Научная статья на тему 'Праздник Победы – традиция школы'

Праздник Победы – традиция школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / СМЕРТЬ / ПОБЕДА / РОДИНА / БЕССМЕРТИЕ / ГЕРОИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вердиян Лариса Николаевна

Представляем вниманию читателей методическую разработку – сценарий внеклассного мероприятия «Мы за ценой не постоим…». Данное мероприятие знакомит учащихся с Великой Отечественной войной, страшным периодом в истории нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Праздник Победы – традиция школы»

ф

Мастер - класс

Полученные знания смогут ли пригодиться в обычной жизни?

5. Этап информации учащимся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.

Пользуясь дополнительной литературой, ресурсами Интернет найдите интересные факты из истории Олимпийских Игр, о легендарных олимпийских чемпионах, составьте интересные физические задачи спортивного содержания.

Литература

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. // Эксперимент и инновации в школе-2009.- № 2.

2. Новиков А. М. Виды деятельности и процесс учения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2009-№ 6

3. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе.-2013 - № 1

4. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности. // Эксперимент и инновации в школе.-2010.- № 3.

5. Шавалеева Г. Ш. Типовые задания, нацеленные на развитие регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий // Инновационные проекты и программы в образовании -2010.- № 5.

J

Вердиян Лариса Николаевна

ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина учитель русского языка и литературы

г. Москва

Ф

Л

ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ - ТРАДИЦИЯ ШКОЛЫ

Г

ф

Аннотация. представляем вниманию читателей методическую разработку - сценарий внеклассного мероприятия «Мы за ценой не постоим...». Данное мероприятие знакомит учащихся с Великой Отечественной войной, страшным периодом в истории нашей страны.

Ключевые слова: война, смерть, Победа, Родина, бессмертие, герои.

Ежегодно мы отмечаем годовщину Победы советского народа над фашистской Германией. Дети, родившиеся после войны, уже стали бабушками и дедушками... Война постепенно уходит в прошлое, становится лишь страницей истории. Но благодарная память потомков не должна угасать. Сегодня по всей нашей огромной стране, у каждого памятника, большого и маленького, сельского и городского, собираются люди, чтобы поклониться живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным. И тем, кто принял первый бой на рассвете 22 июня 41-го года у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя через всю войну - такую войну! - добил врага там, откуда она началась - в поверженном Берлине!

Праздник Победы! Память о каждом из тех дней, когда грохотала навязанная нам фашистской Германией война! Память обо всех и каждом, кто ковал победу! Память о павших на поле брани во славу нашей

Родины, во имя её свободы! Так пусть нашу память вновь и вновь оживляют бессмертные произведения поэтов, писателей.

Сценарий праздника

Звучит песня из к/ф «Белорусский вокзал»

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы к плечу плечо Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Ведущий.

«Мы за ценой не постоим».

Какие страшные слова. страшные, потому что цена эта - человеческая жизнь.

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

37

Ф

ф

Мастер - класс

Ф

Ведущий.

По последним данным, в годы войны погибли 26,6 миллиона жителей Советского союза. При этом 2,4 миллиона человек числятся пропавшими без вести, а имена 6 миллионов человек, захороненных в братских могилах, остаются неизвестными.

Чтец. Стихотворение Ю. Друниной «Мальчишкам я завидовала с детства».

Мальчишкам я завидовала с детства,

Жалела, что девчонкой родилась.

С мальчишками, что жили по соседству Я, как мальчишка, каждый день дралась.

Что больно, не показывала виду И первой лезла в драку, не боясь.

А плакала я только от обиды:

Зачем на свет девчонкой родилась?

Но вот мы незаметно старше стали,

И каждый отсчитал 17 лет,

И в летчики мы вместе поступали,

Мальчишек взяли, мне сказали: «Нет».

Из кабинета выйдя с гордым видом,

Мальчишек я поздравила, смеясь.

А дома зарыдала от обиды:

Зачем на свет девчонкой родилась?

С мальчишками дороги разминулись.

Нас по фронтам раскидала война.

Домой с войны мальчишки не вернулись,

Домой вернулась только я одна.

И прислонившись к тоненькой березке,

Расплакалась я, слез своих стыдясь.

Простите мне, мальчишки, эти слезы,

Ведь я на свет девчонкой родилась...

(Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики.»)

Ведущий.

Кто мог предвидеть или предугадать, сколько долгих дней и ночей продлится война и скольким мальчишкам не суждено будет вернуться назад.

Чтецы.

- Вечная слава героям!

Вечная слава!

Вечная слава!

- Вечная слава героям! Слава героям! Слава!

- Но зачем она им, эта слава,- павшим?

Все живое спасшим.

Себя - не спасшим.

- Для чего она им, эта слава,- мертвым?

Если молнии в тучах заплещутся жарко

И огромное небо от грома оглохнет,

Если крикнут все люди земного шара,-Ни один из погибших даже не вздрогнет.

- Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!

Знаю: песня тяжелых могил не откроет!

Но от имени сердца, от имени жизни повторяю:

Вечная слава героям!

Ведущий.

Можно бомбить и оккупировать города, но нельзя победить народ. Эту истину немцы познали с первых дней своего вторжения.

Ведущий.

Враг наносил тяжелые удары по городам и селам, сжигая, сокрушая все на своем пути.

Чтецы.

- Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

- Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

- Разве для смерти рождаются дети, Родина?

- Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

- Пламя ударило в небо! - ты помнишь, Родина?

- Тихо сказала: « Вставайте на помощь.», Родина.

- Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого:

Я или Родина?

- Самое лучшее и дорогое - Родина!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Звучит песня «Шел солдат».)

Ведущий.

Молодые ребята, рожденные в 1923 году. Из каждой тысячи ушедших на фронт вернулся лишь один человек.

Чтецы.

1. Чёрный камень, чёрный камень, что ж молчишь ты, чёрный камень?

2. Разве ты хотел такого?

Разве ты мечтал когда-то стать надгробьем для могилы Неизвестного солдата?

3. Но когда-то, но когда-то кто-то в мире помнил имя Неизвестного солдата!

Ведь ещё до самой смерти он имел друзей немало.

Ведь ещё живёт на свете очень старенькая мама.

4. А ещё была невеста.

Где она теперь - невеста?..

Умирал солдат - известным.

Умер - Неизвестным.

(Звучит песня « Мой милый, если б не было войны.»

Выходит мать к памятнику. Склонившись над ним, говорит слова.

Ой, зачем ты,

солнце красное, всё уходишь -

не прощаешься?

Ой, зачем

с войны безрадостной,

сын,

не возвращаешься?

Ф

38

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

Ф

$

Мастер - класс

Из беды

тебя я выручу, прилечу

орлицей быстрою...

Отзовись,

моя кровиночка!

Маленький.

Единственный.

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись,

моя надежда!

Зёрнышко моё,

Зорюшка моя.

Горюшко моё,-где ж ты?

(Звучит метроном. Сцена пустая. На фоне метронома голоса.)

Слушайте! Это мы говорим.

Мёртвые. Мы. Слушайте!

Это мы говорим.

Оттуда. Из тьмы.

Слушайте! Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы говорим, мёртвые.

Стучимся в ваши сердца.

Не пугайтесь!

Однажды мы вас потревожим во сне.

Над полями свои голоса пронесём в тишине.

Мы забыли, как пахнут цветы.

Как шумят тополя.

Мы и землю забыли.

Какой она стала, земля?

Мы забыли траву.

Мы забыли деревья давно.

Нам шагать по земле не дано.

Никогда не дано!

(На фоне музыки)

И бессмертные гимны, прощальные гимны

над бессонной планетой плывут величаво.

Пусть не все герои,- те, кто погибли,-павшим вечная слава!

Вечная слава!!

Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим.

Это нужно - не мёртвым!

Это надо - живым!

(Минута молчания, свечи)

Помните! Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоёвано счастье,-пожалуйста, помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придёт никогда,-заклинаю,- помните!

(Звучит песня « Журавли»)

Литература:

1. Рождественский Р. Собрание сочинений в трех томах. Стихотворения. Поэмы. Песни. 1970-1985. М. : Художественная литература, 1985.

2. Базалук О. М. Проект модели организации внеурочной деятельности «Через ключевые компетенции к личностному совершенствованию». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011.- № 4.

3. Бакурадзе А. Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2013.- № 1.

4. Охрименко Е. А. Внеурочная деятельность по литературе как средство самореализации учащихся. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2009.- № 2.

#

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

39

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.