Научная статья на тему 'Предложение и спрос как стимулы и регуляторы маркетинга'

Предложение и спрос как стимулы и регуляторы маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
746
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЛОЖЕНИЕ / OFFER / СПРОС / DEMAND / МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ / MARKETING STRATEGIES / ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА / PRODUCT POLICIES / ADVERTISING / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PR-TECHNOLOGIES MARKETING ACTIVITIES / МОДЕЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ / MODEL OF INCENTIVE / PR-ТЕХНОЛОГИИ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев А. Г., Стеценко А. В.

В маркетинговой стратегии необходимо учитывать модели регулирования и стимулирования спроса и предложения. Причем их следует рассматривать как взаимосвязанные по той причине, что они в комплексе определяют систему действий. Ведь комплекс маркетинга, помимо ценообразования предполагает реализацию разработанных товарной, коммуникационной и договорной политик предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайцев А. Г., Стеценко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supply and demand as incentives and controls of marketing

n marketing strategy we must take into account the models of regulation and stimulation of demand and supply. And they should be seen as interrelated, because they determine in a complex the system of actions. After all, the marketing complex, in addition to pricing, involves the realization of a developed product, communication and contractual policies of the company.

Текст научной работы на тему «Предложение и спрос как стимулы и регуляторы маркетинга»

предложение и спрос как стимулы и регуляторы

маркетинга

__Аннотация

В маркетинговой стратегии необходимо учитывать модели регулирования и стимулирования спроса и предложения. Причем их следует рассматривать как взаимосвязанные по той причине, что они в комплексе определяют систему действий. Ведь комплекс маркетинга, помимо ценообразования, предполагает реализацию разработанных товарной, коммуникационной и договорной политик предприятия.

Зайцев А.Г.

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга alexgz@rambler.ru

Стеценко А.В.

канд. экон. наук, доцент кафедры прикладных экономических дисциплин

Спрос и предложение выступают своего рода регуляторами маркетинга. Сам рынок во многом влияет на принятие решения о применении того или иного набора инструментов политики маркетинга. При этом необходимо помнить, что факторы спроса и предложения могут выступать не только регуляторами уже применяемых и разработанных политик и стратегий маркетинга, но и являются своего рода стимулом для разработки новых комбинаций уже существующих и принципиально новых стратегий, концепций и инструментов.

С точки зрения действенной маркетинговой стратегии необходимо учитывать регулирующее и стимулирующее воздействие спроса и предложения. Причем эти процессы следует рассматривать как взаимосвязанные, прежде всего, по той причине, что они в комплексе определяют систему действий.

Орловский государственный университет

Факторы спроса и предложения

Постоянное изменение спроса и предложения под влиянием их детерминант диктует специфику применения методов маркетинга, высту-

пает как бы регулятором и своего рода стимулом маркетинговой деятельности в целом. В подтверждение этого можно рассмотреть применение маркетинговых инструментов, в частности комплекса маркетинга, в зависимости от особенностей от колебания спроса и предложения на рынке.

Комплекс маркетинга помимо ценообразования предполагает реализацию разработанных товарной, коммуникационной и договорной политик на предприятии. Под реализацией каждой из них подразумевается использование определённых инструментов маркетинга. Выбор инструментов во многом будет зависеть от состояния спроса и предложения на рынке в каждый данный момент времени. Товарная политика, прежде всего, определяет тип товара, а точнее - какую потребность клиента он будет удовлетворять [2]. Решение этой проблемы неразрывно связано с определением сегментов рынка, на которых действует фирма, чьи потребности она собирается удовлетворять.

Другая важнейшая проблема - нахождение, достижение и поддержание оптимального уровня качества, т.е. уровня, на котором будет удовлетворяться потребность. Нельзя не сказать и о проблеме ассортимента. Важно решить, какое разнообразие вариантов будет предложено, с какой скоростью необходимо обновлять ассортимент. И, наконец, здесь же решается проблема сервиса в тех случаях, когда он необходим для полноценного и рационального потребления товара. На решение всех этих вопросов оказывают влияние, как факторы спроса, так и факторы предложения. Так, на определение типа товара оказывают непосредственное влияние потребительские вкусы, доходы, ожидания. Соответственно на процесс сегментирования и выбора целевого сегмента также будут влиять доходы потребителей, количество покупателей.

Постоянные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей также порождают изменения в спросе. Их нужно постоянно отсле-

в маркетинговой стратегии необходимо учитывать модели регулирования и стимулирования воздействия спроса и предложения в рыночной

экономике

маркет.

етинг

Ключевые слова:

предложение, спрос, маркетинговые стратегии, товарная политика, рекламная деятельность, РЯ-технологии, маркетинговая деятельность, модель стимулирования

шш

живать и принимать соответствующие меры в области товарной политики.

Реклама и PR

Изменение предложения и спроса будет влиять на действия маркетологов в области товарной политики. При увеличении предложения также будут решаться вопросы о расширении ассортимента, о разработке и включении в него новых товаров. А в результате внедрения и использования усовершенствованных технологий на производстве - вопросы повышения качества производимой продукции. На основе анализа состояния спроса определяются вид, характер и затраты на рекламу [1]. Для наглядности можно рассмотреть зависимость вида рекламы от этапа жизненного цикла товара. Так, на стадии внедрения товара на рынок, когда потребители ещё ничего не знают о продукте и спрос на него не сформирован, используют информирующую рекламу. На этапе роста необходимо использовать убеждающую рекламу (т.к. растёт спрос на товар). Содержание ее связано с воздействием на эмоциональные и мыслительные процессы человека, на процессы принятия решений. Изменение предложения также повлияет на рекламную деятельность фирмы. Например, если фирма в результате снижения цены на производимый ею товар (по причине увеличения цен на ресурсы) решила сократить объёмы его производства и предложить рынку другой продукт, то на рекламу последнего возникнет необходимость затрачивать большие денежные средства [3].

На необходимость применения того или иного инструмента РЯ оказывают влияние спрос и предложение. Так, при снижении спроса под воздействием ожиданий потребителей о снижении цены на товар в будущем (которого не предполагается производителем) целесообразно использовать выступление по этому поводу представителя организации в печати, на радио или телевидении.

Помимо рекламы и РЯ-технологий изменение спроса и предложения под воздействием

их определяющих факторов может побудить производителей прибегнуть к таким средствам коммуникационной политики, как личные продажи и комплексные формы продвижения продукции на рынок (выставки, ярмарки, обучение персонала).

Сбытовая политика

Не менее значимым элементом комплекса маркетинга является сбытовая (договорная) политика. Здесь, прежде всего, важно хорошо ориентироваться в типах и функциональном назначении многообразных категорий посредников и каналов сбыта. Эффективный маркетинг предполагает выбор оптимальных каналов сбыта среди уже действующих, формирование действенных новых каналов. Состояние спроса и предложения определяет выбор канала сбыта. Если под воздействием вкусов и предпочтений покупателей, числа потребителей на рынке, денежных доходов, цен на сопряжённые товары или ожиданий относительно цен и доходов в будущем значительно снизился спрос (или объём предложения), то отпадает необходимость использования косвенных каналов. Целесообразней будет использовать прямые.

На основе отслеживания динамики спроса и предложения также принимаются решения о выборе посредников. Если под воздействием детерминант значительно снизилось предложение продукции, то вместо дистрибьюторов лучше воспользоваться услугами более мелких посредников, например агентов или джобберов.

На основе динамики спроса и предложения, изменчивости определяющих их факторов работники службы маркетинга принимают решения о длине и ширине канала продвижения. Создаются оптимальные маркетинговые системы, включающие в единый комплекс производителя, оптовика и розничного торговца. При рассмотрении общей модели стимулирования и регулирования маркетинговой деятельности с помощью спроса и предложения необходимо учитывать ее упрощенный характер. В

Keywords:

offer, demand,

marketing strategies, product policies, advertising, PR-technologies marketing activities, model of incentive

маркетинг

X

на основе анализа состояния спроса

_определяются

_вид, характер и

затраты _на рекламу

действительности существует обоюдная взаимосвязь между детерминантами спроса и предложения и инструментами реализации отдельных политик комплекса маркетинга. Именно характер этой взаимосвязи во многом определяет устойчивость рыночного равновесия. Подводя итоги, можно сказать о том, что связь между маркетинговой деятельностью и изменениями спроса и предложения под воздействием их детерминант существует. Эти изменения обуславливают направления всей маркетинговой деятельности в целом и выбор инструментов каждого элемента комплекса маркетинга в частности.

Литература

1. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1995. - 255 с.

2. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2003.

3. Федотов М. Конкурентное ценообразование на предприятии // Маркетинг. - 2005. - № 2. -С. 49.

Zaitsev A.G.

Cand. of Econ. Sci,

assistant professor of management and marketing department Stetsenko A.V.

Cand. of Econ. Sci,

assistant professor of applied economic disciplines department Orel State University

Supply and demand as incentives and controls of marketing

Abstract

In marketing strategy we must take into account the models of regulation and stimulation of demand and supply. And they should be seen as interrelated, because they determine in a complex the system of actions. After all, the marketing complex, in addition to pricing involves the realization of a developed product, communication and contractual policies of the company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.