Научная статья на тему 'ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
706
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правозащитная деятельность / охрана прав и свобод личности / права человека / полномочия государственных правозащитных организаций / правовая защищенность / human rights activity / protection of individual rights and freedoms / human rights / powers of state human rights organizations / legal protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Алексей Николаевич

В данной статье рассматривается категория «правозащитная деятельность», а также ее сущность и значение. Проводится анализ осуществления правозащитной деятельности в Российской Федерации отдельными государственными публичными институтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RIGHTS ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the category of «human rights activity», as well as its essence and significance. The analysis of the implementation of human rights activities in the Russian Federation by individual state public institutions is carried out.

Текст научной работы на тему «ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.17805/trudy.2021.2.6 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Н. Михайлов Московский гуманитарный университет

Аннотация: В данной статье рассматривается категория «правозащитная деятельность», а также ее сущность и значение. Проводится анализ осуществления правозащитной деятельности в Российской Федерации отдельными государственными публичными институтами.

Ключевые слова: правозащитная деятельность, охрана прав и свобод личности, права человека, полномочия государственных правозащитных организаций, правовая защищенность

HUMAN RIGHTS ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

A.N. Mikhailov Moscow University for the Humanities

Abstract: This article examines the category of «human rights activity», as well as its essence and significance. The analysis of the implementation of human rights activities in the Russian Federation by individual state public institutions is carried out.

Keywords: human rights activity, protection of individual rights and freedoms, human rights, powers of state human rights organizations, legal protection

В современной отечественной правовой литературе нет единого подхода к определению понятия «правозащитная деятельность». Так, Мархгейм М.В. полагает, что «деятельность по защите прав представляет собой осуществляемую на систематической основе работу государственных образований, взаимодействующих с институтами гражданского общества с целью установления режима по защите прав личности. Сущность указанной деятельности составляет благоприятное изменение ситуации в области охраны прав человека, ориентирование ее на личность, общества и государство, восстановление нарушенных прав» (Мархгейм, 2006: 111). Действительно, можно всецело согласиться с определением правозащитной деятельности указанного автора, поскольку, осуществляя нормативно-правое регулирование общественных отношений, и, реализуя нормы действующего законодательства по укреплению законности и правопорядка, государство приводит в реальное действие нормы права по защите и охране прав личности.

Обратимся к еще одному определению категории «правозащитная деятельность». Чуксина В.В. определяет рассматриваемое нами явление в двух значениях: «в общем понимании как законодательную и правоприменительную практику государства в области прав человека, которая отражает специфические историко-культурные традиции и уровень социально-экономического развития, которые присущи определенной стране. В узком понимании - это совокупность надзорного инструментария, который представлен различными организационными

структурами (судами, правоохранительными и контролирующими органами, органами по работе с заявлениями и обращениями граждан и др.), специализированных организаций, специфической деятельностью которых является защита прав личности (коллегии по защите прав человека, уполномоченные по правам человека) и процедур, которые определяют механизм, процедуру, методы, порядок рассмотрения, проверки и принятия итоговых процессуальных решений по жалобам, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека, которые базируются прежде всего на конституционных и отраслевых нормах внутригосударственного законодательства» (Чуксина, 2006: 32).

Данное определение представляется полным и обширным, поскольку раскрывает сущность и содержание правозащитной деятельности.

На основе вышеуказанных определений категории «правозащитная деятельность», а также по результатам анализа иных подходов, попытаемся самостоятельно дать определение рассматриваемому нами явлению. Итак, правозащитная деятельность - это систематическая широкомасштабная деятельность публичных, непубличных организационных структур и институтов, направленная на защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина, а также - на восстановление нарушенных прав личности.

Сущность и значение рассматриваемой категории состоит, прежде всего, в том, что правозащитная деятельность осуществляется на основании действующего отечественного законодательства и во исполнение всех государственных предписаний, направленных на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В случае нарушения таких предписаний какими бы то ни было субъектами правовых отношений и наступления неблагоприятных юридических последствий включается механизм государственной правовой защиты по восстановлению нарушенных прав, пресечению и предупреждению в будущем подобных проявлений.

Следует отметить, что в настоящей работе будут рассмотрены лишь некоторые публичные правозащитные структуры, действующие в Российской Федерации.

Особое место в системе и структуре защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации отведено деятельности Президента Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина» (Конституция Российской Федерации, 1993: Электр. ресурс).

По мнению Виноградова О.В. «осуществление полномочий Президента Российской Федерации в рассматриваемой области реализуется по многим направлениям деятельности и во взаимоотношениях с различными государственными и общественными институтами» (Виноградов, 2008: 221). Действительно, указанное положение играет существенную роль, поскольку предопределяет одно из направлений деятельности Президента Российской Федерации в сфере реали-

зации, защиты, охраны и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина в нашем государстве.

По мнению Крючковой Е.А. «подобная деятельность Президента Российской Федерации состоит в содействии беспрепятственной реализации Конституции РФ со стороны субъектов конституционного права (соблюдения, исполнения, использования, применения), а равно в защите при наличии угрозы существования гарантиям прав и свобод граждан (Крючкова, 2014: 33). Трудно согласиться с данным мнением, поскольку, выступая гарантом Конституции Российской Федерации, глава нашего государства не только лично и самостоятельно осуществляет полномочия в сфере защиты прав и свобод личности, но также целостно и всесторонне осуществляет взаимодействие с иными органами государственной власти, в компетенцию которых также отнесена правозащитная деятельность.

Как указывает Краснов М.А. «любое государственно-публичное властное образование в пределах его компетенции обязано надлежащим образом исполнять функции, направленные на реализацию главного закона государства - Конституции, а также на защиту прав и свобод личности. Тем не менее, каждый подобный публичный институт осуществляет лишь частичное обеспечение действия основного закона страны. Исключительно перед главой государства раскрывается проблема обеспечения охраны общей стабильности государства, его целостности единства, только при действенной реализации подобных условий государственно-властные органы и должностные лица смогут исполнять их должностные обязанности в обычном конституционном режиме» (Лазарев, 1997: 559).

Приведенные нами выше положения отражают лишь один аспект деятельности Президента Российской Федерации по защите прав и свобод личности.

Другим немаловажным направлением деятельности главы нашего государства по гарантированию, реализации, защите, охране и восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина можно считать его законотворческую деятельность. Причем на законодательном уровне отечественной правовой системы закреплены полномочия Президента Российской Федерации оказывать влияние на принимаемые законодательные инициативы на любом из этапов законотворческого процесса.

В то же время глава нашего государства издает обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы и распоряжения, целью которых может являться, в том числе, регулирование общественных отношений по реализации, защите, охране и восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Вышеуказанные полномочия по защите прав и свобод личности Президент Российской Федерации реализует также посредством подчиненных ему государственных институтов (например, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека).

Далее рассмотрим отдельные аспекты правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В современном правовом демократическом государстве такой публичный государственно-властный институт как Уполномоченный по правам человека играет значительную роль в развитии гражданского общества. Непосредственной задачей, стоящей перед рассматриваемой структурой, является содействие личности по реализации и обеспечению гарантированных ему прав и свобод.

Введение в действие указанного инструментария по защите прав и свобод личности в нашем государстве является по истине уникальным явлением, поскольку именно Уполномоченный по правам человека является тем самым непосредственным связующим звеном между государством и гражданином. Именно с появлением данного института ознаменовался переход к новой вехе, а именно к открытому диалогу власти и человека, реальному разрешению проблем по защите прав личности.

Наиболее весомым направлением деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является прием и рассмотрение обращений и жалоб заявителей на ущемление их прав и свобод, дискриминацию, иные формы притеснения, а также принятие по итогам их рассмотрения итоговых процессуальных решений. Во время принятия указанных решений перед Уполномоченным по правам человека открыты достаточно широкомасштабные границы по урегулированию и пресечению выявленных нарушений. Например, Уполномоченный по правам человека вправе обратиться в компетентные правоохранительные структуры, в результате чего, в случае усмотрения признаков преступления, может быть возбуждено уголовное дело.

Еще одним из важнейших аспектов в работе Уполномоченного по правам человека служит работа по совершенствованию действующего отечественного законодательства, практики его применения и реализации. Полагаю, что таким образом может быть восстановлен в правах не только отдельный заявитель, по жалобе которого были внесены изменения в действующее право, но и неограниченный круг лиц, нарушение прав и свобод которого было пресечено и предупреждено благодаря законотворческой деятельности указанного субъекта.

В сфере законотворческой деятельности Уполномоченный по правам человека осуществляет постоянный мониторинг действующего федерального законодательства, законов субъектов Российской Федерации, которые касаются прав и свобод человека и гражданина. По результатам изучения представленной информации Уполномоченный по правам человека праве выносить свои рекомендации с целью разрешения имеющихся проблем и поиска путей их решений.

Также немаловажную роль в компетенции Уполномоченного по правам человека играет осуществление им деятельности в области международных правоотношений. Так, рассматриваемый нами субъект постоянно взаимодействует и контактирует с должностными лицами по защите прав личности других государств, с компетентными лицами международных правозащитных организаций, обмениваясь с ними полезным опытом и находя общие решения насущных и актуальных проблем в сфере защиты прав человека.

Кроме того, принципиально важным моментом является его деятельность по защите и восстановлению нарушенных прав граждан нашего государства за рубежом, а также прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Данное явление можно рассматривать как проявление международной дипломатии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.04.21).

Виноградов О.В. (2008) Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, №3. С.221-226.

Крючкова Е.А. (2014) К вопросу о реализации статуса Президента РФ как гаранта конституции Российской Федерации // Конституция Российской Федерации: 20 лет спустя: Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов. С. 32-34.

Лазарев В.В. (1997) Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М.: Спарк, С. 599.

Мархгейм М.В. (2006) Правозащитная деятельность публичных структур в Российской Федерации / Монография. - Ростов н/Д: Ростиздат. - С. 111.

Чуксина В.В. (2006) Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Конституционное и муниципальное право. М.: Юрист, № 6. - С. 29-33.

Михайлов Алексей Николаевич - магистрант юридического факультета Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Осокин Р.Б., доктор юридических наук, профессор. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел. 8-967-143-45-29. Эл. адрес: 89671434529@yandex.ru

MikhailovAlexey Nikolaevich - Master's student of the Law Faculty of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: Osokin R. B., Doctor of Law, Professor. Postal Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia, Tel. 8-967-143-45-29. E-mail: 89671434529@yandex.ru

Для цитирования:

Михайлов А.Н. Правозащитная деятельность в Российской Федерации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. №2. С. 36-40. DOI: https://www.doi. о^/10.17805Дг^у.2021.2.6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.