Научная статья на тему 'Правовые водоохранные нормы для защиты поверхостных водных объектов'

Правовые водоохранные нормы для защиты поверхостных водных объектов Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
794
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВОДООХРАННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / БЕРЕГОВАЯ ПОЛОСА / ВОДООХРАННАЯ ЗОНА / ОЗЕРО БАЙКАЛ / WATER LEGISLATION / WATER PROTECTION RELATIONS / SURFACE WATER OBJECTS / SHORE WATER PROTECTION ZONE / LAKE BAIKAL

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Белых Лариса Ивановна, Чеверикина Нина Тагировна

ЦЕЛЬ. Актуальность экологической проблемы загрязнения и истощения водных ресурсов ставит перед необходимостью их защиты. Одним из путей решения данной проблемы является создание и реализация правовой основы защиты водных объектов, включающей законодательство с системой нормативно-методических документов. В них актуальным мероприятием снижения негативного воздействия человека на водные объекты является формирование прибрежных территорий, для которых устанавливаются правовые нормы (правовой режим, норма, регламент) и их контроль. МЕТОДЫ. В работе проведен сравнительный анализ водного законодательства РФ и нормативно-правовых актов, регламентирующих водоохранные зоны для защиты поверхностных водных объектов в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. РЕЗУЛЬТАТЫ. Рассмотрено водное законодательство России, регулирующее водоохранные отношения, для защиты поверхностных водных объектов, в т.ч. береговой полосы, прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны. Выделены правовые требования к водоохранным зонам в российском законодательстве в сравнении со странами ближнего (СНГ) и дальнего зарубежья. Проведен анализ правового установления границ водоохранных зон озера Байкал как особо охраняемого водного объекта мирового наследия. ВЫВОДЫ. Показаны различные подходы к установлению норм водоохранных зон для поверхностных водных объектов, регламентированных законодательством России и странами дальнего зарубежья. На примере особо охраняемого озера Байкал сделан вывод о неоднозначности требований к нормированию водоохранных зон, недостаточной исследованности влияния на них хозяйственной деятельности населения и необходимости разработки научно обоснованных подходов к установлению водоохранных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Белых Лариса Ивановна, Чеверикина Нина Тагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL WATER PROTECTION RULES FOR SURFACE WATER OBJECTS

PURPOSE. Pollution and exhaustion of water resources make us protect them. One of the solutions to this problem is development and implementation of legal rules for protecting water objects including regulatory and procedural acts. To decrease negative human impacts on water objects, it is necessary to create coastal areas governed by special legal rules. METHODS. The article compares the water legislation of the Russian Federation and legal acts regulating water protection zones in other foreign countries. RESULTS. The water legislation of Russia regulating water protection relations, protection of surface water objects, including shore, coastal lines, water protection zones is analyzed. Legal requirements to water protection zones in the Russian legislation are compared with the ones in foreign countries. Analysis of legal water protection zone border delimitation for Lake Baikal a specially protected water object of the world heritage is carried out. CONCLUSIONS. Various approaches to setting water protection standards for surface water objects regulated by the legislation of Russia and foreign countries are described. Based on the example of specially protected Lake Baikal, it is concluded that requirements to standards of water protection zones are ambiguous, the influence of economic activities on water protection zones are understudied. It is necessary to develop scientific approaches to water protection zones regulation.

Текст научной работы на тему «Правовые водоохранные нормы для защиты поверхостных водных объектов»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

Оригинальная статья / Original article УДК 502.55+574

DOI: http://dx.d0i.0rg/l0.21285/1814-3520-2018-3-98-111

ПРАВОВЫЕ ВОДООХРАННЫЕ НОРМЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПОВЕРХОСТНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

1 9

© Л.И. Белых1, Н.Т. Чеверикина2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

ЦЕЛЬ. Актуальность экологической проблемы загрязнения и истощения водных ресурсов ставит перед необходимостью их защиты. Одним из путей решения данной проблемы является создание и реализация правовой основы защиты водных объектов, включающей законодательство с системой нормативно-методических документов. В них актуальным мероприятием снижения негативного воздействия человека на водные объекты является формирование прибрежных территорий, для которых устанавливаются правовые нормы (правовой режим, норма, регламент) и их контроль. МЕТОДЫ. В работе проведен сравнительный анализ водного законодательства РФ и нормативно-правовых актов, регламентирующих водоохранные зоны для защиты поверхностных водных объектов в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. РЕЗУЛЬТАТЫ. Рассмотрено водное законодательство России, регулирующее водоохранные отношения, для защиты поверхностных водных объектов, в т.ч. береговой полосы, прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны. Выделены правовые требования к водоохранным зонам в российском законодательстве в сравнении со странами ближнего (СНГ) и дальнего зарубежья. Проведен анализ правового установления границ водоохранных зон озера Байкал как особо охраняемого водного объекта мирового наследия. ВЫВОДЫ. Показаны различные подходы к установлению норм водоохранных зон для поверхностных водных объектов, регламентированных законодательством России и странами дальнего зарубежья. На примере особо охраняемого озера Байкал сделан вывод о неоднозначности требований к нормированию водоохранных зон, недостаточной исследованности влияния на них хозяйственной деятельности населения и необходимости разработки научно обоснованных подходов к установлению водоохранных норм. Ключевые слова: водное законодательство, водоохранные отношения, поверхностные водные объекты, береговая полоса, водоохранная зона, озеро Байкал.

Информация о статье. Дата поступления 20 июля 2018 г.; дата принятия к печати 22 августа 2018 г.; дата он-лайн-размещения 28 сентября 2018 г.

Формат цитирования. Белых Л.И., Чеверикина Н.Т. Правовые водоохранные нормы для защиты поверхностных водных объектов // XXI век. Техносферная безопасность. 2018. Т. 3. № 3. С. 98-111. DOI: 10.21285/1814-35202018-3-98-111

LEGAL WATER PROTECTION RULES FOR SURFACE WATER OBJECTS

Larisa I. Belykh, Nina T. Cheverikina

Irkutsk National Research Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation

1

Белых Лариса Ивановна, доктор химических наук, профессор кафедры «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности», e-mail: belariv2000@yandex.ru

Larisa I. Belykh, Doctor of Chemistry, Professor of "Industrial Ecology and Health and Safety" Department, e-mail: belariv2000@yandex.ru

2Чеверикина Нина Тагировна, аспирант кафедры «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности», e-mail: nina38rus@mail.ru

Nina T. Cheverikina, Graduate Student of "Industrial Ecology and Health and Safety" Department, e-mail: nina38rus@mail.ru

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

PURPOSE. Pollution and exhaustion of water resources make us protect them. One of the solutions to this problem is development and implementation of legal rules for protecting water objects including regulatory and procedural acts. To decrease negative human impacts on water objects, it is necessary to create coastal areas governed by special legal rules. METHODS. The article compares the water legislation of the Russian Federation and legal acts regulating water protection zones in other foreign countries. RESULTS. The water legislation of Russia regulating water protection relations, protection of surface water objects, including shore, coastal lines, water protection zones is analyzed. Legal requirements to water protection zones in the Russian legislation are compared with the ones in foreign countries. Analysis of legal water protection zone border delimitation for Lake Baikal - a specially protected water object of the world heritage - is carried out. CONCLUSIONS. Various approaches to setting water protection standards for surface water objects regulated by the legislation of Russia and foreign countries are described. Based on the example of specially protected Lake Baikal, it is concluded that requirements to standards of water protection zones are ambiguous, the influence of economic activities on water protection zones are understudied. It is necessary to develop scientific approaches to water protection zones regulation.

Keywords: water legislation, water protection relations, surface water objects, shore water protection zone, Lake Baikal

Information about the article. Received on July 20, 2018; accepted for publication on August 22, 2018; available online on September 28, 2018.

For citation. Belykh L.I., Cheverikina N.T. Legal water protection rules for surface water objects. XXI vek. Tekhnosfer-naya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety, 2018, vol. 3, no. 3, pp. 98-111. DOI: 10.21285/1814-35202018-3-98-111. (In Russian)

Введение

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

В настоящее время в мире и в России существует проблема загрязнения и истощения водных ресурсов вследствие интенсивного антропогенного влияния в виде возрастающих объемов стоков и размещения твердых отходов, нерационального использования земель водоохранных территорий и других воздействий. Одним из путей решения данной проблемы является создание и реализация правовой основы защиты водных объектов, включающей законодательство с системой нормативно-методических документов. В них актуальным мероприятием снижения негативного воздействия человека на водные объекты является формирование прибрежных территорий, для которых устанавливаются правовые нормы (правовой режим, норма, регламент) и их контроль. Такой подход был развит еще в водном законодательстве СССР, детально рассмотренном в работе [1]. В связи с отделением республик Союза и принятием Конституции РФ в 1993 г. [2], устанавливающей широкие права частной собственности на природные ресурсы, возникли новые условия в области

использования и охраны водных объектов. В частности, с этого времени в стране отмечено массовое строительство домов, коттеджей, крупных сооружений на берегах рек, озер и других водоемов в населенных пунктах, на рекреационных территориях. При этом застройщиками, как правило, не соблюдаются требования водного законодательства, существующих правовых норм. Наблюдаемые нарушения во многом обусловлены многозначностью в определении границ водоохранных территорий, в часто изменяющихся нормах и в отсутствии должного контроля за их соблюдением. Так, в работах [3, 4] выявлены проблемы постановки существующих земельных участков, находящихся в водоохранных зонах, на кадастровый учет. В водном законодательстве преобладают геометрические водоохранные нормы. В меньшей степени изучены и учтены ландшафтно-гидрологи-ческие, физико-географические, почвенные, геоэкологические, биологические, социально-экологические права и нормы [5, 6].

VTK

ISNN 2500-1582

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

Целью работы был сравнительный анализ водного законодательства и нормативно-правовых актов, регламентирующих водоохранные территории для защиты по-

верхностных водных объектов в России (РФ) и в странах ближнего (СНГ) и дальнего зарубежья.

Результаты и их обсуждение

Водное законодательство. В России водное законодательство основывается на Водном кодексе РФ (ВК РФ [7]), регламенты которого регулируют водные отношения по использованию и охране водных объектов. Водные, в частности водоохранные отношения, формируют также кодексы: Земельный (ЗК РФ [8]); Лесной (ЛК РФ [9]); Градостроительный (ГК РФ [10]); Об административных правонарушениях (АПНК РФ [11]); Закон о кадастре [12]; Об особо охраняемых природных территориях [13], а также иные правовые документы РФ и ее субъектов.

Согласно ч. 4 ст. 1 ВК РФ, под водным объектом понимают водоем, водоток и любой другой объект, для вод которого характерны признаки водного режима: уровень, расход и объем воды, физико-географические и морфометрические показатели и др. В зависимости от режима ч. 2 ст. 5 ВК РФ выделяет поверхностные и подземные водные объекты. К поверхност-

ным водным объектам, которые рассматриваются в настоящей работе, относятся моря и их части (проливы, заливы, бухты); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники и снежники.

Поверхностный водный объект включает земли, занятые водой, так называемые «земли водного фонда». Порядок их использования определяется водным законодательством и ЗК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ водные объекты не относятся к недвижимому имуществу: формирование и образование земельного участка из земель, покрытых поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не допускается. Поверхностные воды и покрытые ими земли находятся в пределах береговой линии (граница водного объекта) (рис. 1).

Рис. 1. Граница поверхностного водного объекта и прилегающие к нему водоохранные полосы и зона Fig. 1. The border of a surface water object and adjacent water protection lines and zone

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

Для моря береговая линия определяется по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива. Для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера эта линия определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Водоохранные нормы в РФ. В целях сохранения и улучшения гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройства их прибрежных территорий устанавливаются зоны охраны водоемов. Упоминание о них появилось еще в Первом Водном кодексе РСФСР в 1972 году. История изменения и уточнения характеристик водоохранных зон в Водных кодексах 1995 г. [14] и 2006 г. [7] подробно рассмотрена в работе [1]. В действующем ВК РФ основными терминами, описывающими прилегающие к береговой линии поверхностного водного объекта территории, приняты «береговая полоса», «прибрежная защитная полоса», «водоохранная зона» (см. рис. 1).

Береговая полоса поверхностных

водных объектов (ч. 6 ст. 6 ВК РФ) - полоса земли вдоль береговой линии водного объекта, которая является территорией общего беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц (ЗК РФ [8]). Регламенты береговой полосы приведены в табл. 1.

Береговая полоса является общедоступной. Это означает, что каждый гражданин вправе пользоваться (без механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов для передвижения и пребывания около них. В то же время в границах береговых полос на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В пределах береговой полосы, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования запрещается приватизация земельных участков.

Таблица 1 Table 1

Нормы береговой полосы Shore standards

Водный объект Ширина береговой полосы, м

Реки, ручьи, озера, моря 20

Каналы, реки и ручьи, протяженностью от истока до устья менее 10 км 5

Болота, ледники, снежники, природные выходы подземных вод (родники, гейзеры) не определяется

ISNN 2500-1582

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

Прибрежная защитная полоса включает береговую полосу и представляет собой территорию, на которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 ВК РФ). Здесь действуют повышенные меры охраны, связанные с тем, что такие участки территории находятся в непосредственной близости от охраняемых водных объектов. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от водного объекта и уклона его берега (табл. 2).

Водоохранная зона, согласно ст. 65 ВК РФ, - территория, которая примыкает к

береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона включает прибрежную защитную и береговую полосы (см. рис. 1) и имеет регламентированную ширину в зависимости от вида водного объекта (табл. 3).

Таблица 2

Нормы прибрежных защитных полос

Table 2

Coastal protection lines standards_

Водный объект Ширина прибрежной полосы, м, при крутизне прилегающих склонов

обратный и нулевой уклон до 3-х градусов более 3-х градусов

Реки, озера, водохранилища 30 40 50

Реки, озера, водохранилища, имеющие особо ценное рыбохозяйственное значение 200

Таблица 3

Нормы водоохранных зон для поверхностных водных объектов

Table 3

Water protection zones standards for surface water objects_

Водный объект Ширина водоохраной зоны, м

Реки, ручьи протяженностью менее 10 км от истока до устья Совпадает с прибрежной защитной полосой

Реки, ручьи протяженностью до 10 км 50

Реки, ручьи протяженностью от 10 км до 50 км 100

Реки, ручьи протяженностью от 50 км и более 200

Озера более 0,5 км2 50

Моря 500

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

Согласно ч. 15 ст. 65 ВК РФ, в границах водоохранных зон запрещается хозяйственная деятельность и градостроительные изменения, влекущие за собой загрязнение и истощение водных объектов, а именно:

- использование сточных вод для удобрения почв;

- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

-движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в оборудованных местах;

- размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания;

- размещение хранилищ пестицидов и агрохимикатов и их применение;

- сброс сточных и дренажных, вод;

- разведка и добыча полезных ископаемых.

В границах водоохранных зон имеются прибрежные защитные полосы, на территориях которых еще дополнительно запрещаются:

- распашка земель;

- размещение отвалов размываемых грунтов;

- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей и ванн.

В ч. 16 ст. 65 ВК РФ определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным

законодательством, ГК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды [15]. Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов, понимаются:

- централизованные системы водо-отведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

- сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

- локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливо-моечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку до нормативов.

Государственный контроль за соблюдением требований законодательства осуществляется на всех этапах строительства при утверждении необходимой для осуществления строительства разрешительной документации. Однако законодатель предусматривает некоторые случаи, когда разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию для создания объекта недвижимости и возникновения права собственности на него не требуются. К таким объектам относятся индивидуальные жилые дома (до 1 января 2012 г.), садовые и дачные домики, индивидуальные гаражи. Не допускается размещение капитальных объектов недвижимости в пределах береговой полосы. При строительстве в лесах водоохранных территорий руководствуются дополнительными ограничениями, предусмотренными ЛК РФ [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Водоохранные зоны исключены из состава земель водного фонда (ст. 102 ЗК РФ). В то же время - это зоны с особыми условиями использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности. Установление зон не означает, что собственники земель лишаются каких-либо прав на данные земельные участки или то,

ISNN 2500-1582

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

что эти участки не могут быть объектами гражданско-правовых сделок. Согласно ст. 27 ЗК РФ, земельные участки в пределах водоохраной зоны и природной защитной полосы не изъяты из оборота и, значит, могут находиться в частной собственности. Однако владельцы этих земельных участков обязаны соблюдать специальный режим хозяйственной деятельности, нарушение которого влечет ответственность на основе действующего законодательства согласно АПНК РФ [11].

Правила установления на местности границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы поверхностных водных объектов регламентируются Постановлением Правительства [16]. Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных территорий. В соответствии с п. 4 Правил, установление границ включает в себя:

- определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы;

- описание границ зоны (полосы), их координат и опорных точек;

- отображение границ на картографических материалах;

- установление границ на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Определение ширины водоохранных территорий от соответствующей береговой линии зависит от места. Для водных объектов, расположенных за пределами населенных пунктов, ширина водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы устанавливается от соответствующей береговой линии, а для морей - от линии максимального прилива. В населенных пунктах и городах ширина зон и полос измеряется согласно условиям, приведенным в табл. 4.

Установление границ может осуществляться либо органами государственной власти субъектов РФ, либо Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами. Эти же органы обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии. Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе

Таблица 4

Ширина водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы в населенных пунктах

Table 4

Width of water protection zones and coastal protection lines in settlements_

Ширина водоохраной зоны Ширина прибрежной защитной полосы

при отсутствии набережной при наличии набережных и ливневой канализации при отсутствии набережной при наличии набережных и ливневой канализации

от береговой линии от парапета набережной от береговой линии совпадает с парапетами набережных

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр. Границы считаются установленными с даты внесения сведений о них в Единый государственный реестр (кадастр) недвижимости [12].

Установление водоохранных территорий и их кадастровый учет имеют ряд правовых неоднозначностей. Так, если в водоохранной зоне приватизация земельного участка возможна, то, в силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ, участки в пределах береговой полосы приватизации не подлежат, а для прибрежных защитных полос в законодательстве отсутствуют указания на необходимость их государственного кадастрового учета. Также законодательство не определяет порядок установления границ береговой полосы и ее кадастрового учета ни самостоятельно, ни в составе водоохранной зоны. Следует отметить, что отношения по использованию и охране земель в пределах водоохранных зон являются земельными отношениями (п. 1 ст. 3 ЗК РФ). Главное, что земельные участки в пределах водоохранных зон не изымаются из хозяйственного оборота, хозяйственная деятельность на них не запрещена, она лишь ограничена. Законодательство устанавливает запреты на совершение определенного вида деятельности в рамках разрешенного вида использования. Нарушители требований, установленных ст. 65 ВК РФ, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 8.13 АПНК РФ [11].

Водоохранные нормы в странах СНГ и мира. Правовые водоохранные нормы в странах СНГ базируются на документах бывшего СССР и во многом близки к современным регламентам РФ. Сравнительная оценка водного законодательства и водоохранных отношений в этих и других зарубежных странах подробно дана в работе [1]. Отмечено, что в индустриально развитых США, Канаде, Германии и др. законодательство не прописывает обязательные

требования по установлению водоохранных границ. Обычно [17-19] охранные территории («прибрежная зона», «береговая полоса», «проблемные участки среды» и др.) формируются с учетом возможных негативных воздействий на водный объект. При этом приоритет имеют природоохранные мероприятия, связанные с очисткой водных объектов и созданием механизма компенсации экологического ущерба в прибрежной зоне. Для этого созданы: Правительственная программа компенсационного механизма восстановления почв и водных ресурсов (США); механизм экономической компенсации ущерба для бассейна рек Эльба (Германия) и Дунцзян (Китай); Программа финансирования лесонасаждения в верховьях рек (Коста-Рика) [20, 21].

Для решения проблемы охраны вод в США существует Национальная система «нетронутых и живописных рек», включающая закон «о диких и живописных реках» от 2 октября 1968 г. [22]. По состоянию на 2018 год, существующая система защищает 208 рек, а это 12 734 миль. В 48 штатах страны для рек определены водоохранные границы, равные одной четверти мили, т.е. около 400 метров. На Аляске они составляют половину мили, т.е. около 800 метров. Всего на Аляске около 365 000 миль рек, из которых примерно 1% определены как «нетронутые и живописные». Нетронутые - это реки или участки рек, вообще недоступные, кроме как по тропе. Живописные районы рек - те, которые с береговыми линиями или водоразделами по-прежнему в основном нетронутые, а береговые линии в значительной степени неразвиты, но доступны в определенных местах по дорогам. Существуют еще рекреационные реки - они развиты вдоль береговых линий и доступны по автомобильным или железным дорогам. Законы США не дают федеральному правительству контроль над частной собственностью. Отдых, жилищное строительство, сельскохозяйственное освоение и другие виды использования возможны. Защита

ISNN 2500-1582

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

водных объектов обеспечивается за счет добровольного управления землевладельцами и пользователями, а также посредством регулирования и программ государственных и местных органов.

В Канаде существует Программа «Национальные парки исторических и рекреационных рек»; согласно этой Программе повышены требования к водоохранным мероприятиям на территориях и особенно к озерам Онтарио, Эри и побережью Атлантического океана. В Австралии вопросы охраны вод и качества воды в водоемах решаются на уровне штатов, которым принадлежат русла и берега рек, а важные водные объекты и прилегающие к ним территории объявлены правительством национальными парками. В Швеции под охрану взята прибрежная полоса водоемов в их подводных и надводных частях.

Главные подходы охраны вод в зарубежном законодательстве - это обеспечение эффективной хозяйственной деятельности с сохранением окружающей среды и экономической компенсацией за причиненный ущерб.

Водоохранные зоны особо охраняемых поверхностных водных объектов РФ (на примере озера Байкал). Водные объекты, имеющие особое значение (природное, рекреационное, культурное и др.), признаются особо охраняемыми водными объектами на природных территориях (ст. 66 ВК РФ). Они решением государственного и международного права подвергаются, частично или полностью, изъятию из хозяйственного пользования. Поэтому для данных объектов может быть установлен режим особой водной охраны [23]. Ярким примером является история установления границ водоохранных зон для озера Байкал, которое международной Конвенцией 1972 года [24] и международным комитетом ЮНЕСКО в 1996 году было объявлено Всемирным наследием. В связи с этим Россия начала создавать законодательную базу по

нормированию и контролю состояния озера на Байкальской природной территории [2527], в частности границы водоохранных зон [28, 29]. В первую очередь режим особой охраны и границы территорий, в пределах которой расположено озеро Байкал, устанавливаются в соответствии с основным законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях [13] и «Об охране озера Байкал» [25]. На основе положений этих законов создана Байкальская природная территория (БПТ), для которой определены границы и три экологические зоны вокруг Байкала: центральная зона (ЦЗ); зона атмосферного влиянии (ЗАВ); буферная зона (БЗ) (рис. 2, [26]).

Согласно принятым законам, водоохранная зона для Байкала в центральной зоне была определена как суша на расстоянии 500 м от береговой линии озера. Это превышало общепринятую норму в 200 м [7] и соответствовало норме, принятой для морей и океанов. В Постановлении Правительства 2001 года [27] был утвержден перечень видов деятельности, запрещенных на территории центральной зоны БПТ. Однако в результате активного развития хозяйственной деятельности вблизи прибрежных зон озера Правительство в 2015 году [28] утверждает новые границы водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал, совпадающие с границей центральной зоны. Это дает увеличение охранной зоны местами до 140 км и приводит к резкому количеству запретов для жителей. На эту территорию попадает 159 населенных пунктов с населением около 130 тысяч человек, 167 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, 40 мест размещения твердых коммунальных отходов, около 40 кладбищ, 28 автозаправочных станций. Под запретом оказываются передвижение и стоянки автотранспорта, строительство, захоронение людей и другие виды деятельности человека.

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

Рис. 2. Карта-схема экологических зон Байкальской природной территории: ЦЗ - Центральная зона; БЗ - Буферная зона;

ЗАВ - зона атмосферного влияния Fig. 2. Schematic map of ecological zones of the Baikal natural territories: CZ - Central zone; BZ - Buffer zone; ZAI - a zone of atmospheric influence

Возникшие противоречия между правовыми нормами и условиями жизнедеятельности людей приводят к новой попытке скорректировать границы водоохранных зон. Принимается новое Распоряжение Правительства от 26 марта 2018 г. [29] о том, что в населенных пунктах водоохранная зона будет сокращена до 200 метров. В документе представлены координаты границ в геодезической системе ^ОБ-84): для территории Республики Бурятия - 7585 точек, территории Иркутской области - 2510 точек. Согласно новым изменениям, граница уменьшается в разы: действующая площадь водоохранной зоны озера Байкал составит 5,9 тыс. км2 по сравнению с предыдущей в 57,2 тыс. км2. С одной сто-

роны, это откроет возможности для хозяйственной деятельности на берегах Байкала, с другой - приведет к тому, что на определенных территориях не будет действовать перечень запрещенных видов деятельности, например, добычи полезных ископаемых.

На приведенном примере озера Байкал видна неопределенность реализации постоянно изменяющихся водоохранных норм РФ. Требуются научно обоснованные решения, возможно, включающие, по опыту зарубежных стран, в первую очередь внедрение природоохранных мероприятий и контроль состояния объектов прибрежных территорий.

Том 3, № 3 2018 Vol. 3, no. 3 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

Заключение

Систематизация и анализ водного законодательства Российской Федерации показали достаточно развитую систему водоохранных отношений, регламентирующих нормы защитных зон и полос на прибрежных территориях поверхностных водных объектов. Существующий подход установления метрических охранных границ, в пределах которых действуют различные запреты хозяйственной и иной деятельности, в зарубежной правовой практике применим только для нетронутых, живописных и культурно-исторических водных объектов. Для других объектов большее внимание уделяется конкретным природоохранным мероприятиям, касающимся очистки вод, предотвращения их загрязнения и истощения, экономической компенсации ущерба. Данный зарубежный подход может быть

более результативным, например, для рассмотренного особо охраняемого озера Байкал. Для него последние двадцать лет водоохранные нормы менялись несколько раз. При этом рост антропогенной нагрузки, недостаточность исследований их влияния на объекты Байкала и контроля не решают проблему сохранения уникального озера. Поэтому целесообразными могут быть изменения действующих правил, разработанных на основе надежных исследований и контроля. Целесообразно законодательно отрегулировать возможность и обязанность органов власти и местного самоуправления проектировать хозяйственные объекты без экологического ущерба для прибрежных зон. Необходимо обеспечить и усилить поддержку научных исследований и мониторинга состояния озера Байкал.

Библиографический список

1. Сатдаров А.З. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в законодательных системах России и мира // Вестник Удмуртского университета. 2015. Т. 25. № 4. С. 35-44.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

3. Колесова О.Н. Правовой режим водоохранной зоны // Журнал российского права. 2012. № 4. С. 50-57.

4. Сиваков Д.О. Правовой режим земель водного фонда. М. Наука, 2004. С. 165-191.

5. Владимиров А.М. Гидрологические аспекты проектирования водоохранных зон водных объектов // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2006. № 2. С. 125-129.

6. Покровский Д.С., Кузеванов К.И. Гидрогеологические проблемы строительного освоения территории Томска. Новосибирск: Обский вестник, 2008. С. 96-104.

7. Водный кодекс РФ: ФЗ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

8. Земельный кодекс РФ: ФЗ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

9. Лесной кодекс РФ: ФЗ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: www.document/cons_doc_LOW/ (12.05.2018).

10. Градостроительный кодекс РФ: ФЗ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ч. 1. Ст. 16.

11. Кодекс РФ об административных правонарушениях: ФЗ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1.

12. О государственном кадастре недвижимости: ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: www.document/cons_doc_LOW/ (12.05.2018).

13. Об особо охраняемых природных территориях: ФЗ от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: www.document/cons_doc_LOW/ (12.05.2018).

14. Водный кодекс РФ: ФЗ от 16.11.1995 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.

15. Об охране окружающей среды: ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

16. Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 3. Ст. 415.

17. Williamson R., Walker L., Klamut J. Delineating

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

surface water sources and protection zones, 2001, 4 p. Available at: https://ru.wikipedia. org/wiki/ (accessed on May 12, 2018).

18. Walcher M., Bormann H. On the transferability of the concept of drinking water protection zones from EU to Latin America countries. Springer Science + Business Media Dordrecht, 2015, 20 p.

19. Water protection areas. Swedish Environmental Protection Agency: Handbook 2003: 6 with accompanying general guidelines, 2003, 97 p.

20. Кун Фаньбинь, Ли Чжимэн. Механизм экологической компенсации в водоохранной зоне (на примере реки Дунцзян) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 3 (39). С. 180-190.

21. Kong Fanbin, Li Zhimeng. Ecological Compensation Mechanism in Water Conservation Area: A Case Study of Dongjiang River, Article, 2015.

22. Public Law 90-542, 16 USC 1271 etseq. Available at: https://ru.wikipedia. org/wiki/ (accessed on May 12, 2018).

23. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» [Электронный ресурс]. URL: www.document/cons_doc_LOW/ (12.05.2018).

24. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972 г.). Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М.: Юридическая литература, 1993. С. 290.

25. «Об охране озера Байкал». ФЗ РФ от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2220. (Часть 7 в ред. ФЗ от 28.06.2014 № 181 -ФЗ).

26. Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 1641-р «Об утверждении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 49. Ч. 2. Ст. 5256.

27. Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. № 643 (ред. от 02.03.2015 г.) «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 37. Ст. 3687.

28. Распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2015 г. № 368-р «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 11. Ст. 1644.

29. Распоряжение Правительства РФ от 26 марта 2018 г. № 507-р «О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 368-р» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 14 Ст. 2015.

References

1. Satdarov A.Z. Vodoohrannye zony i pribrezhnye zashchitnye polosy v za-konodatel'nyh sistemah Rossii i mira [The water protection zones and coastal protective strips in the legislative systems of Russia and the world]. Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of the Udmurt university], 2015, no. 4, pp. 35-44. (In Russian)

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsen-arodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda [Constitution of the Russian Federation. It is accepted by national vote on December 12, 1993]. Sobraniye za-konodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2009, no. 4, st. 445. (In Russian)

3. Kolesova O.N. Pravovoj rezhim vodoohrannoj zony [Legal regime of the water protection zone]. Zhurnal rossijskogo prava [Magazine of Russian law], 2012, no. 4, pp. 50-57. (In Russian)

4. Sivakov D.O. Pravovoj rezhim zemel' vodnogo fonda [Legal regime of lands of water fund]. Moscow, Nauka Publ., 2004, pp. 165-191. (In Russian)

5. Vladimirov A.M. Gidrologicheskie aspekty proektiro-vaniya vodoohrannyh zon vodnyh ob"ektov [Hydrologi-cal aspects of design of the water protection zones of water objects]. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudar-stvennogo gidrometeorologicheskogo universiteta [Sci-

entific notes of the Russian state hydrometeorological university], 2006, no. 2, pp. 125-129. (In Russian)

6. Pokrovskij D.S., Kuzevanov K.I. Gidrogeologicheskie problemy stroitel'nogo osvoeniya territorii Tomska [Hy-drogeological problems of construction development of the territory of Tomsk]. Novosibirsk, Obskij vestnik Publ., 2008, pp. 96-104. (In Russian)

7. Vodnyj kodeks RF: FZ ot 03.06.2006 g. № 74-FZ [Water code of the Russian Federation: Federal Law from 6/3/2006 of No. 74-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2006, no. 23, st. 2381. (In Russian)

8. Zemel'nyj kodeks RF: FZ ot 25.10.2001 g. № 136-FZ [Land code of the Russian Federation: Federal Law from 10/25/2001 of No. 136-FZ]. Sobranie za-konodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2001, no. 44, st. 4147. (In Russian)

9. Lesnoj kodeks RF: FZ ot 04.12.2006 g. № 200-FZ [Forest code of the Russian Federation: Federal Law from 12/4/2006 of No. 200-FZ]. Available at: www.document/cons_doc_LOW/ (accessed on May 12, 2018).

10. Gradostroite'nyj kodeks RF: FZ ot 29.12.2004 g. №

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

190-FZ [Town-planning code of the Russian Federation: Federal Law from 12/29/2004 of No. 190-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2005, no. 1, part 1, st. 16. (In Russian)

11. Kodeks RF ob administrativnyh pravonarusheniyah: FZ ot 30.12.2001 g. № 195-FZ [The code of the Russian Federation about administrative offenses: Federal Law from 12/30/2001 of No. 195-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2002, no. 1, part 1, st. 1. (In Russian)

12. O gosudarstvennom kadastre nedvizhimosti: FZ ot 24.07.2007 g. № 221-FZ [About the State Immovable Property Cadastre: Federal Law from 7/24/2007 of No. 221-FZ]. Available at: www.document/cons_doc_LOW/ (accessed on May 12, 2018).

13. Ob osobo ohranyaemyh prirodnyh territoriyah: FZ ot 14.03.1995 g. № 33-FZ [About especially protected natural territories: Federal Law from 3/14/1995 of No. 33-FZ]. Available at: www.document/cons_doc_LOW/ (accessed on May 12, 2018).

14. Vodnyj kodeks RF: FZ ot 16.11.1995 g. № 167-FZ [Water code of the Russian Federation: Federal Law from 11/16/1995 of No. 167-FZ]. Sobranie za-konodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1995, no. 47, st. 4471. (In Russian)

15. Ob ohrane okruzhayushchej sredy: FZ ot 10.01.2002 g. № 7-FZ [About environmental protection: Federal Law from 1/10/2002 of No. 7-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2002, no. 2, st. 133. (In Russian)

16. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10 yanvarya 2009 g. № 17 «Ob utverzhdenii Pravil ustanovleniya na mestnosti granic vodoohrannyh zon i granic pribrezhnyh zashchitnyh polos vodnyh ob"ektov» [Resolution of the Government of the Russian Federation of January 10, 2009 No. 17 "About the approval of Rules of establishment on the area of borders of the water protection zones and borders of coastal protective strips of water objects"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2009, no. 3, st. 415. (In Russian)

17. Williamson R., Walker L., Klamut J. Delineating surface water sources and protection zones, 2001, 4 p. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed on May 12, 2018).

18. Walcher M., Bormann H. On the transferability of the concept of drinking water protection zones from EU to Latin America countries. Springer Science + Business Media Dordrecht, 2015, 20 p.

19. Water protection areas. Swedish Environmental Protection Agency: Handbook 2003: 6 with accompanying general guidelines, 2003, 97 p.

20. Kun Fan'bin', Li Chzhimehn. Mekhanizm ehko-

logicheskoj kompensacii v vodoohrannoj zone (na pri-mere reki Dunczyan) [The mechanism of ecological compensation in the water protection zone (on the example of the Dongjiang River)]. Ehkonomicheskie i so-cial'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, tendencies, forecast], 2015, no. 3, pp. 180-190. (In Russian)

21. Kong Fanbin, Li Zhimeng. Ecological Compensation Mechanism in Water Conservation Area: A Case Study of Dongjiang River, Article, 2015.

22. Public Law 90-542, 16 USC 1271 etseq. Available at: https://ru.wikipedia. org/wiki/ (accessed on May 12, 2018).

23. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19 fevralya 2015 g. № 138 «Ob utverzhdenii Pravil sozdaniya ohrannyh zon otdel'nyh kategorij osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij, ustanovleniya ih granic, opredeleniya rezhima ohrany i ispol'zovaniya zemel'nyh uchastkov i vodnyh ob"ektov v granicah takih zon» [Resolution of the Government of the Russian Federation of February 19, 2015 No. 138 "About the approval of Rules of creation of security zones of separate categories of especially protected natural territories, establishments of their borders, definitions of the mode of protection and use of the land plots and water objects in borders of such zones"]. Available at: www.document/cons_doc_LOW/ (accessed on May 12, 2018).

24. Konvenciya ob ohrane Vsemirnogo kul'turnogo i prirodnogo naslediya (Parizh, 1972 g.). Svod norma-tivnyh aktov YUNESKO [Convention on protection of the World cultural and natural heritage (Paris, 1972). Set of regulations of UNESCO]. Moscow, Yuridicheskaya literature Publ., 1993, p. 290. (In Russian).

25. «Ob ohrane ozera Bajkal». FZ RF ot 01.05.1999 g. № 94-FZ. ["About protection of Lake Baikal". The Federal Law of the Russian Federation from 5/1/1999 of No. 94-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1999. № 18. St. 2220. (Chast' 7 v red. FZ ot 28.06.2014 № 181-FZ) [(Part 7 in the editorial office Federal Law from 6/28/2014 No. 181-FZ)]. (In Russian)

26. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27 noyabrya 2006 g. № 1641-r «Ob utverzhdenii granic Bajkal'skoj prirodnoj territorii i ee ehkologicheskih zon» [The order of the Government of the Russian Federation of November 27, 2006 No. 1641-r "About the statement of borders of the Baikal natural territory and its ecological zones"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2006, no. 49, part. 2, st. 5256. (In Russian)

27. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 avgusta 2001 g. № 643 (red. ot 02.03.2015 g.) «Ob utverzhdenii perechnya vidov deyatel'nosti, zapreshchennyh v cen-tral'noj ehkologicheskoj zone Bajkal'skoj prirodnoj territorii» [The resolution of the Government of the Russian

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND ENVIRONMENT PROTECTION

Federation of August 30, 2001 No. 643 (edition from 3/2/2015) "About the approval of the list of the kinds of activity forbidden in the central ecological area of the Baikal natural territory"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2001, no. 37, st. 3687. (In Russian) 28. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 5 marta 2015 g. № 368-r «Ob utverzhdenii granic vodoohrannoj i ry-boohrannoj zon ozera Bajkal» [The order of the Government of the Russian Federation of March 5, 2015 No. 368-r "About the statement of borders of the water preserving and fish conservation of zones of Lake Baikal"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of

Критерий авторства

Белых Л.И., Чеверикина Н.Т. имеют равные авторские права. Чеверикина Н.Т. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

the legislation of the Russian Federation], 2015, no. 11, st. 1644. (In Russian)

29. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 26 marta 2018 g. № 507-r «O vnesenii izmenenij v prilozhenie k rasporyazheniyu Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 5 marta 2015 g. № 368-r» [The order of the Government of the Russian Federation of March 26, 2018 No. 507-r "About modification of the annex to the order of the Government of the Russian Federation of March 5, 2015 No. 368-r"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2018, no. 14, st. 2015. (In Russian)

Contribution

Belykh L.I., Cheverikina N.T. have equal author's rights. Cheverikina N.T. bears responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

ISNN 2500-1582

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.