Научная статья на тему 'Правовые проблемы построения нормы КоАП РФ, регламентирующей задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации'

Правовые проблемы построения нормы КоАП РФ, регламентирующей задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
634
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ЗАПРЕЩЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАДЕРЖАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РФ / LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION’S ENTITIES / SEIZURE OF THE MEANS OF TRANSPORT / PROHIBITION OF EXPLOITATION OF MEANS OF TRANSPORT / PROTECTION OF VEHICLE OWNERS RIGHTS / LEGAL REGULATION OF SEIZURE OF THE MEANS OF TRANSPORT / FEDERAL LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пустовойт Ирина Игоревна

Даная статья посвящена характеристике нормативного закрепления задержания транспортного средства и запрещения его эксплуатации как самостоятельных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В свете последних изменений положений ст. 27.13 КоАП РФ исследование, проведенное автором настоящей статьи, позволяет сделать заключение о необходимости системного подхода к внесению изменения в норму закона. В результате проведенного в статье исследования, автором внесено предложение по оптимизации нормативного регулирования задержания транспортного средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF THE ADMINISTRATIVE OFFENCES CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PART REGULATING SEIZURE OF THE MEANS OF TRANSPORT AND PROHIBITION OF ITS USE

The article describes regulatory framework for seizure of the means of transport and prohibition of its use as independent measures supporting proceeding on the administrative offence cases. In view of the latest changes of regulations of the article 27.13 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation the author’s research substantiates the need for the system approach to introduction of alterations into the law regulations. Following the research results, the author brings forward a motion on advancement of the legal regulation of the seizure of the means of transport.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы построения нормы КоАП РФ, регламентирующей задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации»

УДК 342.9 Пустовойт Ирина Игоревна dom-hors@mail.ru

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ НОРМЫ КОАП РФ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ЗАДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ЗАПРЕЩЕНИЕ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Pustovoyt Irina Igorevna dom-hors@mail.ru

LEGAL QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF THE ADMINISTRATIVE OFFENCES CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PART REGULATING SEIZURE OF THE MEANS OF TRANSPORT AND PROHIBITION OF ITS USE

Аннотация:

Даная статья посвящена характеристике нормативного закрепления задержания транспортного средства и запрещения его эксплуатации как самостоятельных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В свете последних изменений положений ст. 27.13 КоАП РФ исследование, проведенное автором настоящей статьи, позволяет сделать заключение о необходимости системного подхода к внесению изменения в норму закона. В результате проведенного в статье исследования, автором внесено предложение по оптимизации нормативного регулирования задержания транспортного средства.

Ключевые слова:

задержание транспортного средства, запрещение эксплуатации транспортного средства, защита прав собственников транспортного средства, нормативное регулирование задержания транспортного средства, федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ.

Summary:

The article describes regulatory framework for seizure of the means of transport and prohibition of its use as independent measures supporting proceeding on the administrative offence cases. In view of the latest changes of regulations of the article 27.13 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation the author’s research substantiates the need for the system approach to introduction of alterations into the law regulations. Following the research results, the author brings forward a motion on advancement of the legal regulation of the seizure of the means of transport.

Keywords:

seizure of the means of transport, prohibition of exploitation of means of transport, protection of vehicle owners rights, legal regulation of seizure of the means of transport, Federal laws, laws of the Russian Federation’s entities.

Федеральным законом от 25.12.2012 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] п. 10 данной статьи был изменен. Слова «возврат транспортных средств» были заменены словами «возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами».

Федеральным законом от 10.07.2012 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [2] расширен круг правонарушений, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, в частности, указанный в ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ дополнен указанием на ч. 7 ст. 12.5 КоАП РФ.

Конструкция нормы ст. 27.13 КоАП РФ позволяет констатировать наличие единых правил применения как задержания транспортного средства, так и запрещения его эксплуатации, с разницей лишь в материальных основаниях их применения (то есть в видах правонарушений, при совершении которых может быть применена та или иная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении). Достаточно частное внесение изменений редакции нормы закона свидетельствует о незакрепленности, неурегулированности положений, а также о возможности и необходимости выработки оптимальной для правоприменителя редакции анализируемого положения закона.

При детальном рассмотрении ст. 27.13 КоАП РФ, регулирующей порядок применения той меры административного пресечения, с которой боится столкнуться каждый водитель, становится очевидным, что и в действующей редакции норма не безупречна и требует дальнейшей корректировки. В рамках настоящей статьи автор затронет несколько, важных, на его взгляд, положений ст. 27.13 КоАП РФ, не претендуя на полноту комментария нормы.

Ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ под задержанием транспортного средства понимает исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Согласно ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о применении соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, можно отметить, что задержание транспортного средства является комплексным волевым актом уполномоченных КоАП РФ должностных лиц органов государственной власти, состоящим из следующих элементов:

а) исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства;

б) помещение в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку);

в) хранение транспортного средства.

Если рассматривать глагольные формы, составляющие сущность предписанной законом меры административного пресечения, то можно отметить наличие взаимосвязанных действий -исключение путем перемещения, помещение на специализированную стоянку и хранение ТС.

Особый интерес представляет анализ первой группы действий - исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства. Поскольку и исключение, и перемещение является «звеньями одной цепи», то есть элементами меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, возникает вопрос, как соотносятся между собой п. 10 ст. 27.13 КоАП РФ и закрепленный ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, являющийся одним из предметов ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.

П. 10 ст. 27.13 КоАП РФ определяет, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 ст. 27.13 КоАП РФ, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

Суть вопроса, анализируемого в настоящей статье, следующая: можно ли порядок реализации меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении урегулировать нормами закона субъекта РФ. Согласно буквальному толкованию положений пп. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ, закрепляющего, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, возможность осуществления перемещения транспортных средств на специализированную стоянку в соответствии с законодательством субъекта РФ противоречит императивному положению пп. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ. Норма общей части КоАП РФ должна находить развитие в нормах специальной части этого же закона, что предусмотрено общей теорией права, а если позиция нормы специальной части изменяет общие нормы и правила, об этом исключении должно быть упомянуто в исходной норме общей части.

Иначе трактовать подобное положение, на наш взгляд, не представляется возможным, и для исключения выявленного противоречия предлагаем изменить редакцию п. 10 ст. 27.13 КоАП РФ следующим образом: «Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».

Упоминавшимся ранее Федеральным законом от 25.12.2012 № 252-ФЗ части 2 и 12 ст. 27.13 КоАП РФ претерпели изменения в связи с расширением круга лиц, в отношении кото-

рых могут быть реализованы как задержание транспортного средства, так и запрещение его эксплуатации. Помимо указанных предыдущих редакциях, например, ч. 12 ст. 27.13 КоАП РФ «его владельцу или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения данным транспортным средством», действующая редакция исследуемой нормы содержит указание на то, что «...расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются... его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством». Как видно из сравнения двух редакций указанной части статьи, последняя редакция исключает из числа субъектов применения нормы лиц, обладающих правом пользования и распоряжения транспортным средством.

Таким образом, гражданско-правовой статус субъекта уступил место административноправовому статусу лица, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством. Подобное изменение носит позитивный характер, поскольку, с одной стороны, защищает право собственности, а с другой - предполагает приоритет административно-правового статуса участника отношений, связанных не столько с институтом собственности, сколько с деятельностью по управлению транспортным средством. Однако и лицо, обладающее правом пользования или распоряжения транспортным средством, может иметь документы, необходимые для управления данным транспортным средством - что еще раз подтверждает целесообразность применения в норме административно-процессуального законодательства именно этой разновидности статуса субъектов отношений.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ невключение собственника транспортного средства в круг лиц, прямо указанных ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ, не является препятствием защиты его прав путем подтверждения наличия права управления именно этим транспортным средством [3]. Перечень документов, необходимых для управления транспортным средством, установлены в п. 2.1.1 Правил дорожного движения, и включают регистрационные документы на данное транспортное средство. Таким образом, при совершении административного правонарушения, повлекшего запрещение эксплуатации транспортного средства, лицом, управляющим транспортным средством, но не являющимся собственником транспортного средства, правомочия собственника (а также иного лица, обладающего правом пользования или распоряжения указанным транспортным средством) по защите прав как собственности, так и самостоятельных прав владения, пользования или распоряжения не нарушаются, что подтверждено правовой позицией Конституционного суда РФ.

Таким образом, такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации требуют пристального внимания как законодателя, так и правоприменителя в целях недопущения ущемления прав и свобод личности, гарантированных Конституцией РФ.

Ссылки:

1. Федеральный закон от 25.12.2012 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7577.

2. Федеральный закон от 10.07.2012 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 29. Ст. 3996.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 № 11-П // Собрание законодательства РФ. 2012. № 21. Ст. 2697.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.