ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
АННОТАЦИЯ
Горшкова Ольга Леонидовна
Учитель начальных классов ГОУ ЦО №641 имени Сергея Есенина
ПРЕДЛОГИ - СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
Конспект урока.
Учебник «Русский язык» 2 класс. Автор А.В.Полякова Как учитель и ученики становятся соучастниками процесса познания секретов орфографии и проникают в тайны устройства языка?
Ключевые слова: Выделение предлогов из текста, кому служат предлоги, связь слов в предложении с помощью предлогов, учимся ставить вопросы от предлогов к словам, интеграция учебных предметов, секреты изготовления бумаги, рефлексия деятельности.
Цель урока:
• дать представление о роли предлогов в нашей речи,
• формировать умение раздельно писать предлоги с другими словами,
• закрепить умение единообразного написания предлогов,
• показать тесную связь русского языка с личным опытом и учебной практикой учащихся,
• развивать умения самоконтроля для успешной рефлексии своей деятельности.
Средства обучения:
Компьютер, мультимедиапроектор, презентации, дидактические пособия.
Содержание деятельности учителя и учеников
Проверка готовности рабочего места - Настроимся на волну урока и произнесем слова: «Я хочу учиться, я очень хочу учиться, я учусь...» Приветствие учителя;
Я желаю вам, чтобы словам было тесно, а мыслям - просторно!»
Актуализация знаний.
-Знатоки русского языка прежде всего хорошо читают и понимают прочитанное, поэтому предлагаю проверить технику чтения с помощью теста Предлагаются тексты на экране:
«Чтобы всегда была зима»,
«Не ходить к чужим в гости»
- Выписать в тетрадь слова из текста, которые ничего не обозначают
- на, с, и, уж, бы, в, и, по, к, не, на, под
- выделите среди них знакомые предлоги, обоснуйте свое мнение
Предлоги - служебная часть речи.
Что вы знаете о предлогах из уроков русского языка?
- часть речи
- Пишутся раздельно
- Слова ничего не называют -- служат для связи слов
- Проверим свои ответы на экране и на маршрутных листах
Учитель:
Что же делать нам, друзья?
Так нам жить уже нельзя,
Не познав предлогов.
Тайну нужно нам раскрыть Все познать и изучить.
Вот задача!
И поэтому, друзья,
В путь отправиться пора Пусть нас ждет удача!
Постановка учебной задачи Смотрим на экран и зачитываем определение предлогов.
Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Перед нами учебная задача:
Научиться выделять в тексте предлоги, чтобы знать как правильно их писать со словами.
Раздел презентации « подумайте»
Учащиеся делают вывод, что предлоги не изменяются, и их надо запомнить
Если предлоги нужно запомнить, то предлагаю проверить свою память
66
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Поиск решений Раздел презентации «игра»
Сфотографируйте глазами таблицу и заполните маршрутный лист - на, у, в, из, с
-.Какой части речи служат предлоги?
Работа с экраном.
Раздел презентации «это интересно»
Прочитайте веселое стихотворение, вставьте предлоги и потарайтесь найти ответ на вопрос, для чего служат предлоги.
Учащиеся восстанавливают текст и делают вывод, что предлоги служат для связи слов в предложении
Понаблюдайте и ответьте на вопрос, какой части речи служат предлоги? Обоснуйте свое мнение, выделив части речи в этом тексте.
Учащиеся делают вывод, что предлоги служат существительным. В одном доме жили 10 котят. Найдите их и ответьте - где они сидят?
Запишите предлоги в тетрадь с экрана:
- над домом, на крыше, около дома,
В доме, из дома, к дому и др.
- Давайте понаблюдаем.
- Правильно ли высказывание, что предлоги состоят из 1 или 2 букв?
- Встречали ли вы предлоги - «па, окало» ?
Первичное закрепление знаний Раздел «самостоятельная работа»
Учащимся предлагается самостоятельно выбрать слова с предлогами.
(с) горы, (с) бежал, (из) леса, (под) деревом, (вы) бежал, (от) вязал, (за) грибами др.Проверка на экране компьютера
( Найдите предлоги со словами, ^ выпишите.
(с)горы, (с)бежал,
(из)леса, (под)деревом, (вы)бежал, (от)вязал,
(по)сад и л, (за)грибами
Работа с правилом написания предлогов
Раздел презентации «сопоставь слова»
Почему иногда пишем слова так
Согнем-с огнем.
Составьте и запишите предложения с этими словами.
Учащиеся делают вывод, определяя части речи.
Например; Согнем руку. Не шути с огнем!
Применение полученных знаний на практике.
Много на Руси нужно дров, чтобы согреться. Много лесов на дрова загубили. Но еще больше леса надо на изготовления бумаги.
На уроке окружающего мира мы решали проблему - как спасти лес?
Вы разыскали рецепт приготовления бумаги из старых газет.
Рецепт приготовления бумаги.
Порви мелко старую газету и сложи____тарелку
_____крахмала и клея приготовь раствор.
Хорошо размешаем бумажное тесто_______помо-
щи миксера.
Полученную массу выложим____плоскость.
Новая бумага готова!
Восстановите текст, и вы будете владеть этим секретом.
Учащиеся восстанавливают текст и проверяют его по компьютеру.
На уроках труда по этому рецепту приготовили новую цветную бумагу и сделали аппликацию. Учащиеся демонстрируют свои поделки.
Рефлексия. Подводим итоги урока.
Что нам нужно помнить при написании предлогов?
Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
• Пиши предлоги со словами раздельно
• Предлоги служат существительным для связи с глаголом
• Между предлогом и словом можно поставить вопрос
• Написание предлогов нужно запомнить
Что вы делали, чтобы получить такие выводы?
Обсуждается последовательно, что делали дети, получая каждый вывод.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
67