Научная статья на тему 'Правовые ценности в цивилизационном учении Н. Я. Данилевского'

Правовые ценности в цивилизационном учении Н. Я. Данилевского Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
828
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / LEGAL VALUES / АКСИОЛОГИЯ ПРАВА / AXIOLOGY OF LAW / ПРАВОПОНИМАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / CONSERVATIVE IDEOLOGY / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / СЛАВЯНСТВО / SLAVDOM / N.Y. DANILEVSKIY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузубова Ангелина Юрьевна

В статье предпринята попытка проанализировать аксиологические правовые подходы создателя теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. В учении Н.Я. Данилевского выдвигается тезис о невозможности универсальной цивилизации с едиными аксиологическими правовыми установками. Исходной ценностью, формирующей обоснованность иных правовых ценностей, мыслитель признает историческую этнополитическую общность людей. Для политико-правовых взглядов Н.Я. Данилевского характерно восприятие права как феномена, функционально обслуживающего такие ценности высшего порядка, как религия и нравственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal values in N.Y Danilevskiy’s civilizational doctrine

The article makes an attempt to analyze the axiological legal approaches of N.Y. Danilevskiy, who developed the theory of cultural and historical types. Danilevskiy suggested an idea of nonexistence of a universal civilization with unified axiological legal directives. The thinker recognized the historic ethno-political community as the basic value that determines the relevance of other legal values. Recognition of the law as a phenomenon functionally supporting such values of higher order, as religion and morality, is typical for political and legal views of N.Y. Danilevskiy.

Текст научной работы на тему «Правовые ценности в цивилизационном учении Н. Я. Данилевского»

УДК 340.12 Кузубова Ангелина Юрьевна

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института

ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ УЧЕНИИ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО

Kuzubova Angelina Yuryevna

PhD in Law, Assistant Professor, Head of State and Legal Disciplines Department, Voronezh branch of Moscow Institute of Humanities and Economics

THE LEGAL VALUES IN N.Y. DANILEVSKIY'S CIVILIZATIONAL DOCTRINE

Аннотация:

В статье предпринята попытка проанализировать аксиологические правовые подходы создателя теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. В учении Н.Я. Данилевского выдвигается тезис о невозможности универсальной цивилизации с едиными аксиологическими правовыми установками. Исходной ценностью, формирующей обоснованность иных правовых ценностей, мыслитель признает историческую этно-политическую общность людей. Для политико-правовых взглядов Н.Я. Данилевского характерно восприятие права как феномена, функционально обслуживающего такие ценности высшего по-рядка, как религия и нравственность.

Ключевые слова:

Н.Я. Данилевский, правовые ценности, аксиология права, правопонимание, консервативная идеология, цивилизация, славянство.

Summary:

The article makes an attempt to analyze the axiological legal approaches of N.Y. Danilevskiy, who developed the theory of cultural and historical types. Danilevskiy suggested an idea of nonexistence of a universal civilization with unified axiological legal directives. The thinker recognized the historic ethno-political community as the basic value that determines the relevance of other legal values. Recognition of the law as a phenomenon functionally supporting such values of higher order, as religion and morality, is typical for political and legal views of N.Y. Danilevskiy.

Keywords:

N.Y. Danilevskiy, legal values, axiology of law, legal consciousness, conservative ideology, civilization, Slavdom.

В ноябре 2015 г. исполнилось 130 лет со дня смерти великого русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), что делает особенно актуальным обращение к его политико-правовому наследию. Создатель теории культурно-исторических типов не был юристом и специально не занимался разработкой проблем общей теории права, напротив, получив образование в качестве вольного слушателя на естественном факультете Петербургского университета, он защитил магистерскую диссертацию на кафедре ботаники. Н.Я. Данилевский является автором многочисленных работ по ботанике, биологии, географии, этнологии, но наибольшую известность приобрел его фундаментальный труд «Россия и Европа: Взгляд на культурно-исторические и политические отношения славянского мира к германо-романскому», датированный 1864-1868 гг. Именно это произведение, ставшее своеобразным кодексом, обобщившим и развившим идеи предшественников мыслителя - славянофилов, позволяет выявить аксиологические правовые подходы Н.Я. Данилевского. Системное, комплексное изучение текста указанного труда способствует выделению отдельных его положений, внесших вклад в формирование правовой теории, а также анализу правовых ценностных ориентиров философа.

Взгляды Н.Я. Данилевского, подобно воззрениям многих мыслителей XIX в., подверглись существенной трансформации: от увлечения идеями революционного кружка Петрашевского до осознания себя последовательным сторонником консервативного движения. В контексте исследования аксиологии права русского консерватизма нас интересует период творчества философа, начинающий отсчет с 60-х гг. XIX в.

Мыслитель отрицал существование единой общечеловеческой цивилизации и выделял различные культурно-исторические типы цивилизаций с их особыми жизненными циклами. По мнению Н.Я. Данилевского, культурное разнообразие является залогом успеха и совершенствования человечества, а европейская цивилизация не должна восприниматься как универсальная модель устройства общества. Поэтому в фундаментальной работе философа «Россия и Европа» особое место отводится проблематике соотношения германо-романского и славянского типов цивилизации.

Следует отметить, что при исследовании феномена «право» важно учитывать специфику национального (цивилизационного) мышления с его своеобразными понятиями и категориями, методологией, формами и результатами рефлексии. Именно способ юридического мышления,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

по утверждению А.И. Гусейнова, «определяет границы правовой рефлексии для каждой конкретной цивилизации» [1, с. 21]. Стабильность правовой системы невозможна без взаимодействия нормативной основы права и правовых ценностных отношений социальных субъектов. В российской юриспруденции XIX в. безраздельно господствовал позитивизм, отрицавший аксиологию права и признававший лишь ценность закона. На этом фоне консервативная политико-правовая мысль в лице своих сторонников предприняла попытку обосновать связь права с национальными ценностями и традициями, обратить внимание на цивилизационную идентичность и самобытность культур. Аксиологическая проблематика русского консерватизма позволила приблизиться к познанию процессов соотношения идеальной сферы бытия с нормативной системой общества.

Исходной ценностью, формирующей универсальность иных правовых ценностей, в циви-лизационном политико-правом учении Н.Я. Данилевского признается историческая этнополити-ческая общность людей. Именно народность, по мнению мыслителя, является той основой, которая вершит прогресс в его позитивном смысле, призвание же государства - выступать хранителем «народности и всех тех задатков развития, которые в ней заключаются, для возможно полного проявления всех сторон всечеловеческой жизни» [2, с. 510]. Н.Я. Данилевский подчеркивал, что идея народности образует, объединяет, заставляет функционировать и сохраняет государство [3]. Тем самым мыслитель демонстрировал, что ему ближе тип правопонимания с преобладанием не индивидуальных и автономных (ориентированных на личность, ее права и свободы), а коллективных начал. Право трактовалось Н.Я. Данилевским не в контексте реализации свободы индивида, а как необходимый регулятор ряда общественных отношений.

В русле свойственных консервативной идеологии тенденций экстраполяции данных органической теории на государственно-правовые явления Н.Я. Данилевский воспринимал русский народ как организм, естественным образом сосредоточенный в его государе, являющем живое осуществление политического самосознания и народной воли. Соответственно, право рассматривалось как исходящая от самодержца истина, правда. Обретение человеком свободы и проявление его воли в подобной системе было возможно только в рамках социальных общностей, к числу которых относили народность, церковь, общину и т. д.

Консервативная политико-правовая мысль не разделяла право и закон, зачастую сводя первое ко второму, то есть воспринимала право именно в его позитивистской трактовке, при этом подчеркивала приоритетность установлений идеального порядка над законодательными нормами. В праве должны находить воплощение религиозные и нравственные установления, иначе оно теряет свое значение, превращаясь в произвол. Н.Я. Данилевский акцентировал внимание на недопустимости исключения христианских оснований из правовых нормативов, ведь, по его мнению, сам «закон не может же служить выражением того, что кому-нибудь во сне пригрезилось ...закон должен на чем-нибудь основываться» [4, с. 308]. Взгляды философа характеризуются восприятием права как феномена, функционально обслуживающего такие ценности высшего порядка, как религия и нравственность.

Анализируя особенности «русского государственного строя», Н.Я. Данилевский особо выделял дисциплину («дар повиновения») и энтузиазм («готовность к самопожертвованию») [5, с. 657]. Специфика славянских народов - отсутствие склонности к насилию, что обусловлено историческими особенностями формирования российской государственности. Прирожденная гуманность славян - совершенно особая цивилизационная черта, отражающаяся, в частности, в русском законодательстве о смертной казни, в отношении к подвластным России народам, во всей внешней политике государства, зачастую проводимой в ущерб национальным интересам. Русский народ в какой-то степени мягок, «из него можно лепить, что угодно», но не там, где это не соответствует народному убеждению [6, с. 283].

Мыслитель выделял преобладание общественных начал над личными, индивидуальными, отсутствие культа материальных благ. Н.Я. Данилевский считал, что для русского народа как представителя славянского культурного типа идеалами бытия выступают: в контексте нравственности - православие, в политическом плане - идея славянства (славянской федерации), в экономической сфере - крестьянский надел.

Несомненным достижением учения Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах считаем постулирование тезиса о невозможности универсальной цивилизации с едиными аксиологическими установками, в том числе правового порядка. Правовые ценности являются порождением конкретной правовой культуры с ее уникальностью и своеобразием. Цивилизационная самобытность обусловливает особенности трансформации универсальных базовых ценностей в совершенно разные, иногда диаметрально противоположные по содержанию правовые нормы. Философ особо подчеркивал глубинные отличия германо-романской и славянской цивилизаций,

где насилию противопоставлялось ненасилие, праву - неправовые регуляторы (мораль, религия), индивиду - коллектив, правам и интересам индивида - послушание, смирение, приоритет обязанностей и общих интересов.

В русле консервативной парадигмы Н.Я. Данилевский отмечал, что в иерархии ценностей русского человека право стоит значительно ниже таких неправовых регуляторов, как религия, нравственность и мораль.

Правовые ценности как формы субъективного восприятия права, обусловленные отношением к правовой системе общества, определяющие выбор соответствующего поведения и юридическую оценку событий, следует рассматривать не изолированно, а в системном взаимодействии. Народ и общий интерес, правда, порядок, стабильность, справедливость, свобода, равенство должны выступать ориентирами в правотворческой деятельности. Воплотившиеся в отечественной правовой традиции ценности являют собой специфическую черту российской правовой культуры, и стратегии развития права необходимо основывать на гармоничном сочетании национальных правовых ценностей и социальных отношений, значимых для общества в конкретный исторический период.

Ссылки:

1. Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. № 7.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2015.

3. Там же.

4. Там же. С. 308.

5. Там же. С. 657.

6. Там же. С. 283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.