Научная статья на тему 'Предложения по совершенствованию федерального Закона «о мелиорации земель»'

Предложения по совершенствованию федерального Закона «о мелиорации земель» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
453
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Природообустройство
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / ОБЪЕКТЫ МЕЛИОРАЦИИ / МЕЛИОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МЕЛИОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ / ЛАНДШАФТЫ / БИОРАЗНООБРАЗИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айдаров Иван Петрович

Рассмотрен вопрос об основных понятиях, которые использованы в Законе «О мелиорации земель». Сформулированы предложения о приведении Закона в соответствие с требованиями к мелиорации как виду деятельности и требованиями современного законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Suggestions for improvement of the Federal law «About land reclamation»

The basic concepts used in the Law «About Land Reclamation» are regarded. Suggestions how to adjust the Law to the demands to the melioration as a kind of activity on the one hand and the demands of the present day legislation of the Russian Federation on the other hand are formulated.

Текст научной работы на тему «Предложения по совершенствованию федерального Закона «о мелиорации земель»»

Мелиорация и рекультивация, экология

УДК 502/504:631.6 ИЛ. Айдаров, академик

Россельхозакадемия

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ»

Рассмотрен вопрос об основных понятиях, которые использованы в Законе «О мелиорации земель». Сформулированы предложения о приведении Закона в соответствие с требованиями к мелиорации как виду деятельности и требованиями современного законодательства Российской Федерации.

The basic concepts used in the Law «About Land Reclamation» are regarded. Suggestions how to adjust the Law to the demands to the melioration as a kind of activity on the one hand and the demands of the present day legislation of the Russian Federation on the other hand are formulated.

Необходимость изменения основных понятий и принципов Закона «О мелиорации земель» обусловлена тем, что Закон в существующем виде противоречит требованиям современного законодательства Российской Федерации. В Законе «О мелиорации земель» понятие «мелиорация» трактуется как «коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агроле-со-мелиоративных, агротехнических и др. мелиоративных мероприятий» [1]. В то же время природопользование, в соответствии с современным законодательством, определяется как «система деятельности, не приводящая к резким изменениям природно-ресурсного потенциала и не ведущая к резким изменениям в окружающей человека природной среде». Налицо явное противоречие между общим (природопользование) и частным (мели-

орация земель) подходами к использованию природных ресурсов. Это противоречие стало особенно заметным в последние годы в условиях резкого обострения экологического кризиса в стране.

В Законе «О мелиорации земель» использовано понятие «земля» без его четкого определения, что не позволило установить не только состав объектов мелиорации, но и требования к их регулированию. Приземный слой атмосферы, растительность, поверхностные и подземные воды, т.е. все то, что определяет условия почвообразования и функционирования природных систем, не были включены в состав понятия «земля» [1].

Понятие «земля» с достаточной полнотой было определено позже, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и «Земельном кодексе Российской Федерации» [2, 3]. Земля как природный объект представляет собой естественную

экологическую систему, а как природный ресурс — ряд взаимодействующих и взаимообусловленных компонентов, которые используются или могут быть использованы в процессе хозяйственной деятельности. В указанных документах и в «Экологической доктрине Российской Федерации» основным объектом регулирования определена именно «земля», но уже как природный ресурс и основа жизни и деятельности человека. Это очень существенное уточнение, поскольку мелиорация земель как природного объекта, основы жизни и деятельности человека и как недвижимого имущества и средства производства требует применения таких видов регулирования, при которых будет отсутствовать недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, животным и растениям [2, 3, 4].

Таким образом, основная цель мелиорации земель — обеспечение эффективного государственного управления состоянием и использованием земель за счет регулирования природных процессов.

«Земля», по определению, представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антро-погенных и антропогенных объектов. Соответственно стратегические цели государственной политики в области природопользования, включая и мелиорацию земель, определены как улучшение земель, т.е. сохранение природных и природно-антропогенных систем, поддержание их целостности и функционирования как основы устойчивого развития [2, 4].

Таким образом, исходя из требований современного законодательства Российской Федерации, под термином «земля» с точки зрения мелиорации необходимо понимать ландшафты, представляющие собой генетически единые территориальные природно-технические системы, формирующиеся под влиянием деятельности человека и природных процессов [5].

При решении проблем мелиорации земель необходимо учитывать все компоненты природной и деятельностной среды (приземный слой атмосферы, растительность, животный мир, почвы, поверхностные и подземные воды, хозяйственную де-

ятельность), а не только почвы. Кстати, в нормативно-методических документах целесообразность учета всех указанных компонентов была предусмотрена [6]. Итак, в соответствии с требованиями современного законодательства Российской Федерации объекты мелиорации — это ландшафты, речные бассейны (или их части). Законом «О мелиорации земель» при орошении и осушении отдельных массивов (пусть даже крупных) не предусмотрена оценка свойств природных ландшафтов и роли рассматриваемых массивов в их функционировании. Следствием этого являются необоснованные выводы.

В качестве наглядных примеров можно привести орошение земель Шуру-зякского, Джетысайского и Сардобинско-го понижений в старой зоне Голодной степи. Эти понижения в природном ландшафте являлись зонами разгрузки геохимических потоков и активного со-ленакопления. В условиях орошения природные процессы засоления орошаемых массивов резко усилились.

Принципиальным является также вопрос об основных понятиях, которые использованы в Законе «О мелиорации земель». Основоположник отечественной мелиорации А.Н. Костяков понятие «мелиоративная система» определил следующим образом: «Мелиоративная система включает следующие основные части или звенья: 1. Мелиорируемые сельскохозяйственные площади, занятые определенными культурами при определенных условиях агротехники, плодородия почв, организации труда и др.; 2. Связанная с этими площадями внутрихозяйственная, временная (постоянная) оросительная или осушительная регулирующая сеть, создающая и поддерживающая нужный водный и питательный режимы почв на полях; 3. Постоянная проводящая сеть распределительных каналов — в оросительных системах или водоотводящих каналов — в осушительных системах, разделяющихся, в свою очередь, на межхозяйственные и внутрихозяйственные каналы; 4. Магистральный или главный оросительный или осушительный канал, связывающий систему с определенным источником воды — при орошении, или с водоприемником — при осушении». «Мелиоративная система и ее эксплуатация должна увязывать между собой все элементы» [7, с. 31].

Как видно из приведенного определения, А.Н. Костяков рассматривал мелиоративную систему как единую природно-техническую систему, включающую две подсистемы — природную (мелиорируемые угодья) и техническую (оросительную или осушительную системы). Именно так понятие «мелиоративная система» трактовалось и в нормативных документах. Оросительная или осушительная системы выделялись как составные (технические) части мелиоративной системы [6].

Подмена понятия «мелиоративная система» произошла при разработке Закона «О мелиорации земель». Под понятием «мелиоративная система» узаконили только ее техническую часть. « Мелиоративная система — комплекс взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы и другие сооружения и устройства на мелиорируемых землях), обеспечивающих создание оптимального водного, воздушного, солевого и питательного режимов почв на мелиорируемых землях» [1]. Обращает на себя внимание то, что из приведенного определения исчезли такие существенные компоненты, как источники орошения и водоприемники.

Анализ основных принципов, положений и понятий Закона позволяет сформулировать предложения о приведении его в соответствие с требованиями к мелиорации как виду деятельности и требованиями современного законодательства Российской Федерации [2, 3, 4, 8, 9].

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы в области мелиорации земель, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по мелиорации земель и обеспечивающих охрану окружающей среды, эффективное использование земельных, водных, биологических и других природных ресурсов.

Статья 1. Цели и задачи мелиорации земель.

Мелиорация земель осуществляется в целях улучшения состояния всех

компонентов природной среды, воспроизводства возобновляемых природных ресурсов и устойчивого развития АПК.

В задачи мелиорации земель входит снижение техногенной нагрузки на природную среду, сохранение природного и увеличение экономического плодородия почв, сохранение биоразнообразия, сохранение (увеличение) экологической устойчивости ландшафтов, предотвращающих развитие деградационных процессов, и на этой основе увеличение продуктивности и стабильности сельскохозяйственного производства. Статья 2. Основные понятия: мелиорация земель — деятельность по управлению биогеохимическими процессами, обеспечивающая высокоэффективное хозяйствование, не приводящее к резким изменениям природно-ресурсного потенциала, не ведущая к глубоким изменениям в окружающей человека среде и не наносящая вреда жизни и здоровью граждан, животных и растений;

мелиоративные мероприятия — комплекс гидротехнических, агротехнических, агрохимических, агролесотехнических, культуртехнических, биологических и экологических приемов, обеспечивающих реализацию указанных в статье 1 целей;

объекты мелиорации — ландшафты, речные бассейны (или их части);

мелиоративные системы — природно-технические системы, включающие природную подсистему (сельскохозяйственные угодья, леса, болота, источники орошения, водоприемники) и техническую подсистему (оросительные, осушительные и обводнительные системы и сооружения, населенные пункты и др.);

государственные мелиоративные системы — природно-технические системы, находящиеся в государственной собственности и обеспечивающие улучшение территорий (агроландшафтов, речных бассейнов) и устойчивое развитие АПК на межрегиональном, межхозяйственном и (или) хозяйственном уровне.

Статья 4. Законодательство РФ в области мелиорации земель регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления системы мероприятий в той мере, в какой они не противоречат законам Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «О техническом регулировании», «Водному кодексу» и «Зе-

мельному кодексу».

Статья 5. Изложить в следующей редакции: «Требования к мелиорации земель».

Основой мелиорации земель является управление биогеохимическими процессами, предусматривающее снижение нагрузки на природную среду, сохранение (увеличение) экологической устойчивости ландшафтов и увеличение продуктивности сельскохозяйственных угодий.

Мелиорация земель должна быть комплексной как в смысле совместного применения различных мероприятий, так и в смысле применения их на всей площади ландшафтов.

Комплексная мелиорация включает: оптимизацию структуры использования ландшафтов и создание (улучшение) экологического каркаса;

обустройство ландшафтов; агролесотехническую и биологическую мелиорацию;

агротехническую, агрохимическую и химическую мелиорацию;

гидротехническую мелиорацию. Статья 6. Оптимизация структуры ландшафтов и создание (улучшение) экологического каркаса.

Оптимизация структуры использования ландшафтов и создание (улучшение) экологического каркаса заключается в обосновании определенного соотношения интенсивно используемых (пашня, населенные пункты, нарушенные угодья и др.), природных (леса, луга, водоемы, болота) и полуприродных (сенокосы и пастбища) угодий, обеспечивающего получение максимальной продуктивности сельскохозяйственных угодий при минимальном экологическом ущербе природной среде и сохранении экологической устойчивости ландшафтов.

К числу таких мероприятий относятся лесовосстановление, залужение части пахотных земель, создание (при необходимости) охраняемых территорий. Статья 7. Обустройство ландшафтов. Обустройство ландшафтов включает создание комплекса биологических и инженерных систем, обеспечивающих нормальное функционирование ландшафтов, комфортную среду обитания для человека.

Мероприятия по обустройству ландшафтов: улучшение состояния территорий

населенных пунктов, инженерная защита территорий от затопления и подтопления, устройство дренажных систем и др.

Статья 8. Агролесотехническая мелиорация.

Агролесотехническая мелиорация осуществляется в целях обеспечения наиболее эффективного использования местных водных ресурсов, регулирования состояния приземного слоя атмосферы, увеличения биоразнообразия, улучшения экологического каркаса ландшафтов, снижения (предупреждения) водной эрозии и дефляции пахотных почв и пастбищ, снижения поверхностного стока и загрязнения водных источников.

Агролесотехническая мелиорация предусматривает устройство полезащитных и водоохранных лесных насаждений.

Статья 9. Агротехническая, агрохимическая и химическая мелиорация.

Применение указанных мероприятий преследует цель комплексного регулирования водного, химического, биологического, питательного режимов почв и создание требуемых условий для роста и развития сельскохозяйственных растений.

К числу таких мероприятий относятся следующие: системная обработка почв, противоэрозионные мероприятия, севообороты, известкование кислых почв, борьба с засолением и осолонцеванием почв, применение минеральных удобрений.

Статья 10. Гидротехническая мелиорация.

Гидротехническая мелиорация осуществляется с целью регулирования гидротермического режима территорий, включающих регулирование водного, теплового и воздушного режимов почв. Гидротехническая мелиорация в комплексе с другими мероприятиями обеспечивает создание оптимальных условий для роста и развития сельскохозяйственных растений, а также улучшение среды обитания человека.

В состав гидротехнической мелиорации входят оросительные, осушительные и обводнительные системы.

Статьи 14 и 18. Изложить в следующей редакции: «Разработка и утверждение технического регламента, ведомственных стандартов и норм в области мелиорации земель».

Статья 19. Изложить в следующей ре-

дакции: «Учет мелиорированных земель представляет собой перечень агроклиматических, почвенных, биологических, гидрологических, гидрогеологических, экологических и иных характеристик мелиорируемых ландшафтов. Указанные сведения подлежат занесению в земельные кадастры и информационные системы природоохранной деятельности».

Статья 20. Пункт 1 изложить в следующей редакции: «Граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, обязаны содержать в исправном состоянии объекты технической системы и не допускать ухудшения состояния ландшафтов» .

Статья 23. Добавить: «и результаты инженерных изысканий».

Статья 27. Изложить в следующей редакции: «Выдача разрешения на ввод мелиоративных систем в эксплуатацию. Разрешение на ввод мелиоративных систем в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, планом обустройства ландшафтов, проектной документацией и требованиями технического регламента».

Статья 30. Изложить в следующей редакции: «Строительство в пределах ландшафтов других объектов, не предназначенных для мелиорации, не должно создавать опасности жизни и здоровью граждан, животным и растениям».

Статья 32. Исключить фразу: «Осуществление мелиоративных мероприятий

не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды».

Ключевые слова: мелиорация земель, объекты мелиорации, мелиоративные мероприятия, мелиоративные системы, ландшафты, биоразнообразие, экологическая устойчивость.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. О мелиорации земель [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 8 декабря 1995 г.] / Сб. нормативных актов // Под общ. ред. проф. В.Х. Улюкаева. - М. : Изд-во «Былина», 2000. -С. 171-181.

2. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.] ; одобрен Советом Федерации 26.12.2001. - М. : Изд-во «Книга сервис», 2003. - 48 с.

3. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст] : [фе-дер. закон : принят Гос. Думой 25 октября 2001 г.]. - М. : ИКФ «Омега-1», 2002. - 96 с.

4. Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании [Текст]. - Изд. 2-е : [федер. закон : принят Гос. Думой 15 декабря 2002 г.] ; одобрен Советом Федерации 18.12.2002. - М.: Ось-89, 2006. - 48 с.

5. ГОСТ 17.8.1.01-86. Ландшафты [Текст]. -М. : Изд-во стандартов, 1987.

6. СНиП 2.06.03-85. Мелиоративные системы и сооружения [Текст]. - М, 1986. - 60 с.

7. Костяков, А. Н. Основы мелиораций [Текст]/ А. Н. Костяков. - Изд. 5-е перераб. -М.: Сельхозгиз, 1951. - 750 с.

8. Основы природообустройства [Текст] / А. И. Голованов [и др.]. - М.: Колос, 2001. -С. 182-217.

9. Российская Федерация. Законы. Водный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 12 апреля 2006 г.] / Собрание законодательства Российской Федерации // № 23 от 5 июня 2006 г. -С. 6564-6598.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.