Научная статья на тему 'ПРАЗДНОВАНИЕ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ В ГОРОДАХ ПОВОЛЖЬЯ'

ПРАЗДНОВАНИЕ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ В ГОРОДАХ ПОВОЛЖЬЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX В / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ / КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / 300-ЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ / РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИСТОРИЯ ПОВОЛЖЬЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моргунов Ярослав Вадимович

На материалах государственных архивов Самары, Казани, Чебоксар и опубликованных исторических источников в статье рассматривается процесс подготовки к торжественным мероприятиям, посвященным 300-летнему юбилею династии Романовых. Констатируется, что подготовка к празднику принялаширокий размах, все слои населения в независимости от сословной, национальной, вероисповедной принадлежности были вовлечены в этот процесс. Анализируются программы торжеств, которые зависели от конкретного города, его материальных возможностей и состава населения. Праздничная программа могла включать дополнительные элементы, отличающиеся в разных городах на Волге. Формулируется вывод, согласно которому столь масштабные праздничные мероприятия, охватившие все слои населения, были попыткой консолидировать российское общество после революционных событий 1905–1907 гг. и в условиях начавшегося нового общественного подъема вокруг монархии и фигуры императора Николая II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CELEBRATION OF THE 300TH ANNIVERSARY OF THE HOUSE OF ROMANOV IN THE CITIES OF THE VOLGA REGION

On the materials of the state archives of Samara, Kazan, Cheboksary and on published historical sources the article analyzes the preparations for the celebrations dedicated to the 300th anniversary ofthe Romanov dynasty. It is shownthat preparationsforthe holidaytook on a universal  character, all segments of the population, independent of class, national, religious affiliation, were involved in the process of this preparation. Programs of celebrations are analyzed, they depended on a specific city, its material capabilities and the composition of the population. The festive program could include additional elements that differ in cities on the Volga. The author concludes that such large-scale festive events covering all segments of the population were an attempt to consolidate Russian society around the monarchy and the figure of Emperor Nicholas II after the revolutionary events of 1905–1907 and in the context of the beginning of a new social rise.

Текст научной работы на тему «ПРАЗДНОВАНИЕ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ В ГОРОДАХ ПОВОЛЖЬЯ»

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 522-528

Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2022, vol. 22, iss. 4, pp. 522-528 https://imo.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-4907-2022-22-4-522-528, EDN: TSKVDH

Научная статья

УДК [94+394.46](470.4)|1913|+929Романовы

Празднование 300-летия Дома Романовых в городах Поволжья

Я. В. Моргунов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, Россия, 443086, г. Самара, Московское шоссе, д. 34

Моргунов Ярослав Вадимович, аспирант кафедры всеобщей истории, международных отношений и документоведения, d1a2r3k41995@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4584-6339, Author ID: 1034803

Аннотация. На материалах государственных архивов Самары, Казани, Чебоксар и опубликованных исторических источников в статье рассматривается процесс подготовки к торжественным мероприятиям, посвященным 300-летнему юбилею династии Романовых. Констатируется, что подготовка к празднику приняла широкий размах, все слои населения в независимости от сословной, национальной, вероисповедной принадлежности были вовлечены в этот процесс. Анализируются программы торжеств, которые зависели от конкретного города, его материальных возможностей и состава населения. Праздничная программа могла включать дополнительные элементы, отличающиеся в разных городах на Волге. Формулируется вывод, согласно которому столь масштабные праздничные мероприятия, охватившие все слои населения, были попыткой консолидировать российское общество после революционных событий 1905-1907 гг. и в условиях начавшегося нового общественного подъема вокруг монархии и фигуры императора Николая II.

Ключевые слова: Россия в начале XX в., историческая память, исследования памяти, ком-меморативные практики, 300-летие Дома Романовых, революционное движение, история Поволжья

Для цитирования: МоргуновЯ. В. Празднование 300-летия Дома Романовых в городах Поволжья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 522-528. https://doi.org/10.18500/1819-4907-2022-22-4-522-528, EDN: TSKVDH

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Celebration of the 300th Anniversary of the House of Romanov in the cities of the Volga region

Ya. V. Morgunov

Samara National Research University, 34 Moskovskoye shosse, Samara 443086, Russia

Yaroslav V. Morgunov, d1a2r3k41995@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4584-6339, Author ID: 1034803

Abstract. On the materials of the state archives of Samara, Kazan, Cheboksary and on published historical sources the article analyzes the preparations for the celebrations dedicated to the 300th anniversary of the Romanov dynasty. It is shown that preparations for the holiday took on a universal

character, all segments of the population, independent of class, national, religious affiliation, were involved in the process of this preparation. Programs of celebrations are analyzed, they depended on a specific city, its material capabilities and the composition of the population. The festive program could include additional elements that differ in cities on the Volga. The author concludes that such large-scale festive events covering all segments of the population were an attempt to consolidate Russian society around the monarchy and the figure of Emperor Nicholas II after the revolutionary events of 1905-1907 and in the context of the beginning of a new social rise.

Keywords: Russia at the beginning of the 20th century, historical memory, memory studies, commemorative practices, the 300th anniversary of the Romanov House, the revolutionary movement, the history of the Volga region

For citation: Morgunov Ya. V. Celebration of the 300th Anniversary of the House of Romanov in the cities of the Volga region. Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2022, vol. 22, iss. 4, pp. 522-528 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-4907-2022-22-4-522-528, EDN:TSKVDH

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Политические кризисы в Российской империи начала XX в. сказались на общем состоянии российского общества отрицательно, с точки зрения властей, которые, понимая это, начали широкие преобразования различных сфер жизни, наиболее заметными из которых стали реформы П. С. Столыпина и созыв Государственной Думы. Они были нацелены на изменение социальных отношений, подъем хозяйства, повышение уровня благосостояния населения, политическое реформирование государственного устройства. Не оставалось без внимания и культурное состояние общества.

Начало XX столетия было ознаменовано несколькими юбилейными событиями, который следовали друг за другом. Среди них следует выделить 50-летие Великих реформ Александра II

(1911), 100-летие Отечественной войны 1812 года

(1912) и 300-летие Дома Романовых (1913), которое отличалось особой торжественностью и стало темой данного исследования. На примере городов Поволжья рассмотрим, каким образом в российской провинции власти и общественность участвовали в конструировании исторической памяти, используя юбилейные даты, и в каких интересах осуществлялась «политика памяти» в то время. Достижению данной цели способствует наличие в историографии работ, использованных в статье, о юбилейных торжествах в ряде городов Поволжья и других регионах России.

Рассматриваемые праздничные мероприятия нашли отражение в документах органов власти и самоуправления. В данной статье были использованы материалы, сохранившиеся в государственных архивах Самары, Казани, Чебоксар и Томска, а также газетные публикации.

Главным отличительным признаком обозначенных юбилейных торжеств стал их поистине всероссийский масштаб. Торжественные мероприятия проходили во всех губерниях Российской империи. Программы праздников были разработаны таким образом, чтобы охватить как можно большую аудиторию [1, с. 220].

Программы празднования юбилеев составлялись центральными органами власти и рекомендовались местным властям. Они носили типовой характер, но могли быть дополнены разнообразными действиями на усмотрение местных

юбилейных комитетов [1, с. 220]. Большие надежды возлагались на широкое вовлечение учеников начальных и средних учебных заведений, на чем следует остановить особое внимание [2, 3].

Типовой план проведения торжества предполагал включение следующих мероприятий:

1. Праздничные богослужения с произнесением проповедей с разъяснением важности торжественных мероприятий.

2. Организация крестных ходов во всех населенных пунктах (города, села, деревни).

3. Организация тематических чтений на базе учебных заведений.

4. Печать и последующая раздача тематической литературы (брошюр).

5. По возможности устраивание военных парадов [1, с. 222].

21 февраля 1913 г. было объявлено выходным днем для всей империи. Учреждались и вручались государственные награды в связи с торжествами. Так, Манифестом от 21 февраля 1913 г. была учреждена бронзовая медаль для ношения на груди в ознаменование 300-летней годовщины царствования Дома Романовых для лиц, состоящих на государственной службе. Священнослужители были исключены из списка лиц, кто мог быть представлен к награде. Медаль должна была приобретаться за собственные средства. Тем же Манифестом объявлялись различные «монаршие милости», в частности прощение долгов по выплате некоторых займов и ссуд [4, с. 373374].

Празднование 300-летия Дома Романовых отражено документально в фонде Самарского учительского института в Центральном государственном архиве Самарской области в деле под названием «О выдающихся днях, о случаях в жизни института и праздновании 300-летнего юбилея Царствования Дома Романовых» [5]. В деле содержатся докладные записки, повестки, письма, список служащих Самарского учительского института для дальнейшего представления к награждению памятными медалями, программа торжественного акта и различные телеграммы [5, л. 5].

Самарским губернатором был предложен для реализации план проведения торжественного мероприятия. Начало плана выглядело следующим

образом: «Его Преосвященством, Епископом Симеоном будут совершены в Кафедральном Соборе церковные службы: накануне юбилея, 20 февраля после панихиды, по почивающим Членам Царствующего Дома Романовых, а в сам день юбилея, 21 февраля, торжественное богослужение с молебствием, на котором возглашаются многолетие ныне благополучно царствующему государю Императору Николаю II и всему Царствующему Дому» [5, л. 6].

Подъезд к Собору производился только по Соборной улице из-за перекрытия других маршрутов к храму. На праздничном богослужении, кроме гражданских и военных чинов, предполагалось обязательное присутствие депутаций от всех средних мужских и женских учебных заведений [5, л. 8].

Программу торжеств в учебном заведении разработали 15 января 1913 г. на заседании Педагогического совета учительского института в соответствии с программой, предложенной самарским губернатором. Определились с расходами на проведение праздника [5, л. 8]. Данная программа, изложенная в докладном письме попечителю Казанского учебного округа, предусматривала следующие мероприятия:

1. 20 февраля 1913 г. полный состав института присутствовал на торжественном всенощном бдении.

2. 21 февраля 1913 г. учащиеся присутствовали на литургии, а часть учеников (10 чел.) с классным наставником К. С. Аксеновым -на торжественном молебне в Кафедральном соборе.

3. 21 февраля 1913 г. в 3 ч дня учащиеся собрались в актовом зале института для торжественного акта [5, л. 10].

Программа торжественного акта включала:

исполнение гимна;

речь преподавателя истории П. И. Иванова «Начало династии Романовых»;

юбилейную кантату «Была пора»;

«Исторический очерк царствования дома Романовых до Петра Великого»;

«В бурю, во грозу» - интродукция из оперы «Жизнь за царя»;

«Исторический очерк царствования дома Романовых после Петра Великого»;

хор «Славься, славься, наш русский царь» из оперы «Жизнь за царя»;

исполнение «Многие лета».

Важно отметить, что все музыкальные номера из изложенной программы исполнялись хором воспитанников [5, л. 10].

Чтобы попасть на богослужение 21 февраля, директор института Н. П. Кильдюшевский отправил письменный запрос на имя самарского полицмейстера с просьбой о выделении для него, а также для учителя истории П. И. Иванова и 10 сопровождавших его учеников билетов в храм. Остальные учащиеся также должны были

посетить праздничные богослужения в храме при Самарском Первом городском училище [5, л. 11].

Уже позже, после согласования с полицией города, в учительском институте был организован бесплатный музыкально-вокальный ученический вечер. На нем по поручению Директора института преподаватель истории выступил с подготовленным докладом «Начало Династии Романовых», в котором подчеркивалась важность событий 1613 г. и избрания Михаила Романова на царство [6, с. 212].

Актовый зал декорировался портретом Николая II и Михаила Федоровича. Вечером здание института иллюминировалось [6, с. 213]. Иллюминация учебных заведений и все происходившие в них события были включены в общий план украшения города, официальных мероприятий и народных гуляний.

Прошедшие мероприятия обошлись Самарскому учительскому институту в 150 руб. при общем годовом бюджете 512 руб. Однако при столь значительных собственных тратах к торжеству институт за счет различных источников финансирования и благотворителей получил приборы, химические реактивы, книги, пособия по химии и естествознанию, что отражено в соответствующих списках [6, с. 214].

Необходимо отметить, что официальные торжества не ограничились февральскими днями. До конца учебного года учащиеся и преподавательский состав посетили праздничные богослужения, приуроченные к различным знаменательным датам августейшей фамилии:

1) 23 апреля 1913 г. - молебен в институте по случаю тезоименования Александры Федоровны;

2) 6 мая 1913 г. - молебен по случаю дня рождения Николая II;

3) 14 мая 1913 г. - молебен по случаю коронования Императора Николая II;

4) 25 мая 1913 г. - литургию и молебен по случаю дня рождения Императрицы Александры Федоровны [6, с. 214].

Церковная составляющая празднеств все же являлась первостепенной для православного населения. Об этом свидетельствует сравнение таких русских городов, как Самара, с поликонфессиональными поселениями.

Один из крупнейших регионов Поволжья -Казанская губерния - также не осталась в стороне от юбилейных мероприятий. Особый интерес в чреде происходивших здесь событий вызывает то обстоятельство, что в государственные торжества было вовлечено все население независимо от вероисповедания, хотя на рассмотренном выше примере Самары наблюдалась их подчеркнуто православная направленность [7, с. 10]. Остановимся на «мусульманской» стороне празднования.

Татарская (мусульманская) общественность Казани прагматично подошла к подготовке к участию в юбилейных торжествах 1913 г. Наряду

с претензией на демонстрацию центральной власти своего патриотизма мусульманские идеологи могли преследовать иные цели. Таким приемом не пренебрег богослов и духовный лидер казанских мусульман Г. М. Галиев (Галеев). Среди «подарков», приуроченных к юбилею Романовых, можно отнести передачу в дар мусульманской общине Казани его личной библиотеки вместе с двухэтажным зданием, где она располагалась. Подобный пример был не единичным. В Астрахани было принято решение об открытии бесплатной библиотеки для мусульман с последующим наречением ее Романовской [7, с. 15].

Мусульманская интеллигенция (в лице Г. Га-зиза) факт участия в праздничных мероприятиях обосновывала причастностью своих предков к избранию Михаила Фёдоровича Романова на престол в 1613 г. Концептуальная статья в казанской газете «Кояш» от 21 февраля 1913 г. провозглашала, что «любовь к великой России не противоречит собственным национальным особенностям» и любовь к общей Родине свойственна как русским, так и татарам [7, с. 17].

Мусульманское население губернии и раньше принимало активное участие в празднованиях, проводившихся накануне 300-летнего юбилея правящей династии. Это были 100-летие Отечественной войны и 50-летие отмены крепостного права. В связи с последним из названных событий во многих городах Казанской губернии были открыты памятники царю-освободителю [7, с. 24].

С конца 1912 г. на страницах местных мусульманских газет началась подготовка к предстоящим торжественным мероприятиям. Примечательно, что в заметках и статьях, посвященных российским самодержцам, одним их самых запомнившихся и популярных монархов среди татарского населения был Петр Великий [7, с. 30].

Такое масштабное мероприятие, как 300-летие Дома Романовых, которое отмечалось через год после не менее масштабного праздника 100-летия Отечественной войны, требовало чрезвычайного напряжения сил и средств государственного аппарата. Очевидно, подобное мероприятие требовало тотального контроля над каждым этапом подготовки торжества, которое не всегда могло быть проведено должным образом [7, с. 35].

Порядок подготовки мусульманской общины к торжествам, а также план проведения были утверждены на ее общем собрании 27 января 1913 г. Из присутствовавших на нем 400 чел. был избран председатель - мулла Г. М. Галиев (Ба-руди), который вынес на обсуждение следующие вопросы: порядок празднования; утверждение состава комиссии для подготовки торжественных мероприятий; увековечивание самих юбилейных торжеств [8, л. 124].

На собрании не ставилась под сомнение целесообразность участия татарского населения

Казанской губернии в празднованиях. На обсуждение был вынесен вопрос о совместной организации с русским населением торжеств, однако в ходе дискуссии было принято решение сосредоточиться на проведении торжеств исключительно среди мусульман [8, л. 124].

В комиссию по подготовке юбилейных мероприятий были включены 15 наиболее известных мусульманских религиозных деятелей и промышленников. Средства планировалось собирать среди прихожан, для чего на мулл возлагалась обязанность по разъяснению прихожанам важности события [8, л. 126].

Самые интересные и оживленные дискуссии велись по поводу увековечивания юбилейной даты. На обсуждение был вынесен вопрос об устройстве для девочек-мусульманок либо приюта, либо образовательного учреждения (речь шла либо о начальной школе, либо гимназии). Стоит отметить, что дискуссия велась по канонам ислама, но никак не в русле уместности и взаимосвязи между открываемым учреждением и 300-летним юбилеем Дома Романовых. Единственным связующим мостиком между юбилеем и мусульманской гимназией должно было стать ее название - «Романовская» [8, л. 124].

Единогласного мнения не было среди казанской мусульманской общественности. Часть религиозных деятелей отвергали вообще идею о женском образовании, ссылаясь на Коран, у других скепсис вызвал языковой вопрос, а именно на каком языке должно вестись обучение. Негласно к дискуссии присоединились и государственные органы власти. Казанский губернатор М. В. Стри-жевский направил запрос на имя попечителя Казанского учебного округа Н. К. Кульчицкого с просьбой дать разъяснения по следующим вопросам:

1. В какой степени желание мусульманской общественности Казани об открытии собственного учебного заведения согласуется с действующим законодательством.

2. Насколько актуален вопрос об открытии мусульманской женской гимназии в Казане, где установленный порядок не препятствует женскому образованию в существующих русских школах.

3. Насколько актуален вопрос об открытии женской гимназии с точки зрения государственных интересов.

4. Как отразится открытие гимназии на культурном объединении русского и мусульманского населения города.

5. Как будет взаимосвязано открытие женской мусульманской гимназии и 300-летний юбилей Дома Романовых [8, л. 130].

Стоит отметить, что все указанные вопросы были вполне уместны и отражали реалии начала XX в. В ходе обсуждения в итоге было все-таки решено открыть приют для девочек-мусульманок и назвать его «Романовским».

Во вермя празднования юбилея было высказано также пожелание создать в Казани мусульманскую учебную ремесленную мастерскую, однако Первая мировая война внесла свои коррективы. Из-за нехватки денежных средств ремесленное училище для мусульманских детей так и не смогли открыть [8, л. 126].

Торжественные мероприятия в Казани в честь юбилея правящей династии в своих кварталах татарское население организовало собственными силами. Для достижения наиболее массового вовлечения было принято решение о разделении города на районы. Сосредоточием торжественных мероприятий должны были стать Екатерининская улица и Юнусовская площадь. В дальнейшем предлагалась идея возвести в мусульманской части города памятный монумент в честь 300-летия Дома Романовых. Как предложение прозвучала идея о строительстве памятной мечети по аналогии с православными храмами, посвящаемыми памятным событиям. Приблизительная стоимость мечети варьировалась в размере 4-5 тыс. руб. Разработкой проектной документации на безвозмездной основе вызвался заниматься архитектор К. С. Олешкович [8, л. 124].

Финансовая составляющая торжественных мероприятий складывалась из частных сборов среди мусульманского населения, пожертвований различных мусульманских организаций. Она также включала сборы в мечетях после соответствующих проповедей [8, л. 135].

В честь торжества было принято решение о раздаче беднейшим семьям Казани одной тысячи горячих обедов. Согласно постановлению собрания, проходившего на Сенной площади, помощь была распределена в следующих пропорциях: 800 обедов было принято к раздаче городскому населению, 200 - беднейшим жителям Ново-Татарской слободы. Одновременно с этим было принято решений о раздаче беднейшим мусульманам 60 саженей дров, предоставленных Казанской городской управой [8, л. 124].

Совет старшин постановил в рамках торжественных мероприятий устроить показ бесплатного спектакля «Герои Отечества», повествующего об участии башкир в войне 1812 г. Первоначально представление планировалось к показу учащимся русско-татарских школ, однако данное решение не удалось согласовать с местными чиновниками от образования. В дальнейшем было принято решение о распределении 200 билетов на спектакль среди жителей-татар, причем четверть из них были направлены младшим военным чинам мусульманского вероисповедания. Помимо местных торжеств, татарская депутация была представлена в числе представителей от Казанской губернии, направленных в Зимний Дворец для личного поздравления императора Николая II по случаю 300-летия царствования Дома Романовых [8, л. 137].

Мусульманские торжественные мероприятия в Казани проводились с 21 по 23 февраля 1913 г. По степени подготовленности, размаху и национальному колориту праздничные мероприятия не только не уступали аналогичным торжествам мусульманского населения других частей Российской империи, но и превосходили их. Так же, как и в других городах, особое место занимали религиозные мотивы: 21 и 22 февраля торжества начинались с молитвы - в первый день за упокоение всех почивших монархов Дома Романовых, во второй - за здравие Николая II и его семьи [8, л. 138].

В первый день торжеств после молебна был зачитан императорский манифест на двух языках - русском и татарском. После прочтения манифеста всем присутствующим была роздана брошюра «Трёхсотлетие Дома Романовых» на татарском языке (3000 шт.). Депутация казанских мусульман приняла активное участие в торжественном заседании в здании Казанского губернского дворянского собрания [8, л. 140].

Центром мусульманских торжеств города стала, как и планировалась, Юнусовская площадь. Местные газеты сообщали о больших скоплениях городских жителей, пришедших сюда. Массовые гуляния сопровождались подвижными играми, конкурсами. Деятельное участие в мероприятии принимал военный оркестр. Как отмечала местная пресса, улицы мусульманской части города отличались особой торжественностью и красотой праздника. Оригинальные украшения и иллюминация из электрических лампочек были размещены на Юнусовской и Сенной площадях, а также на прилегающих к ним улицах. Были возведены деревянные ворота с подсвеченными вензелями «М» и «Н». К праздничным событиям были украшены все городской мечети, особое внимание было уделено Белой соборной «Галеевской» мечети [8, л. 140].

Газета «Камско-Волжская речь» сообщала о наличии большого музыкального сопровождения мусульманской части торжества. На площади не утихала музыка, национальный гимн исполнялся как на русском, так и на татарском языке. Вечером, были запущены фейерверки (около 1000 ракет) под несмолкаемый возглас «ура». По сообщениям «Камско-Волжской речи», татарское население повсеместно и деятельно принимало участие в торжественных мероприятиях. В мусульманских кварталах каждый дом был богато украшен и подготовлен к празднику [7, с. 33].

Мусульманские городские газеты в праздничный день вышли с публикациями, посвященными царствующему Дому Романовых, в них были напечатаны портреты царей и императоров, исторические статьи и очерки. Кроме того, к 300-летнему юбилею Дома Романовых приурочили выход первого татарского научно-педагогического журнала

«Мектеб». Юбилейный номер открывался стихотворением Г. М. Тукаева, в котором содержались строки, посвященные царствованию Романовых [7, с. 34].

В другом крупном городе Казанской губернии - Чебоксарах - праздничные мероприятия начались 20 февраля с литургии во Введенском соборе по первому царю Михаилу Федоровичу Романову. Примечательным фактом для юбилея стало предположительное нахождение в склепе Николаевского собора могилы Марии Шестовой, бабушки первого царя династии Романовых. Данное захоронение не могло быть не выделено при подготовке памятных мероприятий, в программу была включена заупокойная литургия в Николаевском соборе по инокине Марии Шестовой [3].

Учебные заведения города были заняты подготовкой к организации праздничных мероприятий (чтений, спектаклей и т. д.). Торжественное заседание было решено провести на Чебоксарском уездном съезде в присутствии представителей различных ведомств и государственных служащих [3].

Позднее, 21 февраля, в здании, где проходил уездный съезд, были проведены тематические чтения с последующей раздачей исторических портретов и тематических картин, посвященных Дому Романовых. В школах города также были устроены тематические чтения с последующей раздачей ученикам юбилейных брошюр и сладких подарков [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Официальная часть празднования сочеталась с массовыми народными гуляниями. Центром праздника стала городская площадь, где, по свидетельствам архивных документов, были устроены на бесплатной основе катания с ледяных горок, карусели, разнообразные подвижные игры с призами. К данному списку можно отнести организацию бесплатного катка, а также фейерверк вечером 21 февраля 1913 г. На площади все время играл оркестр духовых инструментов. Приветствовалось повсеместное украшение зданий электрической иллюминацией, флагами, транспарантами, портретами императора и лиц, принадлежавших к царствующему дому [9, л. 1].

Специальная программа, разработанная комитетом, который занимался организацией подготовки к проведению торжества, включала полный перечень следующих праздничных мероприятий:

1. Катание с гор, возведенных на базарной площади.

2. Карусель с призами для детей.

3. Игры с призами.

4. Фейерверк в трех частях города.

5. В перерывах между фейерверком освещение города прожектором, зажжение на базарной площади смоляных бочек и труб.

6. Организация иллюминации городских зданий (государственных учреждений).

7. Выступление оркестра духовой музыки [9, л. 2].

Естественно, все мероприятия были бесплатными для посещающих их горожан. Аналогичные мероприятия, различающиеся только масштабом, проходили во всех поволжских городах, например, в Царевокошкайске, празднование в котором уже получило освещение в историографии [10].

В Саратове праздничную программу торжественных мероприятий 21 февраля 1913 г. открывал благодарственный молебен в зале консерватории. Однако основные торжественные мероприятия разворачивались на Соборной площади, где были совершены крестный ход, литургия и торжественный молебен в Александро-Невском соборе. Протоиерей Преображенский выступил с речью, где разъяснил всем собравшимся на площади историческое значение династии Романовых на судьбу России. Площадь, на которой возвышался памятник Александру II, была украшена стягами, зеленью, надписями «1613» и «1913», портретом царя Михаила Романова. На площади под белыми шатрами размещались бюсты Петра I и царствующего императора Николая II, также можно было видеть часовых в исторических костюмах эпох Михаила Федоровича, Петра Первого и в современной военной форме [11, с. 28].

Торжества в этом городе отличались активным участием местных ученых, любителей старины и краеведов, благодаря их сотрудничеству с Саратовской ученой архивной комиссией, которая с середины 1880-х гг. успешно объединяла всех заинтересованных лиц, «чьи интересы были связаны с историей» [12, с. 265]. На ее торжественном заседании в зале консерватории были заслушаны доклады директора гимназии В. Б. Каттерфельда «Исторический очерк празднуемых событий», членов комиссии В. О. Жереб-цова «Об отношении Августейших членов царствующего Дома Романовых к русской старине» и Н. Ф. Хованского «О посещении г. Саратова Августейшими Особами Дома Романовых». Последний доклад сопровождался демонстрацией диапозитивов («световых картин») [11, с. 28].

Праздничный день в Саратове завершился выступлением артиста императорского театра А. М. Давыдова и балом в здании Коммерческого собрания. В течение нескольких дней в городе демонстрировалась кинокартина «300-летие царствующего Дома Романовых», шел спектакль «Избрание Михаила Романова на царство», играла музыка и запускались фейерверки на конькобежных катках [11, с. 29].

Повсеместное празднование в Поволжье 300-летия Дома Романовых свидетельствовало о масштабности проводимых мероприятий. Стоит еще раз отметить, что проводились они по всей территории страны. Например, в сибирских городах также подготовились к проведению торжеств, о чем говорят сохранившиеся документы. Из них явствует, что Томское мещанское общество постановило к празднику украсить электрической

иллюминацией здание городской управы, разметив на нем портрет первого царя династии Романовых. На городской набережной было решено провести запуск фейерверков [13, л. 36].

Таким образом, подготовка к 300-летию Дома Романовых приняла широкий масштаб, все слои населения в независимости от сословной, национальной, вероисповедной принадлежности были вовлечены в процесс подготовки этого мероприятия. Программы торжеств при всей их схожести зависели от конкретного города, его материальных возможностей, культурных традиций и состава населения. Такие программы могли включать дополнительные элементы, отличавшиеся в разных городах на Волге, например, торжественное заседание научного общества, как это было в Саратове, где имелись условия для проведения данного мероприятия.

В литературе отмечалось, что именно на рубеже столетий «часто и происходит актуализация многих составляющих исторической памяти» [14, с. 38], когда сознание социумов, коллективов, индивидов завершает удобный для расстановки столетних маркеров «цикл развития этой памяти» [15, с. 31]. Однако в России начала XX в. столь масштабные праздничные торжества, охватывавшие все слои населения, имели конкретную политическую цель, а потому могут быть признаны в первую очередь проявлениями определенной «политики памяти» царских властей различного уровня.

Выдвижение на первый план православных мотивов на «романовских» торжествах в большинстве городов не должно вводить в заблуждение. На самом деле власти действовали более гибко с учетом конфессионального и этнического состава жителей, что ярко проявилось в Казани. Становится ясно, что конструирование исторической памяти вокруг событий 1613 г. в выгодном для пошатнувшейся монархии свете было, прежде всего, попыткой консолидировать российское общество после революционных событий 1905-1907 гг. и в условиях начавшегося нового общественного подъема. Центром этой консолидации и символом монархии, благодетельной для России, должен был стать император Николай II со своим семейством как живой представитель трехвековой правящей династии.

Список литературы

1. Дмитриева О. О. Региональный уровень празднования 300-летнего юбилея царствующего Дома Романовых на примере г. Чебоксары // Вестник Марийского государственного университета. Серия Исторические науки. Юридические науки. 2021. Т. 7, № 3 (27). С. 217-223. https://doi.org/10.30914/2411- 3522- 2011- 7- 3-217-223

2. Ищенко О. В. Участие воспитанников учебных заведений Сибири в праздновании 300-летия Дома Романовых // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 1 (27). С. 32-35.

3. Козлов Ф. Н. Празднование 300-летия дома Романовых в учебных заведениях Чувашского края // Государственный исторический архив Чувашской Республики. Чебоксары, 2013. URL: http://www.gia.archives21.ru/text/2013_ 03_13.doc (дата обращения: 26.05.2022).

4. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней : в 2 т. Т. 2 : Самарское Поволжье во второй половине XIX - начале XX века. 2-е изд., испр. и доп. / науч. ред. П. С. Кабытов, Л. Б. Леонтьева. Самара : ООО «Слово», 2020. 480 с.

5. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. 106 Самарский учительский институт. Оп. 1. Д. 35.

6. Артамонова Л. М. Провинциальные особенности общероссийского торжества : Романовский юбилей 1913 года в Самаре // Архивы и история Российской государственности : сборник научных докладов. СПб. : Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. Вып. 5. С. 210-215.

7. Алексеев И. Е. Празднование татарами Казани и Казанской губернии 300-летия царствования Дома Романовых // Мусульманский мир. 2014. № 1. С. 8-44.

8. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 199 Казанское губернское жандармское управление. Оп. 2. Д. 1397.

9. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 6 Уездный предводитель дворянства. Оп. 1. Д. 73.

10. Бажин В. В. Празднование 300-летия дома Романовых в г. Царевококшайске // Архивы Марий Эл. Йошкар-Ола, 2013. URL: http://arh-mari.ru/doc/vestmari-el/2007/4.doc (дата обращения: 26.05.2022).

11. Жукова И. Августейшие визиты // Памятники Отечества : иллюстративный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры / гл. ред. С. Н. Розгонов. Т. 39, вып. 39 : Вся Россия. Сердце Поволжья. М. : [б. и.], 1998. С. 22-29.

12. Майорова А. С. История Саратовского края в трудах А. Н. Минха // Историографический сборник : межвузовский сборник научных трудов. Вып. 27 / отв. ред. С. А. Мезин. Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 256-266.

13. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 130 Томская мещанская управа. Оп. 1. Д. 65.

14. Смирнов Ю. Н. Навсегда рядом в исторической памяти и на площади волжского города: ракета и ее создатель // Центр и периферия. 2021. № 4. С. 37-43.

15. Артамонова Л. М. Использование методов «истории повседневности» и «устной истории» в реконструкции прошлого вузов культуры (на примере СГАКИ) // Культура и образование. 2008. № 1 (1). С. 31-34.

Поступила в редакцию 31.05.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 30.06.2022 The article was submitted 31.05.2022; approved after reviewing 10.06.2022; accepted for publication 30.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.