Научная статья на тему 'Предисловие'

Предисловие Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предисловие»

ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА. К 160-ЛЕТИЮ ЗАКОНА «О ПРАВИЛАХ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ БРАТСТВ»

Предисловие

В истории есть темы, которые считаются исключительно важными для понимания магистрального развития так называемого общеисторического процесса, ибо без них трудно понять и оценить те тенденции, без учета которых картина прошлого оказалась бы не только неполной, но, в определенном смысле, и неверной. Применительно к истории Русской православной церкви такими темами считаются те, которые связаны с изучением церковно-го-сударственных отношений, с историей русской святости, с анализом деяний освященных и Поместных соборов, с историей экономического развития церковного, прежде всего — монастырского, хозяйства. Большое значение придается изучению жизни и деяний выдающихся деятелей русского православия, сыгравших значительную роль в укреплении веры и благочестия, в деле реформирования церковных институтов.

К сожалению, тема, связанная с изучением истории православных братств, долгое время не считалась одной из первостепенных, воспринималась скорее как интересная, но не влияющая на восприятие истории Церкви in corpore. Подобное отношение можно объяснить, но категорически нельзя признать оправданным.

На мой взгляд, в основе такого отношения лежит неправильное понимание того, что есть история на самом деле, тем более что в XX в. в нашей стране господствовал сугубо позитивистский взгляд на историю, причем позитивизм этот был политически пристрастным. Еще «отец» западного позитивизма Огюст Конт полагал, что наука должна отвечать на вопросы, связанные с развитием общества в полном объеме, ибо все подлинные знания либо истинны по определению, либо позитивны, означая апостериорные факты, полученные разумом и логикой из чувственного опыта, а другие способы познания (интуиция, самоанализ, религиозная вера) — отвергались или считались бессмысленными. Официальная советская наука окрасила классический позитивизм «классовыми красками». История воспринималась

тема истории православных братств в контексте истории русской церкви

11

как борьба эксплуатируемых с эксплуататорами, как наука о социально-экономических явлениях и всем том, что этому сопутствовало. К сожалению, следует признать, что и до сего времени подобный взгляд преодолен не вполне. А ведь история — это прежде всего и преимущественно наука о человеке и о прошлом человечества, а не о вещах и явлениях, как об этом много десятилетий назад сказал один из основателей школы «Анналов» французский интеллектуал Люсьен Февр.

В связи со сказанным следует отметить, что изучение истории православных братств есть изучение именно человека, верующего православного христианина, стремящегося жить полноценной религиозной жизнью в соответствии с учением Церкви и в союзе со своими единомышленниками. Таким образом, история православных братств есть попытка верующего человека (часто — удачная попытка) религиозно гармонизировать свою жизнь, стремление понять и реализовать то, что называется «жить в Боге».

Представляемый вниманию заинтересованного читателя тематический выпуск журнала «Вестник Свято-Филаретовского института», посвященный православным братствам, на мой взгляд, является доказательством того, что русские православные люди искренне стремились к обретению подобной гармонии, желая и объяснить, что есть «братская любовь», и организовать свою жизнь на основе «братской любви». В данном выпуске помещены семь статей и материалов, в которых рассказывается о жизни православных братств в различные периоды отечественной истории.

Важно отметить и то, что выпуск приурочен к годовщине утверждения «Правил для учреждения Православных церковных братств», появившихся в эпоху Великих реформ императора Александра II. Уже в пункте первом закона говорилось о главной цели, которую он преследовал, давая при том и определение самим братствам:

Православными церковными братствами именуются общества, составляющиеся из Православных лиц разного звания и состояния, для служения нуждам и пользам Православной церкви, для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников, для созидания и украшения Православных храмов, для дел Христианской благотворительности и для распространения и утверждения духовного просвещения 1.

1. Закон № 40863 // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 1825-1881 гг. Т. 39 (1864). Ч. 1 : Законы. С. 409.

12 православные братства. к 160-лЕтию закона «о правилах для учреждения

православных церковных братств»

Как видим, к середине 1860 -х гг. и церковное священноначалие, и правительство осознали необходимость налаживания таких церковных сообществ, появление которых могло бы способствовать улучшению церковной жизни, изменению ее течения в сторону возрождения лучших традиций отечественного православия. Если вспомнить слова Ф. М. Достоевского, писавшего о том, что Русская церковь со времен Петра Великого «в параличе», то станет ясно: учреждение православных братств следует рассматривать как попытку этот «паралич» преодолеть. Насколько успешной была эта попытка — отдельный и непростой разговор. Вести его, думается, будет возможно лишь после всестороннего исследования деятельности православных братств, действовавших в течение последних 50 предреволюционных лет и в первые послереволюционные годы. Представленные материалы можно считать серьезным вкладом в разрешение данного вопроса.

Д-р ист. наук, профессор С. Л. Фирсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.