Научная статья на тему 'Предложения о внесении изменений в Федеральный закон РФ «о средствах массовой информации»'

Предложения о внесении изменений в Федеральный закон РФ «о средствах массовой информации» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
309
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / норма-предписание / национальная безопасность
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предложения о внесении изменений в Федеральный закон РФ «о средствах массовой информации»»

Семаков Е.Э.

постоянный член экспертной группы «Политика. Право. Безопасность» Европейско-Азиатского правового

конгресса в г. Екатеринбурге

semakov-e@mail.ru

ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Ключевые слова: СМИ, норма-предписание, национальная безопасность.

Победа в развёрнутой против России информационной войне - это вопрос национальной безопасности. В новом политическом времени принципиально важной становится работа с законом «О средствах массовой информации», задающим каркас (правовые конструкции и связанным с ним сознание людей) во всей информационной сфере Российской Федерации.

Правовое регулирование деятельности средств массовой информации в соответствии с действующей Конституцией России является обязательным. Альтернативы праву как регулятору общественных отношений нет. Фундаментом права, его первоэлементами являются три нормы: разрешение, запрет и предписание. От того, насколько сбалансировано законодателем использование этих трех первоэлементов юридических конструкций в законе «О средствах массовой информации», зависит возможность именно правового регулирования деятельности средств массовой информации.

Современный закон «О средствах массовой информации»1 построен в основном на нормах-разрешениях, в малом числе в Законе используются нормы-запреты и практически отсутствуют нормы-предписания (нормы позитивного обязывания). Деятельность средств массовой информации в основном регулируется в административном порядке, только государственный регистрирующий орган может обратиться в суд с иском о приостановлении и запрете деятельности средств массовой информации.

С целью усовершенствования данного Закона, для создания механизма правого регулирования (МПР) авторы законопроекта выступают с инициативой дополнить закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» новой статьей 4.1 - «Позитивное обязывание средств массовой информации»2.

Для предупреждения ложной информации, транслируемой через СМИ, предлагается: обязать средства массовой информации, работающие на территории Российской Федерации, в своих публикациях и материалах соблюдать правила классической логики, точно и четко использовать установленные юридические, дипломатические и иные формально определенные понятия.

По правилам классической логики необходимо соблюдать приведенные ниже законы Аристотеля.

• Закон тождества. Невозможно ничего мыслить, если не мыслишь каждый раз что-нибудь одно. Данный закон исключает подмену понятий.

• Закон непротиворечия. Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными.

• Закон исключения третьего. Об одном необходимо либо утверждать, либо отрицать.

Важным является и принцип достаточного основания, сформулированный Г.Ф. Лейбницем: «...ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, - без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе»3.

Для увеличения позитивной устойчивости социальных систем предлагается: обязать средства массовой информации точно, четко и конкретно сообщать о чрезвычайных ситуациях без оценок и обобщений, кроме того, соблюдать четкое соотношение негативной и позитивной информации как 25 процентов к 75 процентам.

Понятие чрезвычайной ситуации дано в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: «Чрезвычайная ситуация -это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельно-

„ 4

сти людей» .

1 Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 30.12.2015) «О средствах массовой информации». -http://base .consultant.ru

2 См. Приложение.

3 Лейбниц Г.Ф. Избранные философские сочинения. - М., 1908. - С. 347.

4 Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1994. - № 35. Ст. 3648.

Под негативной информацией следует понимать информацию, которая увеличивает степень тревожности человека:

• сообщения о фактах чрезвычайных ситуаций и их подробностях;

• сообщения о возможных последствиях чрезвычайных ситуаций;

• сообщения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

• предположения, мнения любых людей о чрезвычайных ситуациях, способных спровоцировать панику, и оценки таких ситуаций.

При этом негативную информацию следует сообщать в начале, позитивную - в конце сообщения. 75 процентов сообщения должно состоять из позитивной информации. Позитивная информация - это информация, утверждающая традиционные духовно-нравственные ценности многоконфессионального, многоосновного и многонационального народа Российской Федерации:

• сообщения об оказании помощи и поддержки пострадавшим;

• сообщения о проявлении заботы и внимания к нуждающимся;

• сообщения о самоотверженности и отваге спасателей;

• освещение возможных мер по недопущению в будущем повторения подобного.

В любой катастрофе всегда есть место для героических поступков, проявления светлых человеческих качеств и правильных выводов.

Кроме того, во избежание массового насилия СМИ над аудиторией (как замаскированного, так и активного) и во исполнение статей 2, 7, 21 Конституции Российской Федерации (об обязанности государства предоставлять своим гражданам защиту от подобного насилия) предлагается: дополнить абзац 1 ст. 16 закона «О СМИ» и принять его в следующей редакции: «Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа, прокурора, общественного объединения и иного заинтересованного лица.

СМИ, руководствуясь принципом состязательности сторон, вправе будет оспорить требование о прекращении своей деятельности».

Приложение

Гафнер Василий Викторович

к.п.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург

Семаков Евгений Эдуардович

постоянный член экспертной группы «Политика. Право. Безопасность» Европейско-Азиатского правового конгресса в г. Екатеринбурге

Чеурин Геннадий Семёнович

научный руководитель экспедиции «Сибирский путь», почётный полярник, г. Екатеринбург Проект Федерального Закона о внесении изменений в ФЗ «О средствах массовой информации»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Внести в Федеральный закон «О средствах массовой информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2870; 2000, №26, ст. 2737; № 32, ст. 3333; 2002, № 30, ст. 3029; 2006, № 31, ст. 3452; № 43, ст. 4412; 2007, № 31, ст. 4008) предложенные нами изменения:

1. Статью 2 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«Негативная информация - информация, которая увеличивает степень тревожности человека:

• сообщения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера;

• сообщения о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного или социального характера (катастрофах);

• сообщения о последствиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера;

• предположения, мнения, оценки и прогнозы любых людей о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного или социального характера, способных спровоцировать панику.

Позитивная информация - это информация, утверждающая традиционные духовно-нравственные ценности многоконфессионального, многоосновного и многонационального народа Российской Федерации, а также:

• сообщения об оказании помощи и поддержки пострадавшим;

• сообщения о проявлении заботы и внимания к нуждающимся;

• сообщения о самоотверженности и отваге людей (спасателей, пожарных, полицейских, врачей, добровольцев и других);

• освещение возможных мер по недопущению в будущем повторения подобного».

2. Дополнить новой статьей 4.1 следующего содержания:

«Статья 4.1 «Позитивное обязывание средств массовой информации».

Средства массовой информации в своих публикациях и материалах обязаны соблюдать правила классической логики, точно использовать установленные юридические, дипломатические и иные формально определенные понятия.

Средства массовой информации обязаны сообщать о чрезвычайной ситуации природного, техногенного или социального характера (катастрофе) или об угрозе её возникновения без оценок и обобщений, соблюдая при этом правило трансляции негативной информации: 25 процентов негативной информации сообщать в начале сообщения, 75 процентов позитивной информации сообщать в конце сообщения».

3. Статью 16 в первом абзаце после слов «по иску регистрирующего органа» дополнить словами «прокурора, общественного объединения и иного заинтересованного лица».

Президент Российской Федерации

В. ПУТИН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.