DOI 10.46566/2412-9682_2020_60_172 УДК 34
Карапетян А.Р. студент
РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
Россия, г. Москва
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОМИССИЮ ПО ГРАНИЦАМ
ШЕЛЬФА
Аннотация: Повышенная заинтересованность государств в использовании уникальных богатств континентального шельфа приводит на практике к возникновению целого ряда проблем и противоречий. В первую очередь, это касается международно-правового режима континентального шельфа и делимитации его границ. Российская Федерация также имеет свои интересы в Арктическом шельфе, как прибрежное государство, что в свою очередь не может создавать ряда противоречий с другим прибрежными странами, имеющих большие интересы в использовании континентального шельфа Арктики.
Ключевые слова: Континентальный шельф, международное право, территориальное море, эксплуатабельность.
Karapetyan A.
National University of Oil and Gas "Gubkin University"
LEGAL CONCEPT OF THE CONTINENTAL SHELF UNITED NATIONS CONVENTION ON THE MARITIME 1982
Abstract: The 1958 Geneva Convention on the Continental Shelf, defining the continental shelf, proceeds from two fundamental principles: the principle of natural continuation of land territory and the principle of exploitation, that is, the possibility of the technical development of its natural resources. The 1982 UN Convention on the Law of the Sea provides the basis for a legal definition of the concept of the continental shelf on the principles of natural extension and distance.
After a comparative analysis of the two Conventions, we can conclude that the 1982 UN Convention more accurately defines the external limits of the shelf.
Key words: Continental shelf, international law, territorial sea, serviceability.
Во исполнение распоряжения правительства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов (МПР) России совместно с
Минобороны России и МИД России подготовили заявку (представление) на установление внешней границы континентального шельфа Российской Федерации за пределами 200 морских миль в соответствии с Конвенцией 1982 года.
Заявка является полной и представлена в отношении районов Баренцева моря, Арктического бассейна, Берингова моря и Охотского моря.
Российская Федерация направила заявку в Комиссию по границам континентального шельфа через Генерального секретаря ООН 20 декабря 2001 года. В дополнение к заявке РФ комиссия получила через Генерального секретаря ООН пять вербальных нот по российской заявке -от правительств Канады, Дании, Японии, Норвегии и США. Заявка была переведена в Секретариате ООН с русского на английский язык и передана десятой сессии Комиссии, которая проходила с 25 марта по 12 апреля 2002 года. На этой же сессии была создана Подкомиссия по рассмотрению российской заявки, которая за период с 1 по 12 апреля собиралась 20 раз. Шесть заседаний состоялись между 1 и 8 апреля 2002 года и были посвящены консультациям, проводившимся в форме ответов и вопросов между членами подкомиссии и группой экспертов российской делегации. Всего в ходе рассмотрения заявки было задано 36 вопросов, на которые группа российских экспертов дала письменные ответы (в переводе на английский язык, выполненном Секретариатом). В дополнение к основной заявке Российская Федерация, по запросу Комиссии, дважды представляла дополнительные материалы как во время десятой сессии, так и 15 мая 2002 года.
В период между десятой и одиннадцатой регулярными сессиями комиссии, подкомиссия провела без участия российской делегации свои заседания. По завершении этой работы подкомиссия представила окончательные рекомендации Комиссии, которая рассмотрела проект рекомендаций, подготовленный подкомиссией, на своей 11-й сессии (24-28 июня 2002 г.).
Внешняя граница российского континентального шельфа в Арктике за пределами 200 миль установлена в заявке в соответствии со статьей 76 Конвенции 1982 года. В юридический континентальный шельф России включены геологический шельф, континентальный склон и континентальный подъем, примыкающие к материку и хребтам Ломоносова и Менделеева, а также сами эти хребты в пределах российского сектора до Северного полюса.
Следует еще раз напомнить, что по Конвенции 1982 года заявка подается только на юридический континентальный шельф за пределами 200 морских миль от "исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря". В пределах 200-мильной зоны государство уже имеет суверенные права на все виды ресурсов по режиму исключительной
экономической зоны, а на минеральные ресурсы - автоматически по положениям статьи 76 Конвенции 1982 года.
Восточнее хребта Гаккеля построение внешней границы континентального шельфа базируется на концепции о континентальной природе хребта Ломоносова и возможности трактовки его подножия как подножия континентального склона, являющегося частью подводного продолжения континентальной окраины материка вплоть до Северного полюса.
В приполюсной части заявляемой площади континентального шельфа граница будет проходить по линии, разделяющей континентальный шельф России и континентальный шельф Дании и Канады. Она должна быть определена в ходе соответствующих переговоров, которые предстоит еще провести. Пока эта граница показана по секторальной линии. Отнесение к юридическому континентальному шельфу всей площади морского дна в районе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева производится на основе гипотезы о принадлежности этих поднятий к естественным компонентам российской континентальной окраины, а также на основе аналогии строения земной коры котловин Макарова и Подводников с земной корой континента.
Следует отметить, что рассмотрение заявки России происходило в весьма сложной обстановке. До представления заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа МИД России совместно с МПР России провели соответствующую работу с арктическими государствами. На встрече в МИД России в Москве в октябре 2001 года основные положения нашей концепции континентального шельфа в Арктике были представлены США, Норвегии, Канаде и Дании. На последующих консультациях в Нью-Йорке в ноябре 2001 года вопросы содержания российской заявки обсуждались с США, Канадой и Данией.
Основное содержание рекомендаций Комиссии ООН по границам континентального шельфа по российской заявке в целом сводится к следующему.
Комиссия не смогла подтвердить правильность проведения внешней границы российского континентального шельфа на большей части Арктического бассейна в связи с отсутствием в российской заявке батиметрических и навигационных карт и базы данных по глубинам, которые в соответствии с российскими нормативами являются секретными. Поэтому представленная линия внешней границы континентального шельфа практически не рассматривалась. Кроме того, представленные геофизические данные не в полной мере соответствовали научно -техническим требованиям комиссии.
По вопросу о хребтах Ломоносова и Менделеева рекомендации комиссии содержат явно проамериканское и тенденциозное заключение о том, что представленные в заявке научные данные не являются
достаточными для классификации этих структур как подводных возвышенностей, являющихся естественными компонентами подводной окраины российского материка. Это, однако, оставляет возможность в будущем относить их к континентальному шельфу России при представлении более убедительных научных доказательств.
В итоге России рекомендовано представить пересмотренную заявку по Арктическому бассейну с учетом заключения и рекомендаций комиссии и включением в нее первичной информации по промерам и координатам глубин морского дна.
Рекомендации Комиссии по российской заявке сводятся также к необходимости представления дополнительных научных данных, доказывающих континентальную геологическую природу подводных поднятий Ломоносова и Менделеева.
Хотя заявка не была одобрена, она сыграла важную роль в обеспечении интересов России. Заявляемая Россией площадь морского дна Арктики была опубликована Генеральным секретарем ООН, и все государства и мировая общественность были извещены о границах арктического континентального шельфа, на которые Россия намерена претендовать в рамках современного международного права.
Еще одним спорным моментом, по мнению ряда авторов, является фактическое толкование Комиссией по границам континентального шельфа нормы о соблюдении 10-летнего срока подачи заявки государством с момента вступления Конвенции 1982 года в силу для этого государства15. Так, Комиссия осуществила юридическое толкование Конвенции по морскому праву, позволив прибрежным государствам на основании пункта 3 Приложения I Правил процедуры Комиссии игнорировать установленный 10-летний срок подачи заявок на установление внешней границы относительно спорных районов континентального шельфа до урегулирования спора16. Правом толкования Конвенции 1982 года, как справедливо отмечает судья Международного трибунала по морскому праву В.В. Голицын, в соответствии с правом международных договоров обладают сами стороны, а также международные органы, на которые возложена обязанность по разрешению споров17.
Предпоследняя статья Приложения III к Конвенции по морскому праву, которая предусматривает «разумный период времени» пересмотра прибрежным государством своего представления либо подачи нового в Комиссию по границам континентального шельфа в случае несогласия с её рекомендациями вызывает немало вопросов на практике. К ним относятся: сколько раз прибрежное государство вправе подавать подобные заявки и
15 Приложение III к Конвенции ООН по морскому праву от 10.12.1982. Ст. 4. [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/lawsea46-84.pdf.
16 Губанов А.И. Указ. соч., с. 34.
17 Губанов А.И. Указ. соч., с. 34.
сколько времени может продолжаться этот процесс? В доктрине международного права такая ситуация получила название «пинг-понг», поскольку может продолжаться бесконечно. Дело в том, что установление границы континентального шельфа является суверенным правом прибрежного государства, а рекомендации Комиссии по границам могут стать обязательными только в том случае, если государство осуществит их имплементацию в своё законодательство.
Несовершенства правового механизма рассмотрения Комиссией по границам континентального шельфа представлений прибрежных государств об установлении границ континентального шельфа порождают множество проблем на практике, которые должны быть надлежащим образом устранены.
Использованные источники:
1. Конвенция ООН по морскому праву 1982г. [Электронный ресурс]: -Режим доступа: URL: http ://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conv1980. shtml
2. Авраменко И.М. Международное морское право., М., 2003. С.37.
3. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 04.12.1995, N 49, ст. 4694.