Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / право / экологический вред / окружающая среда / закон / ecology / law / environmental harm / environment / law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скачкова Ольга Сергеева, Бородина Юлия Леонидовна

За последний век довольно сильно наше общество прогрессирует в промышленности, науке и технике, что несомненно улучшило жизнь человечества и продвинуло его на новую ступень развития. Столь быстрое прогрессивное развитие, без сомнения, принесло много плюсов, однако возросло и влияние на окружающую природу, что за последние десятки лет стало проблемой не только на национальном уровне, но и на мировом. В нашей стране в настоящее время сохраняются существенные пробелы в правовом регулировании «зеленой экономики» и экологической ситуации в целом. Данная статья посвящена проблемам правового регулирования экологии и «зеленой экономики» в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF THE «GREEN ECONOMY» IN THE RUSSIAN FEDERATION

Over the past century, our society has been progressing quite strongly in industry, science and technology, which undoubtedly improved the life of mankind and pushed it to a new stage of development. Such a rapid progressive development, no doubt, has brought many advantages, however, the impact on the surrounding nature has also increased, which over the past decades has become a problem not only at the national level, but also at the global level. In our country, there are currently significant gaps in the legal regulation of the "green economy" and the environmental situation in general. This article is devoted to the problems of legal regulation of ecology and the "green economy" in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Скачкова Ольга Сергеева

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса, Самарский государственный экономический университет Бородина Юлия Леонидовна Магистрант,

Самарский государственный экономический университет

Аннотация. За последний век довольно сильно наше общество прогрессирует в промышленности, науке и технике, что несомненно улучшило жизнь человечества и продвинуло его на новую ступень развития. Столь быстрое прогрессивное развитие, без сомнения, принесло много плюсов, однако возросло и влияние на окружающую природу, что за последние десятки лет стало проблемой не только на национальном уровне, но и на мировом. В нашей стране в настоящее время сохраняются существенные пробелы в правовом регулировании «зеленой экономики» и экологической ситуации в целом. Данная статья посвящена проблемам правового регулирования экологии и «зеленой экономики» в Российской федерации.

Ключевые слова: экология, право, экологический вред, окружающая среда, закон.

LEGAL PROBLEMS OF THE «GREEN ECONOMY» IN THE RUSSIAN FEDERATION

Skachkova Olga Sergeeva

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil and Arbitration Proceedings,

Samara State Economic University Borodina Yulia Leonidovna

Master's student, Samara State Economic University

Annotation. Over the past century, our society has been progressing quite strongly in industry, science and technology, which undoubtedly improved the life of mankind and pushed it to a new stage of development. Such a rapid progressive development, no doubt, has brought many advantages, however, the impact on the surrounding nature has also increased, which over the past decades has become a problem not only at the national level, but also at the global level. In our country, there are currently significant gaps in the legal regulation of the "green economy" and the environmental situation in general. This article is devoted to the problems of legal regulation of ecology and the "green economy" in the Russian Federation.

Key words: ecology, law, environmental harm, environment, law.

Российская Федерация в 21 веке - страна с высокой степенью индустриализации, одной из основных отраслей экономики которой является промышленность. Доля промышленности в ВВП России составляет порядка 32%. Наиболее развитые отрасли нашей страны - добыча и переработка углеводородов, металлургия, химическое производство, машиностроение, производство транспорта. Всё это, несомненно, положительным образом влияет на экономическое благосостояние страны, но в ту же очередь и повышает ответственность государства перед миром в сфере экологии.

На генеральной ассамблее ООН в 2000 году были приняты цели развития тысячелетия. Одной из важных повесток этих целей является принятие мер, направленных на оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных - приро-до-, энерго-, и материало-сберегающих технологий. В связи с этим в 2017 г. на смену указу президента РФ №236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране

222

окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» пришёл указ президента РФ №176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [5].

Целью данной статьи является рассмотрение развития правовых аспектов в области экологического благосостояния Российской Федерации.

В российском праве термин «зеленая экономика» еще находится на раннем этапе своего развития. Е.В. Новикова в своей статье заостряет внимание на том, что становление «зеленой» экономики в РФ во многом будет определяться правовой базой, формируемой в соответствии со Стратегией долгосрочного развития Российской Федерации до 2050 г. с низким уровнем выброса парниковых газов. Немаловажным аспектом, по ее мнению, также является разработка и принятие Концепции правового обеспечения «зеленой» экономики. Рассмотрим подробнее основные аспекты данной Концепции.

Для закрепления правовых норм в области экологии требуется на законодательном уровне проработать всевозможные понятийные термины. Для примера рассмотрим Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [2]. Он устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики. В частности, в нем оперируют таким понятием, как «возобновляемые источники электроэнергии». Но понятие данного термина не закреплено на законодательном уровне. Учитывая этот момент, для полноценной реализации данного закона необходима конкретизация термина в нормативных актах, что на данный момент еще не сделано. Исходя из этого, следует сделать вывод, что понятийный аппарат в данной сфере недостаточно развит и требует доработок и упорядочивания.

Однако есть и успешные реализованные проекты на пути к достижению глобальных задач, связанных с правовыми аспектами в области экологии. Так, например, в Российской Федерации уже утверждена климатическая доктрина. Вопрос глобального изменения климата, а также его последствий, остро стоит перед странами всего мира. Тем самым принятие упомянутой доктрины позволяет сформировать основы реализации политики в области климата. Согласно положениям данного документа, федеральные органы государственной власти обеспечивают развитие законодательства Российской Федерации, в область которых попадают экономические и социальные субъекты правовых отношений. Так, например, развитию подлежат финансовые и экономические системы, способствующие адаптации предприятий, оказывающих существенное влияние на климатическую ситуацию в России. Для осуществления данных целей необходима разработка законодательного акта, регулирующего вопросы формирования и накопления информации о количестве выбросов парниковых газов в атмосферу. Также необходимо на законодательном уровне закрепить разработку и реализацию мер по реализации и формированию системы просвещения и образования населения РФ в области экологии. На региональном и муниципальном уровне необходимо принятие мер по созданию правовых инструментов, регулирующих вопросы климатического влияния на экологическую обстановку. Основной задачей является развитие законодательства субъектов Российской Федерации, в котором будут учтены влияние территориальных особенностей на отрасли экономики и социальной сферы, фактор изменения климата и его влияния на социальное и экономическое развитие регионов в среднесрочных и долгосрочных планах, а также реализация целей по снижению воздействия антропогенных факторов на климат.

Вопрос вреда окружающей среде от деятельности субъектов хозяйственной деятельности остро стоит последние несколько лет. Экологическое законодательство оперирует термином «вред окружающей среде», понимая под ним негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Н.Г. Жаворонкова предлагает включать в комплексное понятие «экологический вред» следующие разновидности экологического вреда: вред, причиненный окружающей среде в результате ее загрязнения; вред, причиненный отдельным компонентам природной

среды, возмещаемый в соответствии с утвержденными таксами и методиками возмещения вреда; вред, причиненный здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; прошлый (накопленный) экологический вред; вред окружающей среде, возникающий из правомерных действий субъекта хозяйственной деятельности [3].

В соответствии со статистикой, наибольшее количество негативного влияния на природу осуществляют субъекты хозяйственной деятельности. Ежесекундно заводы, фабрики и другие предприятия наносят колоссальный вред окружающей среде.

Но как точно определить вред, который наносится окружающей среде? Особое внимание следует уделить установлению причинной связи между совершенным экологическим правонарушением и наступившими вредными последствиями. Это трудоемкая задача, которая в первую очередь должна решаться с помощью документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение требований субъектами хозяйственной деятельности. Многие ученые считают это невозможным, утверждая, что окончательный вред природе от деятельности человека невозможно установить. Однако определение на законодательном уровне рамок наличия или отсутствия вреда от деятельности предприятий существенно снизит фактор загрязнения от производств.

Наиболее широко спектр мер по поддержке и поощрению экологически значимой деятельности отражен в Федеральном законе от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», где вопросам экологического регулирования в области охраны окружающей среды посвящено несколько статей, объединенных в самостоятельную главу. К данным мерам законодатель относит: установление платы за негативное влияние на окружающую среду; предоставление льгот при внедрении новых технологий на предприятии с целью минимизирования последствий деятельности хозяйственных субъектов на природу; поддержка предпринимательской и иной инновационной деятельности [1].

Существует еще одна проблема в механизме государственного регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации. Н.И. Хлуденева заостряет внимание на том, что в РФ преобладают административные методы стимулирования экологически ответственного поведения субъектов хозяйственной и иной деятельности. Действительно, в настоящий момент времени ощущается неполноценность оказания всевозможных мер на различные субъекты деятельности. Так, необходимо более широкое применение рыночных инструментов регулирования воздействия на окружающую среду. Важным рычагом этого является экономическое стимулирование субъектов. Для осуществления этого механизма необходимо создавать и модернизировать систему правового обеспечения в этой области. В ныне существующих федеральных законах и нормативных актах хоть и упоминаются вопросы стимулирования субъектов, но нет четкого определения термину «экономическое стимулирование в области охраны окружающей среды», а также отсутствует четкое указание, какие меры являются эффективными, а какие нет. В связи с этим в кодексах также необходимо закрепление принципа экономического стимулирования в качестве основного принципа устойчивого развития страны. На законодательном уровне требуются доработки и уточнения касательно льготного налогообложения по основным налогам на использование природных ресурсов. Это в свою очередь позволит более гибко регулировать правовые отношения между государством и гражданами Российской Федерации [4].

Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что государству необходимо пересмотреть приоритетные задачи в экологической сфере не только с точки зрения экономически-социальных отношений, но и в области правового регулирования. Учитывая высокий рост развития и модернизации предприятий, а также мировую тенденцию, направленную на «озеленение» экономики, правовая база развита недостаточно, что не позволяет эффективно и должным образом управлять механизмом государственного регулирования. Помимо этого, требуется актуализация уже существующих законов, так как их

качество и точность определений, прописанных в кодексах и нормативных актах, напрямую влияет на их соблюдение и исполнение.

Список источников и литературы

1. Об охране окружающей среды : федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. 09.03.2021). - Текст : электронный. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.04.2021).

2. Об электроэнергетике : федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 (ред. 30.12.2020 г.). - Текст : электронный. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.04.2021).

3. Жаворонкова, Н. Г. Возмещение экологического вреда: законодательные новеллы / Н. Г. Жаворонкова. - Текст : непосредственный // Журнал «LexRussica». 2016. - № 8. -С.130-140.

4. Кудрявцев, А. В. Правовые аспекты развития «зеленой экономики» в России / А. В. Кудрявцев. - Текст : непосредственный // Вестник дипломатической академии министерства иностранных дел Кыргызской Республики им. Казы Дикамбаева. - 2019. - № 12. - С. 6-11.

5. Обзор экологической политики России. - Текст : электронный // Российский совет по международным делам : официальный сайт. - 2021. - URL: http://www.russiancouncil.ru. (дата обращения: 20.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.