УДК 398.32(=511.132)
DOI: 10.24412/2658-7637-2021-19-145-152
Т. Г. Голева
ПРЕДАНИЯ КОМИ-ПЕРМЯКОВ О ДРЕВНЕМ ГОРОДИЩЕ КУРЭГКАР*
Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Пермь, РФ
В традиционной культуре коми-пермяков многим местам древних поселений и могильников посвящены предания и мифологические рассказы, которые отражают народные представления о прежнем населении края. К таким локусам существует особое отношение: их почитают, остерегаются посещать или верят, что на них можно найти клады. Предания о городище Курэгкар (Куриный город) известны по письменным источникам с начала XXв. Наиболее яркие рассказы о нем были записаны Л.С. Грибовой в середине XXв., они лучше всего отражают отношение народа к данному месту. Современные записи позволяют проследить, как сохраняется и изменяется народная фольклорная традиция. Предания о Курэгкар имеют разные сюжеты и мотивы, чем выделяют его среди остальных археологических памятников данной местности. Некоторые мотивы можно определить как уникальные, другие являются общими для ряда фольклорных текстов коми-пермяков. Внимание население к данному объекту привлекает его своеобразное название, находки вблизи него древних предметов, особенности внешнего вида: площадка на большом холме, окруженная валом.
Ключевые слова: коми-пермяки, археологический памятник, городище, Курэгкар, предания, клады, чудь.
T.G. Goleva
KOMI-PERMIAN LEGENDS ABOUT THE ANCIENT SETTLEMENT
OF KUREGKAR
Perm Federal Research Center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences Perm, Russia
Legends and mythological stories are dedicated to many places of old settlements and burial grounds in the traditional culture of the Komi-Permyaks. Legends reflect folk ideas about the former population of the region. There is a special attitude to such sites: the population reveres them, is wary of visiting or believes that buried treasures can be found on them. The legends about the settlement of Kuregkar (Chicken Town) are known from written sources since the beginning of the 20 century. The most vivid stories about him were recorded by L.S. Gribova in the middle of the 20th century, they best reflect the attitude of the people to this place. Modern recordings of texts allow us to trace how the folklore tradition is preserved and changed. The legends about Kuregkar have different plots and motifs, which distinguish it from other archaeological sites of the area. Some motifs can be defined as unique, others are common to a number of the Komi-Permian folklore texts dedicated to archaeological sites. The peculiar name of the settlement, the finds of old objects near it and the specificity of the appearance of the site (a platform on a large hill surrounded by a rampart) attract the attention of the population to it.
Keywords: Komi-Permyaks, archaeological monument, ancient settlement, Kuregkar, legends, buried treasures, Chud.
Введение
Многие археологические объекты на территории Коми-Пермяцкого округа среди местного населения овеяны мифами. Не исключением является и местечко Курэгкар в Кочевском муниципальном округе. Связанные с ним предания примечательны разнообразием сюжетов. В настоящее время оно продолжает привлекать внимание местных жителей и туристов. Объектом данного исследования является мифотворческая традиция народа, которая отражается в фольклорных рассказах, в обыденной жизни и современных культурных проектах.
* Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Пермского края (соглашение № С-26/1192 от 19.12.2019 г.) и в рамках государственного задания; номер государственной регистрации темы АААА-А19-119032590066-2.
Археологические данные. Датировка городища Курэгкар по разным данным отличается: VI-VIII вв. [Конин, 1976, с. 20] или X-XIII вв. [Абдулова, 2014, с. 22]. «Памятник находится в 1,6 км к юго-западу от южной окраины д. Борино <...>, в 1,2 км к юго-востоку от восточной части д. Урья. <...> Городище расположено на крутой возвышенной площадке, на высоком мысовидном выступе коренного левого берега р. Онолвы» [Абдулова, 2014, с. 21-22]. Согласно описанию И.Я. Кривощекова, посетившего памятник в 1886 г., его площадь не превышала 50 сажен, остатки валов были длиной 177 сажень, к городищу с северо-востока и юго-запада наблюдались подъезды. С вершины холма открывался хороший вид на окрестности. В то время площадь городища распахивалась под посевы, при распашке находили «чудские изделия» [Кривощеков, 1914, с. 233-234]. В 1952 г. археологическую разведку памятника провел В.Ф. Генинг, в 1973 г. его обследовала К.М. Русанова, в 2014 г. -отряд КАЭЭ [Конин, 1976, с. 20; Список., 1986, с. 93; Абдулова, 2014]. Глубокого изучения памятника, судя по опубликованным данным, не проводилось.
Варианты обозначения места
Название места в переводе с коми-пермяцкого языка звучит как «Куриный город». Также памятник археологии известен как Боринское или Мокинское городище [Конин, 1976, с. 20]. Холм, на котором он расположен, значительно большего размера, его обычно называют Курогкармыс, то есть «гора Куриного города», а также Урьинская гора, Чолпанамыс - «Каравайная гора». Последнее название дано возвышенности из-за сходства с хлебным караваем. В публикациях и архивных материалах встречаются следующие варианты обозначения места: Курэг-Карэг, Куроп-кар, Куркар, Курикар, Курылкар. Предположительно, появление вариантов названия объясняется его сложным произнесением. В первой части названии Курылкар можно увидеть сочетание двух слов курог 'курица' и кырыл 'склон холма'.
Мифологические тексты и предания о Курэгкар
Первая фиксация народных представлений о городище сделана К. Жаковым, автор передает легенду о скрытых сокровищах и возможном раздоре при их обнаружении: «.Относительно городища, находящегося в трех верстах от Пыстог Кур0г-Кар0г, говорится, что в нем среброкованные ворота; деньги в сороковой бочке на телеге лежат. Если кто разроет эти богатства, сам будет не рад, - произойдет великая драка: всякий пожелает все взять себе» [Жаков, 1903, с. 419].
К 1959-1960 гг. относятся архивные записи народных преданий Л.С. Грибовой. [АКНЦ Ф. 11. Оп. 1. Д. 34, Л. 10. Д. 54, Л. 32-38, 70-71, 89-90, 96]. Курэгкар упоминается в девяти рассказах. Некоторые из повествований респондентов приведены в двух вариантах, мы считаем их за один текст. Один из текстов Л.С. Грибовой был опубликован М.Н. Ожеговой [Ожегова, 1971, с. 118]. То же произведение в более развернутом варианте напечатано Л.С. Грибовой в книге «Пермский звериный стиль». В архивных записях отсутствует приведенная в книге сюжетная линия о войне: «Борьба была какая-то, война. Начнут враги наступать, они со своего кара на них бревна катали, бочки с зажженной смолой, камни кидали, из луков стреляли»; также там по-другому описывается роль петуха и колокола: «Когда кто-либо приближался к воротам - петух и колокол оповещали сторожа с черной собакой. Сторож выйдет, собака рявкнет -мозги вылетят из черепа пришельца» [Грибова, 2014, с. 106]. Тогда как в архивных записях говорится, что человек должен позвонить в колокол, прежде чем запоет петух, чтобы зайти в городище. Скорее всего, опубликованный вариант объединяет несколько рассказов. Архивные версии преданий, собранные Л.С. Грибовой, напечатаны в статье исследователей ПГНИУ [Беломестнова и др., 2018, с. 57-58, 66-67]. В двух из девяти текстов Л.С. Грибовой городище только называется как одно из мест проживания чуди (чучкой отир, чучи, чучкие), описывается их жизнь (жилища были под землей, церкви в виде чумов), и гибель. Последнее событие не связывается с местом городища.
Содержание остальных семи рассказов непосредственно повествует о Курэгкар, их мотивы описаны в таблице 1.
Таблица 1. Мотивы народных преданий о городище Курэгкар с указанием числа их
упоминаний в источниках
Источники текстов АКНЦ Архив ЛКиВА ПГНИУ ПМА
Годы записи 1959, 1960 2000, 2001 2007, 2008, 2010
Количество текстов 7 9 6
Мотивы Количество упоминаемых мотивов
1. На городище жили: а Чудь, b Богатыри, c Разбойники, a-1, b-1, abc-1, ac-1 a-1, c-1, d-1, e-1 b-2, f-1
d Остатки войска Е. Пугачева, f-1
e Коми-пермяки, f Старые люди abc Чудь-Богатыри-Разбойники, bc Богатыри-Разбойники
2. На городище есть / были: a Пещера, b Ворота: b.I Среброкованные [Жаков, 1903], b.II Золотые, а-2, b-2, b. III-1, d.I-1, d.II-1, b-1, c-1 а-1, b.II-1, d-2, f-1
b.III С колоколом и петухом, c Кладбище / Могила d.III-1, e-1
d.I Колодец [Пономарева, 2016], d.II Ключ,
d.III Труба для вентиляции, e Каменный город, тянувшийся до Кочи, f Крепость
3. Сокровища городища: а Бочки с деньгами, b-1, b.I-1, b.I-2 c-1, b.IV-1
b Золото, b.II-1,
b.I Дуга золотая, b.III-1
b.II Полная лодка золота,
b.III Упряжь золотая на захороненной лошади,
b.IV Цепи золотые, на которых висит гроб b.V Двенадцать обозов золота [Истомина, 2017] c) Колокол
4. Внутри горы сидит: а Седой старик, b Окаменевший Пера-богатырь а-1, b-1
5. В городище можно попасть a-1 b-1
а Позвонив в колокол раньше крика петуха, b Пропев 40 божественных песен
6. Городище обороняли от нападения врагов [Грибова, 2014; Истомина, 2017]
7. Древние жители совершили самопогребение на городище [Истомина, 2017]
8-A. С городища перебрасывали: а Палки (чугунные), b Коромысло, c Топор, d Камни, а-2, b-1, f-1 c-2, d-1, f-1 d-3 с-1
e Гири [Пономарева, 2016], f Предметы не названы
8-B. С городища перебрасывались между Курэгкар и: а Быльдэгмыс, b Ошмыс [Пономарева, 2016], c Вершининская гора, d Таркамыс а-1, b-2, ab-1 b-4 b-2, cd-1
9. На городище показывается: а Свинья, b Петух [Пономарева, 2016], c Женщина (в красном платке) [Пономарева, 2016], d Человек с черной собакой, e Огоньки а-1, c-1, d-1 e-1
10. Последствия посещения / нахождения сокровищ: a Произойдет великая драка [Жаков, 2003], b Человек умрет, если не успеет раньше крика петуха позвонить в колокол, c Найденное золото на пользу не пойдет, b-1
11. На городище были найдены: а Чугун b Пепел а-1 b-1
12. О названии городища Куркар написано: а В Библии, b «В Перми есть» а-1 b-1
В 1988 г. рассказ со сказочным сюжетом о рождении первого жителя городища записал В.В. Климов: бездетная женщина съела три горошины, брошенные ей пролетавшим мимо журавлем, после чего родила трех братьев-близнецов. Эти братья поселились на трех холмах: Чучком, Пугыр и Курэгкар [Куда же вы уходите, 1991, с. 258].
В начале XXI в. о Курэгкар были записаны тексты несколькими экспедициями. Фольклористы ПГНИУ приводят в своей публикации 9 рассказов 2000-2001 гг. из архива ЛКиВА ПГНИУ [Беломестнова и др., 2018, с. 59, 67-68]. Один развернутый текст был зафиксирован в 2003 г. Л.Г. Пономаревой [Пономарева, 2016, с. 65-66]. В ходе этнографических экспедиций Пермского филиала Института истории и археологии УрО РАН совместно с ПГГПУ в Кочевском районе в 2007 и 2008 гг. были записаны четыре сообщения о городище Курэгкар и еще два - во время исследований автора статьи в 2010 г. (Полевые материалы автора - далее ПМА). Приводим данные материалы в переводном варианте.
У нас есть тут три очень высокие горы, которые называются Таркэмыс, Урья -Курэгкар, Вершининская гора. Старое поколение - был очень крупный народ, высокорослый. Это даже читали, вроде, было в истории, что они кидали камни крупные с этих гор друг другу (д. Петухово, 2007, запись Д. Ваймана).
Где-то Курэгкармыс, там цепи золотые, на Урье. Гора, говорят, там старинный-старинный какой-то клад. Мы ходили в четвертом классе, раскопки были, могила была [о раскопках на Уринском могильнике]. А на горе искали, но ничего не могут найти, дыру-то. Что в холме висит гроб с золотыми цепями, ворота золотые (Отопково, 2007, запись Я. Латыповой, В. Петрова).
Земля называется Курэгкар. Там де есть колодец и большой колокол внутри. Его когда-то хотели разрушить... Взберешься туда, на самой горе есть дыра, просунешь туда длинный шест, он там качается. Как пещера там (д. Борина, 2008, запись А. Цыбина).
С Ошмыса до Урьинского мыса топоры, которые друг другу огромный камень перекидывали (Б. Коча, 2008, запись А.В. Черных).
Когда-то говорили, великаны, богатыри бросали камни с Курэгкармыс до Ошмыс (д. М. Коча, 2010, запись Т. Голевой).
А вон Курэгкармыс. Куркар, Курикар. Это в Перми есть - Курикар. Там крепость была. Вот там люди жили. Там был большой глубокий колодец. Там на горе как канаву вырыли, на Курикармыс (д. Борина, 2010, запись Т. Голевой).
Еще один вариант предания рассказывает местный учитель В.И. Гагарин, в нем говорится о нападении врагов на городище и самозахоронении жителей на этом месте вместе с 12 обозами золота [Истомина, 2017].
Все тексты были записаны в ближайших к городищу населенных пунктах Большекочинского и Пелымского поселений, для них характерен узколокальный вариант бытования. Большинство мотивов о Курэгкар можно назвать типичными для преданий о чуди и старых поселениях на территории Коми-Пермяцкого округа [Заветный клад, 2007, с. 205, 250-252; Голева, 2013, с. 139-143]. Многие из них известны и на других территориях Европейского Севера России, в частности, мотивы о чудских кладах, чуди-богатырях, чуди-разбойниках, о перебрасывании первопоселенцами одного предмета (см., напр.: [Криничная, 1991; Чудь в устной традиции..., 2008]). Согласно анализу К.В. Моряхиной и А.Н. Сарапулова, на территории Пермского края вблизи с городищами локализуются легенды о чуди с разным содержанием [Моряхина, Сарапулов, 2011]. То есть, для народной традиции характерно связывать с данным видом памятников разные исторические и мифологические сюжеты. В преданиях о Курэгкар отмечается ряд повествовательных единиц, которые присутствуют и в рассказах о других близлежащих географических объектах. Так, перебрасывание топора является одним из главных мотивов преданий о братьях Юксе, Пуксе, Чадз и Бач, тексты которых еще в конце XX в. устойчиво бытовали среди населения с. Юксеево. Схороненные сокровища на Курэгкар в виде золотой конской упряжи и дуги можно соотнести с «чудским кладом» в виде серебряного коня и золотых саней, которые, по народным преданиям, упали с неба и спрятаны на урочище Шорйыв близ д. Петухово [Грибова, 2014, с. 86]. Две сюжетные параллели присутствуют в преданиях о Курэгкар и о разбойниках с Семиизбушной гривы на р. Онолве [Беломестнова и др., 2018, с. 68]: на обоих местах спрятана лодка с золотом и нужно спеть определенное число песен (100 песен без единого слова про любовь, чтобы получить золото; 40 божественных текстов, чтобы открыть ворота городища). Также в Кочевском округе распространены предания о чудских колодцах, которые включают мотивы о спрятанных сокровищах и гибели чуди [Голева, 2016]. Примечательно, что в записях Л.С. Грибовой только отмечается наличие рядом с Курэгкар колодца или ключа, а в начале XXI в. колодец становится местом захоронения клада. В других рассказах говорится уже о некой яме, вентиляционной трубе, через которую шестом местные жители прощупывали пещеру.
Сравнение преданий разных годов записи показывает, что в начале XXI в. увеличилось число вариантов определения поселенцев городища, добавились воины Е. Пугачева и «пермяки». Если респонденты Л.С. Грибовой чаще рассказывали о чуди, то в настоящее время жителей городища редко так называют, а определяют как разбойников, богатырей, старый народ. Большинство мотивов продолжает сохраняться в народных повествованиях, некоторые из них - в трансформированном варианте. Так, ранее колокол висел на воротах, в позднем варианте - спрятан в колодце; в начале
XX в. говорилось о серебряных воротах и монетах, в более поздних текстах - о золотых предметах; раньше в числе перебрасываемых вещей назывались коромысло и палки, в поздних - чаще камни. В записях Л.С. Грибовой присутствует описание гибели прежних жителей или чуди, но Курэгкар не называется местом их погребения. В начале
XXI в. городище в одном из текстов называется кладбищем, в другом говорится о наличии на данном месте гроба на золотых цепях, в третьем - о самозахоронении. Наличие гроба с одной стороны указывает на погребение и соотносится с рассказами о гибели чуди; с другой стороны, на это представление явно повлияла сказка А.С. Пушкина, так как похожие повествовательные элементы в преданиях коми-пермяков
149
больше не встречаются. Новыми содержательными единицами текстов, не зафиксированными в XX в., являются упоминания о некоем письменном тексте, в котором городище называется в краткой форме - Куркар, и способе открывания ворот городища с помощью исполнения 40 песен.
Уникальными мотивами о Курэгкар, нетипичными для других местных почитаемых мест, можно называть повествования о рождении трех братьев-первопоселенцев, наличии на городище ворот и пребывании в горе старика или Перы-богатыря. Первый мотив является древним или заимствованным вариантом мифа / сказки о культурных героях. Представления о воротах, крепости и городе объясняются внешними характеристиками памятника - наличием валов, нахождением на холме крупных камней [Истомина, 2017]. Старик и Пера-богатырь определяются одновременно как древние поселенцы и как хранители этого места. Локализация героев на городище указывает на особое отношение местных жителей к данному месту и их своеобразные мифологические представления о древнем народе.
Мотив о спрятанных сокровищах типичен для многих мест, которые коми-пермяки связывают с деятельностью чуди, он подкрепляется находками единичных предметов, кладов и результатами археологических раскопок. К примеру на территории Кочевского округа в 1930 г. был найден клад близ д. Петухово [Грибова, 1914, с. 86], а в 1956 г. - у д. Уржи [Голдина, 1985, с. 205].
Тексты преданий показывают, что в народных представлениях деятельность жителей городища была связана с другими местными возвышенностями, среди которых есть и места с археологическими памятниками (Ошмыс).
Современные знания о городище, связанные с ним хозяйственные, ритуальные, культурные практики
В ходе этнографического обследования местных традиций помимо преданий были зафиксированы сведения, которые отражают повседневный взгляд на городище. В советское время территория памятника использовалась под посевы, поэтому для старшего населения оно являлось местом сельскохозяйственного труда, именно так о нем и говорят: Ми сэтдн уна уджал1мд 'Мы тут много работали' (М. Коча, 2010 г.). В разных хозяйственных целях жители ближайших деревень посещают лес, выросший на холме, но по народным поверьям, в лесу можно заблудиться, лес пугает, поэтому некоторые остерегаются туда ходить. В современных представлениях, поселенцы городища погребены на древнем Урьинском могильнике, за раскопками которого местное население наблюдало в 1950-е гг.: А н1йд дзеблдмась Урья ю бердас 'А их [жителей городища] хоронили у реки Урьи' (д. Борино, 2010 г.). Название городища упоминалось раньше в игровых приговорках молодежи. Игра типа «Ручеек» предполагает постоянное движение вперед, и её участники говорили: Курдгкармысддз каям 'До горы Курэгкар поднимемся' (М. Коча, 2008 г.); то есть холм во время игры служил географической координатой. Выражение подчеркивает выделение холма в ближайшем у деревни пространстве. К памятнику относятся и как к возможному месту нахождения сокровищ. Население рассказывает о прощупывании колодца, о раскопках подкопах в прошлом, а в настоящее время на городище обнаружены ямы неясного происхождения [Абдулова, 2014, с. 22]. Единственный пример свидетельствует о том, что коми-пермяки включают название городища в поминальные молитвы во время молебнов на старых могильниках, чтобы души ушедшего населения не покарали людей (с. Юксеево, 2007 г.), но никаких ритуальных действий на самом холме в прошлые годы не отмечалось.
В 2012-2013 гг. учащиеся Больше-Кочинской школы под руководством В.И. Гагарина реализовали проект по благоустройству археологического памятника: была расчищена тропа, установлены указатели, в центре городища появился деревянный идол-хранитель, а затем частокол [Гагарин и др., 2016]. Несколько лет школьники в Дни финно-угорских предков проводили на городище акцию «Костер
150
предков». Сейчас Курэгкар стал местом совершения туристических маршрутов. Посещение городища, по данным журналистов, сопровождается своеобразными ритуальными действиями: у подножия горы оставляют «подношение» в виде конфет, монет; на городище загадывают желания; сидят на камнях, чтобы избавиться от болезней [Истомина, 2017]. Таким образом, появляются новые мифо-ритуальные практики, и само городище становится известным широкому кругу людей. Заключение
Проанализированные материалы свидетельствуют о существовании комплекса народных представлений о древнем городище. Для преданий о Курэгкар характерно концентрирование разных сюжетов и мотивов, некоторые из них можно назвать нетипичными для других текстов о местных археологических и почитаемых местах. Многие мотивы преданий являются сказочными, вымышленными, они не подтверждаются археологическими и письменными источниками. Холм с древним памятником остается загадочным объектом для местных жителей, которых, помимо мифов, привлекают его своеобразное название, внешний вид, находки вблизи с ним археологических предметов. Все это обуславливает совершение на данном месте новых культовых и культурных практик.
Библиографический список
1. Абдулова С.И. Отчёт о проведении мониторинга состояния объектов археологического наследия Пермского края, расположенных на территории Коми-Пермяцкого округа. / Рукопись. -Т. 1.- Пермь, 2014. - 122 с. - Архив МАЭ ПГГПУ.
2. АКНЦ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 34. Грибова Л.С. Отчет и полевой дневник об этнографической экспедиции в Кочевский район Пермской области. 1959 г. Д. 54. Чудь по коми-пермяцким преданиям и верованиям.
3. Беломестнова А.С., Королева С.Ю., Чуйкина Е.В. Петух на чудском городище (об орнито-морфных мотивах в русских и коми-пермяцких преданиях о кладах) // Филологические заметки. - 2018. № 18. Т. 2. - С. 53-71.
4. Гагарин В.И., Мунасипова Д.Н., Рогалева Н.А. Музей образовательной организации как центр приобщения учащихся к этнокультурным ценностям [электронный ресурс] // Вестник образования Пермского края. - 2016. - № 3. URL: http://vopk.ru/view.php?event=levelxx_view (Дата обращения: 30.10.2021).
5. Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 280 с.
6. Голева Т. Г. Водные объекты как места памяти о древнем населении в традиционной культуре северных коми-пермяков // Ежегодник финно-угорских исследований. - 2016. - № 3. -С.125-133
7. Голева Т.Г. Предания коми-пермяков о древнем населении Прикамья в современных записях // Этнокультурное наследие пермских финнов. - Кудымкар, 2013. - С. 139-143.
8. Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. Стереотипное издание. - Кудымкар: Коми-Перм. этнокульт. центр, 2014. - 176 с.
9. Жаков К. Ф. По Иньве и Косе. Этнографический очерк // Живая старина. - 1903. - Вып. 4. -С.409-421.
10. Заветный клад: избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия / перевод с коми-перм. и сост. В.В. Климов. - Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2007. - 392 с.
11. Истомина Е. Правила Курэгкара: как вести себя на древних чудских городищах [электронный ресурс] // Парма новости. - 2017. - 21 июля. - URL: https://parmanews.ru/instruktsiya/8087/ (Дата обращения: 25.10.2021).
12. Конин Г.К. Памятники истории и культуры Коми-Пермяцкого национального округа. -Кудымкар: Пермское кн. изд-во, Коми-Перм. отд., 1976. - 136 с.
13. Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. - Пермь, 1914. - 850 с.
14. Криничная Н.А. Предания Русского Севера. - СПб., 1991. - 328 с.
15. Куда же вы уходите? Коми-пермяцкие сказки, песни, частушки, детский фольклор, заговоры, малые жанры фольклора на коми-перм. яз / Сост. В.В. Климов. - Т. 2. - Кудымкар: Пермяцкое кн. изд-во, 1991. - 287 с.
16. Моряхина К.В., Сарапулов А.Н. Пространственный анализ легенд о Пермской чуди и их соотношение с археологическими памятниками // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета: Stadia Histórica Jenium. - 2011. - № 1. - С. 9-18.
17. Ожегова М.Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре. - Пермь: ПГПИ, 1971. - 132 с.
18. Пономарева Л.Г. Речь северных коми-пермяков. М.: Языки народов мира, 2016. - 513 с.
19. Список археологических памятников Пермской области (к своду памятников истории и культуры РСФСР). - Пермь, 1986. - 101 с.
20. Чудь в устной традиции Архангельского Севера / под ред. Н.В. Дранниковой. -Архангельск, 2008. - 145 с.
Сведения об авторе
Голева Татьяна Геннадьевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук. E-mail: [email protected].
Goleva Tatiana Gennadievna, Candidate of Sciences (History), Sénior Research Associate, Perm Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected].