Научная статья на тему 'Праздники как форма духовного обогащения учащихся'

Праздники как форма духовного обогащения учащихся Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» / праздники / практический опыт. / external integration of moral and spiritual education "Selfknowledge" / holidays / practical experience.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Т. Н. Кравченко

В статье описывается опыт использования информации о необычных праздниках как приема внешней интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тһе article describes the experience of using information about unusual holidays as a method of external integration of moral and spiritual education "Self-knowledge".

Текст научной работы на тему «Праздники как форма духовного обогащения учащихся»

ш

УДК 377.5

ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Ацдатпа

Аталган макал ада «0зш-ез1 тану» рухани-адамгерштк тэрбиеа бойынша сырткы интеграция эд1с1 peTi нде ерекше мерекелер туралы мэл1меттерд1 кол да ну тэж1рибес1 сипатталады.

Аннотация

В статье описывается опыт использования информации о необычных праздниках как приема внешней интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание».

Annotation

The article describes the experience of using

information about unusual holidays as a method

of external intégration of moral and spiritual

^ éducation "Self-knowledge". se

Ш

Образование в самом широком смысле - это 2 процесс становления, формирования челове-р ческих качеств. Воспитывающее обучение В олицетворяет собой «два крыла образования» -5 духовно-нравственное и интеллектуальное разг витие. Именно единство этих двух начал способов но обеспечить человеку счастье и жизненный о успех. При этом счастье является закономерным S следствием освоения общечеловеческих ценно-^ стей, а жизненный успех - результатом развития ~ функциональной грамотности личности.

Пройдя курсы по самопознанию у тренера

S Национального научно-практического, образо-

-§ вательного и оздоровительного центра «Бебек»,

с; я еще раз убедилась, что самое главное - это

о не учить биологии и химии, а учить детей через

- биологию, через химию. Самым важным в про-

^ цессе обучения является не накопление опреде-

~ ленной суммы знаний, а становление достойной

>■ личности, обладающей хорошим характером,

^ живущей согласно внутреннему голосу совести. Основная цель - помочь учащимся поверить

Т.Н. Кравченко,

преподавател ъ, Костанайский педагогический колледж

Неггзг! свздер: сыртцы интеграция, «вз1н-оз1 тану» рухани-а-дамгерштк mspoueci, практика-лъщ тэжчрибе

Ключевые слова: внешняя интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание», праздники, практический опыт.

Keywords: external integration of moral and spiritual education "Self-knowledge", holidays, practical experience.

Ш

в себя, научить самостоятельно решать собственные жизненные проблемы.

Благодаря интеграции предмета самопознания с другими учебными предметами, у учащихся развиваются лучшие качества и творческие способности, формируется позитивное восприятие себя через познание своего внутреннего мира, происходит осознание высшего предназначения человека. Учащиеся учатся ценить честь и достоинство быть открытыми новому, развивать общечеловеческую культуру, стремиться не только к материальному благу, но и духовному богатству.

Целью современного урока должно стать воспитание человека, умеющего позитивно мыслить, стремящегося к самопознанию, обладающего чувством ответственности, терпимого к постоянно меняющемуся миру и способного духовно обогащать его. Одухотворению жизни учащихся служат изменения в сторону ценностного наполнения содержания образования. Прежде всего, у учащегося необходимо развивать положительные эмоции, направленные на гуманное отношение к людям, доброту, сострадание.

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы - это, прежде всего, выявление его нравственно-духовной сущности. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим. Необходимо создавать благоприятные условия для раскрытия нравственно-духовной природы учащегося, это будет

главным в деятельности педагога. Гуманистическое проявление современного урока должно начинаться с самого его начала: учитель приветствует учеников с улыбкой, заинтересовывает сообщением о том, что сегодня предстоит знакомство с очень важным материалом, знание которого можно использовать не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. При этом на уроке царит атмосфера доброты, любви и покоя.

Я использую информацию о необычных праздниках как прием внешней интеграции. У каждого праздника своя идея, свое «лицо». Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения, на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, и, конечно, на общечеловеческих ценностях. Праздник формирует поле для психологической разрядки, снятия напряженности, сильнейшим образом заражает души учащихся могучей энергией и силой, развивает личностные качества, позволяющие человеку жить в гармонии с собой и миром. Праздники задают жизненно важные ценностные ориентиры.

Мир полон удивительных событий. Некоторые из них настолько странные, что

" т-ч V-»

кажется, они из другой реальности. В этой статье мы сделаем небольшой обзор необычных праздников(есть много сайтов в сети Интернет, где можно найти описание этих праздников) [1].

Ниже в качестве примера, приводится список необычных праздников одного из зимних месяцев.

1 февраля День комплиментов

4 февраля День поиска своих сильных качеств. День чтения стихов любимому человеку.

5 февраля День веры в настоящие чудеса.

6 февраля Всемирный день благодарности родителям.

7 февраля День примет и суеверий.

8 февраля Международный день оптимиста. День работы над собственной самооценкой.

ш

е; о ьг О С

о

и ш

3

2 <

н и

£

4 о с в; х

г

<

н з с и о т

ш ^

из О о.

С

щ

3 X

л -

£

н <

9 февраля День развития интеллектуальных возможностей. День разумной оценки всего происходящего.

11 февраля День приятных воспоминаний.

12 февраля День исполнения любимых песен.

13 февраля День без негатива и глупых мыслей. День откровенностей.

14 февраля День, когда все любят друг друга.

15 февраля День, когда ты абсолютно счастлив.

16 февраля День счастливой семейной жизни.

17 февраля День, когда хочется всех обнять. День доброты.

18 февраля День признательности своим друзьям.

19 февраля День приятных ожиданий.

20 февраля День дружбы с соседями. День вдохновения самим собой.

22 февраля День покупок подарков.

23 февраля День боевого духа.

24 февраля День борьбы с жадностью. День поиска смысла своего существования.

25 февраля День борьбы с негативом.

26 февраля День объятий с незнакомцами.

27 февраля День улыбок глазами. День взятия на себя ответственности.

28 февраля День ожидания новых событий в личной жизни. День чуда-своими-руками.

о

После сообщения названия необычно-

Р го праздника я подбираю подходящую В по теме притчу. Темы притч достаточно

2 различны: мудрость, долголетие, пра-

г ведность, знание, любовь к ближнему,

<

^ страх перед животворными силами при-2 роды, воздержание, усердие, самообла-5 дание, разумное пользование богатством, 5 сочувствие к бедным, семейные устои Е и воспитание детей, сдержанность в наи слаждениях, милосердие, выбор друзей, 22 трудолюбие, честность, непримиримость ^ ко злу, справедливость, помощь нуждаю-=;. щимся в ней, веселье, здравый рассудок. 9 Каждая притча - это выражение духовно-~~ го опыта множества жизней, она - шифр ^ духа. Каждая притча понимается слушает телем по его сознанию. Мышление чело-<

века тройственно. За него отвечают мозг,

< сердце и сознание. Мозг - разумен, сердце - чувствительно, сознание - мудро. В

соединении этих трех - красота, радость познания.

Пение хором - один из важнейших методических приемов преподавания самопознания. Использование группового пения в группе способствует проявлению таких качеств: постигать свой внутренний мир; развивать способности к самоанализу; духовно очищаться; высвобождать скрытую энергию; развивать чувство коллективизма; полностью раскрепощаться; обогащаться духовно. Подбор песни к этому приему также осуществляется с учетом тематики дня.

Например, психологический настрой на урок я провожу с информации о том, какой необычный праздник отмечается сегодня, подбираю подходящую по тематике притчу к соответствующему празднику, а в конце занятия - хоровое пение, связанное с необычным праздником.

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

15 февраля отмечается День, когда ты абсолютно счастлив. Со студентами в начале занятия мы обсуждаем притчу:

- Я дал вам знания, но счастье каждый должен найти сам, - сказал учитель ученикам, окончившим школу.

- Учитель, счастье всегда быстро кончается, - возразил кто-то.

- Есть на свете один неиссякаемый источник счастья. Тот, кто находит его, счастлив всю жизнь, - ответил учитель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Попрощались ученики и обещали вернуться через три года, чтобы рассказать учителю о своих поисках. Время быстро пролетело.

Первый ученик не вернулся, а лишь прислал учителю письмо: "Я нашёл источник счастья - это власть. Я успешно поднимаюсь по лестнице власти и надеюсь достигнуть её верхней ступени ".

Второй ученик тоже прислал учителю записку: "Источник счастья - это богатство ".

Третий ученик ничего не прислал, но учителю рассказали, что он стал сильным воином и ушёл с армией покорять другую страну.

"Видимо, мой ученик решил завоевать своё счастье с помощью силы", - с грустью подумал учитель.

Только четвёртый ученик вернулся к учителю и рассказал, что стал целителем: Я ходил по Земле, лечил людей. Люди радовались и становились счастливее. Если приносить счастье людям, оно всегда будет с тобою рядом, - сказал ученик.

- Ты понял главное, мой ученик, - радостно произнёс учитель. - Неиссякаемый источник счастья - это стремление делать добро. Чем больше человек черпает из такого источника, тем счастливее он становится.

Для хорового пения мы выбираем песню на слова Шаферана И. и композитора Намина С. «Мы желаем счастья вам».

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Благодаря необычным праздникам, студенты получают заряд и позыв к действиям на весь день.

19 февраля - День приятных ожиданий, в рамках этого праздника я беседую со студентами, что ожидать для себя. Речь идет об ожидании реализации каких-то наших планов, желаний, определенного поворота ситуации. Это еще ничего, когда ожидания касаются нашей жизни, но часто они затрагивают жизни других людей - наших близких, родных, друзей, коллег, единомышленников. Спрашиваю у студентов: «Полезно ли это - ожидать?». Известный консультант по вопросам личных достижений и успеха Брайан Трейси пишет о законе ожиданий так: «Все, чего вы ожидаете с уверенностью, становится вашим самоисполняющимся пророчеством». Наши ожидания имеют тенденцию выполняться! Одним словом, можно сказать, что существует прямая связь меж- ~

ду тем, чего вы ожидаете, и тем, что реаль- й

5

но происходит в вашей жизни.

По утверждению Б. Трейси, каждый че- ^

ловек стремится реализовать ожидания, о

возложенные на него, неважно, знает ли

он о них или нет! Так, в первую очередь 2

мы стремимся реализовать ожидания, ко- Ь

торые касаются нас, наших родителей, £

начальство, других близких, родных - де- о

тей, супругов и т.д.. И при этом совершен- 5

но неважно, позитивны или негативны эти ^

ожидания по сути. Обсуждая, приходим к ~

с

выводу, что в человеке заложен механизм, о

о

который автоматически наводит нас на оа

реализацию ожиданий - своих ли, чужих. ^

Поэтому через какое-то время наша жизнь п

начинает соответствовать нашим ожида- о

ниям и ожиданиям наших близких. Если ^

все описанное верно, то иметь негативные £

ожидания становится просто опасно для ^

жизни. Потому что наша жизнь вскоре ста- ^

нет отрицательно заряженной в той степе- ^ ни, в какой мы (или кто-то рядом с нами)

ожидали этого. Но, мы все - существа мыслящие и можем свои мысли, равно как и ожидания, контролировать. Пусть это непросто, пусть это получится не сразу, но можно попробовать. Награда - красивая жизнь, и не чья-то, а ваша собственная.

25 февраля - День борьбы с негативом. Разговор начинается с того, что люди испытывают негативные чувства такие, как печаль, гнев, ревность или ненависть, когда ситуация, в которой они находятся, выходит из-под их контроля. Негативность является очень распространенным явлением. Эти эмоции, как правило, заставляют людей сомневаться в себе и влияют на то, как они выполняют работу и воспринимают различные вещи. И сообща мы вместе формулируем советы, которые помогут справиться с негативными эмоциями:

1. оценивайте ситуацию объективно (когда происходит что-то плохое, старайся тесь избегать преувеличения и желания 1 сделать ситуацию более негативной);

2.учитесь быть благоразумными (пре-0 жде всего, стоит научиться держать свои ^ эмоции под контролем и не давать им по-ш влиять на ваше суждение);

3.попытайтесь понять ситуацию и вы-¡5 нести из неё урок (научитесь распозна-

< вать негативные ситуации и преодолевать ^ их, оставаясь позитивно настроенными. ЕЕ Обычно, в каждой ситуации есть положите тельная сторона. Научитесь отыскивать её ь и фокусироваться на ней);

4.не держитесь за прошлое (научитесь

0 понимать, что прошлое останется про-15 шлым. Вы не сможете повлиять на него,

1 приукрасить его, остановить момент в прошлом, зачем тратить ценную жизнен-

с ную энергию и время на раздумья и сожаления? Вместо этого, сосредоточьтесь 5 на настоящем и стремитесь к светлому

< будущему. Вы почувствуете себя более

^ счастливыми и продуктивными, когда вы

<

сконцентрируете всю растрачиваемую зря

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^ энергию на том, что вы можете сделать в настоящем);

5.научитесь не просто слушать, а слышать людей (выслушивание является одним из лучших способов справиться с негативом. Во время групповых обсуждений старайтесь внимательно выслушать других людей, а не только то, что вы сами хотите сказать. Это поможет предотвратить ситуации, которые в противном случае могут стать источником негатива);

6.проведите некоторое время за размышлением о положительных аспектах своей жизни (каждый день думайте о позитивных аспектах своей жизни. Очень легко сломаться под давлением очевидного негатива, но, когда вы останавливаетесь на минутку и думаете о своей жизни, становится ясно, что у вас на самом деле есть много чего, за что вы можете быть благодарными судьбе, то есть многое, чего нет у других людей);

7.вместо того, чтобы раздумывать над негативной ситуацией, старайтесь поразмыслить над возможными путями её решения (если вы раздумываете над негативной ситуацией или мыслью, вы теряете время, потому что дело не двигается с места. Вместо этого, признайте серьёзность ситуации, но начните думать над возможными путями её разрешения или же над улучшениями, которые можно внести, чтобы облегчить её);

8.решите для себя оставаться спокойным (мы располагаем большей властью над своими действиями, чем мы думаем. Решение прийти в ярость или оставаться рациональным и спокойным является лишь этим решением. Примите сознательное, целенаправленное решение сохранять спокойствие при появлении негативных ситуаций. Это не только поможет вам оставаться спокойными, но также даст вам шанс превратить негативную ситуацию в более позитивную).

24 февраля - День поиска смысла своего существования. В рамках этого дня мы со студентами стараемся порассуждать по вопросу «В чем смысл жизни человека?».

Естественно, что над этим вопросом ломали головы и великие мира сего: писатели, философы, психологи. Каждый думающий человек тоже может столкнуться с этой проблемой. В зависимости от того, чего хочется добиться на определенном отрезке жизненного пути, будет меняться и смысл жизни человека. Жизнь человека должна иметь цель (в данном случае

- смысл), пусть и переходящую. Можно ли жить без смысла? Если человек лишен смысла в жизни, это значит, что у него нет внутренней мотивации, а это делает его слабым. Отсутствие цели не позволяет взять собственную судьбу в свои же руки, сопротивляться невзгодам и трудностям, к чему-то стремиться и т.д. Человек без смысла жизни легко управляем, так как у него нет своего мнения, амбиций, жизненных критериев. Поэтому каждый человек должен искать смысл своей жизни, пусть даже неосознанно, к чему-то стремиться, чего-то ждать и т.д.

20 февраля - День вдохновения самим собой. Вдохновленный человек - это состояние внутренней душевной легкости и жажды что-то делать, творить, созидать. Это удивительное состояние, когда кажется, что за спиной выросли крылья, и достижима любая цель, а душа поет от радости, и хочется жить и творить. С точки зрения психологии, вдохновение - это особое психическое состояние активизации всех эмоциональных и физических сил человека.

Обсуждаем со студентами способы, как обрести вдохновение. Первое, это интерес

- это сильнейший стимул, под воздействием которого формируется доминирующий очаг возбуждения в коре головного мозга.

Интерес поддерживает высокий уровень активности памяти, внимания, мышления, творчества. Он наполняет нас энергией и заставляет, забыв об усталости, наслаждаться каждой минутой. Вдохновение приходит к тем, кто увлечен своим делом, хобби, своей идеей, проектом и т. д.

Второе, чужой успех может быть очень вдохновляющим и превосходным стимулом для творчества, той искрой, от которой вспыхнет яркий фейерверк. Но только следует помнить, чтобы огонь вдохновения не погас слишком быстро, нужны еще труд и упорное желание достичь цели. Именно цель поддерживает в нас активность и делает жизнь не только яркой, но и осмысленной. Но цель должна быть не только привлекательной, ее достижение должно быть связано с саморазвитием, с внутренней перестройкой, с овладением новыми навыками, новой сферой деятельности, обретением новых друзей.

Третье, музыка - это область, где можно черпать вдохновение. Вдохновляющая музыка - это, прежде всего, классические произведения. Четвертое, фильмы помогают становлению правильного мышления и вдохновения.

Все это обладает большим воспитательным потенциалом, способствует гармоничному развитию личности студентов, формированию общечеловеческих ценностей, духовному обогащению.

ЛИТЕРАТУРА:

1. https://rx24.ru/prazdnik/kakoj-prazdnik-l-fevralya.html (дата обращения-16.01.2019г.)

2. http ://fb .ru/article/145554/smyisl-jizni-cheloveka (дата обращения- 16.01.2019г.)

3. https://bugaga.ru (дата обращения-16.01.2019г.)

4. https://Shkolazhizni.ru (дата обращения- 16.01.2019г.)

ш 1=5 О bî О С

о

I—

ш

2 <

н

о £

п о с в; s

х

<

н s с и о m

ш Ч из О о.

С

щ

3 X

J2 -

£

н

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.