Научная статья на тему 'Предложения по совершенствованию гидросистемы проходческого комбайна'

Предложения по совершенствованию гидросистемы проходческого комбайна Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEADING MACHINE / HYDROSYSTEM / OUTRIGGER / HYDROMOTOR / HYDROCYLINDER / HYDROALLOCATOR / VALVE / ПРОХОДЧЕСКИЙ КОМБАЙН / ГИДРОСИСТЕМА / АУТРИГЕР / ГИДРОМОТОР / ГИДРОЦИЛИНДР / ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ / КЛАПАН

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Антонов Юрий Анатольевич, Буялич Геннадий Даниилович, Корчагин Иван Юрьевич

На основе анализа гидросистемы проходческого комбайна предложены варианты её совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPOSALS ON THE IMPROVEMENT OF HYDRAULIC SYSTEM OF HEADINGMACHINE

On the basis of the analysis of the hydraulic system heading machine offered variants of its improvement.

Текст научной работы на тему «Предложения по совершенствованию гидросистемы проходческого комбайна»

© Ю. А. Антонов, Г.Д. Буялич, И.Ю. Корчагин, 2012

Ю. А. Антонов, Г.Д. Буялич, И.Ю. Корчагин

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГИДРОСИСТЕМЫ ПРОХОДЧЕСКОГО КОМБАЙНА

На основе анализа гидросистемы проходческого комбайна предложены варианты её совершенствования.

Ключевые слова: проходческий комбайн, гидросистема, аутригер, гидромотор, гидроцилиндр, гидрораспределитель, клапан.

Обшей особенностью современных проходческих комбайнов является сложность и разветвлённость гидросистемы, когда число гидравлических потребителей достигает 20 и более единиц (гидроцилиндры, гидродомкраты, гидромоторы, гидротормоза и т. д.). Поэтому и система гидравлического управления комбайном весьма сложна. При этом она не всегда бывает удобной, универсальной и многофункциональной. Вопросы разумного совмешения или разделения во времени основных и вспомогательных операций при управлении комбайном и его гидросистемой имеют сушественное значение для удобства управления, скорости выполнения отдельных операций, безопасности работ, влияния человеческого фактора и, в конечном счете, для производительности.

С учётом опыта эксплуатации проходческих комбайнов была проанализирована гидравлическая схема, система управления гидропотребителями, возможность и необходимость со-вмешения и разделения операций на примере комбайна КП21 [1]. При этом был выявлен ряд проблем, которые в разной степени присуши и другим комбайнам. Выделим три из них.

Проблема 1. Аутригеры, расположенные в хвостовой части комбайна и предназначенные для повышения его устойчивости управляются гидроцилиндрами, поршневые и штоковые полости которых гидравлически соединены параллельно.

Гидрораспределитель управления ими имеет только две рабочих позиции — одновременный распор и одновременное сокрашение гидроцилиндров. Это снижает универсальность и

удобство управления аутригерами и комбайном в целом. Если несущая способность почвы существенно изменяется по ширине выработки (например, при работе по смешанному забою или высокой обводнённости), либо имеются значительные неровности почвы, то при параллельном соединении поршневых полостей гидроцилиндров аутригеров один из них будет проваливаться в почву, а в другом окажется недостаточное давление для распора. Лаже при хорошем распоре одного аутригера после выключения насосной станции может произойти погружение в слабую почву другого (например, под действием веса комбайна). Это приведёт к снижению устойчивости комбайна, особенно при работающем режущем органе. Кроме того, при выходе из строя, ремонте или техническом обслуживании одного аутригера, второй должен выполнять свои функции, что не всегда возможно при параллельном соединении одноименных полостей гидроцилиндров.

Предложение. Необходимо обеспечить как совместное, так и раздельное управление гидроцилиндрами аутригеров. Лля этого гидрораспределитель должен быть выполнен с шестью рабочими позициями.

На рис. 1 представлен фрагмент № 1 гидросхемы комбайна, показывающий управление гидроцилиндрами аутригеров.

Рис. 1. Фрагмент № 1 гидросхемы комбайна

Лве позиции распределителя сохраняют возможность параллельного соединения либо штоковых, либо поршневых полостей (ШЛП или ПЛП) для одновременного управления гидроцилиндрами. Лве дополнительные позиции позволяют поочерёдно соединять напорную магистраль со штоковой или поршневой полостью одного гидроцилиндра (ШЛ, ПЛ), а ещё две дополнительные позиции обеспечивают аналогичное соединение напорной магистрали со вторым гидроцилиндром (ШП, ПП).

В предлагаемом техническом решении обеспечивается как раздельное, так и совместное управление аутригерами, что повышает универсальность и удобство управления комбайном, положительно влияет на его устойчивость, а также на безопасность работ при ремонте и техническом обслуживании [2].

Проблема 2. Сокращение гидроцилиндров аутригеров (перевод их в нерабочее положение) выполняется только независимо от включения гидромоторов гусеничного хода в положение «ход вперед» либо «ход назад», а включение гидромоторов в любое из этих положений не приводит к отрыву аутригеров от почвы, если они были предварительно расперты. То есть включение гидромоторов механизма перемещения для хода комбайна вперед либо назад и перевод аутригеров в нерабочее положение не могут быть выполнены одновременно одной командой и в одной позиции гидрораспределителя. Эти операции выполняются раздельно и разными гидрораспределителями. Необходимо иметь возможность при запуске гидромоторов для движения комбайна вперёд или назад одновременно с этой командой и в одной позиции гидрораспределителя управления гидромоторами давать команду на складывание гидроцилиндров аутригеров, если они были расперты в почву. Это позволит повысить удобство управления комбайном, исключить влияние человеческого фактора и независимо от машиниста комбайна совмещать операции по запуску гидромоторов и складыванию аутригеров, что приведет к уменьшению операций по управлению комбайном и исключению поломок механизмов аутригеров. Иначе, если перед включением гидромоторов механизма перемещения, аутригеры не были переведены в нерабочее положение (вследствие ошибки или низкой квалификации машиниста комбайна), то при движении комбайна в любую сторону механизмы аутригеров могут выйти из строя.

Вместе с тем необходимо сохранить и возможность управления механизмами аутригеров независимо от управления гидромоторами, например, при техническом обслуживании и ремонте.

Предложение. В серийную гидросхему введены клапан «или», каждый вход которого соединён с одной из магистралей гидромоторов, и обратный клапан, подклапанная полость которого соединена с выходом клапана «или», а надклапанная — через гидрозамки гидроцилиндров соединена с их штоко-выми полостями. При этом в нейтральной позиции гидрораспределителя управления гидроцилиндрами их поршневые полости через гидрозамки соединены со сливной магистралью.

Такая схема (фрагмент № 2) представлена на рис. 2. При переводе гидрораспределителя управления гидромоторами в позицию для движения комбайна и вперёд и назад рабочая жидкость поступает не только в гидромоторы, но и одновременно с этим через клапан «или», обратный клапан и гидрозамки в штоковые полости гидроцилиндров аутригеров. Они сокращаются без дополнительной гидравлической команды. А независимое от гидромоторов управление гидроцилиндрами осуществляется штатным гидрораспределителем. При этом обратный клапан препятствует подаче рабочей жидкости в гидромоторы и исключает их запуск.

Таким образом, и при движении комбайна вперед, и при движении назад, для складывания аутригеров не требуется отдельной команды, что исключает влияние человеческого фактора, сокращает количество операций по управлению комбайном и предотвращает возможную поломку механизма аутригера.

1-гидроцилиндры аутригеров;

2-гидрозамки;

3- гидрораспределитель управления гидроцилиндрами;

4- гидромоторы привода гусеничного хода;

5~ гидрораспределитель; в-клапан«или»; 7 - обратный клапан; 8,9-магистрали

гидромоторов; ю - насос;

и-сливная магистраль; 12-канал.

Рис. 2. Фрагмент № 2 гидросхемы комбайна

1- гидроцилиндры аутригеров;

2-гидрозамки;

3 - гидрораспределитель управления гидроцилиндрами;

г,-гидромоторы механизма гусеничного хода;

5-гидрораспределитель управления гидромоторами,

6-клапан «или»;

у-обратный клапан;

8, э - магистрали гидромоторов;

10 - насос;

11-сливная магистраль;

12-канал;

13 - доп. гидрозамки;

14-доп. гидрораспределители.

Рис. 3. Фрагмент № 3 гидросхемы

При этом сохраняется возможность управления гидроцилиндрами независимо от управления гидромоторами. Такая гидросистема расширяет возможности управления комбайном и повышает безопасность работы [3].

Проблема 3. Решение первой проблемы позволяет совместно или раздельно управлять гидроцилиндрами аутригеров. Решение второй проблемы позволяет одной гидравлической командой совместить во времени запуск гидромоторов и перевод аутригеров в нерабочее положение, исключив при этом человеческий фактор. Однако эти задачи решены по отдельности и не реализуются совместно в рамках единой гидросистемы.

Для того чтобы в единой гидросистеме объединить достоинства предложенных выше технических решений, в гидросистемы необходимо внести дополнительные изменения.

Предложение. Дополнительно к стандартной гидросистеме в её состав наряду с клапаном «или» и обратным клапаном, установленным по аналогии с предыдущей схемой (рис. 2) добавлены два двухсторонних гидрозамка и два гидрораспределителя (рис. 3).Фрагмент № 3 такой схемы представлен на рис. 3.

Один из дополнительных гидрозамков своими надклапанны-ми полостями соединён соответственно с поршневой и штоковой полостями одного гидроцилиндра. Другой дополнительный гид-

розамок имеет такую же гидравлическую связь со вторым гидроцилиндром. Каждый из дополнительных гидрораспределителей управляет только одним гидроцилиндром и своими выходными гидролиниями соединён с подклапанными полостями дополнительного гидрозамка. В нейтральной позиции штатного гидрораспределителя общего управления гидроцилиндрами их поршневые полости через гидрозамки соединены со сливом.

В последнем варианте гидросистема комбайна (рис. 3) объединяет достоинства технических решений, предложенных при решении проблем, выявленных при анализе серийной гидросхемы (рис. 1 и 2) и делает её наиболее универсальной. Она обеспечивает возможность совмещения операций по управлению гидромоторами гусеничного хода и гидроцилиндрами аутригеров при сохранении возможности как совместного, так и раздельного управления гидроцилиндрами аутригеров независимо от гидромоторов механизма перемещения. Реализация изложенных технических предложений позволит расширить возможности управления проходческим комбайном, повысить удобство его обслуживания и безопасность труда.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.twirpx.com/file/229010.

2. Пат. 117503 РФ : МПК Е 21 Б 9/00. Проходческий комбайн / Антонов Ю. А., Горощенко Н. О., Буялич Г. Д.; патентообладатель Федеральное гос. бюджетное образоват. учреждение высш. проф. образования «Куз-бас. гос. техн. ун-т имени Т. Ф. Горбачева» (КузГТУ). — № 2012106078/03; заявл. 20.02.2012; опубл. 27.06.2012, Бюл. № 18. — 4 с.

3. Пат. 119391 РФ : МПК Е 21 Б 9/00. Проходческий комбайн / Антонов Ю. А., Горощенко Н. О., Буялич Г. Д.; патентообладатель Федеральное гос. бюджетное образоват. учреждение высш. проф. образования «Куз-бас. гос. техн. ун-т имени Т. Ф. Горбачева» (КузГТУ). — 2012113660/03; заявл. 06.04.12; опубл. 20.08.12, Бюл. № 23. ЕЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Буялич Геннадий Даниилович — доктор технических наук, профессор, Юр-

гинский технологический институт Томского политехнического университета,

Кузбасский государственный технический университет, [email protected].

Антонов Юрий Анатольевич — кандидат технических наук, доцент,

[email protected],

Корчагин Иван Юрьевич — студент,

Кузбасский государственный технический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.