Научная статья на тему 'Правовые системы стран СНГ с мусульманским населением: общее и особенное'

Правовые системы стран СНГ с мусульманским населением: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1248
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / СНГ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / LEGAL SYSTEM / THE CIS / THE STANDARD LEGAL CERTIFICATE / CUSTOMS / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винниченко Е. А.

Статья посвящена особенностям формирования правовых систем стран СНГ с мусульманским населением. Анализируется влияние религии ислама на законодательство этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to features of formation of legal systems of the CIS countries with the Muslim population. Influence of religion of Islam on the legislation of these countries is analyzed.

Текст научной работы на тему «Правовые системы стран СНГ с мусульманским населением: общее и особенное»

УДК-348.97.

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН СНГ С МУСУЛЬМАНСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ:

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Е.А. Винниченко

Статья посвящена особенностям формирования правовых систем стран СНГ с мусульманским населением. Анализируется влияние религии ислама на законодательство этих стран.

Ключевые слова: правовая система, СНГ, нормативный правовой акт, обычаи, традиции.

Правовые системы стран СНГ с мусульманским населением переживают коренную трансформацию с начала 1990-х гг. Общие направления реформ такие же как и на всем постсоветском пространстве: идеологический и политический плюрализм, социально

ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности, укрепление их гарантий [1, с.16].

В настоящее время Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан -страны кодифицированного права. Основные отрасли права этих стран кодифицированы.

Основным источником права в Азербайджане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане являются законодательные и иные нормативные правовые акты. Существует строгая иерархия источников права.

Глава X Конституции Азербайджана 1995 года определяет основы системы законодательства страны, характеризуя Конституцию как акт, обладающий непосредственной и высшей юридической силой [2, с.76]. Система законодательства состоит из нормативно-правовых актов, расположенных в следующей иерархии: конституция, акты, принятые референдумом, законы, указы Президента, постановления Кабинета Министров, нормативные акты центральных органов исполнительной власти. Ч. II ст. 148 Конституции объявляет международные договоры, стороной которых является Азербайджанская Республика, неотъемлемой частью системы законодательства. При возникновении противоречий между актами национального законодательства (кроме Конституции и актов, принятых путем референдума) и международным договором применяется последний (ст. 151). В Азербайджанской Республике сделаны огромные шаги в сфере строительства правового государства и интеграции в мировое сообщество. Однако, несмотря на подписание большого числа международных договоров, процесс их имплементации во внутригосударственном праве еще далек до совершенства. В частности, это проявляется отсутствием критериев определения самоисполнимых договоров, четких правил разрешения коллизий между нормами международного и внутригосударственного права.

Национальное право Азербайджана постепенно приспосабливается к возрастающей роли внутренней правовой системы в имплементации норм международного права. Стремление активнее участвовать в интеграционных процессах Европы ставит дополнительные задачи по формированию законодательства в соответствии с достижениями современного международного права, т.е. по внедрению эффективного механизма имплементации международно-правовых норм через внутригосударственное право.

Иерархия нормативных актов Киргизии определена Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» от 20 мая 2009 года №241 [3], которая включает Конституцию, закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию;

конституционный закон; кодекс; закон; указ Президента; постановление Жогорку Кенеша;

постановление Правительства; акты Национального банка, Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов; нормативные правовые акты государственных органов,

уполномоченных издавать нормативные правовые акты, в соответствии с актами делегирования нормотворческих полномочий; нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления. Международные договоры являются правовой основой международных

отношений Кыргызской Республики. Согласно статье 6 Конституции Кыргызстана вступившие в установленном законом порядке международные договоры и соглашения, участником которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики [4]. Кыргызская

Республика выступает за неукоснительное соблюдение норм международного права и подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права -принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Особенностью правовой системы Кыргызстана является действующее обычное право (адат), применение которого осуществляют суды аксакалов. Деятельность указанных судов регулируется законом Кыргызской Республики от 5 июля 2002 года №113 «О судах аксакалов» [5]. Суды аксакалов в Киргизии принимают решения по гражданским делам, до того как спор переходит в официальную судебную инстанцию. Они, в частности, улаживают имущественные споры между соседями, ссоры между супругами и тому подобное. Действия и решения таких судов основываются не только на Конституции и других нормативно-правовых актах Киргизии, но также на вековых традициях и обычаях киргизского народа, особенностях менталитета и личных убеждениях, не противоречащих, однако, государственному законодательству.

Иерархическое расположение нормативных правовых актов Таджикистана содержит закон Республики Таджикистан от 26 марта 2009 года №506 «О нормативных правовых актах» [6]. Таджикистан провозгласил в ст. 10 Конституции Республики Таджикистан основной частью своей правовой системы не только международные договоры, но и «международно-правовые акты» в целом. В случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов [7, с.384].

Иерархия нормативных актов Туркменистана представлена Законом Туркменистана от 07.12.2005 года№ 31-111 «О нормативных правовых актах». Систему нормативных правовых актов образуют Конституция Туркменистана; конституционные законы Туркменистана; законы Туркменистана; постановления Халк Маслахаты Туркменистана; постановления Председателя Халк Маслахаты Туркменистана, указы и постановления Президента Туркменистана, постановления Меджлиса Туркменистана; постановления Кабинета Министров Туркменистана; акты министерств и других центральных органов государственного управления; постановления велаятских, этрапских, городских халк маслахаты; постановления хякимов (представителей Президента Туркменистана на местах); решения Генгешей (представительные органы народной власти на территории шахеров (городов), поселков и оба). Данные акты расположены в порядке и по степени их юридической силы. Указанный закон не упоминает о статусе международных договоров в иерархии источников права в Туркменистане. Согласно Конституции Туркменистан признает приоритет общепризнанных норм международного права. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем предусмотренные законом Туркменистана, то применяются правила международного договора.

В целом система источников узбекского права определена в Законе Республики Узбекистан от 14.12.2000г. №160-11 «О нормативно-правовых актах» и включает Конституцию,

конституционные законы, обычные законы, указы президента, постановления Кабинета Министров, нормативные правовые акты, издаваемые центральными и местными органами власти и управления [8]. Собственную конституцию и законодательство имеет Республика Каракалпакстан, но и они должны соответствовать Конституции Узбекистана. Данный закон не содержит положений о статусе международных договоров. Статья 17 Конституции Республики Узбекистан имеет большое значение для прогрессивного развития правовой системы государства. Конституция недвусмысленно отдает предпочтение международным правилам, высказываясь за их прямое и непосредственное применение при рассмотрении различных дел [9, с.443]. Если возникает «несоответствие» между нормой международного права и нормой внутригосударственного права, то вопрос о том, какую норму следует применять, должен решаться в пользу нормы международного права.

Отметим, что важнейшим элементом иерархического построения системы источников права указанных стран является принцип верховенства закона. При этом особое значение имеет принцип верховенства Конституции.

Функционирование конституционного суда в странах свидетельствует об особой охране Конституции, наличии конституционного контроля. Однако Туркменистан не имеет конституционного суда, как и института судебного конституционного контроля вообще. Соответствие нормативных актов Конституции и законам определяет парламент (Меджлис) (п. 9 статьи 63 Конституции Туркменистана). В Киргизии с принятие новой Конституции 2010 года Конституционный суд был упразднен, и вместо него образована Конституционная палата в составе Верховного суда.

Таким образом, новые правовые системы указанных стран основываются на строго

светских началах, ориентируется на романо-германские традиции и международно- признанные принципы, нормы и стандарты, в том числе и в области прав человека. Провозглашение государственной независимости, курс на рыночную экономику, движение к политическому и идеологическому плюрализму открыли широкие возможности к сближению с романо-германской правовой семьей не только по внешней форме, но и по содержанию. Это нашло свое отражение как в сфере публичного права, где утверждаются основные параметры правового государства -разделение властей, первостепенная роль публичных свобод, конституционный контроль и др., так и в сфере частного права - признание многообразия форм собственности и первостепенного значения частной собственности, институтов рыночного права [10, с.401].

В то же время новое законодательство этих стран в целом сохраняет структуру, систему и юридическую технику, общие для правового пространства СНГ. Например, Уголовные кодексы Республики Таджикистан, Республики Туркменистан, Азербайджана были подготовлены на основе модельного Уголовного кодекса для государств-участников СНГ. В силу этого указанные законодательные акты весьма близки по содержанию к Уголовному кодексу Российской Федерации.

Однако особенностью стран СНГ с мусульманским населением является восприятие религии ислама как части культуры народа, как носителя общечеловеческих ценностей, хранителя национальных духовных традиций. Правосознание граждан этих стран наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого. Например, для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Коллективистские начала, коллективные интересы здесь всегда превалировали над интересами частными, индивидуальными. Поэтому, как считает Сухарев, рецепция Узбекистаном в 1990-е гг. романо-германского права, основанного на индивидуализме и частной инициативе, нередко носит формальный, поверхностный характер [11, с.804]. Например, в Гражданском кодексе Узбекистана в статье 6 говорится о местных обычаях и традициях, которые применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством при отсутствии в нем соответствующих норм. Согласно статье 8 Семейного кодекса Республики Узбекистан от 30.04.1998 года № 607-1 при отсутствии в законодательстве соответствующих норм в регулировании семейных отношений применяются местные обычаи и традиции, не противоречащие принципам законодательства Республики Узбекистан [12].

Очень многое в Азербайджане подчинено вековым обычаям и традиционным исламским нормам, поэтому следует соблюдать определенные правила поведения. Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства в Туркмении. Например, в Туркмении было подписано президентом постановление «О государственном калыме», предусматривающее внесение в государственную казну определенной денежной суммы, чтобы взять в жены гражданку Туркмении.

Согласно Конституции Киргизии в Кыргызской Республике народные обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека, поддерживаются государством (статья 37).

Традиции, торжества и обряды, как источники права Таджикистана, получили официальное оформление после принятия специального Закона Республики Таджикистан от 7 июня 2007 года №331 «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» [13]. Им придано общеобязательное значение, поскольку данный закон

распространяется «на государственные органы, организации, учреждения и предприятия, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, а также на все физические лица, независимо от их социального положения и национальной принадлежности» (ч. 3 ст. 1). Традиции, торжества и обряды имеют национальный характер, поэтому являются элементами «национальной культуры» (ч.2 ст. 1 Закона), а также имеют отношение к исламу (мусульманские религиозные обряды). Камолов И.И. утверждает, что мусульманское право оказывает непосредственное влияние на действующее позитивное право Таджикистана, в частности, наравне с официальными мусульманскими праздниками действуют связанные с ними исламские нормы и положения, имеющие императивный характер не только для мусульман, но и в отношении властных структур (обеспечение нормальной деятельности общественного транспорта ввиду большого числа людей при чтении утреннего намаза, посещении мест захоронения близких и т.д.) [14, с. 21].

Поэтому правовые реформы должны базироваться на традиционных для этих стран религиозно-нравственных принципах и нормах, и только тогда законы обретут свою жизненность и будут восприняты обществом. Поэтому в принимаемых законах должны быть учтены и

отражены укоренившиеся в повседневной жизнедеятельности населения народные традиции, обычаи, нравственные нормы, которые унаследованы из вероисповедания и не противоречат общечеловеческим ценностям, правам и свободам людей.

The article is devoted to features of formation of legal systems of the CIS countries with the Muslim population. Influence of religion of Islam on the legislation of these countries is analyzed.

The key words: Legal system, the CIS, the standard legal certificate, customs, traditions.

Список литературы

1.Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред.- д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. 3-е изд., перераб и доп. М.: Издательство НОРМА , 2003.

2.Конституции стран СНГ и Балтии: Учебное пособие/ Сост. Г.Н. Андреева. М.: Юристъ,

1999.

3. Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» от 20 мая 2009 года №241 // Газета «Эркин-Тоо». 2009. №68-69.

4.Конституция Кыргызской Республики // Газета «Эркин-Тоо».2010.

5.Закон Кыргызской Республики от 5 июля 2002 года №113 «О судах аксакалов» // Газета «Эркин-Тоо». 2002. № 52.

6.Закон Республики Таджикистан от 26.03.09 №506 «О нормативных правовых актах» //URL: http://base.spinform.ru/show.fwx?Regnom=17693.

7.Конституции стран СНГ и Балтии: Учебное пособие/ Сост. Г.Н. Андреева. М.: Юристъ,

1999.

8.Закон Республики Узбекистан от 14.12.2000г. №160-II «О нормативно- правовых актах» // Газета «Народное слово». 2001. № 3.

9.Конституции стран СНГ и Балтии: Учебное пособие/ Сост. Г.Н. Андреева. М.: Юристъ,

1999.

10.Саидов А.Х. Основные правовые системы современности. М.: Юристъ, 2003.

11.Конституции стран СНГ и Балтии: Учебное пособие/ Сост. Г.Н. Андреева. М.: Юристъ,

1999.

12.Семейный кодекс Республики Узбекистан от 30.04.1998 года № 607-I //Собрание законодательстваРеспубликиУзбекистан. 2008. 16. ст. 117.

13.Закон Республики Таджикистан от 7 июня 2007 года №331 «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в РеспубликеТаджикистан» // URL.:

http://www.agencynau.tj/zakoni/z.%20u%20t.html.

14.Камолов Илхом Икромович. Источники права Республики Таджикистан : автореферат диссертации ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Камолов Илхом Икромович; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2009.

Об авторе

Винниченко Е.А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, katerinvinniche@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.