Научная статья на тему '«Пред государем императором мы прошли отлично»: к 110-летию работы М. Г. Васильева'

«Пред государем императором мы прошли отлично»: к 110-летию работы М. Г. Васильева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казанский учебный округ / исторические записки / 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 г. / М. Г. Васильев / М. Г. Худяков / Б. В. Нечкин / Kazan educational district / historical notes / the 100th anniversary of the Patriotic War of 1812 / M. G. Vasilyev / M. G. Khudyakov / B. V. Nechkin.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермошин Антон Владимирович, Мустафина Гульшат Мударисовна

Статья посвящена опубликованной в Казани в 1913 г. работе преподавателя Казанской третьей мужской гимназии М. Г. Васильева о поездке в Москву на празднование юбилея Отечественной войны 1812 г. депутации гимназистов и реалистов Казанского учебного округа. Показана история создания работы, особенность которой заключается в том, что она основана на дневниковых записях участников поездки. Поэтому в ней нашли отражение не только организация поездки, ее содержание, но и восприятие событий учащимися, их патриотизм и верноподданнические настроения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ермошин Антон Владимирович, Мустафина Гульшат Мударисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“In front of the Sovereign Emperor we marched excellently”: dedicated to the 110th anniversary of M. G. Vasilyev’s publication

The paper deals with the work of the lecturer of the Kazan Third Gymnasium, M. G. Vasilyev, about the trip of the students of the gymnasium and the non-classical secondary school of the Kazan educational district to Moscow for the celebration of the anniversary of the Patriotic War of 1812, which was published in Kazan in 1913. The authors describe the history of the work’s creation. Its peculiar feature is in its being based on the diaries of the participants of the trip. Therefore, it reflects not only the organization of the trip and its content but also the perception of the events by the students, their patriotism and devotion to the monarchy.

Текст научной работы на тему ««Пред государем императором мы прошли отлично»: к 110-летию работы М. Г. Васильева»

Аннотация

Статья посвящена опубликованной в Казани в 1913 г. работе преподавателя Казанской третьей мужской гимназии М. Г. Васильева о поездке в Москву на празднование юбилея Отечественной войны 1812 г. депутации гимназистов и реалистов Казанского учебного округа. Показана история создания работы, особенность которой заключается в том, что она основана на дневниковых записях участников поездки. Поэтому в ней нашли отражение не только организация поездки, ее содержание, но и восприятие событий учащимися, их патриотизм и верноподданнические настроения.

Abstract

The paper deals with the work of the lecturer of the Kazan Third Gymnasium, M. G. Vasilyev, about the trip of the students of the gymnasium and the non-classical secondary school of the Kazan educational district to Moscow for the celebration of the anniversary of the Patriotic War of 1812, which was published in Kazan in 1913. The authors describe the history of the work's creation. Its peculiar feature is in its being based on the diaries of the participants ofthe trip. Therefore, it reflects not only the organization of the trip and its content but also the perception of the events by the students, their patriotism and devotion to the monarchy.

Ключевые слова

Казанский учебный округ, исторические записки, 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 г., М. Г. Васильев, М. Г. Худяков, Б. В. Нечкин.

Keywords

Kazan educational district, historical notes, the 100th anniversary of the Patriotic War of 1812, M. G. Vasilyev, M. G. Khudyakov, B. V. Nechkin.

В 1913 г. в типо-литографии Императорского Казанского университета вышла небольшая по объему (36 страниц) работа «Поездка учащихся Казанского учебного округа на юбилейные торжества Отечественной войны 1812 года в г. Москву». Скромно изданная, написанная простым языком, сегодня, по прошествии 110 лет, она представляет интерес во многих отношениях -как свидетельство работы с учащейся молодежью, настроений юношества,

УДК 371:94(470.31)»19»

«Пред государем императором мы прошли отлично»: к 110-летию работы М. Г. Васильева

А. В. Ермошин,

Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

Г. М. Мустафина,

Институт археологии им. А. Х. Халикова АН РТ, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

"In front of the Sovereign Emperor we marched excellently": dedicated to the 110th anniversary of M. G. Vasilyev's publication

A. V. Yermoshin,

Kazan State Medical University, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation

G. M. Mustafina,

A. Kh. Khalikov Institute of Archeology, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation

Васильев М. Г. Поездка учащихся Казанского

учебного округа на юбилейные торжества Отечественной войны 1812 года в г. Москву. -Казань, 1913. - 36 с.

Vasilyev M. G. The trip of the students of the Kazan educational district to Moscow for the anniversary

celebrations dedicated to the Patriotic War of 1812. -Kazan, 1913. - 36 p.

взаимодействия власти и органов просвещения, наконец, удивительных переплетений судеб, их связи с ходом исторических событий.

В работе повествуется о событиях, в той или иной степени представленных как в общероссийских, так и в региональных публикациях, посвященных празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г. в России1. В них отмечается, что, учитывая особый идеологический потенциал юбилея, тем более в достаточно сложной политической обстановке в стране, власть стремилась к вовлечению в торжества молодежи, в том числе учащихся средних учебных заведений. Наряду с многочисленными мероприятиями в учебных заведениях на местах это вылилось в приглашение на торжества в Москве 26-31 августа 1912 г. представителей «подведомственных Министерству народного просвещения средних учебных заведений примерно около 600 человек со всей империи»2.

Подготовка описания поездки в Москву делегации Казанского учебного округа была поручена преподавателю Казанской третьей мужской гимназии Михаилу Григорьевичу Васильеву (1873-1953). Выпускник Казанской духовной академии 1898 г., в 1899-1904 гг. он служил в Казанской духовной семинарии, затем -в Обоянском духовном училище Курской губернии (1905-1906). Особенно значимыми для становления его как педагога стали годы работы в Вятской мужской

гимназии, куда он был назначен в начале 1907 г. преподавателем истории и географии и где также вел курс философской пропедевтики, включавшей в себя логику и психологию3. С 1911/1912 учебного года М. Г. Васильев вновь работал в Казани - преподавателем истории и географии Казанской третьей мужской гимназии4.

Почему же именно его привлекли к написанию этой работы? Можно предположить, что это связано с тем, что возглавить депутацию от Казанского учебного округа было поручено директору Казанской третьей мужской гимназии Михаилу Максимовичу Иванову. Поэтому все документы, связанные с организацией поездки, были собраны и тщательно подшиты в деле канцелярии директора гимназии «О командировании депутации на юбилейные торжества Отечественной войны в гор. Москву» фонда «Казанская третья мужская гимназия»5.

Однако причина скорее в том, что М. Г. Васильев уже имел опыт написания исторических записок. Большое признание получил фундаментальный труд - подготовленная им по поручению педагогического совета Вятской гимназии «История Вятской гимназии за сто лет ее существования» (Вятка, 1911). А в мае 1912 г. М. Г. Васильев получил предложение попечителя Казанского учебного округа написать книгу об Отечественной войне для распространения среди учащихся. Книги (около 1 250 экз.) были выпущены к 20 августа и разосланы по всем учебным заведениям округа*.

Текст брошюры М. Г. Васильева о поездке казанцев в Москву строится в хронологическом порядке, но по содержанию ее можно условно разделить на три неравнозначные части. Первая, отражающая организационную сторону, во многом перекликается с документами дела канцелярии директора Казанской третьей мужской гимназии. Казанский учебный округ включал шесть губерний, однако при определении состава депутации от округа «из числа отличнейших по успехам, примерному поведению и безукоризненным нравственным качествам воспитанников старших классов казенных учебных заведений»6 были исключены Астрахань («за дальностью расстояния») и Вятка («за мелководием реки»). Зато наряду с губернскими городами Казанью, Симбирском, Самарой и Саратовом были включены старейшие учебные заведения уездных городов Вольска, Сызрани, Елабуги и Сарапула. Всего в результате согласований в депутацию округа включили 56 гимназистов и реалистов, трое из которых по болезни не смогли поехать на торжества. Самая большая

М. Г. Васильев. Из личного архива Г. М. Мустафиной.

M. G. Vasilyev. From G. M. Mustafina's private archive.

* К сожалению, в библиотеках и просмотренных нами архивных делах эту работу обнаружить не удалось. Возможно, она вышла без указания автора и может оказаться в фонде какого-либо учебного заведения.

Письмо директора Казанской первой гимназии Н. А. Клюева попечителю

Казанского учебного округа Н. К. Кульчицкому. 12 ноября 1912 г. ГА РТ, ф. 88, on. 1, д. 2266, л. 529.

A letter of Principal of the Kazan First Gymnasium N. A. Klyuev to Trustee of the

Kazan educational district N. K. Kulchitsky. November 12, 1912. The State Archive of the Republic of Tatarstan, fund 88, series 1, file 2266, p. 529.

часть депутации была представлена казанцами - это 11 гимназистов и пять учащихся реальных училищ.

Вторая часть работы связана с Казанью, которая стала не просто местом, где собирались участники депутации, прибывшие сюда к 22 августа по Волге (из Саратова, Самары и Симбирска) и по Каме (из Сарапула и Елабуги). Можно сказать, что уже здесь началась познавательная программа - учащимся было предложено осмотреть достопримечательности Казани, а «давать объяснения» при этом было поручено М. Г. Васильеву. Его рукописный отчет о проведенной экскурсии содержится в деле канцелярии директора Казанской третьей мужской гимназии7, с некоторыми изменениями и дополнениями описание включено и в текст брошюры. Оно несомненно представляет интерес и для современного читателя как вполне узнаваемым маршрутом, так и идейно-нравственной направленностью.

Основная часть работы - подробное, день за днем описание пребывания казанской депутации в Москве. Главная его особенность в том, что оно основано на дневниковых записях учащихся. Не будет преувеличением сказать, что оно представляет собой компиляцию этих записей, но компиляцию, выполненную очень

умело и позволяющую составить яркое представление о поездке.

Можно предположить, что еще до поездки учащимся было предложено вести путевые заметки, а по ее завершении - предоставить (возможно, после отбора директорами учебных заведений) в центр учебного округа. Часть дневников хранится в упомянутом деле канцелярии директора Казанской третьей мужской гимназии.

Активное привлечение дневников позволило показать восприятие гимназистами и реалистами происходивших событий, праздничной Москвы. Особой красочностью и полнотой отличаются наиболее часто приводимые записи из дневника ученика Императорской Казанской первой мужской гимназии Михаила Худякова. «Понятны те чувства, которые охватили нас при въезде в Москву, - пишет он. - Кто из русских людей может с равнодушным сердцем въезжать в Первопрестольную столицу, средоточие всей России, сокровищницу ее святынь и исторических воспоминаний»8. Самого дневника в архивном деле, к сожалению, нет, а на отношении директора Казанской первой гимназии попечителю с представлением дневника М. Худякова наложена резолюция: «Передать на рассмотрение М. Г. Васильеву. 29 декабря»9.

Поразительно насыщенными были все дни пребывания казанцев в Москве -посещение Третьяковской галереи, Румянцевского музея, Музея изящных искусств имени императора Александра III, Большого Императорского театра, зоологического сада, поездка на Воробьевы горы, литургия в храме Христа Спасителя, лекции и встречи - и все это в сочетании с подготовкой к высочайшему смотру на Кремлевской площади. Даже в день отъезда из Москвы 31 августа учащиеся осматривали Кремль: посетили Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату, Успенский и Архангельский соборы, поднимались на колокольню Ивана Великого.

Наиболее эмоциональные дневниковые записи, которые приводит М. Г. Васильев, связаны с участием в торжествах императора, начиная с встречи на Брестском вокзале 27 августа и кончая высочайшим выходом на всенародный молебен на Красной площади 30 августа. Но главным событием для всех стало участие в смотре на площади перед Большим Кремлевским дворцом 29 августа.

И в этот же день «окрыленным успехом, превзошедшим все ожидания, и осчастливленным Высочайшей милостью» учащимся Казанского учебного округа на торжественном акте в одной из московских гимназий были пожалованы специально подготовленные портреты императора с надписью «В память представления Его Императорскому Величеству 29 августа 1912 года в г. Москве», причем именные надписи на них удостоверялись подписью попечителя и печатью учебного округа10. Еще одной наградой стали бронзовые медали, на лицевой стороне которых было изображение Александра I, а на обратной - слова Манифеста, изданного

М. Г. Худяков. Из фондов Малмыжского краеведческого музея.

M. G. Khudyakov. From the collection of the Malmyzh Museum of Local Lore.

Рекламный листок с предложением рам для портретов императора Николая II. ГА РТ, ф. 88, on. 1, д. 2266, л. 223.

The leaflet with the offer offrames for portraits of Emperor Nikolay II. The State Archive of the Republic of Tatarstan, fund 88, series 1, file 2266, p. 223.

по окончании Отечественной войны: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нем подвиги», и даты: 1812-191211.

Чтоб передать чувства казанцев, М. Г. Васильев приводит высказывания ученика Казанской первой мужской гимназии Михаила Худякова: «Все мы слились в одну душу, полную беспредельной любовью к нашему Царю... Каждый из нас может сказать, что это был счастливейший день его жизни»12.

Интересная и трогательная подробность - когда по завершении поездки из выделенных на нее средств осталась сумма в 135 рублей 70 копеек, участники поездки пожелали потратить их на изготовление Казанской иконы Божией Матери для одного из гимназических храмов. Было получено высочайшее соизволение, и по распоряжению попечителя икона была помещена в Варфоломеевской церкви Казанской третьей мужской гимназии со следующей памятной надписью: «Сия Святая Икона сооружена в молитвенную память представления депутации учащихся Казанского учебного округа Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу на Высочайшем смотру 29 августа 1912 года в Москве»13.

Хотелось бы верить, что судьбы большей части 53-х гимназистов и реалистов, которым посчастливилось побывать на московских торжествах, сложились

благополучно, как это было у Михаила Григорьевича Васильева, который не только нашел свое место в новой системе просвещения, преподавал в различных учебных заведениях (школа II ступени, Казанский педагогический техникум, Казанский государственный педагогический институт, Казанское художественное училище) вплоть до 1946 г., но и увлеченно участвовал в культурно-просветительской работе, получив признание как рассказчик художественных произведений, объездив множество городов и районов страны. Он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»14.

Однако это было поколение, молодость которого придется на грядущие исторические потрясения, поколение, которому предстояло пройти через драматические и даже трагические испытания.

Вот судьбы некоторых юношей-«казанцев». Всеволод Александрович Мейер из Казанского первого реального училища погиб на 19-м году жизни 4 января 1915 г. от пулевого ранения под городом Рава15. Подпоручик лейб-гвардии Петроградского полка В. А. Мейер похоронен на главной аллее Арского кладбища г. Казани.

Сын елабужского протоиерея Павла Александровича Дернова Борис после окончания Елабужского реального училища стал студентом Петроградского института путей сообщения. В ходе Гражданской войны был расстрелян вместе с отцом и братьями в Елабуге в феврале 1918 г.16 Решением Св. Синода Московского Патриархата в 2018 г. причислен к лику святых мучеников.

Двое учащихся Казанской третьей мужской гимназии окажутся в эмиграции. Один из них, сын попечителя Казанского учебного округа в 1912-1914 гг. профессора Николая Константиновича Кульчицкого Дмитрий с переводом отца в столицу станет студентом Училища правоведения*, будет воевать в составе Добровольческой армии. За границей он станет известным артистом русского балета (псевдоним Dimitry Rostoff), балетмейстером, педагогом, проживет долгую жизнь и скончается в Лондоне в 1985 г.17

Сам профессор Н. К. Кульчицкий летом 1914 г. будет назначен попечителем Петроградского учебного округа и станет последним царским министром народного просвещения (с 27 декабря 1916 г. до Февральской революции). Выехав из Крыма на вывозившем беженцев в Великобританию английском судне, он работал в отделе анатомии Лондонского университета, погиб в результате несчастного случая в 1925 г.18

* Императорское училище правоведения - привилегированное закрытое учебное заведение для сыновей потомственных дворян.

9Sm

ж,

Щг • т

Подпоручик В. А. Мейер. Электронный ресурс. Режим доступа: https://goo.su/FlP7XK.

Second lieutenant V. A. Meyer. On-line. Available at: https://goo.su/FlP7XK.

Б. В. Нечкин. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.openlist.wiki/He4KUH_ Борис Васильевич (1897).

B. V. Nechkin. On-line. Available at: https:// ru.openlist.wiki/Нечкин Борис_Васильевич_ (1897).

Ученик той же Казанской третьей гимназии, сын бывшего градоначальника Нижнего Новгорода, а позже - вице-губернатора Томска Дмитрия Николаевича Дельвига Андрей в эмиграции будет жить в Германии19.

Два выпускника Императорской Казанской первой гимназии будут репрессированы - ученый-историк Михаил Георгиевич Худяков в 1936 г. и преподаватель истории Пензенского педагогического училища Борис Васильевич Нечкин* - в 193720. Оба будут реабилитированы в 1957 г.

Был арестован в 1937 г. и также приговорен к высшей мере наказания бывший ученик Казанского первого реального училища Евгений Дмитриевич

* Сын директора Казанского промышленного училища (в 1911-1918 гг.) Василия Ивановича Нечкина, старший брат известного советского историка Ми-лицы Васильевны Нечкиной.

Письмо ученика Елабужского реального училища Б. Дернова директору Казанской третьей гимназии М. М. Иванову. 27 ноября 1912 г. ГА РТ, ф. 88, on. 1, д. 2266, л. 559.

A letter of a student of the Yelabuga

non-classical secondary school B. Dernov to Principal of the Kazan Third Gymnasium M. M. Ivanov. November 27, 1912. The State Archive of the Republic of Tatarstan, fund 88, series 1, file 2266, p. 559.

Л

JUmaojluaJO Jliait^iuu4)iuAJb!

Ыи-С^илл-из cfu*/W)<|OljRO ЛаМ, jj<* KAUMW^j-'-t, IUuljCjKM- yLOMjUt-CjL kc^OAWCO/U) i^uJhculo ЛС|гуш. И.о. w<(гишлииЛ- ywyjlYMcrrbiu- ОшАселп^ым-иш &мл.иш_

Ißli U-cjt*- -ih, i. i/liobniij, , i^1м>мь г.СЦА-

риАлтиУроМъ K°%iffX. сглл глк^а__Ahm> оклб

njUStKVUU) IWMblWj rrMj XMsMmUj , KOKA loaWM/UJUXMML о кмма кигЗ^/чг k Mouttij, n^j/t -

cKrtwwcjajjrttiu •

u.r

fwwvb ©ijil-wk .

Lau.dtjv«_ Vj НляХрд..

Колесов, служивший заведующим научно-исследовательским сектором центральной лаборатории завода «Красный треугольник» в Ленинграде (реабилитирован в 1991 г.)21.

Но вернемся в 1913 г., когда ничего не предвещало будущих потрясений, а в Российской империи широко отмечалось 300-летие Дома Романовых. Завершающим штрихом истории работы М. Г. Васильева стало то, что она рассылалась по учебным заведениям и вручалась участникам поездки как память об участии в торжествах в Москве. В заключение приведем письмо ученика 6 класса Елабужского реального училища Бориса Дернова, адресованное директору Казанской третьей мужской гимназии: «Искренно благодарю Вас за книжку: "Поездка учащихся Казанского учебного округа на юбилейные торжества Отечественной войны 1812 года в г. Москву", врученную мне г. директором 25-го ноября сего года. Мне очень

приятно иметь эту книжку, как воспоминание о нашей поездке в Москву под Вашим

22

руководством»22.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Благов Ю. А. Празднование 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г. в учебных заведениях Казани // Пятые Кремлевские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции Пятые Кремлевские чтения «Военная история России: мифы, факты и память» (Казань, 21-23 ноября 2012 г.). - Казань, 2014. - С. 34-38; Ватник Н. С. Средние учебные заведения Москвы в праздновании 100-летия Отечественной войны 1812 года // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 10 (24), часть 1. - С. 58-62; Федотова О., Латыпова Г. «Горя усердием к любезному Отечеству...» (К 200-летию Отечественной войны 1812 г.) // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2012. - № 3/4. - С. 127-137 и др.

2. Васильев М. Г. Поездка учащихся Казанского учебного округа на юбилейные торжества Отечественной войны 1812 года в г. Москву. - Казань, 1913. - С. 1.

3. Васильев М. Г. История Вятской гимназии за сто лет ее существования. - Вятка, 1911. -С. 303.

4. Циркуляры по Казанскому учебному округу. - Казань, 1911. - С. 598.

5. ГА РТ, ф. 88, оп. 1, д. 2266.

6. Васильев М. Г. Поездка учащихся Казанского. - С. 1.

7. ГА РТ, ф. 88, оп. 1, д. 2266, л. 409-410 об.

8. Васильев М. Г. Поездка учащихся Казанского... - С. 10.

9. ГА РТ, ф. 88, оп. 1, д. 2266, л. 529.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. В деле содержится рекламный листок с предложением рам «для портретов Его Императорского Величества Государя Императора Николая II, всемилостивейше пожалованных лицам, принимавшим участие в Августовских Торжествах» (см.: ГА РТ, ф. 88, оп. 1, д. 2266, л. 223).

11. Васильев М. Г. Поездка учащихся Казанского... - С. 23-24.

12. Там же. - С. 23.

13. Там же. - С. 36.

14. См.: Мустафина Г. М., Савина А. С. Гимназический преподаватель в губернском городе: М. Г. Васильев // Учитель истории в социокультурном пространстве Евразии в конце ХХ - начале XXI в.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Казань, 25-26 марта 2016 г.) / Сост. и отв. ред. Г. П. Мягков, О. В. Синицын. - Казань, 2016. - С. 40-49; Ермошин А. В, Мустафина Г. М. Выпускник Казанской духовной академии Михаил Григорьевич Васильев: жизнь и судьба // Известия по Казанской епархии. -2020. - № 3 (17). - С. 64-77.

15. Российский государственный военно-исторический архив, ф. 16196, оп. 1, д. «Именные списки потерь», л. 130.

16. См.: Жизнь и духовное наследие священника Павла Дернова / Авт.-сост. А. Комиссаров. -Наб. Челны, 2014. - 600 с.

17. Дмитрий Николаевич Ростов (Кульчицкий). Электронный ресурс. Режим доступа: https://clck.ru/356z3L (дата обращения: 20.07.2023).

18. Николай Константинович Кульчицкий. Электронный ресурс. Режим доступа: https:// clck.ru/356z5m (дата обращения: 20.07.2023).

19. Звягин Г. История одной находки. 200 лет А. И. Дельвигу (1813-1887) // Большой русский альбом: Вся Россия в лицах и биографиях из семейных архивов. Электронный ресурс. Режим доступа: https://clck.ru/356z72 (дата обращения: 20.07.2023).

20. Нечкин Борис Васильевич (1897) // Открытый список. Электронный ресурс. Режим доступа: https://clck.ru/356z95 (дата обращения: 20.07.2023).

21. Колесов Евгений Дмитриевич // Жертвы политического террора в СССР. Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.memo.ru/person/show/513372 (дата обращения: 20.07.2023).

22. ГА РТ, ф. 88, оп. 1, д. 2266, л. 559.

Из работы М. Г. Васильева «Поездка учащихся Казанского учебного округа на юбилейные торжества Отечественной войны 1812 года в г. Москву»

«Осмотр Казани»

Осмотр Казани был начат с Арского поля, где учащимся были показаны исторические места, связанные с воспоминаниями об осаде Казани Иваном Грозным и нападении на Казань разбойничьих шаек Пугачева. На театральной площади учащиеся потом осматривали памятник Г. Р. Державина и прошли по Державинскому саду и Николаевскому скверу, где им указаны были места предполагаемого нахождения башен, взорванных русскими 2 октября 1552 г. во время взятия Казани.

Черноозерским садом, где раньше были озера, упоминаемые и в описании осады Казани, учащиеся прошли на Воскресенскую улицу к Петро-Павловской церкви, замечательной по своему архитектурному стилю; с возвышенной площадки этой церкви открывается превосходный вид на южную сторону города: на озеро Кабан, вытекающий из него Булак и Забулачную татарскую часть города с мечетями и минаретами.

Посетив городской музей, где при осмотре отделов исторического, археологического, нумизматического и д[ругих] подробные и ценные объяснения даны были проф[ессором] Н. Ф. Катановым и заведующими отделами, учащиеся приступили к обзору святынь кремля. В Спасском монастыре поклонились мощам св. Варсонофия, осмотрели внутреннее устройство храма и часовни-пещерки, где ныне покоится прах митрополита Ефрема, одного из видных деятелей эпохи смутного времени, после кончины патриарха Гермогена временно управлявшего делами русской церкви и возложившего в 1613 году царский венец на первого царя из Дома Романовых и первым подписавшегося на соборной грамоте об избрании его на всероссийский престол.

Осматривали учащиеся и Благовещенский кафедральный собор, основанный при взятии Казани, и хранимые здесь иконы старинного письма, присланные, по преданию, самим царем Иваном Васильевичем IV в 1555 году. Поклонившись главной святыне собора, мощам первого архиепископа и просветителя Казанского края, св. Гурия, учащиеся Тайницкими воротами, мимо Сююмбекиной башни, вышли из кремля в западную сторону города. Отсюда издали видны Тайницкий ключ, откуда осажденные татары брали воду, памятник по убиенным при взятии Казани, Зилантов монастырь и луговая сторона р. Казанки, где во время осады стоял сторожевой полк князя Серебряного. Посмотрев на эти исторические места, учащиеся прошли в Казанский женский монастырь, где помолились пред иконой Божией Матери, оттуда в Императорскую первую гимназию, где им приготовлен был обед, и ровно в 2 с половиной часа, как намечено было раньше, были снова

в 3-ей гимназии, откуда предстояло направиться на вокзал Московско-Казанской железной дороги.

29 августа. День высочайшего смотра учащимся

Было два часа дня, как вдруг какой-то шепот пробежал по рядам, взоры всех обратились к воротам дворца, откуда выезжал на белой лошади Государь Император. Вслед за Государем ехали в открытой коляске Наследник Цесаревич и Великие Княжны Татиана, Мария и Анастасия Николаевны. Его Величество принял рапорт и проехал по фронту, здороваясь с учащимися. [...] Вот, наконец, мы увидели Государя Императора. Его Величество ехал верхом в трех шагах и внимательно смотрел на каждого. На лице Его светилась улыбка. Он произнес: «Здравствуйте, господа!» -«Здравия желаем, Ваше Императорское Величество», - вылетел ответ во всю силу юных легких и затем грянуло восторженное «ура». [...] Сейчас мы пройдем мимо Государя. Музыка заиграла марш. С волнением вступили мы на круг плац-парада. У памятника Императору Александру II находились Государь Император, Наследник Цесаревич, Великие Княжны и Великие Князья, а по сторонам - министры, Двор и высшие чины. Быстро проходили колонны учащихся. Дошла очередь и до нас. Построились в четыре шеренги. Взяли на ходу дистанцию и, на ходу же равняясь, пошли под музыку, имея на правом фланге г. Попечителя. Старались идти как можно ровнее, опасаясь больше всего на свете, как бы не сбиться с ноги. [.] Лишь только последние ряды учащихся поравнялись с Его Величеством, как Государь осчастливил их высокомилостивыми словами: «Спасибо Казанские!» - «Рады стараться, Ваше Императорское Величество», - дружно прокричали они в ответ. Веселые и довольные без остановки прошли учащиеся в Спасские ворота и по улицам, полным народа, направились домой. Когда пришли домой, г.г. помощники классных наставников, находившиеся во время смотра близ памятника Императору Александру II, подтвердили, что мы прошли пред Государем Императором прекрасно - из трех учебных округов, участвовавших в церемониальном марше, мы прошли лучше всех и вполне заслужили Царское «Спасибо».

Васильев М. Г. Поездка учащихся Казанского учебного округа на юбилейные торжества Отечественной войны 1812 года в г. Москву. - Казань, 1913. -

С. 7-9, 21-22.

Список литературы

Васильев М. Г. Поездка учащихся Казанского учебного округа на юбилейные торжества Отечественной войны 1812 года в г. Москву. - Казань, 1913. - 36 с.

Ватник Н. С. Средние учебные заведения Москвы в праздновании 100-летия Отечественной войны 1812 года // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 10 (24), часть 1. - С. 58-62.

Ермошин А. В., Мустафина Г. М. Выпускник Казанской духовной академии Михаил Григорьевич Васильев: жизнь и судьба // Известия по Казанской епархии. - 2020. - № 3 (17). -С. 64-77.

Мустафина Г. М., Савина А. С. Гимназический преподаватель в губернском городе: М. Г. Васильев // Учитель истории в социокультурном пространстве Евразии в конце ХХ - начале XXI в.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Казань, 25-26 марта 2016 г.) / Сост. и отв. ред. Г. П. Мягков, О. В. Синицын. - Казань, 2016. - С. 40-49.

Федотова О., Латыпова Г. «Горя усердием к любезному Отечеству.» (К 200-летию Отечественной войны 1812 г.) // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2012. - № 3/4. - С. 127-137.

References

Vasilyev M. G. Poezdka uchashchihsya Kazanskogo uchebnogo okruga na yubileynye torzhestva Otechestvennoy voyny 1812 goda v g. Moskvu [The trip of students of the Kazan educational district to the anniversary celebrations of the Patriotic War of 1812 in Moscow]. Kazan, 1913, 36 p.

Vatnik N. S. Srednie uchebnye zavedeniya Moskvy v prazdnovanii 100-letiya Otechestvennoy voyny 1812 goda [Secondary educational institutions of Moscow in the celebration of the 100th anniversary of the Patriotic War of 1812]. IN: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Issues of theory and practice], 2012, no. 10 (24), part 1, pp. 58-62.

Yermoshin A. V., Mustafina G. M. Vypusknik Kazanskoy duhovnoy akademii Mikhail Grigoryevich Vasilyev: zhizn i sudba [Graduate of Kazan Theological Academy Mikhail Grigoryevich Vasilyev: life and fate]. IN: Izvestiyapo Kazanskoy eparhii [News of Kazan Diocese], 2020, no. 3 (17), pp. 64-77.

Mustafina G. M., Savina A. S. Gimnazicheskiy prepodavatel v gubernskom gorode: M. G. Vasilyev [A gymnasium teacher in a provincial town: M. G. Vasilyev]. IN: Uchitel istorii v sotsiokulturnom prostranstve Yevrazii v kontse 19 - nachale 21 v.: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Kazan, 25-26 marta 2016 g.). Sost. i otv. red. G. P. Myagkov, O. V. Sinitsyn [Myagkov G. P., Sinitsyn O. V. (eds.) History teacher in the Sociocultural space of Eurasia in the late 20th - early 21st century: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (Kazan, March 25-26, 2016)]. Kazan, 2016, pp. 40-49.

Fedotova O., Latypova G. "Gorya userdiem k lyubeznomu Otechestvu..." (K 200-letiyu Otechestvennoy voyny 1812 g.). ["Burning with diligence to the kind motherland" (dedicated to the 200th anniversary of the Patriotic War of1812)]. IN: Gasyrlaravazy-Eho vekov [Echo of centuries], 2012, no. 3/4, pp. 127-137.

Фото предоставлены авторами статьи.

The photos are submitted by the authors of the article.

Сведения об авторах

Ермошин Антон Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры латинского языка и медицинской терминологии Казанского государственного медицинского университета, доцент кафедры религиоведения Казанского федерального университета, доцент кафедры общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии, e-mail: antoniy_v@mail.ru

Мустафина Гульшат Мударисовна, кандидат исторических наук, доцент Института археологии им. А. Х. Халикова АН РТ, e-mail: nabiullins@mail.ru

About the authors

Anton V. Yermoshin, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at Department of the Latin Language and Medical Terminology, Kazan State Medical University; Associate Professor at Department of Religious Studies, Kazan Federal University; Associate Professor at Department of General and Church History, Kazan Orthodox Theological Seminary, e-mail: antoniy_v@mail.ru

Gulshat M.Mustafina, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at A. Kh. Khalikov Institute of Archeology, the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, e-mail: nabiullins@mail.ru

В редакцию статья поступила 31.05.2023, опубликована:

Ермошин А. В., Мустафина Г. М. «Пред государем императором мы прошли отлично»: к 110-летию работы М. Г. Васильева // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. - 2023. - № 3. - C. 111-122.

Submitted on 31.05.2023, published:

Yermoshin A. V., Mustafina G. M. "Pred gosudarem imperatorom my proshli otlichno": k 110-letiyu raboty M. G. Vasilyeva ["In front of the Sovereign Emperor we marched excellently": dedicated to the 110th anniversary of M. G. Vasilyev's publication]. IN: Gasyrlar avazy - Eho vekov [Echo of centuries], 2023, no. 3, pp. 111-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.