Научная статья на тему 'Предложения по модернизации системы оповещения на территории Российской Федерации'

Предложения по модернизации системы оповещения на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1669
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ / СИРЕНЫ / ГРОМКОГОВОРИТЕЛИ / ЛИНИИ СВЯЗИ / КАНАЛЫ СВЯЗИ / ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ / КАБЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНЬЕ / СОТОВАЯ СВЯЗЬ / УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОПОВЕЩЕНИЯ / ЗОНА ПОКРЫТИЯ / РЕЗЕРВИРОВАНИЕ КАНАЛОВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЫГОДА / SYSTEM OF NOTIFICATION / SIRENS / SPEAKERS / COMMUNICATION LINES / COMMUNICATION CHANNELS / RADIO BROADCASTING / CABLE TELEVISION / CELLULAR COMMUNICATION / MANAGEMENT OF SYSTEM ALERTS / AREA COVERAGE / RESERVATION OF CHANNELS / THE ECONOMIC BENEFIT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Минибаев Рустам Маратович, Шлеенков Михаил Александрович

В статье представлены предложения по модернизации системы оповещения на территории Российской Федерации. Показаны возможные пути ее совершенствования путем внедрения новых технологий и возврата к акустическому оповещению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Минибаев Рустам Маратович, Шлеенков Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUGGESTIONS ON MODERNIZATION OF SYSTEM OF THE NOTIFICATION ON THE TERRITORY OF RUSSIAN FEDERATION

The article contains proposals on modernization of system of the notification on the territory of the Russian Federation. Possible ways of its improvement through introduction of new technologies and return to acoustic warning.

Текст научной работы на тему «Предложения по модернизации системы оповещения на территории Российской Федерации»

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 654.92

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р. М. Минибаев, М. А. Шлеенков

В статье представлены предложения по модернизации системы оповещения на территории Российской Федерации. Показаны возможные пути ее совершенствования путем внедрения новых технологий и возврата к акустическому оповещению.

Ключевые слова: система оповещения, сирены, громкоговорители, линии связи, каналы связи, телерадиовещание, кабельное телевиденье, сотовая связь, управление системой оповещения, зона покрытия, резервирование каналов, экономическая выгода.

Введение. Увеличение в последнее время объема информации о масштабных катастрофах и авариях свидетельствует о том, что наметилась устойчивая тенденция роста количества чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации. В комплексе мероприятий по обеспечению защиты населения и территорий важное место занимает оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и мерах необходимой защиты.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях предназначена для передачи экстренных сообщений, которые служат для своевременного доведения до населения, органов управления РСЧС и гражданской обороны распоряжений и информации о ЧС и необходимых действиях органов управления и населения при эвакуации, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, угрозе землетрясения и др.

Минибаев Рустам Маратович, студент,

Самарский государственный технический университет; Россия, г. Самара, тел.: 8-927-002-81-11, e-mail: minibaev-rustam 163@yandex. га Шлеенков Михаил Александрович, канд. техн. наук, доц. кафедры защиты в чрезвычайных ситуация, Самарский государственный технический университет; Россия, г. Самара, тел.: 8-927-297-46-78, e-mail: match42@yandex.ru

© Минибаев Р. М., Шлеенков М. А., 2013

1. Системы оповещения на территории РФ: современное состояние. Анализ функционирования системы оповещения на территории страны, сделанный по результатам комплексной проверки органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными органами МЧС России и операторами связи, позволяет сделать выводы о степени готовности системы оповещения к использованию. Результаты проверки на 1 января 2013 года:

- в 39 (47 %) субъектах РФ обеспечена готовность системы оповещения к действиям по назначению;

- в 40 (48,2 %) субъектах РФ система оповещения ограниченно готова;

- в 4 (4,8 %) субъектах РФ система оповещения не готова к использованию.

Расследование чрезвычайной ситуации в городе Крымске Краснодарского края в виде катастрофического затопления и масштабных разрушений, в результате чего погибли более 170 человек, показало, что именно неэффективное срабатывание системы оповещения города привело к тяжелым последствиям. Анализ функционирования системы оповещения и действий органов управления РСЧС в городе Крымске выявил основные проблемы, требующие решения по обеспечению бесперебойного функционирования и дальнейшего развития существующих систем оповещения:

- применение устаревшего парка технических средств: действующих систем централизованного оповещения на базе комплексов П-160, П-166 и П-166Ц, которые не предназначены для работы в

современных мультисервесных сетях связи, цифровых сетях теле- и радиовещания, что снижает готовность системы оповещения и ведет к росту затрат на ее эксплуатационно-техническое обслуживание;

- снижение вероятности получения сигнала оповещения населением за счет снижения готовности населения к приему сигналов по государственным телевизионным каналам, которые потенциально могут довести сигнал оповещения до 98 % населения, но вероятность использования в конкретный момент времени теле- и радиоприемников на частотах государственных каналов может не превышать 5—10 % от количества населения, подлежащего оповещению;

- с «цифровизацией» сети электросвязи России крайне остро обозначилась проблема замены существующей аналоговой аппаратуры оповещения на цифровую. Кроме того, основным средством информирования населения систем оповещения являются сети проводного вещания, а с начала 90-х годов из-за нерентабельности происходит их интенсивное сокращение (в среднем по России на 60 % и более).

Особенно актуально решение проблем оповещения в сельских районах страны, где они практически отсутствуют. Сигналы управления систем централизованного оповещения регионального уровня доводятся только до районных центров. На практике такие системы создать гораздо сложнее, чем системы оповещения города, хотя они относятся к одному муниципальному уровню. Это связано со следующими причинами:

- размер территории сельского района обычно больше территории города;

- сельские телефонные сети менее развиты, чем городские;

- на территории района расположено много небольших по численности населения сельских населенных пунктов, часть из которых вообще не имеют телефонной связи и даже централизованного электроснабжения;

- радиотрансляционные сети, которые раньше служили основой для оповещения, в настоящие время практически повсеместно свернуты.

Модернизация системы оповещения, которая необходима для эффективного доведения сигнала оповещения до 100 % населения, включает в себя решение трех связанных между собой задач:

- модернизация комплекса технических средств формирования и передачи сигнала оповещения до структур управления РСЧС, ГО и населения;

- анализ и оптимизация выбора из существующих каналов связи, способных обеспечивать бесперебойную и устойчивую передачу сигналов в условиях ЧС;

- анализ и выбор устройств, преобразующих сигнал оповещения в доступную для населения форму в виде сигнала, привлекающего внимание и передающего информацию о ЧС и необходимых мерах безопасности.

Существующая на сегодняшний момент система оповещения, созданная в соответствии с законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне» и «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)» предполагает использование теле и радиовещательных каналов передачи информации в качестве основного канала связи, а в качестве преобразователей информации в доступную для население форму использование бытовых теле- и радиоприемников. Проблемы доведения сигнала оповещения с помощью этой системы с учетом любых модернизаций, включая внедрение широко разрекламированной системы ОКСИОН, не решает поставленных задач.

2. Построение систем оповещения в зарубежных странах базируется на передачи сигнала оповещения при помощи акустических устройств, разных типов сирен и громкоговорителей. Например, на территории ФРГ установлено более 82 тыс. наружных сирен, в их число входит 550 повышенной мощности, каждая из которых по эффективности действия равна 25 обычным сиренам. В Великобритании непосредственное оповещение населения осуществляется с помощью громкоговорителей и разного рода сирен, включаемых как на местах их установки, так и дистанционно. Сигналы тревоги дублируются также широковещательной радиостанцией ВВС.

Во Франции сигналы оповещения доводятся до населения с помощью радио- и телевизионного вещания, а также при помощи примерно 16 тыс. сирен, из которых 3,5 тыс. автоматические, включаемые по радиосигналу. В Дании сигналы оповещения доводятся непосредственно до населения при помощи приблизительно 700 стационарных и подвижных сирен, а также мегафонов, церковных колоколов и т. д.

В Норвегии основным средством доведения сигналов до населения являются сирены (около 1800 единиц). С их помощью оповещается около 90 % городского и около 2 % сельского населения. В Бельгии система оповещения включает в себя около 1500 сирен; кроме того, для оповещения населения применяется радио и телевидение. В Нидерландах сигнал тревоги также передается посредством сирен (около 3000).

Во многих странах ежемесячно, а в некоторых еженедельно, проводится проверка систем оповещения. К примеру, в Дании каждую среду в 12.00 по местному времени производится проверка стационарных сирен, в Бельгии и Нидерландах проверка сирен производится ежемесячно в каждый первый понедельник с 12.00 до 12.15 путем включения их на неполную мощность.

Анализируя опыт построения эффективных систем оповещения промышленно развитых стран

H

Европы, можно сделать вывод, что, несмотря на бурное развитие методов передачи информации с использованием разнообразных линий и каналов связи, частотных диапазонов, методов уплотнения и конфигураций сетей в качестве основного, базового, метода передачи сигналов оповещения населению используются акустические устройства. При этом в качестве линий связи во многих странах используются существующие каналы проводного вещания, поэтому при разработке предложений по модернизации системы оповещения на территории России целесообразно рассмотреть возможность массового использования акустических преобразователей информации.

3. Выбор акустических устройств. Географические, демографические особенности Российской Федерации в виде обширных территорий, на которые необходимо передавать сигнал оповещения, полная деградации или отсутствие проводных сетей требуют детального анализа и глубокой проработки при решении задач выбора каналов связи для передачи информации на акустические оповещатели с учетом специфики конкретных территорий.

Таким образом, модернизация системы оповещения включает в себя два вида задач:

- оптимизация выбора акустических устройств, учитывая их технические характеристики и экономическую целесообразность,

- оптимизация выбора каналов связи с учетом особенностей и специфических требований к системам оповещения, развертываемым на территории Российской Федерации.

При выборе акустических преобразователей следует учитывать основные технические характеристики акустических устройств оповещения:

- зона покрытия территории акустическим сигналом;

- электропитание с учетом резервирования в условия ЧС;

- стоимость таких устройств;

- защищенность от постороннего вмешательства и др.

В таблице приведены сравнительные характеристики существующих и пригодных к использованию акустических устройств и устройств передачи речевой информации.

Таблица

Наименование акустического устройства Уровень звукового давления на расстоянии 1 м, дБ Эффективная дальность при шуме 75 дБ, м Характеристика питающей сети

Электромеханическая сирена От 112 до 192 От 400 до 15000 380 V АС, 50 Ш; 220 V АС, 50 Ш; 480V DC, 100 А

Электронная сирена От 130 до 190 От 200 до 5000 230 В (±10 %) Резервное питание 2*12 В (33 Ачас и больше)

Г ромкоговоритель рупорный От 75 до 130 От 100 до 700 30 / 100 / 120/ 220 В

Диффузорный громкоговоритель От 75 до 110 От 100 до 500 30 / 100 / 120/ 220 В

Кроме перечисленных характеристик, в качестве критериев выбора преобразователей следует учитывать следующие:

- возможность совместной установки сирен и громкоговорителей для передачи сигналов и информации;

- наличие возможности работы от резервных источников электропитания и продолжительность работы при отключении основного источника питания;

- материалы и габаритные размеры устройств;

- простоту монтажа;

- степень защиты и др.

Переходя к оптимизации выбора каналов связи, не следует отвергать существующий опыт построения систем оповещения с использованием телевизионных и радиоканалов. Их надежность, быстродействие и достоверность передачи достаточны для обеспечения требований по созданию системы оповещения. Существенным недостатком

такой системы является низкая вероятность получения сигнала оповещения, передаваемого на телевизионные или радиоприемники, конкретным пользователем.

Известны и широко используются методы уплотнения телевизионных и радиоканалов за счет передачи дополнительной информации на подне-сущих частотах. Поэтому предлагается в качестве одной из мер по совершенствованию существующей системы оповещения передача сигналов оповещения в виде команд на включение сирен и низкоскоростных потоков речевой информации на поднесущих частотах телевизионных каналов с использованием существующих сетей вещания. Выбор этого направления поможет сократить сроки модернизации систем оповещения и затраты на проводимые работы. Наиболее эффективно применение этого решения одновременно с внедрением цифровых телевизионных сетей, которые обеспечивают высокую помехоустойчивость, возможность более полного использования пропускной

способности канала за счет реализации оптимальных методов модуляции и кодирования, стабильность параметров передачи, возможность одновременной передачи нескольких сигналов без взаимных помех. В качестве устройств, принимающих и декодирующих сигналы оповещения, можно использовать стандартные телевизионные приемные модули, встроенные в сборки вместе сиренами и громкоговорителями.

В последние годы с развитием сетей передачи информации стало возможным строить системы оповещения населения на базе принципиально новых технологий, например, с использованием сетей сотовой связи, сформированных на территории страны, использование которых позволит исключить самое слабое и затратное звено — строительство самих сетей связи, включая проектирование, привязку к территории, оборудование и т. д. Поэтому в качестве второго предложения целесообразно рассмотреть использование сотовых сетей. Это позволит на порядок снизить затраты на оборудование, упростить монтаж, а также уменьшить число обслуживающего персонала и требования к его квалификации и многократно расширить функциональные возможности системы оповещения.

В рамках технических предложений по использованию сотовых сетей для передачи закодированных сообщений необходимо провести исследования по оптимизации выбора стандартов сетей и методов передачи информации, применяемых операторами услуг сотовой телефонии. Это уплотнение спектров передачи телефонного трафика, выделение фиксированных каналов передачи, резервирование свободных каналов в момент передачи

сигнала. Использование широкополосных стандартов передачи информации 3 и 4 поколений.

Реализация второго предложения, по использованию сотовых сетей может быть эффективной с учетом того, что зона покрытия территории Российской Федерации тремя ведущими операторами сотовых сетей (МЕГАФОН, МТС, ВымпелКом) составляет 94-98 % всей территории страны, операторы уже предоставляют услуги сотовой (GSM, UMTS и LTE) связи, а также местной телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет, кабельного телевидения и ряда сопутствующих услуг.

Выводы

Предложения по модернизации системы оповещения, а именно использование акустических устройств в качестве основного метода доведения сигналов оповещения и информации до населения, использование в качестве линий связи сети сотовых операторов и телевизионных радиоканалов с уплотнением телевизионного сигнала можно рассматривать как одно из перспективных направлений повышения надежности систем оповещения.

Детали предложений требуют осмысления и исследования по конкретным направлениям совместно с структурами РСЧС и операторами связи.

Конкретные технические решения, разработанные с использованием предложенных путей модернизации, позволят решить задачи поставленные указом Президента РФ от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

Библиографический список

1. О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций: указ Президента РФ от 13 ноября 2012 г. № 1522. — (Шр://президеш\ рф/новости/16841). — (01.07.2013).

2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: фе-дер. закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. [принят Гос. Думой 11 ноября 1994 г.] // Российская газета. — 1994, № 250.

3. О гражданской обороне: федер. закон № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 г. [принят Гос. Думой 26 декабря

1997 года; одобрен Советом Федерации 28 января

1998 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 7, ст. 799.

4. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 2, ст. 121

5. Концепция создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций: проект / ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). — Москва, 2013. — (Шр://тс1к2. msk.sitesoft.ru/document/396297). — (01.07.2013).

References

1. O sozdanii kompleksnojj sistemy ehkstrennogo opoveshhenija naselenija ob ugroze vozniknovenija ili o vozniknovenii chrezvychajjnykh situacijj: ukaz Prezidenta RF ot 13 nojabrja 2012 g. № 1522. — (http://prezident. rf/novosti/16841). — (01.07.2013).

2. O zashhite naselenija i territorijj ot chrezvychajjnykh situacijj prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera: feder. zakon № 68-FZ ot 21 dekabrja 1994 g. [prinjat Gos. Dumojj

11 nojabrja 1994 g.] // Rossijjskaja gazeta. — 1994, № 250.

3. O grazhdanskojj oborone: feder. zakon № 28-FZ ot

12 fevralja 1998 g. [prinjat Gos. Dumojj 26 dekabrja 1997 goda; odobren Sovetom Federacii 28 janvarja 1998 goda] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijjskojj Federacii. — 1998. — № 7, st. 799.

4. O edinojj gosudarstvennojj sisteme pred-uprezhdenija i likvidacii chrezvychajjnykh situacijj: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrja 2003 g. № 794 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijjskojj Federacii. — 2004. — № 2, st. 121

5. Koncepcija sozdanija kompleksnojj sistemy ehk-strennogo opoveshhenija naselenija ob ugroze vozniknovenija ili o vozniknovenii chrezvychajjnykh situacijj: proekt / FGBU VNII GOChS (FC). — Moskva, 2013. — (http://mchs2. msk.sitesoft.ru/document/396297). — (01.07.2013).

SUGGESTIONS ON MODERNIZATION OF SYSTEM OF THE NOTIFICATION ON THE TERRITORY OF RUSSIAN FEDERATION

R. M. Minibaev

Student, Samara State Technical University,

Russia, Samara, tel.: 8-927-002-81-11, e-mail: minibaev-rustam163@yandex.ru

M. A. Shleenkov

PhD in Engineering Assoc. Prof.,

Samara State Technical University,

Russia, Samara, tel.: 8-927-297-46-78, e-mail: match42@yandex.ru

The article contains proposals on modernization of system of the notification on the territory of the Russian Federation. Possible ways of its improvement through introduction of new technologies and return to acoustic warning.

Keywords: system of notification, sirens, speakers, communication lines, communication channels, radio broadcasting, cable television, cellular communication, management of system alerts, area coverage, reservation of channels, the economic benefit.

КНИЖНЫЕ НОВИНКИ

Деревянко, В. М. Экономические институты: понятие, классификация, формирование и функционирование / В. М. Деревянко; под ред. Д. А. Мещерякова. — Воронеж: Наука-Юнипресс, 2012. — 124 с.

Рассматриваются теоретические и методологические основы исследования экономических институтов, анализируются разнообразные точки зрения отечественных и зарубежных ученых на сущность и функции экономических институтов, их классификации. Значительное внимание уделено факторам, условиям формирования и эффективности функционирования экономических институтов в современной России.

Книга предназначена для преподавателей, аспирантов, представителей государственного и муниципального управления и всех тех, кого интересуют институциональные процессы, происходящие в современном обществе.

Распознавание и оценка угроз информационной безопасности территориальным сегментам Интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел: теориче-ские и организационно-методические основы / С. В. Скрыль [и др.]. — Воронеж: Воронеж. ин-т МВД России, 2012. — 139 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложены проблемы обнаружения и идентификации воздействия угроз нарушения конфиденциальности информации. С позиций системного подхода, методологии моделирования систем и теории распознавания рассматриваются современная постановка проблемы, концептуальные основы применения различных типов моделей для синтеза алгоритмов распознавания угроз нарушения конфиденциальности информации территориальных сегметов ИМТС ОВД. Отражены вопросы формирования критериев оценки защищенности информационных процессов в этих сегментах с использованием обоснованных в работе моделей угроз.

Издание рассчитано на научных работников, аспирантов, профессорско-преподавательский состав вузов, а также специалистов в области информационной безопасности.

Авторский коллектив:

С. В. Скрыль, В. В. Киселев, В. К. Джоган, М. А. Багаев, В. Н. Финько,

Н. С. Шимон, С. Н. Хаустов, Т. В. Мещерякова.

Б.М, Деревянко

МОНОШЧЕСКЙЕ

ИНСТИТУТЫ

ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.