Научная статья на тему 'ПРАЗДНОВАНИЕ 175-ЛЕТИЯ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ (О МЕТОДИКАХ ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ПРАЗДНОВАНИЕ 175-ЛЕТИЯ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ (О МЕТОДИКАХ ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ПОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ЭМИГРАЦИЯ «ПЕРВОЙ ВОЛНЫ» / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЮБИЛЕЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антощенко А. В.

Определяются исследовательские методики изучения механизма формирования культурно-исторической идентичности российских эмигрантов «первой волны», переживших такие травматические события, как революция 1917 г. и гражданская война в России. Обосновываются важнейшие методы, которые позволят соединить нарратологическое изучение коммеморативных практик с математическим анализом массовых источников, зафиксировавших изменение положения той части интеллектуальной элиты России, которая оказалась в изгнании. В качестве базового принципа изучения юбилейных торжеств по случаю 175-летия Московского университета предлагается семиотический подход к этому событию, которое должно было стать символическим воплощением коллективной идентичности. Большое внимание уделяется антропологическому и прагматическому поворотам в изучении истории университетов, а также значению эмоциональных характеристик при исследовании ценностных ориентаций академического сообщества в русском зарубежье. В качестве способа соединения нарратологического и статистического анализа исторических источников обозначен просопографический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CELEBRATION OF THE 175TH ANNIVERSARY OF MOSCOW UNIVERSITY IN RUSSIA ABROAD (ON RESEARCH METHODS)

The article defines research methods for studying the mechanism of formation of the cultural and historical identity of Russian emigrants of the "first wave" who survived such traumatic events as the 1917 revolution and the Russian Civil War. The author substantiates the most important research methods that will make it possible to combine the narratological study of commemorative practices with the mathematical analysis of mass sources that recorded the change in the situation of that part of the Russian intellectual elite that ended up in exile. As a basic principle for studying the anniversary celebrations on the occasion of the 175th anniversary of Moscow University, he puts forward a semiotic approach to this event, which was a symbolic embodiment of collective identity. Much attention is paid to the anthropological and pragmatic turns in the study of the history of universities, as well as the importance of emotional characteristics in the study of the value orientations of the academic community in the Russian diaspora. The prosopographic method is indicated as a way to combine narratological and statistical analysis of historical sources.

Текст научной работы на тему «ПРАЗДНОВАНИЕ 175-ЛЕТИЯ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ (О МЕТОДИКАХ ИССЛЕДОВАНИЯ)»

ИСТОРИОГРАФИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 1 (37). С. 61-68. УДК 93/94

Б01 10.24147/2312-1300.2023.10(1).61-68

А. В. Антощенко

ПРАЗДНОВАНИЕ 175-ЛЕТИЯ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ (О МЕТОДИКАХ ИССЛЕДОВАНИЯ)*

Определяются исследовательские методики изучения механизма формирования культурно-исторической идентичности российских эмигрантов «первой волны», переживших такие травматические события, как революция 1917 г. и гражданская война в России. Обосновываются важнейшие методы, которые позволят соединить нарратологическое изучение коммеморативных практик с математическим анализом массовых источников, зафиксировавших изменение положения той части интеллектуальной элиты России, которая оказалась в изгнании. В качестве базового принципа изучения юбилейных торжеств по случаю 175-летия Московского университета предлагается семиотический подход к этому событию, которое должно было стать символическим воплощением коллективной идентичности. Большое внимание уделяется антропологическому и прагматическому поворотам в изучении истории университетов, а также значению эмоциональных характеристик при исследовании ценностных ориентаций академического сообщества в русском зарубежье. В качестве способа соединения нарратологического и статистического анализа исторических источников обозначен просопографический метод.

Ключевые слова: российская пореволюционная эмиграция «первой волны»; Московский университет; юбилей; исследовательские методики.

25 января 1930 г. российские эмигранты, вынужденные покинуть родину вследствие захвата власти большевиками, торжественно отметили несколько необычный юбилей -175-летие открытия Московского университета. Праздничные мероприятия прошли не только в признанных столицах эмигрантского рассеяния, но и во многих провинциальных городах «зарубежной России», охватив значительное число стран-реципиентов [1, с. 21-32]. Помимо юбилейных торжеств в Париже был выпущен сборник воспоминаний и среди выпускников университетов Пражским комитетом по организации торжеств распространена анкета, призванная собрать и обобщить данные о положении

оказавшихся в изгнании российских универсантов. В их изучении уже сделаны первые шаги [2, с. 200-201; 3-9]. Однако дальнейшая разработка материалов требует определения комплексной методологии исследования. В данной статье представлено обоснование её базовых принципов и конкретных методик исследования, проведение которого будет осуществлено в рамках проекта, поддержанного Российским научным фондом.

Целью проекта является раскрытие механизма формирования культурно-исторической идентичности интеллектуальных элит эмигрантских диаспор, возникших в результате такого социального катаклизма, как революция. Научная проблема, которую пред-

* Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 23-28-00836 «Празднование 175-летия Московского университета и академическое сообщество пореволюционной российской эмиграции».

стоит решить в ходе его реализации, заключается в отсутствии эффективной методологии, позволяющей соединить нарратологиче-ское исследование коммеморативных практик с математическим анализом массовых источников, зафиксировавших изменение положения представителей той части интеллектуальной элиты России, которая оказалась в изгнании после революционных потрясений 1917 г. и последующей гражданской войны. Разработка такой методологии будет осуществляться одновременно с её апробированием на основе изучения как нарративных эго-документов мемориального характера, так и массовых источников, позволяющих формализовать данные анкетирования и построить математические модели изменения положения эмигрантов с высшим образованием после изгнания их из страны и адаптации к новым жизненным условиям в странах-реципиентах. Результатом разработки и применения новой методологии станет ответ на вопрос: насколько образ, создаваемый в воспоминаниях, коррелировал с «научными судьбами» представителей академического сообщества за рубежом, типология которых также будет создана в ходе реализации проекта.

В отличие от других крупных юбилеев, отмечавшихся эмигрантами, например столетия восстания декабристов (1925 г.), с необходимостью предполагавшего размежевание эмигрантов по их политическим симпатиям, или юбилея крещения Руси (1938 г.), выдвигавшего в качестве основания идентичности многоконфессиональной российской эмиграции православие, университетская годовщина была призвана преодолеть узость политических и религиозных оснований идентичности, чтобы объединить российских эмигрантов, представив Московский университет как центр развития науки и просвещения России. Это позволяет использовать антропологический и прагматический подходы к изучению этого события. Центральное значение при таких подходах для данной проблемы имеет изучение процесса историзации, в ходе которого воспоминания о прошлом приобретают целостный характер и смысл, придаваемый событиям прошедшего в ходе их упорядочивания. Историописание при этом выступает как средство формирования ценностного от-

ношения к прошлому, определяя, что является в прошлом значимым для настоящего [10]. Таким образом складывается историческое сознание, являющееся основой для ориентации людей в современных им условиях и для их целеполагающей деятельности, которой определяется будущее. Историческое сознание, возникающее на базе неупорядоченных воспоминаний о прошлом (будь то устных или письменных), выступает как системообразующая связь, придающая единство и целостность исторической памяти и определяющая культурно-историческую идентичность индивидов или социальных общностей.

Изменения, характеризующие сущность исторического процесса, постоянно ставят под угрозу принципы утверждающейся идентичности. Особенно отчётливо это проявляется в периоды крупных социальных катаклизмов, наиболее существенными из которых являются революции. Они ставят под сомнение не только утвердившиеся основания и принципы идентификации, но и процедуры смыслообразования в процессе упорядочивания прошлого, т. е. порождают кризисы исторического сознания. Именно такой кризис исторического сознания пережили российские эмигранты, не только лишившиеся после прихода к власти большевиков привычного «быта», но и вынужденные по-новому осмысливать прошлое, чтобы сформировать такое отношение к нему, которое оправдывало бы смысл их жизни и деятельности за границей.

В области исторического сознания идентичность формируется с помощью событий. События приобретают нормативный смысл в ходе индивидуальных и коллективных воспоминаний, каковыми является такой вид коммеморативных практик, как торжественные празднования юбилейных дат. Вывод о том, что культурно-историческая идентичность определяется репрезентацией исторических событий, позволила Й. Рюзену предложить их типологию в зависимости от «присущих им возможностей формирования идентичности»:

- события с позитивным основанием или функцией утверждения;

- события, созидающие идентичность путём отрицания;

- события, обновляющие старую идентичность.

Данная типология будет применяться при анализе конкретного материала, связанного с празднованием 175-летия основания Московского университета в русском зарубежье.

Основным способом преодоления кризисов исторического сознания является нар-ратив (повествование), посредством которого прошлый травмирующий опыт, порождённый революцией и изгнанием-беженством и зафиксированный в памяти в виде отдельных событий, оформляется в определённую целостность, в рамках которой эти события приобретают смысл. При праздновании мемориальных дат такой нарратив оформляется в виде сценария праздника, что предполагает его нарратологический анализ.

Праздник будет исследоваться как символическое воплощение коллективной солидарности, единения с той или иной общностью, выражающееся в совместном эмоционально окрашенном проведении определённого времени в одном социокультурном пространстве. Такое определение предполагает понимание символики коммуникативного действия участников праздника, т. е. семиотический подход, который позволит выявить смысл формируемой праздником идентичности. Этот аспект неразрывно связан с предыдущим и предполагает изучение в рамках биполярной оппозиции негативных и позитивных оснований для единения. В данном случае речь идёт об «образе врага», определяющем, с одной стороны, против кого формировалось «мы-сообщество». В этой связи важным для проекта является анализ тех характеристик политики большевиков, которые воспринимались эмигрантами как сущностные, раскрывающие их отношение к науке и просвещению, и которым противопоставлялось собственное понимание этих проблем.

Немаловажное значение для выработки методологии исследования имеют современные подходы к изучению истории университетов. Антропологический и прагматический подход позволяет рассматривать университетское пространство как формирующееся и изменяющееся в результате не только и даже не столько правительственной политики, сколько в ходе его переопределения участ-

никами университетской корпорации и его обогащения их жизненными сценариями [11, с. 22]. Этим обусловлено сочетание макро-и микроподхода в исследовании. Определение макроперспективы видения предмета исследования будет осуществляться с учётом современной тенденции отказа от эссенциа-листских представлений об университете как едином целостном учреждении, главной задачей которого является образование, основанное на формировании и передаче знаний (так называемая «гумбольдтовская модель» университета). В проекте оно ближе к нео-функционалистскому его рассмотрению. Такой подход требует изучать университет как сложную, многоуровневую систему, находящуюся в динамическом развитии вследствие как разнохарактерности, а порой и противоречивости интересов составляющих его элементов, так и многообразности его функциональных связей с «внешней» средой - с государственными учреждениями, обществом в целом и локальными сообществами [12]. Все эти моменты оказались в разной степени запечатлёнными в воспоминаниях выпускников Московского университета. Такой подход предполагает учёт специфики деятельности профессоров и преподавателей и своеобразия положения Московского университета, отличающегося от столичного, близкого к управленческой бюрократии Петербургского университета или провинциальных университетов Казани и Харькова. Авторы учитывают одно из перспективных направлений такого рода исследований - изучение истории университета в пространстве города [13].

При определении возможностей макроподхода к теме следует отметить значение социологических работ П. Бурдьё, анализирующих академическое сообщество с позиций постструктурализма. Он обосновал необходимость анализа вопросов академической автономии, использование принципов и результатов которого позволяет определить уровень автономности университетского сообщества, учитывая силу его рефракции и степень приспособления идущих от государства и общества внешних принуждений к внутренним потребностям академической корпорации [14]. Как справедливо отмечает О. Н. Запорожец, «обсуждение автономии университета требует предельной контек-

стуализации» [11, с. 29]. В исследовании это предполагает рассмотрение мнений об автономии университетской корпорации профессоров Московского университета и их влияние на тот образ университета, который они стремились представить в своих воспоминаниях.

Ведущей функцией университета П. Бурдьё считает производство легитимного дискурса об окружающем мире и утверждение социальных классификаций, которые не только определяются его идейным содержанием, но и хабитуализируются (от лат. Habitus - «привычный образ действий») в профессиональной деятельности универсантов, определяя их стиль жизни. Применительно к проекту речь должна идти, таким образом, о характеристике процесса создания научных знаний в рамках научных школ университета, их распространении посредством лекционных курсов, семинаров, общения со студентами на «журфиксах» и т. п., т. е. о превращении последних в средство формирования жизненных траекторий учеников. В эмигрантской мемуаристике это служило обоснованием значимости и престижа российских учёных, оказавшихся за пределами родины. Вопрос, на который предстоит ответить: признавалось ли это политическими элитами стран-реципиентов?

Понятие «стиль жизни» непосредственно указывает на необходимость обращения к принципам исследования истории повседневности с учётом её изменения в новых эмигрантских условиях. Воспоминания бывших профессоров и преподавателей Московского университета, появившиеся в связи с празднованием его 175-летия, представляют зачастую их интеллектуальные автобиографии, которые позволяют изучить изменения значимости автора воспоминаний при продвижении его по ступеням карьерной лестницы. Плодотворными для характеристики оказавшихся в эмиграции учёных представляются положения М. Ламонта об отличии логик действия представителей университетского сообщества в зависимости от дисциплинарной принадлежности [15] и У. Кларка о роли академической харизмы в формировании и развитии университетских исследований [16], которые трансформировались применительно к новым эмигрантским усло-

виям существования. Поэтому понятие «стиль жизни» будет дополнено такими понятиями, как «жизненная траектория» и «научная судьба», которые будут разработаны и обоснованы в ходе реализации проекта с привлечением данных мемуаров и ответов на анкеты, чтобы конкретизировать тот перелом, который произошёл в жизни каждого из эмигрантов, оказавшихся вдали от своей родины, и определить те практики детравмати-зации этого травматического опыта, которые использовались при его нарративизации.

Новейшим зарождающимся направлением исторических исследований является изучение эмоций [17; 18], которые достаточно ярко проявляются именно в мемуарной литературе. В условиях вынужденной эмиграции они приобретали особенно обострённый характер ностальгии. Выступая в качестве «эмотивов», т. е. устойчивых эмоциональных состояний, фиксируемых в воспоминаниях, они оказываются маркёром ценностей, характерных для мемуаристов. В мемуарах автобиографического характера (а таковыми является значительная часть воспоминаний, представленных в «Юбилейном сборнике») эмоциональный опыт авторов реинтерпрети-ровался, т. е. эмоции объяснялись с помощью рассуждений, которые наделяли их социальным смыслом, даже поучительным значением, встраивая личность в систему отношений, норм и идеалов университетского сообщества [19]. В результате выявление и анализ эмотивов может стать эффективным средством реконструкции ценностного мира универсантов.

Обширный комплекс данных, содержащихся в ответах на анкету Пражского юбилейного комитета, создаёт основания для применения математических методов. Для создаваемой базы данных будут необходимы интеллектуальные механизмы работы с хранимой информацией. Интеллектуальность определяется используемыми семантическими методами, обеспечивающими связывание различных частей данных. Связывание, в первую очередь, выполняется за счёт использования известных статистических методов корреляционного, регрессионного, факторного и кластерного анализа [20]. Затем потребуется провести исследование в двух направлениях по распознаванию се-

мантической информации: поиск зависимостей между описанными ранее условиями или факторами и анализ текстовой информации. Тогда в первом направлении будут получены основные количественные характеристики исследуемых данных, во втором -формализованные результаты, например корпусы слов, для выявления дополнительных зависимостей в текстовом содержимом. В итоге будет создана возможность перейти к графовому представлению хранимой информации, что обеспечит эффективный поиск явно и неявно представленных фактов [21].

Наконец, следует остановиться на про-сопографическом методе. Данный метод в последние годы стал активно применяться в исследованиях профессорского корпуса российских университетов [22]. Особенно последовательны в этом направлении петербургские историки [23; 24]. Наиболее перспективным представляется использование 1Т-технологий для определения академической мобильности и кадровой динамики профессорско-преподавательского состава [25]. О возможности перехода от изучения

российских материалов к исследованию эмиграции свидетельствует новейшая публикация [26].

Результаты анкетирования представляют собой случайную выборку, которая может быть представлена на языке специалистов как «дезагрегированные данные». Поскольку комитетом были поставлены 5 вопросов, ответы на которые должны были дать представление об образовании и деятельности респондентов, постольку может быть построена модель, позволяющая анализировать весь массив данных, по крайней мере, по этим формальным показателям. Сейчас пока ещё рано говорить о сопоставимости этих данных с дореволюционными, но они явно будут полезны для исследователей.

Использование всех выше охарактеризованных новейших подходов и принципов исследования для изучения значительного объёма вводимого в научный оборот архивного и опубликованного в эмигрантской периодике материала позволит, как надеются авторы проекта, достичь цели исследования и успешно реализовать поставленные задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антощенко А. В. Культура исторической памяти российской эмиграции «первой волны». - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2017. - Ч. 3 : Юбилейные торжества. - 63 с.

2. Волошина В. Ю. Учёный в эмиграции: проблемы социальной адаптации учёных-эмигрантов сквозь призму «персональной истории». - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - 219 с.

3. Вьюницкая Е. В., Пивовар Е. И. Анкета Пражского комитета по ознаменованию 175-летия Московского университета в его фонде в ГАРФ // Отечественные архивы. - 2018. - № 5. - С. 37-44.

4. Вьюницкая Е. В. Выпускники историко-филологического факультета по данным анкеты Пражского комитета по ознаменованию 175-летия Московского университета // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. - 2019. - Т. 19, № 2 (46). - С. 137-149.

5. Горелова С. И. Русская эмиграция о 175-летии Московского университета // Вопросы истории. -2005. - № 8. - С. 104-112.

6. Гутнов Д. А. Празднование 175-летию со дня основания Московского университета в Париже 2426 января 1930 г. // Вестник Московского университета. Серия 8: История. - 2004. - № 3. - С. 88-101.

7. Кононова М. М. Традиции Московского университета: взгляд из русского зарубежья // Общественные науки и современность. - 2002. - № 1. - С. 161-165.

8. Щеблыгина И. В. Воспоминания об Alma mater: выпускники Московского университета в эмиграции // Вестник Московского университета. Серия 8: История. - 2010. - № 4. - С. 17-34.

9. Щеблыгина И. В. Питомцы Московского университета в эмиграции. - Lambert Academic Publishing, 2010. - 80 c.

10. Rüsen J. The Logic of Historization // History and Memory. - 1997. - Vol. 9. - No. 1-2. - Р. 113-146.

11. Запорожец О. Н. Навигатор по карте историко-социологических исследований университета // Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов. - М. : Издат. дом НИУ ВШЭ, 2013. -С. 21-58.

12. Репина Л. П. Истории университетов как феномен мемориальной культуры // Парадигмы университетской истории и перспективы университетологии : к 50-летию Чуваш. гос. ун-та им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары : Среда, 2017. - Т. 1. - С. 12-16.

13. Университет и город в России (начало ХХ в.) / под. ред. Т. Маурер и А. Дмитриева. - М. : Новое литературное обозрение, 2009. - 784 с.

14. Бурдьё П. Клиническая социология поля науки // Социоанализ Пьера Бурдьё. - СПб. : Алетейя, 2001. - С. 49-95.

15. LamontM. How Professors Think: Inside the Curious World of Academic Judgment. - Cambridge (Mass.) : Harvard University Press, 2009. - 330 р.

16. Кларк У. Академическая харизма и истоки исследовательского университета. - М. : Издат. дом ВШЭ, 2017. - 734 с.

17. Хмелевская Ю. Ю. «История эмоций» в современной историографической парадигме // Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы. - М. : URSS : ЛКИ, 2011. - С. 452-461.

18. Чеканцева З. А. Эмоции как призма постижения истории // Историки в поисках новых перспектив. -М. : Аквилон, 2019. - С. 339-352.

19. Киселева Ю. А. Ценности университетской культуры сквозь призму чувств (По воспоминаниям воспитанников и профессоров Императорского Харьковского университета) // Диалог со временем. -2017. - № 60. - С. 111-127.

20. Зайнулин Р. Ш., Щербакова С. А. Методы анализа структуры и динамики социально-экономических явлений и процессов // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2013. - Т. 13, № 3. - С. 44-47.

21. Korzun D., Voronin A., Shegelman I. Semantic data mining based on ranking in internet-enabled information systems // Frontiers in Artificial Intelligence and Applications. - 2019. - Vol. 320. - P. 237-242.

22. Андреев А . Ю. Статистическое исследование университетской профессуры в Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2021. - Т. 66, вып. 1. - С. 19-43.

23. Дворниченко А. Ю., Ростовцев Е. А., Баринов Д. А. Опыт коллективного портрета историков столичного университета Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. -2019. - Т. 64, вып. 1. - С. 24-52.

24. Ростовцев Е. А. Столичная и провинциальная профессура российских университетов: опыт просопо-графического исследования (1884-1917) // Вопросы истории. - 2020. - № 11-2. - С. 237-249.

25. Иванова Е. В. Попытка построения каузальной модели кадровой динамики профессорско-преподавательского состава университетов дореволюционной России // Социология в действии - 2015. -СПб., 2015. - С. 118-136.

26. Куприянов А. В. От просопографии университетской профессуры до цифрового следа философского парохода: «Средние данные» и формальные подходы в истории науки // Topos. - 2017. - № 1-2. -С. 111-137.

Сведения об авторе

Антощенко Александр Васильевич - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 185910, Россия, Петрозаводск, ул. Ленина, 33

E-mail: ant@petrsu.ru

SPIN-код РИНЦ: 8184-4374

ORCID: 0000-0002-2366-3750

WoS ResearcherlD: AAG-5905-2019

Информация о статье

Дата поступления 17 января 2023 г.

Дата принятия в печать 19 января 2023 г.

Для цитирования

Антощенко А. В. Празднование 175-летия Московского университета в русском зарубежье (о методиках исследования) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 1 (37). С. 61-68. й01: 10.24147/2312-1300.2023.10(1).61-68.

A.V. Antoshchenko

CELEBRATION OF THE 175th ANNIVERSARY OF MOSCOW UNIVERSITY IN RUSSIA ABROAD (ON RESEARCH METHODS)

The article defines research methods for studying the mechanism of formation of the cultural and historical identity of Russian emigrants of the "first wave" who survived such traumatic events as the 1917 revolution and the Russian Civil War. The author substantiates the most important research methods that will make it possible to combine the narratological study of commemorative practices with the mathematical analysis of mass sources that recorded the change in the situation of that part of the Russian intellectual elite that ended up in exile. As a basic principle for studying the anniversary celebrations on the occasion of the 175th anniversary of Moscow University, he puts forward a semiotic approach to this event, which was a symbolic embodiment of collective identity. Much attention is paid to the anthropological and pragmatic turns in the study of the history of universities, as well as the importance of emotional characteristics in the study of the value orientations of the academic community in the Russian diaspora. The prosopographic method is indicated as a way to combine narratological and statistical analysis of historical sources.

Keywords: Russian post-revolutionary "first wave" emigration; Moscow University; anniversary; research methods.

REFERENCES

1. Antoshchenko A.V. Kul'tura istoricheskoi pamyati rossiiskoi emigratsii "pervoi volny" [The culture of the historical memory of the Russian emigration of the "first wave"], pt. 3: Yubileinye torzhestva [Anniversary celebrations], Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2017, 63 p. (in Russian).

2. Voloshina V.Yu. Uchenyi v emigratsii: problemy sotsial'noi adaptatsii uchenykh-emigrantov skvoz' prizmu "personal 'noi istorii" [Scientist in emigration: problems of social adaptation of emigrant scientists through the prism of "personal history"], Omsk, Omsk State University Publ., 219 p. (in Russian).

3. V'yunitskaya E.V., Pivovar E.I. Anketa Prazhskogo komiteta po oznamenovaniyu 175-letiya Moskovskogo universiteta v ego fonde v GARF [Questionnaire of the Prague committee for the commemoration of the 175th anniversary of Moscow University in its fund in the State archives of Russian Federation]. Otechestvennye arkhivy [National archives], 2018, no. 5, pp. 37-44. (in Russian).

4. V'yunitskaya E.V. Vypuskniki istoriko-filologicheskogo fakul'teta po dannym ankety Prazhskogo komiteta po oznamenovaniyu 175-letiya Moskovskogo universiteta [Graduates of the Faculty of History and Philology according to the questionnaire of the Prague Committee for the Commemoration of the 175th Anniversary of Moscow University]. Gumanitarii: aktual'nye problemy nauki i obrazovaniya [Humanitarian: actual problems of science and education], 2019, vol. 19, no. 2 (46), pp. 137-149. (in Russian).

5. Gorelova S.I. Russkaya emigratsiya o 175-letii Moskovskogo universiteta [Russian emigration on the 175th anniversary of Moscow University]. Voprosy istorii [Questions of history], 2005, no. 8, pp. 104-112. (in Russian).

6. Gutnov D.A. Prazdnovanie 175-letiya so dnya osnovaniya Moskovskogo universiteta v Parizhe 2426 yanvarya 1930 g. [Сelebration of the 175th anniversary of the founding of Moscow University in Paris on January 24-26, 1930]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 8: Istoriya [Bulletin of Moscow University. Series 8: History], 2004, no. 3, pp. 88-101. (in Russian).

7. Kononova M.M. Traditsii Moskovskogo universiteta: vzglyad iz russkogo zarubezh'ya [Traditions of Moscow University: A view from the Russian diaspora]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social sciences and modernity], 2002, no. 1, pp. 161-165. (in Russian).

8. Shcheblygina I.V. Vospominaniya ob Alma mater: vypuskniki Moskovskogo universiteta v emigratsii [Memoirs about Alma mater: graduates of Moscow University in exile]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8: Istoriya [Bulletin of Moscow University. Series 8: History], 2010, no. 4, pp. 17-34. (in Russian).

9. Shcheblygina I.V. Pitomtsy Moskovskogo universiteta v emigratsii [Graduates of Moscow University in exile], Lambert Academic Publishing, 2010, 80 p. (in Russian).

10. Rusen J. The Logic of Historization. History and Memory, 1997, vol. 9, no. 1-2, pp. 113-146.

11. Zaporozhets O.N. Navigator po karte istoriko-sotsiologicheskikh issledovanii universiteta [University socio-historical research map navigator]. Soslovie russkikh professorov. Sozdateli statusov i smyslov [Estate of Russian professors. Creators of statuses and meanings], Moscow, HSE Publ., 2013, pp. 21-58. (in Russian).

12. Repina L.P. Istorii universitetov kak fenomen memorial'noi kul'tury [History of universities as a phenomenon of memorial culture]. Paradigmy universitetskoi istorii iperspektivy universitetologii [Paradigms of University History and Perspectives of University Studies], to the 50th Anniversary of the Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, vol. 1, Cheboksary, Sreda Publ., 2017, pp. 12-16. (in Russian).

13. Maurer T., Dmitriev A. (eds.). Universitet i gorod v Rossii (nachalo ХIХ v.) [University and city in Russia (beginning of 19th century)], Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ, 2009, 784 p. (in Russian).

14. Bourdieu P. Klinicheskaya sotsiologiya polya nauki [Clinical sociology of the field of science]. Sotsioanaliz P'eraBurd'e [Socioanalysis of Pierre Bourdieu], St. Petersburg, Aleteiya Publ., 2001, pp. 49-95. (in Russian).

15. Lamont M. How Professors Think: Inside the Curious World of Academic Judgment, Cambridge (Mass.), Harvard University Press, 2009, 330 p.

16. Clark W. Akademicheskaya kharizma i istoki issledovatel'skogo universiteta [Academic Charisma and the Origins of the Research University], Moscow, HSE Publ., 2017, 734 p. (in Russian).

17. Khmelevskaya Yu.Yu. "Istoriya emotsii" v sovremennoi istoriograficheskoi paradigme ["The history of emotions" in the current historiographical paradigm]. Istoricheskaya nauka segodnya: teorii, metody, perspektivy [Historical science today: theory, methods, perspectives], Moscow, URSS Publ., LKI Publ., 2011, pp. 452-461. (in Russian).

18. Chekantseva Z.A. Emotsii kak prizma postizheniya istorii [Emotions as a prism of comprehension of history]. Istoriki v poiskakh novykh perspektiv [Historians in search of new perspectives], Moscow, Akvilon Publ., 2019, pp. 339-352. (in Russian).

19. Kiseleva Yu.A. Tsennosti universitetskoi kul'tury skvoz' prizmu chuvstv (Po vospominaniyam vospitannikov i professorov Imperatorskogo Khar'kovskogo universiteta) [Values of university culture through the prism of emotions (according to the memoirs of students and professors of the Imperial Kharkov University]. Dialog so vremenem [Dialogue with time], 2017, no. 60, pp. 111-127. (in Russian).

20. Zainulin R.Sh., Shcherbakova S.A. Metody analiza struktury i dinamiki sotsial'no-ekonomicheskikh yavlenii i protsessov [Methods for analyzing the structure and dynamics of socio-economic phenomena and processes]. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo universiteta [Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University], 2013, vol. 13, no. 3, pp. 44-47. (in Russian).

21. Korzun D., Voronin A., Shegelman I. Semantic data mining based on ranking in internet-enabled information systems. Frontiers in artificial intelligence and applications, 2019, vol. 320, pp. 237-242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Andreev А.Yu. Statisticheskoe issledovanie universitetskoi professury v Rossiiskoi imperii [A Statistical Study on the University Professoriate in the Russian Empire]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya [Bulletin of St. Petersburg University. History], 2021, vol. 66, iss. 1, рp. 19-43. (in Russian).

23. Dvornichenko A.Yu., Rostovtsev E.A., Barinov D.A. Opyt kollektivnogo portreta istorikov stolichnogo universiteta Rossiiskoi imperii [The experience of a collective portrait of historians of the capital university of the Russian Empire]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya [Bulletin of St. Petersburg University. History], 2019, vol. 64, iss. 1, pp. 24-52. (in Russian).

24. Rostovtsev E.A. Stolichnaya i provintsial'naya professura rossiiskikh universitetov: opyt prosopograficheskogo issledovaniya (1884-1917) [Metropolitan and provincial professors of Russian universities : the experience of prosopographic research (1884-1917)]. Voprosy istorii [Questions of history], 2020, no. 11-2, pp. 237-249. (in Russian).

25. Ivanova E.V. Popytka postroeniya kauzal'noi modeli kadrovoi dinamiki professorsko-prepodavatel'skogo sostava universitetov dorevolyutsionnoi Rossii [An attempt to build a causal model of personnel dynamics of the teaching staff of universities in pre-revolutionary Russia]. Sotsiologiya v deistvii - 2015 [Sociology in action - 2015], St. Petersburg, 2015, pp. 118-136. (in Russian).

26. Kupriyanov A.V. Ot prosopografii universitetskoi professury do tsifrovogo sleda filosofskogo parokhoda: "Srednie dannye" i formal'nye podkhody v istorii nauki [From prosopography of university professors to the digital trail of the philosophical steamboat: "Average data" and formal approaches in the history of science]. Topos, 2017, no. 1-2, pp. 111-137. (in Russian).

About the author

Aleksandr V. Antoshchenko - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Russian History Department of the Institute of History, Political and Social Sciences of the Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia)

Postal address: 33, Lenina ul., Petrozavodsk,

185910, Russia

E-mail: ant@petrsu.ru

RSCI SPIN-code: 8184-4374

ORCID: 0000-0002-2366-3750

WoS ResearcherID: AAG-5905-2019

Article info

Received

January 17, 2023

Accepted January 19, 2023

For citations

Antoshchenko A.V. Celebration of the 175th Anniversary of Moscow University in Russia Abroad (on Research Methods). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2023, vol. 10, no. 1 (37), pp. 61-68. DOI: 10.24147/2312-1300.2023.10(1).61-68 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.