Научная статья на тему 'Предложения по выбору параметров вагона для негабаритного штрипса'

Предложения по выбору параметров вагона для негабаритного штрипса Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
85
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАГОН-ПЛАТФОРМА / НЕГАБАРИТНЫЙ ШТРИПС / ПОДДОН / ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Никодимов А. П., Цыганская Л. В.

Появилась потребность в вагонах для перевозки между цехами предприятия негабаритного штрипса размерами 8…40 × 4500 × 12 100…18 300 мм. Рассмотрены варианты использования существующих моделей платформ с поддоном и увеличением ширины рамы до 4500 мм. Предложены расчетные модели, определены напряжения в конструкции, даны рекомендации по переоборудованию платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proposals for the Choice of Platform Car Parametres for Transporting Outsize Steel Strips

There has arisen the need in transporting outsize steel strips measuring 8 40*4500* 12100 18300 mm between the works shops by special platform cars. The paper considers variants of using existing platform car models having a toy and the frame width of up-to 4500 mm. The calculated models are presented, the design stresses are defined and recommendations on the platform reequippment are given.

Текст научной работы на тему «Предложения по выбору параметров вагона для негабаритного штрипса»

Общетехнические и социальные проблемы

195

В настоящее время Октябрьская железная дорога заинтересована в создании подобной системы, поэтому в ближайшем будущем ожидаются завершающие опытные поездки с электровозом.

Заключение

Испытания показали возможность построения системы управления на базе одного микропроцессорного контроллера, работающего в реальном масштабе времени. Вычисление тормозной силы с помощью аппроксимации кривой намагничивания логарифмической функцией позволяет приблизить тормозные характеристики электровоза к ограничению по сцеплению. МПСУ и ТИП могут быть достаточно унифицированы для различных типов подвижного состава.

Библиографический список

1. Электродинамический тормоз электровозов ЧС2Т и ЧС200 / Ф. Раба, Л. Кир, И. Гончарук. - М. : Транспорт, 1978. - 80 с.

2. Электронный регулятор RV 04-66E1. Техническое описание. NES Nova Dubnica, s.r.o., 1984.

3. Повышение эффективности реостатного тормоза / В. О. Иващенко, Е. В. Ткаченко, Е. Л. Киселёв // Известия Петербургского университета путей сообщения. -СПб. : ПГУПС, 2006. - Вып. 3. - С. 33-37.

УДК629.45/46(075)

А. П. Никодимов, Л. В. Цыганская

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВЫБОРУ ПАРАМЕТРОВ ВАГОНА ДЛЯ НЕГАБАРИТНОГО ШТРИПСА

Появилась потребность в вагонах для перевозки между цехами предприятия негабаритного штрипса размерами 8...40 х 4500 х 12 100...18 300 мм. Рассмотрены варианты использования существующих моделей платформ с поддоном и увеличением ширины рамы до 4500 мм. Предложены расчетные модели, определены напряжения в конструкции, даны рекомендации по переоборудованию платформ.

вагон-платформа, негабаритный штрипс, поддон, переоборудование.

Введение

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1

Общетехнические и социальные проблемы

Строительство нового трубного завода (ИТЗ) в г. Колпино на территории ОАО «Ижорские заводы» поставило ряд задач. Одна из таких задач - перевозка негабаритного штрипса между листопрокатным цехом (ЛПЦ-3) и ИТЗ по технологическим железнодорожным путям, предусмотренным для перемещения вагонов с негабаритным штрипсом и обеспечивающим требуемую габаритность приближения строений.

Рассматривалось два направления - создание новой модели и переоборудование существующей модели вагона эксплуатационного парка. Поскольку создание новой модели требует значительных финансовых вложений, был выбран второй путь - использование вагона-платформы модели 13-470 с длиной рамы 18 400 мм.

1 Постановка задачи

Рассмотрено два варианта переоборудования платформы:

с размещением поддона 4500 х 18 400 мм;

с увеличением ширины рамы до 4500 мм.

Варианты загрузки платформы - листовой прокат размерами 10 х х 2500 х 18 300 мм и размерами 10 х 4500 х 12 100 мм с суммарной массой от 60 т до 71 т.

2 Поддон

На ряде предприятий применяются схемы перевозки негабаритного листового проката с использованием специальных поддонов, устанавливаемых на рамы вагона-платформы. Однако из-за специфики ИТЗ применение поддонов было признано нецелесообразным ввиду значительного увеличения массы тары платформы и усложнения процесса погрузки и разгрузки штрипса.

3 Уширение рамы платформы

Увеличение ширины рамы было достигнуто посредством установки консолей и обвязки на раму платформы модели 13-470. За счет переоборудования ширина рамы платформы была увеличена с 2500 мм до 4500 мм. Кроме этого, на раму платформы были установлены боковые и торцевые упоры для предотвращения продольного и поперечного перемещения листового проката.

4 Оценка напряженно-деформированного состояния переоборудованной платформы

Для определения напряженно-деформированного состояния рамы и выбора конструкции переоборудования платформы был применен метод

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1

Общетехнические и социальные проблемы

197

конечных элементов [1] с использованием конечно-элементного пакета COSMOS WOKS 2006. Для расчета был применен объемный десятиузловой тетраэдральный конечный элемент, имеющий три степени свободы в каждом узле. Разработана объемная конечно-элементная модель рамы, включающая 179 131 конечный элемент и 61 602 узла, в которой были учтены основные конструктивные особенности рамы платформы и установленного на ней оборудования.

Одним из требований при переоборудовании платформы было не допустить значительных деформаций листового проката при транспортировке. Поэтому для оценки перемещений в элементах рамы установленного на ней оборудования и перевозимого штрипса дополнительно была разработана конечно-элементная модель четверти рамы, в которой имитировался перевозимый листовой прокат с учетом его контактного прилегания к элементам рамы и установленного оборудования.

Рассматривалось два варианта загрузки рамы: листами 4500 х 18 300 мм (конечно-элементная модель при этом включала в себя 87 630 конечных элементов и 28 053 узлов); с листами 4500 х 12 100 мм (105 598 конечных элементов и 29 256 узлов (рис. 1)).

Рис. 1. Конечно-элементная модель четверти рамы с листами 4500x12 100

Для решения системы линейных алгебраических уравнений метода конечных элементов в рамках программной системы COSMOS WOKS 2006 использовался фронтальный метод, являющийся вариантом метода Гаусса [2].

Прочность рамы в соответствии с [2] оценивалась при первом (трогание с места, осаживание или экстренное торможение поезда при малых скоростях движения, соударение при маневровой работе) и при третьем (движение поезда с наибольшей допускаемой скоростью с регулировочным торможением) расчетных режимах.

Расчетные продольные нагрузки (не более 2 т) соответствовали

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1

(Обцетехнические и социальные проблемы

режимам работы платформы для случая ее движения в специальном поезде ограниченной массы. Конструкционная скорость движения вагона была принята 15 км/ч.

Были рассмотрены различные варианты загрузки рамы грузом от 60 до 71 тс. Для различных условий нагружения рамы платформы были выбраны кинематические и силовые граничные условия. В качестве кинематических граничных условий для четверти рамы приняты: ограничение перемещений вдоль вертикальной и поперечной осей вагона в шкворневом узле; ограничение перемещений вдоль продольной оси вагона в средней поперечной и продольной плоскостях вагона (рис. 2). Нагрузки, действующие на вагон, принимались в соответствии с [2].

В результате проведенных расчетов были получены эквивалентные напряжения в раме и перемещения под весом брутто платформы (рис. 4). Наибольшие напряжения выявлены в раме, загруженной штрипсом 4500^12 100 при действии сжимающих усилий (рис. 3). Максимальный прогиб рамы в центральной ее части с листами 4500x18 500 составляет 16 мм, с листами 4500x12 100 - 24 мм, что является достаточным для транспортировки листового проката без повреждений. Максимальные напряжения для элементов рамы и переоборудования приведены в таблицах 1 и 2.

Рис. 2. Кинематические и силовые граничные условия для расчета перемещений,

вызванных действием сил тяжести

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1

Общетехнические и социальные проблемы

199

von Mises (NAnA2)

2.4006+000 2.2006+003 2.0016+000 1.0016+000 1.6016+000 1.4016+000 1.2026+000 1.0026+000 8.0206+007 8.0236+007 4.0256+007 2.0286+007 3.0506+005

Рис. 3. Распределение эквивалентных напряжений в раме при первом расчетном режиме при сжатии для рамы с листами 4500х 12 100 мм

Рис. 4. Распределение вертикальных перемещений, вызванных действием сил тяжести,

в раме с листами 4500*12 100 мм

ТАБЛИЦА 1. Максимальные напряжения для рамы с листами 4500*18 500 мм

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1

Общетехнические и социальные проблемы

Наименование элемента Максимальные эквивалентные напряжения по Мизесу, МПа

I режим III режим

Сжатие Растяжение Сжатие Растяжение

Хребтовая балка в зоне заделки в шкворневую балку 169 145 161 153

Обвязка дооборудования в центральной части 35 33 42 39

Поперечная балка дооборудования 27 25 66 63

ТАБЛИЦА 2. Максимальные напряжения для рамы с листами 4500*12 100 мм

Наименование элемента Максимальные эквивалентные напряжения по Мизесу, МПа

I режим III режим

Сжатие Растяжение Сжатие Растяжение

Хребтовая балка в зоне заделки в шкворневую балку 243 231 204 203

Обвязка дооборудования в центральной части 60 47 62 61

Поперечная балка дооборудования 59 45 79 78

Заключение

В результате проведенных исследований были определены параметры вагона для негабаритного штрипса, проведены расчеты на прочность рамы и элементов переоборудования платформы модели 13-470 для перевозки негабаритного листового проката, определены перемещения в конструкции. Полученные расчетные данные позволили сделать вывод о достаточной прочности и жесткости переоборудованной платформы и соответствии ее требованиям Норм [2].

Библиографический список

• Метод конечных элементов. Основы / Р. Галлагер; пер. с англ. - М. : Мир, 1984. - 428 с.

• Нормы для расчета и проектирования новых и модернизированных железнодорожных транспортеров общего назначения колеи 1520 мм (несамоходных). -М. : МПС, 1988. - 32 с.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.