Научная статья на тему 'Правовые взгляды Беккариа'

Правовые взгляды Беккариа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3772
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / НАКАЗАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА / JUSTICE / SOCIETY / PUNISHMENT / CRIME / NATURAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исупова Екатерина Андреевна, Гаврилова Юлия Александровна

Статья посвящена изучению правовых взглядов Ч. Беккариа, которые были отражены в его трудах. Основой статьи стало исследование трактата «О преступлениях и наказаниях», который является одной из известнейших работ итальянского мыслителя. Авторами также описываются положения работ Ч. Беккариа, отраженные в современном уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Beccaria's legal views

The article is devoted to the study of Beccaria's legal views, which were reflected in his works. The main work was the study of the treatise "On crimes and punishments", which is one of the most famous works of the Italian thinker. The author also describes the provisions of the works of CH. Beccaria, reflected in the modern criminal and criminal procedure legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовые взгляды Беккариа»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

ART 193048 DOI 10.24411/2304-120X-2019-13048 УДК 340.143

Исупова Екатерина Андреевна,

магистрант Института права ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград kate2010 8@mail.ru

Гаврилова Юлия Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, преподаватель кафедры теории и истории права и государства ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград

Правовые взгляды Беккариа

Аннотация. Статья посвящена изучению правовых взглядов Ч. ЕБеккариа, которые были отражены в его трудах. Основой статьи стало исследование трактата «О преступлениях и наказаниях», который является одной из известнейших работ итальянского мыслителя. Авторами также описываются положения работ Ч. Беккариа, отраженные в современном уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве РФ. Ключевые слова: естественные права, справедливость, наказание, общество, преступление

Раздел: 12.00.00 Юридические науки.

Ч. Беккариа является одним из известнейших итальянских мыслителей, общественных деятелей, правоведов. Родился мыслитель в Милане, который в то время был под властью Австрии, в богатой семье миланских патрициев, по праву первородства унаследовал титул маркиза Бенесано, учился в иезуитском колледже в Парме, в университете в Павии, где окончил юридический факультет и в 1758 г. получил степень доктора прав. Увлекался математикой и экономикой. Читал лекции по экономике и праву.

Широкую мировую известность он приобрел благодаря одной из своих работ, а именно трактату «О преступлениях и наказаниях». Впервые он был издан в 1764 г. В этот же период трактат перевели на многие европейские языки, а перевод на русский был сделан в 1803 г.

В своей работе итальянец рассуждал о необходимости предупреждения преступлений, предложил классификацию преступлений по степени тяжести, критиковал смертную казнь и пытки, выдвинул идею суда присяжных и т. д.

Беккариа рассматривал закон как хранилище свобод, условие, на основании которого люди жертвовали частью своей свободы в это хранилище ради общего блага. Но это хранилище необходимо было также защитить, исключить расхищение, так как люди стремились не только забрать обратно часть пожертвованных ими свобод, но и присягнуть на чужие.

Общество не может усвоить правил поведения и избежать разложения не иначе как при помощи побуждений: «Ни доводы разума, ни красноречие, ни даже величайшие истины не в силах удержать от взрыва страсти, возбужденные живыми впечатлениями окружающего мира».

Общая польза требует, что6ы преступления не совершались вовсе, и в особенности чтобы не совершались преступления наиболее вредные для общества. Поэтому препятствия, сдерживающие людей от преступлений, должны быть тем сильнее, чем важнее нарушаемое благо и чем сильнее побуждения к совершению преступлений.

Когда работа была издана в первый раз, она подверглась достаточно серьезным нападкам со стороны церковников, но также была признана и просвещенными

научно-методический электронный журнал

людьми. Одним из этих людей стала Мария Тереза. Императрица претендовала на просвещенный абсолютизм и, следовательно, начала оказывать помощь Ч. Беккариа, например, сначала предоставила ему кафедру в Милане, а уже позже и ряд определенных государственных должностей.

Беккариа признают основателем классической школы в теории уголовного права.

Если проводить сравнение между Ч. Беккариа и Дж. Вико, то можно говорить о том, что Беккариа признают последователем естественно-правовой доктрины при объяснении природы как государства, так и права.

Изучая разработанную им теорию, можно проследить идеи двух известнейших мыслителей [1]: Томаса Гоббса, который является английским философом, а также одним из основателей теории государственного суверенитета и общественного договора; Гуго Гроция, государственного деятеля, философа и юриста из Голландии, который были заложил основы международного права, базируясь при этом на естественном праве.

Однако самое сильное влияние на итальянского мыслителя оказало французское Просвещение.

Беккариа говорил и об идеях других мыслителей, которые, по его мнению, заслуживали особого внимания: Дидро, Монтескье, Даламбере, Гельвеции, Руссо, Вольтере. Эти люди также поддерживали его идеи, в том числе они достаточно высоко оценивали трактат «О преступлениях и наказаниях».

Можно сказать, что этот трактат был, в духе просветительства, проникнут:

- идеями гуманизма;

- свободолюбием;

- идеями законности;

- а также верой в человеческий разум.

Объяснение естественного состояния, а также причин, которые заставили людей перейти к политическому общежитию, у него практически не отличалось от идей Т. Гоббса. Он считал, что при естественном состоянии люди жили в одиночку. А поскольку происходили достаточно часто различные столкновения между этими людьми, такая свобода делалась бесполезной. Для того чтобы создать гармонию, люди объединились и пожертвовали своей частью свободы для того, чтобы обезопаситься и обеспечить уже оставшуюся свободу у них (здесь его взгляды очень схожи с идеями Г. Гроция).

Именно из той свободы, которая была пожертвована, была образована верховная власть государства.

Суверена начали признавать ее хранителем, а также представителем всего народа. На него возлагалась важнейшая обязанность, которая заключалась в сохранении общественного блага. Общественное благо включало в себя две составляющие: справедливость и безопасность.

Итальянский мыслитель делит справедливость на три вида:

1) божественная;

2) естественная;

3) человеческая.

По его мнению, божественная и естественная справедливость основываются, соответственно, на божественных, а также естественных законах.

Если говорить о человеческой справедливости, то за ее основу берется общественный договор, который устанавливает пределы государственной власти.

Человеческая справедливость достаточно изменчива. Беккариа говорил о том, что ее важным критерием должно быть общественное благо. Государственные законы, которые основываются на ней, должны подразумевать как можно большее счастье для как можно большего числа людей.

научно-методический электронный журнал

Неправильные представления о том, что такое справедливость, приводят к тому, что законы, которые создаются государством, становятся оружием в руках лиц, находящихся у власти. Эти законы совершенно несправедливы. Они содержат в себе сословные привилегии; закрепляют право сильного, а также связанные с этим правом насилие и произвол; в них нет равенства всех перед уголовным законом.

Ч. Беккариа критиковал юриспруденцию, поскольку в период его жизни законами считались изречения различных римских и средневековых юристов, а уголовное законодательство брало за основу вековые предрассудки. Он говорил о том, что законодательство, которое действовало на тот момент, было создано лишь для того, чтобы прикрыть насилие, а также с целью подчинить народ ненасытному идолу деспотизма.

Причину такого положения итальянский мыслитель видел в частной собственности. По его мнению, частная собственность давала возможность одним жить благополучно, тогда как другие находились в бесправии и нищете. Он считал, что нет необходимости в установлении права собственности. Но, кроме указанного утверждения, далее какие-либо идеи по этому вопросу не были сформулированы.

Беккариа не говорил о том, что необходимо ее уничтожение, довольствуясь пожеланиями постепенного уравнения положения людей в материальном плане. Также он не говорил о том, что есть необходимость в радикальном переустройстве общества.

Отмечается, что абсолютно все его надежды были связаны с просвещенным монархом, который достаточно хорошо заботился бы именно о своих подданных, пытался бы искоренить в обществе неравенство, нищету, необразованность.

Мыслитель писал о том, что именно такой правитель смог бы создать справедливые законы, которые будут соблюдаться и поставят всех в равное положение.

Говоря об идее законности в работах философа, стоит отметить, что свобода гражданина заключается в том, что человек имеет право делать все, что он захочет, но только в том случае, если это не противоречит установленным законам. Также у власти имеется обязанность по соблюдению этих законов.

При отсутствии указанного положения невозможно существование законного общества. Именно по этой причине посягательство на безопасность, а также свободу гражданина признается одним из тяжких преступлений.

В своих работах Беккариа говорит, что исключительно законами может устанавливаться наказание, а право издавать законы принадлежит только суверену в качестве представителя всего общества.

Однако сувереном могут издаваться только общие законы. У него отсутствует право судить за нарушение закона. Эта функция отведена только суду.

Наказание, которое устанавливается судом, не должно выходить за установленные законом пределы, поскольку, если суд выйдет за пределы в своем решении, оно будет признаваться несправедливым и не соответствующим условиям общественного договора.

Опираясь на теоретические идеи, описанные в трактате «О преступлениях и наказаниях», итальянский мыслитель объясняет тезисы, которые положены в основу классической теории уголовного права.

По его мнению, причины преступности следует искать именно в социальных условиях, например в столкновении интересов людей, их низком материальном положении [2].

Следует отличать преступления действительные от произвольных и мнимых.

Целью наказания должно быть именно предупреждение совершения новых преступлений, а также исправление тех лиц, которые уже их совершили. По этой причине наказание должно быть:

- публичным;

наименьшим из возможных в каждом конкретном случае;

научно-методический электронный журнал

- соизмеримо с совершенным преступлением; а также закреплено действующим законодательством.

По этой причине итальянский мыслитель был против применения пыток, различных мучительных наказаний, а также считал, что необходимо ограничить применение такого наказания, как смертная казнь. В своих работах он говорил, что необходимо равенство всех перед законом, а также указывал на возможность наказания лица только лишь за те действия, которые определены законодательством в качестве преступных.

С легкостью можно заметить, что указанные положения были отражены во многих исторически важных документах, таких, например, как Декларация прав человека и гражданина конца XVIII в., в уголовно-процессуальном законодательстве Франции начала XIX в.

Аргументы, которые были сказаны мыслителем в пользу отмены смертной казни, заслуживают внимания, поскольку, по сути, они являются первыми теоретически убедительными.

Однако нужно принять во внимание и то обстоятельство, что Беккариа рассматривал возможность применения такого наказания, как смертная казнь, однако только в чрезвычайных обстоятельствах. например, когда необходимо сохранить существующее правление или когда нация борется за свободу. Что касается остальных случаев, то применение смертной казни недопустимо [3].

Теоретически по естественному праву недопустимо, чтобы человек желал лишить себя жизни, и, следовательно, он не может предоставить это право другим.

Смертная казнь - «война нации с гражданином», то есть возврат в естественное состояние. Практически же многовековой опыт показывает, что угроза смертной казни не останавливает преступника и более эффективно пожизненное лишение свободы. А то обстоятельство, что она веками существовала почти у всех народов, не оправдывает смертную казнь, как не могут быть оправданны существовавшие когда-то человеческие жертвоприношения.

Смертная казнь неоправданна и с моральной точки зрения, так как способствует распространению в народе ожесточенности и безнравственности.

Неоправданна она, доказывал Беккариа несколько позже, и с точки зрения юридической - ее применение может быть результатом ошибки судей, которая становится уже непоправимой.

В настоящее время трактат Беккариа «О преступлениях и наказаниях» переведен более чем на двадцать два языка мира.

Екатерина II (1729-1796) проявила живой интерес к личности Беккариа и его книге. Она приглашает Беккариа в Россию и предлагает ему заняться тем, «что он сам себе выбрал, опубликовав свой труд». Приезд Беккариа в Россию не состоялся, но Екатерина II внимательно ознакомилась с его книгой и в 1767 г. созвала специальную комиссию из представителей разных сословий для составления нового уложения, передав ей «Наказ», которым комиссии следовало руководствоваться в своей работе.

«Наказ», как известно, был собственноручно написан императрицей и заслуживает особого рассмотрения.

При написании «Наказа» Екатерина II руководствовалась прежде всего идеями западноевропейских мыслителей в области общественной и правовой мысли. Наибольшее влияние на «Наказ» оказали труд Монтескье «О духе законов» и книга Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», из которых императрица делала прямые заимствования. Она признавалась, что «обобрала» на пользу своей империи Монтескье и надеется, что он простит ей эту литературную кражу во благо 20 миллионов людей.

Аналогичное признание в отношении Беккариа Екатерина II сделала в письме к Фридриху II. «Наказ» включал в себя 655 статей, разбитых на 22 главы. Более половины из них - прямой перевод или компиляция из упомянутых книг Монтескье и Беккариа.

научно-методический электронный журнал

В современном российском уголовном законодательстве можно четко проследить идеи, которые были отражены в работах Беккариа. Например, уголовные законы построены на принципах законности и гуманности. Гуманизм заключается в следующем:

1) провозглашена презумпция невиновности;

2) установлен мораторий на смертную казнь;

3) установлен запрет пыток и допросов с пристрастием;

4) наказание соизмеримо совершенному преступлению и т. д.

Так же как и в работах Ч. Беккариа, уголовный закон понимает наказание не в качестве инструмента устрашения, а как средство исправления преступника с целью удержать его и остальных лиц от совершения преступлений в дальнейшем.

Придается исключительное значение принципам гуманности, их процессуальной форме, что выражается в предоставлении обвиняемому различного рода прав. Например, уголовно-процессуальный закон РФ предусматривает:

1) право на рассмотрение уголовного дела судом присяжных;

2) обеспечение обвиняемому права на отвод судьи;

3) гласность судебного разбирательства;

4) право справедливого вынесения судом решения и другие.

Ссылки на источники

1. История политических и правовых учений: учеб. / под ред. О. Э. Лейста. - М.: Юрид. лит., 1997. - 576 с.

2. Гаврилова Ю. А., Ростовщиков И. В., Смирнов А. С. История политических и правовых учений: учеб. пособие / Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т» Ин-т права, Каф. теории и истории права и государства. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. - 120 с.

3. История политических и правовых учений: учеб. для вузов / под общ. ред. чл.-кор. РАН, д-ра юрид. наук, проф. В. С. Нерсесянца. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - 955 с.

Ekaterina Isupova,

Master, Volgograd State University, Volgograd kate2010 8@mail.ru Yulia Gavrilova,

Associate Professor, PhD, lecturer, Department of theory and history of law and state, Volgograd State University, Volgograd Beccaria's legal views

Abstract. The article is devoted to the study of Beccaria's legal views, which were reflected in his works. The main work was the study of the treatise "On crimes and punishments", which is one of the most famous works of the Italian thinker. The author also describes the provisions of the works of CH. Beccaria, reflected in the modern criminal and criminal procedure legislation of the Russian Federation. Key words: natural rights, justice, punishment, society, crime. References

1. Lejst, O. E. (ed.) (1997). Istoriya politicheskih ipravovyh uchenij: ucheb., Yurid. lit., Moscow, 576 p. (in Russian).

2. Gavrilova, Y. A., Rostovshchikov, I. V. & Smirnov, A. S. (2015). Istoriya politicheskih ipravovyh uchenij: ucheb. posobie, Feder. gos. avt. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Volgogr. gos. un-t' In-t prava, Kaf. teorii i istorii prava i gosudarstva, Izd-vo VolGU, Volgograd, 120 p. (in Russian).

3. Nersesyanc, V. S. (ed.) (2004). Istoriya politicheskih ipravovyh uchenij: ucheb. dlya vuzov, izd. 4-e, pere-rab. i dop., Norma, Moscow, 955 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 14.05.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.05.19

Принята к публикации Accepted for publication 30.05.19 Опубликована Published 26.07.19

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Исупова Е. А., Гаврилова Ю. А., 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.