Научная статья на тему 'ПРЕДЕЛ ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ КАК ОСНОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ'

ПРЕДЕЛ ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ КАК ОСНОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структурно-функциональная организация города / транспортное планирования / интенсивность использования территории / structural and functional organization of the city / transport planning / intensity of use of the territory

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А.А. Чернышов, И.А. Бахирев

Современные тенденции жилищного строительства находят свое отражение в увеличении общего объема жилого фонда и плотности застройки. Застройка размещается как на новых территориях, так и в сложившейся городской среде, что изменяет баланс структурно-функциональной организации города. Исследование посвящено проблеме рациональной интенсивности использования территории, с учетом коммуникационных возможностей градостроительной системы, что позволит обеспечить ее целостность. В статье приведена теоретическая часть исследования на предмет формирования математической модели. Основанием для формирования теоретической модели стали теоретические положения каркасно-тканевой модели градостроительной системы и транспортного планирования. Результатом стала математическая модель в неявном виде, в которой заключены функции взаимодействия подсистем города друг с другом через транспортно-коммуникационную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIMIT OF A RESIDENTIAL AREA INTENSITY USE AS THE BASIS FOR PREDICTING THE COMPLEX ENVIRONMENTAL IMPACT

Modern trends in housing construction are reflected in the increase in the total volume of housing stock and building density. The development is located both in new territories and in the existing urban environment, which changes the balance of the structural and functional organization of the city. The study is devoted to the problem of rational intensity of the use of the territory, taking into account the communication capabilities of the urban planning system, which will ensure its integrity. The article presents the theoretical part of the study on the formation of a mathematical model. The basis for the formation of the theoretical model was the theoretical provisions of the frame-fabric model of the urban planning system and transport planning. The result was a mathematical model in an implicit form, in which the functions of the interaction of the subsystems of the city with each other through the transport and communication system are enclosed.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЕЛ ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ КАК ОСНОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»

УДК 711.4, 711.5 DOI: 10.24412/1816-1863-2022-2-53-59

ПРЕДЕЛ ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ КАК ОСНОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

в

А. А. Чернышов, аспирант кафедры «Градостроительство» Национальный о

исследовательский Московский государственный строительный университет, urbanti2020@gmail.com, Москва, Россия,

И. А. Бахирев, к. т. н, доцент кафедры «Градостроительство» Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, о

в

npotid@mail.ru, Москва, Россия

0

1 S

Современные тенденции жилищного строительства находят свое отражение в увеличении обще- ш го объема жилого фонда и плотности застройки. Застройка размещается как на новых территориях, так и в сложившейся городской среде, что изменяет баланс структурно-функциональной организации города. Исследование посвящено проблеме рациональной интенсивности использования территории, с учетом коммуникационных возможностей градостроительной системы, что позволит обеспечить ее целостность. В статье приведена теоретическая часть исследования q на предмет формирования математической модели. Основанием для формирования теоретичес- Ш кой модели стали теоретические положения каркасно-тканевой модели градостроительной сис- е темы и транспортного планирования. Результатом стала математическая модель в неявном виде, н в которой заключены функции взаимодействия подсистем города друг с другом через транспор- ы тно-коммуникационную систему. X

Modern trends in housing construction are reflected in the increase in the total volume of housing stock у and building density. The development is located both in new territories and in the existing urban environment, which changes the balance of the structural and functional organization of the city. The study is devoted to the problem of rational intensity of the use of the territory, taking into account the communication capabilities of the urban planning system, which will ensure its integrity. The article presents the theoretical part of the study on the formation of a mathematical model. The basis for the formation of the theoretical model was the theoretical provisions of the frame-fabric model of the urban planning system and transport planning. The result was a mathematical model in an implicit form, in which the functions of the interaction of the subsystems of the city with each other through the transport and communication system are enclosed.

Ключевые слова: структурно-функциональная организация города, транспортное планирования, интенсивность использования территории.

Keywords: structural and functional organization of the city, transport planning, intensity of use of the territory.

O-

Г) S

X н

I

TS -I

о

03

Высокие темпы жилищного строительства в крупнейших городах России и последующий рост численности населения нарушает баланс структурно-функциональной организации. Происходит смещение в пользу ткани города, которое выражается, в том числе, в увеличении интенсивности использования территории (далее — ИИТ) жилой застройки в условии статичного каркаса [1] градостроительной системы. Например, в Москве с 2015 по 2017 год плотность населения увеличилась на 100 чел. на км2 и введено 10 млн м2 жилого фонда (рис. 1 и 2) как на сложившейся территории, так и на территории присоединенных Троицкого и Новомосковского округов.

Последствий роста интенсивности использования территории множество, среди актуальных проблем находится недостаточная мощность транспортно-ком-муникационной системы в центрах культурной, деловой и производственной активности населения, рост транспортной нагрузки на отдельные ее сегменты. К актуальным проблемам, возникающим в последствие увеличения ИИТ, также следует относить увеличение антропогенно -го воздействия на территорию городов, которое выражается в увеличении массы твердых бытовых отходов, массы используемой воды, выбросов загрязняющих веществ и других [3]. Актуальность обозначенных проблем рассмотрена во мно-

53

О

IX

X с

X

X

ф

с

ф

и о

X

X ^

и

ф

и

о ^

О ^

X

о

о

т

I-

и

Ф

IX

о

I-

и о а

о ^

4850

§ 4800 ^

« 4750 к

§ 4700

§ 4650

4600

4550

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Года

Рис. 1. Изменение плотности населения Москвы по годам

248

к 246 ^ 244

242 240 238 236

N

о

ц С

234

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Года

54

Рис. 2. Изменение площади жилого фонда Москвы [2]

жестве популярных и научных изданиях [4, 5].

Всякая градостроительная система является местом жизнедеятельности человека, а города, в особенности крупные и крупнейшие, являются его сосредоточением. Множество видов деятельности невозможно осуществить в непосредственной близости к месту проживания, а, следовательно, без использования объектов транспортной инфраструктуры. Взаимодействие населения с объектами различных функций в д остаточной мере рассмотрено теорией градостроительства [1, 6], согласно которым данное взаимодействие реализуется через объекты транспортной инфраструктуры. Учитывая ее статичную конфигурацию в рамках одной фазы градостроительного развития, можно сформулировать гипотезу — предельная интенсивность использования территории зависит от коммуникативных возможностей градостроительной системы. Данная гипотеза отвечает целям определения рациональной ИИТ, а также прогнозирования предельного воздействия на окружающую среду.

Основанием для определения границ объекта исследования стали теоретические положения каркасно-тканевой модели, разработанной в конце XX века Гутно-вым А. Э., как теория, обладающая д оста-точно полной объяснительной способностью взаимодействия элементов градостроительной системы (далее — ГС) [7].

ГС состоит из каркаса и ткани. Ткань ГС — это материальная основной материальный субстрат, который включает в себя все функциональные виды объектов. В соответствии с положениями эволюционного развития ГС ткань имеет свойства интенсивного и экстенсивного территориально-пространственного развития, характерных разным фазам эволюции.

Каркас представляет собой структурообразующие объекты. К таким объектам могут быть отнесены элементы транспортной инфраструктуры (железные дороги, улично-дорожная сеть) и элементы природного каркаса (реки, лесные массивы, рельеф), так как их наличие и форма прямым образом влияют на структурно-функциональную организацию ГС. Отличительной особенностью каркаса является его пространственно-временная устойчивость в пределах одной фазы эволюционного развития.

Цель исследования была ранее обозначена Гутновым А. Э. в теории эволюционного развития как проблема несоразмерного развития каркаса и ткани. Эволюционное развитие ГС в теории каркасно-тканевой модели подразумевает наличие двух фаз. Первая фаза — фаза интенсивного роста ткани: застройка свободных территории и реорганизация сложившейся внутри устойчивого каркаса. Первая фаза заканчивается в тот момент времени, когда территориальные ресурсы исчерпаны, а динамика взаимодействий элементов ГС принимает негативные изменения, нарушается целостность структурно-функциональной организации. Вторая фаза — фаза экстенсивного роста ГС, которая характеризуется экстенсивным развитием ТКС и увеличением общей коммуникативной мощности.

Объектом исследования является территория жилой застройки, такие территории характеризуются наличием преимущественно объектами жилого фонда, объектами обслуживания населения (поликлиники, детские сады и школы, объекты

Рис. 3. Общая структура зоны влияния как градостроительной системы

торговли), а также местами приложения труда (далее — МПТ). В теоретических положениях каркасно-тканевой модели такой объект будет являться совокупностью трех подсистем: населения, МПТ и обслуживания. Аналогичные совокупности можно представить для любых функциональных зон города, отличие которых между собой заключается в изменении баланса структурно-функциональной организации. Например, в производственной зоне будут преобладать объекты подсистемы МПТ, объекты жилья отсутствовать, а объекты подсистемы обслуживания минимальны.

Исходя из поставленной гипотезы и цели исследования границы объекта обусловлены границами транспортного обслуживания одной улицы общегородского значения, в отечественной практике градостроительства принят термин зона влияния. Объект настоящего исследования — территория жилой застройки в зоне влияния магистральной улицы общегородского значения (далее — магистраль). Данная территория является такой ГС, которая не предусматривает наличие объектов подсистем обслуживания и МПТ, полностью удовлетворяющих спрос населения, за исключением объектов социальной инфраструктуры ежедневного использования — школ и детских садов, которые размещаются преимущественно в шаговой доступности [8, 9]. Также в шаговой доступности находятся объекты торговли товарами продовольствия и первой необходимости, что продиктовано экономи-

ческими соображениями. Таким образом, конфигурация жилых территорий побуждает ежедневно удовлетворять потребности в МПТ на иных городских территориях и, соответственно, формирует спрос на ТКС (рис. 3).

Границы зоны влияния определяются не по критерию доступности магистральной улицы, так как площадь зоны влияния мала, а по критерию привлекательности. Данному критерию отвечает принцип Вардропа — население формирует маршруты своих корреспонденций, стремясь сократить время в пути, а, следовательно, границы зоны влияния нескольких улиц проходят по линии геометрического центра площади, заключенной в пределах этих улиц. Таким образом, представляется возможным выделить те территории, которые тяготеют к той или иной магистральной улице общегородского значения. Для определения центральной геометрической линии следует использовать метод диаграммы Вороного [10].

По причине значительной протяженности такого линейного объекта как улица, зону влияния следует расчленять в поперечном направлении на локусы, перпендикулярно директивному направлению (направлению магистрали), по границам пересечений основной магистрали и улицы районного значения. Тогда протяженность городской улицы и множество локусов формирует единую градостроительную систему, в которой будет удовлетворена некоторая часть потребностей населения, при этом значительная площадь

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

55

О

IX

X с

X

X

ф

^

ф

и о

X

X ^

и

ф

и

о ^

т

О

СР

X

X

о

о

т

I-

и

Ф

IX

о

СР

I-

и о а о

.....\

Улица районного значения Улица местного значения Магистральная улица общегородского значения Территория жилой застройки

Границы локуса зоны влияния магистральной улицы

Рис. 4. Схема зоны влияния магистральной улицы общегородского значения

территории, вероятно, будет обеспечивать необходимое функциональное разнообразие объектов обслуживания и МПТ, но ограничены в объеме.

В продольном направлении — в направлении удаления от магистральной улицы, территория ограничивается географическими границами или границами другой зоны влияния магистральной улицы. Границы смежных зон влияния следует определять диаграммой Вороного, что соответствует принципу Вардропа.

Так, зона влияния магистральной улицы общегородского значения — система территорий, прилегающих к магистральной улице общегородского значения и осуществляющих взаимодействие с иными городскими территориями посредством этой улицы. Коммуникационная способность такой системы определяется провозной способностью улицы в сечениях на входе и выходе из системы.

Проиллюстрировать зону влияния можно на примере района Бирюлево Восточное города Москвы (рис. 5).

Зона влияния Липецкой улицы района Бирюлево Восточное ограничена с востока ООПТ «Бирюлевский лесопарк», с запада Павелецким направлением МЖД:

— Зона 1—1 ограничена проектируемым проездом № 5108 и Ряжской ул.;

— Зона 1—2 ограничена Ряжской ул. и Загорьевской ул.;

— Зона 1—3 ограничена Загорьевской ул. и Загорьевским пр.;

56

Рис. 5. Зона влияния Липецкой области района Бирюлево Восточное

— Зона 1—4 ограничена географическими границами.

Критическими точками, определяющими возможность взаимодействия данной территории с другими городскими территориями, являются пересечения пр. № 5108 с Липецкой ул., и Загорьевского пр. с Липецкой ул.

Характер использования территории зоны влияния описывает широкий набор количественных и качественных показателей. Интенсивность использования территории — термин, вошедший в практическую градостроительную деятельность, под которым понимают совокупность характеристик плотности застройки, коэффициент застройки и плотность населения [11—13]. Данные величины позволяют рассчитать также абсолютную величину площади жилого фонда и численность населения. Именно численность населения определяет объем взаимодействий различных объектов ГС.

ИИТ определяет общий объем нагрузки на ТКС и его рассредоточение по отдельным сегментам. В каркасно-тканевой теории ИИТ фигурирует в виде показателя функциональной ценности и структурно-функционального потенциала территории, которые оцениваются показателями насыщенности и связности. Оценка ценности производилась в виде отношения емкости объектов одной функции на рассматриваемой территории к суммарной емкости всех объектов данной функции по всему городу. Например, в районе находится 1920 мест приложения труда, всего в городе 52 321 мест приложения труда, следовательно, функциональная ценность территории по МПТ составит 3,6 %. Связность оценивалась как произведение функциональной емкости к трудности сообщения. Произведение суммы функциональной ценности рассматриваемой территории по нескольким подсистемам, умноженное на связность, являет собой интегральный показатель — структурно-функциональный потенциал (формула 1) [1, 16].

P = (^ + Dr)Ch,

к

(1)

ГС), С — связность района с населением, регулируемая пределом транспортной доступности.

Структурно-функциональный потенциал в формализованном виде является близкой аналогией группы гравитационных моделей транспортных потоков [14, 15]. Гравитационные модели транспортных потоков используются для определения объема корреспонденций пропорционально емкостям транспортных районов прибытия и отправления с учетом расстояния между ними. В общем виде закономерность гравитационного тяготения в транспортных моделей представляют следующим образом:

Скор = АШ

у у

(2)

где I, у — индексы транспортных районов; А, В — емкости районов отправления и прибытия; р — коэффициент трудности сообщения.

Модель развивалась и получала новые коэффициенты, позволяющие учитывать большую совокупность факторов: полез -ность поездки, затраты времени, издержки, поведенческие реакции, мотивы населения и т. п. Неотъемлемой частью таких моделей является поправочный коэффициент, учитывающий закон трудового расселения — кривую расселения [17]. Кривая расселения характеризует распределение времени в пути от места проживания населения до целей трудовых корреспонденций, конфигурация кривой индивидуальна для каждой ГС, также является характеристикой транспортного поведения населения.

При осуществлении расчета матрицы корреспонденции с использованием гравитационных моделей производится их калибровка условием сбалансированности системы — потенциал ТКС удовлетворять

N чел.

где Ь, г, к — индекс подсистем: обслуживание, МПТ, население, D — функциональная ценность района по подсистеме (доля емкости района по подсистеме в

Т, час

Рис. 6. Общий вид кривой расселения ГС

ТЗ

а ш

О г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а

с

а>

О-

Г> ^

X н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

57

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U О

X

X ^

и

CD U

О ^

m

О

СР

X

X

о

о

m

I-

U

CD

IX

О СР

I-

и о а о

СР

транспортный спрос (Т) равен или больше транспортного спроса (О) (формула 3).

T > Q.

(3)

Отличительной чертой гравитационных моделей от структурно-функционального потенциала является использование абсолютных величин при расчете против относительных показателей-дискрипторов структурно-функциональной организации. Близость таких фундаментальных теоретических положений обусловлена эмпирической природой знания и использованием системных подходов к решению задач. Обобщив градостроительные знания о ИИТ и характеризующих ее показателях, структурно-функциональном потенциале ГС и гравитационных моделях транспортных потоков, можно представить гипотезу исследования в формализованном виде (формула 4):

О(А; В; М; {) = ЕТ, (4)

где объем выезда населения (О) является функцией от численности населения в районе проживания (А — емкость подсистемы население), емкостей подсистем обслуживания и МПТ (В и М), характеристики транспортного поведения и равен провозной способности ТКС (Т).

Формула 4 является математической моделью в неявном виде для расчета предела ИИТ с учетом провозной способности ТКС. Возможность расчета максимальных значений показателей ИИТ на этапе подготовки генеральных планов позволяет обеспечить сохранение целостности структурно-функциональной организации ГС и управлять этапами эволюционного развития. Также представляется возможным определить воздействие антропогенной деятельности на окружающую среду на этапе генерального плана и его взаимоувязки с программами по защите окружающей среды.

58

Библиографический список

1. Гутнов А. Э. Системный подход в изучении города: основания и контуры теории городского развития // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. Вып. 17 / под ред. Д. М. Гвишиани. - М.: Наука, 1986. - С. 211-232.

2. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области. — URL: https://mosstat.gks.ru/folder/64648, дата доступа: 05.02.2022.

3. Мыларщиков А. М. Систематизация методов оценки антропогенного воздействия на окружающую среду // Интернет-журнал Науковедение. — 2012. — № 3 (12). — С. 8.

4. Борисова Т. В. Выявление особенностей антропогенного воздействия на водные объекты Волгоградской области: материалы Всероссийской (национальной) студенческой научно-практической конференции «Исследования, технологии, инновации в сфере землеустройства и кадастров», 2022. — С. 190—193.

5. Папенов К. В., Соловьева С. В., Никоноров С. М. Общество, экономика, природа: Актуальные проблемы развития России. Сборник статей. — Изд. «Проспект», 2017. — 240 с.

6. Малоян Г. А. Основы градостроительства: учебное пособие. — М.: Издательство АСВ, 2008. — 152 с.

7. Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства. — М.: Стройиздат, 1984. — 256 с.

8. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01—89. — URL: https://docs.cntd.ru/document/ 456054209, дата доступа: 05.02.2022.

9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/, дата доступа: 05.02.2022.

10. Препарата Ф., Шеймос М. Вычислительная геометрия: Введение. — М.: Мир, 1989. — 295 с.

11. Кудрявцев А. О. Рациональное использование территории при планировке и застройке городов. — М.: Стройиздат, 1974.

12. Воскобойникова С. М. О рациональном использовании территории в системе расселения // Проблемы природопользования в условиях Севера Европейской части СССР, 1983. — С. 59—66.

13. МГСН 1.01—97 Часть 1. Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы. — URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/28071220/, дата доступа: 05.02.2022.

14. Бобрик П. П. Обоснование гравитационной модели транспортных корреспонденций при помощи закона убывающей предельной полезности. — М.: Труды Московского физико-технического института, 2010.

15. Горев А. Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие. — СПб., 2010. — 214 с.

16. Баевский О. А. Гуманизация жилой застройки (на примере сложившихся районов Москвы). — М.: СА СССР, сборник «Молодые ученые — советской архитектуре», 1985.

THE LIMIT OF A RESIDENTIAL AREA INTENSITY USE AS THE BASIS FOR PREDICTING THE COMPLEX ENVIRONMENTAL IMPACT a

g

A. A. Chernyshov, Ph. D. student of the Department of Urban Planning National Research n

Moscow State University of Civil Engineering, urbanti2020@gmail.com, Moscow, Russia, o

I. A. Bakhirev, Ph. D. (Technical sciences), assoc. professor of the Department of Urban n

Planning National Research Moscow State University of Civil Engineering, npotid@mail.ru, §

Moscow, Russia n

n

O

Literature n

Q

1. Gutnov A. E. Sistemnyjpodhod v izuchenii goroda: osnovanija i kontury teorii gorodskogo razvitija [Systems u approach to research the city: foundations and contours of urban development]. Sistemnye issledovanija. p Metodologicheskie problemy. 1985. P. 211—232 [in Russian]. O

2. Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po g. Moskve i Moskovskoj oblasti [Department of a the Federal State Statistics Service for Moscow and the Moscow Region]. URL: https://mosstat.gks.ru/ _ folder/64648, access data: 05.02.2022 [in Russian]. CD

H

3. Mylarschikov A. M. Sistematizatsiya metodov otsenki antropogennogo vozdeystviya na okruzhayushchuyu sredu [Systematics of methods to assess human impacts on the environment/. Internet-zhurnal Nauko-vedeniye, 2012, 3 (12), 8 p. [in Russian].

4. Borisova T. V. Vyyavleniye osobennostey antropogennogo vozdeystviya na vodnyye ob'yekty Volgogradskoy oblasti [Identification of the features of anthropogenic impact on water facilities of the Volgograd region]. Issledovaniya, tekhnologii, innovatsii v sfere zemleustroystva i kadastrov: materialy Vserossiyskoy (natsion-al'noy) studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Volgograd, 2022. — P. 190—193 [in Russian]. ^

5. Papenov K. V., Solov'yeva S. V., Nikonorov S. M. Obshchestvo, ekonomika, priroda: Aktual'nyyeproblemy H razvitiya Rossii. Sbornik statey [Society, economy, nature: Actual problems of Russia's development. Di- Z gest of articles.]. Izd. "Prospekt", 2017. 240 p. [in Russian]. n

6. Maloyan G. A. Osnovy gradostroitel'stva [Fundamentals of urban planning]. ASV, 2008. 152 p. [in Rus- y sian]. T

7. Gutnov A. E. Evolyutsiya gradostroitelstva [The evolution of urban planning]. Stroyizdat, 1984. 256 p. o [in Russian].

8. SP 42.13330.2016. Svodpravil. Gradostroitelstvo. Planirovka i zastrojka gorodskih i sel'skihposelenij [Set of rules. City building. Planning and development of urban and rural settlements]. URL: https:// docs.cntd.ru/document/456054209, access data: 05.02.2022 [in Russian].

9. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 190-FZ [Urban Planning code of the Russian Federation 190-FZ dated 29.12.2004]. URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_51040/, access data: 05.02.2022 [in Russian].

10. Preparata F., Sheymos M. Vychislitel'naya geometriya: Vvedeniye [Computational Geometry: An Introduction]. Mir, 1989. 295 p. [in Russian].

11. Kudryavtsev A. O. Ratsional'noye ispol'zovaniye territorii pri planirovke i zastroyke gorodov [Rational use of the territory in the planning and development of cities]. Stroyizdat. 1974. [in Russian].

12. Voskoboynikova S. M. O ratsional'nom ispol'zovanii territorii v sisteme rasseleniya [On the rational use of the territory in the system of settlement] Problemy prirodopol'zovaniya v usloviyakh Severa Yevropeyskoy chasti SSSR. 1983. P. 59—66 [in Russian].

13. MGSN 1.01—97 Chast' 1. Vremennyye normy i pravila proyektirovaniya planirovki i zastroyki g. Moskvy [Part 1. Temporary norms and rules for designing the layout and development of the city of Moscow]. URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/28071220/, access data: 05.02.2022 [in Russian].

14. Bobrik P. P. Obosnovaniye gravitatsionnoy modeli transportnykh korrespondentsiy pripomoshchi zakona uby-vayushcheypredel'noypoleznosti [Justification of the gravitational model of transport correspondence using the law of diminishing marginal utility]. Trudy Moskovskogo fiziko-tekhnicheskogo instituta, 2010 [in Russian].

15. Gorev A. E. Osnovy teorii transportnykh system [Fundamentals of the theory of transport systems]. St. Petersburg, 2010. 214 p. [in Russian].

16. Bayevskiy O. A. Gumanizatsiya zhiloy zastroyki (na primere slozhivshikhsya rayonov Moskvy) [Humaniza-tion of residential development (on the example of established districts of Moscow)]. Sbornik "Molodyye uchenyye — Sovetskoy Arkhitekture". SA SSSR, 1985 [in Russian].

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.