Левыкин С.В., Казачков Г.В., Яковлев И.Г., Грудинин Д.А.
Институт степи УрО РАН E-mail: stepevedy@yandex.ru
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ЛАНДШАФТНОГО И
БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ СТЕПЕЙ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЗОНЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ РФ И АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ РК
Мораторий на повторную распашку малопродуктивных земель с восстанавливающимися на них вторичными степями и развитие адаптивного животноводства может стать существенным вкладом в сохранение ландшафтного и биологического разнообразия степных экосистем. Приуроченность таких участков к российско-казахстанской границе делает этот регион перспективными для создания системы трансграничных ОПТ.
Ключевые слова: ландшафтно-биологическое разнообразие, вторичные степи, трансграничный регион.
Освоение целинных земель в восточном секторе степей Евразии в 1950-е годы стало ландшафтной катастрофой для зональных степных экосистем на лессовой литогенной основе и связанных с ними основных эдификаторов. Основные массивы целины и старых залежей были подняты в полосе лессингоковыльных (ковылковых) степей на южных черноземах и каштановых почвах по обе стороны российко-казахстанской границы. Это были наиболее типичные степные экосистемы, ландшафтное ядро степной зоны [1].
Результатом освоения степной зоны Евразии стал кризис ее ландшафтно-биологического разнообразия со следующими основными чертами:
1. Неполночленность степных экосистем: еще до массового освоения целинных и залежных земель отсутствовали дикие лошади и бычьи, сайгак, к началу массовой распашки целины, был вытеснен в полупустыни.
2. Остатки степных экосистем на суглинистых полнопрофильных почвах, доминировавших в степной зоне, сохранились лишь на бывших территориях МО России, Казахстана и Украины.
3. Сохранившиеся участки степей относятся, главным образом, к различным внутризо-нальным разновидностям. Они выступали и продолжают выступать в качестве основных объектов территориальной охраны степей. Этому способствует практически полное отсутствие типичных степей и тот факт, что проще обосновать к сохранению менее продуктивные и менее востребованные земли, чем добиваться природоохранного статуса для более продуктивных земель утративших качество степного эталона или находящихся в процессе восстановления.
Несмотря на предельно возможную трансформацию степей, титульные биологические объекты зональных степных экосистем на залеж-
ных землях в российско-казахстанском приграничье демонстрируют высокий потенциал само-реабилитации, что, прежде всего, относится к ковылю Лессинга (Stipa leccingiana), сурку (Marmota bobac), стрепету (Tetrax tetrax). Появление залежных земель и развитие на них вторичных степей связано с маловостребованным земельным фондом, социально-экономические предпосылки возникновения которого являются предметом исследований [2]. Благодаря этому в последние годы появилась возможность ставить вопрос об организации территориальной охраны на вторичных степях, формирующихся на маловостребованных сельскохозяйственных угодьях. В то же время, в Западном Казахстане вторичные степи являются территориальной основой расширения площади пахотных земель.
Для оптимизации территориальной охраны природы степей необходима корректировка основного подхода. Репрезентативное качество зонального степного ландшафта может заново сформироваться и устойчиво существовать только на суглинистых почвах на относительно выровненных участках.
Приоритетом российско-казахстанского сотрудничества в сфере территориальной охраны степей должно стать восстановление полночленных зональных степных экосистем, прежде всего, в трансграничной зоне Оренбургской области РФ и Актюбинской области РК. Наблюдающаяся в последние годы аридизация климата степной зоны является дополнительным аргументом в пользу диверсификации сельского хозяйства основанного на особо рискованном земледелии с развитием адаптивного степного животноводства.
Сегодня следует признать нецелесообразной постановку задачи максимального возвращения
в пахотный оборот неиспользуемой пашни. Прежде всего, это касается двух типов местообитаний.
1. Относительно плодородные земли (возможно черноземы), теряющие экономическую востребованность, на которых протекают процессы восстановления популяций редких и исчезающих степных видов.
2. Каштановые почвы с биопотенциальной урожайностью порядка 10-12 ц/га и фактической 6-8 ц/га. Это основной территориальный резерв восстановления степных экосистем южного подтипа. Преобладание зернового земледелия на этих землях экономически нецелесообразно.
Требуются региональные и районные программы трансформации малопродуктивной пашни в полуприродные угодья для развития коневодства, овцеводства, бизоноводства, воссоздания скотопрогонов. В рамках подобного подхода возможны такие меры как мораторий на распашку залежей и создание земельного фонда стабилизации и восстановления почвенного плодородия, ландшафтного и биологического разнообразия степей. В Оренбуржье такой фонд может составить порядка 300-400 тыс. га, из них в приграничных районах порядка 200 тыс. га. По существу, этот земельный клин, выделенный для развития непахотного использования степей, стал бы самой малозатратной и эффективной степной охраняемой территорией [3].
Со стороны России особенно много маловостребованных земель в южных и восточных приграничных районах Оренбургской области. Основы трансграничного российско-казахстан-
ского сотрудничества по сохранению степей Заволжско-Уральского региона разработаны в Институте степи УрО РАН [4]. В качестве перспективных участков для создания российско-казахстанских степных трансграничных ОПТ (ТОПТ), отвечающих вышеизложенным условиям, нами выделяются следующие:
1. Айтуарско-Эбитинская ТОПТ по сохранению типичных разнотравно-дерновиннозла-ковых и петрофитных степей (рис. 1). Расположена на территории Кувандыкского и Гайского районов Оренбургской области РФ и Карга-линского района Актюбинской области РК. Площадь участка составляет 100 тыс. га, из них 84 тыс. га - территория Актюбинской области.
Особенностью данной ТОПТ является объединение уже существующих участков ОПТ Государственного степного заповедника «Оренбургский» «Айтуарская степь» (РФ, 6,7 тыс. га) и Государственного природного заказника местного значения «Эбита» (РК, 84 тыс. га). В настоящее время ведется работа по повышению статуса заказника «Эбита» до республиканского. Одновременно разрабатываются проекты по развитию степного экотуризма, а так же вольерное разведение копытных: кабана, бизона, лошади Пржевальского. Со стороны Кувандык-ского и Гайского районов возможно расширение территории ТОПТ за счет организации природного парка «Урало-Губерлинское ущелье» и участков холмистых и петрофитных степей Государственного охотничьего, сурчиного заказника «Зауральный».).
Рисунок 1. Карта-схема Айтуаро-Эбитинского ТОПТ
а) б)
Рисунок 2. Карты-схемы ТОПТ в основе которых находятся объединенные участки вторичных степей: а) Чибендино-Троицко-Хобдинская ТОПТ, б) Озерно-степная ТОПТ
Территория обладает высоким потенциалом флоры и фауны степных экосистем, в том числе титульных видов: стрепет, степной орел, сурок.
2. Чибендино-Троицко-Хобдинская ТОПТ по сохранению и восстановлению зональных южноуральско-казахстанских дерновиннозла-ковых и кальцефитных степей (рис. 2А). Расположен на территории Соль-Илецкого района Оренбургской области РФ, Чингирлауского района ЗКО РК и Хобдинского район Актю-бинской области РК. Площадь участка составляет 269 тыс. га. Территория перспективная для создания ТОПТ охватывает широкий спектр разнообразия степных ландшафтов. На данном участке встречаются элементы плакорных (зональных), кальцефитных, петрофитных и псаммитовых степей, что обеспечивает богатое разнообразие природного наследия данной территории. На заброшенных пашнях и пастбищах активно восстанавливаются степные экосистемы, с ковылем Лессинга в качестве доминанта. Многочисленны встречи стрепета и журавля-красавки, периодически отмечается дрофа. Присутствует ряд краснокнижных видов меловой флоры.
3. Озерно-степная ТОПТ по сохранению зональных дерновиннозлаковых степей и водноболотных угодий (рис. 2Б). Нами с учетом современного землепользования актуализирован проект казахстанских коллег [5] . Расположен на
территории Светлинского район Оренбургской области РФ и Айтекебейского района Актюбин-ской области РК. Площадь участка порядка 283 тыс. га, из них 167 тыс. га принадлежит Оренбургской области, 116 тыс. га - Актюбинской.
Заповедными ядрами Озерно-степного ТОПТ могут служить участок Государственного заповедника «Оренбургский» Ащисайская степь и Светлинский биологический заказник, площади которых составляют 7200 га и 8400 га, соответственно. В состав ОПТ предлагается включить участки восстанавливающихся вторичных степей, находящихся на стадии пырей-но-ковыльных ассоциаций.
Со стороны Айтекебейского района перспективными для включения в состав ТОПТ являются приграничные участки вторичных степей, расположенные в окрестностях п. Мир. Общая площадь их составляет 39 тыс. га. Повсеместно обилен сурок.
Озерно-степная ТОПТ будет играть роль межгосударственного экологического коридора, для эталонных степных видов животных, в том числе сайгака.
В результате развития пастбищного животноводства, создания системы трансграничных ОПТ, мероприятий по охране редких и исчезающих видов, а так же основных степных эдифика-торов, впервые за столетия будут воссозданы полночленные зональные степные экосистемы и пояс
полуприродных степных кормовых угодий. Это ления степей будут заложены основы устойчиво-
позволит решить проблему территориальной ох- го развития сельских территорий. Появятся воз-
раны степной зоны, в процессе ее сельскохозяй- можности для развития познавательного, аграр-
ственного использования. В результате восстанов- ного и охотничьего видов туризма.
09.08.2013
Работа выполнена в рамках темы «Геоэкологическое обоснование инновационных принципов землепользования и недропользования, обеспечивающих устойчивое развитие земледельческих регионов России», №гос. рег. 01201351530; по проекту Программы Президиума РАН №31 «Степь и лесостепь Российской Федерации: актуальные проблемы землепользования и пространственного развития в условиях модернизации экономики» 12-П-5-1005,
№гос. регистрации 01201270039; и в рамках мероприятия «Разработка и поддержка выполнения соглашений о совместном сохранении степей на трансграничной территории в пределах Оренбургской области России и прилегающих регионов Казахстана» проекта ПРООН/МПР/ГЭФ «Совершенствование системы и механизмов управления ООПТ
в степном биоме России»
Список литературы:
1. Проблемы восстановления зональных степных экосистем на постцелинном пространстве России и Казахстана / Левыкин С.В., Чибилев А.А., Казачков Г.В., Яковлев И.Г., Грудинин Д.А. // Степной бюллетень. - 2013. - №37. - С. 5-8.
2. Чибилев А.А. (мл.) Социально-экономические предпосылки образования невостребованного земельного фонда в пост-целинных регионах степной зоны // Проблемы региональной экологии. - 2013. - №2. - С. 195-202.
3. Чибилев А.А., Левыкин С.В., Казачков Г.В. Аграрно-природоохранные перспективы модернизации степного землепользования // Изв. Смоленск.гос. ун-та. - 2012. - №3. - 303-319.
4. Чибилев А.А. Стратегия сохранения степных и полупустынных ландшафтов в Российско-Казахстанском приграничном регионе // Изв. РАН. Сер. геогр.- 1999.- №4.- С. 85-92.
5. Назарчук, М.К., Назарчук, Л.Н. Проектирование сети ООПТ Актюбинской области//Степной бюллетень. - 2010 - №30.
Сведения об авторах:
Левыкин Сергей Вячеславович, заведующий отделом природопользования, заведующий лабораторией агроэкологии и землеустройства, доктор географических наук,
e-mail: stepevedy@yandex.ru Казачков Григорий Викторович, научный сотрудник лаборатории агроэкологии и землеустройства, кандидат биологических наук, e-mail: tsvikaz@yandex.ru Яковлев Илья Геннадьевич, научный сотрудник лаборатории агроэкологии и землеустройства, кандидат географических наук e-mail: russo-turisto01@mail.ru Грудинин Дмитрий Александрович, младший научный сотрудник лаборатории агроэкологии и землеустройства, e-mail: grudininda@yandex.ru
UDC 502.6
Levykin S.V., Kazachkov G.V., Yakovlev I.G., Grudinin D.A.
The Institute of Steppe of The Urals Branch of RAS, e-mail: stepevedy@yandex.ru
THE PROPOSALS ON THE CONSERVATION OF LANDSCAPE AND BIOLOGICAL DIVERSITY OF STEPPES IN THE TRANSFRONTIER ZONE OF ORENBURG REGION OF RUSSIA AND AKTYUBINSK REGION OF KAZAKHSTAN
The moratorium on the reploughing up of low productive lands, where secondary steppes restore itself, and the adaptive livestock raising development could be a substantial contribution to the conservation of landscape and biological diversity of steppe ecosystems. The position of such land plots adjacently to the Russia-Kaza-khstan frontier makes this region holding much promise for a transfrontier steppe NAPP system when it is formed. Key words: landscape and biological diversity, secondary steppes, transfrontier region.
Bibliography:
1. Problems of typical steppe zone ecosystems restoration within the area of virgin lands campaign in Russia and Kazakhstan / Levykin S.V., Chibilyov A.A., Kazachkov G.V., Yakovlev I.G., Grudinin D.A. // The Steppe Bulletin. - 2013. -№37. - pp. 5-8.
2. Chibilyov A.A. (Jn.) Social and economical premises of the forming the stock of lands that lost their appeal in regions of the virgin lands campaign in the steppe zone // Regional Environmental Issues. - 2013. - #2. - pp. 195-202.
3. Chibilyov A.A., Levykin S.V., Kazachkov G.V. Agrarian and conservational prospects of the steppe land use modernization // Izvestiya of the Smolensk State University. - 2012. - #3. - pp.303-319.
4. Chibilyov A.A. The strategy of steppe and desert steppe landscapes conservation in the Russia-Kazakhstan frontier region // Izvestiya of Russian academy of Science. Series of Geographies. - 1999. - #4. - pp. 85-92.
5. Nazarchuk M.K., Nazarchuk L.N. The designing of NAPP network for Aktyubinskaya oblast // The Steppe Bulletin. - 2010. -№30.