Научная статья на тему 'Пределы авторских прав киностудий или еще раз о правообладании на советские телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР'

Пределы авторских прав киностудий или еще раз о правообладании на советские телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2020
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОСТУДИИ СССР / ТЕЛЕФИЛЬМЫ / ГОСТЕЛЕРАДИО СССР / ПРАВОПРЕЕМСТВО / ИМУЩЕСТВ О / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Львова С. В.

Не отрицая положений статьи 486 ГК РСФСР о том, что авторские права на телефильм принадлежат киностудии, автор на основании изученного законодательства СССР, архивных и финансово − бухгалтерских документов, анализирует пределы этих авторских прав с позиций не только авторского права, но и с позиций анализа нормативного регулирования творческого процесса производства телефильмов, сути телефильма, который являлся не только особым объектом авторского права, но и особым имуществом юридического лица − основным средством, специальной правоспособности киностудий, как государственного юридического лица. Автор обосновывает свои выводы о том, что имущественные права на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, всегда принадлежали государству и продолжают ему принадлежать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIMITS OF COPYRIGHT FILM STUDIOS OR AGAIN ABOUT THE RIGHTS RELATED WITH SOVIET MOVIES MADE FOR TELEVISION, CREATED BY ORDER OF USSR RADIO AND TELEVISION

Without denying the provisions of Article 486 of the Civil Code of the Russian Federation that the copyright belongs to the television movie studios, an author based on a study by the legislation of the USSR, by archival and financial − accounting documents, analyzes the limits of these copyrights from the standpoint not only of copyright, but also in terms of the analysis of the normative regulation process of creative production of TV films, the essence of a television movie that it was not only a special subject to copyright law, but also as the special property of a legal entity − the primary means of a special legal studios, as a public legal entity. The author bases his conclusions on the fact that property rights to films made for television filmed by the Radio and Television of the USSR, has always belonged to the state and continue to belong to it.

Текст научной работы на тему «Пределы авторских прав киностудий или еще раз о правообладании на советские телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР»

2.6. ПРЕДЕЛЫ АВТОРСКИХ ПРАВ КИНОСТУДИЙ ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О ПРАВООБЛАДАНИИ НА СОВЕТСКИЕ ТЕЛЕФИЛЬМЫ, СОЗДАННЫЕ ПО ЗАКАЗУ ГОСТЕЛЕРАДИО СССР

Львова С. В., адвокат

Место работы: Межотраслевая коллегия адвокатов

lvovasv@mail.ru

Аннотация: Не отрицая положений статьи 486 ГК РСФСР о том, что авторские права на телефильм принадлежат киностудии, автор на основании изученного законодательства СССР, архивных и финансово -бухгалтерских документов, анализирует пределы этих авторских прав с позиций не только авторского права, но и с позиций анализа нормативного регулирования творческого процесса производства телефильмов, сути телефильма, который являлся не только особым объектом авторского права, но и особым имуществом юридического лица - основным средством, специальной правоспособности киностудий, как государственного юридического лица. Автор обосновывает свои выводы о том, что имущественные права на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, всегда принадлежали государству и продолжают ему принадлежать.

Ключевые слова: киностудии СССР, телефильмы, Гостелерадио СССР, правопреемство, имущество, имущественные права.

THE LIMITS OF COPYRIGHT FILM STUDIOS OR AGAIN ABOUT THE RIGHTS RELATED WITH SOVIET MOVIES MADE FOR TELEVISION, CREATED BY ORDER OF USSR RADIO AND TELEVISION

Lvova S.V., lawyer

Place of employment: Interdisciplinary Bar Associations

lvovasv@mail.ru

Annotation: Without denying the provisions of Article 486 of the Civil Code of the Russian Federation that the copyright belongs to the television movie studios, an author based on a study by the legislation of the USSR, by archival and financial - accounting documents, analyzes the limits of these copyrights from the standpoint not only of copyright, but also in terms of the analysis of the normative regulation process of creative production of TV films, the essence of a television movie that it was not only a special subject to copyright law, but also as the special property of a legal entity - the primary means of a special legal studios, as a public legal entity. The author bases his conclusions on the fact that property rights to films made for television filmed by the Radio and Television of the USSR , has always belonged to the state and continue to belong to it.

Keywords: Soviet film studio, television movies, USSR Radio and Television, Succession, property, property rights.

До сих пор ни законодатель, ни правоприменитель не сформировали четкой позиции по вопросу о правообладателе на советские телевизионные фильмы.

Советское законодательство до введения в действие Основ авторского права 1928 года исходило из того, что авторское право на кинопроизведение

принадлежит на началах соавторства группе лиц, принимающих участие в создании фильма.

После введения в действие Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 08.10.1928 «Об авторском праве» было установлено, что субъектом авторского права на кинофильм в целом являлось кинопроизводственное предприятие, на что прямо указывалось в статье 3 Закона2.

Это правило было позаимствовано и закреплено законодателем в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 19613 и ГК РСФСР 1964г4, в период действия которых и была создана основная масса телефильмов.

В части 1 статьи 100 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961г. и статье 484 ГК РСФСР содержалась общая норма о том, что за юридическими лицами авторское право признается в случаях и пределах, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статьей 486 ГК РСФСР было установлено, что авторское право на кинофильм и телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку5, правила которой уже много лет являются камнем преткновения в юридической литературе и судебной практике.

В. А. Дозорцев указывал, что статья 486 ГК РСФСР представляет собой императивную норму закона, устанавливавшую, что авторское право закрепляется за предприятием, где был создан фильм. При действии этой статьи фильмы создавались только на студиях, представляющих собой именно предприятия, притом только государственные, никаких других организационно - правовых форм для таких студий не существовало. Примечательно, что при этом условии закон закрепляет авторское право за таким предприятием, как юридическим лицом, не упоминая государство, как собственника его имущества. Авторское право закрепляется за юридическим лицом в его личном качестве6.

Действительно, в СССР, в условиях господства государственной собственности, существовали только государственные предприятия, все имущество которых принадлежало на праве собственности государству.

Однако государственные юридические лица в силу их специальной правоспособности могли иметь только тот объем авторских полномочий, как носители авторских прав, которые были определены в их Уставах или Положениях.

Таким образом, для оценки объема авторских прав киностудий на телефильмы, созданные в период действия ГК РСФСР, буквально толкуя положения статьи 100 Основ и статьи 484 ГК РСФСР, установивших общее императивное правило о пределах признания за юридическими лицами авторского права в соответствии с законодательством Союза ССР (прим. авт), необходимо руководствоваться не только гражданским законодательством, но и бухгалтерским, бюджетным,

1СУ РСФСР, 1928, N 132, ст. 861

2СУ РСФСР", 1928, N 132, ст. 861

3Ведомости ВС СССР", 1961, N 50, ст. 525

4Свод законов РСФСР", т. 2, с. 7, 1988 г.

5 Ведомости ВС РСФСР, 1964, N 24, ст. 406

6Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное

произведение . "Вестник Вас РФ", 2000, N 3.

конституционным и другими отраслями права, которые прямо или косвенно относились к деятельности юридических лиц - носителей авторского права на телефильмы.

Автор, не оспаривая тех позиций, которые отражены в положениях статьи 486 ГК РСФСР, предлагает сконцентрировать внимание на установленных законодательством СССР пределах признания за юридическими лицами авторского права, основанных на принципах деятельности юридических лиц, нормативно закрепленных в нормах права того времени, которыми и устанавливались те пределы признания за юридическими лицами - киностудиями, авторских прав на телефильмы.

Первый предел авторского права киностудий - это невозможность для них, как для юридического лица, иметь права авторства, как одно из правомочий автора.

Юридическое лицо может быть носителем только авторского права на конкретное произведение. Нигде

- ни в ГК РСФСР, ни в Основах гражданского законодательства СССР не содержится указания на то, что право авторства на произведение может быть признано за лицом, которое на самом деле не является автором этого произведения. А потому и невозможно говорить, что на юридическое лицо, как на носителя авторского права, распространяются все правомочия автора, установленные положениями статьи 479 ГК РСФСР.

Второй предел авторского права киностудий -законодательно установленные ограничения (специальная правоспособность) имущественных прав юридических лиц на телефильм, который в законодательстве СССР рассматривался не только как объект авторского права, но и как особое имущество юридического лица - основное средство.

Все советские фильмы создавались в стране, Конституция которой установила, что экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (статья 4 Конституции 1936г.). Аналогичная норма содержалась и в статье 1 ГК РСФСР, указывающая также на то, что хозяйственная жизнь РСФСР определялась и

направлялась государственным

народнохозяйственным планом.

В СССР, в условиях господства государственной собственности, существовали только государственные предприятия, все имущество которых принадлежало на праве собственности государству.

В соответствии со статьей 95 ГК РСФСР

организованные государством сельскохозяйственные, торговые, коммунальные и иные предприятия

находились в собственности государства. А

государственное имущество, закрепленное за

государственными организациями, состояло в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права

владения, пользования и распоряжения имуществом (статья 94 ГК РСФСР).

Как правило, практически все заказные телефильмы в СССР создавались киностудиями системы Госкино СССР.

Постановлением Совмина СССР от 05.11.1976 N 913 на государственные киностудии системы Госкино СССР было распространено действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731.

В пункте 1 вышеуказанного Постановления N 731 давалось понятие социалистического

государственного производственного предприятия, под которым понималось основное звено народного хозяйства СССР, деятельность которого строилась на сочетании централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятия.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731 социалистическое государственное производственное предприятие, используя закрепленное в его оперативном управлении или пользовании

государственное имущество, осуществляло силами своего коллектива под руководством вышестоящего органа производственно - хозяйственную

деятельность (изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с планом экономического и социального развития, на основе хозяйственного расчета, выполняет обязанности и пользуется правами, связанными с этой деятельностью, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом.

Таким образом, все юридические лица, в том числе и киностудии, являлись государственными

предприятиями. Все имущество, закрепленное за госпредприятиями, принадлежало государству.

Понятие имущества предприятия раскрывалось в статье 24 ГК РСРСР - закрепленные за ними основные и оборотные средства.

Понятие основных и оборотных средств определялось бухгалтерским законодательством.

Под оборотными фондами понимались предметы труда, которые участвовали в одном производственном цикле, переносили на себестоимость вновь создаваемой продукции всю свою стоимость и в ходе производственного процесса изменяли натуральную форму.

Оборотные производственные фонды предприятия слагались из предметов труда до запуска их в производство, именуемых производственными запасами, и предметов труда, вступивших в производство, т. е. незаконченной продукции.

Кроме оборотных производственных фондов предприятию необходимы фонды для обслуживания сферы обращения, т. е. для осуществления снабженческо-сбытовой деятельности.

Совокупность денежных средств предприятий, предоставляемых в их распоряжение государством за особую плату для образования оборотных производственных фондов и фондов обращения, называется оборотными средствами7.

К оборотным средствам киностудий относились оборотные фонды (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов) и фонды обращения (готовая продукция, отгруженная продукция, средства в расчетах,

7 Г. Н. Горюнова. Экономика кинематографии. М., 1975. С. 223.

денежные средства, подотчетные суммы и авансы авторам)8

Статьей 93.1 ГК РСФСР было установлено, что имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Аналогичная норма содержалась и в пунктах 8 23, 39 Постановления Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 7319.

Все киностудии в СССР вне зависимости от ведомственной принадлежности являлись

юридическими лицами, финансировались из государственного бюджета, занимались

производством фильмов в строго регламентированном порядке, съемка фильмов производилась только на основании актов планирования.

Основными актами планирования для киностудий являлись тематические планы, которые определяли подготовку литературных сценариев, выпуска фильмов, а также производственные планы киностудий.

На основании актов планирования осуществлялось финансирование производства телефильмов по заказу Гостелерадио СССР из союзного бюджета.

Получив соответствующее финансирование из союзного бюджета для производства съемок телефильма, киностудия обязана была передать готовый фильм заказчику.

Не случайно основным показателем годовых производственных планов киностудия являлась товарная продукция (в натуральном и стоимостном выражении) и объем работ в стоимостном выражении.

Товарная продукция - это произведенная за определённый период готовая продукция (отпущенная либо предназначенная для отпуска на сторону), а также услуги и работы, выполненные по заказам сторонних организаций.

К основной товарной продукции относили кинофильмы всех видов - полнометражные и короткометражные, мультипликационные,

телевизионные, фильмы-спектакли, фильмы-концерты, научно-популярные, учебные, хроникальнодокументальные фильмы, дублированные на русский язык, художественные фильмы, переведенные из одного формата в другой, восстановленные фильмы, а также малотиражную печать фильмокопий10.

Создаваемые киностудиями телефильмы никогда не отражались в бухгалтерском учете киностудий в качестве основных средств, под которыми понимаются средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму и предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года11.

8 Г. Н. Горюнова. Экономика кинематографии. М., 1975. С. 225

9Свод законов СССР, т. 6, с. 339, 1990 г.

10 Г. Н. Горюнова. Экономика кинематографии. М., 1975. С.101.

11 Википедия -

http://ш.wikipedia.org/wiki/%CE%F1%ED%EE%E2%ED%FB%E5_%

F1 с/с^0%Е5%Е4°/с^1 °/с^2%Е2%Е0

Понятие основных средств раскрывалось в п. 22 «Положения о бухгалтерских отчетах и балансах учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР», утвержденного Приказом Минфина СССР от 27.12.1974 N 305и в п. 34 Инструкции по бухгалтерскому учету (по двойной системе) в учреждениях и организациях, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минфина СССР от 27.12.1973 N 323, где содержался полный перечень основных фондов (средств), под которыми понимались в том числе кинофильмы и телефильмы.

Телефильмы, как основные средства, учитывались на балансе тех организаций, Уставы или положения которых предусматривали возможность использования телефильмов.

В соответствии с Положением о государственной киностудии системы Госкино СССР от 16 сентября 1977 г. N 387 киностудии являлись государственными предприятиями, в функции которых входило производство фильмов.

Их деятельность сводилась исключительно к творческому процессу, который регламентировался и направлялся нормативно правовыми актами как правило профильного министерства -Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии.

В структуре крупнейших киностудий СССР -«Мосфильм», «Центральной киностудии

документальных фильмов», «Центрнаучфильм», «Союзмультфильм»1 по состоянию на 1984г. не было отделов, которые бы занимались вопросами передачи прав на телефильмы. Киностудии представляли собой сложный производственный организм, в котором сочетались художественно-творческие и

производственно-технические процессы13.

Приказом по Комитету по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР № 260 от 10 июля 1969г. были утверждены и введены в действие временные нормативы по производству телевизионных фильмов и других материалов для телевидения на пленке. Этим же Приказом была утверждена маршрутная технология производства телевизионных фильмов и других материалов для телевидения на пленке.

Из вышеуказанных маршрутного листа и Инструкции вытекало, что съемка - это только часть производства фильма, который включает в себя не только творческие вопросы, но и вопросы технологии производства, экономику, планирование и организацию производства.

Однако весь процесс производства фильма логически завершался одним единственным действием - сдачей фильма заказчику. С этого момента, телефильм, как объект авторского права, превращался в основное средство, которое начинало участвовать в гражданском обороте. До этого телефильма, как объекта авторского права, не существовало.

Таким образом, до того момента пока телефильм не приобретал свойство объективного выражения, т.е. пока он не был в окончательном виде записан на пленку и не был передан по акту приема - передачи

12 Б. Н. Коноплев. Основы фильмопроизводства. М., 1988. С.54, 55, 57

13 Б. Н. Коноплев. Основы фильмопроизводства. М., 1988. С.35

Заказчику, он не учитывался как основное средство -телефильм.

Советское бухгалтерское законодательство, в отличие от ныне действующего, не знало деления основных фондов на материальные и нематериальные. А потому и не мог материальный носитель - объективное выражение телефильма быть передан одному предприятию, а права на сам телефильм - другому предприятию.

Телефильм и кинофильм в силу того, что законодатель установил правило о принадлежности прав на них именно юридическому лицу, рассматривались только как основное средство. А принадлежность этого особого основного средства -телефильма, должна определяться по правилам, установленным ГК РСФСР, а именно:

1. В силу статьи 25 ГК РСФСР юридическое лицо действует на основании устава (положения). Учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, также и другие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

2. В силу статьи 26 ГК РСФСР юридическое лицо обладало гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями его деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В силу статьи 24 ГК РСФСР юридическое лицо имело только те основные и оборотные средства, которые за ним были закреплены.

Таким образом, по советскому законодательству для того, чтобы приобрести имущественные права на телефильмы, которые рассматривались как имущество - основные средства, последние должны были быть переданы конкретной киностудии в качестве основных средств и это должно было быть отражено в бухгалтерском балансе конкретной киностудии. В соответствии с законодательством СССР киностудии могли распоряжаться правами на созданные ими телефильмы только при соблюдении следующих условий:

1. Права на телефильмы должны были быть им переданы, телефильмы как основные средства должны были быть отражены в качестве основных средств.

2. Право распоряжаться правами на телевизионные фильмы должно было быть отражено в Уставе или Положении о киностудиях в качестве одной из целей деятельности.

3. Право распоряжаться правами на телефильмы должно было быть отражено в плановых заданиях, которые доводились до каждого предприятия, в том числе и до киностудий ежегодно.

4. Право распоряжаться телефильмами было предоставлено киностудии соответствующим Положением.

Однако цели деятельности киностудий ограничивались исключительно творческим процессом по созданию телефильмов. Имущественных прав на созданные киностудиями телефильмы им не передавалось. В качестве цели деятельности не предусматривалось права на распоряжение правами на телефильмы, созданные киностудиями.

Анализ архивных и первичных бухгалтерских документов, проведенный автором показал, что ни

одна киностудия системы Госкино СССР, создававшая телефильмы не учитывала их в составе основных средств по той причине, что каждый из телефильмов после завершения монтажно-тонировочного периода и принятия готового телефильма соответствующей комиссией, передавался по акту приема - передачи уполномоченной Гостелерадио СССР организации, а киностудия получала окончательное финансирование за созданный ею телефильм.

Таким образом, все имущественные права, которые были у киностудий, как у предприятий, создавших телефильм, передавались организации, заказавшей и оплатившей телефильм, что подтверждалось соответствующим актом приема- передачи.

Все доводы о том, что заказчику передавались только материальные носители, а права оставались у киностудий, не выдерживают критики. У юридического лица не может быть иного имущества, кроме основного средства. Только основное средство могло участвовать в гражданском обороте и только из основного средства можно извлекать доход. В СССР только телефильмы, а нематериальные носители, как основные средства, участвовали в гражданском обороте.

Третий предел авторского права киностудий -предел приобретения объема авторских прав киностудий на созданные ими телефильмы с точки зрения творческого процесса.

Производство телефильмов - процесс, объединяющий в первую очередь деятельность творцов - физических лиц, носил не только творческое начало, но и не мог быть осуществлен без

финансовых, организационных, административных, технических и других его составляющих.

В создание такого объекта авторского права, как телефильм, внесли свой творческий вклад, в первую очередь, сценарист, композитор, режиссер-постановщик, главный оператор и художник-постановщик, что прямо вытекает из положений статьи 486 ГК РСФСР. У каждого из них существовало

самостоятельное авторское право на свое произведение.

Однако авторские права физических лиц -сценариста и композитора, чьи произведения

являлись основой телефильма, никогда не передавались киностудиям.

Приказом Гостелерадио СССР от 21 декабря 1963 года №693, а в новой редакции - Приказом

Гостелерадио СССР от 4 июля 1975 года №255 «Об утверждении типовых договоров на основные виды авторских работ для телевидения и радиовещания» были утверждены и введены в действие с 01.01.1964г. типовые авторские договоры, в том числе:

- на написание сценария для художественных телефильмов;

- на написание оригинальной музыки к телефильму.

В соответствии с условиями типового сценарного договора для художественных телефильмов, телевидение заказывало и оплачивало, а автор принимал на себя обязательства написать литературный сценарий для художественного телевизионного фильма и представлял телевидению право постановки по нему телефильма с показом его по телевидению, а также право печатать сценарий в периодических изданиях Госкомитета.

В соответствии с условиями типового договора на написание оригинальной музыки к телефильму, Телевидение поручало, а Композитор принимал на себя обязательства написать оригинальную музыку к телефильму, которую телевидение могло использовать для любых целей без особой на то оплаты.

Таким образом, имущественные авторские права на литературный сценарий и музыку к телефильму передавались авторами не киностудии, а непосредственно Гостелерадио СССР, которое принимало на себя обязательство указывать фамилии авторов в титрах фильма, а также во всех видах извещений и реклам.

Киностудии, выполняли роль организатора создания телефильма, составные части которого и все этапы его создания были оплачены Гостелерадио СССР и им же были приняты.

С одной стороны, производство телефильмов по заказу Гостелерадио СССР, все его составные части были оплачены именно Гостелерадио СССР, а с другой стороны, сам законченный производством телефильм передавался по акту приема - передачи именно заказчику - уполномоченному Гостелерадио СССР предприятию.

Все имущественные права на телефильмы всегда принадлежали государству. И именно Гостелерадио СССР, как полномочный государственный орган, через свои подведомственные организации на протяжении десятилетий в период существования СССР использовал телефильмы. Нет ни одного советского нормативного акта, который бы содержал указание получать какое-либо согласование у киностудий на право использование телефильма, не смотря на то, что статья 486 ГК РФ именно предприятие,

осуществившее съемку, провозглашала носителями авторского права на фильмы, созданные ими.

Единственная киностудия, участвовавшая в создании аудивизуальных произведений -телефильмов и кинофильмов - киноконцерн

«Мосфильм» получила имущественные права от государства, но только на кинофильмы, созданные киностудией «Мосфильм», при ограничении этих прав определенными пределами на основании

Постановления Совмина СССР от 19.10.1990 N 1064"О создании киноконцерна «Мосфильм», в пункте 6 которого указывалось, что в целях создания условий по изысканию необходимых средств для решения стоящих перед Киноконцерном задач на основе существенного расширения и активизации предпринимательской деятельности передать Киноконцерну исключительное право осуществлять прокат и демонстрацию на территории СССР и экспорт принадлежащей на правах собственности государству кинопродукции, созданной киностудией "Мосфильм" и ранее существовавшими организациями,

правопреемником которых является указанная киностудия14.

Таким образом, государство передало киноконцерну «Мосфильм» принадлежащие именно государству исключительные права на кинофильмы, созданные киностудией «Мосфильм» и ранее существовавшими организациями, правопреемником которых является

указанная киностудия, ограничив правообладание киноконцерна «Мосфильм» только правом осуществлять прокат и демонстрацию на территории СССР и экспорт принадлежащей на правах собственности государству кинопродукции. Каких-либо прав на телефильмы киноконцерну «Мосфильм» не передавалось.

Таким образом, анализ советского законодательства показал, что при применении положений статьи 486 ГК РСФСР, которой было установлено правило о том, что авторское право на кинофильм и телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку, необходимо исходить из анализа объема и пределов авторских прав юридического лица, на что указывалось в статье 484 ГК РСФСР.

Исследование пределов авторских прав юридических лиц - государственных киностудий, показало, что фактически им принадлежало и принадлежит право на имя, которое и должно быть указано в титрах фильма.

Исключительные имущественные права на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, всегда принадлежали и принадлежат государству, ныне Российской Федерации.

Список литературы:

1. Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 08.10.1928 «Об авторском праве» //СУ РСФСР, 1928, N 132, ст. 861.

2. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961г. // Ведомости ВС СССР", 1961, N 50, ст. 525.

3. ГК РСФСР 1964г //Ведомости ВС РСФСР, 1964, N 24, ст. 406.

4. Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ,

25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5497.

5. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение.//Вестник ВАС РФ, 2000, N 3.

6. Н. А. Райгородский. Юридическое лицо как субъект авторского права. Сб. «Очерки по гражданскому праву». Изд. ЛГУ.1957.

7. Г. Н. Горюнова. Экономика кинематографии. М., 1975.

8. Постановления Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731 «Об утверждении Положения о социалистическом государственном производственном предприятии»// СП СССР", 1965, N 19 - 20, ст. 155; 1981, N 2, ст. 3

9. Б. Н. Коноплев. Основы фильмопроизводства. М., 1988.

10. Приказ Гостелерадио СССР № 470 от 01.08.1979г ( в

ред. Приказа № 620 от 07.12.1983г.//Архив

Гостелерадиофонда.

11.Постановления Совмина СССР от 19.10.1990 N 1064 "О создании киноконцерна «Мосфильм»//Документ опубликован не был// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 12.04.2013.

12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1290

13. Львова С.В. Имущественные права на телефильмы после распада СССР // Пробелы в российском законодательстве №5, 2013, с. 101-106

14Документ опубликован не был// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 12.04.2013.

Reference list:

I. Resolution of the Central Executive Committee , the CPC of the RSFSR of 08.10.1928 "On Copyright " / / SU RSFSR , 1928, N 132 , p. 861.

2 . Fundamentals of Civil Legislation of the USSR and the Union Republics 1961 . / / Bulletin of the USSR Armed Forces ", 1961 , N 50 , art. 525.

3 . GK RSFSR 1964 / / Vedomosti RSFSR Supreme Soviet , 1964 , N 24 , art. 406.

4 . The Federal Law of 18.12.2006 N 231- FZ "On the Implementation of Part IV of the Civil Code of the Russian Federation" / / Collection of Laws of the Russian Federation ,

25.12.2006, N 52 (1 pm) , Art. 5497.

5 .Dozortsev V. A. The right to the film as a complex multilayered work. / / Bulletin of the VAS, 2000, N 3.

6. Raigorodskii N. A., Legal entity as the subject of copyright. Sat "Essays on the civil law."Ed. LGU.1957.

7. Goryunova G.N., Economy cinematography. Moscow, 1975 .

8. Resolution of the Council of Ministers on October 4, 1965 N 731 "On approval of the socialist state production." / / Writers' Union " , 1965 , N 19 - 20, art . 155 , 1981 , N 2 , p. 3

9 . Konoplev B. N. Fundamentals of filmmaking .Moscow, 1988.

10. Order of the USSR Radio and Television number 470 from 01.08.1979g (in the red. Order number 620 from 07.12.1983g . / / Archive Gosteleradiofond .

II. Resolution of the Council of Ministers of the USSR of 19.10.1990 N 1064 " On creation of film concern " Mosfilm "/ / The document has not been published / / Legal reference system "Consultant Plus": [electronic resource] / Company " Consultant Plus . " - Last updated: 12.04 of 2013.

12. Resolution of the Government of the Russian Federation on March 6, 1998 N 283 " On approval of the reform of accounting in accordance with International Financial Reporting Standards" / / Collection Legislation of the Russian Federation, 1998 , N 11, art. 1290

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Пределы авторских прав киностудии или еще раз о правообладании на советские телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР» Львовой С. В.

Статья Львовой С. В. посвящена анализу пределов авторских прав киностудий СССР.

Актуальность статьи обусловлена тем, что до сих пор в юридической науке ведутся споры о том, кому принадлежат исключительные права на советские телефильмы -правопреемникам советских киностудий или государству.

В статье Львовой С. В. проводится подробный анализ не только теоретических взглядов на проблему правообладания на советские телефильмы, но и обозначаются пределы авторских прав киностудий через призму анализа нормативного регулирования творческого процесса производства телефильмов, сути телефильма, который являлся не только особым объектом авторского права, но и особым имуществом юридического лица - основным средством, специальной правоспособности киностудий, как государственного юридического лица.

Автором проведена огромная и серьезная работа по анализу и оценке законодательства СССР, архивных и финансово-бухгалтерских документов, регламентирующих процесс производства телефильмов.

Научная статья С. В. Львовой «Пределы авторских прав киностудии или еще раз о правообладании на советские телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Кандидат юридических наук, заместитель директора ФГБУ «Гостелерадиофонд»

И. А. Куницын

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.