Научная статья на тему 'ПРАЗДНИК «АЛЫЕ ПАРУСА»: ОТ ТРАДИЦИИ К СОВРЕМЕННОСТИ'

ПРАЗДНИК «АЛЫЕ ПАРУСА»: ОТ ТРАДИЦИИ К СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
494
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / СОБЫТИЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРАЗДНИКА / HOLIDAY / HOLIDAY CULTURE / EVENT CALENDAR / MODERN HOLIDAY TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Джанджугазова Е.А.

В статье рассматриваются вопросы формирования праздничной культуры и технологии формирования популярных праздников на примере праздника выпускников «Алые паруса». Автор подчеркивает роль традиционных ценностей в формировании идеи праздника, которая с течением времени не только не утрачивает своего значение, но и становится более яркой и интересной в контексте применения современных информационных технологий при подготовке и проведении праздника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCARLET SAILS" HOLIDAY: FROM TRADITION TO MODERNITY

The article deals with the formation of a festive culture and technology for the formation of popular holidays on the example of the graduates' holiday "Scarlet Sails". The author emphasizes the role of traditional values in the formation of the idea of a holiday, which over time not only does not lose its significance, but also becomes brighter and more interesting in the context of the use of modern information technologies in the preparation and conduct of the holiday.

Текст научной работы на тему «ПРАЗДНИК «АЛЫЕ ПАРУСА»: ОТ ТРАДИЦИИ К СОВРЕМЕННОСТИ»

Праздник «Алые паруса»: от традиции к современности "Scarlet Sails" holiday: from tradition to modernity

Джанджугазова Е.А.

E. Dzhandzhugazova

В статье рассматриваются вопросы формирования праздничной культуры и технологии формирования популярных праздников на примере праздника выпускников «Алые паруса». Автор подчеркивает роль традиционных ценностей в формировании идеи праздника, которая с течением времени не только не утрачивает своего значение, но и становится более яркой и интересной в контексте применения современных информационных технологий при подготовке и проведении праздника.

The article deals with the formation of a festive culture and technology for the formation of popular holidays on the example of the graduates' holiday "Scarlet Sails". The author emphasizes the role of traditional values in the formation of the idea of a holiday, which over time not only does not lose its significance, but also becomes brighter and more interesting in the context of the use of modern information technologies in the preparation and conduct of the holiday.

Ключевые слова: праздник, праздничная культура, событийный календарь, современные технологии праздника.

Key words: holiday, holiday culture, event calendar, modern holiday technologies.

В последние годы праздник как зрелищное культурно-массовое событие сфокусировал на себе значительную часть общественного внимания, сформировав особую «праздничную культуру», которая очень органична современной традиции отдыха в эпоху «развитого интернета». Праздник как особая культурная форма сочетает в себе исторические традиции, смыслы и ценности, сохраняя живой и очень привлекательный романтический

подтекст, без которого любое зрелище становится обыденным и пресным. Праздничная культура России многогранна и разнопланова, но наиболее интересным из ее пластов можно считать советский и постсоветский период, потому что в это время «праздник» как явление и зрелищное событие претерпел серьезные политические, экономические и технологические изменения.

Изучение и анализ этих изменений позволяет выявить тенденции развития праздничной культуры, проследить формирование своеобразного соединительного звена в системе российских культурных традиций, которое связывает разные поколения, преодолевая кризис культурной идентичности, произошедший после распада СССР. Особую роль в исследовании праздничных культурных традиций имеют праздники, сохранившиеся в постсоветском пространстве с советских времен, оставшиеся при этом ни как дань памяти, а как живое современное и чрезвычайно зрелищное событие.

Ретроспективный подход к празднику как к общественному явлению особенно важен, потому что он отражает кульминацию какого-либо временного периода. Так М. Бахтин подчеркивал, что праздничное время -это время переломных моментов и кризисных ситуаций. В праздничном мироощущении моменты полноты и апофеоза жизни всегда имеют решающее значение, так как в них соединяются разновременные события: происходящие сейчас и воспоминание о прошлом.1

Праздник и традиции

Праздник - это своеобразный механизм, посредством которого осуществляется действие системы ценностей как важного социального интегратора. В этой связи праздник выполняет важную роль в формировании и передачи традиции от поколения к поколению. Сама традиция имеет информационную сущность, так как транслирует социально значимую

1Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. -М. :Худож. лит., 1990. - 543 с.

информацию - ценностные ориентиры и нормы поведения. В силу этого праздник всегда выступает как чрезвычайно важный фактор социализации: именно через участие в праздничных церемониях и обрядах во всех культурах происходит первичное приобщение к принятым в том, или ином обществе ценностям.

Праздник выполняет также особую социально-эстетическую функцию, так как он способствует активизации эстетического сознания с его умением ценить прекрасное, культивировать воображение и зарождать творческое начало. В праздничном действии создается симбиоз разных искусств: музыки, хореографии, живописи, которые соединены одной идеей и энергией, которую можно охарактеризовать как праздничную стихию.

Праздник как сложное явление связан с памятью о прошлом, о героях и событиях из жизни народа. «Вспомнить - значит оживить прошлое в памяти, сделать его частью настоящего, частью современности».2 В этой связи важно, что из наиболее памятного аккумулирует в себе праздник, как он передает поступки, действия и характеры героев. В этой связи необходимо обратиться к феномену «социальной памяти», который впервые был глубоко исследован французским социологом М. Хальбваксом.

С точки зрения Хальбвакса социальная память бывает внешней, внутренней, автобиографической, исторической, индивидуальной и коллективной.

При этом индивидуальная память опирается на коллективную, а у отдельного человека социальная память возникает только в процессе социализации. Обращаясь к коллективной памяти человек, уточняет свои воспоминания и в том числе заимствует отдельные фрагменты коллективной памяти, конструируя, таким образом, свое представление об исторических событиях, к которым он сам не был причастен.

В этом случае прошлое выступает неким социальным конструктом, формируемым духовными потребностями людей, настоящим контекстом и культурным творчеством. Коллективная память не совпадает с историей,

2 Арнаутова Ю. Е. От memoria к «истории памяти» // 0диссей-2003. М. : Наука, 2003. С. 170.

которая сосредоточена на фактах, но наиболее яркие события прошлого, взятые из книг, кинофильмов, устных рассказов отбираются и надолго

~ 3

остаются в коллективной памяти людей.

Интересные наблюдения о сущности коллективной памяти есть у Ю.М.Лотмана, который отмечает, что в истории постоянно обнаруживаются новые факты в действительности, не отличающиеся реальной новизной, так как под влиянием новых культурных кодов осмысление фактов меняется. Если рассматривать эту мысль в контексте оценки событий и явлений в современной праздничной культуре России, то можно отметить, что в последние годы наблюдается повышенный интерес к культурно-

4

историческому наследию страны.

Так, например, в праздничной культуре все чаще происходить «извлечение» из общей исторической ткани событий и придание им современных смыслов, а также наделение их некой мифологической сущностью. Фактически мы имеем дело с новым вариантом культурной памяти, закрепленным с помощью праздника, отмеченного не только в событийном календаре, но и в общественном сознании людей. Очень важным механизмом закрепления культурной памяти является семиотизация пространства предполагающее создание особого культурного пространства в городской среде, путем расстановки в ней знаков и символов.

При расстановке памятных знаков семиотизируется все пространство, которое становится способным сохранять и передавать культурную память. Ярким примером этот явления является действие праздничной культуры и в частности масштабные праздники, создающие «места памяти», которые поддерживаются разнообразными мероприятиями и акциями. В этой связи достаточно важным и интересным праздником, мифологизирующим городское пространство, является праздник выпускников «Алые паруса», проходящий с 1968года в городе Санкт-Петербурге (Ленинграде).

3 Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2/3 (40/41). С. 22.

4 Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 200-202.

Праздник «Алые паруса», Санкт-Петербург, 2020.5

Технологии праздника

Следует отметить, что современная культура и событийный календарь при сохранении своей мифологической сущности все больше опирается на проектные технологии. В этой связи праздник как событие и массовое мероприятие тесно связан с технологической составляющей, а его эффективность многом зависит от общего уровня организации. Вместе с тем в современных условиях праздник является ключевым инструментом формирования коллективной культурной идентичности, в которой очень нуждается современное поколение, ориентированное на развитие цифрового пространства при этом сами механизмы идентичности, распространяются локально на регион, город или профессию. Вместе с тем сохраняется и успешно решается масштабная задача - поддержание общенациональной идентичности.

Современный праздник концентрируется преимущественно на городском пространстве по причине его лучшей освоенности и в том числе коммуникационной. Кроме того, современный праздник это - праздник в

5 Фото из открытого источника, https://web.archive.org/save/https://spbdnevшk.ш/news/2020-06-25/alye-parusa2020-vpervye-onlayn-i-dlya-vsey-strany

эпоху интернета, а, следовательно, это в определенном смысле информационный проект, построенный в рамках организационно -технологического процесса который включает в себя ряд элементов:6

• Анализ потребностей и интересов общества в области культурной жизни;

• Разработка концепции и идеологической основы праздника;

• Формирование программы и медиа-плана праздника;

• Подбор команды для работы в проекте;

• Решение технико-технологических вопросов.

Вместе с тем применяемый высокотехнологичный проектный подход не уменьшает роли и значения знаковой мифологической природы праздника, целью которого является формирование культурной идентичности посредством обращения к крупным историко-культурным событиям, художественным произведениям, героическим личностям и иным знаковым культурным явлениям. Здесь также следует подчеркнуть, что точно выбранная идея праздника создает событие не подверженное влиянию времени и смене поколений. В качестве наглядного примера рассмотрим праздник «Алые паруса» как ключевое событие в жизни нескольких поколений юношества и молодежи с конца 1960-х годов до сегодняшнего времени.

Праздник «Алые паруса», созданный в 1968 году по инициативе Городского дворца пионеров в Ленинграде, за прошедшие десятилетия стал его культурной традицией и сильным культурным брендом. Сегодня «Алые паруса» это не просто праздник выпускников, это фестиваль с рекордным числом зрителей - победитель мирового конкурса в трех номинациях: лучший массовый фестиваль, лучшее водное шоу и лучшее музыкальное шоу. Кроме того, этот праздник стал кульминационным событием

6 Попова В. Н. Праздник как социокультурный феномен. Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 84 с.

туристского календаря Санкт-Петербурга, подчеркнув уникальность самого привлекательного и зрелищного периода нашей Северной столицы - периода «Белых ночей».

Зрелищность и масштаб праздника объясняется удивительной по красоте картиной торжественного входа в акваторию Невы парусника под алыми парусами. Идеей этого праздника юности, знаменующего прощание со школой послужило произведение Александра Грина, в котором юная девочка Ассоль трепетно ждала исполнение своей мечты, которую воплощал корабль с алыми парусами. Технологически праздник состоит из двух частей: музыкального концерта на Дворцовой площади и водно-пиротехнического шоу на Неве.

Музыкальное сопровождение праздника ежегодно меняется и основывается на вкусах и предпочтениях молодого поколения, но главные музыкальные элементы - проход парусника под музыку из балета «Медный всадник» Рейнгольда Глиэра и увертюру Исаака Дунаевского к советскому фильму «Дети капитана Гранта» остаются неизменными. Они задают тон всему празднику и передают его главный смысл всем поколениям молодежи. Истинный смысл этого удивительно красивого действа заключается в романтизации мечты, которую человек проносит через всю свою жизнь. Алый парусник мечты проходит через море человеческой жизни, в которой волны и ураганы сменяются временами штиля и ясной погоды. Сила и привлекательность праздника состоит в том, что молодые люди пока еще на «берегу большой жизни», они еще не вступили в бурные житейские воды, они пока только предвосхищают счастливое будущее и ждут своей судьбы как прекрасная девочка Ассоль.

Этот праздник неимоверно притягательный и романтичный, его воочию наблюдают более 2 млн. человек, а трансляции смотрят десятки миллионов. Все участники праздника независимо от возраста хотят прикоснуться к мечте

и хоть на миг почувствовать себя абсолютно счастливыми. В этой сопричастности к прекрасной и далекой мечте и состоит уникальный успех праздника «Алые паруса», который, несмотря на сложную организацию и серьезную технологическую основу без самой тонкой Гриновской романтики был бы, скорее всего очередным развлекательным шоу.

Сам автор идеи праздника - Александр Грин (Александр Степанович Гриневский)7 известен нам, как, пожалуй, самый романтичный русский писатель, по характеру воздействия его произведений он сравним с Антуаном де Сент-Экзюпери, автором «Маленького принца». Феерическая повесть Грина «Алые паруса» стала настоящим гимном юности и символом перемен. Повесть, замысел которой родился в голодном революционном Петрограде, олицетворяет рукотворное чудо и веру в светлое будущее. В черновиках к роману «Бегущая по волнам» автор так описал первое появление замысла повести:

«У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал - что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».

Александр Грин слыл нелюдимым и сложным человеком, он прожил тяжелую, полную нужды и разочарований жизнь, отдав всего себя творчеству, о котором сам Грин говорил так: «Если потомки хотят меня хорошо узнать, пусть читают, я всего себя вложил в свои произведения».

7 Варламов А.Н. Александр Грин. Биография. — М.: ЭКСМО, 2010. — 544 с.

8 Сайт «Гринландия», http://grinlandia.narod.ru/articles/articles.htm

Повесть-феерия «Алые паруса» стала одним из самых лучших произведений последнего русского романтика, обладающего огромным воображением и удивительной чистотой чувств.

чУ

- ф * У

Александр Грин

АЛЫЕ ПАРУСА

А. Грин «Алые паруса»

Совершенно непостижимым явлением является мощная сила воздействия романтической идеи повести на эмоции и ощущения поколений, родившихся уже во второй половине ХХ - го и XXI веке. Так вышедший на советский экран в 1961 году художественный фильм А. Птушко «Алые паруса», стал лидером проката, собрав более 22 млн. зрителей. В нем всю красоту и гармонию романтической идеи Грина очень тонко передали тогда еще совсем юные актеры А.Вертинская и В. Лановой, создавшие притягательную визуальную картинку повести - феерии Грина. Во многом именно на ее основе через несколько лет в городе на Неве был создан один из самых популярных праздников выпускников «Алые паруса». Такой необыкновенный успех творческой идеи Грина объясняется тем, что сказка нужна людям, потому что она источник вдохновения и высоких человеческих страстей, украшающих нашу жизнь. В необыкновенном обаянии творчества А.Грина и состоит его ценность, а еще важно то, что

Грин передал своим читателям самое главное в жизни - преданность мечте! Он любил повторять, «Лелейте мечты», ведь «Запрещать мечту - значит не верить в счастье, а не верить в счастье - значит не жить»...

«Алые паруса», к\ф 1962г.

Заключение

В результате следует отметить, что праздник «Алые паруса» за свое почти полувековое существование успешно трансформировался и став высокотехнологичным шоу сохранил живую идею и огромную зрелищность, которая значительно возросла в условиях пандемии 2020 года. Так РИА Новости9 отметили, что совокупная трансляция праздника выпускников в 2020 году превысила 16 млн. человек, это на 6 млн. больше чем в 2019 году. С каждым годом праздник становится все более популярным, расширяются возрастные границы зрительской аудитории, также растет интерес к празднику иностранных туристов, и он прочно вошел в зарубежный событийный календарь, несмотря на огромное количество разнообразных и интересный событий, которые проходят в мире ежегодно. Конечно, этот

9 https://ria.ru/20200704/1573887951.html

успех связан со многими факторами, но ключевым из них является живая,

романтичная и тонкая идея праздника мечты!

Литература

1. Арнаутова Ю. Е. От memoria к «истории памяти» // 0диссей-2003. М.: Наука, 2003. С. 170.

2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

3. Варламов А.Н. Александр Грин. Биография. — М.: ЭКСМО, 2010. — 544 с.

4. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 200-202.

5. Попова В. Н. Праздник как социокультурный феномен. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 84 с.

6. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2/3 (40/41). С. 22.

7. Сайт «Гринландия», http: //grinlandia.narod.ru/articles/articles. htm, дата обращения: 15.08.2020

8. Сайт РИА Новости. https://ria.ru/20200704/1573887951.html, дата обращения: 15.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.