О.Э. Евсеева, д.ф.н., проф. А. Г. Давыденкова, д.ф.н., проф. А.В. Солдатов); 7) Ценностный потенциал физической культуры и спорта (руководители: д.с.н., проф. М.В. Синю-тин, д.с.н., проф. П.П. Дерюгин, д.п.н., доц. Н.Г. Закревская); 8) студенческая секция «Векторы исследования молодых социологов» (руководители: к.и.н., доц. И.П. Уколо-ва, к.и.н., доц. О.П. Рыбакова).
Результатом научных дискуссий участников конференции стал вывод о необходимости активизировать деятельность социологического сообщества по исследованию актуальных вопросов социологии физической культуры и спорта, усилить интеграцию усилий ученых и практиков с целью успешного решения социальных проблем физической культуры, спорта и общественного здоровья, обеспечить междисциплинарную консолидацию различных научных направлений, установить контакты социологических ассоциаций со спортивными организациями.
Участники конференции приняли решение организовать работу Исследовательского комитета Российского общества социологов «Социология физической культуры и спорта» (руководители: проф. С.И. Росенко, М.В. Си-нютин) на базе Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.
Коллективным решением участников было рекомендовать российским вузам активнее включать в учебный процесс тематику социологии физической культуры и спорта. Рекомендовать факультету социологии СПбГУ создать магистерскую программу «Социология физической культуры, спорта и общественного здоровья» в рамках направления 39.04.03 - социология; ученому сообществу - активизировать исследования социологических вопросов физической культуры и спорта и тем самым способствовать научному осмыслению социальной роли физической культуры и спорта.
Все принявшие участие в конференции выразили большую благодарность ректору НГУ им. П.Ф. Лесгафта проф. С.Е. Бакулеву, главному научному руководителю НГУ им. П.Ф. Лесгафта проф. В.А. Таймазову за гостеприимство и создание комфортных условий для работы конференции.
Материалы конференции изданы в электронном сборнике (www.lesgaft.spb.ru).
Завершая работу конференции, участники решили организовать и провести Х-е Санкт-Петербургские чтения на тему «Четвертая технологическая революция: реалии и социальные вызовы» в апреле 2018 г. в Санкт-Петербургском Политехническом университете.
К.В. Султанов, И.Б. Романенко
ПРАЗДНИК И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ОПТИКЕ ДЕТСТВА*
XXIV Международная конференция «Ребенок в современном мире. Детство: праздник и повседневность», Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2017 г.
© Романенко Инна Борисовна - доктор философских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Султанов Константин Викторович - Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, Российский государственный университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
XXIV Международная конференция ем в научной жизни города. Конференция «Детство: праздник и повседневность» про- проводится на базе РГПУ им. А.И. Герцена водилась в рамках ежегодного Международ- с 1993 года по широкому спектру проблем
ного форума «Ребенок в современном мире» детства как особого социокультурного фес 19 по 21 апреля в Санкт-Петербурге на номена. За это время в исследование про-многих площадках, став заметным событи- блем детства как особой реальности бытия
* Исследование поддержано грантом РГНФ 15-06-10735а «Социально-философский анализ манипуля-тивных технологий в образовании».
120 оказались вовлечены большое количество ученых нескольких поколений, представляющих различные отрасли современного научного знания: философы, педагоги, культурологи, психологи, медики, правоведы и т.п. Тематика конференции 2017 года актуальна для современной ситуации России, в которой формируется новое коммуникативное пространство. Праздник и повседневность в оптике детства являются недостаточно исследованными модусами бытия, обнаруживающими истоки одновременно созидательных и разрушительных энергий развития общества. Понять их генезис, закономерности функционирования оказывается возможно, если включить в их исследование параметр детского возраста.
Само детство можно понять глубже при рассмотрении его сквозь призму праздничности и повседневности. Изучение детства в данных измерениях парадигмально и может рассматриваться в качестве образца при изучении других возрастов человеческой жизни. Повседневность является столь же малоизученной с точки зрения ее генезиса в детстве, как и концепт праздничности в его соотношении с повседневностью. Философско-антропологический подход к исследованию данных феноменов обнаруживает то обстоятельство, что праздник не следует сводить к отдыху и развлечению. Праздник - это фундаментальный модус человеческого бытия, связанный с генезисом архаического сознания. Через причастность к празднику ребенок постигает суть мира. А сама повседневность обретает истинный смысл, когда она организована и освещена праздником.
В рамках конференции было проведено два пленарных заседания, на которых сделано более тридцати докладов по ключевым проблемам обозначенной тематики ведущими специалистами: проф. К.В. Султановым, проф. К.С. Пигровым, проф. М.М. Решетниковым, проф. О.Б. Широких, проф. В.В. Кравченко, проф. Ю.М. Романенко, проф. И.Б.Романенко, проф. Н.Н. Суворовым, проф. М.Л. Лезгиной, проф. Ю.В. Пую, проф. В.И. Стрельченко, проф. К.В. Романовым, проф. А.С. Степановой, проф. А.Я. Ко-журиным, д.п.н. И.Э. Соколовской, к.ф.н. Ю.В. Колесниченко и др. Среди иностранных участников следует отметить выступления и доклады А. Асавы (Япония), М.А. Файетта (Швейцария), Е. Хайнер (США), Е. Волена (Финляндия), А. Камериса (Кипр), Ю. Вэй (КНР), Ч.С. Кирвеля (Беларусь) и др.
В ходе проведения конференции работали секции («История и антропология празд-^ ника и повседневности», «Интерактивные g технологии и манипулятивные воздействия
г^-о
О
в структуре образовательной повседневности», «Праздник и повседневность в воспитании ребенка», «Эстетика праздника в мире детства», «Праздники в повседневной жизни и деятельности особого ребенка», «Музыкально-компьютерные технологии в структуре праздника и повседневности» и др.) и круглые столы («Формирование креативной аксиосферы и стратегии образования в условиях конкурентного взаимодействия культур: опыт современной России», «Мани-пулятивные технологии и практики в институтах образования и воспитания» и др.).
В целом выступления докладчиков на конференции можно тематизировать по следующим направлениям:
- праздник и повседневность в гуманита-ристике;
- ритмы бытия: праздник и повседневность в социокультурном измерении;
- ребенок в ритуалах праздничности и повседневности;
- организация праздничности и повседневности в школьной жизни;
- музыкально-компьютерные технологии в образовательной повседневности и организации праздника;
- культуротворческий потенциал праздника в школе;
- человеческий капитал в структурах повседневности и праздника;
- повседневность и массовая культура.
Конференцию открыло выступление директора конференции, ее идеолога и организатора К.В. Султанова, обозначившего актуальность данной проблемы, которая обусловлена необходимостью постижения кардинальных изменений в сфере социальной субъективности. Реалии детства в данном отношении выступают не в качестве периферийных по отношению к тенденциям развития праздничности и повседневности, а также другим возрастам, но, напротив, в качестве определяющих. В выступлении было подчеркнуто то обстоятельство, что ни на российском, ни на международном уровне не проводилось столь масштабных форумов, посвященных включению института детства в новые информационные технологии.
В докладе К.В. Пигрова было отмечено, что представляющая культуру публичная школа, функционально призванная социализировать, упорядочивать и культивировать подрастающее поколение в цивилизованных обществах, к сожалению, воспринимается ребенком главным образом в превращенных формах репрессии. Среди всех факультативных форм реализации креативного потенциала ребенка на первое место выходит складывавшаяся тысячелетиями Вселенная
праздничного. Праздник по своей сути лежит не в горизонтальной плоскости повседневности, а в вертикали обнаружения трансцендентного. Праздник являет собой источник высокой непосредственной радости ребенка, прежде всего, на уровне имманентности домашнего (приватного), но также он незаменим в приобщении детства к трансцендентным смыслам публичного. Праздничное открывает возможность ребенку «пропустить вечность через себя», - причем не только через свой рассудок, но и через всё многообразие телесности, в той или иной форме разыгрывая театр фундаментальных событий истории. Во всяком подлинном празднике за сиюминутным обнаруживается вечное.
В культурологическом смысле праздник, по мнению Ю.М. Романенко, определяется в качестве избранного и выделенного традицией промежутка времени, посвященного почитанию или культивированию некоего исторического события, или героического акта, определяющего направленность развития данного социума. Праздник привязывается к определенной хронологической дате и циклически воспроизводится. С мифологической точки зрения в его организации и инсценировке воспроизводится акт творения мира.
В выступлении А.А. Грякалова акцентировался момент взаимодополнения праздника и повседневности. Повседневность представляет собой сложившуюся структуру человеческой деятельности, которую можно охарактеризовать высоким уровнем стабильности и повторяемости. Повседневность характеризуется устойчивым протеканием стандартных ситуаций, незначительным
уровнем рефлексии, усредненным поведением, типичностью действий. В праздничности представлен перерыв повседневной континуальности. Прежде всего, праздничное связано со смещением повседневности - это обращение к истокам творения, экзистенциальной подлинности, творческому существованию. Праздничное связано с идеей и переживанием свободы. Праздничность может быть определена как бытийная константа существования, а повседневность - как более или менее упорядоченный поток состояний и действий, реальная дискретность которых преодолеваема сложившимися порядками жизни. Праздничность и повседневность не только противостоят, но и проникают друг в друга. Именно тут возможно радикальное внедрение повседневного в праздничное.
В ходе состоявшихся дискуссий и обсуждений историко-типологические параметры ритмологии бытия были топологически соотнесены с актуальной антропологией праздничности и повседневности. В диалогическом единстве ритмологических процессов культуры, просвещения и образования определены константные характеристики и ценностные стратегии идентификации личности. Особое внимание было уделено рассмотрению феноменов праздника и повседневности в практиках и стратегиях манипулятивных технологий образования. В этом плане критическое отношение к ма-нипулятивным технологиям соотнесено с конструктивными программами творческого воздействия на личность и определением путей гуманистического просвещения и образования в современном глобальном мире.
К.В. Султанов, A.A. Воскресенский
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ АКСИОСФЕРЫ И СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР: ОПЫТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*
Круглый стол, Санкт-Петербург, 20 апреля 2017 г.
© Султанов Константин Викторович - доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Российский
государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Воскресенский Алексей Александрович - кандидат философских наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
20 апреля 2017 года в институте философии человека РГПУ им. А.И. Герцена прошел запланированный методологический круглый стол, посвященный проблемам формирования креативной и проактивной акси-
* Работа поддержана грантом РГНФ №15-06-10698а
осферы, а также моделям образовательных и
управленческих стратегий, сформированных
на основе ценностных моделей. Моделей,
которые могут, а в ряде случаев и являются
основой для формирования положительного ¡3
о т о