Научная статья на тему 'ПРАЗДНИКИ ЛОШАДЕЙ И ЛОШАДИ НА ПРАЗДНИКАХ: ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

ПРАЗДНИКИ ЛОШАДЕЙ И ЛОШАДИ НА ПРАЗДНИКАХ: ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
591
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ФЕСТИВАЛЬ / БРИТАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / ЛОШАДЬ / FESTIVAL / BRITISH CULTURE / IMAGE / HORSE / TRADITION / PAGAN RITES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Градалева Екатерина Александровна

Работа посвящена изучению роли лошади на британских праздниках и фестивалях. С одной стороны, рассматривается значение реального животного на праздничных событиях, включая конные ярмарки, конкурсы, парады и королевские мероприятия. С другой стороны, исследуется воплощение маскарадных образов лошади на британских фестивалях. Описано разнообразие видов костюмов лошади, которые варьируются в зависимости от типа мероприятия и места его проведения. Проанализированы реализуемые по настоящее время языческие традиции воспевания древних богов, символически связанных с лошадью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HORSE FESTIVALS AND HORSES AT FESTIVALS: THE ROLE OF TRADITION IN MODERN BRITAIN

The image of a horse appears in many spheres of the British culture and in each case it has a special symbolic meaning. It is important to notice that the symbolic meaning is more essential in the British mentality than the material one. Festivals can be one of the spheres where we can observe the versatility and historical meaning of the horse image. On the one hand, horses as real animals play a significant role in various events: horse competitions, horse shows, parades, royal ceremonies, etc. On the other hand, there is also personification of fancy images of horses at British festivals. Different types of horse figures (hobby horses) take part at certain events. Each of them has its own history and is strongly connected to the location. The most famous horse event is horseracing taking place all over the country. There are 60 race tracks in Great Britain for this occasion. Horseracing appeared here in the XIV century. Soon the British worked out the rules for this event and they are current even today. Horseracing is not just sport for this nation, but a real holiday. Long ago Edward VII marked that it is "a garden party with racing tacked on". So, for some people horseracing is a week of competitions among the best thoroughbred horses and for the others (ladies mostly) it is the opportunity to compete with each other in hat and dress design. It is significant to understand the difference between the notions "horseracing", "horse competitions", "horse show". The first means classic racing which we have just discussed. Horse competitions are 10 international types of games approved by the International Federation of Equestrian Sports. A horse show is a festival holding the exhibition of the best breeds of horses and some types of competitions (e.g., show jumping, working hunter). One of the best known events is the Royal Windsor Horse Show which takes place every year in Windsor Home Park. It is always attended by the Royal Family. Another example is the Hyde Park festival aiming at choosing the Horse of the Year. Also, January 1 is the Day of Thoroughbred horses in Great Britain. It is a real holiday with the most unusual dishes for these animals (e.g. a Cheltenham pie 2018 made of hay, apples and carrots). At a number of British events horses play an important role, though they are not in the limelight. These are royal weddings, parades and a coronation. The Queen carriage is always carried by the Windsor Greys. There is even a statue to honour them in Windsor. These horses are also pictured at the Royal mail stamp. Personification of fancy images of horses can be seen at various British Festivals (16 in England, 3 in Wales, 1 on the Isle of Man): Padstow Hobby Horse Festival, Banbury Hobby Horse Festival, Minehead Hobby Horse Festival, Dunster Hobby Horse Festival, Hoodening, The Hunting of the Earl of Rone, Morris Dance, etc. The majority of them take place in the days of national holidays including Christmas, New Year, May Day, Halloween. Moreover, some pagan rites that deal with the image of a horse still exist in Great Britain. There is the festival to honour Epona who is a Celtic horse goddess (December, 18). The Welsh horse goddess Rhiannon is connected with the image of Mari Lwyd appearing in New Year events. The Irish horse goddess Macha is honoured at the festivals Lughnasa (August, 1) and Samhain (November, 1). Significantly, a horse is presented at festivals as a funny hero of a performance endowed with human traits, a friend to a person, and it is far from being a work animal. The image of a horse is more of a cultural value than a natural phenomenon.

Текст научной работы на тему «ПРАЗДНИКИ ЛОШАДЕЙ И ЛОШАДИ НА ПРАЗДНИКАХ: ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2020. № 40

УДК 394.21

DOI: 10.17223/22220836/40/3

Е.А. Градалева

ПРАЗДНИКИ ЛОШАДЕЙ И ЛОШАДИ НА ПРАЗДНИКАХ: ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Работа посвящена изучению роли лошади на британских праздниках и фестивалях. С одной стороны, рассматривается значение реального животного на праздничных событиях, включая конные ярмарки, конкурсы, парады и королевские мероприятия. С другой стороны, исследуется воплощение маскарадных образов лошади на британских фестивалях. Описано разнообразие видов костюмов лошади, которые варьируются в зависимости от типа мероприятия и места его проведения. Проанализированы реализуемые по настоящее время языческие традиции воспевания древних богов, символически связанных с лошадью.

Ключевые слова: праздник, фестиваль, британская культура, традиция, лошадь.

Значимость лошади в британской культуре проявляется как на уровне быта, так и на уровне сознания. Данное животное ассоциируется с рядом божеств, которым поклонялось местное население в древности [1], находит воплощение в геральдике [2], архитектуре, фольклоре и литературе [3]. Лошадь мыслится как идеологически обусловленный компонент культуры, который отражает британскую картину мира в определенные исторические эпохи [4].

Специфика восприятия лошади интересным образом раскрывается на праздниках и фестивалях в различных частях Соединенного Королевства. Здесь могут присутствовать как реальные животные, так и их маскарадные образы. Остаются актуальными и фестивали, на которых реализуются языческие традиции чествования богов, символически связанных с лошадью.

В наше время в период модернизации и глобализации фестивали становятся важным средством сохранения «местной» культуры [5. P. 103]. Они представляют собой пространство для накопления фактов, опыта и воспоминаний. Это социальная сфера, на которую воздействуют все участники процесса и под влиянием которой они же одновременно находятся [6. P. 205]. Фестивали - это социальное достояние, воплощающее наиболее значимые элементы как материальной, так и духовной культуры [7. P. 18]. Важной составляющей большинства праздников и фестивалей представляется маска-радность. Она включает в себя комплекс взаимосвязанных элементов, наиболее значимыми из которых являются игра и смех [8. C. 20].

Центральным персонажем праздничной игры на британских фестивалях нередко выступает искусственно созданная лошадь, известная как Hobby Horse. Ее можно наблюдать на шестнадцати мероприятиях в Англии, на трех в Уэльсе и на одном на о. Мэн. К ним относятся Minehead Hobby Horse Festival, Abbots Bromley Horn Dance, Banbury Hobby Horse Festival, Mummer's Play, Padstow Hobby Horse Festival, Penglaz 'Obby 'Oss, Molly Dance и др. Большинство фестивалей проходит в определенные национальные праздники, в том числе в Рождество, Новый год, майские праздники, Хэллоуин.

Костюм Hobby Horse появился в начале XVI в. Мальчики и мужчины использовали это одеяние для ритуального шествия, которое проходило перед началом рыцарского турнира. Во времена правления Елизаветы I (15331603 гг.) костюм стал пользоваться популярностью на маскарадах английского королевского двора. В конце XVI в. получил распространение в кругах простолюдинов и гармонично слился с английскими народными танцами.

Существует несколько видов костюма Hobby Horse. Чаще всего появляется образ Tourney Horse. Каркас крепится на талии с помощью лент, с одной стороны располагается деревянная голова лошади, а с другой - хвост. Вся конструкция драпируется тканью, прикрывающей ноги. Упрощенная версия костюма Tourney Horse встречается в Линкольншире и называется Sieve Horse. В качестве основы используется ситовая рама, к которой крепятся голова и хвост. Если эти два костюма являются подобием всадника на коне, то фигура Mast Horse олицетворяет саму лошадь. Представляет собой деревянную голову с подвижной челюстью, прикрепленную к палке длиной около метра. Иногда используется настоящий череп лошади. Актер, накрытый тканью, располагается над конструкцией. Его голова спрятана за головой искусственной лошади. Хвост крепится к покрывалу, а второй конец палки остается на земле.

Самые крупные варианты костюма Tourney Horse можно увидеть на майских праздниках в городах Пэдстоу (графство Корнуолл) и Майнхед (графство Сомерсет). Длина основания составляет 2,2 м. Главными героями Padstow Hobby Horse Festival становятся люди в костюмах Old 'Oss и Blue Ribbon 'Oss. Первая имитация лошади выполнена в красном и белом цветах, а ее группа поддержки носит красные шарфы. Соперничающую сторону отличают белые и голубые тона. Во главе каждой процессии находится так называемый Teaser - задира, который идет и танцует с набитой ватой дубинкой. Действие сопровождается традиционной музыкой, исполняемой сопровождающим процессию ансамблем. Герои фестиваля ловят незамужних девушек и окропляют их лица дегтем. Считается, что это обещает счастливое замужество. Принимать участие в шествии могут все желающие, включая детей, которых наряжают в костюмы маленьких лошадок, называемые Colt 'Osses (англ. colt - жеребенок) [9].

Лошадь в Майнхеде имеет свою отличительную особенность - у нее нет головы, но есть необыкновенно длинный хвост из разноцветных лент. В мероприятии участвует не две, как в Пэдстоу, а три соперничающих лошади: the Traditional Sailor's Horse, Original Sailor's Horse и the Town Horse. Шествие проходит в память о корабле, который затонул в гавани Майнхеда. Этим и объясняется присутствие морской тематики. Британцы верят, что в тех местах, где побывал персонаж Hobby Horse, целый год будут процветание и успех [10].

Фигура лошади Mast Horse встречается в Новогоднюю ночь на острове Мэн. Местные жители называют ее Laare Vane, что в переводе означает «белая кобыла». Костюм состоит из белой деревянной головы лошади и белого покрывала. Традиция заключается в том, что человек в образе Laare Vane догоняет одну из девушек и передает ей одеяние, после чего игра продолжается. Действие сопровождается танцами под звуки скрипки и длится до тех пор, пока танцоры не окружат скрипача со всех сторон. С этого момента начина-

ется имитация его обезглавливания и принесения его тела в дар белой кобыле. Происходит чудо - он обретает дар предсказывать будущее, и его предсказаниям принято верить [11].

В Великобритании и в наши дни сохранились традиции чествования языческих богов, символически связанных с лошадью. Как правило, это происходит на масштабных фестивалях, организуемых в разных частях Соединенного Королевства.

Эпоне, кельтской богине лошадей, посвящен фестиваль Epona's Feast Day (18 декабря). Принято выпивать стакан алкогольного коктейля со словами «Epona Reginae - Эпона Королева!» и просить безопасности в поездках и процветания сельского хозяйства. Культ Эпоны был распространен не только в Великобритании. Множество статуэток и рельефов, изображающих эту богиню, можно найти в Италии, Испании, Франции, Швейцарии и Германии [12. C. 313]. Историю происхождения Эпоны отображают римские и греческие писатели. Фульвий Стелл, будучи ненавистником женщин, совокупился с кобылой, в результате чего у него появилась дочь по имени Эпона (от кельт. epos - лошадь).

В Уэльсе покровительницей лошадей считают богиню Рианнон (Rhiannon). По легенде Рианнон была обыкновенной счастливой женщиной до тех пор, пока ее новорожденный сын не был украден. Чтобы выгородить себя, няньки сказали, что Рианнон съела ребенка. Для убедительности женщины убили щенка и измазали его кровью лицо и руки матери, а его кости положили рядом с ней. В наказание ей пришлось семь лет сидеть у ворот дворца и предлагать гостям везти их на своей спине, как лошадь. В результате Рианнон стала известна как богиня лошадей и появились некоторые праздничные традиции, связанные с ее образом. Так, в Новогоднюю ночь в Уэльсе проходят традиционные шествия, центральным персонажем которых является имитация лошади Mari Lwyd (в переводе - серая кобыла). Костюм создается по типу Mast Horse и состоит из белого покрывала и настоящего черепа лошади, декорированного красными и зелеными лентами (цвета флага Уэльса). Ряженые во главе с Mari Lwyd ходят от дома к дому, поют песни и получают за это угощения. Принято считать, что своим посещением такая лошадь приносит в дом счастье на целый год [13].

В ирландской традиции с лошадьми ассоциируется богиня Маха, которую чествуют на фестивалях Lughnasa (1 августа) и Samhain (1 ноября). Праздники связаны с началом и концом периода сбора урожая. Имя Macha означает «всесильный, могучий». Считалась, что богиня помогала при сборе урожая и была защитницей кельтских земель от захватчиков. В связи с этим символизирует плодородие, успех, победу и безопасность. Маха была женой заносчивого человека, который похвастался королю, что она, даже будучи беременной, может обогнать всех лошадей на скачках. Ее заставили это доказать, что она и сделала, только ценой своей жизни. На финише она родила близнецов и умерла со словами о том, что в свои тяжелейшие времена все присутствующие будут страдать от сильнейших болей, подобных родовым [14]. Чтобы избежать проклятия и умилостивить дух Махи, напуганные люди назвали место событий Emain Macha (близнецы Махи).

Фестиваль Lughnasa назван в честь бога Солнца Lugh, благодаря которому в Северной Ирландии появились лошади. В мифологии Луг изображается

молодым воином, спасителем. Он ассоциируется с творчеством, ремеслом, честью, достоинством и искренностью. Праздник был широко распространен до начала XX в., включал массовые гулянья, застолье, сватовство, атлетические соревнования Tailteann Games, скачки и ярмарки. Совершался ритуальный танец, в котором Луг побеждал вредителей урожая и приносил людям собранные плоды. Большинство мероприятий проходило в горах. Традиция ходить в горы в этот праздник сохранилась до наших дней [15].

В ирландской мифологии основу ech (в пер. с ирл. ech - лошадь) можно обнаружить в составе имен персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, бога Другого Мира Дагду называли еще и Эохайд [12. C. 312]. Он всегда носил с собой дубинку, арфу и волшебный котел, символизирующий изобилие. Имел власть над природными явлениями и урожаем. Очевидно, именно поэтому ему отведена особая роль на фестивале Samhain, посвященном концу периода сбора урожая [1].

Наряду с фестивалями, где лошадь представлена в виде костюма, фигуры или мифологического образа, в Великобритании существует большое количество праздников, в которых принимают участие реальные животные.

В первую очередь, к ним относятся скачки, которые мыслятся британцами не только как вид спорта, но и как праздничное мероприятие. Еще Эдуард VII (1901-1910 гг. правления) акцентировал внимание на том, что это светский прием на открытом воздухе с развлечением в виде конных забегов: «a garden party with racing tacked on» [16]. Британцы приходят посмотреть на лучших лошадей, жокеев, поучаствовать в игре на тотализаторе и пообщаться. Для дам это возможность продемонстрировать свои наиболее изысканные наряды.

Скачки стали проводиться в Англии с XIV в. В XVII в. здесь были разработаны правила, которые актуальны и в наше время [17]. В Великобритании насчитывается 60 ипподромов. Они располагаются в различных ее уголках -в крупных и маленьких городах Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии: York (Йорк), Bath (Бат), Newbury (Ньюбери), Windsor (Виндзор), Salisbury (Солсбери), Cheltenham (Челтнем), Nottingham (Ноттингем), Chester (Честер), Stratford-upon-Avon (Страдфорд-на-Эйвоне), Newcastle (Ньюкасл), Liverpool (Ливерпуль), Chepstow (Чепстоу), Ayr (Эр), Downpatrick (Даунпатрик) и др. [18]. Около 85% всех соревнований проводят в Англии. Наиболее популярными являются события Royal Ascot, The Grand National, The Derby Festival, The Cheltenham Festival.

Скачки получают очень широкое освещение в прессе, в том числе в таких серьезных изданиях, как The Times, The Guardian, The Telegraph, The Independent. Издается несколько газет, полностью посвященных этому мероприятию. Самой читаемой из них сейчас является The Racing Post (издается с 1986 г.). Существует телевизионный канал Racing TV, который показывает скачки и все, что с ними связано. При этом остальные каналы тоже включают в свои программы трансляцию данного мероприятия или короткие обзоры.

Большую роль в развитии популярности скачек сыграло особое отношение к ним королей, которые их всегда посещали и выставляли своих лучших лошадей. Королева Елизавета II и другие члены семьи ежегодно приезжают на скачки Royal Ascot (г. Аскот, Англия), поэтому они традиционно называются Королевскими.

Мероприятие длится 5 дней. Каждый год за этот период времени его посещает около 300 000 человек. В соревнованиях участвует около 500 лошадей. Они принадлежат к таким скаковым породам, как английская чистокровная верховая, арабская чистокровная и ахалтекинская. По данным организаторов, чаще других лидируют лошади английской породы [19].

Ипподром в Аскоте был построен в 1711 г. по приказу королевы Анны. Она испытывала огромную любовь к лошадям и скачкам. Проезжая по этой территории, она заметила пустошь и назвала ее идеальной для того, чтобы скакать на полной скорости: «ideal for horses to gallop at full stretch». Первые соревнования состоялись 11 августа того же года. Было выставлено всего 7 лошадей [19].

Зрительская часть ипподрома делится на три ложи. Королевская зона известна, как The Royal Enclosure. Здесь присутствуют только приглашенные гости из высших слоев общества. В две другие ложи билеты находятся в свободной продаже. Соответственно, скачки может посетить любой желающий, способный заплатить £37 за билет (по данным 2019 г.). Именно столько стоит вход в самую экономичную ложу The Windsor Enclosure. Существуют и более дорогие билеты за £77 в ложу The Queen Anne Enclosure, где более спокойная атмосфера из-за меньшего количества гостей.

Присутствие монархов повлекло появление строгого дресс-кода, в соответствии с которым мужчины должны были надевать цилиндры и фраки, а женщины появляться в нарядах с закрытыми плечами, в платьях или юбках не выше колена и в шляпах. С течением времени из обязательной части дресс-кода шляпы превратились в средство выражения стиля, без которого дама не может составить конкуренцию остальным представительницам британской элиты [20].

Каждый год на официальном сайте данного мероприятия представляют специально разработанное к новому сезону руководство по стилю (Royal Ascot Style Guide), содержащее иллюстрации и описание наиболее модных тенденций, на которые следует обратить внимание при выборе наряда. Требования касаются не только женщин, но и мужчин [21]. Соответствовать этому очень важно, так как внешний вид почетных гостей обсуждается в прессе едва ли не больше чем сами соревнования лошадей. Дресс-код могут не соблюдать только посетители экономичной ложи The Windsor Enclosure.

Самая престижная награда скачек - это кубок The Golden Cup. Вручается победителям с 1807 г. [22]. В соревнованиях на этот приз участвуют четырехлетки, среди которых обязательно присутствуют лошади королевы. Этот кубок разыгрывается в дамский день, неофициально называемый британцами Ladies' Day.

В этот день леди приходят на скачки в самых уникальных шляпках и коктейльных платьях. Традиция появилась в Аскоте в 1823 г. и со временем стала популярной во всей Великобритании [Ibid.]. Однако то, что сейчас происходит в этот день на других скачках, сильно отличается от оригинала. По всей стране стали проводить дефиле, конкурсы на лучший наряд и лучшую шляпу. Этого никогда не было на королевских скачках. Не случайно официальные источники, посвященные скачкам в Аскоте, никогда не называют дамский день словом Ladies' Day. Организаторы не хотят отождествлять свое мероприятие с другими, имеющими такое название.

Скачки во многом отличаются от конных соревнований, которые представляют собой скорее спортивное мероприятие, чем праздник. Поэтому британцы используют разные названия для их обозначения. Слово horseracing обозначает классические скачки, о которых мы говорили выше. Понятие horse competitions подразумевает 10 международных видов конных соревнований, утвержденных Международной федерацией конного спорта: драйвинг (combined driving), выездка (dressage), дистанционные пробеги (endurance riding), конное троеборье (eventing), вольтижировка (vaulting), рейнинг (reining), конкур (show jumping), конный параспорт (paraequestrianism), хорс-бол (horseball), тентпеггинг (tent pegging).

Интересным аспектом британской праздничной культуры являются конные шоу. В рамках этого мероприятия проходят выставки, показательные выступления, некоторые виды соревнований: конкур, выездка, детские скачки, езда в дамском седле и др.

Примером такого праздника является конное шоу Royal Windsor Horse Show, которое проводится в парке Виндзорского замка. Его обязательно посещают члены королевской семьи. На нескольких аренах демонстрируют лошадей различных пород: верховые лошади (riding horses), рабочие лошади (hacks), лошади для охоты (show hunters), британские породы пони (mountain and moorland ponies), коренастые верховые лошади (cobs). Всадники показывают искусство верховой езды и участвуют в соревнованиях. Важной частью шоу представляется парад конных гвардейцев.

Иногда в программу праздника входят театрализованные представления в честь важных в британской истории личностей или событий. Например, в 2016 г. пышное зрелище было посвящено празднованию 90-летия королевы Елизаветы II. В 2019 г. - связано с 200-летием со дня рождения королевы Виктории. Для воссоздания атмосферы Великобритании XIX в. привлекли 500 актеров, 400 лошадей и 30 экипажей. Зрителям представили все самые важные моменты викторианской эпохи, включая появление железной дороги, промышленную революцию, творчество писателя Ч. Диккенса, композитора Э. Элгара, театральное сотрудничество Гилберта и Салливана [23].

С праздниками лошадей у британцев связаны еще две даты в календаре. 1 января отмечают День чистокровных лошадей. В 2018 г., например, в Чел-тенхэме по этому случаю приготовили торт для лошадей, состоящий из сена, яблок и моркови [24]. В конце сентября в Гайд-парке проходит праздник «Лошадь года». Победителя выбирают по результатам турнира по выездке. Для гостей устраивают различные развлекательные мероприятия.

Лошади принимают участие во всех королевских торжествах. На свою коронацию Елизавета II прибыла в карете, запряженной восьмеркой лошадей. Со времен вступления на престол Георга IV в 1762 г. данный экипаж, известный как The Gold State Coach, используется на всех коронациях британских правителей. В кортеж королевы всегда запрягают светло-серых лошадей породы Windsor Greys. В составе остальных могут быть и гнедые лошади британской породы Cleveland Bays. Так, двойки гнедых лошадей были впряжены в экипажи принца Гарри и Пиппы Миддлтон на свадьбе принца Уильяма и Кэтрин. Сами молодожены передвигались в открытом ландо The State Landau, запряженном четверкой виндзорских серых лошадей. Оно было создано в 1902 г. для коронации Эдуарда VII, а в 1981 г. было использовано на

свадьбе Чарльза и Дианы. Каждый год на церемонию официального открытия парламента Елизавета II приезжает в карете королевы Виктории (The Irish State Coach - 1852 г. выпуска), запряженной шестеркой лошадей.

Лошади фигурируют и во всех офицерских мероприятиях. В национальных парадах могут принимать участие до 200 лошадей. Одним из самых масштабных является Trooping the Colour. Традиция отмечать официальный день рождения правящих королей проведением такого парада появилась в XVIII в. Дата праздника может варьироваться, но чаще всего приходится на вторую субботу июня. Конное шествие начинается возле Букингемского дворца и проходит по улице The Mall. Гвардейцы предстают на гнедых лошадях, а серые виндзорские лошади используются только для передвижения Елизаветы II и членов королевской семьи.

Как видим, лошади породы Windsor Greys занимают особое положение на всех важнейших британских мероприятиях. В карету королевы запрягают всегда одних и тех же лошадей. На протяжении многих лет любимцами Елизаветы II были животные с именами Daniel и Storm. В марте 2014 г. в ее присутствии состоялось открытие посвященного им бронзового памятника. Творение скульптора Роберта Реттрея (Robert Rattray) находится в Виндзоре на пересечении улиц Kings Road и Albert Road [25]. Изображение этих же лошадей представлено на марке Королевской почты. В 2017 г. конь Daniel в возрасте 22 лет был отправлен в отставку, а Storm возит членов королевской семьи и в настоящее время. Так, например, в 2018 г. он был запряжен в открытое ландо The Ascot Landau (1883 г. выпуска) молодоженов принца Гарри и Меган Маркл.

В декорировании лошадей для официальных торжеств и парадов используется минимальное количество украшений и деталей. На королевских скакунов надевают черную с золотом упряжь. Лошади гвардейцев украшены металлическими цепями. Униформа наездников и вальтрап (покрывало, под-кладываемое под седло) имеют яркие цвета: красный, белый и черный с золотистыми или серебристыми элементами.

Головы виндзорских серых лошадей венчают ленты с двумя помпонами. На всех мероприятиях они прикреплены на одних и тех же местах, но их цвета разные. К примеру, на церемонии открытия парламента они красные, так как этот цвет в Великобритании символизирует королевскую власть и правительство. На параде Trooping the Colour ленты и помпоны синего цвета. Он является символом благороднейшего рыцарского ордена Великобритании -The Order of the Garter, в состав которого входят королева и некоторые члены королевской фамилии, в том числе герцог Эдинбургский - супруг королевы, принц Чарльз, принцесса Анна, принц Уильям.

Существуют британские традиции, которые связаны не с лошадью как таковой, а с конской атрибутикой. Подкова играет особую роль в свадебных ритуалах. Мать и сестра дарят невесте расшитые бисером декоративные подковы. Существует поверье, что их следует вложить на счастье в букет невесты или пришить к платью. Кроме того, принято осыпать новобрачных конфетти в форме подковок.

Итак, в Великобритании лошадь воспринимается скорее как явление культурное, чем как природное. И это проявляется на разных уровнях. С одной стороны, лошадям посвящены различные праздники, в том числе скачки,

конные шоу, конкурсы. Они принимают активное участие в парадах и королевских мероприятиях. С другой стороны, на фестивалях происходит реализация маскарадных образов в виде людей, переодетых в лошадь (известных как Hobby Horses). Важен тот факт, что лошадь изображается здесь не как пахотное животное, а как друг. Она является центральным персонажем праздника и обладает человеческими чертами. В настоящее время у британцев продолжают существовать и некоторые языческие традиции воспевания древних богов, связанных с культом коня. В каждой части Соединенного Королевства посвященные этому фестивали имеют определенную местную специфику.

Литература

1. Кельтская мифология. Энциклопедия / пер. с англ. С. Головой и А. Голова. М. : Эксмо, 2002. 640 с.

2. Градалева Е.А. Актуализация национальной концептосферы в геральдике // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф., 1 июля 2014 г: в 5 ч. 2014. Ч. 1. С. 81-83.

3. Иванова Е.А. Языковые средства обозначения лошади в английской литературе XIX века // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 2. С. 112-115.

4. Dorre Gina M. Victorian Fiction and the Cult of the Horse. Aldershot: Ashgate Publishing Ltd., 2006. 187 p.

5. Crespi-Vallbona M. The Meaning of Cultural Festivals // International Journal of Cultural Policy. 2007. Vol. 13, Issue 1. P. 103-122.

6. Jansa P. Culture, Society and Festivals: Cultural Studies' Perspective of Festival Research // Media Studies. 2017. № 2. P. 197-207.

7. Cudny W. Festivalisation of Urban Spaces. Factors, Processes and Effects. Switzerland: Springer, 2016. 160 p.

8. Гринштейн А.Л. Маскарадность и французская литература XX века: дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.05. М., 1999. 379 с.

9. Williams R. Hobby Horses and Associated Rites. URL: http://www.conjure.com/TRINE/ hobbyhrs.html (Accessed: 11.01.2019).

10. The Minehead Hobby Horse. URL: http://www.minehead-online.co.uk/hobbyhorse.htm (Accessed: 11.01.2019).

11. Hobby Horse // Wikipedia: the free encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/ Hobby_horse (Accessed: 11.01.2019).

12. Широкова Н.С. Анималистические мотивы кельтской мифологии // Исследования и публикации по истории античного мира / под ред. Э.Д. Фролова. СПб., 2003. Вып. 2. С. 307320.

13. The Magic of the Mari // Welcome to Folkwales. URL: http://www.folkwales.org.uk/ mari.html (Accessed: 11.01.2019).

14. Macha. The Pangs of Ulster [Electronic resource]. URL: http://www.irelandseye.com/ aarticles/culture/talk/ myths/macha2.shtm (Accessed: 11.01.2019).

15. Lughnasa - The Celtic Harvest Festival. URL: https://www.transceltic.com/pan-celtic/lughnasa-celtic-harvest-festival (Accessed: 11.01.2019).

16. Roberts P., Taylor I., Weatherly L. Goodwood: A "Glorious" garden party. URL: https://www.thoroughbredracing.com/articles/goodwood-glorious-garden-party/ (Accessed: 11.01.2019).

17. Horse Racing // Encyclopedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/sports/horse-racing (Accessed: 11.01.2019).

18. British Horseracing Authority. URL: http://www.britishhorseracing.com (Accessed: 11.01.2019).

19. Ascot Racecourse Facts and Figures [Electronic resource]. URL: https://www.ascot.co. uk/facts-figures (Accessed: 2.05.2019).

20. Cavendish R. Royal Ascot's First Day. URL: https://www.historytoday.com/richard-cavendish/royal-ascot's-first-day (Accessed: 11.01.2019).

46

Е.А. rpadaReBa

21. Royal Ascot Style Guide. URL: https://www.ascot.co.uk/uploads/ 1461616128- 29-03-2019-15-50-24.RA_STYLE_GUIDE_2019_FINAL_L0W%20RES%20SPREADS[1].pdf (Accessed: 30.04.2019).

22. Ascot History Timeline. URL: https://www.ascot.co.uk/history-timeline (Accessed: 4.05.2019).

23. The Pageant at Royal Windsor Horse Show. URL: https://www.rwhs.co.uk/pageant/ (Accessed: 11.05.2019).

24. Rahman Kh. No long faces here! Horses at Cheltenham celebrate their birthdays with a three-tier cake made of hay and vegetables. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-5226815/Horses-Cheltenham-celebrate-birthdays.html (Accessed: 11.01.2019).

25. Batt F. Windsor's Grey Horses Being Kept in the Dark [Electronic resource]. URL: http://www.windsorobserver.co.uk/news/ 15298061.Councillor_steps_in_over_Windsor_s_grey_horses _row/ (Accessed: 11.01.2019).

Ekaterina A. Gradaleva, Samara State Technical University (Samara, Russian Federation).

E-mail: katerina-888@bk.ru

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2020, 40, pp. 38-48.

DOI: 10.17223/2220836/40/3

HORSE FESTIVALS AND HORSES AT FESTIVALS: THE ROLE OF TRADITION IN MODERN BRITAIN

Keywords: festival; British culture; image; horse; tradition; pagan rites.

The image of a horse appears in many spheres of the British culture and in each case it has a special symbolic meaning. It is important to notice that the symbolic meaning is more essential in the British mentality than the material one.

Festivals can be one of the spheres where we can observe the versatility and historical meaning of the horse image. On the one hand, horses as real animals play a significant role in various events: horse competitions, horse shows, parades, royal ceremonies, etc. On the other hand, there is also personification of fancy images of horses at British festivals. Different types of horse figures (hobby horses) take part at certain events. Each of them has its own history and is strongly connected to the location.

The most famous horse event is horseracing taking place all over the country. There are 60 race tracks in Great Britain for this occasion. Horseracing appeared here in the XIV century. Soon the British worked out the rules for this event and they are current even today. Horseracing is not just sport for this nation, but a real holiday. Long ago Edward VII marked that it is "a garden party with racing tacked on". So, for some people horseracing is a week of competitions among the best thoroughbred horses and for the others (ladies mostly) it is the opportunity to compete with each other in hat and dress design.

It is significant to understand the difference between the notions "horseracing", "horse competitions", "horse show". The first means classic racing which we have just discussed. Horse competitions are 10 international types of games approved by the International Federation of Equestrian Sports. A horse show is a festival holding the exhibition of the best breeds of horses and some types of competitions (e.g., show jumping, working hunter).

One of the best known events is the Royal Windsor Horse Show which takes place every year in Windsor Home Park. It is always attended by the Royal Family. Another example is the Hyde Park festival aiming at choosing the Horse of the Year. Also, January 1 is the Day of Thoroughbred horses in Great Britain. It is a real holiday with the most unusual dishes for these animals (e.g. a Cheltenham pie 2018 made of hay, apples and carrots).

At a number of British events horses play an important role, though they are not in the limelight. These are royal weddings, parades and a coronation. The Queen carriage is always carried by the Windsor Greys. There is even a statue to honour them in Windsor. These horses are also pictured at the Royal mail stamp.

Personification of fancy images of horses can be seen at various British Festivals (16 in England, 3 in Wales, 1 on the Isle of Man): Padstow Hobby Horse Festival, Banbury Hobby Horse Festival, Minehead Hobby Horse Festival, Dunster Hobby Horse Festival, Hoodening, The Hunting of the Earl of Rone, Morris Dance, etc. The majority of them take place in the days of national holidays including Christmas, New Year, May Day, Halloween.

Moreover, some pagan rites that deal with the image of a horse still exist in Great Britain. There is the festival to honour Epona who is a Celtic horse goddess (December, 18). The Welsh horse goddess Rhiannon is connected with the image of Mari Lwyd appearing in New Year events. The Irish horse goddess Macha is honoured at the festivals Lughnasa (August, 1) and Samhain (November, 1).

Significantly, a horse is presented at festivals as a funny hero of a performance endowed with human traits, a friend to a person, and it is far from being a work animal. The image of a horse is more of a cultural value than a natural phenomenon.

References

1. Basova, E. (ed) (2002) Kel'tskaya mifologiya [Celtic Mythology]. Translated from English by S. Golova, A. Golov. Moscow: Eksmo.

2. Gradaleva, E.A. (2014) [Updating the national concept in heraldry]. Perspekti-vy razvitiya nauki i obrazovaniya [Prospects for the development of science and education]. Proc. of the Conference. Moscow. July 1, 2014. Moscow. pp. 81-83. (In Russian).

3. Ivanova, E.A. (2012) Linguistic means of designation of horses in the 19th century English literature. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya - Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2. pp. 112-115. (In Russian).

4. Dorre, G.M. (2006) Victorian Fiction and the Cult of the Horse. Aldershot: Ashgate Publishing Ltd.

5. Crespi-Vallbona, M. (2007) The Meaning of Cultural Festivals. International Journal of Cultural Policy. 13(1). pp. 103-122. DOI: 10.1080/10286630701201830

6. Jansa, P. (2017) Culture, Society and Festivals: Cultural Studies' Perspective of Festival Research. Media Studies. 2. pp. 197-207.

7. Cudny, W. (2016) Festivalisation of Urban Spaces. Factors, Processes and Effects. Switzerland: Springer.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Grinshtein, A.L. (1999) Maskaradnost' i frantsuzskaya literatura XX veka [Masquerade and the French literature of the 20th century]. Philology Dr. Diss. Moscow.

9. Williams, R. (n.d.) Hobby Horses and Associated Rites. [Online] Available from: http://www.conjure.com/TRINE/ hobbyhrs.html (Accessed: 11th January 2019).

10. Minehead-online.co.uk. (n.d.) The Minehead Hobby Horse. [Online] Available from: http://www.minehead-online.co.uk/hobbyhorse.htm (Accessed: 11th January 2019).

11. Wikipedia. (n.d.) Hobby Horse. [Online] Available from: http://en.wikipedia.org/wiki/ Hobbyhorse (Accessed: 11th January 2019).

12. Shirokova, N.S. (2003) Animalisticheskie motivy kel'tskoy mifologii [Animalistic motives of Celtic mythology]. In: Frolov, E.D. (ed.) Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira [Research and Publications on the History of the Ancient World]. Vol. 2. St. Petersburg: St. Petersburg State University. pp. 307-320.

13. Folkwales.org.uk. (n.d.) The Magic of the Mari. [Online] Available from: http://www.folkwales.org.uk/ ma-ri.html (Accessed: 11th January 2019).

14. Irelandseye.com. (n.d.) Macha. The Pangs of Ulster. [Online] Available from: http://www.irelandseye.com/ aarticles/culture/talk/ myths/macha2.shtm (Accessed: 11th January 2019).

15. McIntyre, E. (2015) Lughnasa - The Celtic Harvest Festival. [Online] Available from: https://www.transceltic.com/pan-celtic/lughnasa-celtic-harvest-festival (Accessed: 11th January 2019).

16. Roberts, P., Taylor, I. & Weatherly, L. (2014) Goodwood: A "Glorious" garden party. [Online] Available from: https://www.thoroughbredracing.com/articles/goodwood-glorious-garden-party/ (Accessed: 11th January 2019).

17. Encyclopedia Britannica. (n.d.) Horse Racing. [Online] Available from: https://www.britannica.com/sports/horse-racing (Accessed: 11th January 2019).

18. British Horseracing Authority. [Online] Available from: http://www.britishhorseracing.com (Accessed: 11th January 2019).

19. Ascot Racecourse Facts and Figures. [Online] Available from: https://www.ascot.co. uk/facts-figures (Accessed: 2nd May 2019).

20. Cavendish, R. (n.d.) Royal Ascot's First Day. [Online] Available from: https://www.historytoday.com/richard-cavendish/royal-ascot's-first-day (Accessed: 11th January 2019).

21. Ascot.co.uk. (n.d.) Royal Ascot Style Guide. [Online] Available from: https://www.ascot.co.uk/uploads/ 1461616128- 29-03-2019-15-50-24.RA_STYLE_GUIDE_2019_ FINAL_L0W%20RES%20SPREADS[1].pdf (Accessed: 30th April 2019).

22. Ascot.co.uk. (n.d.) Ascot History Timeline. [Online] Available from: https://www.as-cot.co.uk/history-timeline (Accessed: 4th May 2019).

23. Rwhs.co.uk. (n.d.) The Pageant at Royal Windsor Horse Show. [Online] Available from: https://www.rwhs.co.uk/pageant/ (Accessed: 11th May 2019).

24. Rahman, Kh. (n.d.) No long faces here! Horses at Cheltenham celebrate their birthdays with a three-tier cake made of hay and vegetables. [Online] Available from: http://www.daily-mail.co.uk/news/article-5226815/Horses-Cheltenham-celebrate-birthdays.html (Accessed: 11th January 2019).

25. Batt, F. (n.d.) Windsor's Grey Horses Being Kept in the Dark. [Online] Available from: http://www.windsorobserver.co.uk/news/ 15298061.Councillor_steps_in_over_Windsor_s_grey_horses _row/ (Accessed: 11th January 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.