Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
УДК 378.048.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/42
ПРЕДМЕТ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА В ОШСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-код:1815-7416, канд. хим. наук,
Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
SUBJECT OF RESEARCH METHODOLOGY
IN PUBLIC HEALTH AND TEACHING COURSE AT OSH STATE UNIVERSITY
©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Актуальность в статье направлена на основные методологические принципы планирования исследований в общественном здравоохранении и преподавании курса в Ошском государственном университете для курсантов специальности 560100 Ph.D. программа «Общественное здравоохранение и медицина». Цели и задачи исследования: анализ предмета Методологии научных исследований в общественном здравоохранении и преподавание курса в Ошском государственном университете. Методы исследования: статья составлена на основе анализа содержания учебных программ и материалов к лекционным и практическим занятиям для данного курса. Результаты исследования: применение различных материалов на лекционных и практических занятиях позволило повысить уровень знаний и умений у курсантов специальности «Общественное здравоохранение и медицина». Выводы: результаты, полученные при анализе предмета и преподавании курса методологии научных исследований в общественном здравоохранении необходимы в дальнейшем планировании и развитии учебной программы и структуры занятий для повышения эффективности.
Abstract. Research relevance in this article directed on the main methodological principles in planning research at public health and teaching course in the Osh State University for students of specialty 560100 Public Health and Medicine Ph.D. program. Research aims and objectives: analysis of subject of Research Methodology in Public Health and teaching the course at the Osh State University. Research methods: are based on analysis of curricula content and materials for lectures and practical classes for this course. Research results: use of various materials in lectures and practical classes made it possible to increase the students' level of knowledge and skills in the Public Health and Medicine specialty. Conclusion: Results obtained from the subject analysis and teaching the course in methodology of scientific research in public health are necessary in further planning and development of curriculum and structure of classes to increase efficiency.
Ключевые слова: методология научных исследований, общественное здравоохранение, учебная программа, учебный курс.
Keywords: research methodology, public health, curriculum, educational course.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
Введение
Метод определяется как набор принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания [1].
Рабочая программа по дисциплине «Методология научных исследований в здравоохранении» по направлению подготовки — 560100 Ph.D. программа «Общественное здравоохранение и медицина» на 2021-2022 учебный год была одобрена Министерством образования и науки Киргизской Республики в Департаменте магистратуры и Ph.D. докторантуры Ошского государственного университета. Структура учебного курса составляет 5 кредитов для первого курса первого семестра, где лекции — 30 часов, количество практических занятий - 30 часов, аудиторных часов — 60, внеаудиторных часов — 90 и общая трудоемкость — 150 часов.
Учебная программа предусматривает обучение слушателей курса по актуальным вопросам организации здравоохранения и общественного здоровья, ознакомление их с законодательными и правовыми основам организации здравоохранении. Особое внимание уделено вопросам социально-обусловленных болезней, их факторов риска и профилактики, а также изучению заболеваемости и инвалидности населения, охраны здоровья медицинских работников в современных условиях [2].
Цели курса: формирование у слушателей курса знания и умения, необходимых для работы в области организации здравоохранения и общественного здоровья, способных анализировать и оценить медико-социальные факторы, определяющие общественное здоровье, владеющих навыками анализа состояния общественного здоровья населения и организаций и учреждений системы здравоохранения.
Задачи курса: изучение теоретических основ здравоохранения, внедрения новых информационных и медико-социальных технологий в деятельность лечебно-профилактических учреждений, методов и средств совершенствования функционирования учреждений здравоохранения; преподавание медицинской статистики, демографии, инновационных процессов в службе здравоохранения, правовых и законодательных аспектов медицинской деятельности руководителей здравоохранения.
Для интеграции в международное научное сообщество публикации, представляемые в журналах, рекомендуемых ВАК [3] для печати результатов исследований и журналах, индексируемых в научных базах Scopus и Web of Science, а также других международных базах данных, должны быть представлены в соответствии с международными стандартами [4, 5].
Материал и методы исследования
В статье применены методы анализа содержания учебных программ и материалов к лекционным и практическим занятиям курса «Общественное здравоохранение и медицины» (Ph.D.). Рассмотрены цели и задачи учебного курса и даны некоторые определения основных терминов и феноменов в методологии научных исследований.
Результаты и обсуждение
Стратегической целью модернизации образования в Киргизской Республике является создание принципиально новой системы образования [6]. Основной задачей экологических исследований в общественном здравоохранении является формирование гипотез о наличии связей между изучаемым воздействием и исходом, которые в дальнейшем проверяются при проведении других типов исследований с более высокой доказательной способностью [7].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
При проведении занятий курса были анализированы и применены учебные материалы для лекционных и практических занятий. Учебная программа курса была составлена согласно государственным и зарубежным стандартам, а также научным институтам ближнего и дальнего зарубежья.
Были применены научные публикации актуальные в области методологий научных исследований в общественном здравоохранении. Лекционный материал включает в себя основные термины и определения в методологии научных исследований и позволяет понять и ориентироваться учащимся в направлении курса, обогащая их знания. Практические занятия позволяют учащимся на практике ознакомится с информацией о проводимых исследованиях в нашей стране и за рубежом в области общественного здравоохранения, и с ихними результатами, а также самостоятельно анализировать и делать свои собственные выводы о полученных знаниях.
Аспирантура и докторантура являются основными формами подготовки научных кадров высшей квалификации в современных условиях; докторант должен вести активную научную и педагогическую деятельность, работать на принципах углубленного самообразования в сочетании с высокой академической мобильностью [1].
В Европе активно развиваются две модели докторских программ: докторантура — обеспечивает набор докторантов, административную поддержку, развитие навыков, организацию курсов и семинаров, отвечает за качество обучения; докторская школа — может быть организована по конкретной дисциплине, научной проблеме или междисциплинарной области. Считается, что степень доктора философии является высшей точкой в иерархии ученых, которую специалисты получают, как правило, в возрасте до 30 лет и которая позволяет ученому занимать практически любые должности в научных учреждениях [8].
Современная медицинская наука характеризуется ростом количества проводимых научных исследований где исследования являются необходимой составляющей диссертационной работы и вносят в систему здравоохранения новые сведения, позволяют получить новые навыки, способствуют разработке новых технологий. Опубликованные данные должны обладать признаками научной новизны и быть изложены в соответствии с международными стандартами [9]. Реформирование системы здравоохранения повышает ответственность врачей и лечебно-профилактических учреждений за качество медицинских услуг, предоставляемых населению. Во всем мире вопросы обеспечения качества медицинской помощи являются приоритетными в деятельности министерств здравоохранения. Перепроизводство — это взятие образца в несколько пробирок вместо одной, занесение одних и тех же результатов в несколько разных журналов вручную, взятие повторных образцов вследствие потери результата [10].
Выводы
Существенную роль при планировании эксперимента и подведении результатов играют статистические методы, дающие возможность устанавливать степень достоверности сходства и различия исследуемых объектов на основании результатов измерений их показателей [11].
Данный курс является экспериментальным в первом году его основания и проведения. Дальнейшие решения и указания будут рассмотрены в соответствии с требованиями Министерства образования, науки и культуры Киргизской Республики.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
Список литературы:
1. Едронова В. Н., Овчаров А. О. Методы, методология и логика научных исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №9. С. 14-23.
2. Спирин А. Д. Логика. М.: ВГУЮ, 2015. 128 с.
3. Матаипова А. К. Джуманазарова А. З., Абдуллаева Ж. Д. Изучение разбавленных растворов аминокислот и нитрата серебра методом динамического светорассеяния // Научные исследования в Киргизской Республике. 2021. №1. C. 62-69.
4. Muratov A., Tuibayev Z., Arynov Z., Abdykalykov K., Kurbanbayev O., Khashimov B., Abdullaeva Z. Combined thoracoabdomial injury: Case report // Annals of Medicine and Surgery. 2020. V. 56. P. 149-151. https://doi.org/10.1016/j.amsu.2020.06.030
5. Anisov R., Omorova G., Yusupov U., Narmatov N., Kokoeva A., Berenalieva A., Abdullaeva Z. Democracy in Kyrgyzstan: Institutions and Their Features // Open Journal of Social Sciences. 2021. V. 9. №12. P. 94-102. https://doi.org/10.4236/jss.2021.912008
6. Мурзалиев М. А. О модернизации сферы образования Кыргызстана и взаимодействии с международными институтами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №7-2. С. 47-51. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10882
7. Холматова К. К., Харькова О. А., Гржибовский А. М. Классификация научных исследований в здравоохранении // Экология человека. 2016. №1. С. 57-64. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2016-1-57-64
8. Шарабчиев Ю. Т. Защита диссертации: элемент аттестации научных кадров или результатнаучной деятельности //Медицинские новости. 2018. №2. С. 55-62.
9. Лебедев М. В., Керимова К. И., Захарова И. Ю. Значение социально-гигиенических методов исследования в диссертационной работе по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» // Медико-фармацевтический журнал Пульс. 2021. Т. 23. №6. С. 193-199. https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-6-193-199
10. Рафкатовна Х. Г. Актуальные проблемы менеджмента качества в здравоохранении // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. №2 (26). С. 113-119.
11. Березянский И. М. Проблемы статистического анализа результатов экспериментального исследования эффективности применения современных педагогических технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. №1. С. 138-144.
References:
1. Edronova, V. N., & Ovcharov, A. O. (2013). Metody, metodologiya i logika nauchnykh issledovanii. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika, (9), 14-23. (in Russian).
2. Spirin, A. D. (2015). Logika. Moscow. (in Russian).
3. Mataipova, A. K. Dzhumanazarova, A. Z., & Abdullaeva, Zh. D. (2021). Izuchenie razbavlennykh rastvorov aminokislot i nitrata serebra metodom dinamicheskogo svetorasseyaniya. Nauchnye issledovaniya v Kyrgyzskoi Respublike, (1), 62-69. (in Russian).
4. Muratov, A., Tuibayev, Z., Arynov, Z., Abdykalykov, K., Kurbanbayev, O., Khashimov, B., ... & Abdullaeva, Z. (2020). Combined thoracoabdomial injury: Case report. Annals of Medicine and Surgery, 56, 149-151. https://doi.org/10.10167j.amsu.2020.06.030
5. Anisov, R., Omorova, G., Yusupov, U., Narmatov, N., Kokoeva, A., Berenalieva, A., & Abdullaeva, Z. (2021). Democracy in Kyrgyzstan: Institutions and Their Features. Open Journal of Social Sciences, 9(12), 94-102. https://doi.org/10.4236/jss.2021.912008
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
6. Murzaliev, M. A. (2020). O modernizatsii sfery obrazovaniya Kyrgyzstana i vzaimodeistvii s mezhdunarodnymi institutami. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk, (72), 47-51. (in Russian). https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10882
7. Kholmatova, K. K., Kharkova, O. A., & Grjibovski, A. M. (2016). Types of Research in Health Sciences. Ekologiya cheloveka [Human Ecology], 23(1), 57-64. (in Russian). https://doi.org/10.33396/1728-0869-2016-1-57-64
8. Sharabchiev, Yu. T. (2018). Zashchita dissertatsii: element attestatsii nauchnykh kadrov ili rezul'tatnauchnoi deyatel'nosti. Meditsinskie novosti, (2), 55-62. (in Russian).
9. Lebedev, M. V., Kerimova, K. I., & Zakharova, I. Yu. (2021). The Importance of Social and Hygienic Research Methods in the Dissertation Work on the Specialty "Public Health and Healthcare". Medical & pharmaceutical journal "Pulse", 23(6), 193-199. (in Russian). https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-6-193-199
10. Khamidullina, G. R. (2013). Aktual'nye problemy menedzhmenta kachestva v zdravookhranenii. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, (2 (26)), 113-119. (in Russian).
11. Berezyanskii, I. M. (2012). Problemy statisticheskogo analiza rezul'tatov eksperimental'nogo issledovaniya effektivnosti primeneniya sovremennykh pedagogicheskikh tekhnologii. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika, (1), 138-144. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 09.01.2022 г. 13.01.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Абдуллаева Ж. Д. Предмет Методологии научных исследований в общественном здравоохранении и преподавание курса в Ошском государственном университете // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №2. С. 310-314. https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/42
Cite as (APA):
Abdullaeva, Zh. (2022). Subject of Research Methodology in Public Health and Teaching Course at Osh State University. Bulletin of Science and Practice, 8(2), 310-314. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/42