Научная статья на тему 'Предисловие. Основные проблемы современной медицинской психологии'

Предисловие. Основные проблемы современной медицинской психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1098
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предисловие. Основные проблемы современной медицинской психологии»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12

Вып. 2

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

В отечественной науке медицинская психология традиционно рассматривается как отрасль (научная дисциплина) психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и экспертизы, а клиническая психология — как область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние их на личность, психологические аспекты лечебных воздействий. Такое различие имеет, помимо исторического, прежде всего семантическое основание: понятие «медицина» более широкое, чем «клиника».

В западной психологии положение, скорее, обратное. Клиническая психология — психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические факторы соматических расстройств, рассматривающая психологические аспекты их эпидемиологии, этиологии, классификации, диагностики, терапии, психопрофилактики и психогигиены. Медицинская психология занимается распознаванием и воздействием на индивидуальное переживание и поведение в процессе течения заболевания (расстройства), включая психосоциальную структуру отношений медицинского персонала и пациента.

В том и другом случаях, как медицинская, так и клиническая психология являются междисциплинарными отраслями и, помимо указанного выше, имеют смежные области с поведенческой медициной, психологией здоровья. В связи с этим данный выпуск журнала содержит статьи различного содержания: медико-психологического, психопрофилактического и психогигиенического, которые рассматривают теоретико-методологические и практические проблемы, в частности влияние процесса обучения на здоровье студентов.

Традиционной проблемой психологических публикаций является ориентация не только (часто — не столько) на объективные характеристики или данные, а на понятия, концепты (concept) или конструкты (construct). Понятия являются высшим уровнем обобщения, характерным для словесно-логического мышления и могут вырабатываться самостоятельно или быть принятыми от других людей. Концепт — общая идея или значение, которые объединяют несколько элементов и формируют новые понятия, абстрактные свойства или взаимоотношения. Концепты суммируют или обобщают сходное между разными сущностями. Они делятся на простые и сложные, конкретные и абстрактные. Например, используемый в разных областях знания концепт «фобия» имеет различные значения (психиатрическое — диагностическое, психологическое —

этиологическое и т. д.). Конструкты могут быть концептом, чертой или измерением, или представляют взаимоотношения между переменными при формулировании теории. Эмпирические конструкты основываются на наблюдаемых фактах или данных и представляют собой измеримые переменные. Гипотетические конструкты часто имеют лишь косвенные признаки объективных характеристик, верифицируются опосредованно, поэтому сложны для практической оценки и применения. Их значимость может ограничиваться теоретическими аспектами. Вместе с тем гипотетические конструкты могут привлекать особое внимание к рассматриваемой проблеме и помогать в уточнении ее причин, характеристик и выборе наиболее адекватных методов вмешательства. Так, например, произошло с социальным конструктом «качество жизни», регистрирующим (при применении соответствующих методик) субъективную оценку различных жизненных сфер человека. Известно, что предлагаемые научные понятия нередко оцениваются не только как истинные, но и как ложные.

Еще одна проблема психологических публикаций связана с отсутствием общей теоретической базы и наличием нескольких основных, более научно обоснованных направлений в современной клинической психологии. К ним относятся: поведенческое (когнитивно-поведенческое), психодинамическое (психоаналитическое), экзистенциально-гуманистическое, коммуникационно-ориентированное, при наличии существенных теоретико-методологических расхождений внутри каждого направления. В связи с этим важно, чтобы публикация имела теоретическое обоснование, которое не противоречит современным научным знаниям. Когда публикация, например, основана на методах исследования одного, анализируется в рамках другого и предлагает психотерапевтические рекомендации третьего направления, то есть является эклектичной, или вовсе не имеет (не предполагает) теоретического обоснования, то она не заслуживает серьезного научного внимания.

В рассмотренных планах некоторые из публикуемых статей могут считаться дискуссионными, а заинтересованный читатель сам сможет оценить уровень их научности и практичности.

доктор медицинских наук В. А. Абабков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.