Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РТ'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРИРОДЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КУРОРТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Табаруков М.И.

В статье рассмотрены правовые проблемы рационального использования курортно-рекреационных ресурсов РТ и значение восстановлению и сохранению курортно-рекреационного потенциала как важного лечебного фактора. А также выявлено принципы охраны окружающей среды и природопользования на территории курортов, и разработано рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства Республики Таджикистан по курортно-рекреационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РТ»

Ч,УЕРОФИЯ, ТУРИЗМ, ИКГИСОДИЁТ (ГЕОГРАФИЯ, ТУРИЗМ, ЭКОНОМИКА)

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РТ

Табаруков М.И.

Таджикский Государственный Педагогический Университет им. Садриддина Айни

Право на охрану здоровья является одним из основных прав, закрепленных Конституцией Республики Таджикистан (ст.38). В обеспечении соблюдения этого права важное место занимают курортно-рекреационные ресурсы, представленные лечебно-оздоровительными местностями и курортами. Среди них уникальными по своему лечебному потенциалу и природным богатствам являются курорты Ходжаобигарм и Обигарм, санатории Хаватаг, Зумрад, Шаамбары, Оби-Шифо, Гармчашма и Джиланды.

Распад СССР привел к разрушению основ прежнего функционирования санаторно-курортного комплекса Таджикистана, не создав новых и не обозначив чётко желаемых целей, к которым необходимо было бы стремиться санаторно-курортной отрасли. Несмотря на богатство и разнообразие ресурсов таджикских минеральных вод, запасы их используются в настоящее время менее чем на 20 процентов. Из выявленных на территории Таджикистана свыше 150 минеральных источников, только 30 используются в лечебных целях. Из открытых 10 месторождений лечебных сульфидных иловых грязей, обладающих бальнеотерапевтическимим свойствами, добыча пелоидов осуществляется только из 2-х наиболее крупных месторождений.

В такой ситуации государство и таджикское общество, казалось бы, должны придавать первостепенное значение восстановлению и сохранению курортно-рекреационного потенциала как важного лечебного фактора. Но, как показывает практика, окружающая среда санаторно-курортного комплекса Таджикистана находится сегодня в критическом состоянии. Одним из факторов, сдерживающим ее восстановление является отсутствие правовой базы, отвечающей реалиям сегодняшнего дня, отсутствие эффективной системы управления в области природопользования и охраны окружающей среды, а также совершение экологических правонарушений в пределах санаторно-курортного комплекса Таджикистана. Поэтому проблемы охраны окружающей среды и природопользования на территориях санаторно-курортного комплекса страны были и остаются актуальными и по большей части нерешенными.

На сегодняшний день в результате некомпетентного природопользования практически во всех здравницах Таджикистана сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, остро стоит проблема сохранения уникальных природных ресурсов: минеральных вод, грязей и лесных ресурсов. В Постановлении Правительства Таджикистана «О государственной экологической программе Республики Таджикистан на 1998 - 2008 годы» территория республики разделена на 11 экологических районов:

1. Присырдарьинский;

2. Северотуркестанский;

3. Зеравшанский;

4. Гиссарский;

5. Вахшский;

6. Дангаринский;

7. Хулбак-Куляб-Чубекский;

8. Каратегин-Кангурт- Б альджуан- Шуроаб адский;

9. Гармо-Мугсу-Баландкиикский;

10. Бадахшанский;

11. Восточно-Памирский [3].

Из них сильное экологическое загрязнение наблюдается в 1 и 7-м, снижено рекреационное значение в 3, 4, 5, 6, 8, 9 и 11-м районах, нормальное состояние отмечено только во 2-м районе и 10-й район нуждается в до изучении. Определение остроты ситуации зависит от региональных особенностей и специфики ведущих проблем и может рассматриваться отдельно с точки зрения условий проживания населения и состояния его здоровья, состояния природных ресурсов, сохранения уникальности и генофонда ландшафта.

Возвращаясь к санаторно-курортной системе, отметим, что проблема экологического загрязнения не обошла стороной и ее, и на сегодня отмечаются такие очевидные негативные факты как:

- отсутствие ограждений зон горно-санитарной охраны (ГСО) на месторождениях минеральных вод Ходжаобигарм и Шаамбары;

- сооружение коттеджа и постройка неэкранированного выгреба в 1 -й зоне ГСО (строгого режима) курорта Обигарм;

- невыполнение химических и бактериологических анализов минеральных вод всех месторождений Таджикистана в течение последних 17 лет, начиная с 1995г.;

- осуществление скотопрогона в пределах 2-й, а иногда и 1-й зоны ГСО месторождений минеральных вод Ходжаобигарм, Шаамбары и Хаватаг, приводящего к эрозии и загрязнению почв, подземных вод, и представляющего угрозу для состояния гидроминеральной базы;

- нерабочее состояние канализационно-очистных сооружений (КОС) курорта Ходжаобигарм, разрушенных в результате схода оползня в июле 2004 года, и санатория Шаамбары, со сбросом стоков напрямую в р.Ходжаобигарм и Шаамбаринский сай, вызывающим бактериологическое загрязнение водных ресурсов и их деградацию.

Таким образом, недостатки природопользования и охраны курортно-рекреационных ресурсов в Таджикистане обусловлены отсутствием эффективной правовой базы и игнорирования ее исполнения, которая является необходимым условием устойчивого развития санаторно-курортного комплекса.

Действующие нормативно-правовые акты Таджикистана, регулирующие отдельные вопросы охраны окружающей среды и природопользования, часто носят неконкретный характер, давая возможность государственным ведомствам и частным предприятиям, наносить непоправимый ущерб курортно-рекреационным ресурсам.

Очевидно, что курортно-рекреационная система сегодня нуждается не только в эффективном экологическом законодательстве, но ив «экологизации» всей системы законодательства РТ. Современная политика государства в области охраны окружающей среды и природопользования, по мнению С.А. Боголюбова, должна заключаться не только в принятии новых законов, но и в применении действующих [1].

Для реального действия закона необходимо создание эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и природопользования. В настоящее время указанная система является неэффективной. Причинами этого являются отсутствие четкого разграничения полномочий в области природопользования между центральной властью, регионом и местным самоуправлением, постоянные и необоснованные преобразования государственных органов на республиканском и региональном уровнях. В связи с перераспределением полномочий республиканских органов управления нестабильными являются полномочия, а порой и существование природоохранных органов в регионах и на местах.

Курортно-рекреационная система Таджикистана является уникальной не только по своему природному потенциалу, но и по характеру управления, своеобразным «государством в государстве», поэтому при решении вопросов управления необходим особый подход. Управление в области охраны окружающей среды и рационального природопользования должно стать элементом комплексной системы управления экономикой санаторно-курортного комплекса Таджикистана. Управление на

территории санаторно-курортной системы должно осуществляться на принципах законности, гласности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, участия общественности в решении насущных экологических задач, четкого разграничения полномочии органов управления, но с учетом особого статуса курорта. Так как окружающая среда курортов остро нуждается в помощи со стороны государства и общества, то одним из принципов управления должен стать принцип приоритета сохранения, восстановления и охраны природных лечебных ресурсов. Этот принцип нельзя реализовать сиюминутно, так как необходимо учитывать высокую степень хозяйственного освоения территории региона. Он должен стать стратегической целью государственной политики в области охраны окружающей среды курортно-рекреационной системы Таджикистана.

Принцип целевого и рационального использования природных лечебных факторов нарушается в результате совершения экологических правонарушений на территории курортов. Экологические правонарушения ведут к снижению эффективности использования этих факторов в лечебных целях. Серьезно ухудшает обстановку появление и развитие на территории курортов предприятий различных форм негосударственной собственности, направляющих свою деятельность, прежде всего, на скорейшее получение прибыли, а также возрастающий правовой нигилизм, отсутствие четко регламентированной правовой системы экологических ограничений и режимов природопользования.

В тоже время, действующее административное и уголовное законодательство не позволяет в полной мере применять административную и уголовную ответственность за экологические правонарушения, совершаемые на территории курортов. Уголовное законодательство не содержит специальных норм, направленных на предотвращение преступлений в отношении окружающей среды курортов и борьбу с ними.

В Кодексе административных правонарушений РТ среди предметов посягательства не указана окружающая среда курортов. Кроме того, низкие размеры штрафов не способствуют повышению роли административной ответственности. Так, загрязнение природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, национальной экономике, влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы и на должностных лиц от двадцати до тридцати (в редакции Закона РТ от 01.03.2005 № 94) минимальных размеров заработной платы (Указ ПВС РТ от 7.04.1994 № 230) [2].

Следует учесть, что правовая охрана окружающей среды курортов является объектом правового регулирования многих отраслей права, таких как: конституционное, гражданское, уголовное, административное, экологическое и земельное.

Поэтому рассмотрение проблем правовой охраны окружающей среды курортов требует глубокого анализа норм указанных отраслей, причем с акцентом на нормы экологического и земельного права.

Несмотря на довольно заметный массив экологического законодательства и произошедшие в нем положительные перемены, качество законов, обеспечивающих охрану окружающей среды курортов, оставляет желать лучшего. Проведенное исследование выявило аспекты охраны окружающей среды и природопользования на территории курортов, и способствовало разработке следующих рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства Республики Таджикистан:

1.Принять Законы:

- «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

- «Об охране окружающей среды».

2.Добавить статью в закон «Об особо охраняемых природных территориях и объектах», посвященную лечебно-оздоровительным местностям и курортам.

3.Разработать нормативно-правовые документы:

- «Положение о курорте местного значения», который бы декларировал порядок функционирования, организацию лечебной деятельности, развитие и застройку курорта, разработку природных лечебных ресурсов и горно-санитарную охрану, структуру управления и экономическое регулирование деятельности курорта.

- «Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей».

Литератур:

1. Боголюбов С.А. Проблемы экологической политики России // Государство и право.1999. № 2. - С. 44.

2. Постановление Правительства РТ от 25.07.2005. № 103. // Кодекс об административных правонарушениях Республики Таджикистан. Ст. 93.

3. Постановление Правительства РТ от 04.08.1997. № 344. // О государственной экологической программе Республики Таджикистан на 1998 - 2008 годы.

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРОРТНО- РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РТ

Табаруков М.И.

В статье рассмотрены правовые проблемы рационального использования курортно-рекреационных ресурсов РТ и значение восстановлению и сохранению курортно-рекреационного потенциала как важного лечебного фактора.

А также выявлено принципы охраны окружающей среды и природопользования на территории курортов, и разработано рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства Республики Таджикистан по курортно-рекреационных ресурсов.

Ключевые слова: курортно-рекреационные ресурсы, минеральные воды, экологических правонарушение, природопользования, нормативно-правовые акты, загрязнение природы , природопользования на территории курортов.

LEGAL PROBLEMS OF RATIONAL USE OF RESORT AND RECREATIONAL RESOURCES OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Tabarukov M. I.

The legal problems of rational use of resort and recreational resources of the Republic of Tajikistan and value of restoration and preservation of resort and recreational potential as important medical factor are reviewed in the article.

It is also revealed the principles of preservation of the environment and nature management in the territory of resorts, and it is developed recommendations on perfection of the current legislation of the Republic Tajikistan regarding the resort and recreational resources.

Key words: resort and recreational resources, mineral waters, ecological offence, nature management, regulatory legal acts, pollution of the nature, nature management in territory of resorts.

Сведения об авторе: Табаруков Муборакшо Искандарович - старший преподаватель кафедры экономической географии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (992)900 - 99-39-00.

Information about the author: Tabarrukov Muboraksho Iskandarovich, senior lecturer, Chair of Economic Geography, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, phone: (992)900 - 99-39-00.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.