Научная статья на тему 'Правовые условия инвестиций в экономике нововведений'

Правовые условия инвестиций в экономике нововведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА / РЕАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ / INNOVATION / ECONOMY / REAL ECONOMIC CYCLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцев Николай Михайлович

Показаны особенности инновационной экономики. Предложена концепция реальных экономических циклов, включая инновационный, и исходя из нее выведены типы экономик, образующиеся на основе реальных циклов. Представлен опыт США по правовым мерам создания инновационной экономики. Предлагается создать в России научно-инженерно-технолого-математическую образовательную коалицию по типу американской коалиции STEM, урегулировав законом ее статус как государственно-общественного объединения, участвующего в выработке предметной политики для средней и высшей школ, послевузовского образования, экспертизы научных трудов и диссертаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR INVESTMENTS INTO INNOVATION

Particulars of innovative economy are shown. The author proposes a concept of real economic cycles, including innovation, and deduces new types of economy based on such real cycles. He presents the American experience in creating a legal framework for the innovative economy. The author also proposes a creation of scientific-technological-engineering-mathematical coalition in Russia to mimic that of an American STEM coalition, legislate its status as a governmental-civil association, which would participate in developing course curriculum agenda for both middle and high schools, post graduate education, expert certification of scientific papers and dissertations.

Текст научной работы на тему «Правовые условия инвестиций в экономике нововведений»

УДК 336.6

Правовые условия инвестиций в экономике нововведений

Показаны особенности инновационной экономики. Предложена концепция реальных экономических циклов, включая инновационный, и исходя из нее выведены типы экономик, образующиеся на основе реальных циклов. Представлен опыт США по правовым мерам создания инновационной экономики. Предлагается создать в России научно-инженерно-технолого-математическую образовательную коалицию по типу американской коалиции STEM, урегулировав законом ее статус как государственно-общественного объединения, участвующего в выработке предметной политики для средней и высшей школ, послевузовского образования, экспертизы научных трудов и диссертаций.

Ключевые слова: инновации; экономика; реальные экономические циклы.

Particulars of innovative economy are shown. The author proposes a concept of real economic cycles, including innovation, and deduces new types of economy based on such real cycles. He presents the American experience in creating a legal framework for the innovative economy. The author also proposes a creation of scientific-technological-engineering-mathematical coalition in Russia to mimic that of an American STEM coalition, legislate its status as a governmental-civil association, which would participate in developing course curriculum agenda for both middle and high schools, post graduate education, expert certification of scientific papers and dissertations.

Key words: innovation; economy; real economic cycles.

Понятие инновационной экономики

Хотя вся история человечества — это история инвестиций, но понятие инновационной экономики (экономики нововведений) стало актуальным для некоторых стран лишь в последней четверти ХХ века. Экономика нововведений, или инновационная экономика, создается правом, точнее определенным качеством права, по которому государственная власть, высокообразованные профессиональные сообщества и бизнес становятся равноправными партнерами, служат друг другу, налагают друг на друга исполняемые обязательства.

Для этого каждая конкретная профессия образуется как общественная организация членов-лицензиатов, принятых по результатам квалификационных экзаменов [1, с. 92, 109] и доказанного успешного практического опыта в ней, в статусе администра-

тивно-правового союза, управляемая Советом профессии (избираемым или назначаемым), издающим обязательные для исполнения членами профессии административные акты, которые, например в США, включаются в Федеральный регистр административных актов США, состоящий ежегодно из многих десятков тысяч страниц [1, с. 98-101]. Административно-правовой статус профессии влечет по закону обязанность нанимателя, публичного или частного, назначать на ответственные должности исключительно членов профессии. Статус членов в профессии ранжирован по результативному профессиональному опыту и знаниям. Лиц высшего профессионального ранга — инженера — в США меньше, нежели лиц, имеющих ученую степень доктора инженерных наук. В зависимости от опасности управляемого или возводимого объекта наниматель обязан назначать на ответственные должности

Казанцев

Николай

Михайлович

д-р юрид. наук, канд. экон. наук, профессор, руководитель Центра экономико-правовых проблем государственного и муниципального управления Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Инновационная экономика -это создание и эффективное потребление новых фундаментальных знаний в виде новых вещей

с правом принятия решении членов профессии не ниже установленного ранга. Решения, принимаемые такими профессионалами, которые называются также ключевым персоналом, являются содержательно императивными даже для возглавляющего орган публичной власти политика или владельца фирмы, особенно если такой начальник сам не является членом профессии, связанной с профилем возглавляемой им фирмы. Профессии в качестве общественных организаций с ранжированным членством и административно-правовым статусом образуют гражданское общество страны, имея большее значение для эффективных экономики и управления, нежели политические партии. Отечественные саморегулируемые организации должны по своему статусу и значению достичь такого же уровня, которое имеют административно-правовые союзы профессий в развитых странах западной цивилизации.

В течение 15 лет СССР безуспешно пытался создать экономику нововведений. Принимавшиеся правовые документы не соответствовали пафосу разговоров о научно-технических прогрессе и революции. Но дальше принудительных нововведений знаний в оружие дело не шло.

Инновационная экономика — это создание и эффективное потребление новых фундаментальных знаний в виде новых вещей. В ней каждый товар — это новое знание, введенное в вещь и в связанные с ней услуги обеспечения потребления. Инновационная экономика — это инновационный цикл введения знаний в конструирование вещей и отношений и их реализацию, доставляющую прибыль каждому из лиц, исполняющему его стадии от научных исследований и образования до сервисного обслуживания эксплуатации нововведений таким образом, что процессы на каждой из стадий развиваются и реализация каждой из стадий ускоряется с каждым нововведением и длительность этого цикла сокращается.

Типы экономик

Для пояснения представим теорию реальных экономических циклов. Каждый тип экономики образуется последовательностью стадий из практик однотипных действий людей. Каждому типу экономики свойствен свой цикл. Первобытные хозяйства были дорыночными и потому не имели общественного характера. Стадные охота и собирательство имели только технологический, еще не экономический, цикл: добыча — распределение — потребление — добыча... Стадо всегда имело вожака, вождь распределял плоды скудного производства и правил. Власть создавала стадо, но не могло создать ни общества, ни экономики. Общество возникает в случае, если оно обретает определенную свободу от властвующей силы. Простейший и первый исторический экономический цикл образуется в случае, если возникает рыночный обмен: добыча — распределение — обмен — потребление — добыча.

Следующий этап развития и новый второй цикл: добыча — распределение — обмен — производство — обмен — потребление. Общество складывается из не зависимых друг от друга и лично от власти людей. Рынок, конкуренция и обмен создают общество и экономику. Такая возможность возникает в случае, если избытки производства создают промышленность как промыслы, работающие на рынок.

Новый третий цикл: добыча — промышленность — торговля — рынок — обмен — потребление. Стадия добычи природных благ и знаний1 в любой экономике всегда будет первой стадией цикла. И те и другие обязаны своим происхождением природной среде — Земле или мозгу. Когда в будущей суперинновационной экономике производство перейдет на замкнутый цикл переработки отходов в полезные блага, оно останется в

1 Ср.: «Поэзия та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды».— В. В. Маяковский. «Разговор с фининспектором о поэзии». URL: http://az.lib. ru/m/majakowskij_w_w/text_0890.shtml.

энергозависимости от природы. Но если в этом цикле редко какое новое знание получает промышленную реализацию, то добытое сырье используется регулярно. В третьем цикле правит бизнес специализированного предпринимательства лиц на каждой стадии этого цикла — от шахты, скважины, завода и фермы до автомастерской, ресторана и обслуживания домохозяйства. Здесь специализация фирм на стадиях развивается в той мере, в какой национальное право способно различать деловые практики на разных стадиях цикла и устанавливать им надлежащие правомочия и обязанности.

Появляется четвертый инженерный цикл: добыча — инженерное конструирование (инжиниринг) — промышленность — торговля — рынок — обмен — потребление — обслуживание эксплуатации. Каждый новый для рынка продукт — результат новоинженерного конструирования, реализующего в вещи какие-либо знания из естественных наук. Но добытые знания редко и случайно реализуются экономически. Бизнес на науке и образовании на этом цикле еще невозможен.

Консолидация знаний по отраслям науки посредством научных парадигм по замыслу американского физика и философа Томаса Куна [2] позволяет перейти от инженерного экономического цикла к пятому научно-образовательно-инженерному, или собственно инновационному циклу: добыча знаний — наука (консолидация знаний) — образование — инжиниринг — промышленность — торговля — рынок — обмен — потребление — обслуживание эксплуатации.

Далее появляются новые для рынка типы продуктов — финансовые, это кредиты и иные финансовые инструменты. Каждую стадию цикла отправляет ее специалист — ученый, инженер, торговец, банкир, ресторатор, домоправитель. Государство перестает быть правителем, становится правилоблюстителем. Прави-лоустановителем становится парламент, состоящий из представителей тех дело-

вых интересов, которые имеют политическое и стратегическое значение. Но главным продуктом конструирования и дизайна становятся сами организации, исполняющие стадии экономического цикла — университеты, НИИ, КБ, заводы, торговые дома, банки, рекреационные фирмы, школы, университеты, некоммерческие организации, фонды, наконец, политические партии.

В учреждениях образования, НКО, политических партиях конструируются и вырабатываются новый человек, его новые потребности и новые социумы. Гуманитарные науки впервые в истории обретают дизайнерское, ингенеративное, то есть инженерное, значение.

Всякая новация приравнивает устаревшее к отходам. Начиная с инженерного цикла, возникает, с одной стороны, промышленность переработки отходов и с другой — ретроэкономика как явление экономической реализации устарелых и отсталых форм жизни, культуры, промышленности, бизнеса, науки, политической практики, власти. В качестве системного явления появляются утилизационные сообщества — секты, монотипные меньшинства, ретрополитичес-кие партии, безнадежные оппозиционные сообщества. Общества и государства разделяются на типы в зависимости от способа использования гуманитарного знания для управления и развития. Выделяются ретрообщества и инновационные общества. В ретрообществах гуманитарные знания используются как средство упрощения управления и ограничения свободы граждан при обеспечении свободы власти. Гуманитарные идеи устанавливаются в качестве предметов культов, утрачивая рациональность для исповедующих (как это было в СССР). В инновационных обществах гуманитарные науки конструируют новые типы и способы свободы и создают для них правила, но их идеи не образуют предмета культа.

Ретрообщества подражают инновационным обществам, заимствуют из них новые формы, инженерные

В СССР в 1991 году было подано 190 тыс. заявок на изобретения, а в России в прошлом году -только 22 тыс.

Сегодня в России выпускается менее 1% инновационной продукции,хотя в Финляндии -более 30% таких изделий, в Италии, Португалии, Испании - от 10% до 20%

и социальные, которые уже освоены и, очевидно, полезны для инноваторов. Однако эти новые формы, не имея в качестве базы соответствующее им и порождающее их развитие основание в виде человеческих качеств [3] и личностей, могут базироваться исключительно на так называемых каргокультах2 этих форм права, институтов, человеческих ценностей. Каргокультовые заимствования правовых форм не были столь бессмысленны и очевидны, как с упомянутыми в ссылке каргокультами самолетов, и потому длительное время не привлекали к себе внимания. Ретро-типические общества вызывают образование контркультурных сообществ, исповедующих в качестве альтернативы ценностям традиционной культуры каргокульты инженерных и социальных заимствований продуктов, проектов, правовых институтов из инновационных обществ. Эти каргокультовые «новаторы» могут представляться в ретрообществах носителями прогресса и получать правовые возможности для совершения своих каргокультовых реформаций, например каргодемок-ратическая реформация в России в 1990-е годы XX века. Конечно, толика пользы от таких реформ имеется, поскольку само ретрообщество подвергается некоторой модернизации. Однако вследствие дорационального, а именно культового отношения такие заимствования не влекут тех эффектов развития и пользы, какие они предоставляют инновационным обществам.

2 Собственно каргокульты — культы привезенной как явление культуры — обнаружились в годы Второй мировой войны, когда меланезийцы впервые увидели самолеты, стали копировать их формы из веток и листьев и устанавливать в качестве культовых сооружений на построенных ими подобиях аэродромов с деревянными антеннами. Согласно каргокультам западные товары (карго, от англ. груз) созданы духами предков, предназначены для меланезийского народа, а белые люди нечестным путем получили контроль над этими предметами.

История каргокультовых заимствований в России обширна, включая догму Россия — Третий Рим, затем идеи К. Маркса, позже демократии. В итоге нынешняя идеология сочетает в себе каргокуль-товое отношение к власти, правящей партии, бизнесу и предпринимателю.

Экономика нынешней России оказалась еще дальше от превращения в инновационную, нежели экономика Советского Союза. Так, в СССР в 1991 году было подано 190 тыс. заявок на изобретения, а в России в прошлом году — только 22 тыс. По данным Центра исследований и статистики науки, только 5-6% российских промышленных предприятий ведут разработку и внедрение технологических инноваций. В конце 1980 годов таких предприятий было 60-70%.

Как пишет профессор В. Е. Лепский, Россия продолжает отставать от развитых стран, более того, этот разрыв увеличивается. Сегодня в России выпускается менее 1% инновационной продукции, хотя в Финляндии — более 30% таких изделий, в Италии, Португалии, Испании — от 10% до 20%. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией уже в течение ряда лет не превышает 0,3-0,5%. Для сравнения: доля США — 36%, Японии — 30%, Германии- 17%, Китая — 6% [4, с. 170]. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе у США — 2,7%, Японии, Швеции, Израиля 3,5-4,5% ВВП, у России — менее 1% ВВП [5, с. 7-8]. Сегодня бюджет одного хорошего западного университета равен бюджету всей РАН [6].

Современный рынок — это конкуренция нововведений. В тех отраслях и странах, где нет своих нововведений, инновации приходят извне, причем те, которые устарели для инновационных экономик и рынков, но современны для данной ретроэкономики. Они легко вытесняют с ее рынка предшествующие староинновации и монопольно правят этим ретрорынком. Поэтому фактически в малоинновационных странах нет ни рынка со свободной конкуренцией, ни

конкурентоспособности. Факт вытеснения свободной монополистической конкуренции был обоснован как следствие дифференциации продукции нововведениями еще в докторской диссертации Э. Чемберлена, защищенной в Гарвардском университете в 1927 году [7].

Это положение приобрело правовое значение с момента, как в США в течение последнего 7-летия были приняты федеральные законы с одинаковыми краткими официальными названиями, переводимыми как «Америка конкурирует» (America competes...). Полные названия этих нормативных документов включают эти слова и конкретизируют их применительно к регулируемым экономическим институтам, государственным органам, общественным организациям. Законы настолько конкретны в своем прямом действии, что есть основания говорить, что в них Конгресс США фактически обязывает правительство содействовать инновационному развитию страны на каждом конкретном этапе инновационного цикла — от финансирования фундаментальных исследований Национальной академии наук США и университетов до производственных инноваций. Инвестору компенсируются расходы на инвестиции в инновации в полном объеме посредством так называемых налоговых вычетов, которые тем самым становятся вовсе не компенсацией налоговых платежей, а компенсацией расходов на инновационные инвестиции в полном объеме. Более того, президент США Б. Обама сформулировал свое видение будущего финансирования науки в ходе выступления в Национальной академии наук 29 апреля 2009 года, обещая увеличить эти налоговые вычеты и довести компенсацию инновационных инвестиций до двойного размера.

Помимо того, что это исключительный образец стимулирования инновационного развития, это также блестящий образчик того, как можно, не нарушая правил ВТО по форме, игнорировать их по сущности.

Роль государства в инновационной политике

С экономической точки зрения каждое государство может считаться по меньшей мере рынком. При таком пассивном подходе государство является сугубым объектом, не имеет экономической субъектности, которую оно может обретать в той мере, в какой его право и законодательство будут способствовать этому и определять его активную роль конструктора экономических отношений и субъектов как на территории своей юрисдикции, так и во внешней среде деятельности.

Для того чтобы выполнять эту роль, государство, во-первых, само должно быть публично-правовым субъектом, то есть создателем, держателем, хранителем, распорядителем и приумножите-лем общего блага нации и общих благ для граждан, во-вторых, оно должно быть создателем субъектов для равноправных с ним отношений на территории своей юрисдикции. Лишь в таком случае эти экономические субъекты смогут постепенно приобретать не только национальную, но и наднациональную, глобальную конкурентоспособность. Наконец, в-третьих, оно должно быть стратегом, предопределяющим и создающим такое будущее своей гражданской нации, то есть нации граждан, равных перед законом и судом, которое было бы конкурентно-доминантным в сравнении с нациями других государств. Эта третья цель нации как государства и государства как нации выражает собой ту ценность, которая пришла в человеческий мир вместе с афинской демократией и религией,— быть лучшим представителем человечества перед Всевышним, обладать наибольшим богоподоби-ем сравнительно с другими народами по критериям всемогущества, всеведения и вездесущести.

Как Национальная академия наук США, так и американская система национального образования вплетены в систему инновационной конкуренции

Современный рынок - это конкуренция нововведений. В тех отраслях и странах, где нет своих нововведений, инновации приходят извне

Особенностью современного развития правовых форм содействия научно-техническому развитию США является регулирование научных исследований и разработок в общем

контексте со всей национальной инновационной системой США

посредством так называемой системы STEM [The Science, Technology, Engineering and Mathematics (STEM) Education Coalition] — Коалиции поддержки образования в области науки, технологии, инжиниринга и математики, которая оказывает поддержку в организации и осуществлении программ развития преподавателей и студентов, учреждаемых Департаментом образования США, Национальным научным фондом, другими учреждениями, которые предлагают создавать соответствующие программы.

STEM в качестве образовательной коалиции представляет все секторы технологий, известных в мире, начиная от работников инженерии знаний, преподавателей, ученых, инженеров и технических специалистов. Организации, участвующие в этой образовательной коалиции, посвящают себя обеспечению качества образования на всех уровнях системы образования.

Особенностью современного развития правовых форм содействия научно-техническому развитию США является регулирование научных исследований и разработок в общем контексте со всей национальной инновационной системой США как системой американской конкуренции всех субъектов развития.

Одним из основных, но не единственным субъектом финансирования является Национальный научный фонд научных исследований и образования, действующий в большинстве областей науки и техники. Его финансирование осуществляется путем предоставления субсидий и заключения соглашения о сотрудничестве с более чем 2000 колледжей, университетов и т. д. На него приходится около одной четвертой средств, предназначенных для федеральной поддержки базовых исследований учебных заведений. Национальный научный фонд получает каждый год около 40 000 просьб о выделении средств для научных исследований, образования и подготовки кадров, из которых приблизительно 11 000 финансируются. Кроме того, Фонд

получает несколько тысяч ходатайств о предоставлении стипендий для аспирантов и докторов наук. Этот Фонд, имеющий статус независимого агентства, не имеет в своем составе лабораторий. Причем он не поддерживает национальные научно-исследовательские центры, пользовательские объекты, определенные маршруты океанографических судов, научно-исследовательские станции, но финансирует совместные исследования между университетами и промышленными предприятиями, участие в международных научных и инженерных исследованиях и мероприятия в области образования на каждом уровне [8].

Особенности

американского

законотворчества

Следует отметить, что американская логика и техника законодательного регулирования существенно отличаются от российской практики, наследницы советского прошлого, и характеризуются конкретной предметностью наряду с целевой стратегичностью американских законов, что вызывает недоумение у отечественных правоведов.

Первая особенность американской нормотехники состоит в том, что оглавление или содержание закона закрепляется данным нормативным актом, в нашем случае п. (Ъ) ст. 1. Решение задачи системного соединения развития науки, образования, технологии и математики посредством всеамериканской инновационной конкуренции субъектов этого развития регламентируется базовым в этой сфере Законом HR5116 «Америка конкурирует 2010», ст. 604 которого уполномочивает министра торговли завершить исследование, в котором рассматриваются вопросы экономической конкурентоспособности и инновационного потенциала США, предусмотренные этим нормативным актом. В соответствии с этим Законом в Конгресс был направлен доклад [9], касающийся решения разнообразных вопросов и вариантов политики, включая налоговую

политику; меры по улучшению общего делового климата в США; решение региональных вопросов, таких как роль государства и органов местного самоуправления в сфере высшего образования; снятие барьеров для создания новых фирм; формирование инновационной торговой политики, в том числе поощрение экспорта; оценку эффективности федеральной политики в области научных исследований и разработок, режимов интеллектуальной собственности в США и за рубежом; здравоохранение лиц, занятых в производственном секторе экономики, и т. д. Доклад был принят за основу разработки стратегии инвестирования в инновационные научные исследования, образование, технологии производства, предусмотренной этим же Законом и его ст. 604.

Краткое название Закона, принятого на 2-й сессии Конгресса США 111 созыва, от 05.01.2010 № HR5116 может быть переведено как «Америка конкурирует» или «Америка состязается». Второе название Закона представляется более приемлемым именно потому, что в нем делается акцент на состоянии или отношении состязания, но не на действии. Это ловушка для русскоязычных людей. Мышление понятиями отношений статично, а мышление идеями действий динамично.

Первый тип мышления влечет пресловутую нереформируемость, социально-властную и неглектогуманитар-ную, введем неологизм, неизменность России в истории.

Второй тип мышления порождает динамизм властегосударственного развития тех же США. Оба типа мышления влияют на развитие стран не только через право и законодательство, но и через правосознание и порождаемые им законы. Конечно, регулирование действий законом применяется в определенной мере в отечественном законодательстве, а именно в процессуальных кодексах, то есть в гражданском и уголовном праве. В этой части происходит развитие закона, поскольку нормы о действиях подверга-

ются проверке в состязательном процессе в судах. Иное дело административное право, административные регламенты — это формы, благодаря которым каждый исполнительный орган власти становится не только судьей в собственном деле, но еще и нормоустановителем процедур, по которым он действует. Так что здесь сохраняется архаичная самодержавная форма права.

При анализе структуры и одной из типичных статей закона можно убедиться в том, что Конгресс США своими законодательными актами фактически отдает конкретные и безальтернативные в исполнении приказы членам исполнительной власти, каждое действие которой предусматривает точную сумму расходов денежных средств на каждый из трех последующих лет, и результаты каждого действия легко оцениваются и проверяются благодаря адресности и точности формулировок регулирования. В этом и реализуется демократия по-американски, обеспечивается персональная ответственность президента и членов его правительства перед Конгрессом.

Полное название этого Закона содержит формулировку его цели и смысла — «Закон инвестирования в инновации посредством научных исследований и разработок, повышения конкурентоспособности Соединенных Штатов и для других целей». Подобная определенно-личная прескриптивная форма номинации нормативного акта обеспечивает синтез в одном акте весьма разнообразных и разнородных регулируемых субъектов и предметов. В отличие от принятого в российской правовой традиции теоретического понятийного синтеза предметов регулирования в разделах, главах и статьях закона американская традиция зиждется на иной философской традиции, философии прагматизма, и поэтому в законе регулируются не отношения, как в российском праве, а действия субъектов права. Синтез регуляций действий субъектов права в одном нормативном акте производится посредством прагматической идеи

Американская

логика и техника

законодательного

регулирования

отличаются

от российской

практики,

наследницы

советского

прошлого,

и характеризуются

конкретной

предметностью

В настоящее время актуальна задача создания в России научно-инженерно-технолого-мате-матической образовательной коалиции по типу американской научно-образовательной коалиции STEM

действия, формулируемых в названии закона. Поэтому в названии присутствует глагол в личной форме, согласованный с субъектом («Америка конкурирует»), который подвержен праву и подвергается регулированию через действия его агентов посредством разделов, титулов, статей, подразделов, пунктов и т. д.

Еще одна особенность американского законотворчества — с одними и теми же полным и кратким названиями может быть принято несколько различных законов, которые не отменяют и не вносят изменения друг в друга, а действуют совместно, отличаясь своими номерами, а также нумерацией статей в них, в которых могут содержаться отсылки на другие одноименные законы и статьи в них.

В названии Закона также подчеркивается его дополнительная правоустанавливающая функция по отношению к одноименному и ранее принятому (1-й сессией Конгресса США 111 созыва) Закону по этому предмету H. R. 2272 America COMPETES Act 2007 года. Следует отметить значительное число законов, принятых в сфере обеспечения американского глобального конкурентного инновационного превосходства. Так, американское право в лице Исследовательского центра Конгресса США относит к связанным с данным Законом 2007 года ряд других принятых Конгрессом США 110 созыва нормативных актов, на которые следует обратить внимание в целях повышения отечественной инновационной конку-рентоспособности3.

3 S. 761 (110th): America COMPETES Act; H. R. 1868 (110th): Technology Innovation and Manufacturing Stimulation Act of 2007; H. R. 1867 (110th): National Science Foundation Authorization Act of 2007, H. R. 1068 (110th): To amend the High-Performance Computing Act of 1991; H. R. 363 (110th): Sowing the Seeds Through Science and Engineering Research Act; H. R. 362 (110th): 10,000 Teachers, 10 Million Minds Science and Math Scholarship Act rule: H. Res. 602 (110th): Providing for consideration of the conference report to accompany the bill (H. R. 2272) to invest in innovation through research and development, and to improve the competitiveness of the United States.

Особое значение для возвышения американской экономики до качества инновационной имеют также законы, которые были приняты ранее в сфере институционализации науки и образования. Важна не институционализация как таковая, а определенное инновационно-ориентированное качество такой инс-титуиционализации. Это качество произрастает из наделения общественных организаций специальным правовым статусом, как это имеет место с вышеупомянутой американской научно-образовательной коалицией STEM Education Coalition4. Помимо рассматриваемого базового в этой сфере Закона HR5116

4 См.: 1. H. R. 1693 (IH) — Science Education for the 21st Century Act/ Congressional Bills. 107th Congress. Introduced in House. Thursday, May 3, 2001. USCode. TITLE rV--COORDINATION OF SCIENCE EDUCATION PROGRAMS SEC. 401; 2. H. R. 4271 (RH) — National Science Education Act/ Congressional Bills. 106th Congress. Reported in House. Thursday, September 21, 2000. USCode. SEC. 2. FINDINGS. INTERAGENCY COORDINATION OF SCIENCE EDUCATION PROGRAMS; 3. H. R. 2710 (IH) — Enhancing Science, Technology, Engineering, and Mathematics Education Act of 2009. Congressional Bills. 111th Congress. Introduced in House. Thursday, June 4, 2009; 4. H. R. 1858 (RH) — National Mathematics and Science Partnerships Act. Congressional Bills. 107th Congress. Reported in House. Wednesday, July 11, 2001; 5. H. R. 6104 (IH) — Enhancing Science, Technology, Engineering, and Mathematics Education Act of 2008. Congressional Bills. 110th Congress. Introduced in House. Wednesday, May 21, 2008; 6. H. R. 6248 (IH) — Elevating Science, Technology, Engineering, and Mathematics Education Act of 2010 Congressional Bills. 111th Congress. Introduced in House. Wednesday, September 29, 2010; 7. H. R. 1858 (IH) — National Mathematics and Science Partnerships Act. Congressional Bills. 107th Congress. Introduced in House. Wednesday, May 16, 2001; 8. 42 U. S. C. 1862n — Mathematics and science education partnerships. United States Code. Title 42: THE PUBLIC HEALTH AND WELFARE. CHAPTER 16: NATIONAL SCIENCE FOUNDATION. Edition 2011; 9. 42 U. S. C. 1863 (g) National Science Foundation Act of 1950; 10. U. S. C. 3701 et seq. The Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980 (15).

«Америка конкурирует 2010», ее статус регулируется также 3-м, 5-м и 6-м из перечисленных в сноске законов.

На Закон, нумерованный в сноске восьмым (42 U. S. C. 1862n), следует обратить особое внимание — этот нормативный акт «О математических и научно-образовательных партнерствах (сообществах)» включен в титул 42 «Общественное здоровье и благосостояние» главы 16 «Национальный научный фонд». Тем самым к составу элементов системы общественного здоровья и благосостояния отнесены наука, образование, в том числе математическое, а также публичное финансирование этих институтов. Это существенное по сравнению с европейским и отечественным законодательством расширение понятия общественного здоровья, включение в его состав не только здоровья физического, но и умственного, а также образования, в том числе научного. Более того, это не только расширение, причем следует отметить — революционное, понятия здоровья, но и расширение правосознания и права. Формулировка титула 42 не включает альтернативу — публичное здоровье или благосостояние, но соединяет их. Математическое и научное образование также рассматриваются как элементы здоровья и благосостояния нации.

Подводя итог анализу регулирования американской стратегии инновационного конкурирования правом, обращаем внимание читателей на то, что законом устанавливаются не направления стратегии развития, а дается конкретное понимание стратегии с конкретными действиями и обязанностями государственных органов исполнительной власти, контролируемых Конгрессом посредством отслеживания достигнутых результатов.

В настоящее время актуальна задача создания в России научно-инженерно-технолого-математической образовательной коалиции по типу американской научно-образовательной коалиции STEM. Статус данной коалиции должен быть урегулирован законом. В соответс-

твии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» она должна иметь статус государственно-общественного объединения, участвующего в выработке предметной политики для средней и высшей школ, послевузовского образования, в делах по оценке и приемке объектов, использующих сложные технологии, инженерных сооружений, оценке уровня квалификации специалистов, анализе претензий потребителей, экспертизе конфликтных дел своей сферы, экспертизе объектов интеллектуальной собственности, проведении анализа и прогнозных исследований развития предметов коалиции.

Литература

1. Фридмэн Л. Введение в американское право: пер. с англ. / Под ред. М. Калантаровой. M., 1993.

2. Кун Т. Структура научных революций: пер. И. З. Налетова. М.: Прогресс, 1975.

3. Печчеи А. Человеческие качества.— М.: Прогресс, 1985.

4. Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИ-ПРАН РАН, 2006.

5. Лепский В. Е. Признаки и последствия недооценки роли средового подхода в инновационном развитии и модернизации России // Междисциплинарные проблемы средового подхода к инновационному развитию / Под ред. В. Е. Леп-ского. М.: КогитоЦентр, 2011.

6. Лепский В., Захаров В. Что и как нужно спасать в российской науке // Независимая газета, 13.01.2010.

7. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1996.

8. URL: http://www.nsf.gov/funding/ aboutfunding.jsp.

9. The Competitiveness and Innovative Capacity of the United States. January 2012. Prepared by the U. S. Department of Commerce in consultation with the National Economic Council.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.