Научная статья на тему 'Правовые риски в деятельности образовательных организаций высшего образования'

Правовые риски в деятельности образовательных организаций высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РИСК / УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВЫМИ РИСКАМИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепарина Ольга Александровна

В статье исследуются правовые риски, возникающие в сфере образовательных отношений на уровне образовательной организации высшего образования. Рассматриваются отдельные виды подобных правовых рисков, обосновывается необходимость выстраивания на уровне образовательной организации высшего образования механизма управления ими в целях недопущения их реализации и/или минимизации негативных последствий от их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чепарина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Risks in Activities of Educational Organizations of Higher Education

The paper addresses the legal risks arising in the sphere of the educational relations in educational organizations of higher education. The author considers some types of such legal risks, and justifies the need to form the risk management mechanism in order to prevent their realization and/or to minimize negative consequences arising from their realization.

Текст научной работы на тему «Правовые риски в деятельности образовательных организаций высшего образования»

УДК 347.191.43:34.03

Правовые риски в деятельности образовательных организаций высшего образования

Чепарина О.А.

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье исследуются правовые риски, возникающие в сфере образовательных отношений на уровне образовательной организации высшего образования. Рассматриваются отдельные виды подобных правовых рисков, обосновывается необходимость выстраивания на уровне образовательной организации высшего образования механизма управления ими в целях недопущения их реализации и/или минимизации негативных последствий от их реализации.

Ключевые слова: правовой риск, управление правовыми рисками, образовательная организация высшего образования, образовательные отношения.

Актуальность обращения к теме правовых рисков в образовательных отношениях объясняется все усложняющимся законодательным регулированием этих отношений и усилением правовой ответственности образовательных организаций за разного рода нарушения в сфере образования.

Понятие правового риска впервые появилось в банковском секторе экономике. Так, в Письме Банка России от 30 июня 2005 г. № 92-Т правовой риск рассматривается как риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие влияния внутренних и внешних факторов [1]. Указанный документ предусматривает, что управление правовым риском осуществляется в целях уменьшения (исключения) возможных убытков, в том числе в виде выплат денежных средств на основании постановлений (решений) судов. Цель такого управления письмо определяет как уменьшение (исключение) возможных убытков, репутационных последствий.

Считаем возможным определить правовой риск как возможные негативные последствия правового характера, возникающие в процессе деятельности хозяйствующего субъекта (организации), а управление правовыми рисками как организационно-правовую деятельность, направленную на предупреждение и/или минимизацию негативных последствий от реализации правовых рисков.

Правовые риски сопровождают деятельность любого юридического лица. При этом существуют правовые риски, общие для всех юридических лиц, а также характерные для того или иного юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы и/или сферы деятельности. Применительно к образовательным организациям высшего образования можно выделить следующие виды правовых рисков: привлечение организации и ее должностных лиц к административной ответственности, приостановление действия лицензии на осуществление образовательной деятельности образовательной организации полностью или частично, аннулирование такой лицензии, приостановление действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, лишение государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, ликвидация организации, взыскание убытков по решению суда по искам заказчиков, потребителей образовательных услуг, привлечение руководителя, должностных лиц образовательной организации к уголовно ответственности, потеря деловой репутации и ряд других.

Чтобы избежать подобных негативных правовых последствий от реализации правовых рисков необходимо определить требования законодательства, предъявляемые к деятельности образовательных организаций высшего образования, как основания таких рисков. Образование определяется законом как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее -ФЗ об образовании [2]). Как экономическая и правовая категория, определяющая природу отношений между образовательной организацией и обучающимся (потребителем) и/или заказчиком, образование рассматривается как услуга1.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей [3]) услуга, в том числе образовательная, должна отвечать следующим требованиям: должна быть качественной, безопасной, и ее оказанию должно предшествовать предоставление заказчику и потребителю полной и достоверной информации, включающей информацию об исполнителе услуги и самой образовательной услуге.

Качество услуги предполагает ее соответствие целому ряду требований. ФЗ об образовании определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия 1) федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) 2) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (пп. 29 ст. 2). Закон о защите прав потребителей предусматривает, что качественная услуга должна соответствовать договору, в случае отсутствия условий в договоре - обычно предъявляемым требованиям и обычно предъявляемым целям, целям, специально оговоренным в договоре, обязательным требованиям. К числу последних в нашему случае относится в том числе соответствие образовательных услуг лицензионным требованиям и требованиям,

1 П. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ определяет услугу как определенные действия или определенную деятельность исполнителя, которые он обязуется оказать по заданию заказчика по договору возмездного оказания услуг.

предъявляемым соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) (ст. 4).

С категорией «качество услуги» тесно связаны понятия «недостаток услуги» и «существенный недостаток услуги». К числу последних применительно к образовательным услугам относят: 1) методическую и научную несостоятельность лиц профессорско-преподавательского состава; 2) замену лиц педагогического состава на специалистов ниже той квалификации и того образовательного уровня, которые установлены при заключении договора; 3) отмену и замену установленных учебным планом и расписанием занятий; 4) сокращение времени обучения и содержания учебных программ; 5) нарушение требований государственного образовательного стандарта при осуществлении образовательной деятельности; 6) приостановление образовательной деятельности вуза в связи с отзывом лицензии; 7) лишение вуза государственной аккредитации; 8) ликвидацию вуза по решению суда при осуществлении образовательной деятельности без лицензии и т.д. [4].

Следующее требование, предъявляемое к образовательным услугам, - это требование безопасности. Закон о защите прав потребителей предусматривает под безопасностью услуги ее безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее использования, а также безопасность процесса оказания услуги (преамбула Закона о защите прав потребителей). В соответствии с ч. 6 ст. 28 ФЗ об образовании образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Еще одним важным требованием к образовательной услуге является предоставление потребителям и заказчикам образовательных услуг, в том числе потенциальным потребителям и заказчикам, полной и достоверной информации об исполнителе образовательной услуги и реализуемых услугах (ст.ст. 8, 9, 10 Закона о защите прав потребителей). Ст. 29 ФЗ об образовании содержит требования к формируемым образовательными организациями информационным ресурсам, об обеспечении доступности и открытости внушительного массива информации об образовательной организации и ее деятельности. При этом Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации2.

2 Обязанность исполнителя до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных ус-

Закрепляя требования к обязательным услугам, законодатель предусматривает правовые последствия нарушения указанных требований. Так, ФЗ об образовании предусматривает, что образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 7 ст. 28). Так, ст. 5.57 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) [6] предусматривает ответственность образовательной организации за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций, ст. 19.30 КоАП РФ - за нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, ст. 19.20 КоАП РФ - за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

Закон о защите прав потребителей и Правила оказания платных образовательных услуг предусматривают гражданско-правовую ответственность за недостатки образовательных услуг. В соответствии с указанными Правилами при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами, заказчик вправе по своему выбору потребовать: а) безвозмездного оказания образовательных услуг; б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг; в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами; г) отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных

лугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, предусмотрена Правилами оказании образовательных услуг [5].

Право

услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Анализ правовых рисков образовательных организаций высшего образования и факторов, способствующих их реализации, диктует необходимость выстраивания на уровне вузов системы мониторинга правовых рисков, ведения работы в сфере локального регулирования процедур управления правовыми рисками, распределения соответствующих обязанностей и ответственности среди должностных лиц и подразделений вуза в целях предотвращения реализации таких рисков, минимизации негативных последствий от их реализации.

Литература:

1. Письмо Банка России от 30 июня 2005 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах» // Вестник Банка России - 2005. - № 34.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2010. - 30 сентября.

3. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1992.

- 7 апреля.

4. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования // Сайт Федерального центра образовательного законодательства. -URL: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/ knigi/?ELEMENT_ID=1765.

5. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // СЗ РФ.

- 2013. - № 34. - Ст. 4437.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. -2002 г. - № 1 (ч. I). - Ст. 1.

Legal Risks in Activities of Educational Organizations of Higher Education

O.A. Cheparina Kazan (Volga Region) Federal University

The paper addresses the legal risks arising in the sphere of the educational relations in educational organizations of higher education. The author considers some types of such legal risks, andjustifies the need to form the risk management mechanism in order to prevent their realization and/or to minimize negative consequences arising from their realization.

Key words: legal risk, management of legal risks, educational organization of higher education, educational relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.