Библиографический список
1. Аракчаа, Л.К., Дадаа, Г.И.Экологический туризм в республике Тыва. Часть 1. Кызыл, 2011. - 125 с.
2. Благовещенский, В.П., Гуляева, Т.С.Ландшафтно-экологический метод оценки рекреационных территорий. -Ландшафтоведение: теория, методы, региональные исследования, практика: материалы XI Международной ландшафтной конференции. - Москва, 2006.
3. Боголюбова, С. А.Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов. - М., 2009. - 256 с.
4. Лысенкова, З.В. Рекреационное природопользование: от теории к практике // Вестн. Томского госпед. ун-та. -2006. - Вып.6. - С.79-82.
5. Николаенко, Д. В.Рекреационная география. - М., 2003. -288 с.
Bibliograficheskii spisok
1. Arancha, L. K., Dada. G. I. Ecological tourism in the Republic of Tyva. Part 1 .Kyzyl, 2011. - 125 p.
2. Annunciation, V. P., Gulyaeva, T. S. Landscape ecological method for the assessment of the recreational areas. -Landscape studies: theory, methods, regional studies, practice: materials of XI International landscape conference. - Moscow, 2006.
3. Bogolyubov, S. A. Ecological-economic evaluation of recreational resources. - M., 2009. - 256 p.
4. Lysenkova, Z.V. Recreation nature: from theory to practice // Vestnik St. Petersburg University. Tomsk gasped. Univ. -2006. - Vol.6. - P. 79-82.
5. Nikolaenko, D. V. Recreational geography. - M., 2003. - 288 p
Сат Алдынай Мезил-ооловна - старший преподаватель кафедры географии и туризма,
ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», Кызыл, E-mail: [email protected]
Sat Aldinai - senior lecturer in the Department of geography and tourism, the Tuvan state
University" Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 312(Р571.52)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Хольшина М.А.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
PROPOSALS ON IMPROVEMENT OF SOCIAL-DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TYVA
Kholishina М.А. Tuvan state university, Kyzyl
Получена характеристика изменений численности и половозрастного состава республики, проведен анализ и выявлены особенности социально-демографического развития на региональном уровне, разработаны предложения по улучшению социально-демографического развития Республики Тыва.
Ключевые слова: население, рождаемость, демографическая ситуация, социально-экономическое развитие, миграция, демография.
The results of the research showed the change of number and a sex-age composition of the republic, analysis revealed particularities of the socio-demographic development on the regional level proposals on improvement of social-demographic development of the republic Tyva.
Key words: population, birth rate, demographic situation, social-economic development, demography, migration.
Введение
Изучение взаимосвязей между демографическими и социально-экономическими процессами - актуальная задача исследования динамики демографических процессов, выяснения причин и факторов их изменений. Первоочередной проблемой в анализе взаимосвязей является выделение тех социально-экономических процессов, которые, во-первых, воздействуют на население непосредственно и выступают по отношению к другим экономическим процессам
передаточным звеном их воздействия на воспроизводство населения; во-вторых, тех, которые, в свою очередь, непосредственно испытывают влияние демографического фактора и служат связующим звеном между демографическими и другими социально-экономическими процессами.
На необходимость глубоких и всесторонних исследований взаимосвязей между демографическими и социально-экономическими факторами и раскрытия их сущности, характера, направления и силы воздействия одного явления на другое указывали многие исследователи. Так, В.Е. Овсиенко [1] в результате проведенного анализа приходит к выводу о том, что развитие экономики с одновременным ростом культурного уровня населения и другими социальными изменениями повлекло за собой снижение рождаемости.
Провести анализ закономерностей взаимосвязей демографических и экономических процессов позволяют демоэкономические исследования Ф.М. Бородкина [2].
Основные социально-экономические факторы, воздействующие на рождаемость и смертность населения, исследуются А.В. Гладышевым [3].
В последние годы в Республике Тыва сформировалось неблагоприятное социально-демографическое развитие: падение статуса семьи, быстрое старение городского и сельского населения, криминализация молодежи, рост числа бездомных детей являются далеко не полным перечнем последствий кардинальных преобразований экономических отношений.
Республика, располагающая колоссальными запасами природных ресурсов и стратегического сырья, обладает низкой инвестиционной привлекательностью и развивается очень медленными темпами. Чтобы исправить серьезные диспропорции развития общества требуется реализация комплекса целевых программ, направленных на оздоровление социально-демографической обстановки. Их разработка и обоснование обязательно должны опираться на результаты всесторонних географических исследований.
Количественная оценка численности, состава, а также характеристик естественного, миграционного и социального движения в Республике Тыва имеет важное практическое значение не только для органов государственного или местного управления, так и для развития предпринимательской деятельности. Однако при этом приходится констатировать, что в настоящее время еще не все вопросы методологии географического исследования социально-демографического развития на региональном уровне достигли должной научной проработки.
В целом, приведенные выше аргументы, свидетельствуют о том, что вопросы географического анализа, моделирования и прогнозирования показателей состояния и развития, важнейших социально-демографических характеристик населения носят актуальный и практически значимый характер.
Социально-демографическое развитие представляет собой совокупность характеристик, отражающих результаты состояния социальных и демографических процессов на определенной территории по состоянию на конкретный момент времени [3]. Требуется выделять следующие факторы социально-демографического развития (табл. 1).
Таблица 1
Основные факторы социально-демографического развития
Факторы социально-демографического развития
Политические Социально-экономические Природно-экологические
политическая стабильность уровень жизни природно-климатические условия
эффективность государственного управления развитие торговли,транспорта, связи обеспеченность природными ресурсами
национальная политика занятость населения экологическая обстановка
военные конфликты, национальные конфликты, терроризм, сепаратизм и т.п. криминогенная обстановка производственная нагрузка на природную среду
динамика цен на товары и услуги
жилищные условия населения
Если обобщить специфику методологических подходов к определению содержания и механизма формирования социально-демографического развития, то можно выделить и обосновать целый ряд ее особенностей как объекта географического исследования. К ним относятся: многоаспектная и многоуровневая структура; неоднородность составляющих элементов; непрерывная изменчивость параметров [3]. Перечисленные особенности позволяют констатировать, что социально-демографическое развитие как предмет научного познания является чрезвычайно сложным объектом, который, с большей долей условности подлежит четкой географической интерпретации.
Демографическое развитие
Демографическая ситуация сложившаяся в республике Тыва характеризуется значительными изменениями демографических процессов и выражается в смене поколений численность населения не увеличивается, изменение в структуре поколений обусловлены высокой смертностью людей, ухудшение показателей здоровья, сокращением ожидаемой продолжительности жизни и отрицательным миграционным балансом населения, трансформацией демографического поведения.
На 1 января 2014 г. общая численность постоянного населения республики составила 311,4 тыс. человек [4]. Территория республики занимает 168,6 тыс. км2, или 1 % территории России, плотность населения составляет 1,8 чел. / км2. При том, что плотность населения Российской Федерации в целом - 8,3 чел./ км2, а Сибирского федерального округа - 3,8 чел./ км2.
В 2014 года прибыло из-за пределов республики 10426 чел., выбыло за ее пределы 13837 чел. Миграционная убыль составила 3411 чел. Высокую территориальную активность населения республики обуславливают внутренние миграции. Внутри региональная миграция во всем миграционном обороте республики составляет 69,0%. В пределах республики идет постоянный отток населения из сельской местности в города, так миграционный прирост в г. Кызыл за 2014 год составил более 4260 человек. За 2011- 2014 гг. миграционный прирост в г. Кызыле составил 10 тыс. человек, что составляет более 9% от числа жителей города по состоянию на конец 2014 года [4] (рис. 1).
Миграция населения
1990 1995 2000 2005 2007 2003 2009 2010 2011 2012 —— оба пола мужчины женщины
Рис. 1. Миграция РТза 2014 г. (на 1000 чел.) Рис. 2. Ожидаемая продолжительность жизни (1990-2012)
(составлен автором по данным Демографического ежегодника, 2014 г.).
Среди причин переезда миграции в большинстве случаев (82%) указывают личные, семейные обстоятельства. В пределах республики основными причинами перемещений, кроме указанной, являются также: возврат к прежнему месту жительства, работа и учёба. Социально-экономические проблемы Республики Тыва стимулируют миграционный отток населения за пределы республики. Скорее всего, действуют два фактора - растет и притяжение более развитых регионов, и мобильность титульного населения республики.
Тыва как регион с незавершенным демографическим переходом отличается высокой долей населения моложе трудоспособного возраста - 29,2% в 2014 г. (РФ - 16,1%). Доля населения в
трудоспособном возрасте (57,4%) близка к среднероссийскому показателю, а население старше трудоспособного возраста составляет только 13,3% (РФ - 21,6%). Тыва занимает предпоследнее место среди регионов России по показателю ожидаемой продолжительности жизни в 2012 г. - 61,4 лет (по РФ - 68,6) [5] (рис. 2).
Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин — 56,4 и у женщин — 67,5 года [3]. На этом фоне особенно заметна проблема сверхсмертности мужчин, когда разница в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет 10-12 лет.
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-ноябре 2014г. по сравнению с соответствующим периодом 2013г., уменьшились на 1,8%. Среднедушевые денежные доходы составили 10395,9 рублей в месяц.
Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника за январь - ноябрь 2014 г. составила 21917,7 рублей. В реальном выражении зарплата увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 12,6% [6] (рис. 3).
Рис. 3. Отношение душевых доходов к прожиточному минимуму в республике (составлен автором по данным Соц. полож..., 2012 г.)
Безработица в Тыве остается острой социальной проблемой весь переходный период, уровень безработицы по методологии МОТ составил в 2012 г. 22% (по РФ - 7,5%).
Предложения по улучшению социально-демографического развития
На основе анализа сложившихся тенденций развития социально-демографических процессов и перспектив для устойчивого и качественного развития населения региона, согласно обобщенным фактическим данным, исчисленным федеральной службой государственной статистики (Тывастат) и отдельных программ реализации общей Концепции демографической политики сделаны предложения [7].
В сфере семейной политики. Мы считаем, что на эту сферу властям необходимо обратить особое внимание, потому что в нашей республике высок коэффициент младенческой смертности и непрерывно растет количество неблагополучных семей. С 2007 года ситуация немного улучшилась за счет реализации национального проекта «Здоровье» и стимулирования рождаемости «Материнским капиталом» [8], но этих действий правительства явно недостаточно, чтобы изменить ситуацию. Для укрепления института семьи и регуляции младенческой смертности мы предлагаем следующие меры:
• Увеличить пособия на содержание детей;
• Обновить и усовершенствовать социальную инфраструктуру: детские лечебные учреждения, родильные дома, детские дошкольные и школьные образовательные учреждения, спортивные школы и школы патриотического воспитания, и др.;
• Из воспитательно-правовых мер предлагаем проведение лекций, семинаров с участием психологов, педагогов, социальных работников на тему планирования семьи и семейных взаимоотношений, защите прав каждого из супругов и особенно детей, профилактика различных
видов зависимостей (в первую очередь наркотической, алкогольной и табачной). Курсы должны организовываться для всех желающих бесплатно, (а не только для молодоженов) в целях повышение уровня культуры в семье.
В сфере миграционной политики. Внутренняя миграция. Исходя из рассчитанных коэффициентов миграции ясно, что население просто бежит из районов. Конечно, людям уехать не запретишь, значит, их нужно заинтересовать в необходимости остаться в районе. Мы предлагаем следующие способы решения этой проблемы:
• В первую очередь это - создание новых рабочих мест. Конечно, это сложная экономическая проблема всей республики, которую нужно решать исходя из экономических приоритетов. Например: можно приглашать молодых специалистов с предложением жилья и достойной зарплаты;
• Необходимо, чтобы в поселке были культурно-просветительные учреждения (кружки, клубы, кино) для удержания молодежи в районе. А также различные молодежные и активистские организации, позволяющие молодым реализовывать и пробовать свои способности дома;
Если условия проживания в районах улучшатся, то повысится рождаемость, уменьшится отток населения, уменьшится смертность. Все эти показатели взаимосвязаны, поэтому демографическая политика должна проводиться комплексно и последовательно, в сочетании с бесперебойным финансированием и вниманием властей. Только при сочетании всех этих аспектов может достичь желаемого результата.
Внешняя миграция. Миграционная политика в республике, должна основываться на Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации [9], предусматривающей следующие мероприятия:
• сокращение оттока населения из республики за счет улучшения социально-экономического положения кожуунов;
• обеспечение условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду на основе разработки и реализации новых подходов и направлений по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев.
По решению проблемы высокой смертности. Министерством здравоохранения республики уже принимаются меры по развитию медицинской помощи матерям и детям, снижению материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Судя по демографическим показателям, принимаемых мер для улучшения ситуации также недостаточно. Ведущими факторами смертности населения республики являются вредные привычки (злоупотребление алкоголем), онкологические и вирусные заболевания, а также велика доля несчастных случаев и убийств. Решение проблемы мы видим в организации следующих предприятий:
• Повышение квалификации социальных работников и качества предоставляемых услуг для ухода за больными и престарелыми людьми;
• Назначение материальной помощи малоимущим и пожилым людям, а также единовременные выплаты жителям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
В сфере политики по урегулированию низкой доли населения старше трудоспособного возраста. В борьбе со старением населения одно из главных задач это повышение качества медицинского и социального обслуживания. Для этого мы предлагаем дополнительные меры социальной поддержки в виде тех же волонтерских организаций и служб мобильной психологической и медицинской помощи. Кроме этого, положительное влияние окажут следующие действия:
• Улучшить содержание современных диспансеров, домов отдыха и домов ветеранов;
• Обязательно проводить диспансеризацию пожилых людей, и по возможности обеспечить периодическое посещение местных санаторных курортов для поддержания здоровья;
• В связи с северным (суровым) климатом региона, стоит задуматься о прибавке к накопительной части пенсии северного коэффициента (как это делается на предприятиях -прибавка к зарплате).
По решению проблемы застоя социальной инфраструктуры. Как известно, многие социальные объекты и объекты жизнеобеспечения уже не однократно отслужили свой срок, но в связи с недостаточным финансированием о капительном ремонте или даже о реконструкции речь не идет. Такая застойная ситуация образовалась за период с 90х годов до наших дней, и продолжает развиваться. Эту проблему необходимо решать поэтапно и прямо сейчас, иначе в недалеком будущем республика столкнется с полным упадком социальной инфраструктуры. Наши предложения по этому вопросы таковы:
• Постепенное увеличение (а не сокращение, как это делается в настоящее время) коечных мест в больницах, диспансерах и курортах;
• Также следует постоянно повышать профессиональные навыки, квалификацию медицинского персонала медучреждений. Необходимо финансирование стажировок, научных исследований и командировок. Также следует законодательно укрепить требование в повышении квалификации медперсонала республики;
• Увеличение количества дошкольных и школьных детских учреждений. Создание временных групп содержания детей, для ожидающих места в ДОУ. Создание подготовительных курсов и внешкольных факультативов;
• Создание государственной бюджетной организации грузо- и пассажироперевозок на дальние расстояния.
По решению проблем социально-экономического развития мы предлагаем следующие меры реализации:
• Осуществить переориентацию системы здравоохранения с медицины лечебной на развитие медицины профилактической для раннего выявления заболеваний, диспансеризацию и уменьшение воздействия основных факторов риска;
• Провести мероприятия по популяризации демографических знаний в средствах массовой информации, активизация информационно-разъяснительной работы в области народонаселения, формирования духовно-нравственных ценностей в обществе.
А также для увеличения рождаемости:
• улучшение материального благосостояния и решение жилищной проблемы семей с детьми, дальнейшее расширение категории молодых семей, получающих кредиты для приобретения жилья; оказание социальной поддержки многодетным семьям;
• увеличение числа мест в дошкольных образовательных учреждениях, в этих целях проработать вопросы.
Для восстановления экономики необходимо развивать сельское хозяйство района, так как республика у нас животноводческая. Также следует создать более благоприятную почву для предпринимательства, на данный момент в республике довольно много препятствий для частного бизнеса (высокая арендная плата на землю, высокие пошлины, много бюрократических препятствий). Департаментом молодежной политики были неоднократно проведены курсы для создания своего дела. На окраине столицы вот уже несколько лет функционирует «Бизнес-инкубатор». Налоговые организации регулярно проводят день открытых дверей и консультации по заполнению деклараций, однако это лишь незначительная часть действий со стороны правительства и этого явно не достаточно.
Библиографический список
1. Овсиенко, В.Е. Влияние социально-экономических факторов на демографические показатели // Вопросы народонаселения и демографической статистики. - М., 1966. 143 с.
2. Бородкин, Ф.М. Проблемно-программный подход к прогнозированию демографических процессов // Методология демографического прогноза. - М.: Наука, 1988. - 117 с.
3. Гладышев, А.В. Некоторые вопросы построения системы показателей для оценки параметров социально-демографической ситуации. // Межвузовский сборник научных трудов. // Актуальные проблемы современного управления и экономики. Выпуск 7. - М.: ИНИОН РАН, 2005. - 67 с.
4. Республика Тыва в цифрах: Стат. сб. - Кызыл: Тывастат, 2010. - 210 с.
5. Демографический ежегодник Республики Тыва: // Тывастат. - Кызыл, 2014. - 166 с.
6. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Тыва: Стат. сборник / Тывастат. - Кызыл, 2012.
- 172 с.
7. Российская Федерация. Президент. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года от 09.10.2007 № 1351: Указ президента российской Федерации [Электронный ресурс]: официальное интернет-представительство Президента России. - Режим доступа: http://www.document.kremlin.ru.
8. Российская Федерация. Правительство. О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 30.12.2006 № 873 (с изм. от 22.09.2008 № 709): Постановление Правительства Российской Федерации // Российская газета. - 2008. - № 205.
9. Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. - № 30. - ст. 3285.
Bibliograficheskiy spisok
1. Ovsienko, V. E. the Influence of socio-economic factors on demographic indicators // the Issues of population and demographic statistics. - M., 1966. 143.
2. Borodkin, F. M. Problem-software approach to forecasting demographic processes // the population projection Methodology. - M.: Nauka, 1988. - 117 p.
3. Gladyshev V. A. Some problems of building systems...
4. The Republic of Tuva in figures: Stat. sat - Kyzyl: Timestat, 2010. - 210 p.
5. Demographic Yearbook of the Republic of Tyva: // Livestat. - Kyzyl, 2014. - 166 p.
6. Social status and living standards of the population of the Tuva Republic: Stat. collection / Timestat. - Kyzyl, 2012. -
172 p.
7. Of The Russian Federation. President. About approval of the concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025 from 09.10.2007 No. 1351: a decree of the President of the Russian Federation [Electronic resource]: the official Internet representation of the President of Russia. - Access mode: http://www.document.kremlin.ru.
8. Of The Russian Federation. The government. On issue of the state certificate on the maternal (family) capital from 30.12.2006 № 873 (CH. from 22.09.2008 No. 709): regulation of the Government of the Russian Federation // the Russian newspaper. - 2008. - No. 205.
9. Of The Russian Federation. Laws. Federal law of the Russian Federation "On migration registration of foreign citizens and persons without citizenship in the Russian Federation" dated 18.07.2006 No. 109-FZ//collected legislation of the Russian Federation. -2006. - No. 30. - senior 3285.
Хольшина Марина Александровна - старший преподаватель кафедры география и туризма
Тувинского государственного университета, Кызыл, Email: [email protected]
Kholishina Marina - senior lecturer in the Department of geography and tourism, the Tuvan state
University, Kyzyl, E-mail: [email protected]