Научная статья на тему 'Предмет конституционной аксиологии'

Предмет конституционной аксиологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1176
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРЕДМЕТ / АКСИОЛОГИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ АКСИОЛОГИЯ / КАРДИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СУБКАРДИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько Мария Петровна

Рассматривается предмет конституционной аксиологии, анализируется сущность конституции, обосновывается понимание конституционной аксиологии как документально оформленных ценностей, правового сознания и правовой культуры общества, толкования отдельных положений Конституции РФ, касающихся основных прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предмет конституционной аксиологии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 19(200). Право. Вып. 24. С. 34-37.

М. П. Малько

ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОЙ АКСИОЛОГИИ

Рассматривается предмет конституционной аксиологии, анализируется сущность конституции, обосновывается понимание конституционной аксиологии как документально оформленных ценностей, правового сознания и правовой культуры общества, толкования отдельных положений Конституции РФ, касающихся основных прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: конституция, предмет, аксиология, конституционная аксиология, кардинальные ценности, субкардинальные ценности, публичная власть, основные права и свободы человека.

Рассмотрение вопроса о предмете конституционной аксиологии необходимо начать с определения самого термина «аксиология», включая и понятие конституционной аксиологии.

Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — учение) считалась философской дисциплиной, исследующей категорию «ценность», характеристики, структуру и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений1. В проблемную сферу юридической аксиологии включены такие вопросы, как интерпретация права как цели, долженствование, ценностные суждения о правовом знании. Предметом изучения правовой аксиологии является не только право, но и государство.

Понятие конституционной аксиологии многие авторы связывают с понятиями как морально-этического, так и правового характера. Конституционную аксиологию как форму непосредственного отношения к модели и практике реального конституционализма отличает, прежде всего, исключительный статус ее источника — конституции, осмысление и реализация которой предполагают и момент аксиологической интерпретации.

Процесс исторических преобразований, сопровождавший Россию на протяжении выработки, принятия и действия Конституции РФ 1993 г., выдвигает на первый план ее исследование как документа, вобравшего в себя все многообразие социальных противоречий в условиях политических и экономических преобразований и призванного конституционно-правовыми средствами способствовать разрешению их при переходе к качественно новым направлениям социально-экономического и политического развития общества и государства.

Конституция РФ содержит сложную, многоуровневую систему ценностей, представляющих собой правовую основу и одновременно систему

фундаментальных ориентиров-целеполаганий социально-экономического и политического развития российской государственности, экономических и социальных прав и свобод личности.

Конституция объединяет в себе и возводит на высший нормативно-правовой уровень основные направления и результаты демократического развития общества и государства в их ценностном проявлении, определяет механизмы нормативной интеграции получающих высшее правовое признание демократических ценностей в политическую, экономическую, социальнокультурную жизнь общества, его социальных групп, территориальных общностей и отдельных граждан.

Конституционная аксиология тесно связана с таким понятиями, как содержание, сущность и толкование конституции. Как сама конституционная аксиология является одной из характеристик содержания конституционного права и самой конституции, так и ее предмет можно сопоставить с предметом конституционного права. Поскольку в предмет конституционного права входит несколько групп общественных отношений, в зависимости от сфер деятельности и в соответствии с главами конституции, то и в предмет конституционной аксиологии можно включить несколько разделов.

В общем виде предметом конституционной аксиологии можно считать определение и закрепление наиболее широкого круга ценностей общества в конституции, которые, в свою очередь, выступают основой построения и ведения государственной, экономической и социальной политики.

В данном случае можно рассматривать составы кардинальных и субкардинальных ценностей. В состав кардинальных ценностей входят следующие компоненты: а) жизнь и здоровье человека, свобода мысли, принятия и выполнения им решений относительно собственной жизни;

б) личное достоинство; в) возможность иметь семью и продолжать род, воспитывать детей по собственному усмотрению; г) доступность культуры общества, означающая, с одной стороны, достижение некоторого минимального уровня развития познавательных способностей субъекта, с другой — открытость источников культурной информации; д) право добывать своим трудом жизненные блага для трудоспособных и минимальное жизнеобеспечение для нетрудоспособных и безработных.

Состав субкардинальных ценностей определяется на основе состава кардинальных ценностей: а) для сохранения жизни каждого человека необходима безопасность (военная, от преступности, стихийных бедствий); б) для здоровья — минимальное жизнеобеспечение и экологические условия; в) для свободы и достоинства — социальные (моральные и правовые) гарантии и нормы окружения, защищающие от публичного унижения и неправового физического насилия, защита комплекса гражданских свобод (свободы совести, слова, собраний и ассоциаций и т. д.); г) для права иметь семью — запрет на вмешательство в семейное воспитание; д) для доступа к культуре общества — запрет на утаивание или систематическое искажение информации.

Вопрос четкого определения и конкретизации предмета конституционной аксиологии является наиболее сложным, поскольку не может быть сведен к простому перечислению основных юридических понятийных категорий. При детальном рассмотрении понятия и сущности конституционной аксиологии ее предметом можно считать как рассмотрение вопросов политической, экономической и культурной жизни в целом, что позволило документально оформить основные права и свободы и заложить основу института защиты нарушенных прав, так и само понимание (толкование) конституции, включая историю ее развития и самого конституционализма, а также правовое воспитание и, наконец, правовую культуру российского общества.

Необходимо упомянуть о том, что конституция, как и любой закон в государстве, имеет не только формально-юридическую, но и содержательную сторону. Появление любого закона опирается на перемены в самом обществе, должно быть подготовлено его экономическим и социально-политическим развитием. С дру-

гой стороны, конституция становится реальным фактом правовой жизни лишь при исполнении ее предписаний. Характер соотношения конституции фактической (конституционного строя) и юридической (правового акта особой юридической силы) дает основания для вывода

о ее фиктивности или реальности. Как известно, значительное расхождение между конституцией фактической и юридической делает фиктивными (несоответствующими реальной жизни) конституционные акты. Реальной является конституция при отсутствии в ней принципиальных, глубоких расхождений между конституционными нормами и общественными отношениями, жизнью людей. Это достигается как работой по воплощению в жизнь конституционных норм, так и отказом от устаревших конституционных предписаний, частичным либо полным изменением Основного Закона. Однако обеспечить полное соответствие конституции фактической и юридической — задача сложно выполнимая для любого государства, так как в любой стране допускаются нарушения конституционных норм. Весь вопрос в мере, характере этих нарушений, в возможностях государства через судебные или иные органы восстановить нарушенные конституционные права граждан2.

В любом обществе конституция является не только важнейшим правовым актом, но и политическим документом. В период господства в нашей стране марксистско-ленинской идеологии социальное назначение конституции сводилось главным образом к обеспечению политических интересов экономически господствующего класса. Основные социальные силы общества, безусловно, стремятся отразить свои политические интересы в конституции. Однако в условиях демократического правового государства, живущего при многопартийной системе, содержание конституции в большей мере выступает как результат компромисса социальных, общественных сил, а сама она — как юридический инструмент своеобразного общественного договора, правила которого являются законом жизни для подавляющего большинства граждан.

Многие авторы останавливаются на двух конституционных явлениях, которые считаются основополагающими и рассматриваются как основные ценностные характеристики российского общества — публичная политическая власть и основные права и свободы человека. В связи с этим сущностная характеристика

конституции проявляется в том, что она должна являться юридически узаконенным балансом интересов всех социальных групп общества, мерой достигнутого в обществе и государстве баланса между властью и свободой. В юридическом плане конституция есть политико-правовое порождение наиболее значимых социальных противоречий, выражающих соотношение между основными политическими силами общества и составляющих в своей совокупности его фактическую конституцию.

В настоящее время ценность власти все более наполняется экономическим содержанием, а с усилением экономической составляющей происходит отчуждение общества от государства, снижается эффективность публичного управления, дискредитируется сама демократическая модель организации власти3. Конституция не оставляет для публичной власти возможностей иной деятельности, кроме той, которая определена смыслом и содержанием непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина. С точки зрения конституционной аксиологии, задача институтов, призванных обеспечивать формирование властных органов и должностных лиц и осуществлять контроль за их деятельностью, состоит в том, чтобы власть осуществляли лица, соответствующим образом воспринимающие идеальную ценность эталона власти.

Не в достаточной степени в конституционной аксиологии решена проблема прав и свобод человека. Хотя, несомненно, в Конституции РФ (ст. 2, 28, 29 и др.) имеется прямая ссылка на основные права и свободы, являющиеся высшей ценностью, и каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право на участие в культурной жизни и на пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

Более того, положение человека, его права и свободы являются объектом конституционного регулирования в Российской Федерации, предметом охраны и защиты иных законов — источников конституционного права. В Конституции РФ решаются наиболее принципиальные, основополагающие вопросы, определяется суть отношения государства и гражданского общества к человеку, его правам и свободам, определяются перечень этих прав и механизм их защиты.

Одним из основных принципов Конституции РФ является положение о России как социальном государстве: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Суть этого принципа заключается в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу жизни общества, оно обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обеспечивать реализацию основных прав человека: право на свободный труд, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом случаях, право на жилище, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, право на образование.

Социальная ценность Конституции РФ определяется тем, что она является главным нормативным правовым средством государственной организации общества, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством. Само возникновение конституции как основного закона государства в историческом плане во многом было связано с необходимостью провозглашения и закрепления на высшем правовом уровне неких демократических ценностей, главными среди которых виделись идеи народовластия (народного суверенитета), свободы личности, равенства всех граждан перед законом, непосредственного и представительного участия населения в осуществлении государственной власти.

Основу реальной социальной регуляции должны составлять в этом случае традиционные ценности, глубоко укоренившиеся в сознании народа и составляющие основу его самосознания, представленные в российской социокультурной среде идеями справедливости, равенства, государственности, приоритета общих интересов, коллективизма, общинности и т. д. Благодаря именно такой основе общество способно, в том

числе в переходный период, развиваться относительно стабильно, минимизируя отрицательные последствия от осуществляемых преобразований. И только в процессе последующего развития общества новые, в том числе и заимствованные, конституционные ценности либо приживаются, социализируются, либо отвергаются общественным сознанием. Иными словами, в данном случае имеет место проблема адаптации, вживания в национальную среду универсальных конституционных ценностей демократии4.

Такой подход к пониманию природы конституции, ее аксиологических характеристик основан на признании того факта, что сущность конституции демократического правового государства должна проявляться в признании и юридическом закреплении социально-правовых ценностей на основе согласованных интересов и воли всех социальных групп, наций и народностей, составляющих государственно-организованное общество.

Весьма существенными в плане конституционно-правового закрепления моральной, нравственной, религиозной и в целом духовной свободы и автономии личности являются также положения Конституции РФ (ст. 21-25) о защите государством достоинства личности, о праве каждого на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, о праве на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища и т. д. В этом ряду следует отметить и такое важное в моральном и нравственном отношении положение Конституции РФ (ст. 51), как признание за каждым права не свидетельствовать против

самого себя, своего супруга и близких родственников.

Очевидно, что такое правовое признание (посредством конституции и законодательства в целом), а также закрепление и защита свободы личности в соответствующих областях общественной жизни (в сфере морали, нравственности, религии, духовной жизни, культуры и т. д.) являются необходимым условием нормального функционирования не только неправовых социальных норм и регуляторов, но и самого права в общей системе социальных норм и социальной регуляции данного общества5.

В целях определения иных составляющих предмета конституционной аксиологии и закрепления вышеуказанных ценностей общества требуется детальное рассмотрение понятия общества, в том числе российского, а также категориальных понятий ценности права в широком и узком смыслах.

Примечания

1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

2 См.: Лазарев, В. В. Основы права. М., 2001. С. 184.

3 См.: Крусс, В. И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы // Конституц. и муницип. право. 2007. № 2. С. 23.

4 См., напр.: Хабриева, Т. Я. Теория современной конституции / Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин. М., 2005. С. 40-41; Бабенко, А. Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве // Государство и право. 2002. № 12. С. 93; Невинский, В. В. Конституция Российской Федерации: обновление ценностных ориентиров и проблемы их адаптации // Конституции России 10 лет: опыт реализации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень, 2003. С. 20.

5 См.: Зорькин, В. Д. Россия и ее Конституция // Журн. рос. права. 2003. № 11. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.