Сафонов Дмитрий Владимирович
священник, кандидат исторических наук, кандидат богословия; докторант, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Адрес: 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1 E-mail: [email protected]
Предисловие к учреждению рубрики «"Долг неоплатный". Памяти Николая Николаевича Лисового»
Новая рубрика журнала «Христианство на Ближнем Востоке» посвящена творческому наследию выдающегося богослова, историка, писателя и поэта Николая Николаевича Лисового (23.10.1946-7.01.2019). Публикации в новой рубрике «"Долг неоплатный". Памяти Николая Николаевича Лисового», которая открывается сценарием фильма о святой равноапостольной княгине Ольге, призваны сделать доступными малоизвестные работы Н.Н. Лисового, еще не публиковавшиеся или вышедшие в малодоступных ныне изданиях и отсутствующие в сети Интернет, привлечь внимание широкой аудитории, прежде всего молодежной, к творчеству приснопамятного Николая Николаевича. Редактором рубрики является член редакционного совета журнала священник Димитрий Сафонов.
СафоновД.В. Предисловие к учреждению рубрики «"Долг неоплатный". Памяти Николая Николаевича Лисового» // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. № 1. С. 126-130.
Публикуемый ниже сценарий фильма о святой равноапостольной княгине Ольге был завершен Н.Н. Лисовым не позднее 6 апреля 2005 г. и передан мне Н.Н. Лисовым в марте 2018 г., во время одного из моих многочисленных визитов к нему во время болезни для причащения Св. Христовых Таин. Он разрешил публикацию в журнале «Христианство на Ближнем Востоке».
В основу сценария положен текст, опубликованный Н.Н. Лисовым с использованием материалов его ближайшего друга - д. и. н. Александра Васильевича Назаренко в 2007 г. в альманахе «Клиония»1. Поскольку текст сценария также содержит материалы А.В. Назаренко, сам Николай Николаевич указал двух авторов этого текста в его заголовке. А.В. Назаренко любезно согласился на публикацию данного сценария в нашем журнале.
В период до марта 2007 г. Н.Н. Лисовой подготовил заявку на производство 28 фильмов из цикла «История Русской Православной Церкви в ее святых и подвижниках». Цикл должен был состоять из пяти частей: 1. Апостолам равные. 2. Святители. 3. Святые благоверные князья - защитники Отечества. 4. Основатели монастырей, старцы и праведники. 5. Святые подвижницы. Фильм, сценарий которого публикуется ниже, должен был открывать пятую часть. В силу разных обстоятельств заявка не была реализована.
В заявке Николай Николаевич так обосновывал необходимость создания фильмов о святых:
«Придите, празднолюбцев множество!» - звали в храм, к службе, слагатели древних церковных песнопений. На Руси всегда было множество «празднолюбцев». В современном восприятии можно подумать, будто речь идет о людях пустых и праздных. Смысл старинного слова совсем иной, противоположный. Празднолюбец - греческое fileortos - не просто «любитель праздников».Эточеловексерьезныйиобразованный,напряженновнимающий церковному порядку времени, способный расслышать за уставным ритмом месяцеслова и пасхального миротворного круга поступь Божию в истории. Если религия - «восстановление связи» (имеется в виду связь с Богом) - всегда сама по себе праздник, то православие - самая праздничная на земле религия, глубоко и повседневно «укореняющая» человека в небо. Именно праздники -Пасха, «двунадесятые» (Рождество, Сретение, Благовещение - всего 12), «великие» (Покров и др.) - дают человеку повод и возможность восстановить в молитве и таинстве духовную связь с Богом. А если вспомнить, что на каждый день назначена Церковью память нескольких святых, окажется, что у нас в году 365 причин и случаев восстановить, молитвами наших святых покровителей, утраченную или полузабытую в житейской суете связь с Богом, Небом, Церковью живых и умерших. Достаточно вспомнить, что Владимир Красное Солнышко выбирал когда-то с народом православную веру по критерию красоты и радости» (Лисовой. Архив автора).
Случилось так, что 24 июля 2019 г., в год празднования 1050-летия со дня кончины св. Ольги, я оказался среди сослужащих Святейшему Патриарху священников и произнес проповедь о святой. В разговоре со Святейшим Патриархом я рассказал Его Святейшеству о том, что такой сценарий Николай Николаевич перед смертью мне передал, на что патриарх сказал, что хорошо помнит Николая Николаевича, и указал, что по этому сценарию должен быть снят фильм.
1 Лисовой Н., Назаренко А. Основательница Державы (1050 лет крещения княгини Ольги) // Клиония. Традиции и современность. Ежегодник. М., 2007. С. 8-19.
Николай Николаевич Лисовой с 1990 г. активно работал над сценариями для фильмов, часть из которых увидела свет2 (Лисовой, Назаренко, 2006. С. 429). Именно с просмотра телепередач Н.Н. Лисового в архиве Информационного агентства Русской Православной Церкви, который я описывал в 2001 г., началось мое знакомство с творчеством Н.Н. Лисового. Разговор о св. кн. Ольге зашел во время нашей беседы 12 июля 2010 г. в контексте памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина). Говорили о том, что именно отец Иннокентий настоял на внесении в церковные календари перед именем св. Ольги слова «равноапостольная». Николай Николаевич вспоминал: «Отец Иннокентий был в свое время удивлен и огорчен, что писалось, даже в церковных календарях, самым разным образом - «блаженная княгиня Ольга», «великая княгиня Киевская Ольга», «святая княгиня Ольга», «благоверная княгиня Российская Ольга». «Равноапостольная» практически не писалось. Хотя по чину она равноапостольная, но в текст месяцеслова ввел эту формулировку отец Иннокентий. Он писал о святой княгине Ольге, очень почитал ее, специально ездил по ольгинским местам Псковщины, много фотографировал». В качестве примера Николай Николаевич привел снимок Анатолия Просвирнина, сделанный еще до принятия им священного сана: «В 1969 году ему удалось сделать уникальный снимок - взрыв Ольгинского моста в Пскове, старого моста, стоявшего на том месте, где, по преданию, Ольга встретилась с Игорем. Как раз момент взрыва случайно удалось заснять отцу Иннокентию. И для него это было грустным и впечатляющим символом отношения государства и общества к своей истории, отношения к русской святости. Святая Ольга для него была началом того самого проекта русской патристики. Потому что все, что начинается в России, сходится к княгине Ольге, к ее крещению в Царьграде, к ее первой, еще деревянной церкви святой Софии в Киеве. Это все очень интересовало и очень привлекало отца Иннокентия» (Сафонов, Лисовой, 2010).
Если обратиться к названиям дореволюционных книг и статей о св. Ольге, то можно убедиться, что равноапостольной она там не называлась (Святая блаженная великая княгиня Ольга, 1868; Житие святой Ольги Российской по Четьи-Минеи и Прологу, 1883; Цветков, 1900). В своей статье в журнале Московской Патриархии о. Иннокентий уже в заголовке именует св. Ольгу равноапостольной (Просвирнин, 1969). Защищавший в 1970 г. кандидатское сочинение диакон Владимир Назаркин3 не без влияния о. Иннокентия свой труд назвал «Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга» (Назаркин, 1970).
Святая Ольга была связана с семьей, в которой родился Н.Н. Лисовой. Так звали его мать (Ольга Валентиновна Таланцева), одну из его сестер также назвали Ольгой.
Николай Николаевич, работая в издательстве Московской Патриархии с 1969 г., постоянно обращался к теме св. Ольги. В 1979 г. вышла подготовленная им (без указания авторства) обширная статья о ней в «Настольной книге священнослужителя» (Св. равноап. княгиня Ольга, 1979). Уже покинув издательский отдел, также не раз обращался к теме св. кн. Ольги. Ко дню памяти святой был посвящен материал, опубликованный Николаем Николаевичем в 1991 г. в газете «Домострой» (Лисовой, 1991), ныне практически недоступной для читателя. В 1996 г. им в соавторстве был
2 Частично эти фильмы перечислены Р.Б. Бутовой в библиографии работ Н.Н. Лисового.
3 Протодиакон Владимир Назаркин (р. 26.08.1940) - помощник председателя ОВЦС МП.
составлен сборник о св. Ольге и св. кн. Владимире (Святая Ольга. Владимир Святой, 1996), где равноапостольной княгине посвящена первая часть книги. Обширный очерк Н.Н. Лисового о св. равноап. Ольге открывает книгу (Лисовой, 1996). Книга была представлена на юбилейном вечере Н.Н. Лисового в честь его 50-летия 24 декабря 1996 г. в Политехническом музее. Заметка о вечере и юбиляре была опубликована в газете «Московское строительство», где в то время регулярно печатался Николай Николаевич4 (Лисовой, 1996).
Н.Н. Лисовой был членом редколлегии серии «Российские судьбы: жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы», среди 30 книг которой была и указанная книга. К 1050-летию крещения св. Ольги, отмечавшемуся в 2007 г., вышла еще одна статья на эту тему (Лисовой, Назаренко, 2007).
В сценарии Н.Н. Лисовой реконструирует и саму эпоху, и конкретные события жизни св. Ольги, особенно подробно - время, проведенное в июле -октябре 969 года св. Ольгой в Константинополе. Кто-то может сказать, что источники не позволяют нам говорить о том, с кем и как общалась св. Ольга, какие храмы посещала и т.д. Но блестящий знаток истории и мастер слова, каким был Н.Н. Лисовой, имел право на такую реконструкцию. Сам он отстаивал такое право за другими авторитетными авторами. Так, в своем слове на конференции, посвященной «Хождению...» иг. Даниила5, он, оценивая основанные на косвенных данных предположения академика Б.А. Рыбакова в отношении игумена Даниила, говорил, что по-другому мы и не можем реконструировать многие страницы прошлого. Сам Н.Н. Лисовой не позволяет себе чистых домыслов, все его предположения основаны
4 Ввиду важности материала для нашей темы приведем текст полностью: «19 декабря, в день Николая Чудотворца, наиболее почитаемого на Руси святого, в Большой аудитории Политехнического музея отмечался 50-летний юбилей Николая Николаевича Лисового. На этом вечере не было случайной публики. В Политехнический музей пришли те, кто много раз слушал его интереснейшие лекции по истории и культуре Первого, Второго и Третьего Рима. Пришли те, кто ценит и любит Лисового-поэта, пришли читатели московской периодики, в которой нередко появляются его страстные, пронизанные идеями духовного возрождения России статьи. Николай Лисовой - давний и постоянный автор и нашей газеты. Вечер в Политехническом в день Николы Зимнего оказался, конечно, не только вечером самого Лисового, но и вечером русской культуры, в которую немалую лепту вносит юбиляр. Каждое дело Лисового становится просветительным подвижничеством. Если уж он ведет экскурсию по святым местам Палестины, то рассказами его заслушиваются не только российские паломники, но и местные монахи. Николай Николаевич видит долг русского интеллигента в сохранении преемственных связей с русской историей, с православием. Его новая научная монография, представленная публике на этом вечере, «Святая Ольга и Владимир Святой» - серьезный вклад в восстановление традиции, прерванной десятилетиями официального атеизма. Знаменательно, что внук основателя в России в начале двадцатого века ордена святой Ольги Михаила Осиповича Меньшикова - Михаил Борисович Поспелов вручил на вечере Николаю Николаевичу икону святой Ольги. Духовный потенциал Лисового ярко воплотился и в снятом по его сценарию на студии «Отечество» фильме «Слово о Софии», показанном в конце вечера. «Слово о Софии» получило в прошлом году специальный приз на фестивале «Золотой витязь». Газета «Московское строительство» приняла участие в его создании. В стихах, в научных и публицистических работах талантливого и многогранного Николая Николаевича Лисового, какой бы трудной теме они ни были посвящены, всегда ощущается его человеческая и гражданская устремленность, духовная мощь России».
5 Запись выступления Н.Н. Лисового на церковно-научной конференции «Дабы не забыть было то, что показал мне Бог», посвященной тысячелетию первого русского описания паломничества в Палестину - «Хождения...» игумена Даниила (29 марта 2007 г., конференц-зал Паломнического центра Московского Патриархата в гостинице «Университетская»).
на знании исторических реалий. Он по завету основателя русской школы источниковедения А.С. Лаппо-Данилевского (Лаппо-Данилевский, 2010) пытается понять человека прошлого таким, каким он был.
Николай Николаевич, учитывая особенность сценарного жанра, как бы переносит читателя (чтобы режиссер фильма смог перенести зрителя) в Константинополь 969 г., описывая не только достопамятные места, посещенные св. Ольгой, но и живописуя характеры, слова и поступки святой и ее собеседников. Сценарий представляет из себя замечательный труд Н.Н. Лисового как историка и писателя и обязательно будет востребован читателями.
Радоница, 28 апреля 2020 г.
Литература
Житие святой Ольги Российской по Четьи-Минеи и Прологу. Псков, 1883. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории: в 2-х т. М., 2010.
Лисовой Н. Княгиня Ольга: у истоков Русской Церкви и русской державы // Домострой. 23 июля 1991. № 28. С. 8-9.
Лисовой Н., Назаренко А. Основательница Державы. (1050 лет крещения княгини Ольги) // Клиония. Традиции и современность. Ежегодник. М., 2007. С. 8-19.
Лисовой Н.Н. Верность призванию // Московское строительство. 1996. № 52 (232). 24.12.1996.
Лисовой Н.Н. История Русской Православной Церкви в ее святых и подвижниках. Заявка // Архив автора.
Лисовой Н.Н. У истоков Русской державы // Святая Ольга. Владимир Святой. М., 1996. С. 9-36.
Лисовой Н.Н., Назаренко А.В. Родное и Вселенское. К 60-летию Николая Николаевича Лисового. М., 2006. 431 с.
Назаркин В., диакон. Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга. Кандидатское сочинение. МДА. Загорск, 1970. Машинопись.
Просвирнин А. Равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (к 1000-летию блаженной кончины) // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 7. С. 56-67.
Сафонов Д.В., Лисовой Н.Н. Долг неоплатный (Беседа Д.В. Сафонова с Н.Н. Лисовым, посвященная памяти доцента МДА архимандрита Иннокентия (Просвирнина)) // Богословский вестник. 2010. № 11-12. С. 982-1006.
Св. равноап. княгиня Ольга // Настольная книга священнослужителя. Т. 3. Месяцеслов. Март - август. М., 1979. С. 553-563.
Святая блаженная великая княгиня Ольга. СПб., 1868.
Святая Ольга. Владимир Святой / Сост. Н.Н. Лисовой, М.Б. Поспелов. М., 1996. 368 с. Цветков В. Житие святой Ольги, княгини Российской. М., 1900.