21. Щербинина H. H. Клиническое и прогностическое значение нарушений липидного обмена в комплексной диагностике и лечении рецидивирующей формы хронического панкреатита: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — СПб., 2000.
22. Ahmad M. S., Krishnan S., Ramakrishna В. S. et al. // Gut. - 2000. - Vol. 46. - P. 493-499.
23. Barcello A., Claustre J., Moro F. et al. // Gut. — 2000. - Vol. 46. - P. 218-224.
24. Hoslashiby N., Espersen F., FomsgaardA. et al. // Ugeskr. Laeger. - 1994. - Vol. 156. - P. 5998-6005.
25. Gibson G. R., Robe/froid M. B. Colonie microbiota, nutrition and health. — 1999.
26. Kirjavainen P. V., Gibson G. R. // Ann. Med. - 1999.
- Vol. 31, № 4. - P. 288-289.
27. Lambert J., Hull R. // Asia Pacific J. Clin. Nutr. - 1996.
- Vol. 5. - P. 31-35.
28. Nissle A. // Dtsch. Med. Wschr. - 1916. - Bd 43. -S. 1181-1184.
29. Roedier W. E. W., Heyworth M., Willonghby P. et al. // J. Clin. Pathol. - 1982. - Vol. 35. - P. 323-326.
30. Zakharchenko M. P., Grinevich V. В., Dobrynin V. M. // Environment and Human Health.- SPb. — 2003. — P. 848.
31. Zetterstrom R., Bennet R., Nord К. E. // Acta Paediatr. Jpn. - 1994. - Vol. 36. - P. 562-571.
Поступила 26.03.04
@ КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2004 УДК 616-036.3-02:614.7]-07
3. Ф. Сабирова, Н. Ф. Фаттахова, Н. Ф. Чанышева, Р. М. Сабирова ПРЕДБОЛЕЗНЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗМА В РЕГИОНАХ НЕФТЕХИМИИ
ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва; Городские поликлиники Уфы и г. Давлеканово
Многокомпонентное загрязнение объектов окружающей среды влияет на здоровье населения, проживающего в регионах нефтепереработки, нефтехимии, химии. Актуальным направлением исследований является оценка предболезненных, донозологических состояний организма [6, 8] особенно в подростковом возрасте, когда формируется до 80% хронических заболеваний [1]. Методы донозологической диагностики изменений организма позволяют выявить ранние изменения в большинстве органов и систем, что очень важно для своевременной профилактики заболеваний.
Возможность специфических проявлений действия загрязнения среды может быть связана также с определением химических веществ в биосредах.
Изучено состояние окружающей среды (атмосферный воздух, питьевая вода) в промышленных центрах (Уфа, г. Стерлитамак), градообразующим фактором которых являются промышленные комплексы (ПК) нефтехимии и химии и в городе сравнения (Белебей), в котором отсутствуют предприятия подобных отраслей.
Для оценки предболезненных, донозологических состояний организма использован метод автоматизированной системы количественной (от 0 до 1) оценки риска развития заболеваний, разработанный Институтом комплексных проблем гигиены и профзаболеваний и Институтом клинической и экспериментальной медицины СО АМН для характеристики состояния здоровья рабочих [2]. В основу метода положена многофакторная оценка состояния здоровья, которая дает характеристику деятельности основных органов и систем организма с исследованием связи между ними, направленная на выявление количественной меры риска и наличия основных общепатологических синдромов и заболеваний. Метод модифицирован [7] с учетом физиологических особенностей подросткового периода, а также других моментов, в частности отсутствия влияния на организм производственных условий. Обследовано 1039 подростков, жителей центров нефтехимии, химии и города сравнения.
Для подтверждения поступления в организм детей химических соединений из загрязненных объектов окружающей среды изучалось выделение с мочой хлорированных углеводородов у 390 детей (подобранных по методу копия—пара) микродиффузионным методом.
Оценка и прогноз комбинированного и комплексного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье представляют не только теоретический, но и практический интерес, поскольку необходимы для эффективного решения вопросов управления качеством среды [3—5]. Показана правомерность (корректность) использования для этих целей многофакторного анализа, включающего
элементы регрессионного, корреляционного и дисперсионного анализов [9, 10].
Среднегодовые концентрации наиболее распространенных загрязнителей (диоксид азота, оксид углерода, сероводород, диоксид серы, пыль) в исследуемых городах достоверно не различаются. В то же время при совместном присутствии в атмосферном воздухе коэффициенты комбинированного действия смесей с учетом суммации действия в большинстве случаев превышают 1. К приоритетным загрязнителям воздуха центрах нефтехимии, химии относятся смеси, содержащие специфические компоненты (галогенсодержащие, ароматические углеводороды, бенз(а)пирен, хлор), у которых коэффициенты комбинированного действия достигают 4,6— 11,1.
Особенностью загрязнения селитебных районов (I, II), расположенных в непосредственной близости от ПК, являются постоянство присутствия и высокий уровень специфических примесей. Концентрации большинства углеводородов в атмосфере районов I, II достоверно превышают их уровень в наиболее удаленных от ПК районах (III, IV) и достигают по ароматическим углеводородам (в том числе бензолу, ксилолу, кумолу, а-метилстиролу и др.) от 1,1 до 3,3 ПДК, нафталину— до 6,7 ПДК, 1,2,4-триметилбензолу, этилбензолу от 12 до 17 ПДК, стиролу до 13 ПДК, олефинам (в том числе по изопрену, гексену, гептену) от 2 до 2,9 ПДК.
Приоритетными загрязнителями питьевой воды являются ароматические углеводороды; летучие галоформ-ные соединения, в том числе хлороформ, бромдихлорме-тан, дибромхлорметан, трихлорэтилен, дихлорэтан; ртуть. Концентрации этих соединений не превышали ПДК, однако, суммарное содержание веществ 1 -го и 2-го классов опасности достигало 2,6—2,9. Загрязнение питьевой воды комбинацией хлорированных и ароматических углеводородов составило в промышленных центрах 0,7-1,1.
Выявлено, что у подростков, проживающих в городах с ПК, определяется наиболее высокий риск (более 0,95) развития заболеваний (41,1—41,8%), что достоверно выше (р < 0,01), чем у сверстников города сравнения (22,8%). Достоверно высок, на грани клинических проявлений, уровень риска развития болезней нервной системы, желудочно-кишечного тракта, в том числе печени, поражений почек. Выявленные изменения иммунного статуса могут обусловливать высокий риск развития заболеваний у подростков, проживающих в промышленных центрах.
Достоверно более высокий риск (более 0,95) развития заболеваний желудочно-кишечного тракта и в том числе
гепатобилиарной системы выявлен у подростков, проживающих в районах (I—II) Уфы и г. Стерлитамака, с высоким уровнем загрязнения воздуха специфическими примесями, оказывающих гепатотропное действие. Так, распространенность среди подростков риска развития заболеваний желудочно-кишечного тракта в I, II селитебных районах Уфы составила 10,7, 7,1%, против 5, 2,1% в III, IV районах в г. Стерлитамаке — соответственно 8,7 и 14,1% в I, II районах, против 6,4%, 4,3% в III, IV. Риск развития у подростков патологии почек и изменений иммунного статуса имеет тенденцию к снижению при увеличении расстояния районов проживания от ПК.
Здоровых подростков с небольшим риском развития заболеваний больше среди живущих в городе сравнения (50,9% против 38,9 и 40,3% d городах с ПК).
Хлорированные углеводороды обнаружены в моче у 53,1—74,1% детей, проживающих в центрах нефтехимии, химии, и отсутствуют у детей города сравнения. Получена тесная связь между концентрацией хлорированных углеводородов в воздухе и числом детей, в моче которых они определялись (г = 0,94; р < 0,05). Уровень болезней печени и желчных путей коррелировал с числом лиц, у которых были обнаружены углеводороды. Среди болезней органов пищеварения 35,0—42,1% приходится на патологию гепатобилиарной системы у детей, живущих в промышленных центрах, что достоверно выше, чем в контроле (7,5%). Дети, проживающие в городах с ПК, болезнями печени и желчных путей болеют 2—5,4 раза чаще сверстников из города сравнения (р < 0,001).
Выявлена тесная корреляционная зависимость между суммарным загрязнением атмосферного воздуха (по показателю р) и риском развития болезней нервной системы (г =0,86; р < 0,05), желудочно-кишечного тракта (г = 0,67; р < 0,05), печени и желчных путей (г = 0,80; р < 0,05), расстройств иммунной системы (г =0,89; р < 0,01).
Многокомпонентное загрязнение объектов окружающей среды в регионах нефтехимии, химии обусловливает опасность комбинированного и комплексного воздействия на население.
Смесь, включающая специфические примеси (а-ме-тилстирол, хлорированные углеводороды, пыль), участвует в формировании высокого (> 0,95) риска развития заболеваний органов дыхания у подростков с долей вклада 22,2%.
Комбинированное ингаляционное действие а-метил-стирола, хлорированных углеводородов может обуслов-
ливать высокий риск развития заболеваний печени с долей вклада 56,6%.
Выявлена сильная зависимость между содержанием ртути в атмосферном воздухе и питьевой воде и высоким риском (> 0,95) развития заболеваний почек (Л = 0,896; г = 0,88; р < 0,05) с ведущей ролью перорального поступления (80,3%).
Таким образом, в промышленных центрах нефтехимии и химии выявлен высокий риск развития заболеваний у подростков болезнями нервной системы, желудоч-но-кишечного тракта, в том числе печени и желчных путей, расстройств иммунного статуса, обусловленных комбинированным и комплексным воздействием специфических загрязнителей атмосферного воздуха с долей вклада 22,2—80,3%. Подтверждением этой зависимости является циркуляция в организме детей хлорированных углеводородов.
Литература
1. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте // Охрана здоровья подростков / Под ред. Л. Т. Антоновой, Г. Н. Сер-дюковской. - М., 1993. - С. 5-94; 249-300.
2. Гичев Ю. П., Поляков Я. В., Шорова Т. В. // Гиг. и сан. - 1983. - № 2. - С. 25-30.
3. Нагорный 77. А. Комбинированное действие химических веществ и методы его гигиенического изучения. — М. — 1984.
4. Оценка риска для здоровья. Опыт применения методологии оценки риска в России / Руководитель проекта С. М. Новиков. — М., 1999.
5. Рахманин Ю. А., Сидоренко Г. И., Михайлова Р. И. // Гиг. и сан. - 1998,- №4,- С. 13-19.
6. Рахманин Ю. А., Ревазова Ю. А. // Проблемы диагностики донозологических состояний в профилактической и клинической медицине. — М., 2003. — С. 106-108.
7. Сабирова 3. Ф., Аскарова Я. 77., Чанышева Н. Ф.,Ма-сайко Г. А. // Гигиенические аспекты охраны здоровья населения. - Уфа, 1990. - С. 87-88.
8. Сидоренко Г. П., Кутепов Е. 77. // Гиг. и сан. - 1998. - №4. - С. 35-39.
9. Теория вероятностей и математическая статистика // Под ред. В. А. Колемаева. — М., 1991.
10. Теория статистики / Под ред. Р. А. Шмойловой. — М., 1999.
Поступила 26.03.04
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2004
УДК 613.95:616.24-018.73-092:612.017.1]-078.33
В. Д. Иванов, А. К. Маковецкая, Е. А. Смагина
ОЦЕНКА МЕСТНОГО ИММУНИТЕТА СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК ДЫХАТЕЛЬНОГО ТРАКТА В ДИАГНОСТИКЕ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва
В условиях резкого ухудшения во всем мире экологической ситуации весьма актуальным для современной гигиенической науки представляется поиск адекватных подходов, позволяющих выявлять воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения. При этом особую важность приобретает изучение их действия на иммунную систему человека, поскольку она является одной из наиболее чувствительных систем, тонко реагирующих на изменения окружающей среды, что в свою очередь может позволить своевременно выявлять развитие патологических процессов в организме.
В клинической иммунологии для первичного выявления грубых поломок и дефектов иммунной системы широко используются унифицированные и стандартизованные лабораторные методики оценки иммунного статуса.
Однако в современной практике отечественных эколого-гигиенических исследований состояния здоровья больших контингентов населения возникла проблема возможности применения неинвазивных методов получения биологического материала для иммунологического обследования в связи с невозможностью осуществления в ряде отдаленных регионов страны широких клинико-лабораторных исследований.
Известно, что слизистые оболочки человека играют важную барьерную роль в защите организма от действия неблагоприятных факторов окружающей среды. Дыхательный тракт является "входными воротами" для загрязнителей окружающей среды, и от состояния иммунной защиты со стороны слизистых оболочек зависит степень контакта, мера вхождения неблагоприятного фактора, вдыхаемого человеком. Показатели функции иммунной