Научная статья на тему 'Правовые проблемы оценки допустимого пожарного риска'

Правовые проблемы оценки допустимого пожарного риска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ДОПУСТИМЫЙ РИСК / ПОЖАР / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ НОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Порошин А.А., Харин В.В., Бобринев Е.В., Кондашов А.А., Удавцова Е.Ю.

Проведен анализ нормативных документов по оценке допустимого риска чрезвычайных ситуаций. Рассмотрены проблемы оценки допустимого риска пожаров, требующие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы оценки допустимого пожарного риска»

Условия, способствовавшие развитию пожара Количество пожаров, ед. Зарегистрировано погибших людей, чел. Риск гибели людей на 1 пожаре, чел./пож.

2016 г. 2017 г. 2016 г. 2017 г. 2016 г. 2017 г.

Неумение персонала пользоваться первичными средствами пожаротушения 12 15 1 1 0,083 0,067

Как видно из таблицы 1, в случае возникновения условий, способствовавших развитию пожара в сельской местности, риск гибели увеличивался на 20-100% по отдельным условиям. Если «позднее прибытие подразделений пожарной охраны к месту пожара» связано с местом дислокации пожарных частей, то остальные условия связаны с непосредственным объектом защиты. Устранение причин, создающих условия для развития пожара, позволит снизить риск гибели людей при пожарах в сельской местности до среднестатистических значений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Статистика пожаров в Российской Федерации за 2017/Электронная энциклопедия пожарного дела. 2018. Режим доступа URL: ЬИр://\у1Ы-йге.ог§/Статистика-пожаров-РФ-2017.ashx (дата обращения: 16.02.2018 г.).

2. Руководство по оценке пожарного риска для промышленных предприятий. Москва, 2006. (Согласовано Управлением государственного пожарного надзора (УГПН) МЧС России (письмо от 03.02.2006 г. № 19/2/318). Утверждено ФГУ ВНИИПО МЧС России 17 марта 2006 г.)

3. Демография Российской Федерации. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа URL: http://www.gks. m/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/( дата обращения: 16.02.2018 г.)

УДК 614.84

A.A. Порошин, В.В. Харин, Е.В. Бобринев, A.A. Кондашов, Е.Ю. Удавцова, В.В. Еремина ФГБУ «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ДОПУСТИМОГО ПОЖАРНОГО РИСКА

Проведен анализ нормативных документов по оценке допустимого риска чрезвычайных ситуаций. Рассмотрены проблемы оценки допустимого риска пожаров, требующие решения.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, допустимый риск, пожар, законодательная норма.

A.A. Poroshin, V. V. Kharin, Е. V. Bobrinev, A.A. Kondashov, E. Yu. Udavtsova, V. V. Eremina LEGAL PROBLEMS OF ASSESSING THE PERMISSIBLE FIRE RISK

The analysis of normative documents on the assessment of the permissible risk of emergency situations was carried out. The problems of estimating the permissible risk of fires, which need to be solved, are considered.

Keywords: emergency situation, permissible risk, fire, legislative norm.

В национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 22.10.02-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Допустимый риск чрезвычайных ситуаций» [1] определены подходы к оценке состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

В стандарте определено понятие допустимый риск чрезвычайной ситуации как риск чрезвычайной ситуации, который допустим и обоснован для социально-экономического развития рассматриваемой территории. Также вводится понятие допустимый индивидуальный риск чрезвычайной ситуации как численное значение, являющееся критерием индивидуального риска чрезвычайных ситуаций, характерных для определенной территории. При этом индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций считается недопустимым, если он более чем в 10 раз превышает допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций.

Стандартом установлен допустимый риск чрезвычайных ситуаций для каждого субъекта Российской Федерации на основании статистических данных о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории субъектов Российской Федерации в период с 1992 по 2014 годы (включая техногенные, природные, биолого-социальные ЧС, техногенные пожары и террористические акты). Максимальное значение допустимого индивидуального риска чрезвычайных ситуаций установлено для Сахалинской области - 1,75-10-4, минимальное - для Белгородской области - 5,32-10-6.

Вместе с тем требует правовой проработки вопрос по установлению допустимого риска пожаров. Существуют десятки пожарных рисков, характеризующих те или иные аспекты пожарной опасности. К таковым следует отнести риски, характеризующие эффективность противопожарного оборудования, обоснованность противопожарных норм, эффективность организации противопожарных служб в городах, риски несрабатывания пожарной сигнализации, пожарной автоматики, нехватки воды для пожаротушения, позднего прибытия пожарных автомобилей к месту пожара и многих других.

Пожарные риски, во-первых, характеризуют возможность реализации пожарной опасности в виде пожара и, во-вторых, содержат оценки его возможных последствий (а также обстоятельств, способствующих развитию пожара). Следовательно, при их определении необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара на том или ином объекте, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий, обусловленных теми или иными обстоятельствами.

Отсюда следует, что во многих случаях пожарные риски можно оценивать статистическими или вероятностными методами, но в ряде случаев могут потребоваться и иные методы.

В Федеральном законе Российской Федерации от 22 июня 2008 г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [2] пожарный риск определен как мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей. Допустимый пожарный риск в [2] определен как пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий. Индивидуальный пожарный риск - это пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара. Согласно ст. 79 Технического регламента индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения

точке. Согласно чт. 93 Технического регламента величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год, а величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год.

Данный подход реализован в методике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 [3], и в методике определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404 [4].

При детальном анализе данной законодательной нормы выявляются проблемы, требующие решения. Допустимый пожарный риск определен только для объектов (зданий, сооружений, строений).

Требует определения в нормативных правовых актах его значения для муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, при этом следует учесть влияние на величину пожарных рисков климатических, географических, экономических и социальных условий на территории муниципального образования и субъекта Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Допустимый риск чрезвычайных ситуаций. ГОСТ Р 22.10.02-2016. Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. № 724-ст.

2. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации № 123-ФЭ от 22 июня 2008 г. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Приказ МЧС РФ от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

4. Приказ МЧС РФ от 10 июля 2009 г. № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

УДК 159.953.5

И.А. Прокудин

ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД России»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ УЧАЩИМИСЯ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ УСПЕВАЕМОСТЬ

В статье рассматривается использование ресурсов сети Интернет учащимися образовательных учреждений высшего образования и его влияние на успеваемость.

Ключевые слова: сеть интернет, успеваемость, интернет-зависимость.

1.А. РгокшИп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.