Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ'

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / межнациональная интеграция / межнациональная коммуникация / межнациональное общение / межнациональный конфликт / толерантность / терпимость / этноцентризм / education / interethnic integration / interethnic communication / cross-cultural communication / interethnic conflict / tolerance / ethnocentrism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виктория Викторовна Мирончуковская, Арсен Вазгенович Акопян

В статье рассматриваются проблемы межэтнической коммуникации в образовательной среде и развития национальной терпимости и толерантности. Подчеркивается особая роль учреждений образования по предотвращению межнациональных конфликтов. Приводится анализ современной правовой основы деятельности образовательных организаций в русле предупреждения межэтнических конфликтов. Анализируется деятельность государства по защите прав национальных меньшинств. Обосновывается необходимость более глубокого и всестороннего подхода к формированию у обучающихся моделей толерантного поведения. Даются рекомендации по развитию культуры межнационального общения в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ISSUES OF INTERNATIONAL INTEGRATION IN EDUCATION

The article deals with the problems of interethnic communication in the educational environment and the development of national tolerance and tolerance. The special role of educational institutions in the prevention of interethnic conflicts is emphasized. The article provides an analysis of the current legal framework for the activities of educational organizations in the context of preventing interethnic conflicts. The article analyzes the activities of the state to protect the rights of national minorities. The article substantiates the need for a deeper and more comprehensive approach to the formation of models of tolerant behavior among students. Recommendations for the development of a culture of interethnic communication in the field of education are given.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 340.12 ББК 67.0

DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-46-48

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В ОБРАЗОВАНИИ

Виктория Викторовна МИРОНЧУКОВСКАЯ,

кандидат философских наук, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина

E-mail: bosfor4878@mail.ru

Арсен Вазгенович АКОПЯН,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина

E-mail: mex_arsen@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы межэтнической коммуникации в образовательной среде и развития национальной терпимости и толерантности. Подчеркивается особая роль учреждений образования по предотвращению межнациональных конфликтов. Приводится анализ современной правовой основы деятельности образовательных организаций в русле предупреждения межэтнических конфликтов. Анализируется деятельность государства по защите прав национальных меньшинств. Обосновывается необходимость более глубокого и всестороннего подхода к формированию у обучающихся моделей толерантного поведения. Даются рекомендации по развитию культуры межнационального общения в сфере образования.

Ключевые слова: образование; межнациональная интеграция; межнациональная коммуникация; межнациональное общение; межнациональный конфликт; толерантность; терпимость; этноцентризм.

LEGAL ISSUES OF INTERNATIONAL INTEGRATION IN EDUCATION

Viktoriya Viktorovna MIRONOVSKAYA,

Candidate of Philosophy, Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, Bunin Yelets State University

E-mail: bosfor4878@mail.ru

Arsen Vazgenovich AKOPYAN,

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor of the Department of Theory

and History of State and Law, Bunin Yelets State University

E-mail: mex_arsen@rambler.ru

Abstract. The article deals with the problems of interethnic communication in the educational environment and the development of national tolerance and tolerance. The special role of educational institutions in the prevention of interethnic conflicts is emphasized. The article provides an analysis of the current legal framework for the activities of educational organizations in the context of preventing interethnic conflicts. The article analyzes the activities of the state to protect the rights of national minorities. The article substantiates the need for a deeper and more comprehensive approach to the formation of models of tolerant behavior among students. Recommendations for the development of a culture of interethnic communication in the field of education are given.

Keywords: education; interethnic integration; interethnic communication; cross-cultural communication; in-terethnic conflict; tolerance; ethnocentrism.

В последнее время в образовательной и социальной среде все чаще можно услышать такие термины, как «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение». В настоящий момент межэтнические отношения выходят на первый план и становятся важнейшим элементом социальной и политической действительности [2].

Понятие и принятие национальной идеи в образовании играют первостепенное значение при решении задачи организации грамотной образовательной системы в территориально ограниченном многонациональном пространстве. Россия — уникальная по своему национальному и религиозному составу населения страна. На территории нашей страны проживают более 190 народов, придерживающихся своих собственных национальных традиций и верований, разговаривающих на своих собственных родных языках. Более того, на территории Российской Федерации проживают представители трех мировых религий — христианства, ислама и буддизма [6]. В связи с этим в современном российском обществе, в условиях тотальной глобализации, фундаментальными становятся проблемы национальной и культурной самоидентификации, сохранения уникальной культурной традиции и языка, а также обеспечения успешного полилога культур и основанного на равных правах взаимодействия представителей различных национальных и этнических меньшинств.

Национальная идея России основана на образе ее национальной безопасности, ориентации на консолидацию общества в условиях сохранения единого социокультурного пространства, снятия межнациональной напряженности, обеспечении равноправия национальных культур.

В настоящий момент отмечается объективный рост межэтнической напряженности в нашей стране из-за сложных условий проживания большого числа этнических групп на ограниченной территории. Проблема актуализируется еще и в связи с тем, что современная геополитическая и социальная обстановка в России характеризуется большим притоком вынужденных мигрантов. Вследствие этого в качестве основополагающего принципа формирования культуры межнационального общения необходима ориентация общества на развитие таких качеств, как толерантность и национальная терпимость.

На наш взгляд, ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит образовательной организации — важнейшему институту социализации личности, направленного на формирование и воспитание человека нового времени, носителя гуманистических и толерантных идей в системе межэтнических отношений. Именно на реализа-

цию этих целей и направлена современная образовательная политика нашей страны [7].

Необходимость обеспечения равных возможностей получения качественного образования для всех людей, проживающих на территории России, а также сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России признает и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [8].

Таким образом, исходя из многогранности и многосторонности программ по урегулированию межнациональных отношений мы можем сделать вывод, насколько остро стоит сейчас данный вопрос в российском обществе. В связи с этим постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»» обеспечение межнационального мира и согласия и гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений были объявлены приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [5].

Очевидно, что существующие современные тенденции не могут не затронуть изменения в структуре и характере ведения образовательной деятельности; возникает необходимость формирования школы нового типа — поликультурной, основанной на «полилоге культур» — пространства, на территории которого могут свободно обучаться представители любой нации или народности [4].

В рамках такой системы основная задача каждого современного педагога видится в формировании толерантных качеств личности обучающегося в процессе поликультурного образования, а также создании благоприятных условий для межэтнического общения между обучающимися через создание поликультурной среды для их межнационального взаимодействия, прививание обучающимся уважения к своей культуре и культурам других народов, воспитание чувства ответственности за будущее мира, в котором они живут.

Практика показывает, что длительное пассивное отношение социума к национальной культуре привело к снижению уровня национального самосознания детей и молодежи. Дети не имеют представления ни о народах, проживающих на территории их родной страны, ни об их культуре, ни об их языках. Вырастая, превращаясь в дееспособных членов общества, они остаются совершенно безразличными к существующему культурному многообразию своей Родины. Более того, вместо формирования толерантного отношения к миру вокруг себя дети приобретают

2021 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

47

совершенно противоположное качество — инто-лерантность или нетерпимость [3].

Нетерпимость базируется на убеждении, что собственная группа превосходит остальные как интеллектуально, так и культурно. Она может выражаться через дискриминацию, этноцентризм, игнорирование, оскорбления, буллинг, травлю, угрозы и т.д.

Подобные явления — современная реальность школы и, как правило, развиваются в условиях отсутствия специальной воспитательной работы по их предупреждению и формированию у школьников культуры межнационального общения. Дети не умеют и не желают принимать в свой коллектив «других», что приводит к распространению среди детей и подростков межэтнических конфликтов [3].

Культура межнационального общения представляет собой единство знаний о культуре межнационального общения как сложной системе, об историческом развитии и культурном наследии своего народа и других этносов (когнитивный компонент) и отношения к ним (эмоционально-оценочный компонент), потребностях в освоении родной культуры и культуры других народов (мотивационно-потребностный компонент), действий по отношению к представителям другой национальности (поведенческий компонент), поэтому ее развитие должно вестись комплексно, с учетом каждого аспекта [1].

Одним из пунктов направления национальной политики является «развитие языков народов России». Статья 14 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет для этого широкие возможности: это и возможность выбора языка, на котором может вестись обучение, и право на изучение языков республик, право на получение образования на родном языке из числа языков народов РФ и т.д. [8].

Считаем, что изучение языков является одним из наиболее существенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания, так как каждый язык является хранителем культурной картины мира, говорящего на нем народа, а сохранение языков этнических групп, характерных для определенных регионов, является основой гармонизации межнациональных отношений. Лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания [3].

На сегодняшний день для развития этого направления предпринято немало шагов. Так, например, 28 июля 2018 г. внесением изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2018 г. во всех школах на территории России появился новый предмет «Родной язык». Изучение данного предмета стало обязательным,

однако каждый родитель обладает свободой выбора: на свое собственное усмотрение он может определить, какой именно язык необходимо изучать его ребенку. Процесс образования может осуществляться на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, также может быть выбран русский язык как родной.

Таким образом, в современных условиях в целях урегулирования вопроса о межнациональной коммуникации между обучающимися необходимо прикладывать немало усилий по воспитанию чувства толерантности и терпимости по отношению к представителям других национальностей. Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия образовательной организации с семьей и с социальной средой.

Список литературы

1. Галеева Л.И. Формирование культуры межнационального общения молодежи: методологический анализ // Вестник КазГУКИ. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-kultury-mezhnatsionalnogo-obscheniya-molodezhi-metodologicheskiy-analiz-1.

2. Кочетова EA. Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

3. Норина А.И. Формирование толерантности у школьников // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: https:// nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/02/27/formirovanie-tolerant-nosti-u-shkolnikov.

4. Орлова ГА., Филатова А.П. Диалог культур в образовании // Вестник НовГУ. 2011. № 64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ dialog-kultur-v-obrazovanii.

5. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»» // СЗ РФ. 2017. № 2 (ч. I). Ст. 361.

6. Россия — многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространенные в России // URL: https://geographyofrussia.com/rossiya-mnogonacio-nal-naya-strana-narody-rossii-geografiya-ix-rasseleniya-osnovnye-religii-rasprostranyonnye-v-rossii/.

7. Селюкова EA., Фокина М.Н. Межэтнические отношения учащихся школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 82—84.

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.