Научная статья на тему 'ПРЕДИКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРЕДИКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ПРЕДИКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОРРЕКЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дохоян Анна Меликсовна, Королькова Валентина Александровна, Лахмоткина Валентина Ивановна, Ястребова Лариса Александровна

Введение. Цифровая трансформация системы образования предъявляет новые требования, обусловленные необходимостью реализации новых форм субъект-субъектных отношений в коррекционно-педагогическом процессе (онлайн обучение, дистанционный и смешанный форматы обучения, активное применение цифровых ресурсов и др.). При этом возможность профессионального роста и саморазвития, а, следовательно, активность самих субъектов целостного педагогического процесса и результативность их деятельности снижается. Цель исследования: провести анализ и оценку существующих предикторов профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования. Материалы и методы. Анализ и оценка влияния цифровой трансформации образования на профессиональный рост педагогов специального и инклюзивного образования осуществлялись посредством контент-анализа результатов анкетирования с использованием Google Forms. Было опрошено 409 педагогов системы специального (коррекционного) образования различных субъектов Российской Федерации и Ближнего зарубежья. Средний возраст респондентов составил 38 лет (92,9% женщин и 7,1% мужчин). Полученные данные обработаны с использованием программного обеспечения Microsoft Excel и IBM SPSS Statistics 23. Для статистической обработки данных использовался метод количественной статистической обработки (коэффициент корреляции r-Спирмена). Результаты. Интерпретация результатов исследования показала, что выявленные у респондентов предикторы профессионального роста обладают определенной степенью корреляции по таким параметрам оценки как возраст, уровень образования, стаж работы. Значения корреляционного анализа показали существование статистически значимой связи между следующими показателями: отношение к профессии и уровень образования (r=0.32); уровень образования и сформированность компетенций (r=0.395); сформированность компетенций и возраст респондентов (r=0.365). Проведенный контент-анализ позволил определить спектр проблем, опосредующих трудности реализации профессиональной деятельности педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации. Установлено, что прогностически положительными предикторами профессионального роста являются сформированность общекультурных и профессиональных компетенций, уровень подготовленности к разнообразным видам профессиональной деятельности, профессиональная активность и мотивация, организаторские способности, рефлексия. Заключение. Проведенное исследование позволило выделить ряд закономерностей, указывающих на необходимость создания условий для своевременного профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования. Результаты могут быть использованы при разработке научно-методическое обеспечение профессионального роста педагогов данной категории посредством цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дохоян Анна Меликсовна, Королькова Валентина Александровна, Лахмоткина Валентина Ивановна, Ястребова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTORS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT FOR SPECIAL AND INCLUSIVE EDUCATION PEDAGOGUES IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Introduction. The digital transformation of the educational system imposes new requirements caused by the need to implement new forms of subject-centered relations in the remedial pedagogical process (online learning, distance and mixed learning formats, active use of digital resources, etc.). At the same time, the possibility of professional growth and self-development and, consequently, the activity of the subjects of integrated pedagogical process, as well as the efficiency of their activities, are reduced. Purpose of the study: to analyse and evaluate the existing predictors of professional development for special and inclusive education pedagogues in the conditions of digital transformation of education. Materials and methods. The analysis and assessment of impact of the digital transformation of education on the professional development of special and inclusive education pedagogues was carried out through the content analysis of questioning results based on Google Forms. A total of 409 special (remedial, correctional) education teachers from different regions of the Russian Federation and post-soviet countries were interviewed. The average age of the respondents was 38 (92.9% women and 7.1% men). The obtained data were processed using Microsoft Excel and IBM SPSS Statistics 23 software. The quantitative statistical processing method (Spearman’s rank correlation coefficient) was used for statistical data processing. Results. The interpretation of the research results showed that the predictors of professional development identified in the respondents showed a specific correlation in such evaluation parameters as age, education level and service record. The correlation analysis values showed the existence of statistically significant relationship between the following indicators: attitude to one’s profession and educational level (r=0.32); educational level and competence development (r=0.395); competence development and age of the respondents (r=0.365). The undertaken content analysis made it possible to outline a range of problems accounting for the difficulties in realising the professional activity by special and inclusive education pedagogues in the conditions of digital transformation. It was established that the prognostically positive predictors of professional growth include: the level of general cultural and professional competencies, the level of preparedness for various types of professional activity, professional activity and motivation, organising skills, reflexivity. Conclusion. The undertaken research highlighted a number of regularities pointing to the need to create due conditions for timely professional development of special and inclusive education pedagogues. The results can be used for the development of methodological framework for the professional growth of this category pedagogues through digital technologies.

Текст научной работы на тему «ПРЕДИКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojoumal.wordpress.com/2022-2/22-06/ Дата публикации: 31.12.2022 УДК 37.041

А. М. Дохоян, В. А. КорольковА, В. И. Лахмоткина, Л. А. Ястребова

Предикторы профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования

Введение. Цифровая трансформация системы образования предъявляет новые требования, обусловленные необходимостью реализации новых форм субъект-субъектных отношений в коррекционно-педагогическом процессе (онлайн обучение, дистанционный и смешанный форматы обучения, активное применение цифровых ресурсов и др.). При этом возможность профессионального роста и саморазвития, а, следовательно, активность самих субъектов целостного педагогического процесса и результативность их деятельности снижается.

Цель исследования: провести анализ и оценку существующих предикторов профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования.

Материалы и методы. Анализ и оценка влияния цифровой трансформации образования на профессиональный рост педагогов специального и инклюзивного образования осуществлялись посредством контент-анализа результатов анкетирования с использованием Google Forms. Было опрошено 409 педагогов системы специального (коррекционного) образования различных субъектов Российской Федерации и Ближнего зарубежья. Средний возраст респондентов составил 38 лет (92,9% женщин и 7,1% мужчин).

Полученные данные обработаны с использованием программного обеспечения Microsoft Excel и IBM SPSS Statistics 23. Для статистической обработки данных использовался метод количественной статистической обработки (коэффициент корреляции r-Спирмена).

Результаты. Интерпретация результатов исследования показала, что выявленные у респондентов предикторы профессионального роста обладают определенной степенью корреляции по таким параметрам оценки как возраст, уровень образования, стаж работы. Значения корреляционного анализа показали существование статистически значимой связи между следующими показателями: отношение к профессии и уровень образования (r=0.32); уровень образования и сформированность компетенций (r=0.395); сформированность компетенций и возраст респондентов (r=0.365). Проведенный контент-анализ позволил определить спектр проблем, опосредующих трудности реализации профессиональной деятельности педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации. Установлено, что прогностически положительными предикторами профессионального роста являются сформированность общекультурных и профессиональных компетенций, уровень подготовленности к разнообразным видам профессиональной деятельности, профессиональная активность и мотивация, организаторские способности, рефлексия.

Заключение. Проведенное исследование позволило выделить ряд закономерностей, указывающих на необходимость создания условий для своевременного профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования. Результаты могут быть использованы при разработке научно-методическое обеспечение профессионального роста педагогов данной категории посредством цифровых технологий.

Ключевые слова: специальное образование, инклюзивное образование, профессиональный рост, предикторы профессионального роста, профессиональные компетенции, цифровые компетенции, коррекция, компенсация, лица с ограниченными возможностями здоровья

Ссылка для цитирования:

Дохоян А. М., Королькова В. А., Лахмоткина В. И., Ястребова Л. А. Предикторы профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 263-283. doi: 10.32744^.2022.6.15

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-06/ Accepted: 12 July 2022 Published: 31 December 2022

A. M. Dokhoyan, V. A. Korolkova, V. I. Lakhmotkina, L. A. Yastrebova

Predictors of professional development for special and inclusive education pedagogues in the conditions of digital transformation of education

Introduction. The digital transformation of the educational system imposes new requirements caused by the need to implement new forms of subject-centered relations in the remedial pedagogical process (online learning, distance and mixed learning formats, active use of digital resources, etc.). At the same time, the possibility of professional growth and self-development and, consequently, the activity of the subjects of integrated pedagogical process, as well as the efficiency of their activities, are reduced.

Purpose of the study: to analyse and evaluate the existing predictors of professional development for special and inclusive education pedagogues in the conditions of digital transformation of education.

Materials and methods. The analysis and assessment of impact of the digital transformation of education on the professional development of special and inclusive education pedagogues was carried out through the content analysis of questioning results based on Google Forms. A total of 409 special (remedial, correctional) education teachers from different regions of the Russian Federation and post-soviet countries were interviewed. The average age of the respondents was 38 (92.9% women and 7.1% men).

The obtained data were processed using Microsoft Excel and IBM SPSS Statistics 23 software. The quantitative statistical processing method (Spearman's rank correlation coefficient) was used for statistical data processing.

Results. The interpretation of the research results showed that the predictors of professional development identified in the respondents showed a specific correlation in such evaluation parameters as age, education level and service record. The correlation analysis values showed the existence of statistically significant relationship between the following indicators: attitude to one's profession and educational level (r=0.32); educational level and competence development (r=0.395); competence development and age of the respondents (r=0.365). The undertaken content analysis made it possible to outline a range of problems accounting for the difficulties in realising the professional activity by special and inclusive education pedagogues in the conditions of digital transformation. It was established that the prognostically positive predictors of professional growth include: the level of general cultural and professional competencies, the level of preparedness for various types of professional activity, professional activity and motivation, organising skills, reflexivity.

Conclusion. The undertaken research highlighted a number of regularities pointing to the need to create due conditions for timely professional development of special and inclusive education pedagogues. The results can be used for the development of methodological framework for the professional growth of this category pedagogues through digital technologies.

Keywords: special education, inclusive education, professional development, predictors of professional development, professional competencies, digital competencies, correction, compensation, persons with disabilities

For Reference:

Dokhoyan, A. M., Korolkova, V. A., Lakhmotkina, V. I., & Yastrebova, L. A. (2022). Predictors of professional development for special and inclusive education pedagogues in the conditions of digital transformation of education. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 60 (6), 263-283. doi: 10.32744/pse.2022.6.15

_Введение

е настоящее время во всем мире наблюдается стойкая тенденция к увеличению количества детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в специальных условиях воспитания, обучения и образования.

На Саммите по трансформации образования, состоявшемся 16-19 сентября 2022 года под эгидой ООН, было провозглашено, что «...образование должно быть доступным для всех» [4]. Для того, чтобы воплотить это видение в реальность глава ООН выделил пять актуальных направлений, среди которых особого внимания заслуживает пересмотр методов подготовки учителей, решение проблем кадрового дефицита, а также повышения качества преподавания. В итоговой резолюции была подчеркнута необходимость повышения статуса и улучшения условий труда преподавателей. Одним из направлений, выделенных на Саммите, стала цифровая революция в образовании, предусматривающая оснащение всех школы передовыми технологиями и разработка высококачественного цифрового образовательного контента.

Участники Саммита отметили, что существующие методы образования устарели и не отвечают современным реалиям. Особую значимость и актуальность в связи с этим приобретает проблема научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровизации образования. Деятельность педагогов специального и инклюзивного образования требует постоянного профессионального роста, способности к нестандартным трудовым действиям с учетом особенностей развития детей с ОВЗ и инвалидностью, ответственности и самостоятельности в принятии решений.

Актуальность исследования определяется следующими факторами:

1. Необходимость теоретического изучения и разработки научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях происходящих социально-экономических реформ, в том числе цифровой трансформации образования. Реализация регионального проекта «Цифровая образовательная среда» предполагает развитие единого информационного пространства, которое позволит создать во всех образовательных организациях профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала. Вместе с тем определенная часть педагогов испытывает трудности в решении профессиональных задач. Это объясняется тем, что у большинства из них сформировалась система мышления, связанная с четкой регламентацией информации, получаемой через утвержденные программы и рекомендованные учебные пособия. Современному педагогу необходимо брать на себя ответственность за личностную и профессиональную самореализацию. Оценка и анализ предикторов профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования позволит создать оптимальные условия для формирования у них потребности к саморазвитию и самообразованию, а также определить актуальное содержание научно-методического обеспечения профессионального роста в условиях цифровизации образования.

Эти позиции соответствуют взглядам исследователей, отмечающих, что система профессионального образования является пространством личностного развития каждого человека. Так Г.А. Берулава и соавт. отмечают, что системная интеграция об-

Perspectives of Science & Education. 2022, Мо1. 60, N0. 6

разовательного пространства, обеспечивающая формирование продуктивных коммуникативных, когнитивных и эмоциональных стереотипов психической активности, опосредует высокий уровень профессиональной и социальной компетентности [1]. Ю.П. Ветров и соавт. акцентируют внимание на том, что управление образовательными системами является основой повышения качества профессиональной подготовки [2]. И.Ф. Игропуло раскрывает содержание методологии развития непрерывного образования в контексте социокультурной динамики [6].

2. В современной сфере образования совершенствуются и развиваются технологии сопровождения профессионального роста педагогов, в том числе педагогов специального и инклюзивного образования. Технологии сопровождения можно классифицировать следующим образом: психолого-педагогические, административно-методические, научно-методические, нормативно-правовые, информационные и др.

Министерство просвещения Российской Федерации ведет последовательную работу по формированию единого пространства дополнительного профессионального педагогического образования. В 2021 году создана единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» и в соответствии с принципами национальной системы профессионального роста педагогических работников [13]. Данная система включает центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Они открыты и успешно функционируют в каждом субъекте Российской Федерации с целью эффективного развития кадрового потенциала системы образования и формирования соответствующих организационно-методических условий. Одним из направлений деятельности центров является разработка для педагогов индивидуальных образовательных маршрутов, а также оказание адресной методической помощи.

Значительная часть проблем профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации, как показало проведенное нами исследование, обусловлена недостаточной разработанностью методической и нормативно-правовой базы. В настоящее время организация и реализация мероприятий, способствующих профессиональному росту, регламентируется приказами, разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации.

3. Исследования, посвященные анализу и оценке условий и содержания профессионального роста педагогов представлены достаточно широко. Вместе с тем, выявление, анализ и оценка предикторов профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации в настоящее время еще не стали предметом специальных исследований. Как правило, в имеющихся публикациях не учитываются современные реалии (пандемия, нестабильность мировой экономической и политической ситуаций и пр.).

Таким образом, профессиональный рост педагогов специального и инклюзивного образования - это процесс перманентного приобретения знаний, умений и навыков, позволяющий эффективно осуществлять профессиональную деятельность и решать разнообразные типы задач профессиональной деятельности в области науки, образования и социального обслуживания.

Очевидно, что многие педагоги специального и инклюзивного образования испытывали и испытывают трудности осуществления профессионально й деятельности в условиях цифровой трансформации образования, что и доказывает необходимость выявления, анализа и оценки предикторов профессионального роста педагогов дан-

ного профиля, а также разработки на основе полученных данных его научно-методического сопровождения посредством цифровых технологий.

Все вышесказанное определяет тематику нашего исследования «Предикторы профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования».

Гипотеза исследования - выявление, анализ и оценка предикторов профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования станет возможным посредством проведения контент-анализа результатов анкетирования и последующей количественной статистической обработки данных (коэффициент корреляции г-Спирмена).

Объектом исследования является профессиональный рост педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования.

Предмет исследования - предикторы профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования.

Цель исследования - выявление, анализ и оценка предикторов профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования.

_Материалы и методы

Методологическую основу исследования составили:

• общефилософские принципы объективности, детерминизма, развития, взаимодействия;

• положения педагогической антропологии; гносеологические положения о принципах теоретического обоснования педагогических проблем в системе образования;

• диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного;

• аксиологический подход, признающий человека наивысшей ценностью и самоцелью общественного развития; теория познания и системный подход в рассмотрении педагогических явлений;

• идеи личностно-ориентированной педагогики;

• дифференцированный, индивидуальный и деятельностный подходы, позволяющие осуществлять многоаспектное изучение исследуемой проблемы.

Задачи исследования:

1. Теоретически изучить и проанализировать состояние проблемы профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях современной цифровой экономики.

2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления предикторов профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации.

3. Проанализировать результаты экспериментального исследования и обосновать практическую необходимость разработки научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования посредством цифровых технологий.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений предполагается использовать комплекс взаимодополняющих методов:

а) теоретические: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ специальной научной и учебно-методической литературы; систематизация концепций; изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

б) эмпирические: анкетирование; праксиометрический метод (изучение документации и продуктов деятельности респондентов);

в) статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, их анализ и оценка, графическая интерпретация.

В ходе проведения исследования применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение первоисточников, посвященных профессиональному росту педагогов специального и инклюзивного образования; контент-анализ результатов анкетирования с использованием Google Forms.

В исследовании приняло участие 409 педагогов системы специального (коррекци-онного) образования Краснодарского края. Средний возраст респондентов составил 38 лет (92,9% женщин и 7,1% мужчин). Исследование проводилось с января 2022 года по июнь 2022 гг.

Выявление, анализ и оценка полученных данных осуществлялись посредством многомерной статистической обработки (двухшаговый кластерный анализ и коэффициент корреляции r-Спирмена).

Достоверность получаемой в ходе проведения анкетирования информации обеспечивалась учетом следующих качественных характеристик: возраст, пол, педагогический стаж, уровень образования, наличие ученой степени и/или звания.

Результаты нашего исследования позволят обосновать необходимость разработки научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования и определить его содержание.

_Обзор литературы

Анализ научных исследований, посвященных проблеме профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования, а также практики применения цифровых инструментов и сервисов с целью его повышения позволил установить, что в настоящее время она не стала предметом специальных исследований.

Анализ литературы выполнен в следующих направлениях:

1. Теоретический анализ первоисточников, посвященных актуальным проблемам профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования.

2. Выявление и характеристика предикторов профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования.

3. Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования посредством цифровых инструментов и сервисов.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического изучения и обоснования научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях происходящих социально-экономических реформ и цифровой трансформации. Ориентация общества исключительно на рыночные отношения обусловила мощный накал социальных

проблем. Негативные явления в духовной жизни явно обозначили настораживающую тенденцию к нетерпимости и социальной разобщенности, породили проблемы адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенно остро эта проблема коснулась детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в

V» п "

коррекционно-педагогической помощи. В этой связи на современном этапе развития системы специального и инклюзивного образования был выдвинут ряд новых требований, которым должны соответствовать педагогические кадры. Высокая социальная значимость результатов их деятельности, повышение спроса на специалистов данного профиля обусловили необходимость поиска инвариантных путей совершенствования процессов профессиональной подготовки и профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования.

Современная российская система образования не удовлетворяет растущие потребности участников образовательного процесса. Одна из основных причин связана с острой нехваткой педагогических кадров, готовых к реализации трудовых функций на высоком уровне. Специфика контингента детей с ОВЗ и инвалидностью требует не только высокого уровня квалификации педагогического персонала, но и необходимой научной и методической проработки всей проблематики как в целом, так и по ее частным направлениям.

Готовность педагога к включению в педагогический процесс в сфере специального и инклюзивного образования является важнейшим условием эффективности его профессиональной деятельности. Широкий круг научной и учебно-методической литературы содержит результаты теоретических и экспериментальных исследований, посвященных изучению проблем профессионального роста педагогов данного профиля. Так, Н.М. Назарова обобщила и представила результаты своих многолетних исследований, посвященных факторам и тенденциям развития профессиональной подготовки кадров для системы специального образования в вузах Российской Федерации [8]. Автор отмечает, что «диверсификация форм, способов, технологий современной педагогической помощи людям с ограниченными возможностями» формирует не только смену парадигмы специального образования, но и новые требования к педагогам. Г.В. Отрошко подчеркивает значимость практикоориентированного подхода в процессе сопровождения профессионального роста педагогов инклюзивного образования [9]. Е.С. Слюсарева выделяет подходы к определению содержания профессиональной готовности педагога к реализации инклюзивного образования, дает качественную характеристика профессионально-личностных качеств педагогов инклюзивного образования [17]. Л.А.Ястребова с соавт. определяют условия реализации профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования посредством психолого-педагогических технологий, в том числе и цифровых [19].

В научных исследованиях И.А. Зимней профессиональная готовность рассматривается как целостное образование личности, которое объединяет в себе всю совокупность сформированных компонентов, соответствующих основным характеристикам выполняемой деятельности [5].

В.В. Сериков к одним из ключевых компонентов готовности к профессиональной деятельности относит активно-положительное к ней отношение, ценностные профессиональные выборы, практическую включенность личности в профессиональную деятельность, способность активно и быстро овладевать профессиональными действиями, стремлением к высоким показателям, умением и желанием повышать свою квалификацию [15].

С точки зрения В.А. Сластенина, раскрыть понятие «готовность» можно посредством описания качественных характеристик, а именно: направленность личности на профессию педагога; уровень психолого-педагогической подготовки; объем и содержание предметной подготовки и дидактической подготовленности [16]. Готовность к деятельности, по мнению ученого, «есть особое психическое состояние», в которое включены различные личностные установки, вероятностные и поведенческие модели, оценка субъективных возможностей и предполагаемых трудностей и пр.

По нашему мнению, готовность педагога к профессиональной деятельности в сфере специального и инклюзивного образования напрямую зависит от сформированно-сти особой группы способностей и качеств личности, которые позволяют адаптироваться к ее специфическим условиям и содержанию [18].

Трудовая деятельность в сфере специального и инклюзивного образования является эффективным инструментом раскрытия профессионального потенциала педагога, расширения границ его профессионального роста и саморазвития.

К приоритетным профессиональным задачам педагога специального и инклюзивного образования, согласно Y. Gu с соавт., относится оказание специальной помощи ребенку с ОВЗ в установлении эффективного взаимодействия с окружающими, в овладении способностями самостоятельного и продуктивного обучения, в формировании умений накапливать собственную систему знаний [27].

Большое количество педагогов не владеет необходимыми знаниями и навыками организации процесса обучения учащихся с ОВЗ. По данным C. Santos с соавт. в программах подготовки учителей как общего, так и специального образования не предусмотрена широкая практическая подготовки в рамках выполнения прикладных задач в сфере инклюзивного образования [29].

Одним важным, по нашему мнению, аспектом изучения профессиональной деятельности педагогов специального и инклюзивного образования является профессиональная этика. Проведенный D.M. Decker с соавт. обзор публикаций за 30-летний период (1988-2018 гг.), посвященный проблемам профессиональной этики, показал, что в среднем ежегодно публиковалось около двух статей по данной тематике, и что большинство из них были неэмпирическими научными статьями [22]. Авторы отмечают, что только 14% статей содержат ссылки на нормативно-правовые документы (Кодекс этики, стандарты профессиональной деятельности). Более 40% статей признают этические проблемы, связанные с подготовкой педагогами специального образования, однако эмпирические исследования в данном направлении не проводились.

Эффективность результатов деятельности специального образования показана в работе S.M. Cole с соавт. [21]. Авторы экспериментально подтвердили, что учащиеся с ОВЗ, которые находились более 80% времени в общеобразовательном инклюзивном классе, показали значительно лучшие результаты по чтению и математике, чем их сверстники, которые проводили больше времени в отдельных классах специального образования.

L.B. Fisher с соавт. был проведен аналитической обзор существующих исследований в области специального и инклюзивного образования, опубликованных в «The Journal of Special Education» в период с 2004 по 2017 год [26]. Как отмечают авторы, большинство исследований посвящено изучению обучения учащихся начальной или средней школы с ОВЗ в условиях общего или специального образования, при этом предметом изучения являлись преимущественно академические навыки.

Профессиональные требования к педагогу, реализующему различные типы профессиональных задач в сфере специального и инклюзивного образования, согласно Е.С. Слюсареву, могут быть классифицированы следующим образом:

1) интегральные качества, характерные представителям профессий типа «человек-человек»;

2) специфические общепедагогические и общепсихологические качества, определяющие специфику педагогического труда;

3) специальные знания и умения, позволяющие реализовывать коррекционную составляющую развития, воспитания, обучения детей с особыми образовательными потребностями [17].

Педагог специального и инклюзивного образования должен отвечать целому ряду особых требований к личностным, психофизиологическим и профессиональным качествам и умениям, а также демонстрировать высокий уровень готовности к профессиональному росту и саморазвитию.

Н.Ю. Кийкова определила готовность учителя к профессиональному росту как совокупность его определенных личностных характеристик, а именно:

• мотивационно-ценностные (потребность в профессиональном саморазвитии, позитивной динамике профессионального роста, самоактуализации);

• рефлексивно-оценочные (адекватная оценка собственных профессиональных способностей и достижений, самоанализ результатов профессиональной деятельности и профессионального саморазвития);

• эмоционально-волевые (способность управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями; уверенность в своих силах);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• когнитивные (комплекс общекультурных и профессиональных компетенций);

• операциональные (умения накапливать, обновлять и творчески применять профессиональный опыт, строить стратегии собственного профессионального роста) [9].

К наиболее значимым, согласно Н.М. Назаровой, факторам, формирующим закономерные тенденции в отечественной системе высшего дефектологического образования в настоящее время, относятся:

• диверсификация форм и способов педагогической помощи лицам с ОВЗ;

• расширение и усложнение типов задач профессиональной деятельности педагогов специального и инклюзивного образования;

• интенсификация информационных и коммуникационных технологий в образовании и пр. [11].

Д.С. Семенов указывает: «К числу важных психологических предикторов, оказывающих влияние на формирование индивидуальной траектории профессионального развития, могут быть отнесены: Я-концепция, смысложизненные ориентации, жизнестойкость, толерантность к неопределенности, уровень притязаний, субъектная активность, коммуникативность, оптимизм, эмоциональная увлеченность, целеполагание, мотивация, устойчивость интересов, твердость характера, самоконтроль, креативность, стремление к данной деятельности и ряд других переменных» [14].

Новизна поставленной цели и задач состоит в том, что комплексное исследование проблемы профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования предусматривает:

• учет имеющегося опыта подготовки педагогов данной категории в отечественной системе образования;

• теоретическое обоснование научно-методического обеспечения профессионального роста посредством цифровых инструментов и сервисов;

• оказание методической помощи педагогам в реализации разнообразных форм профессионального роста, формировании ценности к саморазвитию и самообразованию.

Таким образом, возрастает необходимость разработки научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации. В тоже время в современных условиях наблюдаются определенные трудности, связанные с последствиями пандемии и сложившейся мировой социально-экономической и политической ситуацией.

_Программа исследования

В экспериментальном исследовании приняли участие педагоги специального и инклюзивного образования в количестве 409 человек, осуществляющие профессиональную деятельность в различных регионах Российской Федерации и ближнего зарубежья: Республика Марий Эл, Башкортостан, Татарстан, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская, Владимирская, Пензенская, Челябинская, Волгоградская, Белгородская, Липецкая, Кемеровская области, Донецкая и Луганская Народные Республики, Узбекистан, Таджикистан. Значительная часть педагогов приняла участие в I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции «Профессиональный рост педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации современного образования». Организатором конференции выступила кафедра социальной, специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «АГПУ».

Конференция проводилась при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта «Разработка научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования посредством цифровых технологий» №ППН-21.1/23.

Методологической основой данного исследования послужили компетентностный и системно-деятельностный подходы, позволяющие проанализировать профессиональную деятельность педагогов специального и инклюзивного образования в единстве мотивационного, содержательного и процессуального компонентов и выявить предикторы профессионального роста респондентов с учетом содержания профессиональной деятельности.

Анкетирование проводилось с помощью Google форм. Выбор данного инструмента был обусловлен рядом факторов:

• простота использования (доступный и удобный инструментарий на всех этапах: от создания формы до заполнения респондентами);

• доступность (редактирование и просмотр форм возможно в браузере или на мобильном устройстве в любом месте и в любое время);

• удобство анализа (возможность автоматической обработки информации и получения готовую статистики).

Метод контент-анализа был использован при обработке данных, полученных в ходе анкетирования. Данная анкета позволила выявить предикторы профессионального роста респондентов и включала вопросы (с выбором, множественным выбором, ввод своего варианта ответа), разработанные и структурированные ав-

торами в соответствии с гипотезой исследования. В анкете были предусмотрены следующие блоки: «Ценностные профессионально-личностные ориентации» (оценка спектра, обоснованности выбора и проблем, обусловленных содержанием профессиональной деятельности); «Удовлетворенность организацией и содержанием профессиональной деятельности» (с учетом возрастного аспекта, опыта работы)»; «Направленность на повышение эффективности и совершенствование собственной профессиональной деятельности» (владение цифровыми инструментами и сервисами, готовность к повышению профессиональной компетентности в условиях цифровой трансформации). Анализ результатов проведенного анкетирования был положен в основу разработки научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования посредством цифровых технологий.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе исследования (поисково-теоретическом) были систематизированы и изучены первоисточники; подтверждена необходимость разработки научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации.

На втором этапе исследования (экспериментальном) было проведено анкетирование. Это позволило выявить, проанализировать и оценить предикторы профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации. Респондентам предлагалось ответить на вопросы относительно профессиональной деятельности и сформированности собственных профессиональных компетенций. Исследуемым предлагались вопросы относительно сформированности компетенций, необходимых для реализации различных типов задач профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образования. Полученные ответы анализировались и обобщались методом контент-анализа с выделением групп респондентов по возрастному критерию и оценке уровня сформированности указанных компетенций. Результаты анкетирования и личных бесед с респондентами позволили сконструировать количественные шкалы и представить их в виде диаграмм.

_Результаты исследования

Результаты исследования, полученные в ходе проведенного анкетирования, позволили определить ряд важных характеристик респондентов, а также выявить предикторы их профессионального роста в условиях цифровой трансформации.

1. Обобщенная характеристика респондентов. Известно, что качество коррек-ционно-педагогической работы находится в прямой зависимости от кадрового обеспечения. В условиях цифровой трансформации образования требования к педагогам специального и инклюзивного образования безусловно возросли, что обусловлено необходимостью повсеместного и систематического применения в профессиональной деятельности разнообразных цифровых инструментов и сервисов.

Объективная оценка результатов исследования обеспечивалась учетом таких характеристик респондентов, как возраст, стаж профессиональной деятельности, уровень образования (см. рис. 1 и 2).

75 88,9 100 100 100

25

20-29 30-39 40-49 50-59 60-

■СПО ■ВО

Рисунок 1 Сводные показатели возраста и уровня образования респондентов, %.

97,1 2,9 1 73,5 82,4 91,2

55,9 41,2

1 20,6

17,6

8,8

20-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60-... лет

■ 0-5 лет ■ 5-10 лет ■ 10-15 лет ■ 15-Рисунок 2 Сводные показатели возраста и стажа профессиональной деятельности

респондентов, %.

Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что среди наиболее выраженных предикторов профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования значительную часть занимают отношение к собственной профессиональной деятельности и уровень сформированности профессиональных компетенций (см. рис. 3 и 4).

■ Безусловно нравится

52,9

Нравится в основном

Скорее нравится, чем не нравится

Не нравится

Рисунок 3 Сводные показатели отношения респондентов к профессии, %.

Диаграмма (см. рис. 3) свидетельствует о том, что наибольшая часть респондентов (52,9%) имеет выраженную профессиональную направленность. Отношение педагогов к собственной профессии характеризуется как «Безусловно нравится». Ниже нами представлены результаты корреляционного анализа (коэффициент корреляции г-Спирмена) по заданным шкалам: «Возраст», «Уровень образования», «Отношение к профессии», «Владение цифровыми компетенциями».

Научно-исследовательская Просветительская Консультативная Воспитательная Д и а гн о сти ко - а н а л итич еская Психопрофилактическая Коррекционно-развивающая Социально-педагогическая

6&,4

Щ

ЕЕ,5

72,16

= 1,2

73,Б

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий Рисунок 4 Сводные показатели готовности респондентов к различным видам

профессиональной деятельности, %.

Анализ данных, представленных в диаграмме (см. рис. 4), показал, что наибольшие трудности у респондентов наблюдаются при реализации научно-исследовательской деятельности. 16,4% из них оценили свой уровень готовности по данному критерию как «Низкий». Наивысший показатель получен при оценке респондентами собственной готовности к коррекционно-развивающей деятельности - 48,8% соответствует высокому уровню.

2. Анализ и оценка предикторов профессионального роста. Проведенный в ходе исследования контент-анализ позволил определить спектр проблем, опосредующих трудности реализации профессиональной деятельности педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации. Так, наибольшие трудности наблюдаются у категории лиц старше 40 лет, что обусловлено недостаточным владением ими целым арсеналом цифровых компетенций и невозможностью интенсивного применения их в целостном педагогическом процессе.

Таким образом, более трети респондентов не владеют умениями и способами применения цифровых инструментов и сервисов в профессиональной деятельности. Выявленные предикторы профессионального роста указанной выборки ограничены по своим количественным и качественным показателям, что доказывает необходимость проведения дальнейшего исследования проблемы профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования.

Оценка респондентами значимости конкретных условий, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, позволил проанализировать следующие количественные данные (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели степени значимости условий эффективной профессиональной деятельности педагогов специального и инклюзивного образования, %

№ п/п Условия Очень важно Важно Неважно Затрудняюсь ответить

1. Материально-техническое обеспечение 85,2 14,8 - -

2. Возможности самообразования и профессионального роста 88,8 11,2 - -

3. Соблюдение трудового законодательства 88,8 4 - -

4. Социальный пакет и методы материального стимулирования 85,2 14,8 - -

5. Благоприятный психологический климат в коллективе 91,2 8,8 - -

Для анализа взаимосвязи между шкалами по отдельным исследуемым параметрам был использован корреляционный анализ, в частности, коэффициент корреляции г-Спирмена. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Эмпирические значения корреляционного анализа

Шкала Переменная

Уровень образования Сформированность компетенций Возраст респондентов

Отношение к профессии 0.32 0.299 0.268

Уровень образования 0.395* 0.707***

Сформированность компетенций 0.365*

* - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001

Таким образом, статистическая обработка результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод, что сформулированная нами гипотеза подтверждена. Выявление, анализ и оценка предикторов профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования возможна посредством проведения контент-анализа результатов анкетирования и последующей количественной статистической обработки данных.

Анализ результатов разработанного и проведенного нами анкетирования позволил сделать вывод о том, что выявленные предикторы профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования являются информативными и значимыми в процессе разработки соответствующего научно-методического сопровождения.

_Обсуждение результатов

В современных условиях развития профессионального образования вопросы подготовки педагогических кадров к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, актуальны и находятся под пристальным вниманием государства и общества. Анализ состояния проблемы профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации

образования показал, что на сегодняшний день она недостаточно разработана в педагогической науке и практике.

Материалы исследования соответствуют приоритетным направлениям деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и ряда международных организаций (ЮНЕСКО, ИИТО) по созданию и обеспечению условий для реализации качественного образования, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью, что обусловлено пристальным вниманием ЮНЕСКО к проблеме образования лиц с инвалидностью и ОВЗ. Анализ статистики и накопленного опыта образования данной категории лиц показал, что в большинстве случаев оно имеет несоответствующее требованиям современности качество. Специалисты международной организации считают, что цифровая трансформация общества и образования, в частности, предоставит лицам с инвалидностью и ОВЗ возможности для непрерывного обучения и дальнейшего трудоустройства благодаря приобретению разнообразных цифровых навыков. В данном контексте особую роль приобретает доступность указанной категории лиц к современным информационно-коммуникационным технологиям. Так 6 апреля 2022 года в рамках Регионального форума ЕЭК ООН по устойчивому развитию состоялось профильное виртуальное мероприятие «Цифровая инклюзия для людей с ограниченными возможностями здоровья» с целью обзора существующих практик по обеспечению цифровой инклюзии для людей с ОВЗ, а также обмена опытом развития у них цифровых навыков [23].

Цифровая трансформация образования предъявляет новые требования к профессиональной деятельности педагогов, в том числе педагогов специального и инклюзивного образования. Особое значение в этом аспекте приобретает проблема профессионального роста педагогов указанной категории как процесс непрерывного накопления и актуализации знаний, умений и способов реализации различных типов задач профессиональной деятельности.

Анализ трудностей, с которыми сталкиваются педагоги при реализации различных типов профессиональных задач (диагностические, коррекционные, просветительские, консультативные, сопровождения и пр.), позволил нам определить спектр наиболее актуальных и сложных проблем: методические (отсутствие научно-методического обеспечения), коммуникационные (возможность осуществление обратной связи с целью обмена опытом), личностные (мотивированность, самостоятельность, организованность).

При обсуждении результатов проведенного исследования нами была доказана необходимость интенсификации всего разнообразия форм и методов профессионального роста с помощью цифровых технологий. Так, например, после комплексной и целенаправленной оценки результатов анкетирования у 85,3% респондентов возникли потребности в создании в их образовательной организации материально-технических условий для реализации различных типов профессиональных задач, 76,5% - консультативно-методических, 73,5% - информационных, 67,6% - психолог-педагогических, 55,9% - нормативно-правовых.

Востребованность в получении помощи при подготовке к процедуре аттестации среди респондентов оказалась следующей: методическая - 64,7%, информационная - 50,6%, редакционно-оформительская - 23,9%, правовая - 23,5%. Лишь 2,9% респондентов отметили, что не нуждаются в специальной помощи.

М.Т. Brownell и авторы [20] в своей работе обращают внимание на глобальную проблему нехватки учителей, которая достигает критических размеров. Результаты проведенных ими сравнительных исследований, подчеркивают необходимость глубокого и комплексного изучения проблемы совершенствования профессиональной подготов-

ки педагогов специального образования. Авторами сформулированы рекомендации, необходимые для улучшения исследовательской базы в данном направлении.

Г.Г. Геворкян подчеркивает, что успешность профессиональной деятельности субъекта обусловлена факторами, имеющими биологический, социальный и психологический характер [3]. Проведенный автором теоретический анализ работ по данной проблеме позволил выделить критерии ее оценки: внешние (результативность работы; эффективность взаимодействия с людьми в процессе труда; инициативность в деятельности) и внутренние (удовлетворенность субъекта труда своей профессиональной деятельностью). Мы в свою очередь считаем необходимым квалифицировать как внешние, так и внутренние предикторы профессионального роста.

Под предикторами в научной литературе понимают наиболее значимый признак (фактор), обеспечивающий прогноз какого-либо явления, но не являющийся причиной этого события. Данный термин в переводе с английского языка обозначает «прогнозировать» и обладает при этом двумя разными значениями в двух контекстах, широком и узком. В широком смысле предиктор представляет собой характеристику человека и его окружения, позволяющую предсказать искомые иные характеристики, а в узком смысле - комплекс дополнительных критериев, которые могут быть изучены посредством статистической обработки. Относительно предикторов профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования, по нашему мнению, следует выделять внешние (результативность профессиональной деятельности; эффективность взаимодействия с субъектами образовательного процессе; инициативность и продуктивность в деятельности) и внутренние (удовлетворенность субъекта собственной профессиональной деятельностью, личностные мотивы и направленность).

Разделяя мнение Г.В. Отрошко [12], мы также полагаем, что сопровождение процесса профессионального роста педагога не равно понятию «обучение». Автор указывает: «Практическая деятельность значительно шире и разнообразнее любых теоретических обобщений». Таким образом, научно-методическое обеспечение профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования должно быть опосредовано запросами самих педагогов.

Представленные в данной работе материалы и методы, программа и результаты исследования являются эффективным инструментом разработки научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования посредством цифровых технологий [19]. Важными аргументами решения указанной проблемы являются обобщения и выводы представленные В.А. Корольковой и соавт. [10].

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать вывод о том, что организация и реализация систематических и плановых мероприятий, способствующих профессиональному росту педагогов специального и инклюзивного образования, позволит в значительной степени повысить уровень профессиональной компетентности указанной категории участников образовательного процесса.

Заключение

В настоящее время большое количество педагогов отечественной системы специального образования демонстрирует значительные трудности при реализации различных типов профессиональных задач (диагностические, коррекционные, просветительские, консультативные, сопровождения и пр.), что, по нашему мнению, об-

условлено внедрением цифровых технологий в образование. Этот факт доказывает необходимость создания определенных условий для своевременного и эффективного профессионального роста педагогов данной категории.

Под профессиональным ростом педагогов специального и инклюзивного образования мы понимаем процесс перманентного приобретения знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и решать разнообразные типы задач профессиональной деятельности в области науки, образования и социального обслуживания. Выявление, анализ и оценка предикторов профессионального роста педагогов станет убедительным доказательством необходимости разработки научно-методического обеспечения данного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенные теоретическое изучение и анализ состояния проблемы профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования, а также полученные нами эмпирические данные позволили сделать следующие выводы.

1. В современных исследованиях профессиональный рост педагогов специального и инклюзивного образования оценивается через внешние критерии и понимается как процесс приобретения знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Внутренние критерии, такие, как самооценка индивидом результатов собственной профессиональной деятельности, профессиональных достижений, остаются нередко вне поле зрения современных исследователей. В данной работе нами представлен анализ и оценка предикторов профессионального роста педагогов данной категории.

2. Значительная часть респондентов, представляющих разные выборки по возрасту, уровню образования и стажу работы, высоко оценивают уровень сформированности собственных компетенций, относящихся к таким видам профессиональной деятельности, как социально-педагогическая, коррекцион-но-развивающая, психопрофилактическая, диагностико-аналитическая, воспитательная, консультативная, просветительская и научно-исследовательская.

3. Обнаружена определенная корреляция наличия положительных предикторов профессионального роста и возраста респондентов. Так, респонденты, относящиеся к выборке «20-29 лет», высоко оценивают сформированность собственных цифровых компетенций («Владею в совершенстве»).

4. Выявлены предикторы (психологические, социальные, методические и пр.) профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования. Их анализ и оценка осуществлялись с учетом возраста, уровня образования, стажа работы и ценностных ориентаций.

5. На профессиональный рост педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования оказывает влияние наличие комплексных предикторов, в том числе внутренних.

6. Прогностически положительными предикторами профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования являются сформирован-ность общекультурных и профессиональных компетенций, в том числе и цифровых; уровень подготовленности к разнообразным видам профессиональной деятельности; профессиональная активность и мотивация; организаторские способности; рефлексия.

_Финансирование

Статья подготовлена при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта «Разработка научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования посредством цифровых технологий» №ППН-21.1/23.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 1. С. 5-17.

2. Ветров Ю.П., Кравченко А.Г. Качество профессиональной подготовки в современном вузе: теория и практика управления. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2017. 168 с.

3. Геворкян Г.Г. Профессиональная успешность как предмет научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии // Гуманизация образования. 2015. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/professionalnaya-uspeshnost-kak-predmet-nauchnoy-refleksii-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 06.05.2022).

4. Глава ООН предложил пять направлений действий по выходу из кризиса в сфере образования // Новости ООН: сайт. URL: https://news.un.org/ru/story/2022/09/1431821 (дата обращения: 23.09.2022).

5. Зимняя И.А. Компетентность^ подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.

6. Игропуло И.Ф. Теоретико-методологические основания формирования компетенций социального партнерства педагогов в открытом образовательном пространстве // Подготовка современного педагога в многоуровневой системе непрерывного образования: коллективная монография / под ред. В.К. Шаповалова, И.Ф. Игропуло. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. 283 с.

7. Карапетян Л.В. Социально-демографические и психологические предикторы успешности профессионалов // Организационная психология, 2019. Т. 9. № 3. С. 20-34. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: 14.05.2022).

8. Кетриш Е.В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования [текст]: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 120 с.

9. Кийкова Н.Ю. Выбор технологий образования детей с особыми образовательными потребностями как средство планирования педагогическими работниками профессионального роста в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 3 (32). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vybor-tehnologiy-obrazovaniya-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-kak-sredstvo-planirovaniya-pedagogicheskimi-rabotnikami (дата обращения: 14.05.2022).

10. Королькова В.А., Ястребова Л.А. Актуальные проблемы профессионального развития педагогов специального и инклюзивного образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2022. № 2. С. 69-74.

11. Назарова Н.М. Факторы и тенденции развития профессиональной подготовки кадров для системы специального образования в вузах Российской Федерации // Специальное образование. 2008. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-tendentsii-razvitiya-professionalnoy-podgotovki-kadrov-dlya-sistemy-spetsialnogo-obrazovaniya-v-vuzah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 06.06.2022).

12. Отрошко Г.В. Сопровождение профессионального роста педагогов инклюзивного образования: горизонтальное обучение // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума, Ярославль, 26-27 апреля 2021 года. Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», 2021. С. 428-432.

13. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005/ (дата обращения: 06.06.2022).

14. Семенов Д.С. Психологические предикторы прогнозирования профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-19. С.4333-4335 URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=37954 (дата обращения: 06.06.2022).

15. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 271 с.

16. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 42-49.

17. Слюсарева Е.С. Профессиограмма педагога инклюзивного образования // Вестник ГУУ. 2014. № 5. С. 266-271.

18. Ястребова Л.А. Формирование профессионально значимых качеств будущих педагогов-дефектологов: монография. Армавир: АГПА, 2010. 143 с.

19. Ястребова Л.А., Королькова В.А., Лахмоткина В.И. Разработка научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования посредством цифровых технологий // Передовые исследования Кубани: Сборник материалов Ежегодной отчетной конференции грантодержателей Кубанского научного фонда /отв. ред. В.В. Анисимов, ред.: В.Г. Гайдуков, Г.В. Бакуменко (г. Сочи, 20-22 июня 2022 г.). Краснодар: Кубанский научный фонд, 2022. 380 с.

20. Brownell M.T., Ross D.D., Colón E.P. & McCallum C.L. (2005). Critical Features of Special Education Teacher Preparation: A Comparison With General Teacher Education. The Journal of Special Education, 38(4), 242-252. DOI: 10.1177/00224669050380040601 (дата обращения: 14.06.2022).

21. Cole, S. M., Murphy, H. R., Frisby, M. B., Grossi, T. A., & Bolte, H. R. (2021). The Relationship of Special Education Placement and Student Academic Outcomes. The Journal of Special Education, 54(4), 217-227. DOI: 10.1177/0022466920925033 (дата обращения: 14.06.2022)

22. Decker D.M., Wolfe J.L., & Belcher C.K. (2021). A 30-Year Systematic Review of Professional Ethics and Teacher Preparation. The Journal of Special Education, 55(4), 201-212. DOI: 10.1177/0022466921989303 (дата обращения: 02.06.2022).

23. Digital inclusion towards real-life equity. URL: https://iite.unesco.org/ru/news/tsifrovaya-inklyuziya-dlya-dostizheniya-podlinnogo-ravenstva/ (дата обращения: 02.06.2022).

24. Drossel K., Eickelmann B. & Gerick J. Predictors of teachers' use of ICT in school - the relevance of school characteristics, teachers' attitudes and teacher collaboration. Education and Information Technologies, 2, 551-573 (2017). DOI: 10.1007/s10639-016-9476-y (дата обращения: 22.05.2022).

25. Erstad O., Eickelmann B., Eichhorn K. Preparing teachers for schooling in the digital age: A meta-perspective on existing strategies and future challenges. Education and Information Technologies, 2015, 20(4). DOI: 10.1007/ s10639-015-9431-3

26. Fisher L.B., Spooner F., Algozzine B., Anderson, K.M., Brosh C.R. & Robertson C.E. (2019). Content Analysis of Evidence-Based Articles in The Journal of Special Education. The Journal of Special Education, 52(4), 219-227. DOI: 10.1177/0022466918794952

27. Gu Y., Song C., Zhong Y., & Comite U. The Impact of Teacher Support and Learning Interaction on Online Learning Continuation Willingness: A Flow Experience Perspective. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 17(17), pp. 78-89. DOI: 10.3991/ijet.v17i17.34029

28. Prahani B. K., Alfin J., Fuad A.Z., Saphira H.V., Hariyono E., & Suprapto N. Learning Management System (LMS) Research During 1991-2021: How Technology Affects Education. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 17(17), pp. 28-49. DOI: 10.3991/ijet.v17i17.30763

29. Santos, C., Pedro, N., & Mattar, J. Digital Competence of Higher Education Professors in the European Context: A Scoping Review Study. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 17(18), pp. 222-242. DOI: 10.3991/ijet.v17i18.31395

30. Simaeva I. N., Budarina A. O., Sundh S. Inclusive education in Russia and the Baltic countries: a comparative analysis. Balt. Reg., 2019. Vol. 11, no. 1. pp. 76-91. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-1-6

31. The assessment of professional competencies level of future masters in the field of teaching persons with disabilities / V.I. Spirina, M.L. Spirina, T.I. Oleshko [et al.] // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. Vol. 10. No. 4. P. 879-883. (дата обращения: 27.06.2022).

32. Toews S.G., & Zagona A. Collaborative Professional Development to Support Inclusive Instruction. Inclusive Practices, 1(3), 88-96. DOI: 10.1177/27324745211039745

33. Ydyrysbayev D., Kakimova L.S., Gulnaz Sailaubaikyzy B., Talgatbekovich S.Y., Urmatova A., & Orazbaev E. (2022). Determining the Digital Transformation in Education in the Society 5.0 Process. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 17(18), pp. 136-145. DOI: 10.3991/ijet.v17i18.32331

REFERENCES

1. Berulava G.A., Berulava M.N. New network theory of personality development in the information educational space. Psychological Science and Education, 2012, vol. 17, no. 1, pp. 5-17.

2. Vetrov Y.P., Kravchenko A.G. Quality of professional training in a modern university: theory and practice of management. Armavir, Armavir State Pedagogical University Publ., 2017. 168 p.

3. Gevorkyan G.G. Professional success as a subject of scientific reflection in foreign and domestic psychology. Humanization of education, 2015, no. 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-uspeshnost-kak-predmet-nauchnoy-refleksii-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii (accessed 6 May 2022).

4. Head of the UN proposed five areas of action to overcome the crisis in education // UN News: website. Available at: https://news.un.org/ru/story/2022/09/1431821 (date of reference: 23.09.2022).

5. Zimnja I.A. The competence approach. What is its place in the system of approaches to the problems of education?

Higher education today, 2006, no. 8, pp. 20-26.

6. Igropulo I.F. Theoretical and methodological foundations of competence formation of teachers' social partnership in open educational space. Preparation of modern teacher in a multilevel system of continuous education: collective monograph / edited by V. K. Shapovalov, I.F. Igropulo. Stavropol, Publishing house of SKFU, 2015. 283 p.

7. Karapetyan L.V. Socio-demographic and psychological predictors of professional success. Organizational Psychology, 2019, vol. 9, no. 3, pp. 20-34. Available at: http://orgpsyjournal.hse.ru (accessed 14.05.2022).

8. Ketrish E.V. Teacher's readiness to work in conditions of inclusive education [text]: monograph. Yekaterinburg, Izd vo Ros. gos. prof. -ped. uznat, 2018. 120 p.

9. Kiikova N. Yu. The choice of educational technologies for children with special educational needs as a means of planning pedagogical employees' professional growth in the system of professional development. Scientific support of the system of professional development of personnel, 2017, no. 3 (32). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/vybor-tehnologiy-obrazovaniya-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-kak-sredstvo-planirovaniya-pedagogicheskimi-rabotnikami (accessed 14.05.2022).

10. Nazarova N.M. Factors and trends in the development of professional training for the system of special education in universities of the Russian Federation. Special Education, 2008, no. 11. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/faktory-i-tendentsii-razvitiya-professionalnoy-podgotovki-kadrov-dlya-sistemy-spetsialnogo-obrazovaniya-v-vuzah-rossiyskoy-federatsii (date of reference: 06.06.2022).

11. Otroshko G. V. Supporting professional growth of teachers of inclusive education: horizontal learning. Eurasian educational dialogue: proceedings of the international forum, Yaroslavl, 26-27 April 2021. Yaroslavl, State Autonomous Institution of Additional Professional Education of the Yaroslavl region Institute for Education Development, 2021, pp. 428-432.

12. Decree of the Government of the Russian Federation of December 31, 2019 № 3273-r "On approval of the basic principles of the national system of professional growth of teachers of the Russian Federation, including the national system of teacher growth". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005/ (accessed 06.06.2022).

13. Semenov D. S. Psychological predictors of professional activity prediction. Fundamental'nye issledovanie, 2015. № 2-19. P.4333-4335. Available at: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37954 (accessed 06.06.2022).

14. Serikov V.V.. Education and personality. Theory and practice of designing pedagogical systems. Moscow, Publishing Corporation "Logos", 1999. 271 p.

15. Slastenin V.A., Podymova L.S. Teacher's readiness for innovative activity. Siberian pedagogical journal, 2007, no. 1. pp. 42-49.

16. Sliussareva E.S. Professionalogram of a teacher of inclusive education. Vestnik GUU, 2014, no. 5, pp. 266-271.

17. Yastrebova L.A. Formation of professionally significant qualities of future teachers-defectologists: monograph. Armavir, AGPA Publ., 2010. 143 p.

18. Yastrebova L.A., Korolkova V.A., Lakhmotkina V.I. Development of scientific-methodical support to professional development of teachers of special and inclusive education through digital technologies. Advanced Studies of Kuban: Collection of Materials of the Annual Reporting Conference of the Kuban Science Foundation Grant Holders / Ed. by V.V. Anisimov, ed.: V.G. Gaidukov, G.V. Bakumenko (Sochi, 20-22 June 2022). Krasnodar, Kuban Scientific Fund, 2022. 380 p.

19. Brownell M.T., Ross D.D., Colón E.P. & McCallum C.L. Critical Features of Special Education Teacher Preparation: A Comparison With General Teacher Education. The Journal of Special Education, 2005, vol. 38(4), pp. 242-252. DOI: 10.1177/00224669050380040601

20. Cole, S. M., Murphy, H. R., Frisby, M. B., Grossi, T. A., & Bolte, H. R. The Relationship of Special Education Placement and Student Academic Outcomes. The Journal of Special Education, 2021, vol. 54(4), pp. 217-227. DOI: 10.1177/0022466920925033

21. Decker D.M., Wolfe J.L., & Belcher C.K. A 30-Year Systematic Review of Professional Ethics and Teacher Preparation. The Journal of Special Education, 2021, vol. 55(4), pp. 201-212. DOI: 10.1177/0022466921989303

22. Digital inclusion towards real-life equity. Available at: https://iite.unesco.org/ru/news/tsifrovaya-inklyuziya-dlya-dostizheniya-podlinnogo-ravenstva/.

23. Drossel K., Eickelmann B. & Gerick J. Predictors of teachers' use of ICT in school - the relevance of school characteristics, teachers' attitudes and teacher collaboration. Education and Information Technologies, 2017, no. 2, pp. 551-573. DOI: 10.1007/s10639-016-9476-y

24. Erstad O., Eickelmann B., Eichhorn K. Preparing teachers for schooling in the digital age: A meta-perspective on existing strategies and future challenges. Education and Information Technologies, 2015, vol. 20(4). DOI: 10.1007/ s10639-015-9431-3

25. Fisher L.B., Spooner F., Algozzine B., Anderson, K.M., Brosh C.R. & Robertson C.E. Content Analysis of Evidence-Based Articles in The Journal of Special Education. The Journal of Special Education, 2019, vol. 52(4), pp. 219-227. DOI: 10.1177/0022466918794952

26. Gu Y., Song C., Zhong Y., & Comite U. The Impact of Teacher Support and Learning Interaction on Online Learning Continuation Willingness: A Flow Experience Perspective. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 2022, vol. 17(17), pp. 78-89. DOI: 10.3991/ijet.v17i17.34029

27. Prahani B. K., Alfin J., Fuad A.Z., Saphira H.V., Hariyono E., & Suprapto N. Learning Management System (LMS) Research During 1991-2021: How Technology Affects Education. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 2022, vol. 17(17), pp. 28-49. DOI: 10.3991/ijet.v17i17.30763

28. Santos, C., Pedro, N., & Mattar, J. Digital Competence of Higher Education Professors in the European Context: A Scoping Review Study. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 2022, vol. 17(18), pp. 222242. DOI: 10.3991/ijet.v17i18.31395

29. Simaeva I. N., Budarina A. O., Sundh S. Inclusive education in Russia and the Baltic countries: a comparative analysis. Balt. Reg., 2019, vol. 11, no. 1. pp. 76-91. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-1-6

30. The assessment of professional competencies level of future masters in the field of teaching persons with disabilities / V.I. Spirina, M.L. Spirina, T.I. Oleshko [et al.]. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, 2018, vol. 10, no. 4, pp. 879-883

31. Toews S.G., & Zagona A. Collaborative Professional Development to Support Inclusive Instruction. Inclusive Practices, 2022, 1(3), pp. 88-96. DOI: 10.1177/27324745211039745

32. Ydyrysbayev D., Kakimova L.S., Gulnaz Sailaubaikyzy B., Talgatbekovich S.Y., Urmatova A., & Orazbaev E. Determining the Digital Transformation in Education in the Society 5.0 Process. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 2022, vol. 17(18), pp. 136-145. DOI: 10.3991/ijet.v17i18.32331

Информация об авторах Дохоян Анна Меликсовна

(Российская Федерация, г. Армавир) Кандидат психологических наук, доцент Армавирский государственный педагогический университет E-mail d.a.m@mail.ru ORCID ID: 0000-0041-7571-9760 Scopus Author ID: 57189619580

Information about the authors Anna M. Dokhoyan

(Russian Federation, Armavir) Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor Armavir State Pedagogical University E-mail d.a.m@mail.ru ORCID ID: 0000-0041-7571-9760 Scopus Author ID: 57189619580

Королькова Валентина Александровна

(Российская Федерация, г. Армавир) Кандидат педагогических наук, доцент Армавирский государственный педагогический университет E-mail: degalceva_va@mail.ru

Valentina A. Korolkova

(Russian Federation, Armavir) Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor Armavir State Pedagogical University E-mail: degalceva_va@mail.ru

Лахмоткина Валентина Ивановна

(Российская Федерация, г. Армавир) Кандидат педагогических наук, доцент Армавирский государственный педагогический университет E-mail valentinaf63@bk.ru

Valentina I. Lakhmotkina

(Russian Federation, Armavir) Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor Armavir State Pedagogical University E-mail valentinaf63@bk.ru

Larisa A. Yastrebova

(Russian Federation, Armavir)

Ястребова Лариса Александровна

(Российская Федерация, г. Армавир) Кандидат педагогических наук, доцент Армавирский государственный педагогический университет E-mail: klarasar@mai.ru ORCID ID: 0000-0002-1126-0866 Scopus Author ID: 57201882247 ResearcherID: AAZ-1993-2021

Cand. Sci. (Educ.),Associate Professor Armavir State Pedagogical University

E-mail: klarasar@mai.ru

ORCID ID: 0000-0002-1126-0866 Scopus Author ID: 57201882247 ResearcherID: AAZ-1993-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.