Научная статья на тему 'Предельные вопросы в творчестве Андрея Платонова'

Предельные вопросы в творчестве Андрея Платонова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1026
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Андрей Платонов / русская литература / русская философия / человек / смысл жизни / смерть / предельные вопросы / Andrei Platonov / Russian literature / Russian philosophy / man / the meaning of life / death / ultimate questions.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слепокуров Алексей Александрович

В статье рассматривается творчество Андрея Платонова в философской перспективе. В центре внимания предельные вопросы, которые волновали писателя всю жизнь. В статье делается вывод, что размышления Платонова органичны для русской философии сердца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ULTIMATE QUESTIONS IN CREATIVE WORK OF ANDREI PLATONOV

The article discusses the work of Andrei Platonov in philosophical terms. The focus is the ultimate questions that troubled the writer’s life. The article concludes that Platonov's thinking is organically for Russian philosophy of the heart.

Текст научной работы на тему «Предельные вопросы в творчестве Андрея Платонова»

УДК 82 (09) ББК 83. 3 (2)

Слепокуров Алексей Александрович,

аспирант кафедры культурологии Воронежский государственный университет

(г. Воронеж)

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

Аннотация. В статье рассматривается творчество Андрея Платонова в философской перспективе. В центре внимания предельные вопросы, которые волновали писателя всю жизнь. В статье делается вывод, что размышления Платонова органичны для русской философии сердца.

Ключевые слова: Андрей Платонов, русская литература, русская философия, человек, смысл жизни, смерть, предельные вопросы.

Интерес к творчеству Андрея Платонова -самобытного русского писателя и мыслителя - в последнее время приобрел достаточно мощный импульс. Проводятся конференции, семинары, выпускаются сборники и монографии, защищаются диссертации, проводится фестиваль искусств в честь писателя. Все это говорит о том, что творчество нашего земляка и соотечественника стало одной из вершин в мировой и отечественной культуре, появление которого в литературном контексте привело к «переоценке ценностей» существующей литературной традиции. «Публикация платоновских текстов, - отмечает О. Фролова, - потребовала, в частности, пересмотра истории русской литературы XX века и изменения ценностной иерархии» [1, с. 255].

При этом нужно сказать, что далеко не все аспекты наследия Платонова исследованы достаточно основательно. Остается еще много пластов, которые подлежат, прежде всего, философскому осмыслению.

Цель нашей статьи - концентрация на предельных вопросах в творчестве Андрея Платонова, поскольку именно в них, с нашей точки зрения, заключается зерно его мысли, главный интерес, который занимал его всю жизнь.

Выявление этих вопросов необходимо как для более детального изучения творчества Платонова, так и для оздоровления общей духовно-нравственной ситуации нашего общества, которое находится в состоянии ценностной дезориентации. Произведения Платонова как раз содержат в себе тот нравственный заряд, который может быть востребован обществом.

Предельные вопросы, которые волновали Платонова, касаются, прежде всего, положения человека в мире, смысла его жизни, отношения человека

и природы (шире, космоса и вселенной), судьбы России. Все эти проблемы глубоко взаимосвязаны между собой, образуя единое полотно философ-ско-художественного творчества Платонова. Как пишет в своем диссертационном исследовании В. Д. Серафимова: «На современность творчества А. Платонова и актуальность его дальнейшего изучения обращают внимание многие исследователи литературы ХХ века. Такое внимание к личности, нравственной позиции, художественным экспериментам писателя вызвано, прежде всего, обращением Платонова к «вечным темам», его пониманием внутреннего мира человека. Главные темы произведений Платонова - экзистенциальные, касающиеся переживаний человека, его жизни, смерти, бессмертия, любви, творчества, свободы. Вопросы онтологического смыслостроительства, проблемы «житейской нужды», стремление «воспеть тревожную жизнь в человеке» - средоточие художественных поисков Платонова» [2, с. 4].

Мы во многом согласны с такой трактовкой исследователя творчества Платонова, поскольку в ней делается акцент на философские («вечные темы») аспекты творчества писателя, в центре которой проблема человека. Именно человек является для Платонова самой большой загадкой. Обратимся к некоторым текстам Платонова, чтобы рассмотреть более детально своеобразие постановки предельных вопросов.

В своих ранних произведениях писатель со всей силой и открытостью заявляет философскую постановку вопроса о человеке. Как отмечает исследователь М. Дмитровская: «Произведения А. Платонова конца 20-х - середины 30-х годов позволят говорить о наличии у писателя целостной философской системы, выраженной в художественной форме» [3, с. 90]. Рассмотрим некоторые мысли

Г881

писателя того периода. Платонов пишет: «Сердца пути не разгаданы, // Человек человеку далек» [4, с. 23]. Эта мысль из его записных книжек, в которых самое сокровенное. В этой фразе мы можем увидеть основную антропологическую и этическую линию философии Платонова. Во-первых, «сердца пути не разгаданы». Это значит, что человек не может быть понят рационально до конца, что всегда остается нечто непостижимое в человеке. Эта мысль прямо восходит к известному изречению Ф.М. Достоевского о том, что «человек есть тайна» [5, с 317]. В этом смысле Платонов является продолжателем философско-антропологической линии Ф.М. Достоевского.

И, во-вторых, «человек человеку далек». Это своеобразная этическая установка, в основании которой идея отчуждения людей друг от друга. Эта мысль принадлежит также Достоевскому, но у нее гораздо большее количество приверженцев. Здесь и Шопенгауэр, и Ницше, и Штирнер и многие другие выдающиеся философы, с идеями которых Платонов, так или иначе, был знаком. Но, пожалуй, самым близким респондентом этой идеи явялются русский философ Н.Ф. Федоров, «философию общего дела» которого Платонов знал очень хорошо и полностью ее разделял (по крайней мере, в первый период своей жизни).

Основная идея Н. Федорова - это идея о воскрешении умерших предков, которая вытекает из этического анализа наличного состояния человеческого сообщества, которое философ называет «небратским», «неродственным». Люди отчужде-ны друг от друга стеной эгоизма и индивидуализма, ими правит «фарисейская мораль», лицемерная в своей сути. Причиной всему - смерть, которая деформирует все человеческие отношения. Н.Ф. Федоров пишет: «И вот, когда рождение, происхождение от одних и тех же родителей и другие уроки братства оказываются бессильными, тогда приходит смерть, как неопровержимое, хотя и отрицательное доказательство братства, единства и равенства перед безжалостною природою и вместе как наказание за небратство» [6, с. 55-56].

Исследователи А.Г. Гачева и С.Г. Семенова, комментируя эти идеи Н.Ф. Федорова, пишут: «Неродственность» и «родство», «небратство» и «братство» для Федорова категории не только этические (как это для Толстого), но и онтологические, становятся качественными характеристиками двух типов бытия: нынешнего - природного, смертного и будущего - божественного, бессмертного. Новый, братский тип связи всего со всем обретается знанием

себя и других, знанием физической и психической природы человека, знанием всего мира и делом, выполнением задач регуляции и воскрешения. Только исполнив свой высший долг - возвратив к жизни всех вытесненных и умерщвленных, человечество в полном составе всех своих поколений становится поистине братским» [7, с. 487].

В этом смысле идеи Платонова о человеке восходят к двум крупнейшим мыслителям XIX века -Ф.М. Достоевскому и Н.Ф. Федорову. Тем самым образуется мощная духовно-философская и литературно-философская традиция, объединяющая наиболее ярких и самобытных представителей русской культуры.

Наиболее важными и болезненными вопросами Платонова относительно человеческого существования были вопросы о его смертности, о тщетности и абсурдности, о его горестной участи. В этих вопросах мысль Платонова достигает совершенства, являя нам наиболее яркое воплощение отечественной философской мысли.

Образ смерти у Платонова имеет неоднозначный и многомерный характер, в нем переплетается множество совершенно различных пластов и мотивов. На это указывают исследователи. Так, К.Г. Исупов пишет: «У Платонова мы встречаем две модели смерти: 1) смерть ломает внешние тела полулюдей-полупокойников. Это напоминает механическое саморазрушение: тело как бы обрушивается вовнутрь собственного каркаса; 2) смерть «снята» в мифологемах «рождения - соития - смерти», «колыбель - гроб», «мать - невеста» и других этого ряда» [8, с. 28]. Е. Проскурина выделяет три аспекта смерти у Платонова: «Поэтическая палитра образа смерти в творчестве А. Платонова чрезвычайно сложна. Однако в ней ... можно обнаружить три основных смысловых аспекта: 1) мистериальный аспект - смерть, содержащая интенцию воскресения; 2) аспект абсолютного небытия - смерть, лишенная интенции воскресения; 3) аспект иллюзорности жизни - смерть, представленная в обличиях жизни» [9, с. 137]. Такова определенная стратегия в художественном взгляде на смерть у Платонова.

Это важные наблюдения, указывающие на разноплановый характер образа смерти у Платонова. Мы хотели бы отметить еще нравственный аспект смерти у Платонова, связанный с мыслями о человеческом страдании, тщетности его существования. Здесь обнаруживается близость Платонова к идеям Федорова о конечной победе над смертью и временем, как главным носителем смерти. В статье «О науке» Платонов пишет: «О великом пути зна-

Г891

ния, пройденном человечеством, и о пути, который предстоит ему пройти, о мышлении, истине и заблуждениях, о страданиях человечества в поисках правды своей жизни, о борьбе и гибели за найденную правду, о затаенной страстной мечте, о конечной победе над своими врагами - природой и смертью, - я напишу в другой раз, как обдумаю» [10, с. 34].

Представляется, что Платонов обдумывал эти вопросы в течение всей своей жизни, каждый раз меняя свою точку зрения, при сохранении высокой концентрации внимания на вопросе о человеческой смертности. Исследователь Н. Малыгина пишет об этом так: «Преодоление власти времени означало осуществление мечты о бессмертии. Одно из основных апокалиптических пророчеств, осуществления которого ожидают в «Чевенгуре», - уничтожение смерти. Преодоление смерти было важнейшей чертой религиозного отношения к социализму» [11, с. 22]. Это и есть наиболее радикальный предельный вопрос, который поставил Платонов. В своих главных произведениях - «Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море» - этот вопрос доводится до высшего уровня, смыкаясь с вопросом о смысле человеческого существования. Это еще один предельный вопрос Платонова, который сквозит через все его творчество.

Например, в «Котловане» находим такое рассуждение: «Вощев стоял с робостью перед глазами шествия этих неизвестных ему, взволнованных детей; он стыдился, что пионеры, наверное, знают и чувствуют больше его, потому что дети - это время, созревающее в свежем теле, а он, Вощев, устраняется спешащей, действующей молодостью в тишину безвестности, как тщетная попытка жизни добиться своей цели. И Вощев почувствовал стыд и энергию - он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей, быстрее их смуглых ног, наполненных твердой нежностью» [12, с. 418]. А в «Чевенгуре» встречаем следующее: «хотя никто не в силах сформулировать твердый и вечный смысл жизни, однако про этот смысл забываешь, когда живешь в дружбе и неотлучном присутствии товарищей, когда бедствие жизни поровну и мелко разделено между обнявшимися мучениками» [13, с. 246].

«Всеобщий, долгий смысл жизни» - такова исключительно платоновская постановка вопроса о смысле жизни. Именно в таком языковом оформлении этот вопрос получает дополнительный стимул и какую-то необычайную энергию. Смысл жизни оказывается амбивалентной категорией: без него

нельзя жить и его нельзя найти одновременно. Это своеобразный экзистенциальный тупик, в котором обнаруживает себя человеческая ситуация.

И все же определенное разрешение этой антиномии есть. Снова обратимся к «Чевенгуру»: «Два-нов лежал в траве Чевенгура, и, куда бы ни стремилась его жизнь, ее цели должны быть среди дворов и людей, потому что дальше ничего нет, кроме травы, поникшей в безлюдном пространстве, и кроме неба, которое своим равнодушием обозначает уединенное сиротство людей на земле. Может быть, потому и бьется сердце, что оно боится остаться одиноким в этом отверстом и всюду одинаковом мире, своим биением сердце связано с глубиной человеческого рода, зарядившего его жизнью и смыслом, а смысл его не может быть далеким и непонятным - он должен быть тут же, невдалеке от груди, чтобы сердце могло биться, иначе оно утратит ощущение и замрет» [14, с. 339].

Это сердечный смысл жизни, поскольку он связан с пребыванием среди людей, вне которых одиночество и сиротство безразличного к человеку мира. Только сердцем можно почувствовать свою причастность человеческому роду и осознать уже не только свой личный, но и всеобщий человеческий смысл. В этом контексте можно говорить об «укорененности творчества А. Платонова в пространстве традиционной духовной русской мысли» [15, с. 10]. В традиционной духовной русской мысли особое место занимает философия сердца или сердечная философия, к которой, вне всякого сомнения, принадлежит Платонов.

О сердечности русской философии очень хорошо сказал философ В.П. Фетисов в своей работе «О философичности русского человека и сердечности русской философии». В ней есть такие слова: «Именно сердечность русской философии «согревает» понятие духовности, делает его более жизненным. Именно сердечность дополняет разум более глубокими переживаниями и интуитивными откровениями. Философичности русского человека соответствует сердечность русской философии...

Для русской философии в качестве главного символа берется сердце. В сердце переплавляются оба мира. Русский человек хочет «Жить по Правде», и в этой Правдивой Жизни и Тот мир, и Этот пишутся с заглавной буквы. Мозг, нервная система физиологичны. Сердце выше физиологии, это не анатомический орган, оно сверхчувственно. Оно улавливает невидимые оттенки и подсказывает разуму. Оно отличает правду от лжи вопреки фактам,

сзю

логике, корыстному интересу. Мозг может жить без любви - по расчету даже лучше, спокойнее и дольше. Сердце умирает без любви. Душа «отходит», «отлетает». Сердце не отлетает, не перевоплощается. Дух может существовать самостоятельно, любить после смерти. Сердце живет любовью. Сердце - источник совести как совмещения вестей от двух миров - земного и божественного» [16, с. 510-511].

Это слова своего рода философский гимн сердечности. Они помогают многое прояснить: как в характере русского человека, так и в саму русскую философию. В полной мере они применимы и к Платонову, поскольку сердечность его исканий есть самый предельный вопрос и самый широкий горизонт, в свете которого проблемность человека становится более зримой и очевидной. Исследование предельных вопросов в контексте сердечной философии Платонова помогает более глубоко осознать истинные мотивы его творчества, осознать грандиозность его мыслей о человеке, в которых мы так сегодня нуждаемся.

Литература:

1. Фролова, О. Андрей Платонов для поколения NEXT // Возвращаясь к Платонову: вопросы рецепции. -СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2013. - С. 225-257.

2. Серафимова, В.Д. Традиции Андрея Платонова в философско-эстетических исканиях русской прозы второй половины ХХ - начала XXI вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., 2009.

3. Дмитровская, М.Антропологическая доминанта в этике и гносеологии А. Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Выпуск 2. - М.: Наследие, 1995. - С. 91-101.

4. Платонов, А.П. Записные книжки. - М.: ИМЛИ РАН, 2006.

5. Достоевский, Ф.М. О русской литературе. - М.: Современник, 1987.

6. Федоров, Н.Ф. Собрание сочинений: В 4 тт. Том II. -М.: Прогресс, 1995.

7. Гачева, А.Г., Семенова, С.Г. Комментарии // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4 тт. Том II. - М.: Прогресс, 1995.

8. Исупов, К.Г. Русская философия смерти (ХУШ-ХХ вв.) // Русская философия смерти. Антология. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - С. 6-30.

9. Проскурина, Е. Гримасы смерти у Платонова // «Страна философов»: проблема творчества. - М.: ИМЛЛИ РАН, 2005. - С. 137-143.

10. Платонов, А. Сочинения. Том первый. Книга вторая. Статьи. - М., 2004.

11. Малыгина, Н.М. Художественный мир Андрея Платонова. - М.: МПУ, 1995.

12. Платонов, А.П. Котлован // Платонов А.П. Чевенгур: Роман; Котлован: Повесть / Под ред. Н. М. Малыгиной. - М.: Время, 2011.

13. Платонов, А.П. Чевенгур // Там же.

14. Платонов, А.П. Чевенгур // Там же.

15. Серафимова, В.Д. Указ. Соч.

16. Фетисов, В.П. Солнце не заходит. Труды по нравственной философии. - Воронеж: ВГЛТА, 2011.

сжз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.