науки и физик Томас Кун, будучи сторонником социально-группового подхода по проблеме структуры и эволюции научного знания, выявил, что история науки ни в коей мере не является четко последовательным циклом накопления данных и формированием всё более точных теорий. Но, тем не менее, процессы эти вполне закономерны, и про-

КОПТЕЛОВ Александр Олегович - кандидат философских наук, доцент по кафедре методологии, истории и философии науки Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева © Коптелов А. О., 2009

исходящие изменения можно понять и даже предсказать. Действительное научное открытие, согласно Куну, может произойти только в том случае, если прогнозы относительно природы, методов и средств исследования, основанные на существующей парадигме, не найдут своего реального подтверждения. Следовательно, новая радикальная концепция никогда не будет дополнением или приращением к существующим знаниям. Все новые открытия требуют кардинального переформулирования фундаментальных допущений прежней теории, так как реализуют переоценку существующих фактов и наблюдений. Таким образом, «парадигма» у него означает определенную совокупность фундаментальных теорий как системы ценностей и как совокупности решающих (для данной науки) экспериментальных достижений, результирующих возможности дальнейшего совершенствования системы исследовательских методов и образцов деятельности [1].

Надо сказать, что сегодня куновская теория парадигм не играет столь значимой роли в философии науки, как прежде, так как критерии её новизны остались в историческом сплетении философского пространства середины XX в. Но сам философско-понятийный аппарат его концепции, несмотря на все оговорки и реверансы в сторону исторического эмпиризма, психологизма и социологизма, для многих представителей науки стал традиционным в методологии исследований. Фундирующее же значение тех или иных парадигм в области современных исследований нейродинами-ки мозга, психической деятельности человека в целом определяет и критический ракурс настоящей статьи, в которой автор, по мере возможности, воссоздает проблемное поле несколько ушедших в тень прошлого века научных дискуссий об идеальном и деятельностном подходах в психологии.

Когда-то западная наука поступила с Декартом и Ньютоном так же, как Маркс и Энгельс - с Гегелем. Укоренившаяся парадигма в психологии и философии советского периода относительно мышления, психики, сознания как особых продуктов высокоорганизованной материи имеет свою продолжительную историю в XX в., связанную с ожесточенными научными дискуссиями, в особенности по проблеме идеального и психофизического параллелизма. В тот период в психологии особое значение придавалось работам Сеченова и Павлова, содержание которых, по сути, сводилось к тому, что непосредственно данные субъекту психические процессы и объективно наблюдаемые нервные процессы, в которых отражается взаимодействие организма и среды, представляют не два ряда процессов, а в основе своей являются одним и тем же процессом материального отражения мозгом внешних условий существования организма. Разуме-

ется, мы учитываем и разнонаправленность существующих тогда подходов и исследовательских программ в границах их научных традиций и школ. Тем не менее большинство из них в конечном итоге сводилось к тому, что сознание имеет не опосредованную, а непосредственную связь с мозгом.

Представленные психологической и экспериментальной наукой выводы, конечно же, небезосновательны, поскольку базируются на огромном эмпирическом материале в клинической неврологии и психиатрии, фиксирующих непосредственную связь между феноменальностью сознательных актов и физиологическими или патологическими процессами головного мозга. Но вместе с тем они стали тем камнем преткновения, когда собственно экспериментальные научные исследования в данных областях знаний подвергались жесткой детерминации со стороны «санкционированного мнения» известных авторитетов в науке, соответственно и все исследования, концентрирующие несовместимые с этим «мнением» выводы, нередко именовались «плохой наукой». Особый вред подобная стратегия нанесла психологии и психиатрии. Действительно, современные исследовательские программы в психиатрии в большей степени не способны сегодня адекватно учитывать широчайший спектр явлений, выходящих за границы биографических реалий бессознательного, - таких, как перинатальные и трансперсональные переживания, конструктивно обсуждаемые сегодня рядом зарубежных ученых [2]. А эти последние исследования чрезвычайно важны, так как они указывают на настоятельную необходимость пересмотра ряда фундаментальных понятий о природе человека.

Согласно устоявшейся парадигме линейной эволюции всего живого, пренатальным влияниям подвержены лишь наследственные, к тому же весьма аморфные конституциональные факторы, физические дефекты организма, дифференциально по своей силе проявляющиеся инстинкты. При такой интерпретации необычные состояния сознания чаще всего отождествлялись и отождествляются с симптомами умственного расстройства. Иначе говоря, «изменённые состояния сознания» оформляются, опять-таки с позиций научного подхода, как искаженные или неполноценные психологические экспликации адекватного восприятия «объективной реальности». Соответственно с этих позиций было бы абсурдным даже предполагать, что подобные состояния имеют какую-либо онтологическую или гносеологическую релевантность. Как верно замечают некоторые западные исследователи психики человека [3], многоаспектные экстраординарные наблюдения были неоднократно описаны в научных статьях, но их чаще всего не принимали во внимание или же подвергали известной обструкции, полагая, что явления этого круга не более чем предрассудки индивидуальной или групповой

психопатологии. Эксперименты с гипнозом, сенсорной изоляцией, сознательным контролированием интернальных состояний психики и так далее сегодня определили больше концептуальных проблем, нежели их удовлетворительных решений. Необходимо здесь добавить, что сегодня уже не наблюдается той критической эйфории по поводу необычайной природы паранормальных явлений, которая имела место в недалеком прошлом, так как ряд известных и уважаемых в мировом научном сообществе ученых - Чарльз Тарт, Рассел Тарг, Херолд Патхоф, С. Гроф и другие - подвергли всестороннему анализу свидетельства о феноменальных способностях отдельных людей в их позитивной, с позиции научно-экспериментальной адекватности, интерпретации.

В отечественной философии и психологии проблема сознания фундировалась категорией деятельности (психическая и предметная). Ядром понимания психической деятельности служило положение, что именно психические явления возникают в процессе осуществляемого посредством мозга взаимодействия индивида с миром; поэтому указанные процессы, неотделимые от динамики нервных процессов, не могут быть обособлены ни от воздействия внешнего мира на человека, ни от его действий и поступков. Но почему же сегодня возможности монизма как методологического принципа для построения психологических и философских теорий по проблеме сознания и идеального реализуются не столь продуктивно, если не сказать больше, равно как и столь критикуемый психофизический декартовский подход? Много лет тому назад Д. Дьюи описал эту ситуацию: «Старый дуализм между ощущением и идеей повторен в современном дуализме между периферическими и центральными функциями и структурами. Старый дуализм между душой и телом находит современное эхо в дуализме стимула и реакции» [4]. Основательная попытка в преодолении этого барьера была предпринята Э. В. Ильенковым в конце 60-х гг. прошлого столетия. У него «деятельность -субстанция», казалось бы, даёт ответ на возможное сочетание двух в конечном итоге аффициро-ванных данностей. Иначе, любой объект окружающего мира дан субъекту только и исключительно через призму человеческой деятельности либо его собственной, либо опредмеченной в этом объекте. Таким образом, монизм у Ильенкова есть отчетливо выраженная констатация принципа субстанции. «Мышление есть атрибут субстанции» (Спиноза). «Мышление есть атрибут (функция) предметно-человеческой деятельности» (Ильенков) [5]. Как замечает в своих исследованиях Н. Н. Вересов, здесь сразу выявляются существенные различия в подходах Ильенкова и Выготского, так как деятельность для Выготского всегда выступала как один из видов субъект-объектного взаимоотноше-

ния, опосредованного орудиями. Более того, Выготский в своих исследованиях делал акцент именно на речь, общение как источник развития, как главный определяющий фактор развития человека, за что подвергался критике со стороны А. Н. Леонтьева в середине 30-х гг. Ильенков был абсолютно солидарен с этой критикой, называя «типично идеалистическими» представления о том, что «ведущим фактором развития человеческой психики является слово, речь, язык, а не предметно-практическая деятельность». Мы намеренно остановились на этих положениях, так как именно здесь наиболее отчетливо проступают некоторые парадоксы и противоречия психологической теории деятельности.

В целом психологическая теория деятельности создавалась как альтернатива тем подходам в философии, которые описывали психическое развитие через средства и способы коммуникаций, через общение. Но проблема состоит как раз в том, чтобы раскрыть фундаментальную составляющую психики, служащую предельным основанием для возникновения слова в филогенезе, ибо, с одной стороны, мышление есть функция деятельности, с другой - деятельность всегда осуществляется субъектом. Иными словами, деятельности должны предшествовать значимые контуры до-деятельных сознательных переживаний в их смысловой реальности. Таким образом, мы видим, что само требование построения теории психического развития на монистической основе внутренне противоречиво (индивидуальное и социальное), как, впрочем, и психологическая концепция деятельности в целом. А это означает только одно: эти подходы, ставшие классическими ещё в советскую эпоху, сегодня требуют радикального переосмысления.

Ещё не так давно проблематика деятельности и деятельностного подхода к разного рода философским аспектам, начиная от вопросов теории познания, методологии науки и кончая философской антропологией, была у нас весьма актуальна. Разные варианты этого подхода разрабатывались такими известными философами, как Э. В. Ильенков, Г. С. Батищев, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др. Успешно развивалась и психологическая теория деятельности, которая тоже существовала в разных вариантах. Один из них был представлен работами А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и др. (которые продолжали и развивали ряд принципиальных идей Л. С. Выготского), другой -работами С. Л Рубинштейна и его школы. Между тем сегодня деятельностная тематика как в философии, так и в психологии утрачивает свой потенциал. Одно из обвинений, которое преподносят сторонникам этого подхода, заключается в том, что его содержательная аспектация предполагает чрезвычайно узкое понимание философии, посколь-

ку в советский период развития науки наши исследователи имели весьма слабое, за редким исключением, представление о современных философских концепциях. «Новая литература по проблемам феноменологии, герменевтики, постмодернизма, религиозной философии, появившаяся у нас в большом количестве... представляется не просто отличной от того, что у нас практиковалось в рамках деятельностного подхода, но и принципиально ему противостоящей. В самом деле, как можно совместить, например, феноменологию с этим подходом, если первая исходит из идеи созерцания, интуитивного схватывания, а последний - из идеи конструирования и созидания?»[6].

Основной пункт деятельностной концепции в философии, созданной Фихте, Гегелем, Марксом, -это идея опосредствования. Она, по своей сути, являлась базисным научно-теоретическим аргументом, противостоявшим картезианскому подходу и определявшим сознание как абсолютно данное и непосредственное. У них «сознание» и «Я -субъект» возникают и существуют лишь в результате деятельности по созданию внешнего объекта. Для Фихте и Гегеля речь идёт об актах духовной деятельности, для Маркса это прежде всего деятельность по созданию предметов культуры, в основе которых лежит труд. В современной научной интерпретации подвергается критике одна из основных идей этой теории, а именно возможность возникновения человеческих психических образований как итога процесса интериоризации, т. е. переноса внешнего предметного мира во «внутренний план». При такой интерпретации остаётся непонятным процесс образования этого так называемого «внутреннего плана» у субъекта деятельности. Безусловно, новые разработки психологической теории деятельности сегодня ведутся рядом российских исследователей, а акцент научного поиска смещается в сторону индивидуального присвоения форм коллективного творчества. Но выше мы показали, что процессы распредмечивания мира культуры недостаточны для обоснования концепции деятельности, так как сам предметный мир выносится за скобки философского дискурса, оставаясь «вещью в себе», этакой "causa sui" предметного же анализа.

Сегодня уже нет того самого единства научных подходов как в отношении теории деятельности, так и в отношении теории отражения. Как пишет А. В. Мцхветадзе, «описанные субъективные переживания данной личности и нейродинамический субстрат этих переживаний суть одновременные явления, поскольку отношения между ними - это отношения информации (содержание сигнала) и сигнала (материальный носитель информации)» [7]. Мы согласны с таким пониманием информации и её носителя. Но далее автор подчеркивает их изоморфизм, а именно здесь и возникают определен-

ные объяснительные трудности, так как сам собою напрашивается вывод о параллелизме между «состоянием» идеального и его соответствующими физиологическими процессами, т. е. в конечном итоге сведением психического к нейродинамичес-ким структурам. Более того, общим объяснительным недостатком её, по нашему мнению, является вытекающая из них пассивистская трактовка субъекта познания. Эйдосу или нейродинамичес-кому коду принадлежит ведущая роль в процессе познания, фактически они (в рамках соответствующих теорий) превращаются в субъекта, так как предполагается, будто в материальный электрохимический код инкорпорирована основная информация о внешнем агенте. Поэтому сам феномен репрезентативного отражения подвергается редукционистской процедуре. При всей палитре подобного рода подходов в объяснении психических явлений и сознания эластично нивелируется понятие деятельности (практики), или же она просто выносится за скобки теоретического анализа.

Убедительная критика одного из вариантов концепции снятия, который претендует на объяснение специфики идеального образа сознания (гносеологический натурализм), содержится в работе В. В. Орлова. «С таким пониманием познавательного процесса, - пишет он, - неизбежно связано представление о том, что объективное содержание образа существует в готовом виде уже в рецепторах и лишь "выявляется" в мозговом процессе... С этих позиций объективное содержание образа существует в равном себе состоянии на всех уровнях нервной системы - рецепторах, афферентных путях и мозге - и лишь переходит из одной формы в другую» [8]. Концепции идеального как вещепо-добной аналоговой репрезентации парадоксальны, так как связаны с представлением о существовании двух объектов (внешнего объекта и внутреннего наблюдателя). Их сильная сторона в том, отмечает Д. В. Пивоваров, что они возникают как конструктивная попытка обобщить многообразные современные естественнонаучные данные о взаимосвязи информационных и энергетических процессов внутри человеческого организма. Эксперимент не устанавливает там пока ничего сверх того, что не было бы соматическим или нейродинами-ческим. Но вместе с тем всё это отнюдь не означает, что психические явления должны быть сведены в готовые состояния нейродинамики. Сама ценность психофизического параллелизма заключена уже в том, что принципиально невозможно определить психическое посредством пространственно-временных соотношений соматических организаций или материальных структур вообще. Основание психического, как пишет Ф. Т. Михайлов, «следует искать не в тех отношениях, которыми определяется телесность бытия, а в каком-то ином и именно её порождающем отношении» [9].

Таким образом, мы отмечаем, что категория деятельности, которая противоречива в своей структуре и тавтологична в своем содержании значения как объяснительного принципа, сегодня уже не задает того научного стимула, чтобы оставаться единственной в исследованиях психических процессов, всей структуры жизненной сферы человека. Но в концептуальных дискурсах ещё нередко проявляется её «промежуточный резонанс», выражающийся в отождествлении ментальных состояний с состояниями центральной нервной системы, когда, по сути, элиминируется менталистская психология из сферы исследований, а её программы признаются дегенерирующими.

Известный советский психолог А. В. Брушлин-ский небезосновательно считал, что любая деятельность человека и любые его практические действия уже имеют в своем составе хотя бы простейшие психические явления, которыми они изначально регулируются. В соответствии с принципом «двух начал» он выдвигает гипотезу «о возможности пренатального возникновения человеческой психики» [10]. В таком понимании проблема перехода одного в другое в их филогенетических границах становится излишней. А значит, и онтогенез психики не является неким ускоренным повторением филогенеза в его только планетарно-ис-торических границах. С определенной долей осторожности можно сказать, что психика человека -это бесконечные преходящие формы динамического вакуума, формальность которого задается энергетическими паттернами. Последние же отнюдь не редуцируются к идеальным проспектам небытийного (нематериального) значения. Здесь также необходимо подчеркнуть, что данная проблема в её дискурсивно-семантическом преломлении имеет свою философскую традицию, началом которой послужило понимание бытия основоположниками элейской школы. Один из её представителей -Парменид, рассуждая о подлинном пути, ведущем к истине мира, разработал понятие бытия. Движение по «пути истины», как считал Парменид, представляет собой утвердительную констатацию философских выводов, доказывающих принцип тождества бытия и мышления. Реально лишь то, что мыслимо, а то, что не мыслимо, не существует. И сам этот принцип оппозиции «пути мнения» и «пути истины» обретает демаркационный характер в гносеологических реляциях философско-исторической рефлексии на протяжении вот уже более двух тысячелетий. Виной тому - категориальный анализ традиционных подходов, в которых элиминирована бессодержательная, но уже в логике Гегеля «коннотатированная пустота» небытия. К сожалению, тематика статьи не позволяет подробнее остановиться на столь актуальном сегодня вопросе. Заметим лишь, что указанную категорию неправомерно редуцировать ни к логическим, ни к

перцептуальным формам. Соответственно психика, сознание, ощущения, т. е. любые формы перцепции, не сводимы своей «идеальной природой небытия» к материи, формами же оставаясь в её непосредственном ведомстве.

В связи с этим ещё П. К. Анохин писал: «Я объясняю студентам, что нервное возбуждение формируется и регулируется вот так, оно в такой форме в нерве, оно является таким-то в клетке. Шаг за шагом, с точностью до иона, и я говорю им об интеграции, о сложных системах возбуждения, о построении поведения, формировании цели к действию и т. д., а потом обрываю и говорю: сознание идеальный фактор. Сам я разделяю это положение, но я должен как-то показать, как же идеальное сознание рождается на основе объясненных мною материальных причинно-следственных отношений. Нам это сделать трудно без изменения принципов объяснения» [11].

«Образ Вселенной - это, прежде всего, живой организм, органы, ткани и клетки которого имеют смысл только в отношении к целому». Известный физик Д. Бом предполагал, что материю и сознание нельзя объяснить друг через друга или свести друг к другу. И то, и другое - абстракции имплицитного порядка, их общего основания, и поэтому представляют нераздельное единство. В его подходе Вселенная рассматривается как динамическая сеть взаимосвязей, где особо выделяется роль порядка и матриц для представления изменений и трансформаций, а также топология для описания категорий порядка. Сложно представить, - пишет С. Гроф, - каким образом идеи Бома относительно сознания, мышления и восприятия могли бы сочетаться с традиционными подходами в нейропсихологии и психологии. Тем не менее достижения в современной отечественной и зарубежной нейрофизиологии начинают существенно менять ситуацию. Уже в 70-х гг. прошлого столетия выдающийся специалист в области анатомии, нейрофизиологии и нейродинамики мозга Н. П. Бехтерева радикально позиционирует свою точку зрения ло-кализационистическому направлению в исследованиях мозговой деятельности, так как при развитии указанного подхода дело доходит «до логического абсурда, когда мозг, и прежде всего кору, попытались превратить в лоскутное одеяло карликовых суверенных княжеств, каждое из которых "решало" свои, более или менее сложные вопросы - от контроля движений до религиозного чувства, от контроля речи до социального "я" и т. д.» [12]. А известный нейрохирург Карл Прибрам разработал оригинальную модель мозга, основанную на холографических принципах. И хотя модель вселенной Бома и модель мозга, данная Прибра-мом, не были интегрированы во всестороннюю парадигму, тем не менее симптоматично то, что они обе разделяют холографический подход. К. При-

брам, завоевавший за несколько десятилетий экспериментальной работы в нейрохирургии и электрофизиологии репутацию ведущего исследователя мозга, обращает внимание на то, что модель, основанная на голографических принципах, может объяснить многие из кажущихся таинственными свойств мозга - огромный объем памяти, дистрибутивность памяти, способность сенсорных систем к воображению, проекции образов из области памяти, некоторые важные аспекты ассоциативного воспоминания и т. д. Сегодня обсуждению и критике локализационизма, эквипотенциализма, холизма и центрэнцефалической системы посвящено очень большое число работ. Исследования с помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) экспериментально показали, сколь существенно могут разниться мозговые системы, конечный результат деятельности которых один и тот же, исходное руководство к действию идентично [13]. Другой интересный подход к проблеме локализации основывается на предположении Д. Гэбора [14] о том, что область Фурье (по теореме Фурье, любой самый сложный паттерн может быть разложен в ряд регулярных волн. Применение обратного преобразования переводит волновой паттерн снова в изображение) может разбиваться на информационные единицы, называемые логонами, при помощи операции «окно», которая ограничивает ширину диапазона. «Окно» может применяться таким образом, что обработка иногда происходит уже в холографической области, а в других случаях - в пространственно-временной области. Это позволяет по-новому взглянуть на то, почему функции мозга кажутся одновременно локализованными и распределенными. Холографическая гипотеза не имеет целью описать всю физиологию мозга или все проблемы психологии, так же как и не предполагает определенного контекста, в котором под тонкой пленкой вербального материализма конту-рируются идеи отрыва психических функций от материального субстрата. Напротив, как мы считаем, холономная перспектива позволит сфокусировать серьёзный научный интерес на многие явления трансперсональной природы. Таким образом, рассматривая перспективы современных исследований психики и сознания человека, мы исходили не из презумпции деятельностного подхода в его культурологическом, онтогенетическом или нейрофизиологическом аспектах, на наш взгляд, не способных пока объяснить природы сознания, а из актуализации самой проблемы, которая не ограничивается только и единственно форматом естественнонаучного поля. Безусловно, что в рамках дея-тельностного подхода проводились фундаментальные исследования предметно-практических (исполнительских), перцептивных, мнемических, умственных, знаково-символических действий, но, тем не менее, претензия, как считают многие исследова-

тели этого подхода, оказалась изначально завышенной.

Преобразующая природу предметная деятельность, субъектом которой выступает разумный индивид, передается посредством произвольного и целесообразного волевого акта, способствующего процессу творческого обучения. Но если труд есть целесообразная и произвольная деятельность, то не вернее ли сказать, как считает Ф. Т. Михайлов, что именно способность наших «животных предков» к целеполаганию породила человеческий труд? Иными словами, «если предметная деятельность, каждый акт которой субъективно мотивирован аффективно-смысловой доминантой образа цели, то нам предстоит ответить на вопрос о доисторической возможности появления в жизнедеятельности наших предков произвольного целеполагания, а следовательно, и самого образа цели во всей его аффективно-смысловой реальности, т. е. именно как психического новообразования. И предположить это, оставив за скобками именно внешние детерминанты (т. е. не способные пока определить искомую сущность), все гипотетические природные условия, заставившие наших животных предков взяться за природные предметы, используя их в качестве прообраза орудий труда, обрабатываемых уже с расчетом на будущее их применение» [15]. Действительно, вся суть в этом расчете, так как он есть мысленное действие или мыследействие, как писал Г. П. Щедровицкий. Такая постановка вопроса о предметности человеческой психики, с одной стороны, исключает возврат к картезианскому противопоставлению души телу, но, с другой - она так и не находит выхода из «гносеологического тупика» филогенетического проекта, задаваемого современной наукой. Данный феномен (сознание) только опосредован внешней средой. Сущность же его субстанциальна и надприродна, как и сам субъект деятельности - Человек. В этом и заключается надлежащий смысл субстанциального единства материального и идеального, духовного, где последнее отнюдь не является детерминированным свойством суб-стратности первого.

Примечания

1. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И. 3. Налетова; под общ. ред. С. Р. Микулинс-кого. М.: Прогресс, 1975. С. 92.

2. Гроф С. 3а пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / пер. с англ. А. Андрианова; под общ. ред. А. Дегтярева. М.: АСТ, 2005. С. 38

3. Там же. С. 48.

4. Вересов Н. Н. Выготский, Ильенков, Мамардаш-вили: опыт теоретической рефлексии и монизм в психологии // Вопросы философии. 2000. № 12. С. 7488. С. 81.

5. Там же. С. 74-76.

6. Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 56-65. С. 56.

7. Мцхветадзе А. В. Вновь о проблеме человеческого «Я» // Вопросы философии. 2000. № 7. С. 132-134.

8. Орлов В. В. Отражение - «снятие» или «уподобление»? // Ленинская теория отражения и современность. Свердловск, 1967. 264 с. С. 27.

9. Михайлов Ф. Т. Предметная деятельность... чья? // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 10-27.

10. Брушлинский А. В. Проблемы психологии индивидуального и группового субъекта; Рос. акад. наук; Ин-т психологии. М.: [Б. и.], 2002. 365 с. С. 25.

11. Манеев А. К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 354-366, 357.

12. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности. М.: «Медицина», 1974. 150 с. С. 7.

13. Бехтерева Н. П. О мозге человека. СПб.: «Нотабене», 1997. 65 с. С. 6, 7.

14. Гроф С. Указ. соч. С. 105.

15. Михайлов Ф. Т. Указ. соч. С. 14.

УДК 130.3

Л. Н. Румянцева

ИСТИННОЕ СОЗНАНИЕ И НЕИСТИННЫЕ ЕГО ФОРМЫ

В статье обосновывается, что сущность сознания является разумно-нравственной, и определяются неистинные формы сознания: эгоизм и альтруизм.

The article argues that the essence of human consciousness is reasonable-moral, and defines not true forms of consciousness: egoism and altruism.

Ключевые слова: разум, рассудок, сознание, эгоизм, альтруизм.

Keywords: mind, reason, consciousness, egoism, altruism.

Исходной точкой феноменологии Э. Гуссерля является требование «вернуться к самим вещам». Сам возврат к вещам подразумевает, что знание самих вещей в их истине уже однажды случалось, но по причине неправильного смотрения на вещи оно было утрачено. Вернуться к вещам в их реальном измерении означает продумать сущность того сознания, которому будут открыты вещи в их сущности. Иначе говоря, основной вопрос феноменологии есть вопрос не о вещах в их подлинности, а вопрос о том, каким должно быть сознание для того, чтобы осуществлялась истина познания.

Что есть человеческое сознание? Ответ на этот вопрос приоткроет завесу над вечной проблемой определения человеческой природы, раскроет все

РУМЯНЦЕВА Людмила Николаевна - аспирант кафедры философии Костромского государственного технологического университета © Румянцева Л. Н., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.