ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 347.96 ББК 67д
ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Ф. Ф. КОКОШКИНА
Д. Д. Долгуй
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
В статье уделяется внимание биографии Ф. Ф. Кокошкина. Предлагается общая характеристика его взглядов на возникновение и признаки государства, форму государства. Особое внимание обращается на права человека. Рассматривается парламентаризм, разделение властей. Анализируется социологическая школа права.
Ключевые слова: государство, признаки государства, право, парламентаризм, народное представительство, разделение властей.
F. F. KOKOSHKIN'S LEGAL CONSIDERATIONS
D. D. Dolguj
Altai State University (Barnaul, Russia)
The article is devoted to F. F Kokoshkin's biography. A general description of F. F. Kokoshkin's opinions on the definition and characteristics of the state, the form of the state is offered. A special attention is paid to the rights of a person. Parliamentarism and the independence of authorities are considered. The sociological school of law is analyzed.
Keywords: state, characteristics of the state, law, parliamentarism, public representation, separation of powers.
DOI: https://doi.org/10.14258/ralj(2024)2.1
Вначале ХХ века, являющегося переломным моментом в истории России, возникли новые взгляды, модели, определения, точки зрения, касающиеся понятия и формы государства, суверенитета государства, принципа разделения властей, парламентаризма и демократии, точнее, применения данных институтов на практике. В это же время в России развивается социологическая школа права. Яркими представителями данной школы являются Е. Эрлих, Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцев, а также Ф. Ф. Кокошкин [1, с. 54].
Федор Федорович Кокошкин (1865-1936) — российский юрист, конституционалист, либерал, один из основателей Конституционно-демократической партии [2, с. 745].
Федор Федорович был родом из знатной купеческой семьи и учился на юридическом факультете Императорского Московского университета. Он занимал различные должности в правительственных учреждениях и юридических организациях, а также преподавал на юридических факультетах в России.
Кокошкин говорил о том, что перед страной в начале ХХ века стоит одна общая задача — учредительство в широком смысле слова, переустройство и обновление во всех областях жизни [3, с. 203]. Федор Федорович, рассуждая о государстве, рассматривал такие категории как форма правления, территориальное устройство и политический режим.
Как юрист и ученый социологической школы права Ф. Ф. Кокошкин придерживался точки зрения, согласно которой государство можно рассматривать как юридическое лицо [4, с. 558]. Начало эта теория берет из школы естественного права. Школа естественного права основывается на идее естественных прав человека; прав, принадлежащих человеку от рождения, неотчуждаемых и неотъемлемых ни при каких обстоятельствах. Видными представителями данного направления являются Г. Гроций, Дж. Локк, Д. Дидро, Ш. Монтескье, А. Н. Радищев и др.
Ф. Ф. Кокошкин в начале ХХ века проводит анализ взглядов этих ученых и предлагает свое виде-
Ф. Ф. Кокошкин определял понятие государства следующим образом: «Государство по своему существу не есть ни территория, ни совокупность людей, оно не есть вообще какой-либо материальный предмет или собрание таких предметов: оно есть общественное явление и как таковое составляет предмет общественной науки, социологии. И, как таковое, составляет предмет общественной науки, социологии». Будучи продуктом общественного развития, государство, подчеркивал он, представляет собой не простую совокупность индивидов, а известное отношение между ними, которое может быть понято с помощью методов».
Рассматривая государство, ученый склонялся к пониманию его как социального отношения, с одной стороны, и юридического лица — с другой. Все зависит от того, трактовать ли это явление с позиции социологии или теории права. Сам Кокошкин в своих работах пытался совместить оба подхода, однако не смешивал их: социологический подход является для него более абстрактным, позволяющим раскрыть механизм отношений общества и государства, правовой — применим к социальным явлениям исключительно с точки зрения их юридических параметров [5, с. 139].
Ф. Ф. Кокошкин выделял четыре основных элемента, или признака, государства: население, территория, власть, суверенитет. Ни один из элементов государства в отдельности не есть само по себе государство. Только совокупность этих элементов позволяет говорить о существовании государства [3, с. 202].
Что касается возникновения государства, Ф. Ф. Кокошкин говорил: «Процесс возникновения государства основан, во-первых, на противоречии индивидуальных и групповых интересов, которые, в свою очередь, вызывают весьма острую потребность во внутреннем мире и порядке, необходимом для сохранения самого родового союза и способствуют внутренней дифференциации; во-вторых, на образовании общих интересов в родовом союзе (потребности внешней защиты и внутреннего порядка). В результате этого появляется необходимость в руководстве «деятельностью союза в форме власти». Процесс объединения союзов «усиливает внутренние различия в среде общежития и тем ускоряет образование власти», при этом определяется порядок преемства власти. «Обычай дает власти прочную правовую основу». При переходе от кочевого к оседлому образу жизни конфликты, которые возникают внутри союза, заканчиваются победой сильнейшей части населения над слабейшей и принуждением к повиновению «созданной победителями власти» с помощью насилия. С течением времени, «в силу обычая, вынужденное повиновение власти приобретает характер добровольного». Постоянное принуждение теперь требуется «только в отдельных случаях — против отдельных членов союза, которые не повинуются власти» [7, с. 124]. Можно сделать вывод, что Федор Федорович разделял договорную теорию происхождения государства.
В период возникновения Конституционно-демократической партии (1905 года) Кокошкин в качестве формы правления, максимально подходящей для России, признавал конституционную монархию. Законодательная власть в ней должна принадлежать монарху и народному представительству, основанному на началах демократии, утвержденных в Основном законе. Верховное управление страной монархом осуществляется исключительно через министерство, составленное из лиц, пользующихся доверием большинства народного представительства». Ф. Ф. Кокошкин в своем выступлении высказал мнение о том, что «вопрос о монархии и республике стоит вне пределов реальной политики. Республика утверждалась в новых странах, как, например, Америка, но в странах со старым монархическим правлением переход из монархии к республике гораздо труднее [8, с. 8].
Теоретико-исторические правовые исследования
7
В результате событий 1917 года Кокошкин и его однопартийцы, рассуждая о форме правления в России, уже допускает республику, обсуждая вопрос о способе избрания президента. По его мнению, всенародный способ избрания «плохо подходит к парламентаризму, ибо дает представителю исполнительной власти слишком большую фактическую силу». Он полагал, что всенародное избрание фактически ставит президента республики выше народного представительства, ибо там выбираются несколько сотен лиц, каждый — сравнительно небольшой частицей народа, а тут один человек выбирается всей страной, обретая тем самым огромный авторитет. Данный авторитет безопасен в тех государствах, где республиканский принцип утвердился давно — столетия назад. Но в странах, которые еще не имеют подобного опыта, всенародное избрание, ставящее президента выше всех и наделяющее его огромными возможностями, опасно для свободы. Оно может стать мостом к государственному перевороту [7, с. 128].
Мартин Вараздатович Геворкян в своей статье «Истоки теории разделения властей» говорил: «Кокошкин придерживался идеи о необходимости разделения властей в государстве. Он считал, что политическая власть должна быть ограничена законами и контролироваться независимыми институтами, такими как парламент, судебная система и свободная пресса. Критикуя авторитарные и деспотические формы правления, Кокошкин призывал к созданию конституционного строя, где власть была бы распределена и ограничена законами. Кокошкин рассуждал: «Республика имеет значение для нас не только с точки зрения будущего. Республика в наших глазах не может не быть самой совершенной формой правления, ибо эта форма правления, при которой наш демократический принцип: господство воли народа — осуществляется в самом полном и чистом виде». Признав, что при указании в партийной программе желательной формы правления для России нельзя ограничиться «одной только отвлеченной формой», Кокошкин постарался наделить понятие «демократическая республика», выражавшее его собственный и всей партии кадетов политический идеал, некоторыми конкретными чертами. Объединив их, он предложил следующую формулировку соответствующего пункта партийной программы: «Россия должна быть демократической парламентарной республикой; законодательная власть должна принадлежать народному представительству; во главе исполнительной власти должен стоять президент республики, избираемый на определенный срок народным представительством и управляющий через посредство ответственного перед народным представительством министерства» [9, с. 117].
Особое внимание Федор Федорович уделял местному самоуправлению. В своих рассуждениях по этому вопросу он говорил: «Россия при огромной величине своей и огромном разнообразии своих местных условий не может удовлетворительно управляться из центра, что широкое развитие местного самоуправления, быть может, более широкое, чем в других странах, ей необходимо». Однако полагая необходимым расширение в России децентрализации и даже «переход от местного самоуправления к местной автономии», Кокошкин заявлял себя при этом убежденным сторонником унитарного устройства Российского государства и противником организации его на основе принципа политического самоопределения наций и федерализма. Он считал благотворной для России только «чисто территориальную автономию, поставленную в зависимость от всей совокупности экономических, этнографических, бытовых и других условий». По его словам, «построение Российской Федерации, основанной на началах национального разделения, представляет задачу государственного строительства практически неосуществимой», «разделение России по национальному принципу логически ведет в лучшем случае не к федерации, не к союзному государству, не к тому, что немцы называют «Bundesstaat», а к другим формам политического сожития народов — оно ведет к так называемому союзу государств, к конфедерации, к «Statenbund» по немецкой терминологии, т. е. ведет не к федеративному государству, сохраняющему за центральной государственной властью суверенитет, тогда как остальные части несуверенны, а к свободному союзу суверенных государств, соединенных на началах международного договора». Конфедерация народностей же, если она будет осуществлена в России, приведет, по мнению Кокошкина, «к распадению России, к разрушению государственного единства и образованию союза самостоятельных национальных суверенных государств» [10, с. 367].
Федор Федорович Кокошкин в начале ХХ столетия предлагал создать государство, которое бы являлось республикой или как минимум конституционной монархией, отличалось бы демократией, кроме того имело развитую систему местного самоуправления. Федор Федорович был убежден, что России не подойдет федеративное устройство, потому что это приведет к развалу государства.
Для начала ХХ века Кокошкин имел крайне смелые и прогрессивные взгляды, о том, что Россия пришла от части к этим взглядам и применяет их стало возможным говорить только сейчас в начале XXI века.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Зубанова С. Г. Теория государства и права. М. : Апрель, 2010.
2. Осипов Ю. С. и др. Большая Российская энциклопедия. М., 2004.
3. Томсинов В. А. Кокошкин Федор Федорович (1871-1918): судьба и творчество. Статья первая // Законодательство. 2004. № 11. С. 203.
4. Неверова О. С. Понятие «Государство» в учении Ф. Ф. Кокошкина // Вестник Тамбовского университета. 2008. № 11 (67). С. 558.
5. Медушевский А. Н. Ф. Ф. Кокошкин и теория правового государства в России // Мир России. 1997. № 3. С. 139.
6. Федор Федорович Кокошкин (1871-1918): судьба и творчество. Статья первая (В. А. Томсинов. «Законодательство». № 11. Ноябрь 2004 г.).
7. Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912.
8. Шульженко Ю. Л. Конституционализм и парламентаризм: понятия, соотношение // Право. 2018. № 3 (47). С. 8.
9. Геворкян М. В. Истоки теории разделения властей // Вестник Псковского государственного университета. 2010. № 9. С. 117.
10. Кутафин О. Е. Российская автономия : монография. М. : Проспект, 2006. 367, [1] с.