Научная статья на тему 'Предложения законодателю не должны быть оторваны от жизни, практики'

Предложения законодателю не должны быть оторваны от жизни, практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
293
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / СТАДИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ГАРАНТИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ / СТАТИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / СЛЕДСТВЕННЫЙ СУДЬЯ / CRIMINAL CASE / STAGE OF THE CRIMINAL PROCESS / PRELIMINARY INVESTIGATION / GUARANTEES OF INDIVIDUAL RIGHTS / CRIME STATISTICS / INVESTIGATIVE JUDGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляхов Юрий Алексеевич

В статье критически оцениваются предложения по изменению досудебного производства в российском уголовном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFERS LEGISLATOR SHOULD NOT BE CUT OFF FROM LIFE, PRACTICE

The article critically evaluates the proposal to amend pre-trial proceedings in the Russian criminal process.

Текст научной работы на тему «Предложения законодателю не должны быть оторваны от жизни, практики»

УДК 343

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЮ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТОРВАНЫ ОТ ЖИЗНИ, ПРАКТИКИ

Ляхов доктор юридических наук, профессор,

Юрий Алексеевич заслуженный работник высшей школы РФ,

профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, Южный федеральный университет 344000, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88) E-mal: [email protected]

Аннотация

В статье критически оцениваются предложения по изменению досудебного производства в российском уголовном процессе.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, стадия уголовного процесса, предварительное расследование, гарантии прав личности, статистика преступности, следственный судья.

В последние годы значительно увеличилось внимание теоретиков и практикующих юристов к досудебному производству российского уголовного процесса. В обсуждение связанных с этим вопросов вовлечены и официальные государственные структуры (Верховный суд РФ), и общественные организации (Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека), и средства массовой информации. Однако вызывает настороженность не столько радикализм ряда предложений по изменению досудебного производства, высказываемых в ходе обсуждения, сколько их оторванность от реального положения в российском уголовном судопроизводстве.

Так, вновь и уже в который раз, предлагается ликвидировать стадию возбуждения уголовного дела и начинать предварительное расследование сразу же при поступлении любой информации о преступлении. Наивно полагают сторонники этого предложения, что без стадии возбуждения уголовного дела исчезнут факты сокрытия от учета преступлений, усилятся гарантии доступа граждан к правосудию, появится реальная картина о состоянии преступности в стране [1. С. 36 - 37; 2. С. 56 - 58].

Однако причем здесь сокрытие преступлений и стадия возбуждения уголовного дела? Если начата стадия возбуждения уголовного дела, то, стало быть, сообщение о преступлении стало достоянием соответствующих органов, оно зарегистрировано и по нему ведется проверка. Сокрытия от регистрации заявлений и сообщений о преступлении - это грубое нарушение закона (часть. 1 ст. 144 УПК РФ), злоупотребления должностных лиц, которые обычно происходят, до начала производства процессуальных действий, до начала уголовного процесса. Действительно, учет и регистрация заявлений и сообщений о преступлениях у нас поставлены плохо, сокрытия от учета не редки и принимать меры к исправлению положения необходимо. Но это должен быть комплекс других мер, не связанных со стадией возбуждения уголовного дела.

Утверждается также, что отказы в возбуждении уголовного дела искажают статистику преступности, что преступность в стране гораздо выше, что надо начинать расследование по всем заявлениям, сообщениям о преступлениях. «При этом возбуждение уголовного дела по каждому сообщению о преступлении позволит нам ... иметь реальную картину о состоянии преступности в стране» [2. С. 58].

Но если обоснованно отказано в возбуждении уголовного дела, отказано тогда, когда в проверенном сообщении, заявлении не установлено преступление, разве это искажает статистику преступлений? А не искажает ли статистику преступности учет ее по любому заявлению, сообщению о преступлении (даже и не обоснованному)?

Обратимся к статистике МВД РФ, которой, кстати, и оперируют сами оппоненты. Так, в 2013 г. было отказано в возбуждении уголовного дела по 6,7 млн заявлений и сообщений о преступлениях. В 2014 г. таких отказов стало 6,8 млн. Но прокурорами в эти годы было отменено около 20 % постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела [1. С. 36]. Даже если считать, что по всем отмененным прокурорами постановлениям об отказе в возбуждении уголовного дела позднее были-таки возбуждены уголовные дела (что на практике в действительности не происходит), то и тогда 80 % отказов в возбуждении уголовных дел фиксируют отсутствие признаков преступлений и поэтому не должны включаться в статистику преступности в нашей стране.

Не стоит игнорировать и экономическую сторону предложения о ликвидации стадии возбуждения уголовного дела. Если возбуждать (начинать) расследование сразу же после поступления, в компетентный орган любого заявления или сообщения о преступлении, то это резко увеличит число расследуемых уголовных дел. Для этого понадобится большое количество дополнительных дознавателей и следователей и значительное увеличение бюджетных расходов. Так, по подсчетам А. Г. Волеводзы расходы, связанные с упразднением стадии возбуждения уголовного дела, обойдутся нашей стране в сумму 6772,12 млрд. рублей, что составляет примерно половину бюджета России [3. С. 80 - 83].

И если в приведенных конкретных расчетах можно усомниться, то несомненным является значительный (в разы) рост расходов государственных средств на стадию предварительного расследования. Ведь по данным МВД РФ количество рассматриваемых в год органами внутренних дел заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях приближается к 30 млн (в 2014 - 29,28 млн.). В 2014 г. только по каждому семнадцатому сообщению (5, 9 %) было принято решение о возбуждении уголовного дела (1728, в тыс.) [4]. А что произойдет, если начинать расследование будут почти по каждому заявлению и сообщению о преступлении, не трудно себе представить. Только от этого отмахиваются и не хотят замечать сторонники ликвидации стадии возбуждения уголовного дела.

Не выдерживают критики и ссылки противников стадии возбуждения уголовного дела на прежнее российское уголовно-процессуальное законодательство, на Устав уголовного судопроизводства (УУС) 1864 г., по которому якобы производство следствия всегда начиналась сразу после подачи жалобы.

Действительно, в ст. 303 УУС говорилось, что «жалобы почитаются достаточным поводом к начатию следствия. Ни судебный следователь, ни прокурор не могут отказать в том лицу, потерпевшему от преступления или проступка». Однако при этом следует подчеркнуть, что законодатель тогда жалобами называл не любое заявление, обращение к следователю или прокурору. В ст. 301 УУС прямо говорилось: «объявление лиц, потерпевших от преступления или проступка, признаются жалобами». Законодатель также предписывал начинать следствие «при объявлении о преступном деянии, при коем объявитель был очевидцем...» (ст. 298 УУС).

Но обращаем внимание, что только в этих двух случаях заявления о преступлении обязывало следователя начинать расследование уголовного дела. В других же случаях, говорилось в ст. 309 УУС «если судебный следователь в сообщении полицейских или других присутственных мест и должностных лиц не найдет достаточных оснований к производству следствия, то немедленно сообщает о том прокурору или его товарищу». А «прокурор и его товарищи, - говорилось в ст. 312 УУС, - не должны требовать начатия следствия без достаточных к тому оснований. В сомнительных случаях они обязаны собрать сведения посредством негласного полицейского разведывания».

Как видим, утверждение о том, что по любой жалобе и сообщению о преступлении по Уставу уголовного судопроизводства сразу же начиналось следствие, что никакой проверки до начала предварительного следствия не проводилось, не соответствует действительности.

В первых уголовно-процессуальных кодексах (1922 - 1923 гг.) предусматривалось, что органы расследования и прокурор должны рассматривать, оценивать поступившее к

ним сообщение о преступлении и в зависимости от итоговой оценки, отказать в производстве расследования или приступить к его производству. Так, в ст. 95 УПК РСФСР 1923 г. говорилось, что «усмотрев из самого заявления или сообщения отсутствие в деле признаков преступления, орган дознания, прокурор или следователь отказывают в производстве дознания или предварительного следствия».

Поэтому, в российском уголовном процессе никогда не существовал порядок возбуждения уголовного дела на основании только одного сообщения о преступлении (за исключением названных нами в Уставе уголовного судопроизводства случаев); такой традиции в нашем уголовном судопроизводстве не было, и нет. Наоборот, на практике и в теории уголовного процесса с конца двадцатых годов прошлого столетия стали все больше внимания уделять обоснованности принятия решения о возбуждении производства по уголовному делу, стали проводить предварительную проверку сообщений о преступлениях. Обосновывалось это необходимостью исключить напрасную трату сил и средств органов расследования, когда производство ведется при отсутствии указаний на признаки преступления; необходимостью оградить граждан от необоснованного ущемления их прав и законных интересов. Эта тенденция постепенно привела к обособлению первоначального этапа уголовно-процессуальной деятельности, к появлению и законодательному закреплению стадии возбуждения уголовного дела. Законодательное регулирование стадии возбуждения уголовного дела неоднократно изменялось, не всегда оно было и остается безупречным [5; 6. С. 109 - 112]. Но основную свою задачу - быть процессуальным фильтром, не допускающим предварительного расследования при отсутствии к тому оснований - эта стадия выполняла и продолжает выполнять сегодня.

И, наконец, следует особенно подчеркнуть, что нельзя игнорировать тех существенных изменений правого регулирования стадии возбуждения уголовного дела, которые были осуществлены Федеральными законами РФ от 4 марта 2013 г. № 23 - ФЗ и от 22 октября 2014 г. № 308-Ф3. Внесенные в ст. 144 УПК РФ изменения существенно повысили гарантии прав личности в этой стадии при проведении проверки сообщений о преступлении.

Не могут не вызвать серьезной озабоченности многочисленные предложения о компетенции и порядке формирования института следственных судей в российском уголовном процессе. По сути, предлагается отказаться от смешанного типа российского уголовного судопроизводства, отказаться от предварительного расследования, заменив его деятельностью следственного судьи по формированию судебных доказательств. А это -доведение разумного предложения до крайности, до превращения его в свою противоположность. Ведь следственный судья должен усилить гарантии прав личности и защиты в досудебном производстве, усилить контроль за предварительным расследованием. Введение этого участника в российское уголовное судопроизводство не должно быть оторвано от жизни, российской действительности, не должно игнорировать накопленный столетиями опыт расследования уголовных дел и их рассмотрения по существу судом. Недостатков у досудебного производства много, но устранять их путем отказа от стадии возбуждения уголовного дела и от предварительного расследования - это все равно, что «вместе с водой выплескивать и ребенка».

Литература

1. Кожокарь В. В. Современное состояние и пути совершенствования института возбуждения уголовного дела // Рос. юстиция. 2015. № 4.

2. Кругликов А. П. Нужна ли стадия возбуждения уголовного дела в современном уголовном процессе России? // Рос. юстиция. 2011. № 6.

3. Волеводз А. Г. Упразднение стадии возбуждения уголовного дела: цена вопроса // Уголовный процесс. 2014. № 1.

4. https// mvd.ru/ folder/ 101762/item/ 2994866/

5. Ляхов Ю. А. Правовое регулирование стадии возбуждения уголовного дела. М., 2005.

6. Ляхов Ю. А. Единство процесса доказывания в досудебном уголовном судопроизводстве России // Гос-во и право. М., 2014. № 11.

Lyakhov Yuri Alexeevich, Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of criminal trial and criminalistics, the Southern Federal University (88, Gorkogo Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

OFFERS LEGISLATOR SHOULD NOT BE CUT OFF FROM LIFE, PRACTICE

Abstract

The article critically evaluates the proposal to amend pre-trial proceedings in the Russian criminal process.

Keywords: A criminal case, stage of the criminal process, preliminary investigation, guarantees of individual rights, crime statistics, investigative judge.

References

1. Kozhokar' V. V. Sovremennoe sostoyanie i puti sovershenstvovaniya instituta vozbuzhdeniya ugolovnogo dela // Ros. yusticiya. 2015. № 4.

2. Kruglikov A. P. Nuzhna li stadiya vozbuzhdeniya ugolovnogo dela v sovremennom ugolovnom processe Rossii? // Ros. yusticiya. 2011. № 6.

3. Volevodz A. G. Uprazdnenie stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela: cena voprosa // Ugolovniy process. 2014. № 1.

4. https// mvd.ru/ folder/ 101762/item/ 2994866/

5. Lyahov Yu. A. Pravovoe regulirovanie stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela. M., 2005.

6. Lyahov Yu. A. Edinstvo processa dokazyvaniya v dosudebnom ugolovnom sudoproizvod-stve Rossii // Gos-vo i pravo. M., 2014. № 11.

УДК 343.125.3

ЗАДЕРЖАНИЕ. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДАННОГО ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА

Луценко

Олег Анатольевич

Гемешлиева Инна Федоровна

кандидат юридических наук, доцент кафедры

уголовного процесса и криминалистики,

Южный федеральный университет

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88)

E-mail: [email protected]

студентка 3 курса юридического факультета,

Южный федеральный университет

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88)

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются понятие, сущность, доказательственное значение задержания, как меры уголовно-процессуального принуждения. По мнению автора, отсутствие единства в понимании предназначения задержания начинаются с разногласия в предложении самого определения задержания. Четкое разграничение задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, как уголовно-процессуального института и задержания граждан за административные правонарушения, имеет важнейшее значение для соблюдения законности и охраны прав граждан. Задержание, регламентируемое уго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.