Научная статья на тему 'ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИАТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА'

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИАТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
395
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОТАРИАТ РОССИИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / LEGAL ASSISTANCE / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН / PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS / ОТНОШЕНИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ / RELATIONS OF RIGHTS AND OBLIGATIONS / RUSSIAN NOTARY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вологирова Марианна Магомедовна

Задачей нотариата как института гражданского общества, в отличие, например, от суда и органов следствия, является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, основанная на критерии бесспорности. Нотариат способствует и помогает государству, предупреждая споры на стадии согласования условий сделки и ее заключения, тем самым снижая количество гражданско-правовых споров, облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров в суде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RIGHTS ACTIVITIES OF THE NOTARY IN THE SYSTEM OF SOCIAL FUNCTIONS OF THE RUSSIAN STATE

The task of the notary as an institution of civil society, unlike, for example, the court and the investigation bodies, is to protect the rights and legitimate interests of citizens and legal entities, based on the criteria of indisputability. The notary helps the state by preventing disputes at the stage of agreement of the transaction terms and its conclusion, thereby reducing the number of civil disputes, facilitates the consideration of civil disputes in court

Текст научной работы на тему «ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИАТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

УДК - 347 ВОЛОГИРОВА Марианна Магомедовна,

ББК - 67.404 аспирантка кафедры судебной власти, правоохранительной

и правозащитной деятельности Юридического института Российского университета дружбы народов, e-mail: ms.realta@mail.ru

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИАТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Задачей нотариата как института гражданского общества, в отличие, например, от суда и органов следствия, является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, основанная на критерии бесспорности. Нотариат способствует и помогает государству, предупреждая споры на стадии согласования условий сделки и ее заключения, тем самым снижая количество гражданско-правовых споров, облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров в суде.

Ключевые слова: нотариат России, юридическая помощь, защита прав и свобод граждан, отношения прав и обязанностей.

VOLOGIROVA Marianna Magomedovna,

post-graduate student of the Department ofjudicial power, law enforcement and human rights law Institute of the Russian University of friendship ofpeoples

HUMAN RIGHTS ACTIVITIES OF THE NOTARY IN THE SYSTEM OF SOCIAL FUNCTIONS OF THE RUSSIAN STATE

Annotation. The task of the notary as an institution of civil society, unlike, for example, the court and the investigation bodies, is to protect the rights and legitimate interests of citizens and legal entities, based on the criteria of indisputability. The notary helps the state by preventing disputes at the stage of agreement of the transaction terms and its conclusion, thereby reducing the number of civil disputes, facilitates the consideration of civil disputes in court.

Key words: Russian notary, legal assistance, protection of rights and freedoms of citizens, relations of rights and obligations.

Нотариат России - один из ключевых правовых институтов, стоящих на защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере гражданского (имущественного) оборота. Законом предписано, что конституционные гарантии на получение гражданами квалифицированной юридической помощи реализуются путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации [10].

Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г № 4462-1 [1], нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий. Более удачно понятие нотариата дано во вступившем 14 мая 2006 г. в законную силу Законе г. Москвы от 19 апреля 2006 г. «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве», согласно ст. 1 которого «нотариат в городе Москве как институт гражданского общества действует в целях защиты

гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами... нотариальных действий от имени Российской Федерации».

Закрепляя законодательно такую сложную процедуру отбора кандидатов на должность нотариуса, государство констатирует, что оказываемая институтом нотариата юридическая помощь является квалифицированной, и гарантирует гражданам получение квалифицированной юридической помощи при обращении к нотариусу. В данном случае государственно-правовой механизм формирования и поддержки института нотариата и нотариальной деятельности реализуются в двух формах - законодательной деятельности и государственных гарантий [9].

Задачей нотариата как института гражданского общества, в отличие, например, от суда и органов следствия, является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, основанная на критерии

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

бесспорности. Нотариат способствует и помогает государству, предупреждая споры на стадии согласования условий сделки и ее заключения, тем самым снижая количество гражданско-правовых споров, облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров в суде, поскольку нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, более достоверны и отражают действительную волю сторон [8, с. 9-18].

Нотариальные палаты созданы в каждом субъекте РФ, где осуществляют свою деятельность частнопрактикующие нотариусы. Нотариальные палаты субъектов РФ объединены в Федеральную нотариальную палату. Такое построение саморегулируемой системы небюджетного нотариата, по мнению Е.Н. Клячина, в полной мере соответствует нотариату латинского типа, предусматривающему обязательное членство нотариусов в таких коллективных органах [2, с. 198].

Развиваясь в России как институт гражданского общества, нотариат выполняет свои функции самостоятельно. В то же время он служит инструментом публичной власти, реализуя полномочия, возложенные на него законом. В такой ситуации необходим баланс интересов общества, государства, института нотариата как уполномоченного государством института предупреждения нарушений при реализации гражданских прав [9].

Сегодня более 6 500 нотариусов осуществляют свою деятельность в Российской Федерации на небюджетной основе. Вместе с тем объективными факторами сохранения государственных нотариальных контор в отдельных регионах страны (в основном это Север страны, Дальний Восток, Сибирь) являются значительная территория, малая плотность населения, отсутствие достаточного экономического и имущественного оборота. В таких условиях более важной видится задача организации конструктивного взаимодействия небюджетного нотариата как института гражданского общества и органов государственной власти в целях реализации положений Конституции России о соблюдении и защите прав и свобод граждан [11].

Политическая стабильность демократического государства зависит во многом от уровня развития институтов гражданского общества и от востребованности их государством. Российский нотариат стремится заявить о себе как о единой, цельной, негосударственной правоохранительной и правозащитной системе. Создание надлежащих условий для функционирования данного института - задача не только нотариального сообщества России, но и государства. В свою очередь, стабильная ситуация в нотариате России, его востребованность позволили бы раскрыть и реализовать внутренние возможности нотариата, положительно влияя на стабильность в обществе и укрепляя правовую защищенность граждан страны [11, с. 199].

Реализация конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи до недавнего времени традиционно связывалась с деятельностью института адвокатуры, функционированием сети коллегий адвокатов [4, с. 325-331; 3, с. 156-158].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Однако, как верно отмечает И.Г. Черемных, когда усилилось внимание к обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, следует трактовать конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи более широко, включая в систему ее оказания (наряду с адвокатами) нотариусов, осуществляющих деятельность по реализации публично-правовой функции государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате) [6, с. 48].

Правовые нормы, регламентирующие право на получение квалифицированной юридической помощи, относятся к отраслям конституционного, уголовного, административного, гражданского права. К ним можно отнести и нормы нотариального права. В настоящее время некоторые из закрепляемых различными отраслями законодательства личных, экономических, жилищных и иных прав и свобод человека ориентированы на реализацию посредством обращения за квалифицированной юридической помощью, если не могут быть реализованы субъектом самостоятельно либо самостоятельная реализация будет неэффективна [2, с. 199].

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариат в России обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами нотариальных действий. Совокупность данных действий, а также меры их обеспечения составляют нотариальную деятельность -функциональную сущность нотариата. Законодательство о нотариате не содержит такого нотариального действия, как «оказание юридической помощи», однако можно заключить, что вся нотариальная деятельность независимо от конкретного нотариального действия, в котором она в тот или иной момент воплощается, направлена на оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам, обращающимся к нотариусу за совершением нотариального действия, на защиту их прав и законных интересов [6, с. 49].

Оказание квалифицированной юридической помощи состоит в обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юридических лиц, а также для беспрепятственной и эффективной реализации субъектами правовых отношений прав и обязанностей [7, с. 192-196].

Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 Гражданского кодекса РФ). Это означает, что воля (волеизъявление) субъекта является определяющим фактором для возникновения, изменения или прекращения его субъективного права. Задача же нотариата - оказать в этом содействие гражданину или юридическому лицу1.

Однако на практике зачастую складывается ситуа-

1 Например, без участия нотариуса невозможно заключение сделок, требующих в соответствии с законом обязательного нотариального удостоверения. В этом случае недостаточно только двустороннего подписания текста сделки ее сторонами.

ция, когда право лица не нарушается и не оспаривается, однако существуют некоторые обстоятельства, препятствующие полноценной, самостоятельной реализации права субъектом. Так, гражданин, не имеющий возможности лично передать заявление, содержащее юридически значимые сведения, адресату (контрагенту по сделке в процессе ее исполнения, в государственный орган в установленных законом случаях и пр.), вправе обратиться к нотариусу за совершением нотариального действия по передаче заявления. Приобретения, изменения или прекращения субъективных прав в этом случае может не быть, однако юридическая помощь в реализации права будет оказана [12, с. 47-53].

Таким образом, объектом нотариальной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи являются общественные отношения по реализации физическими и юридическими лицами их прав, свобод и законных интересов [5]. Иными словами, объектом будет та область или сфера общественных отношений, на которую распространяются правовые последствия действий нотариусов и иных лиц, обладающих правом совершения нотариальных действий, по оказанию квалифицированной юридической помощи.

Оказываемая институтом нотариата юридическая помощь имеет признаки, позволяющие отграничить ее от иных видов юридической помощи, оказываемой государственными и негосударственными органами и институтами. Прежде всего, по своему характеру оказываемая нотариатом помощь должна быть юридической, т.е. прямо или косвенно затрагивать урегулированные законом права, свободы и обязанности конкретного индивида, связанные с совершением конкретного юридического действия.

Если, например, гражданин обращается к нотариусу за совершением нотариального действия по удостоверению сделки, а из анализа представленных им документов, призванных формулировать ее условия, явствует, что они не дают права на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав, а регламентируют лишь морально-этические претензии контрагентов друг к другу, то в этом случае совершение нотариального действия невозможно из-за отсутствия правового характера документов [6, с. 53].

Последовательность государственной политики в сфере нотариата могла бы усматриваться и в постановке государством задачи создания надлежащих условий для функционирования нотариата как института гражданского общества, когда имеются в виду экономически обоснованные тарифы на совершение нотариальных действий, адекватный подход к определению сферы нотариальной юрисдикции защиты имущественных прав.

В свою очередь, задачи нотариата России заключаются в каждодневной работе по повышению уровня правовой культуры граждан, в дальнейшем развитии института нотариата, в том, чтобы его адекватность сегодняшним общественным потребностям, его необхо-

димость и полезность не вызывали сомнения не только в целом, но и на уровне каждого потребителя [11].

Проявляющаяся порой непоследовательность государства в вопросах организации и регулирования налогообложения нотариальной деятельности в первую очередь ставит под удар правовую защищенность граждан [12, с. 47-53].

Согласно ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате и письму МНС России от 14 апреля 2004 г. № 33-0-11/285@ «О применении контрольно-кассовой техники нотариусами» [13], источником финансирования деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, являются денежные средства, полученные ими за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

[2] Клячин Е.Н. Российский нотариат - необходимый институт гражданского общества // Гражданское общество и власть: противники или партнеры? М.: Галерия, 2005.

[3] Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: БЕК, 1994.

[4] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топор-нина. М.: Юристъ, 1997.

[5] Форин М.М. Тезисы о защите прав и законных интересов граждан и иных участников гражданского оборота // Материалы научно-практической конференции «Развитие нотариата как публичного правового института и современное российское законодательство»: Стенограмма докладов пленарного заседания, 17-19 апреля 1998 г. М., 1998.

[6] Черемных И.Г. Нотариат России: проблемы и перспективы. М.: Эксмо, 2007.

[7] Чернявский А.Г. Развитие судебной системы в период НЭПА // Образование и право. 2018. № 1.

[8] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Инвестиционная привлекательность государственных корпораций и обеспечение безопасности и защиты государственной тайны (в части финансовых и экономических показателей деятельности) // Образование и право. 2018. № 2.

[9] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Формирование государственной школы права в Российской Империи. Москва, 2017.

[10] Чернявский А.Г., Куницын А.С., Воронцов А.Л. Антология российской естественно-правовой мысли. Т. 3. Российская естественно-правовая мысль первой четверти XX века. Москва, 2018. Том 3.

[11] Чернявский А.Г., Пашенцев Д.А., Грудцына Л.Ю. История образования и педагогической мысли. Т. 2. Теория. Москва, 2018. Том 2.

[12] Чернявский А.Г., Червяков Н.Н. Первоосновы права и поиск новых познавательных парадигм // Вестник Академии права и управления. 2018. № 1 (50).

[13] Экономика и жизнь. 2004. № 20.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Spisok literatury:

[1] Vedomosti SND i VS RF. 1993. № 10. St. 357.

[2] Klyachin E.N. Rossijskij notariat - neobxodimy'j institut grazhdanskogo obshhestva // Grazhdanskoe obshhestvo i vlast': protivniki ili partnery'? M.: Galeriya, 2005.

[3] Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii. M.: BEK, 1994.

[4] Konstituciya Rossijskoj Federacii: Nauchno-prakticheskij kommentarij / Pod red. B.N. Topornina. M.: Yurist", 1997.

[5] Forin M.M. Tezisy' o zashhite prav i zakonny'x interesov grazhdan i iny'x uchastnikov grazhdanskogo oborota // Materialy' nauchno-prakticheskoj konferencii «Razvitie notariata kak publichnogo pravovogo instituta i sovremennoe rossijskoe zakonodatel'stvo»: Stenogramma dokladov plenarnogo zasedaniya, 17-19 aprelya 1998 g. M., 1998.

[6] Cheremny'x I.G. Notariat Rossii: problemy' i perspektivy'. M.: E'ksmo, 2007.

[7] Chernyavskij A.G. Razvitie sudebnoj sistemy' v period NE'PA // Obrazovanie i pravo. 2018. № 1.

[8] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu. Investicionnaya privlekatel'nost' gosudarstvenny'x korporacij i obespechenie bezopasnosti i zashhity' gosudarstvennoj tajny' (v chasti finansovy'x i e'konomicheskix pokazatelej deyatel'nosti) // Obrazovanie i pravo. 2018. № 2.

[9] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu. Formirovanie gosudarstvennoj shkoly' prava v Rossijskoj Imperii. Moskva, 2017.

[10] Chernyavskij A.G., Kunicy'n A.S., Voroncov A.L. Antologiya rossijskoj estestvenno-pravovoj my'sli. T. 3. Rossijskaya estestvenno-pravovaya my'sl' pervoj chetverti XX veka. Moskva, 2018. Tom 3.

[11] Chernyavskij A.G., Pashencev D.A., Grudcy'na L.Yu. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj my'sli. T. 2. Teoriya. Moskva, 2018. Tom 2.

[12] Chernyavskij A.G., Chervyakov N.N. Pervoosnovy' prava i poisk novy'x poznavatel'ny'x paradigm // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2018. № 1 (50).

[13] E'konomika i zhizn'. 2004. № 20.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.