Научная статья на тему 'Предмет, объекты и пределы прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства'

Предмет, объекты и пределы прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7737
861
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION / ОРГАНЫ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ЗАКОННОСТЬ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ / BUDGETARY LEGAL RELATIONSHIP / VALIDITY IN THE BUDGETARY SPHERE / ORGANS OF BUDGETARY AND FINANCIAL MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скачкова А. Е.

В статье рассматриваются основы деятельности органов прокуратуры в бюджетной сфере и анализируются вопросы бюджетного законодательства, находящиеся вне ведения органов прокуратуры. Исследование функционального назначения прокуратуры посредством определения предмета, объектов прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства с установлением его пределов показало наличие объективной потребности в прокурорском надзоре в бюджетной сфере без нарушения принципов бюджетно-публичного устройства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTS AND LIMITS OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER BUDGET LEGISLATION EXECUTION

The article views the bases of activities of organs of prosecutor's office in the budgetary sphere are covered and the questions of the budgetary legislation being out of guiding of organs of prosecutor's office are analyzed. Research of the functional purpose of prosecutor's office by means of determination of a subject, objects of public prosecutor's supervision of performance of the budgetary legislation with establishment of its limits showed existence of objective need for public prosecutor's supervision in the budgetary sphere without violation of principles of the budgetary and public device of Russia.

Текст научной работы на тему «Предмет, объекты и пределы прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

УДК 347.73:336.14

А.Е. СКАЧКОВА, кандидат юридических наук, профессор

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТЫ И ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье рассматриваются основы деятельности органов прокуратуры в бюджетной сфере и анализируются вопросы бюджетного законодательства, находящиеся вне ведения органов прокуратуры. Исследование функционального назначения прокуратуры посредством определения предмета, объектов прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства с установлением его пределов показало наличие объективной потребности в прокурорском надзоре в бюджетной сфере без нарушения принципов бюджетно-публичного устройства России.

Ключевые слова: бюджетные правоотношения; прокурорский надзор; органы бюджетно-финансового контроля; законность в бюджетной сфере.

Проходящие в Российской Федерации реформы государственного устройства сохраняют вопросы о месте и значении прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства и, по существу, о необходимости прокурорского надзора в бюджетной сфере.

Первостепенным в разрешении поднимаемых вопросов является определение предмета, объектов и пределов прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства. В понятии предмета прокурорского надзора, как указывает Н.Д. Бут, «наиболее полно и последовательно находят отражение сущность прокурорского надзора, его функциональная направленность, а также специфика надзорной деятельности» [1].

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации1.

1 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации». - URL: http://www.pravo.gov.ru

Прокурорский надзор за исполнением бюджетного законодательства относится к прокурорскому надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, традиционно именуемому «общий надзор».

Таким образом, предмет «общего надзора» имеет правовое закрепление в ст. ст. 21, 26, 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и составляет:

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих, правозащитными организациями;

- соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, перечисленными ст. ст. 21, 26, 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», и их антикоррупционность;

- деятельность органов (должностных лиц), выполняющих контрольные функции;

- соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на

территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, правозащитными организациями.

Не вызывает дискуссии понимание, что в основе предмета специализированного общенадзорного направления лежит предмет прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Однако единых критериев определения предмета специализированного общенадзорного направления не выработано.

По нашему мнению, в ст. ст. 1, 21, 26, 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» таким критерием является наличие определенным образом обособленной группы правовых норм, законодательства, регулирующих определенные общественные отношения и субъектов правового регулирования, особое место, среди которых, применительно к теме исследования, занимают органы бюджетно-финансового контроля (надзора). Следует заметить, что наибольшее представление о предмете прокурорского надзора и непосредственно о его пределах дается посредством классификации правоотношений, подпадающих под юрисдикцию соответствующего правового регулирования. Классификация бюджетных правоотношений позволяет, с одной стороны, составить представление о предмете прокурорского надзора за исполнением определенного законодательства и тем самым обеспечить для органов прокуратуры полноту и всесторонность прокурорского надзора, а с другой - указывает на пределы прокурорского надзора.

В целях подтверждения заявленного мнения необходимо отдельно рассмотреть предлагаемые критерии предмета прокурорского надзора.

Во-первых, в силу названных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмет надзора составляет исполнение закона, а не законодательство, содержание понятия которого шире. Отдельные авторы рассматривают такую формулировку законодателя как ограничение прокурорского надзора и преимущество контроля. Подавляющее большинство

исследователей обращают внимание на то, что действительно прокуратура главным образом осуществляет надзор за исполнением закона, однако федеральные законы и Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ), в частности, вводят понятие законодательство, означающее императивное требование уполномоченным органам урегулировать отдельные вопросы, обозначенные законом (ст. 3 БК РФ). Поскольку прокуратура надзирает за исполнением императивных предписаний и за законностью правовых актов2, «обязательных» для обеспечения полноты правового регулирования и единства правовой системы, то видится правомерным введение понятия «законодательство». Вместе с тем при проведении проверок исполнения законодательства в актах прокурорского реагирования требуется, во-первых, указать норму закона, позволившую урегулировать правоотношения иным правовым актом, составляющим правовое регулирование определенной деятельности, и потом на подзаконный правовой акт, требование которого непосредственно были нарушены. Это первое и достаточно значимое отличие предмета прокурорского надзора от предмета бюджетно-финансового контроля (надзора).

Бюджетный кодекс Российской Федерации представляет собой общефедеральный правовой акт, предусматривающий создание бюджетной системы (ст. 10 БК РФ) и содержащий нормы -предписания публично-правовым образованиям Российской Федерации по правовому регулированию бюджетных правоотношений применительно

2 Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 10.02.2012) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. - 2008. - № 3; Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.10.2007 № 155 (ред. от 23.12.2009) «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // Информационная база «Консультант плюс»; Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 № 400 (ред. от 09.02.2012) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» // Законность. -2010. - № 4; Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 гг. и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 1. - Ст. 1391.

к своему уровню власти и нижестоящему уровню власти согласно и в пределах предусмотренных Бюджетным кодексом России. Следовательно, предмет прокурорского надзора будут составлять вопросы соблюдения требований нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней власти как правовых актов, «действующих на территории Российской Федерации». Следует учесть, что Бюджетный кодекс Российской Федерации по существу регулирует один вопрос деятельности публично-правовых образований Российской Федерации, а именно принятие легитимного закона (решения) о бюджете (далее - бюджет) и легитимность его исполнения. Лицами, деятельность которых подпадает под юрисдикцию бюджетного законодательства, являются так называемые «публичные» субъекты (ст. 152 БК РФ)3, что относит бюджетное законодательство к публичным отраслям права.

Таким образом, определение правовой основы деятельности поднадзорных органов и их должностных лиц лежит в двух плоскостях: законодательства, регулирующего определенные отношения и иное взаимосвязанное с ним законодательство; и законодательства различных уровней правовой системы Российской Федерации.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением бюджетного законодательства, составляют следующие правовые акты:

- Бюджетный кодекс Российской Федерации, бюджетное законодательство (федеральное, региональное, муниципальное) как основополагающее;

- федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 27)4, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 77)5 и другие нормы конституционного

3 Исключение составляет возложение публичной функции на коммерческие банки, согласно ст. 156 БК РФ.

4 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Первоначальная ред.: Собрание законодательства РФ.1999. № 42. Ст. 5005; последняя: Собрание законодательства РФ..2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7042.

5 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Первоначальная ред.: Собрание законо-

дательства РФ. 2003. - № 40. - Ст. 3822; последняя: Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7353.

права, регулирующие деятельность публичной власти, в том числе в сфере публичности и открыто сти деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях при реализации участниками бюджетного процесса, предоставленных законом полномочий по производству дел об административных правонарушениях в бюджетной сфере;

- акты, регулирующие документирование деятельности в бюджетной сфере, а именно: делопроизводство, учет (бюджетный, (включающий бюджетно-бухгалтерский) и иной, установленный законом)) и отчетность (бюджетная, включающая бюджетно-бухгалтерскую, статистическую и иную, уставленную законом);

а также законодательство, взаимосвязанное с бюджетным законодательством:

- направленное на результативность и эффективность использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), включающее соблюдение требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ6.

- иное законодательство, составляющее правовое регулирование деятельности в бюджетной сфере по формированию доходной части бюджета;

- иное законодательство, регулирующее правоотношения, возникающие в бюджетной сфере в связи с источниками дефицита бюджета;

- иные правовые акты, регламентирующие общую правоспособность участников общественных правоотношений;

- гражданское законодательство при оценке легитимности государственных (муниципальных) контрактов (ст. 432 ГК РФ) иных гражданско-правовых договоров, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Отсюда следует возможность определить, что по существу предмет прокурорского надзора

6 Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: http://www.pravo.gov.ru. Первоначальная ред.: Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3105, последняя: Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 51. - Ст. 7447.

составляют правовые акты бюджетной сферы, однако не только регулирующие деятельность публично-правовых образований в бюджетной сфере, но и правовые акты социального характера (как публичные нормативные обязательства) и экономического характера (предусматривающие предоставление средств бюджета, преференций, государственной (муниципальной) собственности субъектам частного права, что затрагивает доходную часть бюджета).

Классифицируя бюджетные правоотношения, мы определяем следующие стадии бюджетного процесса7:

«Правовое регулирование отношений в бюджетной сфере», включающее два этапа:

1.1. «Урегулирование отношений соответствующего уровня бюджетной системы».

1.2. «Урегулирование отношений, возникающих с публично-правовым образованием нижестоящего уровня публичной власти».

«Правовое обеспечение бюджетного процесса» включает два самостоятельных этапа:

2.1. «Правовое обеспечение единства бюджетной системы».

2.2. «Правовое обеспечение достоверности бюджета».

«Составление, рассмотрение проекта бюджета и принятие (утверждение) бюджета» включает два этапа:

3.1. «Составление проекта бюджета исполнительной ветвью власти».

3.2. «Рассмотрение проекта бюджета и принятие (утверждение) бюджета.

«Исполнение бюджета» включает четыре этапа:

4.1. «Правовое обеспечение исполнения бюджета».

4.2. «Исполнение бюджета по доходам».

4.3. «Исполнение бюджета по источникам дефицита бюджета».

4.4. «Исполнение бюджета по расходам».

«Бюджетный учет и бюджетная отчетность»

состоит из трех составляющих:

5.1. «Текущий (непрерывный) бюджетный учет».

7 Представленное авторское видение имеет отдельный самостоятельный вопрос исследования, что выходит за рамки данной публикации.

5.2 «Систематическая бюджетная отчетность».

5.3. «Годовой отчет об исполнении бюджета».

Таким образом, правовые акты бюджетной сферы, могут быть разделены на четыре группы:

I группа:

- правовой акт о бюджете публично-правового образования;

- правовой акт о бюджете государственного внебюджетного фонда (территориального государственного внебюджетного фонда);

- правовой акт об утверждении отчета об исполнении бюджета публично-правового образования;

- правовой акт об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда (территориального государственного внебюджетного фонда).

II группа:

- правовые акты о бюджетном устройстве и бюджетном процессе публично-правового образования;

- правовые акты по общей правоспособности и бюджетной правоспособности публично-правового образования, его органов и должностных лиц, в том числе акты о придании статусов участников бюджетного процесса;

- правовые акты в сфере бюджетно-финансового контроля;

- правовые акты, регулирующие правовые отношения в публично-правовых образованиях нижестоящего уровня.

III группа:

- правовые акты, связанные с формированием доходной части бюджета;

- правовые акты в сфере расходов бюджета;

- правовые акты в сфере дефицита бюджета, в том числе в сфере эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

IV группа:

- акты, реализующие меры бюджетного принуждения;

- акты в сфере производства по делам об административных правонарушениях.

Прокурорский надзор за исполнением бюджетного законодательства полностью охватывает все стадии бюджетного процесса и включает надзор за законностью и антикоррупционностью правовых актов бюджетной сферы, однако ограничен субъектным составом лиц, указанных в ст. ст. 21,

26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Определяя предмет прокурорского надзора в теории прокурорского надзора, учитывая публичный характер отрасли Российского прокурорского права, формулируются внешние и внутренние пределы прокурорского надзора [2]. Внешние пределы характерны для прокурорско-надзорной деятельности в целом, а внутренние вызваны внутренним разграничением компетенции прокуроров. При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы; не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; проверки исполнения законов по общему правилу проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором; прокурорский надзор осуществляется за исполнением императивных правовых норм; при осуществлении надзора органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций; при осуществлении надзора органами прокуратуры не оцениваются вопросы целесообразности осуществления деятельности, а только законности и антикоррупционности (антикоррупциогенности). Внешний предел прокурорского надзора в целом и надзора за исполнением законов и законностью правовых актов в частности, кроме названного, означает, что прокуратура не осуществляет надзор:

- за законностью федеральных конституционных законов, федеральных законов;

- за законностью правовых актов и деятельностью Федерального Собрания, президента Российской Федерации;

- за исполнением законов правительством Российской Федерации. В случае несоответствия постановлений правительства России Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом президента Российской Федерации;

- за деятельностью судебных органов. Внутренний предел прокурорского надзора в Российской Федерации при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов определяется тем, что надзор за исполне-

нием законов и законностью правовых актов не осуществляется за федеральными органами исполнительной власти пенитенциарной системы; при осуществлении федеральными органами исполнительной власти оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования (начиная со стадии разрешения вопроса в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ о наличии в деяниях признаков преступления) и ограничивается досудебной стадией защиты права. Надзорные полномочия в перечисленных случаях осуществляются по иным отраслям прокурорского надзора.

Внешние пределы прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства (законодательства в бюджетной сфере) наиболее ярко проявляются в том, что прокуратура не надзирает:

- за законностью Федерального закона о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также федеральных законов об утверждении отчетов об исполнении названных бюджетов, равно как и иных правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти Российской Федерации в бюджетной сфере, т.е. относительно федерального уровня предмет прокурорского надзора составляют законность и анит-корупционность правовых актов и деятельности федеральных органов исполнительной власти;

- за реалистичностью расчетов доходов и расходов (ст. 37 БК РФ), в случае отсутствия законодательно установленного порядка расчетов, при том, что предмет прокурорского надзора составляют вопросы наличия «обязательных» правовых актов, полнота, законность и антикоррупционность правового регулирования;

- за эффективностью использования бюджетных средств, однако предмет прокурорского надзора составляют вопросы наличия достаточных оснований, обоснованность принятия решения о расходовании бюджетных средств на определенные цели.

Внутренние пределы в целях обеспечения соблюдения режима законности и антикоррупционности вызывают необходимость взаимодействия прокуроров основных отраслей прокурорского надзора, а также в рамках общего надзора с прокурорами, надзирающими за законностью и анит-коррупционностью правовых актов, прохождения государственной (муниципальной) службы в сфере

государственного (муниципального) имущества, налогового, банковского законодательства и др.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что предмет прокурорского надзора составляют:

- соблюдение прав человека и граждан на получение публичных нормативных обязательств федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций в сфере бюджетного регулирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- законность и антикоррупционность правовых актов в бюджетной сфере, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами (территориальными государственными внебюджетными фондами), органами бюджетно-финансового контроля (надзора), а также иными лицами, вовлеченными в бюджетный процесс;

- законность и антикоррупционность бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета государственного внебюджетного фонда субъекта Российской Федерации, местного бюджета;

- соблюдение требований бюджетного законодательства при исполнении Федерального закона о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, закона субъекта о бюджете субъекта Российской Федерации, закона субъекта о бюджете территориального внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета;

- законность и антикоррупционность правовых актов и деятельности Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, контрольно-счетных органов муниципальных образований8, Росфин-

8 Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 7. - Ст. 903.

надзора, Федерального казначейства, органами бюджетно-финансового контроля финансового органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования, иных органов (должностных лиц), выполняющих контрольные функции в бюджетной сфере;

- соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций в бюджетной сфере.

Объектами прокурорского надзора [3; 4] являются правовые акты (нормативного и ненормативного (индивидуального) характера); финансовый орган публично-правового образования; иные органы государственной (муниципальной) власти; казенные учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов, территориальных внебюджетных фондов, обладающие в силу закона статусами получателя бюджетных средств, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета; органы бюджетно-финансового контроля, в том числе Центральный Банк России (его главные управления), в части выполнения им контрольной функции9, иные лица, вовлеченные в бюджетный процесс.

9 Центральный Банк России, его главные управления по субъектам РФ зачастую относятся к объектам прокурорского надзора за исполнением законодательства о банках и банковской деятельности, в том числе ввиду узости правового регулирования бюджетной сферы, как участник бюджетных правоотношений, выполняющий определенные контрольные функции.

Приоритетными направлениями прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства являются: закон (решение) о бюджете, среди иных нормативных правовых актов; целевое использование бюджетных средств; соблюдение требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ; межбюджетные отношения, в частности, соблюдение законности и антикоррупционности в сфере национальных проектов.

Таким образом, предмет прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства охватывает все уровни бюджетной системы, включает межбюджетные отношения и все стадии

бюджетного процесса, что позволяет прокуратуре как единой централизованной системе органов дать наиболее достоверную оценку соблюдения режима законности и антикоррупционности в бюджетной сфере.

Список литературы

1. Бут Н. Д. Теоретические, правовые и организационные основы прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2011.

2. Даев В.Г., Маршуов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.

3. Гаврилов В.В. Сущность прокурорского надзора в СССР. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. - С. 58.

4. Коробейников Б.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - С. 8-9.

В редакцию материал поступил 28.05.12

Информация об авторе

Скачкова Анна Евгеньевна, кандидат юридических наук, профессор кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Адрес: 191014, г Санкт-Петербург, Литейный проспект, 44, тел.: (812)579-80-21 E-mail: [email protected]

A.E. SKACHKOVA,

PhD (Law), Professor

Saint Petersburg Juridical Institute (branch) of the Academy of General Prosecutor's Office of the Russian Federation OBJECTS AND LIMITS OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER BUDGET LEGISLATION EXECUTION

The article views the bases of prosecutor's office activity in the budget sphere and analyzes the issues of budget legislation ultra vires prosecutor's office.

Key words: budgetary legal relationship; public prosecutor's supervision; organs of budgetary and financial monitoring; validity in the budgetary sphere.

References

1. But N. D. Teoreticheskie, pravovye i organizatsionnye osnovy prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov o svobode ekonomicheskoi deyatel'nosti vRossiiskoi Federatsii (Theoretical, legal and organizational bases of prosecutor's supervisionover executing of laws on the freedom of economic activity in the Russian Federation). Moscow, 2011.

2. Daev V.G., Marshuov M.N. Osnovy teorii prokurorskogo nadzora (Bases of the theory of prosecutor's supervision). Leningrad: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1990.

3. Gavrilov V.V. Sushchnost' prokurorskogo nadzora v SSSR (Essence of prosecutor's supervision in the USSR). Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta, 1984, p. 58.

4. Korobeinikov B.V. Prokurorskii nadzor v Rossiiskoi Federatsii (Prosecutor's supervision in the Russian Federation). Moscow: Izd-vo MNEPU, 1998, p. 8-9.

Information about the author

Skachkova Anna Evgen'evna, PhD (Law), Professor of the Chair of Prosecutor's supervision and participation in executing criminal, civil and arbitral cases of Saint Petersburg Juridical Institute (branch) of the Academy of General Prosecutor's Office of the Russian Federation

Address: 44 Liteyniy prospect, 191014, Saint Petersburg, tel.: (812)579-80-21

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.