Семаков Е.Э.
постоянный член экспертной группы «Политика. Право. Безопасность» Европейско-Азиатского правового
конгресса в г. Екатеринбурге
semakov-e@mail.ru
ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Ключевые слова: СМИ, норма-предписание, национальная безопасность.
Победа в развёрнутой против России информационной войне - это вопрос национальной безопасности. В новом политическом времени принципиально важной становится работа с законом «О средствах массовой информации», задающим каркас (правовые конструкции и связанным с ним сознание людей) во всей информационной сфере Российской Федерации.
Правовое регулирование деятельности средств массовой информации в соответствии с действующей Конституцией России является обязательным. Альтернативы праву как регулятору общественных отношений нет. Фундаментом права, его первоэлементами являются три нормы: разрешение, запрет и предписание. От того, насколько сбалансировано законодателем использование этих трех первоэлементов юридических конструкций в законе «О средствах массовой информации», зависит возможность именно правового регулирования деятельности средств массовой информации.
Современный закон «О средствах массовой информации»1 построен в основном на нормах-разрешениях, в малом числе в Законе используются нормы-запреты и практически отсутствуют нормы-предписания (нормы позитивного обязывания). Деятельность средств массовой информации в основном регулируется в административном порядке, только государственный регистрирующий орган может обратиться в суд с иском о приостановлении и запрете деятельности средств массовой информации.
С целью усовершенствования данного Закона, для создания механизма правого регулирования (МПР) авторы законопроекта выступают с инициативой дополнить закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» новой статьей 4.1 - «Позитивное обязывание средств массовой информации»2.
Для предупреждения ложной информации, транслируемой через СМИ, предлагается: обязать средства массовой информации, работающие на территории Российской Федерации, в своих публикациях и материалах соблюдать правила классической логики, точно и четко использовать установленные юридические, дипломатические и иные формально определенные понятия.
По правилам классической логики необходимо соблюдать приведенные ниже законы Аристотеля.
• Закон тождества. Невозможно ничего мыслить, если не мыслишь каждый раз что-нибудь одно. Данный закон исключает подмену понятий.
• Закон непротиворечия. Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными.
• Закон исключения третьего. Об одном необходимо либо утверждать, либо отрицать.
Важным является и принцип достаточного основания, сформулированный Г.Ф. Лейбницем: «...ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, - без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе»3.
Для увеличения позитивной устойчивости социальных систем предлагается: обязать средства массовой информации точно, четко и конкретно сообщать о чрезвычайных ситуациях без оценок и обобщений, кроме того, соблюдать четкое соотношение негативной и позитивной информации как 25 процентов к 75 процентам.
Понятие чрезвычайной ситуации дано в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: «Чрезвычайная ситуация -это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельно-
„ 4
сти людей» .
1 Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 30.12.2015) «О средствах массовой информации». -http://base .consultant.ru
2 См. Приложение.
3 Лейбниц Г.Ф. Избранные философские сочинения. - М., 1908. - С. 347.
4 Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1994. - № 35. Ст. 3648.
Под негативной информацией следует понимать информацию, которая увеличивает степень тревожности человека:
• сообщения о фактах чрезвычайных ситуаций и их подробностях;
• сообщения о возможных последствиях чрезвычайных ситуаций;
• сообщения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
• предположения, мнения любых людей о чрезвычайных ситуациях, способных спровоцировать панику, и оценки таких ситуаций.
При этом негативную информацию следует сообщать в начале, позитивную - в конце сообщения. 75 процентов сообщения должно состоять из позитивной информации. Позитивная информация - это информация, утверждающая традиционные духовно-нравственные ценности многоконфессионального, многоосновного и многонационального народа Российской Федерации:
• сообщения об оказании помощи и поддержки пострадавшим;
• сообщения о проявлении заботы и внимания к нуждающимся;
• сообщения о самоотверженности и отваге спасателей;
• освещение возможных мер по недопущению в будущем повторения подобного.
В любой катастрофе всегда есть место для героических поступков, проявления светлых человеческих качеств и правильных выводов.
Кроме того, во избежание массового насилия СМИ над аудиторией (как замаскированного, так и активного) и во исполнение статей 2, 7, 21 Конституции Российской Федерации (об обязанности государства предоставлять своим гражданам защиту от подобного насилия) предлагается: дополнить абзац 1 ст. 16 закона «О СМИ» и принять его в следующей редакции: «Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа, прокурора, общественного объединения и иного заинтересованного лица.
СМИ, руководствуясь принципом состязательности сторон, вправе будет оспорить требование о прекращении своей деятельности».
Приложение
Гафнер Василий Викторович
к.п.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург
Семаков Евгений Эдуардович
постоянный член экспертной группы «Политика. Право. Безопасность» Европейско-Азиатского правового конгресса в г. Екатеринбурге
Чеурин Геннадий Семёнович
научный руководитель экспедиции «Сибирский путь», почётный полярник, г. Екатеринбург Проект Федерального Закона о внесении изменений в ФЗ «О средствах массовой информации»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»
Внести в Федеральный закон «О средствах массовой информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2870; 2000, №26, ст. 2737; № 32, ст. 3333; 2002, № 30, ст. 3029; 2006, № 31, ст. 3452; № 43, ст. 4412; 2007, № 31, ст. 4008) предложенные нами изменения:
1. Статью 2 дополнить новым абзацем следующего содержания:
«Негативная информация - информация, которая увеличивает степень тревожности человека:
• сообщения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера;
• сообщения о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного или социального характера (катастрофах);
• сообщения о последствиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера;
• предположения, мнения, оценки и прогнозы любых людей о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного или социального характера, способных спровоцировать панику.
Позитивная информация - это информация, утверждающая традиционные духовно-нравственные ценности многоконфессионального, многоосновного и многонационального народа Российской Федерации, а также:
• сообщения об оказании помощи и поддержки пострадавшим;
• сообщения о проявлении заботы и внимания к нуждающимся;
• сообщения о самоотверженности и отваге людей (спасателей, пожарных, полицейских, врачей, добровольцев и других);
• освещение возможных мер по недопущению в будущем повторения подобного».
2. Дополнить новой статьей 4.1 следующего содержания:
«Статья 4.1 «Позитивное обязывание средств массовой информации».
Средства массовой информации в своих публикациях и материалах обязаны соблюдать правила классической логики, точно использовать установленные юридические, дипломатические и иные формально определенные понятия.
Средства массовой информации обязаны сообщать о чрезвычайной ситуации природного, техногенного или социального характера (катастрофе) или об угрозе её возникновения без оценок и обобщений, соблюдая при этом правило трансляции негативной информации: 25 процентов негативной информации сообщать в начале сообщения, 75 процентов позитивной информации сообщать в конце сообщения».
3. Статью 16 в первом абзаце после слов «по иску регистрирующего органа» дополнить словами «прокурора, общественного объединения и иного заинтересованного лица».
Президент Российской Федерации
В. ПУТИН