Научная статья на тему 'Предикаты создания внутренней мотивации к обучению у студентов'

Предикаты создания внутренней мотивации к обучению у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / СУБЪЕКТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TEACHER / STUDENT / SUBJECT / COMPETENCE / MOTIVATION / PERSONALITY / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Э. А

Исследование позволило обосновать предикаты создания внутренней мотивации к обучению у студентов. При ее создании автор рекомендует опираться на понимание развития личности студента и развитие его способностей к обучению - на начальном уровне обучения, в дальнейшем - на особенности идеального образа студента в понимании студентов - старшекурсников и на понимание собственных психологических проблем студентами, а также на технологии формирования внутренней мотивации. Начальный уровень развития учебных навыков и личности студента должны быть представлены в понимании преподавателя. Идеальный образ студента отражает внутреннюю мотивацию студентов к развитию тех или иных компетенций, и позволяет преподавателю учитывать наиболее сенситивный период для их развития. Собственные психологические проблемы в понимании студентов позволяют выявить депривированные потребности и с учетом их строить внутреннюю мотивацию Результаты могут быть использованы как преподавателями университета, так и практическими психологами университетов для разработки рекомендаций преподавателям по формированию внутренней мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Predicates of creating internal motivation for learning among students of the Faculty of Psychology and Pedagogy

The research allowed to justify predicates create intrinsic motivation for learning among students. When creating it, the author recommends to rely at the initial level of studies on the understanding of the development of the student''s personality and ability to learn, at the advanced stages especially on the ideal image of the student as understood by students undergraduates and on the understanding of their own psychological problems by the students, as well as on the technology forming the inner motivation. Initial level of skills, and personality of the student must be submitted in the understanding of the teacher. The ideal image of a student reflects the intrinsic motivation of students to the development of certain competencies, and allows the teacher to take into account the most sensitive period for their development. Own psychological problems in the understanding of the students can detect deprived needs and help build intrinsic motivation taking them into account. The results can be used by university professors and practical psychologists of universities to develop guidance for teachers for building intrinsic motivation of students.

Текст научной работы на тему «Предикаты создания внутренней мотивации к обучению у студентов»

УДК 159.98: 159.953.5 - 057.875

ПРЕДИКАТЫ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ

Э. А. Соколова

Исследование позволило обосновать предикаты создания внутренней мотивации к обучению у студентов. При ее создании автор рекомендует опираться на понимание развития личности студента и развитие его способностей к обучению - на начальном уровне обучения, в дальнейшем - на особенности идеального образа студента в понимании студентов - старшекурсников и на понимание собственных психологических проблем студентами, а также на технологии формирования внутренней мотивации. Начальный уровень развития учебных навыков и личности студента должны быть представлены в понимании преподавателя. Идеальный образ студента отражает внутреннюю мотивацию студентов к развитию тех или иных компетенций, и позволяет преподавателю учитывать наиболее сенситивный период для их развития. Собственные психологические проблемы в понимании студентов позволяют выявить депривированные потребности и с учетом их строить внутреннюю мотивацию Результаты могут быть использованы как преподавателями университета, так и практическими психологами университетов для разработки рекомендаций преподавателям по формированию внутренней мотивации студентов.

Ключевые слова: преподаватель, студент, субъект, компетентность, мотивация, личность, взаимодействие

Введение. В университете создается образовательная среда, под которой В.А. Ясвин понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно - предметном окружении» [1, с. 14]. Заданным образцом может явиться формирование конкурентоспособного специалиста. Этот специалист обладает сочетанием как личностной, так и профессиональной компетентности. Как пишет М.Ю. Бурыкина, личностная компетентность - это «комплекс взаимосвязанных знаний, умений, навыков восприятия себя и другого, суждений о способах деятельности и организации собственного поведения, которые призваны обеспечить ее эффективную интеграцию в окружающую действительность, и выступают основой для самоопределения и самореализации» [2, с. 21]. По мнению М.Ю. Бурыкиной, формирование личностной компетентности - необходимое условие «подготовки социально активного и профессионально востребованного специалиста» [2, с. 21].

Одним из наиболее важных факторов, такой подготовки является наличие внутренней мотивации студентов к профессиональному и личностному развитию. По мнению Х. Хекхаузена, мотивация «играет роль обобщающего объяснения связей типа «если...то...», которые существуют между исходными условиями ситуации и последующим действием» [3, с. 39 - 40]. В начале обучения у студентов внутренняя мотивация к изучению того или иного предмета может отсутствовать, и ее преподавателю нужно создать. При этом преподаватель должен опираться, в первую очередь, на понимание самим студентом того, что же он находит в той или иной дисциплине или в целом - в будущей профессии для себя.

Предикаты внутренней мотивации конкретизируются каждым студентом в его собственном понимании своих целей, препятствий к их реализации, своих возможностей по реализации целей и преодолению таких препятствий. У преподавателя также возникает свое собственное понимание целей, препятствий и возможностей для усвоения студентами преподаваемой им дисциплины. Преподаватель не всегда соотносит свое понимание этого с пониманием студентами, что возникает вследствие недостаточной изученности понимания студентов. Поэтому преподаватель при создании внутренней мотивации у студентов будет опираться на предикаты внутренней мотивации, которые он рассматривает с позиции своего собственного понимания, что не всегда эффективно. Учитывая все это, становится актуальным установление предикатов создания внутренней мотивации студентов к становлению себя как специалиста с позиции понимания их самим студентом.

Цель исследования - установление и обоснование предикатов создания внутренней мотивации профессионального и личностного роста студентов с позиции понимания их самими студентами.

Метод исследования - теоретический анализ литературы, а также анализ и синтез результатов предыдущих собственных эмпирических исследований в рамках реализуемой цели.

Методологическая основа исследования - философская позиция конструктивного альтернативизма Д.А. Келли [4],

Основная часть. Формирование личностной и профессиональной компетентности осуществляется в процессе взаимодействия преподавателя и студента. Взаимодействие преподавателя и студента носит субъект - субъектный характер, поэтому преподаватель сам должен обладать и профессиональной и личностной компетентностью. Как отмечал К.Г. Юнг относительно процесса психотерапии, вне зависимости от технологии, применяемой психологом, только личность воздействует на личность [5]. Это вполне применимо и к процессу обучения. Преподаватель сам должен быть личностью, чтобы воздействовать на личность студента, сам подвергаться воздействию личности студента, и в этом воздействии друг на друга и происходит личностный рост обоих субъектов - преподавателя и студента. Взаимодействие преподавателя и студента - это средство деятельности по формированию специалиста из студента и совершенствованию профессиональных и личностных возможностей преподавателя. Цель такой деятельности включает общественный аспект -выполнение государственного заказа на подготовку специалиста, и личностный аспект -совершенствование профессионализма и личностной компетентности преподавателей. Личностный аспект не всегда осознаваем, а общественный отражает единую цель деятельности, как для студентов, так и для преподавателей. Группа «преподаватель - студенты» взаимосвязана и взаимозависима. Взаимосвязанность и взаимозависимость обусловлена невозможностью реализации деятельности формирования специалиста в отсутствии одного из субъектов - преподавателя или студента. Даже если студент овладевает дисциплиной самостоятельно - он опирается на литературу по дисциплине, написанную специалистом, то есть виртуально преподаватель все же присутствует.

Взаимосвязанность и взаимозависимость лежат в основе формирования группового состояния предактивности, критериями которого А.В. Брушлинский и М.И. Воловикова считают предмет взаимных связей и интенсивность взаимных связей [6]. Предметом взаимных связей является та дисциплина, которая изучается студентами под руководством преподавателя. Интенсивность взаимных связей обусловлена мотивационно. Выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию, причем, более эффективной считается внутренняя мотивация [7]. Как пишет В.А. Климчук, «мотивация будет внутренней, лишь когда, когда субъект локализует причину своих действий в себе, считает себя компетентным и включенным в систему значимых отношений» [7, с. 12 - 13]. Со ссылкой на Э. Диси и Р. Раяна, В.А. Климчук указывает, что «субъект при выполнении деятельности постоянно оценивает, что является причиной его действий» [7, с. 12]. Такая оценка необходима, так как в процессе обучения мотивы деятельности будут меняться. Но это означает также, что в течение всего процесса обучения преподавателю необходимо поддерживать внутреннюю мотивацию к обучению и в некоторых случаях заново создавать ее, опираясь на реальные изменения, происшедшие в понимании студента.

Для создания внутренней мотивации к развитию профессионализма необходима опора на понимание преподавателем ряда особенностей студента: учет возможностей студента воспринимать и усваивать информацию; учет особенностей личности студента; существующие потребности студента (в понимании самого студента); учет его депривированных потребностей (в понимании самого студента); опора на технологии формирования мотивации.

Из представленного перечня наиболее изучены в настоящее время личностные особенности обучающихся и учет их при преподавании дисциплины [О.П. Котикова, Н.Ю. Клышевич, 2007], а также технологии формирования внутренней мотивации [7]. Все остальные предикаты требуют пояснения. Как пишет А. Ребер, объекты могут иметь «один и тот же предикат, то есть они обладают тем же качеством относительно субъекта», [8, с. 99], а кроме этого «предикация всегда включает представление о связывании...» [8, с. 99]. Предикаты внутренней мотивации связаны с ней, так как она формируется на их основе. Кроме этого, они обладают тем же качеством относительно студента - они отражают прямо или косвенно некий личностный смысл, который, с одной стороны - позволяет на их основе формировать внутреннюю мотивацию, а с другой -отражает направления ее формирования.

Поступив в университет, студент, с одной стороны, пытается реализовать свою цель -получение высшего образования, с другой - сталкивается с рядом проблем.

В проблемах отражается депривированная потребность [9]. Выявление таких потребностей возможно при изучении психологических проблем. Нами проводилось изучение психологических проблем в понимании и переживании студентов (n = 81) [9]. Исследование проводилось с помощью методики открытых текстов, в которой мнение исследователя не навязывалось респондентам [9]. Было установлено, что наиболее значимыми проблемами для студентов являются семейные проблемы (65,73%), проблемы с учебой (40,7%), проблемы со здоровьем (19,7%), личностные проблемы (19%), проблемы взаимоотношений с другими людьми (17%), проблемы нехватки времени (7%) [9].

Проблемы могут быть взаимосвязаны, например, нехватка времени может лежать в основе проблем обучения, и причины нехватки времени могут, в свою очередь, являться причинами проблем с учебой. Как было установлено дальнейшими исследованиями, студенты связывают нехватку времени с недостаточной собственной самоорганизацией и самодисциплиной, отсутствием навыков защиты своего личностного времени [10].

Знание преподавателем проблем студентов может явиться\ той основой, на которой могут строиться аргументы для создания внутренней мотивации к изучению дисциплины. Возможен мониторинг проблем студентов, так как с развитием личности студента и изменением социальной ситуации психологические проблемы и их понимание студентами могут меняться.

Как считает И.О. Мелихова, в настоящее время мотивы студентов во многом «зависят от того, насколько они видят перспективу реализации своих основных потребностей» [10, с. 39]. Проблемы с учебой снижают перспективу достижения этой цели.

Учитывая причины нехватки времени, на уровне собственного бытового понимания студентов неудачи с учебой могут быть объяснены недостаточной волевой регуляцией собственной деятельности и недоразвитием навыков организации деятельности. Не отрицая правомочность такого понимания, с позиции понимания преподавателем причины проблем с учебой рассматриваются не на бытовом, а на научном, как педагогическом, так и психологическом уровне. Именно преподаватель устанавливает тот начальный уровень, с которым студент приходит в высшую школу, и в этом выявляет определенные проблемы. Начальный уровень особенностей студента, обусловливающий возможности формирования профессиональной компетентности представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Начальный уровень особенностей студента на начальном этапе формирования профессиональной

компетентности

Позитивные составляющие Составляющие, нуждающиеся в развитии

Нормальный уровень интеллекта Невысокая, по сравнению с необходимой скорость понимания материала [12]

Личностные качества, способствующие взаимодействию и обучению Личностные качества, затрудняющие обучение и взаимодействие

Навыки работы на компьютере Недоразвитие навыков: работы с большими объемами информации, выделения главного в больших объемах информации [12]

Наличие цели - получение высшего образования, наличие мотивов обучения. Преобладание репродукции знаний над их осмыслением. Недостаточное развитие интеллектуальных схем запоминания материала [12 и др.]

Наличие мотивов обучения, цели обучения, нормального уровня интеллекта, навыков работы с информационными технологиями, недостаточного развития навыков обучения в вузе, в частности работы с большими объемами информации, возможное наличие личностных особенностей, затрудняющих взаимодействие - тот начальный уровень, который объединяет студентов первого курса, и от которого начинается развитие профессиональной компетентности.

Представленная таблица 1 показывает направления, в русле которых необходимо формировать внутреннюю мотивацию к профессиональной компетентности. В этих направлениях преподаватель может, как работать самостоятельно, так и привлекать помощь психолога университета.

Для формирования ряда учебных навыков у студента: скорости понимания материала, формирования интеллектуальных схем его запоминания, свободного владения специальной терминологией, которую студент еще только начинает осваивать на первом курсе необходимо определенное время. Скорее всего, на начальных курсах обучения студент и преподаватель будут обращать внимание, главным образом, на этот аспект успешности - обучение умению учиться в высшей школе. Студент, со своей стороны, будет развивать волевую регуляцию собственной деятельности и навыки организации деятельности, и это также внесет свой вклад в развитие профессиональной компетентности. Освоение ряда учебных дисциплин на начальных курсах обучения пройдет параллельно с формированием учебных навыков. Это обосновано, так как в психологии многократно подчеркивается, что деятельность развивается только в деятельности.

Так как в университете формируется не только профессиональные, но и личностные компетенции будущего специалиста, то те особенности личности, которые имеются у студента на начальном уровне обучения также необходимо учитывать. Особенности личности студента на

начальном этапе формирования личностной компетентности представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Особенности личности студента на начальном этапе формирования личностной

компетентности

Особенности личности Позитивные Негативные

Личностный опыт позитивный негативный

Взгляд на мир позитивный негативный

Уровень развития личности Высокий, средний Низкий

Уровень развития культуры [13, 14] Высокий, средний Низкий

Возможное наличие нерешенных психологических проблем [9] Позитивное, в качестве опоры для создания мотивации негативное

Появление новых психологических проблем [9] Позитивное, если научился их решать Негативное, если не научился их решать

Как видно из таблицы 2, в университет приходит человек, проживший определенный период своей жизни, имеющий определенный жизненный опыт, с разным уровнем развития личности, разным уровнем культуры [14], разными взглядами на мир. После получения статуса студента - сам студент должен стать образцом, на который будут опираться люди без высшего образования, и эту ответственность он должен осознать [9].

Согласно теории Д.А. Келли:

- «человек обладает широким спектром альтернативных способов для истолкования своего мира» [15, с. 401]

- « личностные процессы, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в русле которых человек предвосхищает события» [15, с. 401].

Для того, чтобы личностные процессы направлялись по каналам изучения той или иной дисциплины, студент в своем внутреннем мире, в частности, в собственном будущем должен найти применение тем навыкам, знаниям и умениям, которые предоставляет изучаемая дисциплина. Это может быть связано как с преодолением каких-то проблем - при депривации потребностей, или реализации потребности собственного развития.

Как указывал Н.А. Бернштейн, существует «модель потребностного будущего», как цель деятельности [16]. Выпускник школы ставит перед собой цель поступления, и поступает в высшее учебное заведение потому, что для него это престижно [17]. Образ идеального студента -будущего себя в этот период позитивен, иначе бы выпускник школы не стремился поступать в университет [17]. У него имеется мотивация к обучению. Мотивы могут быть разными, но они есть, и с течением времени они могут изменяться. Потребность адаптироваться и развиваться заставляет пересматривать идеальный образ студента, в понимании студентов - в соответствии с новыми потребностями. В идеальный образ, в соответствие с изменившимися потребностями студенты будут вкладывать новое содержание. Мы предположили, что до третьего курса в идеальном образе студентов, в понимании самих студентов, найдут отражение, главным образом, потребности, связанные с успешностью в учебе, а затем этот образ будет меняться. Для того, чтобы это оценить, нами было проведено изучение идеального образа студента в понимании студентов старших курсов факультета психологии и педагогики университета, (с третьего по пятый) [17]. Было установлено, что на третьем курсе потребности, связанные с обучением, в значительной мере, ограничиваются временем настоящего [17]. Наиболее значимыми из них являлись: самодисциплина (34,78%), выполнение своих обязанностей (39,1%), успешность на промежуточных этапах (34,78%), ответственность (34,78%), целеустремленность (39,1%), добросовестность (30,43%), активность (43,5%), владение разными формами общения, в том числе, общением по вертикали (30,45%). Этот образ отражает достаточно полное погружение в работу и ее организацию - деловые характеристики, связанные с отношением к своим обязанностям [17]. Ценным для студентов третьего курса является навык общения «по вертикали» [17]. Ответственность, умение общаться по вертикали - качества идеального студента в понимании студентов 3 курса обусловлено необходимостью «подстройки» к тем требованиям, которые выдвигает преподаватель. Ответственность, умение взаимодействовать, «договариваться» с окружающими людьми М.Ю. Бурыкина относит к личностной компетентности студентов [2]. Для студентов третьего курса, развитие, некоторых личностных компетенций, таким образом, становится личностной потребностью студентов, что и представлено в образе идеального студента. Таким образом, некоторые личностные компетенции, которые выделяет преподаватель,

в своем понимании необходимости их овладения студентами [2] совпадают с пониманием самих студентов. В их развитии преподаватель не встретит противодействия со стороны студентов, внутренняя мотивация к обучению уже сформирована, что отражается\ в идеальном образе студента третьего курса. На третьем курса начинает формироваться внутренняя мотивация и для развития личностной компетентности.

На четвертом курсе понимание идеального образа изменяется. Некоторые наиболее значимые его характеристики сохраняются: ответственность (43,1%), целеустремленность (31,4%), активность (45,1%) [17]. На 4 курсе уменьшается значимость самодисциплины (p < 0,007), умения организовывать чужую деятельность (p < 0,03) [17]. Возрастает значимость начитанности (p < 0,02), направленности на учебу и будущую профессию (p < 0,004), решительности (p < 0,04), доброты и заботливости (p < 0,04), высокой адекватной самооценки и уверенности в себе (p < 0,01), порядочности, интеллигентности, тактичности (p < 0,01), общительности (p < 0,001) [17]. Временные границы идеального образа студента расширяются, осознается значимость личностных качеств - порядочности, интеллигентности, самостоятельности, и других, осознания себя и своих возможностей [17]. Образ выходит за пределы овладения профессией, он, скорее, является базой для формирования образа профессионала. В дальнейшем на пятом курсе это направление развития студентов углубляется [17]. По сравнению со студентами третьего курса повышается значимость ответственности (p < 0,02), направленности на учебу и будущую профессию (p < 0,02) решительности (p < 0,02), высокой адекватной самооценки и уверенности в себе (p < 0,03), порядочности, интеллигентности, тактичности (p < 0,02), отзывчивости (p < 0,03) [17]. Возрастает значимость общительности (p < 0,04), но снижается значимость владения разными формами общения, в том числе, общения по вертикали (p < 0,02) [17].

Образ показывает ценность, а, значит, и направление развития тех личностных качеств, которые относятся к личностной компетентности. Период с четвертого курса по пятый является оптимальным для развития личностной компетентности, так как понимание развития личностной компетентности и преподавателя и студента по многим параметрам совпадают [17]. Внутренняя мотивация для развития личностной компетентности у студентов четвертого курса уже сформирована, что находит отражение в идеальном образе студента в понимании студентов четвертого курса.

Заключение. Представленное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. При создании внутренней мотивации имеет смысл опираться на понимание развития личности студента и развитие его способностей к обучению - на начальном уровне обучения, в дальнейшем - на особенности идеального образа студента в понимании студентов -старшекурсников, на понимание собственных психологических проблем студентами, а также на технологии формирования внутренней мотивации.

2. Начальный уровень развития учебных навыков и личности студента сам студент в полной мере осмыслить не может, поэтому они должны быть представлены в понимании преподавателя.

3. Идеальный образ студента отражает внутреннюю мотивацию студентов к развитию тех или иных компетенций, и позволяет преподавателю учитывать наиболее сенситивный период для их развития.

4. Собственные психологические проблемы в понимании студентов позволяют выявить депривированные потребности и с учетом их строить внутреннюю мотивацию

5. Результаты могут быть использованы как преподавателями университета, так и практическими психологами университетов для разработки рекомендаций преподавателям по формированию внутренней мотивации студентов.

The research allowed to justify predicates create intrinsic motivation for learning among students. When creating it, the author recommends to rely at the initial level of studies on the understanding of the development of the student's personality and ability to learn, at the advanced stages - especially on the ideal image of the student as understood by students - undergraduates and on the understanding of their own psychological problems by the students, as well as on the technology forming the inner motivation. Initial level of skills, and personality of the student must be submitted in the understanding of the teacher. The ideal image of a student reflects the intrinsic motivation of students to the development of certain competencies, and allows the teacher to take into account the most sensitive period for their development. Own psychological problems in the understanding of the students can detect deprived needs and help build intrinsic motivation taking them into account. The results can be used by university professors and practical psychologists of universities to develop guidance for teachers for building intrinsic motivation of students.

The key words: teacher, student, subject, competence, motivation, personality, interaction

Список литературы

1 Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2001 365 с.

2 Бурыкина, М.Ю Влияние потребностей личности на развитие личностной компетентности студентов / М.Ю. Бурыкина. Вестник Брянского государственного университета, 2013. № 1. С. 21 - 27.

3 Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен; пер. с нем.; под ред. Б.М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. 408 с.

4 Келли, Д.А. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели / Д.А. Келли // Техники консультирования и психотерапии. Тексты / ред. и сост. У.С. Сахакиан; пер. с англ. М. Будыниной [и др.] ; науч. ред. Н. Бурыгина, Р. Римская. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. С. 399-417.

5 Юнг, К.Г. Аналитическая психотерапия / К.Г. Юнг //Техники консультирования и психотерапии. Тексты / ред. и сост. У.С. Сахакиан ; пер. с англ. М. Будыниной [и др.]; науч. ред.: Н. Бурыгина, Р. Римская. М.: Апрель Пресс, Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. С. 105 142.

6 Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. 368 с.

7 Климчук, В.А. Тренинг внутренней мотивации / В.А. Климчук. СПб.: Речь, 2005. 76 с.

8 Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: в 2 томах / А. Ребер; пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева. М.: ООО «Издательство АСТ», «Издательство ВЕЧЕ», 2003. Т. 2. 560 с.

9 Соколова, Э.А. Психологические проблемы человека и социальной группы / Э.А. Соколова. Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. 232 с.

10 Соколова, Э.А. Психологические проблемы нехватки времени в профессиональной деятельности / Э.А. Соколова // Вестник Брянского государственного университета. 2013, № 1. с. 200

- 204.

11 Мел1хова 1.О. Мотивацшш ¡гри та сучасш проблеми студентсько1 молод1 / И.О. Мелихова //Вюник Чершпвського нацюнального педагопчного ушверситету: Випуск 82. Том 2. Сер1я «Психолопчш науки». Чершпв, 2010. С. 35 - 39.

12 Соколова, Э.А. Компетентностный подход к современному образованию в вузе //Э.А. Соколова // Актуальные вопросы научно - методической и учебно - организационной работы: Инновационное управление вузом на основе системы менеджмента качества //Материалы научно -методической конференции (11 -12 марта 2010 года) / В трех частях. Часть 3: Мин - во образ. РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. Гомель, ГГУ им. Ф.Скорины, 2010 300 с. С. 86 - 89.

13 Коломинский, Я. Л. Психологическая культура личности / Я. Л. Коломинский //Актуальные проблемы формирования психолого - педагогической культуры будущих специалистов: межвуз. сб. науч. ст.. Вып. 2. В 2 ч. Ч.1 /под науч. ред. д - ра психолог. наук, проф. Я.Л. Коломинского; отв. ред. А.А. Селезнев [и др.]. Барановичи, РИО БарГУ, 2012. С. 67 - 75.

14 Соколова, Э.А. Проблемы формирования психологической культуры в учреждениях высшего образования и обществе / Э.А. Соколова // Актуальные проблемы формирования психолого -педагогической культуры будущих специалистов: межвуз. сб. науч. ст.. -Вып. 2. В 2 ч. Ч.1 /под науч. ред. д

- ра психолог. наук, проф. Я.Л. Коломинского; отв. ред. А.А. Селезнев [и др.]. Барановичи, РИО БарГУ, 2012. С. 165 - 168.

15 Келли, Д.А. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели / Д.А. Келли // Техники консультирования и психотерапии. Тексты / ред. и сост. У.С. Сахакиан; пер. с англ. М. Будыниной [и др.] ; науч. ред. Н. Бурыгина, Р. Римская. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. С. 399-417.

16 Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина. 1966. 352 с.

17 Соколова, Э.А. Особенности образа идеального студента в понимании студентов -старшекурсников разных курсов университета / Э.А. Соколова // Когнитивные штудии: актуальные проблемы когнитивной науки: материалы 4 междисциплинарного семинара . Вып. 4 /под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. Мн.: БГПУ, 2013. С. 178 - 187.

Об авторе

Соколова Э. А. - кандидат медицинских наук, доцент УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.