Научная статья на тему 'ПРЕДКИ УРАЗ МУХАММЕД-ХАНА В ИСТОРИИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА'

ПРЕДКИ УРАЗ МУХАММЕД-ХАНА В ИСТОРИИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Золотоордынское обозрение
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДЫР АЛИ-БЕК / «ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ» / УРАЗ МУХАММЕД / ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА / КАЗАХСКИЕ ХАНЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атыгаев Нурлан Адилбекович

Цель исследования: рассмотрение сведений исторических источников о предках Ураз Мухаммед-хана и выяснение их роли в истории Казахского ханства XV-XVI вв. Материалы исследования: труд «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека, средневековые письменные исторические источники и историческая научная литература по истории Казахского ханства XV-XVI вв. Результаты и научная новизна: в работе приведены сведения исторических источников о предках Ураз Мухаммед-хана и показаны роль каждого из них в истории Казахского ханства XV-XVI вв. С именем его прапрадеда Джанибек-хана связано само образование в середине XV в. национального государства- Казахского ханства. Прадед Ураз Мухаммед-хана Джадик-хан погиб в борьбе за объединение земель казахов. А его дед Шигай-хан в начале 80-х гг. XVI в. недолгое время являлся верховным правителем Казахского ханства. И очень важно отметить, что Шигай-хан заложил основу династии, которая правила казахами на протяжении последующих 200 с лишним лет, до отмены ханской власти Российской империей в XIX в. Отец же Ураз Мухаммед-хана Ондан-султан погиб, защищая земли казахов от калмаков, и удостоился чести быть похороненным в мусульманской святыне кочевников-тюрков - мавзолее Ходжа Ахмета Ясави. В заключении сделан вывод, что предки Ураз Мухаммеда играли важную роль в истории Казахского ханства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANCESTORS OF URAZ-MUHAMMAD KHAN IN THE HISTORY OF THE KAZAKH KHANATE

Research objectives: To consider information from historical sources about the ancestors of Uraz-Muhammad khan and elucidate of their role in the history of the Kazakh Khanate of the 15th-16th centuries. Research materials: The work "Jami al-tawarikh" by Kadyr Ali-bek, medieval written historical sources, and historical research literature on the history of the Kazakh Khanate of the 15th-16th centuries. Results and scientific novelty: This paper presents information from historical sources about the ancestors of Uraz-Muhammad Khan and shows the role of each of them in the history of the Kazakh Khanate of the 15th-16th centuries. The name of his great-great-grandfather, Zhanibek Khan, was associated with education itself in the middle of the 15th century national state, the Kazakh Khanate. The great-grandfather of Uraz-Muhammad khan Zhadik-khan died in the struggle for the unification of the lands of the Kazakhs. His grandfather Shigai Khan, for a short time in the early 1580s, was the supreme ruler of the Kazakh Khanate. It is very important to note that Shigai Khan laid the foundation of the dynasty that ruled the Kazakhs for more than 200 years until the abolition of the khan's power by the Russian Empire in the 19th century. The father of Uraz-Muhammad Khan Ondan-Sultan died defending the lands of the Kazakhs from the Kalmaks and had the honor of being buried in the Muslim shrine of the nomadic Turks -the mausoleum of Khoja Ahmed Yasawi. In conclusion, it is clear that the ancestors of Uraz-Muhammad played an important role in the history of the Kazakh Khanate.

Текст научной работы на тему «ПРЕДКИ УРАЗ МУХАММЕД-ХАНА В ИСТОРИИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА»

УДК 93/94 DOI: 10.22378/2313-6197.2023-11-2.443-452

EDN: SFFZTB

ПРЕДКИ УРАЗ МУХАММЕД-ХАНА В ИСТОРИИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА

Н.А. Атыгаев

Центральный государственный музей Республики Казахстан Алматы, Республика Казахстан nuratygaev@mail.ru

Цель исследования: рассмотрение сведений исторических источников о предках Ураз Мухаммед-хана и выяснение их роли в истории Казахского ханства XV-XVI вв.

Материалы исследования: труд «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека, средневековые письменные исторические источники и историческая научная литература по истории Казахского ханства XV-XVI вв.

Результаты и научная новизна: в работе приведены сведения исторических источников о предках Ураз Мухаммед-хана и показаны роль каждого из них в истории Казахского ханства XV-XVI вв. С именем его прапрадеда Джанибек-хана связано само образование в середине XV в. национального государства- Казахского ханства. Прадед Ураз Мухаммед-хана Джадик-хан погиб в борьбе за объединение земель казахов. А его дед Шигай-хан в начале 80-х гг. XVI в. недолгое время являлся верховным правителем Казахского ханства. И очень важно отметить, что Шигай-хан заложил основу династии, которая правила казахами на протяжении последующих 200 с лишним лет, до отмены ханской власти Российской империей в XIX в. Отец же Ураз Мухаммед-хана Ондан-султан погиб, защищая земли казахов от калмаков, и удостоился чести быть похороненным в мусульманской святыне кочевников-тюрков - мавзолее Ходжа Ахмета Ясави. В заключении сделан вывод, что предки Ураз Мухаммеда играли важную роль в истории Казахского ханства.

Ключевые слова: Кадыр Али-бек, «Джами ат-таварих», Ураз Мухаммед, история Казахстана, казахские ханы, исторические источники.

Для цитирования: Атыгаев Н.А. Предки Ураз Мухаммед-хана в истории Казахского ханства // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, № 2. С. 443-452. DOI: 10.22378/2313-6197.2023-11-2.443-452 EDN: SFFZTB

Финансирование: Статья была выполнена в рамках научного проекта грантово-го финансирования Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (номер гранта AP09261233).

© Атыгаев Н.А., 2023

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under the license Creative Commons Attribution 4.0 License.

ANCESTORS OF URAZ-MUHAMMAD KHAN IN THE HISTORY OF THE KAZAKH KHANATE

N.A. Atygayev

Central State Museum of the Republic of Kazakhstan Almaty, Republic of Kazakhstan nuratygaev@mail.ru

Abstract: Research objectives: To consider information from historical sources about the ancestors of Uraz-Muhammad khan and elucidate of their role in the history of the Kazakh Khanate of the 15th-16th centuries.

Research materials: The work "Jami al-tawarikh" by Kadyr Ali-bek, medieval written historical sources, and historical research literature on the history of the Kazakh Khanate of the 15th-16th centuries.

Results and scientific novelty: This paper presents information from historical sources about the ancestors of Uraz-Muhammad Khan and shows the role of each of them in the history of the Kazakh Khanate of the 15th-16th centuries. The name of his great-greatgrandfather, Zhanibek Khan, was associated with education itself in the middle of the 15 th century national state, the Kazakh Khanate. The great-grandfather of Uraz-Muhammad khan Zhadik-khan died in the struggle for the unification of the lands of the Kazakhs. His grandfather Shigai Khan, for a short time in the early 1580s, was the supreme ruler of the Kazakh Khanate. It is very important to note that Shigai Khan laid the foundation of the dynasty that ruled the Kazakhs for more than 200 years until the abolition of the khan's power by the Russian Empire in the 19th century. The father of Uraz-Muhammad Khan Ondan-Sultan died defending the lands of the Kazakhs from the Kalmaks and had the honor of being buried in the Muslim shrine of the nomadic Turks -the mausoleum of Khoja Ahmed Yasawi. In conclusion, it is clear that the ancestors of Uraz-Muhammad played an important role in the history of the Kazakh Khanate.

Keywords: Kadyr Ali-bek, "Jami al-tawarikh", Uraz-Muhammad, history of Kazakhstan, Kazakh khans, historical sources

For citation: Atygayev N.A. Ancestors of Uraz-Muhammad Khan in the history of the Kazakh Khanate. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2023, vol. 11, no. 2, pp. 443-452. DOI: 10.22378/2313-6197.2023-11-2.443-452 (In Russian)

Financial Support: The article was carried out within the framework of the scientific project of grant funding of the Science Committee of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan (grant number AP09261233).

Исследование жизнедеятельности казахского чингизида Ураз Мухаммед-хана, ставшего на рубеже XVI-XVII вв. правителем Касимовского ханства, как известно, началось еще в XIX веке. Отдельные биографические данные об этом казахском султане содержались в трудах Х.Д. Френа, И.Н. Березина, Ч.Ч. Вали-ханова и др. В 1864 г. известный русский востоковед В.В. Вельяминов-Зернов в своем капитальном труде «Исследование о Касимовских царях и царевичах» привел почти весь комплекс сведений об Ураз Мухаммеде. Но все же нужно признать, что эти научные работы долгое время были малоизвестны в Казахстане. Можно сказать, что Ураз Мухаммеда для казахского народа открыл известный писатель Мухтар Магауин, опубликовавший в 1980-1982 годы художественное произведение (роман) «Аласапыран», посвященный его истории жизни. В 1983 г. под названием «Вешние снега» вышел перевод романа на русский язык.

Личность Ураз Мухаммеда, история его жизни и сегодня вызывает интерес исследователей. Из современных ученых, посвятивших ему свои работы, следует отметить Т.И. Султанова, М.Ж. Абдирова, К.К. Абуева, И.А. Мухамадееву. Однако основным недостатком работ этих исследователей было отсутствие новых, надежных архивных данных о жизни Касимовского хана казахского происхождения. Значительным прогрессом в этом направлении стал выход в 2019 г. в Ал-маты книги российского историка А.В. Белякова «Ураз-Мухаммед ибн Ондан и Исиней Карамышев сын Мусаитов. Опыт совместной биографии» [3]. Несомненным достоинством данной работы является то, что она базировалась на материалах российских архивов, а также на западноевропейских источниках и на новейшей научной литературе.

В результате такой богатой историографической традиции сегодня известны наиболее важные страницы жизни и деятельности Ураз Мухаммед-хана. Из многочисленных аспектов истории жизни этого чингизида нас заинтересовал вопрос: кем были предки Ураз Мухаммеда и какую роль они сыграли в истории Казахского ханства. Рассмотрению этого вопроса и посвящена данная работа.

Как известно, основные данные об Ураз Мухаммед-хане и его предках содержатся в труде «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека. Автор данного труда пишет, что Ураз Мухаммед-хан был потомком Урус-хана в четвертом поколении и приводит подробную его генеалогию: Ураз Мухаммед-хан, сын Ондан-султана, сына Шигай-хана, сына Джадик-хана, сына Джанибек-хана, сына Барак-хана, сына Куйручук-хана, сына Урус-хана [9, с. 110, 168-169]. Из упомянутых предков Ураз Мухаммед-хана несколько личностей имели прямое отношение к Казахскому ханству. Среди них наиболее важную роль в его истории сыграл прапрадед Ураз Мухаммед-хана Джанибек-хан, сын Барак-хана.

Сведения исторических источников о самом Барак-хане уже приводились исследователями [13, с. 120-121, 147; 15, с. 47-65], поэтому нет особой необходимости на них останавливаться. Рассмотрим исторические материалы об его потомках.

Согласно анонимному труду тимуридской историографии «Муиз ал-ансаб», у Барак-хана помимо дочери Саадет-бека было три сына: Абу Саид, Мир Касим и Мир-Сайид [13, с. 121]. В другом анонимном сочинении уже шибанидской историографии «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», сыновья Барак-хана указаны в другом порядке «Мир-Саййид, Мир-Касым, Бу-Саид, которого называют также и Джанибек-хан» [11, с. 42]. На наш взгляд, труд тимуридского историка, написанный ранее «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», отражает реальный порядок старшинства сыновей Барак-хана. Шибанидский историк и правитель Хивы Абу-л-Гази-бахадур-хан в «Шаджара-йи турк» называет его «Абу-Саид, по прозванию Джанибек-хан» [1, с. 157; 15, р. 188]. У Кадыр Али-бека имеется уточнение, что его называли «Кичи Джанибек», т.е. младший Джанибек [9, с. 105, 165].

Джанибек, как подсчитал Т.И. Султанов, родился не позднее 1429 г. [13, с. 147] Он как старший сын Барак-хана был одним из законных претендентов на власть в Восточном Дешт-и Кыпчаке и приход к власти с помощью мангытов Шибанида Абу-л-Хайр-хана, вероятно, считал нарушением его наследственных прав. Поэтому неудивительно, что Джанибек стал одним из его самых непримиримых оппонентов. Не признав власти молодого Шибанида, он вместе Кирей-ханом (Гирей-ханом), другим потомком Урус-хана, откочевал во главе своих приближенных в соседнее государство Могулистан. Данная откочевка в конеч-

ном итоге привела к образованию на юго-востоке современного Казахстана нового государства джучидов - Казахского ханства [12, с. 108; 11, с. 195, 352-353]. Джанибек-хан вместе с Керей-ханом являются отцами-основателями национального государства Казахского народа, просуществовшего более трехсот лет.

Верховным правителем Казахского ханства, согласно существовавшей у чингизидов традиции, был провозглашен старший по возрасту Керей-хан [13, с. 148]. Джанибек, как предполагает В.В. Трепавлов, стал его соправителем и «получил в управление правое, т.е. западное, крыло» [14, с. 132]. После смерти Керей-хана Джанибек признал его старшего сына Бурундук-хана в качестве верховного правителя и, возможно, даже, что сам оказывал ему определенную поддержку. На это указывает сообщение Мирзы Мухаммед Хайдара, содержащееся в «Тарихи Рашиди», что Касым, сын Джанибек-хана, «подобно своему отцу, во всех делах слушался и подчинялся Бурундук-хану» [12, с. 323; 11, с. 222]. Из данного сообщения следует также, что Джанибек-хан прожил еще некоторое время после смерти Керей-хана около 878 г. х. / 1473-1474 гг. [11, с. 21, 102]. По мнению В.В. Трепавлова, ставка Джанибек-хана, а затем и его усыпальница была в Сарайчике [14, с. 132, 194], однако у нас это вызывает сомнение.

Имя Джанибек-хана упоминается в различных казахских преданиях, записанных русскими исследователями и казахскими интеллектуалами в XVIII - начале XX в. И.В. Ерофеева, посвятившая специальное исследование материалам о Джанибек-хане, пришла к заключению, что во всех этих материалах казахского фольклора речь шла не о казахском хане Джанибеке, «а о его древнем тезке -могущественном правителе Золотой Орды, сыне хана Узбека» [6, с. 157]. Однако, на наш взгляд, данный вопрос требует еще дополнительного исследования.

Кадыр Али-бек пишет, что у Джанибек-хана по рассказам было тридцать сыновей и сорок младших братьев [9, с. 105, 165]. Однако в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» сообщается о его 9 сыновьях: Иренджи (Жиренши), Махмуд, Касым, Атик, Джаныш, Канбар, Тыныш, Уснак и Джадик [11, с. 42]. Абу-л-Гази Бахадур-хан также пишет, что у Джанибек-хана было девять сыновей в таком порядке: Ирандчий, Махмуд, Касим, Итик, Джаниш, Канбар, Тениш, Усюк, Джа-ук» [1, с. 157; 16, р. 188].

Джадик-хан. Следует отметить, что некоторые исследователи Джадик-хана путают с его братом Адиком. Обращая внимание на этот факт, Т.И. Султанов указывает, что Адик был третьим или четвертым сыном Джанибек-хана, а Джа-дик был его самым младшим, 9 сыном Джанибек-хана [13, с. 190].

О Джадик-хане лаконично говорится в «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека: «Был еще Джадик-хан во времена Касым-хана, который, сражаясь против Сы-гым-мирзы, погиб вместе с одним из сыновей на холме Йыланлы. Его могила находится в Бакырган-Ате, что в Ургенче. Его похоронили там» [9, с. 110, 169].

Из упоминания Кадыр Али-беком знаменитого правителя казахов Касым-хана и ногайского правителя Шейх-Мухаммед-мирзы (Шихим-мирзы, Сыгым-мирзы) следует, что Джадик-хан жил и погиб в исторический период 15101520 гг. Именно на этот период приходится правление Касым-хана, сына Джани-бек-хана, а также правление над частью ногайских племен Шейх-Мухаммед-мирзы. А.И. Исин высказал предположение, что Джадик погиб в 1519 г. при наступлении на Ногайскую Орду [8, с. 447]. В.В. Трепавлов также согласился с этим мнением А.И. Исина [14, с. 198]. По данным русских источников, около 1519-1520 гг. улусы ногайских мирз Алшагыра и Шейх-Мухаммеда (Шихим-

мирза) испытывали на себе большое давление со стороны Казахского ханства («нагаем пришла теснота от Казатцкой Орды») [8, с. 57-58; 7, с. 54-55].

Вместе с тем А.И. Исин не исключает также возможность, что Джадик-хан «мог погибнуть и ранее, так как неизвестно, когда начался вооруженный конфликт Шихыма с Казахским ханством» [8, с. 447]. На наш взгляд, второе предположение исследователя более приемлемо. Еще 1513-1514 гг., используя междоусобицы в Ногайской Орде, противоречия между потомками Эдиге-бия (Идегея) с правителями Крыма и Астрахани, Касым-хан подчинил часть ногайских племен, а другие части вытеснил из Арало-Каспийского региона [7, с. 54-55; 14, с. 198-199]. Согласно архивным документам, в 1515 г. улусы Шейх-Мухаммед-мирзы находились в прияицких степях [8, с. 51; 7, с. 54-55; 14, с. 198-199]. Возможно, Джадик-хан погиб в эти годы в битве, произошедшей в современной Актюбинской области Казахстана, где до сегодняшнего дня сохранился топоним «Жыланды тебе», а затем его тело доставили в Ургенч, где оно было предано земле.

Кадыр Али-бек указывает: «У Джадик-хана было много жён и наложниц. И сыновей у него было много. Вот [имена] его известных и ведомых сыновей: Тар-гум-хан, Бокей-султан, Шигай-хан, Малик-султан» [9, с. 110, 169].

Шигай-хан. В «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бек пишет: «в среде народа сохранились предания о Шигай-хане и его подвиги общеизвестны» [9, с. 111, 169]. Однако, в действительности, сведений в письменных источниках о Шигай-хане не так много.

Согласно Кадыр Али-беку, мать Шигай-хана и его единоутробного брата Малик-султана звали Абай Каны-бегим [9, с. 110, 169], однако пока подробных сведений о ней в письменных источниках не обнаружено.

Впервые имя Шигай-хана упоминается в одном из русских архивных документов. В грамоте русского посла в Ногайской Орде С. Мальцева содержится следующее сведение, полученное от ногайцев: «Казатцкие Орды Акназар царь да Шигай царевич да Челым царевич со многими царевичи по крымского царя думе безвестно на нас пришел» [8, с. 151-152]. Из данного сообщения следует, что Шигай-султан был одним из близких людей Хакк-Назар-хана и в 1569 г. участвовал в его походе против Ногайской Орды.

После смерти Хакк-Назар-хана около 1580 г. Шигай-хан стал правителем Казахского ханства. В персоязычном труде «Шараф-наме-йи шахи» («Абдулла-наме») среднеазиатский историк Хафиз-и Таныш ал-Бухари указывает, что Ши-гай-хан «в течение многих лет был повелителем (фарманфарма) степей и пустынь (дашт ва биабан)» [11, с. 257], однако мы видим, что он был верховным правителем казахов недолго. Несмотря на это, приход к власти в казахском государстве Шигая имел важное значение в его истории. «С восшествием на престол Шигай-хана, сына Джадик-султана, его многочисленный род возвысился, и история сложилась так, что представители этой фамилии царствовали в Казахских степях более двух столетий», - отмечает Т.И. Султанов [13, с. 192].

Хафиз-и Таныш ал-Бухари пишет, что Шигай-хан «вырос в степи и пустыне, видел трудности при совершении великих дел, на протяжении многих лет вкушал со стола времени и сладкое, и горькое» [11, с. 275].

Шигай-хан поддерживал союзнические отношения с Шибанидом Абдаллах-ханом. Согласно «Шараф-наме-йи шахи» и «Мусахир ал-билад» Мухаммедйар б. Араб катагана, в 1581 г. Шигай-хан принимал участие в его Улытауском походе

против другого Шибанида Баба-султана, за что получил от правителя Бухарского ханства в удел земли Ходжента [11, с. 257; 16, с. 294].

Также имя Шигай-хана упоминается в предании, которое привел известный исследователь истории Сибири Г.Ф. Миллер. В этом предании сообщается, что людьми Шигай-хана на берегу Иртыша был убит Ахмед-Гирей, брат Кучум-хана [5, с. 324].

Время смерти Шигай-хана неизвестно. Из «Шараф-наме-йи шахи» Хафиз-и Таныша следует, весной 1582 г. он был еще жив [11, с. 279; 13, с. 191].

Согласно «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека, Шигай-хан умер в одиночестве и был захоронен в Кумушкенте, «под сенью Али-аты» [9, с. 111, 169]. В.В. Вельяминов-Зернов указывает, что Кумушкент небольшое селение в окрестностях Бухары [5, с. 276]. Однако отметим, что в сочинении XIX в. «Кисса-дастан Шынгыс хан» имеется сообщение, что Шигай-хан похоронен в местности Пи-римкент относящемся к Самарканду [2, с. 19, 60, 100].

Кадыр Али-бек пишет: «И еще у Шигай-хана было много жён. Из них с троими он создал большие семьи, которые общеизвестны. Дети, рождённые от них, следующие: Сеййид Кулы-султан, Ондан-султан, Алтын-ханым» [9, с. 111, 169].

Ондан-султан. Отец Ураз Мухаммед-хана. Согласно «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека, мать Ондан-султана звали Байым-бегим [9, с. 111, 169], однако ее происхождение остается неизвестным. Об Ондан-султане в этом труде сообщается следующее: «И еще предания об Ондан-султане можно найти везде, где захочется. Он был очень сильным богатырём и отличным лучником. Так или иначе, при каждом сражении с врагом он проявлял отвагу и геройство [9, с. 111, 169].

Согласно приводимому Ч.Ч. Валихановым преданию, Ондан-султана казахи называли «¥зын окты Ондан», т.е. «Длиннострелый Ондан». Его потомки были известны под именем «султанов красного знамени». Данное предание связывает Ондан-сулана со среднеазиатским городом Ангреном [4, с. 173], что представляет значительный интерес.

А.В. Беляков, обращая внимание на то, что в одном архивных документов Ондан назван ногайским царем, предполагает, что он на рубеже 1560-1570 гг. был подставным, номинальным ханом Ногайской Орды. Его, по мнению исследователя, назначил ханом реальный правитель Ногайской Орды Дин-Ахмед-бий (Тинехмат-бий) [3, с. 22]. Однако можно высказать и другое предположение. В «Шараф-наме-шахи» имеется сообщение о казахском султане Андаке. Автор данного труда Хафиз-и Таныш пишет: «...Андак-султан поимал в сети своего брачного союза супругу (куч) Абд ал-Карим-султана (сына), а сестру его взял в плен для Джалим-султана» [11, с. 246]. В.В. Вельяминов-Зернов и В.П. Юдин считают, что Андак-султан это «Ондан-султан русских источников, сын Шигай-хана, брат Таваккула» [5, с. 62, 281, 284; 11, с. 536]. Из этого следует, что в 1579 г. Ондан-султан был достаточно самостоятельной политической фигурой и он вряд ли мог находиться под властью ногайского мирзы. Также из сведений Кадыр Али-бека известно, что во время правления Шигай-хана Ондан-султан был предводителем его войска [9, с. 111, 169]. Поэтому мы не можем принять предположение А.В. Белякова и считаем, что Ондан-султана поставил ханом над частью подвластных ему ногайских племен сам Шигай-хан. Как известно, еще в 1560-1570-ее гг. правитель Казахского ханства Хакк-Назар-хан, нанеся поражения потомкам Идегея, «Шихмамаевым детям», подчинил некоторые ногайские

улусы и пытался захватить Сарайчик [7, с. 89, 96-97]. После смерти Хакк-Назар-хана, вероятно, они находились под властью Шигай-хана, который поставил над ними Ондан-султана.

Ондан-султан, согласно Кадыр Али-беку, погиб в возрасте 30 лет от рук какого-то калмака. После гибели его похоронили «под покровительством могилы Ходжа Ахмеда Ясави» [9, с. 111, 169], который расположен в Туркестане. Как указал еще В.В. Вельяминов-Зернов, Ондан-султан погиб 1585 г. [5, с. 365, 399].

Кадыр Али-бек пишет, что у Ондан-султана «жён и наложниц было великое множество. Он брал [в жёны] из каждой области. Он брал и из своих областей. Из них с двумя он создал большие семьи, которые общеизвестны и дети, рождённые от них, следующие: [Первая] - Алтун-ханым была дочерью Булар-сул-тана, сына Осек-хана. От него родился Ураз Мухаммед-хан, да сохранит Аллах навечно его царство и правление, и Татлы-ханым» [9, с. 111, 169].

По материнской линий Ураз Мухаммед-хан также был потомком Джанибек-хана. Его мать Алтын-ханым была дочерью Булат-султана, сына Усек-хана [9, с. 111, 170])1. Об этих чингизидах Кадыр Али-бек пишет: «Был [еще] Осек-хан. Его сыном был Булад-султан. Им [тоже] не досталась власть. Позднее Булад-султан вместе с сыновьями погибли в битве против Ногая» [9, с. 111, 169]. Об этой битве конкретных данных нет. А.И. Исин предполагает, что битва, в которой погиб Булат-султан, произошла летом 1537 г. [7, с. 71]. Предположение исследователя вполне приемлемо. В документах русско-ногайских отношений XVI в. имеется сообщение о походе в этом году ногайских мирз на казахов. В октябре 1537 г. ногайский мирза Йусуф писал московскому князю: «Казатцких людей ходили есмя воевати и дошли есмя их» [8, с. 78]. Как известно, 1537 год был очень тяжелым для Казахского ханства. В этом году на казахов был нанесен удар сразу тремя политическими оппонентами - могулами, узбеками и ногаями. В сражениях с ними погибли многие представители политической элиты Казахского ханства. Одним из них и был сын Усек-султана - Булат-хан.

Относительно Усек-султана известно, что он был восьмым сыном Джанибек-хана и был единоутробным братом Джадик-султана [9, с. 105, 165]. Потомки Усек-султана позже правили Младшим жузом казахов на западной и юго-западной части современного Казахстана. Из них наиболее известным был Абу-л-Хайр-хан, с именем которого связано начало присоединения казахских земель к России в XVIII в. [10, с. 62-63].

Таким образом, сведения исторических источников показывают, что предки Ураз Мухаммед-хана играли важную роль в истории Казахского ханства. С именем его прапрадеда Джанибек-хана связано само образование в середине XV в. национального государства - Казахского ханства. Прадед Ураз Мухаммед-хана Джадик-хан погиб в борьбе за объединение земель казахов. А его дед Шигай-хан в начале 80-х гг. XVI в. недолгое время являлся верховным правителем Казахского ханства. И очень важно отметить, что Шигай-хан заложил основу династии, которая правила казахами на протяжении последующих 200 с лишним лет, до отмены ханской власти Российской империей в XIX в. Отец же Ураз Мухаммед-хана Ондан-султан погиб, защищая земли казахов от калмаков, и удостоился

1 По «Санкт-Петербургскому» списку (л. 152б). В «Казанском списке» и в новом издании принята форма «Булар-султан».

чести быть похороненным в мусульманской святыне кочевников-тюрков - мавзолее Ходжа Ахмета Ясави.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абу-л-Гази. Родословное древо тюрков / Пер. и предисл. Г.С. Саблукова; c послесл. и примеч. Н.Ф. Катанова. Казань: Типо-лит. имп. ун-та, 1906. [223] с. 336 с.

2. Эбрахман взгенди. Кисса-дастан Шыцгыс хан: колжазба факсимилеа. Ал-маты: Казак университет^ 2020. 182 б.

3. Беляков А.В. Ураз-Мухаммед ибн Ондан и Исиней Карамышев сын Мусаи-тов. Опыт совместной биографии. Алматы: АО «АБДИ Компани», 2019. 204 с.

4. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 4. Алма-Ата, 1985. 462 с.

5. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Ч. 2. СПб., 1864. 498 с.

6. Ерофеева И.В. «Добрый» или «святой» Джанибек-хан (1342-1357) в устной исторической памяти кочевников-казахов // Золотоордынское обозрение. 2021. Т. 9, № 1. С. 149-165. DOI: 10.22378/2313-6197.2021-9-1.149-165

7. Исин А.И. Казахское ханство и Ногайская Орда во второй половине XV -XVI века. Изд. испр. и доп. Алматы, 2004. 160 c.

8. История Казахстана в русских источниках. Т. I. Посольские материалы Русского государства (XVI-XVII вв.). Составление, транскрипция скорописи, специальное редактирование текстов, вступительная статья, комментарии, составление словников указателей А. Исина. Алматы, 2005. 705 с. + 16 с. вкл.

9. Кадыр Али-бек. Джами ат-таварих. Факсимиле рукописи / авт. издания текста, исследования, критического текста, перевода с тюрки, словаря Р. Алимов; под науч. ред. И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. 544 с.

10. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. Санкт-Петербург: Тип. Карла Крайя, 1832. 334 с.

11. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений). Составители: С.К. Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, К.А. Пищулина, В.П. Юдин. Алма-Ата: Изд-во Академии Наук КазССР, 1969. 652 с.

12. Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. Перевод с персидского языка А. Урунбаева, Р.П. Джалиловой, Л.М. Епифановой, 2-е издание, дополненное. Алматы: Санат, 1999. 656 с.

13. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. Алматы, 2001. 276 с.

14. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. 752 с.

15. Ускенбай К.З. Улус Барак-хана: некоторые вопросы локализации кочевий в свете письменных источников // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 1. С. 4765. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-1.47-65

16. Histoire des Mogols et des Tatares par Aboul-Ghazi behadour Khan. Publiee, traduite et annotee par Le Baron Desmaisons. Tome I. Texte. St.Petersbourg, 1871. 386+2 р. Tome II. Traduction. St.Petersbourg, 1874. 394 р.

17. ^ VAÛ ^lljJLÄ ; ¿jlj^j* .<<¿)LübjL^ ^Jjlj*>> û^jJl J^ ' .jULâ ^Ijfr ¿JJ jljJ^A^

Сведения об авторе: Нурлан Адилбекович Атыгаев - кандидат исторических наук, ассистент-профессор, ведущий научный сотрудник Центрального государственного музея Республики Казахстан; ведущий научный сотрудник Музея города Алматы (050059, Самал-1, 44, Алматы, Казахстан). E-mail: nuratygaev@mail.ru

Поступила 22.03.2023 Принята к публикации 19.05.2023

Опубликована 29.06.2023

REFERENCES

1. Abul-l-Gazi. Family tree of the Turks / Perevod i predislovie G.S. Sablukova; s poslesloviem i primechaniyami N.F. Katanova. Kazan: Tipo-litografiya Imperatorskogo Universiteta, 1906. [223] p. 336 p. (In Russian)

2. Abrahman Ozgendi. Kissa-dastan Chingis Khan: manuscript facsimile. Almaty: Qazaq universiteti, 2020. 182 p. (In Kazakh)

3. Belyakov A.V. Uraz-Muhammad ibn Ondan and Isinei Karamyshev son of the Musaites. Experience of joint biography. Almaty: AO «ABDI Kompani», 2019. 204 р. (In Russian)

4. Valikhanov Ch.Ch. Collected works in five volumes, vol. 4. Alma-Ata, 1985. 462 p. (In Russian)

5. Vel'yaminov-Zernov V.V. A Study on Kasimov Tsars and Princes, vol. 2. St. Petersburg, Akademiya nauk Publ., 1864. 498 p. (In Russian)

6. Erofeeva I.V. "Good" or "Saint" Janibek Khan (1342-1357) in the Oral Historical Memory of the Nomads-Kazakhs. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review.

2021, vol. 9, no. 1, pp. 149-165. DOI: 10.22378/2313-6197.2021-9-1.149-165 (In Russian)

7. Isin A. Kazakh Khanate and the Nogai Horde in the second half of the 15th-16th century. Almaty, 2004. 160 р. (In Russian)

8. The history of Kazakhstan in Russian sources, vol. I. Embassy materials of the Russian State (16th-17th centuries). Compilation, transcription of cursive, special editing of texts, introductory article, comments, compilation of index dictionaries of A. Isin. Almaty, 2005. 705 p. + 16 p. (In Russian)

9. Kadyr Ali-bek. Jami at-tawarih. Facsimile of the manuscript / critical edition, research, translation from Turkic and glossary by R. Alimov; under scientific supervision by I.M. Mirgaleev. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences,

2022. 544 p. (In Russian)

10. Levshin A.I. Description of the Kirghiz-Cossack, or Kirghiz-Kaysak hordes and steppes. Saint Petersburg: printing house of Karl Kray, 1832. 334 p. (In Russian)

11. Materials on the history of the Kazakh khanates of the 15th-18th centuries (extracts from Persian and Turkic writings). Compiled by: S.K. Ibragimov, N.N. Mingulov, K.A. Pishchulina, V.P. Yudin. Alma-Ata: Publishing House of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR, 1969. 652 p. (In Russian)

12. Muhammad Haidar Dulati. Tarikh-i Rashidi. Translated from Persian by A. Urunbaev, R.P. Jalilova, L.M. Epifanova, 2nd edition, supplemented. Almaty: Sanat, 1999. 656 p. (In Russian)

13. Sultanov T.I. Raised on a white nightmare. Descendants of Chingis Khan. Almaty, 2001. 276 p. (In Russian)

14. Trepavlov V.V. History of the Nogai Horde. Moscow: Oriental Literature Publisher, 2002. 752 p. (In Russian)

15. Uskenbay K.Z. Baraq Khan's Ulus: Some Issues of Localization of his Pastures in Light of Written Sources. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2022, vol. 10, no. 1, pp. 47-65. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-1.47-65 (In Russian)

16. Histoire des Mogols et des Tatares par Aboul-Ghazi behadour Khan. Publiee, traduite et annotee par Le Baron Desmaisons, vol. I. Texte. St.Petersbourg, 1871, 386+2 p. Vol. II. Traduction. St. Petersbourg, 1874. 394 p. (In French, Turkic)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. (In Persian) ^Ai .^j^« 'J* : ù'j^i' .«ùU^-й" ¿¿jl-» j^m« .¿Uià ^ijc- ¿у jLh«^«

About the author: Nurlan A. Atygayev - Cand. Sci. (History), Associate Professor, Leading Research Fellow, Central State Museum of the Republic of Kazakhstan; Leading Research Fellow, Museum of Almaty city (Samal-1, 44, Almaty 050059, Kazakhstan). E-mail: nuratygaev@mail.ru

Received March 22, 2023 Accepted for publication May 19, 2023

Published June 29, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.