Научная статья на тему 'Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей'

Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СПАСАТЕЛЕЙ / АТТЕСТАЦИЯ СПАСАТЕЛЕЙ / ИННОВАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / LIFEGUARD TRAINING / LIFEGUARD CERTIFICATION / INNOVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / COMPETENCE / LEGAL REGULATION / MONITORING LEGISLATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фральцова Тамара Анатольевна, Монахов Петр Александрович

Рассмотрены вопросы правового регулирования профессиональной подготовки спасателей как важной составной части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). На основе анализа нового законодательства Российской Федерации об образовании, предупреждении и ликвидации ЧС, практике подготовки и аттестации спасателей сформулированы предложения, направленные на совершенствование техники и технологии обучения в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Suggestions on Improving Engineering and Technology Education Rescuers

The problems of legal regulation of professional training of rescuers as an important part of prevention and liquidation of emergency situations (ES). Based on the analysis of the new legislation of the Russian Federation on education, prevention and elimination of emergency situations, the practice of training and certification of rescuers formulated proposals aimed at improving engineering and technology education in this field.

Текст научной работы на тему «Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей»

/90 Civil SecurityTechnology, Vol. 11, 2014, No. 4 (42)

УДК 614.8

Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2014

Т.А. Фральцова, П.А. Монахов

Аннотация

Рассмотрены вопросы правового регулирования профессиональной подготовки спасателей как важной составной части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). На основе анализа нового законодательства Российской Федерации об образовании, предупреждении и ликвидации ЧС, практике подготовки и аттестации спасателей сформулированы предложения, направленные на совершенствование техники и технологии обучения в данной сфере.

Ключевые слова: обучение спасателей; аттестация спасателей; инновации образовательной деятельности; компетенции; нормативно-правовое регулирование, мониторинг законодательства.

Suggestions on Improving Engineering and Technology Education Rescuers

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2014

T. Fraltsova, P. Monakhov

Abstract

The problems of legal regulation of professional training of rescuers as an important part of prevention and liquidation of emergency situations (ES). Based on the analysis of the new legislation of the Russian Federation on education, prevention and elimination of emergency situations, the practice of training and certification of rescuers formulated proposals aimed at improving engineering and technology education in this field.

Key words: lifeguard training; lifeguard certification; innovation of educational activities; competence; legal regulation, monitoring legislation.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обучения (образования) спасателей, являются Министерство образования и науки Российской Федерации, в сфере аттестации спасателей — МЧС России. Порядок организации обучения и проверки готовности спасателей по отдельным видам аварийно-спасательных работ (газоспасательные, горноспасательные и противофонтанные) установлен нормативно-правовыми актами Ростехнад-зора.

Развитие правовой системы образования предусматривает создание и совершенствование наиболее

общих правовых конструкций, отвечающих потребностям, максимальному количеству сфер образовательной деятельности, без учета, как правило, конкретных особенностей обучения. Развитие системы профессиональной подготовки спасателей производится на основе общих образовательных принципов и возможностей и предусматривает необходимость максимального учета специфики профессиональной деятельности спасателей.

Как оказалось,возможности законодательства об образовании недостаточны для создания оптимальной образовательной среды, отвечающей профессиональным запросам спасателей. Возникла необходимость его дополнения специальным блоком норма-

тивно-правовых актов, регулирующих порядок аттестации спасателей. Поэтому гармонизация законодательства об образовании и о профессиональной подготовке и аттестации спасателей является актуальной задачей. Непрерывное изменение законодательства, а также необходимость учета правоприменительной практики на примере конкретного образовательного учреждения, осуществляющего подготовку спасателей, обусловливает новизну рассматриваемой проблемы.

Учитывая актуальность и новизну проблемы, в ФГАОУ ДПО «ИПК ТЭК» с 2008 года ведется работа по выработке оптимальной модели профессиональной подготовки спасателей для топливно-энергетического комплекса (далее — ТЭК). В качестве основной цели данного исследования выбрано обеспечение максимального соответствия образовательного процесса, организуемого на базе Института,нормативным квалификационным требованиям, предъявляемым к спасателям, привлекаемых для ликвидации ЧС в организациях ТЭК.

Обучение спасателей. Общие вопросы обучения спасателей, виды и формы обучения, порядок проведения их итоговой аттестации по результатам обучения и другие вопросы организации образовательного процесса регулируются федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Подготовку спасателей нельзя целиком отнести к какому-либо из видов образования, предусмотренных п.2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ: общему, профессиональному, дополнительному либо профессиональному обучению. Спасателями могут быть работники организации из числа руководителей, специалистов, рабочих различных профессий, а также волонтеры.

Участники ликвидации ЧС в зависимости от занимаемых ими должностей, выполняемых обязанностей, полномочий, специфики опасного производственного объекта, характера ЧС должны иметь квалификацию, опыт, знания и умения, позволяющие в короткие сроки ликвидировать ЧС и восстановить жизнедеятельность аварийного объекта, минимизировать ущерб здоровья пострадавших. Для выполнения этой комплексной задачи к различным категориям спасателей предъявляется ряд требований по:

наличию базового общего или профессионального образования;

систематическому прохождению переподготовки, повышения квалификации по базовому образованию с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

периодическомупрохождениюобучения по программам дополнительногопрофессионального образования в качестве руководителя работ по ликвидации ЧС, руководителя АСФ, специалиста или непо-

средственно спасателя, в обязанности которого входит выполнение определенного вида (видов) аварийно-спасательных работ в зоне ЧС, неотложных и других работ;

участию в периодически проводимых учениях, учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, смотрах, конкурсах.

Подготовка спасателей осуществляется в различных организациях, включая образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (ДПО). При этом в системе профессионального обучения специалистов-спасателей не готовят, есть только профессии рабочих, имеющие сходные квалификационные характеристики (газоспасатели, горноспасатели и др.).

В системе ДПО формируется профессиональная компетенция спасателя — способность осуществлять квалифицированные действия по спасению людей и ликвидации аварий. При этом компетенции, сформированные при получении основного профессионального образования, актуализируются, развиваются, индивидуализируются и трансформируются в компетенцию спасателя на основе программ ДПО.

По структуре программа профессионального обучения спасателей предусматривает прохождение обучения по двум основным разделам: первоначальная подготовка и специальная подготовка. Программа первоначальной подготовки состоит из подразделов: оказание первой помощи пострадавшим, психологическая, противопожарная подготовка спасателей.

Содержание программы по разделу первоначальной подготовки выбирается в зависимости от характера угроз ущерба здоровью пострадавших, возможных видов пожаров и природно-климатических условий в зоне ЧС. Прохождение первоначальной подготовки обязательно для всех спасателей: при приобретении статуса спасателя, при получении или подтверждении классной квалификации.

Содержание программы по разделу специальной подготовки выбирается в зависимости от специфики опасного производственного объекта, на котором предполагается деятельность спасателя, состава опасных факторов, действующих в условиях ЧС,видов и технологии ведения аварийно-спасательных работ и обязанностей, возлагаемых на спасателя.

Как правило, программа профессионального обучения спасателей строится по модульному принципу. Каждый модуль предусматривает достижение определенного результата, соответствующего одному из видов компетенций.

Так, применительно к топливно-энергетическому комплексу программа профессионального обучения спасателей «Организация и ведение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях» может включать следующие модули: первоначальная подготовка;

организация аварийно-спасательных работ и управление ими;

ликвидация разливов нефти (нефтепродуктов) на суше;

ликвидация разливов нефти (нефтепродуктов) на внутренних водах;

ликвидация разливов нефти (нефтепродуктов) на море;

организация и ведение газоспасательных работ;

организация и ведение горноспасательных работ;

организация и ведение поисково-спасательных работ;

подготовка специалистов для обслуживания аварийно-спасательных средств;

другие модули.

Каждый спасатель проходит обучение по двум или более модулям. После прохождения обучения спасатель должен приобрести профессиональные компетенции, необходимый состав и объем теоретических знаний и практических навыков ведения одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ, управления или проведения вспомогательных, неотложных работ или сопутствующих мероприятий.

К вспомогательным неотложным работам и сопутствующим мероприятиям относятся: организация связи в условиях ЧС, порядок несения дежурства, ведение документооборота, организация непрерывного обучения, ремонт и обслуживание аварийно-спасательных средств, взаимодействие с другими участниками ликвидации ЧС и другие.

Освоение программ профессионального обучения спасателей завершается итоговой аттестацией обучающихся. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации — Удостоверение о повышении квалификации (в соответствии с частью 15 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ).

В Удостоверении о повышении квалификации приводится состав модулей, по которым обучающийся прошел обучение.

Профессиональная аттестация спасателей. Общие вопросы аттестации спасателей, ее виды, формы и порядок проведения, определение готовности к реагированию и ведению аварийно-спасательных работ регулируются федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» [2] и связанными с ним подзаконными нормативно-правовыми актами [4, 6].

Как правило квалификация, полученная в ходе обучения, и указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федера-

ции порядке определены обязательные требования к наличию квалификации.

Применительно к спасателям, полученный документ об образовании не дает права его обладателю исполнять профессиональные обязанности спасателя и быть допущенным работодателем либо руководителем работ по ликвидации ЧС к выполнению обязанностей спасателя в зоне ЧС. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона № 151-ФЗ такое право возникает после прохождения процедуры аттестации.

Аттестация спасателя — процедура оценки соответствия гражданина, приобретающего (подтверждающего) «статус» спасателя, предъявляемым к нему государственным нормативным требованиям.

В ст. 1 Федерального закона № 151-ФЗ указано, что статус спасателя — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателю, а спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на право ведения аварийно-спасательных работ.

Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

В Российской Федерации аттестация спасателей производится специально создаваемыми федеральными и территориальными органами исполнительной власти, а также уполномоченными органами аттестационными комиссиями по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.

Из лиц, получивших квалификацию спасателя, к аттестации в аттестационной комиссии могут быть допущены лица:

получившие базовое образование;

прошедшие обучение по программам подготовки спасателей в соответствующем образовательном учреждении;

не имеющие медицинских и психологических противопоказаний к работе спасателем;

соответствующие предельным возрастным ограничениям;

выполнившие физические нормативы, установленные для спасателей.

Подготовка горноспасателя имеет дополнительные ограничения. Кандидат в горноспасатели в качестве базового образования должен иметь горную профессию и опыт работы в шахте не менее двух лет, а также не иметь противопоказаний для работы в дыхательных аппаратах. Помимо обучения в образовательном учреждении соискатель статуса спасателя должен пройти также обязательную стажировку непосредственно в горноспасательном отряде (ГСО).

Обучение будущие горноспасатели проходят в учебных шахтах. На занятиях инсценируются возможные ЧС (обвал, пожар) применительно к определенному руднику, температуре и степени задымлен-ности. Все элементы отрабатываются в условиях, максимально приближенных к реальным.

В качестве документов о прохождении первичной аттестации спасатель получает удостоверение личности спасателя,книжку спасателя и жетон спасателя с нанесенными на него персональными данными. При прохождении периодической аттестации в книжку спасателя вносится запись о прохождении периодической аттестации, а также о видах аварийно-спасательных работ, на которые спасатель аттестован. Все участники ликвидации ЧС, выполняющие свои должностные обязанности в зоне ЧС под воздействием или угрозой воздействия поражающих факторов ЧС, должны иметь статус спасателя.

Статус спасателя и право ведения аварийно-спасательных работ позволяют спасателю:

заключать с работодателем трудовой договор (основной или дополнительный) на выполнение трудовых обязанностей спасателя;

реализовать профессиональную компетенцию, полученную в ходе обучения;

входить в личный состав аварийно-спасательного формирования;

находиться в зоне ЧС и выполнять один или несколько видов аварийно-спасательных работ, на которые аттестован спасатель;

пользоваться предоставляемыми спасателям гарантиями в соответствии с законодательством и локальными нормативными актами организации.

Постановление правительства Российской Федерации № 1091 от 22.12.2011г. содержит понятие проверки готовности аварийно-спасательных формирований, которое подразумевает наряду с другими факторами готовности также необходимость непрерывности обучения спасателей. Непрерывность обучения направлена на поддержание постоянной готовности спасателя к действиям по предназначению и достигается помимо обучения в специализированных учебных центрах проведением плановых учений и тренировок.Сведения об участии в ликвидации ЧС, учениях и тренировках вносятся в книжку спасателя.

Таким образом, в настоящее время процедура подготовки спасателей в Российской Федерации происходит в два этапа. Первый этап — получение квалификации спасателя по программе профессионального обучения в образовательном учреждении, имеющем лицензию на право ведения образовательной деятельности. Второй этап — получение (подтверждение) статуса спасателя и классной квалификации в специально созданной аттестационной комиссии.

Оба этапа предусматривают два вида аттестации: итоговую аттестацию по результатам обучения и

профессиональную аттестацию с присвоением (подтверждением) статуса спасателяи классной квалификации.

Профессиональная, как и итоговая, аттестация включает в себя оценку знаний, умений и навыков претендентов на приобретение статуса спасателя. Кроме того, при профессиональной аттестации учитываются требования, предъявляемые к спасателям, установленные законодательством об аттестации.

Соответственно основными элементами системы подготовки спасателей являются:

образовательные учреждения, реализующие программы обучения спасателей;

специально создаваемые аттестационные органы, осуществляющие профессиональную аттестацию спасателей;

аварийно-спасательные формирования, в задачи которых входит проведение стажировки, учебно-тренировочных занятий и обеспечение повседневной готовности спасателей к действиям по предназначению.

Требования, предъявляемые к профессиональной аттестации спасателей, должны учитываться при:

подборе, приеме на работу и расстановке кадров, которым предстоит выполнение обязанностей спасателей;

отборе лиц, направляемых на обучение для приобретения квалификации спасателей;

укомплектовании АСФ личным составом. С учетом требований к профессиональной аттестации можно высказать некоторые требования к программе профессионального обучения спасателей. Такая программа должна быть адаптирована к:

различным ситуациям возникновения и развития ЧС, предусмотренных планами ликвидации ЧС опасного объекта;

масштабам ЧС различного уровня и возможных вариантов их последствий;

различной структуре табельного оснащения АСФ, норм и правил эксплуатации, назначения и области применения специальных технических средств, иного оборудования инструментов и материалов;

несению службы личным составом в различных режимах ЧС (повседневный режим, режим повышенной готовности, режим ЧС);

постоянной готовности к реагированию и ведению аварийно-спасательных работ;

дополнительным квалификациям (профессиям, специальностям), необходимым для выполнения вспомогательных, неотложных работ и сопутствующих ЧС мероприятий;

действиям личного состава в режиме взаимодействия с внешними силами и средствами других АСФ;

подготовке спасателей различного профессионального уровня классности.

Такой порядок регулирования подготовки и комплектования кадров спасателей должен распростра-

няться на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации.

Алгоритм подготовки спасателей приведен на рис. 1.

Инновации в подготовке спасателей. С введением в действие (01.09.2013 г.) Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 и других нормативно-правовых актов система профессионального образования подвергается серьезным изменениям. Затронули они и профессиональную подготовку спасателей:

возрастает значение профессиональной подготовки спасателей в системе мер, направленных на повышение уровня безопасности производства;

проявляется устойчивая тенденция к увеличению доли образования, реализуемого в виртуальной среде обучения (ситуационное моделирование ЧС, дистанционное и электронное обучение);

формируются новые требования к непрерывности, мобильности и маневренности профессионального обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатами исследования, отражаемыми в настоящей статье, помимо итогов мониторинга и систематизации законодательства, применяемого при подготовке спасателей, являются также выработанные основные направления (векторы) развития образовательного процесса в рассматриваемой области образования.

Следует рассмотреть некоторые инновации, на наш взгляд наиболее приемлемые для подготовки спасателей.

1. Применение виртуальных технологий обучения. При реализации дополнительных профессиональных программ должны применяться различные формы организации образовательной деятельности, в том числе основанные на дистанционных образовательных технологиях и электронное обучение.

Обучение спасателей в специализированных образовательных центрах должно обеспечивать возможность приобретения теоретических знаний и практических навыков ведения аварийно-спасательных работ в условиях, максимально приближенных к реальным. Решение это задачи возможно только тогда, когда значительная часть обучения проводится на учебных полигонах, с применением многофункциональных тренажерных комплексов, а также при проведении тренировок с использованием технологий компьютерного моделирования аварийных ситуаций.

Опыт проведения обучения на учебных полигонах с применением многофункциональных тренажерных комплексов накоплен. Как уже отмечалось выше, для подготовки горноспасателей широкое распространение получили методы обучения спасателей с использованием учебных шахт и тепловых камер. При подготовке газоспасателей применяются газодымные камеры, методы локализации и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов) отрабатываются с

Рис. 1. Алгоритм подготовки и поддержания готовности спасателей к реагированию на ЧС и ведению аварийно-

спасательных работ

применением штатного оснащения АСФ на суше и на акваториях. Однако электронное и дистанционное обучение еще не нашли широкого распространения. В лучшем случае, будущим спасателям предлагаются информационные материалы на электронных носителях,съемочные эпизоды ликвидации ЧС и электронное тестирование при проведении итоговой аттестации.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-коммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, коммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Минобрнауки России. Оно же утверждает перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

В полной мере программы профессионального обучения спасателей в указанный перечень не войдут, так как для спасателей из числа рабочих кадров важно отработать методы работы с реальным оборудованием (машинами, механизмами, инструментами и материалами). Однако предварительное обучение целесообразно проходить по электронной либо дистанционной форме. Практически целиком по новой форме обучения могут реализовываться отдельные модули образовательных программ, затрагивающие теоретическую часть обучения, включающую вопросы:

технологии основных производственных процессов опасных объектов и требования промышленной безопасности при их эксплуатации и выполнении аварийно-спасательных работ в аварийных ситуациях;

приобретение знаний личным составом основных ситуационных моделей наиболее опасных ЧС на обслуживаемых объектах и территориях (акваториях)и их социально-экономических последствий для персонала, населения и окружающей среды;

правовые аспекты охраны окружающей среды; организация, способы, стратегии, техническое оснащение, технологии ведения работ на обслуживаемых объектах и территориях (акваториях);

первоочередные мероприятия при возникновении пожаров во время ЧС;

тактика выполнения аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется спасатель;

технологии и технические средства для выполнения экологических операций, в том числе утилизации разлившейся нефти (нефтепродуктов) и очистки и реабилитации земель (акваторий);

охрана труда, техника безопасности, обеспечение пожарной безопасности при ведении аварийно-спасательных работ;

нормы и правила эксплуатации, хранение и обслуживание табельного оснащения, устройство, назначение и область применения специальных технических средств, иного оборудования и материалов;

психологические факторы в деятельности спасателя и пострадавшего от ЧС, их учет при проведении работ в экстремальных условиях.

2. Применение сетевых форм реализации образовательных программ. Согласно ст. 13. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных не образовательных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, поставщики аварийно-спасательных средств, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы осуществляется на основании договора между организациями. Участ-

ники сетевого обучения совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

3) выдаваемый документ (или документы) о квалификации, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы.

Наиболее приемлемой сферой применения сетевой формы является обучение руководителей высшего и среднего уровня, осуществляющих деятельность по управлению опасным объектом и участвующих в управлении аварийно-спасательными работами. Особенно это актуально для организаций, создающих в своем составе собственные аварийно-спасательные формирования. Как правило, к этим работникам предъявляются многоплановые требования к подготовке по разным направлениям в областяхпро-мышленной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности, экологической безопасности, безопасности в области гражданской обороны и т.п.

Эти требования предъявляются МЧС России, Минтруда России, Минприроды России, Ростехнадзором и др. Согласно этим требованиям, работник должен проходить периодическое обучение, как правило, в различных специализированных образовательных учреждениях. Обучение в полном объеме требует больших затрат времени, что зачастую является причиной формализма в обучении. Применение сетевой формы смогло бы значительно сократить суммарные затраты времени на обучение.

Применительно к подготовке спасателей из числа рабочих кадров также возможны новации. Многие крупные компании имеют в своем составе учебные центры по подготовке рабочих кадров, учебные программы которых в той или иной степени пересекаются с программами обучения спасателей. Компании имеют для этих целей необходимую учебно-материальную базу. Здесь сетевая форма также дала бы ощутимую оптимизацию.

При освоении дополнительных профессиональных программ возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), изученных в процессе предшествующего обучения. Единственное ограни-

чение здесь накладывает п. 1 приказа МЧС РФ № 102 [6], согласно которому обучение должно проходить не позднее, чем за полгода до проведения профессиональной аттестации спасателя.

3. Мобильность профессионального обучения. Частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности исключено требование об указании адресов мест осуществления образовательной деятельности.

Образовательные учреждения теперь не привязаны к месту «прописки», где проводимое ими обучение признавалось легитимным. Данная новация позволяет осуществлять образовательную деятельность там, где есть для этого необходимые условия (оборудованные помещения, преподаватели, учебно-материальная и учебно-информационная база, доступ в интернет, условия для охраны здоровья обучающихся, другая необходимая образовательная инфраструктура).

4. Реализация компетентного подхода при профессиональной подготовке спасателей. Согласно части 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ реализация программы профессионального обучения (повышения квалификации) направлена на получение новой компетенции работника, необходимой для профессиональной деятельности и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Соответственно, программа профессионального обучения спасателей должна быть нацелена на фор-мированиеих профессиональных компетенций, способствующих квалифицированному выполнению аварийно-спасательных работ на аварийном объекте, а также осуществлять меры по выявлению, локализации, ликвидации аварии и недопущению ее дальнейшего распространения. Организациям, реализующим дополнительные профессиональные образовательные программы, необходимо будет разработать собственное нормативно-методическое обеспечение, которое будет демонстрировать реализацию компетент-ностного подхода, включая планирование результатов обучения (формирование компетентностных моделей), оценку уровня формирования компетенций у обучающихся и т. д.

Через понятие «компетенция» Федеральный закон № 273-ФЗ определяет результаты обучения, а также подразумевает описание с помощью компетенций квалификаций.

5. Переход на профессиональные стандарты. Наряду с действующими ранее требованиями к содержанию реализуемой дополнительной професси-

ональной программы в части учета квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, при разработке программ должны учитываться профессиональные стандарты, необходимые для исполнения должностных обязанностей спасателей.

Стандартом регламентированы трудовые действия и функции, выполняемые специалистами данной профессии, а также требования к образованию и опыту работы для каждого из видов таких функций.

Профессиональные стандарты спасателей не разработаны. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 2325 утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, а также образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ.

Постановление правительства принято в целях реализации положений ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, которая предполагает поэтапную замену Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке.

Таким образом, программы обучения и порядок профессиональной аттестации спасателей должны пересматриваться по мере разработки профессиональных стандартов спасателей.

Решение этих проблем находится в начальной стадии. Необходимо решить, сколько должно быть таких стандартов для спасателей и кто их будет разрабатывать.

Применение новаций при подготовке спасателей не должно превратиться в модное увлечение. Применительно к действующим и новым методам обучения должна функционировать общенациональная система оценки качества подготовки спасателей, получаемых ими компетенций по реализуемым образовательным программам.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 22 августа 1995 г № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

3. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г № 23).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей».

5. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

6. Положение о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (утверждено приказом МЧС России от 20.02.2013 № 102).

7. Шойгу С.К. Учебник спасателя. Краснодар: Сов. Кубань, 2002.

8. Монахов П.А. Управление аварийно-спасательными работами в ТЭК. - Брянск, 2013. - 350 с.: ил.

9. Монахов П.А., Водянник И.А., Синицын С.С., Гарбар М.И. Нештатные аварийно-спасательные формирования в нефтяной отрасли / Под общ. ред. П.А.Монахова. Брянск, 2011. 334 с.: ил.

Сведения об авторах

Фральцова Тамара Анатольевна: к. п. н., ФГАОУ ДПО «ИПК ТЭК», ректор.

140103, Московская область, r. Раменское, Донинское шоссе, 4 км, ИПК ТЭК Тел.: (496) 463-14-59. E-mail: ipkmte@aviel.ru

Монахов Петр Александрович: к. э. н., доц., ФГАОУ ДПО «ИПК ТЭК», проректор; председатель Отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК 16/2-1). 140103, Московская область, r. Раменское, Донинское шоссе, 4 км, ИПК ТЭК Тел.: (496) 463-87-07. E-mail: ipkmte@aviel.ru

Information about authors

Fraltsova Tamara А.: Candidate of Pedagogical Sciences, Federal State Autonomous Educational Institution of Professional Education "Institute Training of Executives and Specialists of the Fuel and Energy Complex", Rector. 140103, Moscow region, Ramenskoye, Doninskoe highway, 4 km, IPK FEC. Tel.: (496) 463-14-59. E-mail: ipkmte@aviel.ru

Monakhov Peter А.: Candidate of Economic Science, Associate Professor, Federal State Autonomous Educational Institution of Professional Education "Institute Training of Executives and Specialists of the Fuel and Energy Complex", Vice Rector; Chairman of the Russian Ministry of Industry Commission for Certification of Emergency Services (Units) and Rescuers Fuel and Energy Complex (FEC UAC 16 / 2-1). 140103, Moscow region, Ramenskoye, Doninskoe highway, 4 km, IPK FEC. Tel.: (496) 463-87-07. E-mail: ipkmte@aviel.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.